Беседа что такое этикет цель. Разговор об этикете классный час (5 класс) на тему. Общение по телефону

МБОУ Сосновская СОШ№1филиал в с.Дегтянка

Беседа:

"Этикет, или Правила хорошего тона"

Подготовила:

Токарева Наталья Анатольевна

2017-2018уч.год

Цели:

    способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;

    познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;

    познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование: предметы с этикетками, таблицы с определениями, стол с предметами для сценки 2-х лиц.

ХОД УРОКА

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет . Какое слово по звучанию оно вам напоминает?

Ответы учащихся.

Учитель. Бывая на рынке и в магазине, на товарах вы видите товарный ярлык или этикетку. Что сообщает она о товаре?

Учитель предлагает ученикам товар с этикетками и слушает их ответы на вопрос.

Учитель. Этикетка информирует нас о предмете. Это маленький представитель вещи. И от того, кок нам понравится этот “полномочный посол”, во многом зависит наше отношение к его хозяину, то есть к самой вещи. Этикет – это …:

Учитель обращает внимание учеников на таблицы с определениями.

1. … – это ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения церемонии.
2. … – это соглашение между людьми о том, что принято в обществе, а что не принято, что является правильным, а что неправильным, какие манеры хорошие, а какие – плохие.
3. … – это форма общественного контроля поведения каждого человека.

Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Многие правила поведения пришли к нам из далекой древности. Например: мальчикам пропускать девочек впереди себя. Откуда этот обычай?

Ответы учащихся и слова учителя о разнице в значении мужчины и значении женщины для первобытного племени.

Учитель. Обычай остался, но мы вкладываем в него иное содержание. Многие правила зародились в средневековье: снимать шапку или перчатку. (Учитель рассказывает о рыцаре и средневековом этикете). Где сейчас мы видим продолжение этой традиции?

Ответы учащихся.

Учитель. С какой стороны должен мужчина сопровождать женщину? Где должен находиться мужчина, сопровождающий женщину по ступенькам?

Ответы учащихся. Учитель помогает школьникам, исправляет и уточняет их ответы.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение:

    особа, приближенная к императору – на золотом подносе;

    человек среднего достатка – на серебряном подносе;

    мелкий служащий – на медном подносе;

    крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе.

Соблюдение правил доходило до абсурда. Поэтому существовала поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Учитель рассказывает о королеве при Филиппе II в Испании, ногу которой из стремени сбруи освободил простой человек и вынужден был скрыться.

Учитель. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Ответы учащихся.

Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы таким образом желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты:

у нас большой палец, поднятый вверх – все хорошо, а у шведов – остановите машину;

у нас поглаживание подбородка – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся;

у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя.

Учитель. Зачем нужно следовать этикету?

Ответы учащихся.

Учитель предлагает ученикам проинсценировать отношения гостя и хозяина.

После сценок школьники разбираются в отношениях своих героев.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Свое занятие мы начали со сравнения словэтикет и этикетка, узнали, что эти слова – родственники. Но если на бутылку с уксусом наклеить этикетку “Малиновый сироп”, какова будет ваша реакция после дегустации? Да, на хорошую вещь можно наклеить плохую этикетку, а никудышний товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему. Хорошие манеры – это не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Дорогие друзья! Живите так, как будто перед вами зеркало. Следуйте совету, с которого мы начали свой урок: “Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят”.

Наталия Мракина
Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель : Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Тема : «Его величество Этикет »

Цели :

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения : познавательная игра

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил , которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета .

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга : А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети : Баба – Яга

Воспитатель : Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета , для чего он нам нужен.

Баба-Яга : О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка .

Воспитатель : Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета .

Баба-Яга : И какие это такие правила…

Воспитатель : Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети : исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга : Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель : Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета » .

Итак, начнём : «Этикет улицы »

Баба-Яга : Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель : Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети :

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться - голова не отвалиться

Воспитатель : Начинаем первый тур.

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека : в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы » и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях »

Баба-Яга : А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель : Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета . И на «этикет в гостях » тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

В гости ходить – надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость) .

У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек) .

Воспитатель : Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают : родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается : «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях »

Разыгрывание ситуаций : как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга : Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету ?

Воспитатель : Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга : Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель : Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель : Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга : Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель : Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга : А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга : Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель : Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга : Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель : Ты не права, послушай, дети тебе расскажут : (дети отвечают, высказывают своё мнение)

Хозяйка всегда должна быть приветливой.

Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга : Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет ! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель : Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга : Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель : Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными :

Омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель : Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга : Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель : Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета . А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично . Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони» .

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети :

Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста» .

Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель : Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета . Так что такое этикет ?

Баба-Яга : Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета , и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность , хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель : Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга , многое поняла.

Мы тебя приглашаем остаться с нами на чаепитие.

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. **

Подготовка к беседе : Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
  • А прощаясь?
  • Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
  • Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.

  • "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!

БЕСЕДА «МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР» личная гигиена

ЦЕЛЬ: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

  • Встреча с доктором Айболитом
  • Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена - это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

Кто опрятен - тот опрятен.

Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.

  • Загадывает загадки о предметах личной гигиены. Альбом, (приложение)
  • Беседа с детьми.

Примерные ВОПРОСЫ:

1 .Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть

красиво?

2. Что такое "личная гигиена* 1 ? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком? 3.Чистке ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?

4.Когда их следует мыть?

5 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах? б.Что значит «принимать душ"? Когда это следует делать?

7.Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Чтение К.Чуковский Мойдодыр» А.Барто «Девочка чумазая»

- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.

Беседа «Мы едем в автобусе».

Цель. Познакомить с правилами поведения в транспорте.

  • Во второй половине дня на прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают "ширму-автобус", расставляют стулья, прикрепляют "кассу с билетами"... Затем воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
  • Малыши хотят покататься с нами в автобусе... Покатаем их? /Дети радостно выражают согласие/. Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем он предлагает детям занять места.

  • А кто у нас будет водителем? /Вызывает Женю/. Теперь в путь.

Женя, подвези нас, пожалуйста, к малышам. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать Ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Воспитатель просит детей напомнить НЕЗНАЙКЕ, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.

Затем в автобус приглашают малышей - небольшими группами: автобус делает несколько "рейсов", группы меняются.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры - упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Воспитатель, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:

  • Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то....
  • Это будет мешать другим пассажирам, - заканчивает ребенок.
  • Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то...
  • В автобусе будет грязно, и другим пассажирам - детям и взрослым - будет в нем неудобно и неприятно, - говорит другой ребенок.

Для игры-упражнения могут быть выбраны, конечно, и положительные примеры. Воспитатель говорит:

  • Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то...

Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу, - продолжают

дети.

Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ

НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.

  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: "САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА". МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: "ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/..." НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.

Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина - проявляемая во всем Беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом - значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями;

дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома Примерные вопросы:

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната,).
  • Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
  • Кто создает в доме уют? Что такое уют?
  • Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно

или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

  • Сима пришла из детского сада и расстроилась: в её комнате грязно и неуютно, носки валяются под кроватью, на стуле лежит бельё.

"Бабушка,- закричала Сима,- ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи? Ничего не сказала. Как вы думаете, почему?

Закрепление:

В детском саду ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты.. Уборку группы детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительском; собранию т.п.

Чтение К.Чуковского "Федорино горе".

Работа с родителями:

Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно, чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, чистом и красивом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует убирать свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом воспитывается чувство ответственности за свой дом.

Беседа « Как понравиться людям».

Цель: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

Каждый человек нуждается в любви и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их « искусством нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.д.).

Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.

Существуют правила искусства нравиться:

  • любить людей;
  • быть красивым и привлекательным;
  • быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;
  • приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании;
  • уметь красиво сидеть, стоять, ходить;
  • уметь слушать своих собеседников;
  • говорить людям комплименты;
  • обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.

Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:

  • легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;
  • верхняя и нижняя;
  • нарядная, праздничная и ежедневная;
  • спортивная и вечерняя.

Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и неудобная, опрятная и неопрятная.

За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.

Провести работу над понятиями:

  • вежливость, доброта,
  • искренность, искусство нравиться,
  • комплимент, любовь,
  • привлекательность, приветствие, умение слушать.
  • аккуратность,
  • внешний вид,
  • костюм,

Примерные вопросы по беседе:

  • Что значит «любить»? Кого вы любите?
  • Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?
  • Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их говорим?
  • Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем это следует делать?
  • Что значить « уметь слушать собеседника».
  • Что значит уважать людей находящихся рядом?
  • С каким человеком приятно общаться: с красиво и опрятно одетым или наоборот?
  • Как вы думаете, для чего нужна одежда?
  • Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?
  • Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?
  • Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?

Закрепление.

Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т.д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.

Чтение: А. Барто. «Модница». «Любочка». «Сто одежек». Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». С.Михалков. «Фома».

Работа с родителями.

Желательно обращать внимание родителей на умение детей быть приятными в общении, что влияет на их положение в детском и взрослом коллективе. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид, т.е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков.

Беседа «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».

Цель: Обогащать словарь детей словами - аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.

Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека

Если задать вопрос - зачем человек ест?

Можно сразу ответить - чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек - клеток?

Каждая клетка - живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

  • Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
  • Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, "расщеплять" её на мельчайшие частицы.

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.

Ведь клетки очень - очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной - четыре часа.

Постарайся кушать в одно и тоже время.

Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?

Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Приятного аппетита!

Цикл занимательных бесед

с детьми старшего дошкольного возраста

«Этикет и культура внешнего вида»


Телефонный этикет.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон.

Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

Запомни основные правила общения по телефону:

Нельзя звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!» Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу - позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться.

Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?» Никто не обязан тебе представляться - это ты звонишь и беспокоишь людей.

«Алло» - специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа.

Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, - твоё впечатление может быть ошибочным.

Не бойся телефонного автоответчика - формулируй своё сообщение чётко и кратко. Назови своё имя и номер телефона, по которому тебе можно перезвонить.

Не стоит оставлять приглашение на автоответчике - такое приглашение считается невежливым. Обязательно дозвонись до своего друга и пригласи его лично.

Не следует по телефону благодарить за подарок или важную услугу. Это нужно сделать при личной встрече. Не рекомендуется также выражать по телефону соболезнование.

Излишняя вежливость неуместна при обращении к опе­ратору справочной службы - здесь нужна чёткая информация с той и с другой стороны. Но и в этом случае нельзя обойтись без слов спасибо и пожалуйста.

Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

Чтобы обсудить какое-то важное дело, которое потребует немало времени, договорись с товарищем о своём звонке заранее.

Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В театре, в библиотеке, в музее, на экскурсии, на концерте мобильные телефоны необходимо отключать.

Правила поведения в обществе для младших школьников

Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка - хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.

Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.

А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!

Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отно­шение к ним обязательны для воспитанного человека.

Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.

Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.

Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство - запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.

А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.

Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.

Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность - это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.

Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.

Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем - сделай это взглядом или поворотом головы.

Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.

Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.

Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, - пользуйся не руками, а голосом.

Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.

Автомобили, автобусы, троллейбусы - все виды городского транспорта - всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города - держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.

Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

Правила приема гостей, информация для школьников

Гостеприимство ценилось во все времена. Но быть хорошим хозяином вовсе не так уж просто. Посуди сам. Приветливый хозяин всегда радушно встречает своих гостей, помогает им раздеться, усаживает, развлекает и угощает их. Хозяин должен быть внимательным ко всем своим гостям и найти время для каждого из них. Ему очень важно познакомить гостей друг с другом, позаботиться о том, чтобы они не скучали и получили удовольствие от общения. Важно быть ещё и предупредительным хозяином, угадывая желания своих гостей. И, конечно же, хозяин не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощений, а также своего времени и усилий, потраченных на приём. Ему не пристало жаловаться на трудности и заботы, связанные с подготовкой к приходу гостей. А ещё - тактичный хозяин никогда не заметит промахов и ошибок в поведении гостя и никогда не устроит таких игр и развлечений, в которых сам он будет казаться молодцом, а его гость - неумехой.

Постарайся быть радушным, внимательным, предупредительным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

Запомни эти основные правила приема гостей:

К приходу гостей готовься заранее. Продумай всё до мелочей: где и как разместить гостей, чем их угостить, как развлечь. Все приготовления должны закончиться до прихода гостей.

Принимая гостей, веди себя так, чтобы им было весело и приятно. Будь приветлив. Если у тебя плохое настроение, не показывай этого своим гостям. Будь внимателен и предупредителен. Существует правило: «Желание гостей - закон».

Каждого из пришедших гостей проводи в комнату, познакомь его с собравшимися у тебя друзьями.

Получая подарки, не откладывай их равнодушно в сторонку. Подарок полагается тут же развернуть, рассмотреть, поблагодарить и выразить признательность. Если же по какой-либо причине подарок тебе не понравился, ни в коем случае не показывай этого - не огорчай человека, который старался сделать тебе приятное. Если же тебе подарили что-то вкусное, угости сначала всех окружающих, а потом попробуй угощение сам.

Если гостей заинтересуют твои книги, фотографии, коллекция монет, значков, марок или открыток, покажи коллекцию гостям, даже если ты опасаешься, что её испортят.

Если гости устроили беспорядок в комнате, которую ты старательно убирал к их приходу, не показывай своего огорчения - придётся сделать уборку ещё раз, когда гости разойдутся. Но даже если кто-то из твоих гостей что-либо разобьёт или сломает, не показывай вида, что ты расстроен. Наоборот, постарайся утешить этого гостя, ведь он и так чувствует себя очень неловко.

За столом всё своё внимание уделяй гостям. Проявляй радушие, чтобы они чувствовали: ты угощаешь их искренне. Каждое блюдо сначала предложи гостям, а потом возьми себе. Следи, чтобы твои гости не сидели с пустыми тарелками. Не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

Провожая гостей, помоги им одеться, открой дверь. А если у тебя в гостях была девочка, её нужно обязательно проводить до дома.

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Научись вести себя в компании

Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

усаживаясь, поднимать платье или пальто;

шумно обрушиваться на сиденье стула;

сидеть, широко расставив ноги;

сидеть, развалившись на стуле;

сидеть, примостившись на самом краешке стула;

обвивать ногами ножку стула;

обнимать руками колени;

вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

в обществе не шепчутся;

зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;

при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);

не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Правила поведения в кино

Ты очень любишь смотреть различные фильмы по телевизору.

Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и... романтическая обстановка вызывают совершенно другие чувства.

Можешь сходить в кино одна, с подругой или с родителями.

Но это еще не все. Тебя же может пригласить в кино молодой человек, поэтому тебе следует знать наверняка, как стоит себя в этом случае вести.

Перед тем как продолжить нашу беседу, хотим задать тебе один вопрос: что ты сделаешь в том случае, если уже в начале фильма понимаешь, что он не оправдал твоих ожиданий или ты его уже видела однажды?

1. Положишь ноги на впереди сидящего человека.

2. Наденешь большую лохматую шапку и ни за что не снимешь ее до конца фильма.

3. Как можно чаще будешь ходить за мороженым.

4. Громко оповестишь всех о главных событиях и расскажешь окончание фильма.

5. Досмотришь до конца.

6. Сразу же уйдешь.

7. Обрадуешься, что есть возможность поболтать с соседом справа.

8. Будешь громко грызть орехи и шуршать конфетными фантиками.

9. Пересядешь на последний ряд и поспишь.

10. Позвонишь другу и назначишь встречу в другом кинотеатре.

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с . Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых , внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также как и громко- смеяться и комментировать происходящее. Вообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома.

Конечно, собравшись посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, вы избавлены от необходимости покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми.

Но в этом случае тоже нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видела, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

всегда и во всём помогай младшим и слабым;

не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

не придумывай никому обидных прозвищ;

если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

всегда выполняй данные тобой обещания;

никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Хорошие манеры и этикет детей

«Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье.» Чанакья Пандит

Правила этикета для детей!

Манеры и этикетное поведение детей расцениваются как наиболее важные показатели воспитания детей в семье. Однако, воспитание хороших манер у некоторых подростков будет ощущаться как почти невыполнимая задача. Но не отчаивайтесь, просто придерживайтесь ее. Хорошие манеры важны для уверенности каждого ребенка и успеха в жизни.

Манеры и этикет детей в доме

Семья - это такое место, где начинается, где «семена манер» высаживают и бережно лелеют, где дети учатся не только хорошим манерам, но и основным ценностям и этике. Это убежище, где Ваши дети учатся быть внимательными, терпимости и уважению. Они учатся делиться и уважать пространство всех других членов семьи. Это место, где дети на практике осваивают основы этикета, а затем должны будут нести их по жизни.

Давайте начнем с уважения. Уважение к частной жизни человека – это очень важно. В семье – это одно из самых важных правил. Родители, подростки и даже самые маленькие дети - все заслуживают определенной доли конфиденциальности, уважения личной жизни.

Большинство этих «хороших манер и этикета для детей», которые указаны ниже, применимы как для родителей, так и для детей. И запомните, что Вы должны на практике осуществлять то, что вы проповедуете!

    Если дверь закрыта, то уважительным и хорошим тоном является постучать и дождаться разрешения войти.

    Если Вы хотите что-то взять, всегда спрашивайте разрешение и убедитесь, что Вы возвращаете то, что позаимствовали. Убедитесь, что Вы возвращаете его в том же или даже лучшем состоянии.

    Никогда не переступайте через границу личной территории, это очень плохо для воспитания уважения.

    Очень соблазнительно возможно прочитать дневник и любовные письма (сестры/брата, например), но необходимо сдержать себя, ведь это очень личное, и Вы не хотели бы, чтобы кто-то сделал тоже самое с Вами.

    Дела Вашей семьи являются частными делами Вашей семьи, и должно быть именно так. Если мама и папа ведут споры, или дела идут не очень хорошо, или Ваш брат не очень хорошо учится в школе, посторонним не всегда обязательно об этом знать. Однако, если кто-то из членов семьи проявляет насилие в любой его форме, то необходимо уведомить об этом специалистов или органы власти.

    Еще одно правило хороших манер – Вы не должны ожидать, что кто-то будет убирать за Вами. Оставьте ванную, туалет, кухню и телевизор в чистоте и порядке, не оставляйте грязную посуду в доме. Ваши мокрые полотенца или грязная посуда - это Ваша ответственность. Если Вы с кем-то делите спальню, вы разделяете ответственность за сохранность, чистоту и порядок.

    Повторимся, хорошие манеры и этикет начинается дома, поэтому Ваше родительское наставление уместно вплоть до школы и спортивной площадки. Например, если дети играют в настольную игру дома, проигравший должен научиться признавать победу другого. На спортивном поле дети должны знать, что есть хороший тон поблагодарить противоположную команду, пожать руку и сказать: «Молодцы!».

    Телефонный этикет для детей – не нужно недооценивать тот факт, что сильное благоприятное (или неблагоприятное) впечатление на людей, которые звонят в Ваш дом, может оказывать манера Вашего ребенка отвечать на телефонный звонок.

    Хорошие манеры за столом и этикет для детей должны стать образом жизни.

    Родители в любое время должны контролировать свое собственное поведение, показывать примеры хороших манер и этикетного поведения, и, конечно, хорошего социального поведения. Если Вы отправляете сообщение в присутствии детей, чтобы поблагодарить кого-то, обязательно отметьте что-то вроде: «Я просто отправлю благодарственное письмо тете Мэгги. Она так выручила нас на прошлой неделе, забрав детей из школы, когда я не могла этого сделать». Таким образом Вы показываете признательность и пример того, как естественно правильно себя вести, а не преподаете урок манер и этикета для детей.

    Если Вы посылаете цветы в случае смерти в другой семье, это хорошее время, чтобы объяснить детям основы этикета в отношении похорон. Это «скромные» уроки манер и этикета окажут более сильное воздействие на детей, когда они их видели и пережили в реальной ситуации. Так сказать, куйте железо, пока горячо.

    Не смущайте и не дразнить никого, даже если ситуация может показаться юмористической или неловкой. Просто подумайте, как бы Вы себя чувствовали в подобных обстоятельствах. Поэтому не используйте замешательство и затруднения как уроки манер и этикета для детей, просто поставьте себя на их место.

Еще одна важная ситуация для урока хороших манер и этикета – встреча и приветствие гостей.

Дети никогда не бывают слишком малы, чтобы того, чтобы научиться искусству встречи семьи и гостей. Ваш ребенок никогда не будет слишком мал, чтобы усвоить эти ценные правила этикета и хорошего тона, поскольку теплые и дружественные приветствия имеют важное значение в этике отношений.

В зависимости от возраста и пола ребенка могут применяться следующие правила манер и этикета для детей:

    Открывая дверь и приглашая гостей, нужно улыбаться и быть приветливым.

    Если ребенок – мальчик, это хорошим тоном мужского приветствия является пожать руку взрослого мужчины.

    Либо принимайте у гостей пальто, или покажите им, где они могут оставить вещи.

    Если это пришли бабушка и дедушка, было бы хорошо обнять и поцеловать их.

    Если взрослые задают вопросы ребенку, то ему необходимо вежливо ответить на них или уклониться от ответа, если ребенок застенчив или не хочет больше разговаривать.

    Если Ваш гость вошел и продолжил общение в доме, отпустите детей, чтобы они не чувствовали себя посторонними.

В гостях

Не менее важно проявлять хорошие манеры и знать, что такое правильный этикет, когда вы гостите в чужом доме. Вот несколько этикетных правил поведения в гостях:

    Не ходите в гости, если Вы не приглашены или Вы не позвонили, чтобы оговорить удобное время встречи.

    Разрешение от обоих родителей вашего друга является обязательным, особенно если Вы желаете остаться на ночь.

    Никогда не думайте, что Вы можете оставаться в гостях столько, сколько Вам того будет угодно. Родители Вашего друга должны точно знать, когда Вы покинете и как Вы доберетесь до дома.

    Помогайте, если Вас об этом просят; но не ждите, что Вас будут опекать и прислуживать вам.

    Убирайте свою постель и комнату, держите вещи в порядке, и, разумеется, ванную оставьте безупречно чистой! Помните, Ваши хорошие манеры не останутся незамеченными и будут отражением качества и уровня вашего воспитания и родителей.

    Обязательно скажите «спасибо», когда покидаете дом. Ответным жестом пригласите друга в ваш дом когда-нибудь в будущем.

Общие правила хорошего тона и этикета в общественных местах

    Уступи свое место взрослым, особенно пожилому человеку, инвалиду и беременной женщине. Потому что это не только хорошие манеры, но и память о том, что в один прекрасный день Вы тоже будете старым и хрупким.

    Не сидите, закинув ноги вверх, это отвратительная привычка. Люди не должны смотреть на грязные подошвы Ваших ботинок.

    Не ешьте в общественном транспорте – это неприятно и запах гамбургеров, торта, чипсов и пр., вполне может вызвать тошноту у других пассажиров.

    Выключите свой мобильный телефон, поскольку остальные пассажиры не заинтересованы в ваших личных делах.

    Выключите свой портативный музыкальный проигрыватель, часто очень раздражает слушать непрерывные ударные звуки.

    Скейтбординг вниз по проходу – это и глупо и опасно …

    Бросайте мусор в мусорную корзину, представьте себе, если бы все разбрасывали мусор по улицам.

    Не нужно рисовать граффити!

    Когда находитесь в обществе, старайтесь делать голос потише и поведение менее шумным, у кого-то из людей вокруг вас может быть плохой день.

    Следи за своим языком! Когда используешь слово из 3 букв, оно может быть «клеевым» в глазах друзей, но грубо и неуважительно, чтобы делать это в общественных местах.

    Запугивать других детей – это трусость. Ведь Вам бы не хотелось, чтобы кто-то сделал такое с вами!

    Не задирайтесь и не хулиганьте. Будьте вежливы – ваши манеры говорят сами за себя. Даже если это взрослый пытается запугать вас, у вас есть право защищать себя.

    Старых людей легко обидеть, будьте добрыми, вежливыми, уважительными и почтительными.

    Откройте дверь для других. Позвольте взрослым пройти в первую очередь, а Вы держите дверь открытой для них. Если же Вы входите первыми, не позволяйте, чтобы дверь хлопнула перед лицом тех, кто идет за вами.

    Прежде чем войти в лифт, позвольте людям из лифта выйти первыми. Это правило этикета также относится к зданиям, или даже комнатам, где человек изнутри выходит первым.

Итак, соблюдать правила этикета нужно везде и всегда – в семье, с друзьями, на рабочем месте или в школе, в общественных местах. По поведению детей часто судят о знании манер и стиле родительского воспитания, и вообще о родителях. Поэтому знание основ этикета и приучение к хорошим манерам важно для ребенка любого возраста.

Любая беседа начинается с выбора темы. В свою очередь, выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора, по возможности, должна быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, о прочитанной книге или последних научных достижениях. Обычно всех привлекают также политические события. Однако в условиях «всеобщей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах работы, а обсуждающему план работы – о своей вчерашней вечеринке. Не жалуются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры, так как это может поставить собеседника в неловкое положение.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия. Тактичный собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения.

В обществе не рассказывают страшных историй и вообще избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение.

В комнате больного не говорят о смерти, больному не говорят о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить.

В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине – об автомобильных авариях.

За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением.

Правила ведения беседы. Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше. Хозяин следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличий. Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости, вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

Во время разговора не проявляют излишнего любопытства. Невежливо настойчиво проникать в чужие интимные дела. Это, как уже говорилось, бестактно. Поэтому, например, не принято спрашивать о возрасте женщины. Еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих можно говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже – клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь, старшие должны давать молодым возможность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать его тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный человек держится скромно и спокойно, делая вид, что не замечает его оплошностей. Если же необходимо поправить говорящего, стараются делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиблись?». Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «неправда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день, и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы не правы…», «я придерживаюсь другого мнения…» и т.п.

Если все говорят на одном языке, невежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.

Невежливо также отделяться от общества с целью организовать отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются.

Беседуя с другими, не занимайтесь посторонними вещами: не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте с каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Воспитанный человек не расцвечивает свою речь сильными выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.

Не тараторьте, но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.

Таким образом, высокая культура речи , соблюдение правилречевого поведения иречевого этикета призваны помочь нам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми. Но общение это, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу – в семье, наедине с другом или любимым человеком; б) формальное официальное общение на уровне деловых контактов – по работе или учебе, в различных учреждениях; в) общение на неофициальном уровне – домашние праздники, посещение и приемы гостей. Все эти виды общения имеют свои правила, которые в чем-то совпадают, в чем-то отличаются. Но если этикет общения «один на один» носит, как правило, неписаный характер и диктуется, в основном, собственным тактом и интуицией, если этикет официальных отношений определяется уставами, правилами внутреннего распорядка и служебными инструкциями, то этикет неформальных «мероприятий» имеет свои отличия, которые нам и предстоит рассмотреть. Итак.