Игры для обучения детей нотной грамоте. Изучение нот с детьми при помощи цветов

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Методическая разработка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исполнитель:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальный руководитель

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Герасимова Валентина Викторовна

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г. Озеры

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2008 год

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пояснительная записка

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обучение дошкольников музыкальной грамоте ;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» Программа обучения.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок обучения-3 года.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

;font-family:"Times New Roman";color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения (младшая группа)

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й год обучения (средняя группа)

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">З-й год обучения (старшая группа). ;font-family:"Times New Roman";color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема: ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">..

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятии

1. Организационное

Беседа с детьми о предстоящей

Сентябрь

занятие.

деятельности.

2. «Погремушка как

Строение и устройстве погремушки:

1.Песенка «Погремушка»

Сентябрь

музыкальный

ножка, наполнитель, футляр-емкость для

Ю.Антенева

инструмент»

горошин

2.Пляска с погремушками

3.Игра «Кто. скорее?»

3. «Разновидности

Показ различных видев погремушек: с

1.Свебедные пляски с

Сентябрь

погремушек»

ножкой и без ножки, различной фермы,

погремушками

металлические, деревянные,

2.Подвижные игры

пластмассовые и др. Определение на слух

3. «Догонялки»

различных погремушек.

4.Свобедные игры с

погремушками

4. «Тембр.

Слушание звучания разнотембровых

1.Музыкально.- дидактическая

октябрь

Разнотембровые

погремушек: гремящих, звенящих,

игра «Угадай-ка»

погремушки»

шуршащих и др., в зависимости от

2.Игра на различных

материала. Определение на слух звучания

погремушках с использованием

всех этих погремушек.

р.н.м.

5. «Бубен.

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

1.Игра «Кто скорее?»

Ноябрь

Строение бубна»

донце, ямка, металлические пластинки,

2.«Угадай-ка»

бубенчики.

6. «Разновидности

Беседа о разных видах бубнов: малые,

[.Свободная игра на всех видах

Ноябрь

бубнов»

средние, большие концертные, с

бубнов

бубенчиками и без бубенчиков.

2. Игра «К то скорее?»

3 .Игра «Бубен» Фрида

бубнов, показ,

7. «Разновидность

Беседа о зависимости громкости звука,

1. «Тихо-громко в бубен бей»

Ноябрь

бубнов. Динамика,

извлекаемого бубном, от его размера,

2.« Угадай- ка»

слуховое

количества бубенчиков и силы удара.

восприятие»

8. «Колокольчик.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

1.Свободные игры

Декабрь

Его строение»

язычок, ушко. Показ.

2. «Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

9. «Разновидности

Показ различных колокольчиков: малые,

1. «Игра с колокольчиками»

Декабрь

колокольчиков»

большие, средние, валдайские.

2. Свободная игра на

колокольчиках

10. «Тембр.

Определение на слух звучания различных

1. «Тихие и громкие звоночки»

Декабрь

Различие в

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

2.Слуховая «Угадай-ка»

звучаниях

звонко, мелодично, протяжно - в

колокольчиков»

зависимости от вида и приема игры

(«трель», удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

11. «Барабан.

Показ барабана. Рассказ о его строении:

1.Песня «Барабан»

Строение

корпус, два донца, палочки, ремешок.

2.«Маленъкий марш» Парлова

Январь

барабана»

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

3.Марширование под барабан

12. «Разновидности

Показ различных барабанов: большого,

1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

барабана»

малого, железного. Беседа о том, чем они

2.Песня «Барабан»

Январь

отличаются друг от друга.

3.Марширование под все

барабаны

13. «Тембр.

Восприятия на слух звучания различных

1.Иrры «Угадайки»

Различие в

барабанов. Различать звучание больших,

2.Музыкально-ритмическая игра

Январь

звучании разных

малых и железного барабана.

«Труба и барабан»

барабанов»

14. «Музыкальные

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

1. Свободные пляски, игры,

Февраль

игрушки»

музыкальных волчков, органчиков,

подвижные игры

музыкальных открыток, шкатулок,

2. «Угадай-ка»

коробочек. Закрепление знаний детей о

музыкальных игрушках.

15. «Ложки

Ложка - музыкальный инструмент.

1.Песня «Ложкари»

Март

деревянные как

Описание лодки: расписные, деревянные,

2.«Лошадка» Потоловско (прямой

музыкальный

металлические, большие, маленькие,

галоп)

инструмент»

пластмассовые.

16. «Строение

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

1.Показ приемов игры на ложках

Март

ложки»

пяточка. Как извлекается звук.

2. Свободные игры, пляски

17. «Тембр.

Слушать звучание различных ложек,

1. Определение на слух

Март

Слуховое

определять на слух большие и маленькие,

2. «Угадай-ка»

восприятие

деревянные, металлические и

3. Свободные игры, пляски

звучания ложки

пластмассовые.

18. «Металлофон.

Показ металлофона. Беседа о его

1.Исполнение взрослым

Апрель

Строение

строении: корпус, металлические

различных пьес на металлофоне

металлофона»

пластиночки разного размера, молоточек.

19. «Звуки

Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

1. « Угадайки»

Апрель

музыкальные и

показом звучания различных

2 .Исполнение взрослым

немузыкальные»

инструментов. Определение на слух.

знакомых песенок, подпевание

детьми

20. «Высокие и

Определение на слух звучания

1. «Птица и птенчики»

Май

низкие звуки»

металлофона в высоком и низком

2.Упраднения «Дождик»,

регистре. Узнавание приемов удар и

«Дятел», «Ручеек»

g lissando.

21. «Звуки громкие

Определить на слух громкость звучания

1. «Мышка-речка»

Май

и тихие»

металлофона.

2. «Дождик-дятел»

3. «Угадайки»

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> год обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий

1.Организационное

занятие

Беседа с детьми о предстоящей работе.

Сентябрь

2. «Ритм»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

Сентябрь

2.«Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

3. «Бубен.

Строение бубна»

Повторение строения бубна. Разновидности

бубнов.

1.Игра «Бубен» Фрида

Сентябрь

2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

4 .. «Короткие и

длинные звуки»

Беседа о коротких и длинных звуках.

1. «Андрей-воробей» 1 ч.

Сентябрь

Графическое изображение. Прохлопывание

попевок.

5. «Короткие и

длинные звуки»

Графическое изображение на фланелеграфе.

1. Слушание «Мишка с куклой»

Октябрь

Пропевание песенок.

2. «Андрей-воробей»

6. «Короткие и

длинные звуки»

Определение на слух коротких и длинных

1.Игра «Шагать и бегать»

Октябрь

звуков. Выполнение упражнений.

2. «Бег» Магиденко

7. «Металлофон,

Строение

металлофона»

Определение на слух приемов игры на

1. «Ручейки», «Мышки»

Ноябрь

металлофоне. Начинать и заканчивать с

2.Игра «Успевай-ка»

аккомпанементом. Упражнения на развитие

3. «дождик», «Дятел»

воображения и фантазии.

4.Подвижные игры

5.ПридумываЙ свою музыку

8. «Настроение в

Определение характера, динамики, темпа в

1. «Полька» Красева

Декабрь

музыке»

незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

9. «Музыкальные

Марш-танец. Слушание произведений в

1.Марши

Январь

жанры»

этих жанрах, определение на слух.

2.Польки

3. Свободные маршировки и

танцы

1 о. «Средства

Беседа о средствах выразительности музыки

1. «Колокольчики звенят»

Январь

музыкальной

(характер, темп и т.д.).

выразительности»

11. . «Средства

Вслушиваться в музыку. Определять

1. «Мы запели песенку»

Февраль

музыкальной

характер и регистр в незнакомых

2. «Праздник птиц»

выразительности»

произведениях.

3. «Скворцы и вороны»

4. «Плачь куклы»

12. «Ударно-

Состав ударно-шумового оркестра, показ

1. «Мы запели песенку»

Март

шумовой оркестр»

инструментов, слушание произведений для

2. «Марши»

ударно-шумового оркестра.

3. «Пойду ль я»

4. подвижные игры

13. «Ударно-

Повторение строения ложек, разновидности

1. «Топотушки»

Март

шумовой оркестр.

ложек. Знакомство с музыкальными

2. Подвижные игры и танцы на

Ложки»

палочками.

дробном шаге

14. «Ударно-

Слушание музыкальных произведений.

1. «Топотушки» (др. шаг)

Апрель

шумовой оркестр.

Выбор соответствующих музыкальных

2. «Моя лошадка» (галоп)

Музыкальные

инструментов. Исполнение по подгруппам

3. свободные танцы под оркестр

палочки и

оркестра и движений.

(по подгруппам)

кубики»

15. «Ударно-

1. «Лесная песенка»Филиппенко

Май

шумовой оркестр.

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

4. «Мы запели песенку»

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3-й год ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий

1. Организационное

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

занятие

2. «Мелодия.

Определение мелодии. Слушание отдельных

1. «Лесенка»

Сентябрь

Поступенность

фраз, определение поступенного движения

2. «Горка»

движения мелодии.

мелодии вверх и вниз.

3. «Ручейки»

3. «Ритм. Короткие и

Работа на фланелеграфе, выкладывание

1. «Андрей-воробей»

Октябрь

длинные звуки»

полосками коротких и длинных звуков.

2. «Лесенка»

3. «Горка»

4. «Музыкальные

Характеристика жанра. Слушание различных

1. Грамзаписи различных

Ноябрь

жанры. Вальс»

вальсов в грамзаписи. Определение

вальсов

характера музыки, подыгрывание.

2. Валъс«Осенний сон»

5. «Разновидности

Беседа о разновидностях вальсов

1. Вальс «Осенний сон»

Декабрь

вальсов»

(праздничных, лирических, танцевальных).

2. «Над волнами»

Слушание различных вальсов в исполнении

3. «На сопках

на фортепиано. Определение характера

Маньчжурии»

звучания, подыгрывание на самостоятельно

4. «Маленький вальс»

выбранных инструментах.

5 . «Березка»

6. «Вальс конькобежцев»

6. Музыкальные

Разновидности танцев. Различные польки,

1. «Мишка с куклой»

Январь

жанры. Полька»

слушание их в исполнении на фортепиано,

2. «Полька» Лядовой

характеристика музыки.

3. «Полька» латв. н.м.

7. «Музыкальные

Устройство ксилофона. Показ приемов игры

1. Знакомые пьесы

Январь

инструменты.

на ксилофоне. Слушание в исполнение

2. упражнения для детей

Ксилофон»

взрослого знакомых песенок в звучании

ксилофонов.

8. «Форма

Куплетная форма. Двухчастная форма.

1. Знакомые песни

Февраль

музыкального

Определение формы. Слушать начало

2. Вальсы

произведения»

припева и второй части. Слушание

3. Польки

произведений в куплетной и двухчастной

форме.

9. «Русская народная

Слушание русских народных мелодий.

1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

Март

песня»

Сравнение характера, настроения, формы.

2. «Во саду ли»

Определение движения мелодии,

3. «Во поле береза»

определение длинных и коротких звуков.

10. «Ударно-шумовой

Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

1. Грамзаписи,

Апрель

оркестр»

его составом и инструментами: трещотки,

фонограммы, пьесы в

бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

исполнении на фортепиано.

маракасы, кастаньеты.

11. «Современная

Слушание произведений в современных

1. Музыка Р. Паулса

Май

музыка»

ритмах в эстрадных обработках.

2. «Регтайм»

Определение характера, ритма, настроения,

динамики, регистра и т.д.

15. «Ударно-

Строение и извлечение звука треугольника.

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

шумовой оркестр.

Сравнение на слух звучания различных

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

треугольников (большого, оркестрового,

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

малого, среднего). Слушание новой пьесы.

4. «Мы запели песенку»

Выбор соответствующих инструментов.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Т. Тютюнникова. Программа ;color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать .

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

Программа кружка «Домисолька»

По музыкальной грамоте

МБДОУ «Детский сад №28»

Г.Троицк Челябинская область.

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-7 лет.

Количество: 8 человек

Муз.рук. Ревцова Л.М.

Пояснительная записка

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобно интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Кроме того, именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной образовательной деятельности направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи:

1.Развивать музыкальные способности: ладовый слух, чувство ритма.

2.Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3.Обучить и освоить ряд музыкальных терминов: темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т.д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5.Воспитание музыкальной культуры.

Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Разделами музыкальной грамоты, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание; развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.

Формы обучения:

Коллективные занятия

Индивидуальная работа.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

Форма подведения итогов:

Обобщающее открытое занятие.

Материальное обеспечение:

Музыкальный центр, диски, шумовые музыкальные инструменты.

Кружок «Домисолька» - проводится 1 раз в неделю в течении 25минут.

Список литературы:

«Музыка» Н.Б.Улашенко

«Сольфеджио» - М.Котляревской.

«Сказка о музыке» - Л.В.Светличная.

«Музыкальная грамота» - Е.Давыдовой.

«Нотная азбука» - Н,Кончаловской.

«Новый музыкальный букварь» - О.Ивановой.

Учебно-тематический план-34 недели в год

тема

Кол-во

занятий

Часы

теория

Практика

«Музыкальные и шумовые звуки

10мин.

40мин.

«Высокие и низкие звуки»

10мин.

40мин.

«громко – тихо»

10мин.

40мин.

«Мажор и минор»

10мин.

40мин.

10мин.

40мин.

«Долгие и короткие звуки»

20мин.

80мин.

«Темп в музыке»

10мин.

40мин.

«Форте и пиано»

10мин.

40мин.

«Сильная доля-слабая доля»

10мин.

40мин.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

10мин.

40мин.

«Нотная запись»

40мин.

160мин.

20мин.

80мин.

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности

На 2016-2017год

месяц

тема

Программные

задачи

Сентябрь

13.09.2016

20.09.

27.09.

«Высокие и низкие звуки»

Знакомство с высокими и низкими звуками.

Форма занятий:

Беседа, творческая мастерская.

Методы:

рассказ, беседа,

объяснение, наглядный метод.

Развитие мелодического и гармонического

слуха.

Развитие внутреннего слуха.

Октябрь

04.10

11.10

18.10

25.10

«Высокие и низкие звуки»

«Громко-тихо»

«Мажор и минор»

Знакомство с терминами: «громко», «тихо», «мажор», «минор».

Форма занятия: беседа.

Методы: рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ладовое восприятие.

Мажорное и минорное.

Ноябрь

01.11.

08.11.

15.11.

22.11.

29.11.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

«Долгие и короткие звуки»

Знакомство с восходящим и нисходящим движением.

Долгие и короткие звуки.

Форма занятий: беседа.

Методы: беседа, объяснение. наглядный, слуховой.

Ритмическое воспитание.

Развитие слуха, музыкальной памяти.

Ладовое воспитание.

Развитее слуха.

Определение на слух громкое и тихое звучание,

Мажорное и минорное.

Декабрь

06.12.

13.12.

20.12

27.12.

«Долгие и короткие звуки»

«Темп в музыке»

Раскрытие понятие темп в музыке.

Форма занятия: игра

Ритмическое восприятие.

Развитее слуха.

Музыкальной памяти.

Январь

«Форте и пиано»

«Сильная доля –слабая доля»

Раскрытие понятий «форте» и «пиано», сильная и слабая доля.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Развитие мелодического слуха.

Развитие чувства ритма.

Февраль

04.02

11.02

«Сильная доля-слабая доля»

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

Знакомство с крипичным ключом и с нотной записью.

Форма занятий:

Беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте

Март

«Нотная запись»

Раскрытие понятий «нотный стан» и расположение нот на нотном стане.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти

Апрель

«Нотная запись»

«Повторение и закрепление пройденного материала»

Закрепить понятие «нотный стан», расположение нот на нём.

Форма занятия: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти.

Май

«Повторение и закрепление пройденного материала».

Закрепление ранее изученных терминов. Форма занятий: беседа, игра.

Методы: объяснение, беседа, наглядный, слуховой, практический.

Развитие ладового чувства.

Чувства ритма.

Музыкальной памяти и слуха.

Дидактический и лекционный материал

Лекционный материал

Дидактические игры

«музыкальные и шумовые звуки»

«Учимся различать звуки» с13(Музыка).

«Кто в домике живёт» (Занятия в детском саду с.47)

«Слушай внимательно, повторяй старательно» с.48.

«Звуки мы идём искать» с.49ю

«Шумная таблица» с.71

«Звуки леса» с.78.

«Высокие и низкие звуки»

Сказка «Волк и козлята» с. 133.

«Три медведя» с.139.

«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

«Угадай, кто зовёт!» с.61.

«Великаны и лилипуты» с.136.

«Громко – тихо»

«Громко – тихо»

«Мажор и минор»

Сказка «Сеньор Мажор и сеньор минор» с.97.

«Арлекин и Пьеро» с.97.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Сказка «Музыкальные ступеньки.

«Послушаем гамму» с.162

«Долгие и короткие звуки»

Стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт» с.185

«Долго и коротко» с.182

«Часы с будильником» с.183.

Темп в музыке»

«Карусель» с.102

«Молодой дроздок» с.102

«Форте и пиано»

«Сказка о Форте и пиано» с.120

«Как звучит» с.115

«Правильно, неправильно» с.116

«Сильная доля-слабая доля»

«Как груши по долям разделили» - сказка игра.

«Игра считалка» с.187

«Раз и два считают доли» с.188.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью.

«Сказка о мудрой Сове»

Ноты и нотоносец – стихотворение.

«У каждой ступеньки название» с.165

«Нотная запись»

«Сказка про Петушка»

«Музыкальная лестница»

Поурочное планирование

13.09.2016г

Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с терминами: композитор, исполнитель, шумовые и музыкальные звуки.

Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Беседа «Музыкальные и шумовые звуки»: учим различать звуки, что звучит, а что молчит.

4.Музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Звуки мы идём искать»

5.Физкультминутка.

6.Знакомство с музыкальными звуками, демонстрация музыкальных инструментов.

Раскрыть понятия: композитор, исполнитель.

7.Обобщение.

Подвести детей к понятиям: музыкальные и шумовые звуки.

Нарисовать их по желанию детей.

Выход под марш.

20.09.

Тема : Музыкальные и шумовые звуки.

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление терминов: «музыкальные», «шумовые» звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: композитор, исполнитель, музыкальные и шумовые звуки.

4.Музыкально – дидактические игры: «Слушай внимательно, повторяй старательно», «Звуки мы пойдём искать».

5.Физкультминутка.

6.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

Д\З изготовить с родителями шумовые инструменты.

Вход из зала под марш.

27.09.

Тема: «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Познакомить детей с высокими и низкими звуками. Раскрыть понятии: высокий и низкий звуки.

Форма занятия: Беседа.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Проверка Д\З. Закрепление понятий музыкальные, шумовые звуки, композитор, исполнитель. Музыкально-дидактическая игра «Шумная таблица».

4.Беседа о высоких и низких звуках. « Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

Выход из зала под марш.

04.10.

Тема : «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : рассказ, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Сказка «Волк и козлята»

4. Музыкально-дидактическая игра «Озвучьте голосом» с.64

5.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

11.10.

Тема : «Громко-тихо»

Программные задачи : Знакомить детей с понятиями: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании.

«Сказка про кота».

4.Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

5.Игра на музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

18.10.

Тема : «Громко - тихо»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление, беседа о громком и тихом звучании.

Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

4.Закрепление: высокие и низкие звуки.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто тебя зовёт».

6. Выход под марш.

25.10.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с понятиями: мажор и минор.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа: мажор и минор с.97.

Сказка «Синьор мажор и синьор минор» с.98.

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро» с.97.

5.Закрепить понятия: громко, тихо.

7.Выход под марш.

01.11.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий мажор и минор. Определение на сух мажорное и минорное звучание.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Входдетейпод марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: мажор и минор. Вспомнить сказку «Сеньор мажор и сеньор минор».

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро».

5.Закрепить понятие: громко, тихо.

Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

08.11.

Тема

Программные задачи : Познакомить детей восходящим и нисходящим движением мелодии. Развивать музыкальную память, мелодический и гармонический слух.

Фора занятия : Беседа, игра.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.закрепление понятий: мажор и минор.

4. Беседа: восходящее и нисходящее движение мелодии.

Сказка «Музыкальные ступеньки».

6. Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

15.11.

Тема : «Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Форма занятия : Беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: восходящее и нисходящее движение мелодии.

4.Вспомнить сказку «Музыкальные ступеньки».

5.Музыкально – дидактическая игра «Послушай гамму» с.162.

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

22.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Аход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Стихотворение «Бабашка Нота по парку идёт» с.185.

4. Музыкально – дидактическая игра «Долго и коротко» с.182.

6.Выход под марш.

29.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт»

4.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

06.12.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Знакомить с длительностями нот: четверть, восьмая.

5.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш

13.12

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о длительностях нот, вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Музыкально – дидактические игры: «Кто достанет», «Долго и коротко».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

20.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе в музыке. Игра «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Молодой дроздок».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход пол марш.

27.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в зал под музыку.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе, вспомнить игру «Карусель».

4. Вспомнить и поиграть в музыкально – дидактические игры: «Арлекин и Пьеро», «Угадай кто тебя зовёт», «Послушаем гамму».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

10.01.2017г.

Тема : «Форте и пиано»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувство ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о форте и пиано. Сказка о Форте и пиано. Вспомнить игру «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Как звучит».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

17.01.

Тема : «Форте и пиано».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о форте и пиано.

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

24.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о сильных и слабых долях. Сказка - игра «Как груши по долям разделили».

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Раз два ситают доли».

5.Игра на музыкальных инструментах

6.Выход под марш.

31.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный. практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях.

4.Вспомнить музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Игра-считалка», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6. Выход под марш.

07.02.

Тема: « Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, чувства ритма.

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях, закрепить эти понятия.

4.Музыкально – дидактические игры: «Правильно, неправильно», «Как звучит», «Игра – считалка»

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

14.02.

Тема: « Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседао о скрипичном ключе, нотном стане. Сказка о мудрой сове. Стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

21.02.

Тема: « Скрипичный ключ». «Знакомство с нотной записью».

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать с детьми беседу о скрипичном ключе, нотах и нотном стане. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

4.Музыкально – дидактическая игра «У каждой ступеньки название».

5. Игра на музыкальных инструментах

6. Выход под марш.

28.02.

Тема: «Скрипичный ключ» «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить сказку про мудрую сову, стихи о нотах, нотном стане.

Правописание скрипичного ключа. Сказка про Петушка.

4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

07.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой ДО.

Форма занятия: Беседа.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседовать с детьми о скрипичном ключе, его правописании. Вспомнить сказку о мудрой сове.

4.Познакомить детей с нотой ДО, его местонахождение на нотном стане. Сказка про Петушка.

5.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

14.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой РЕ, закрепление ноты ДО.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о скрипичном ключе, нотном стане.

4.Знакомство с нотой РЕ, местонахождение ноты на нотном стане и его правописание.

5.Закрепление ноты ДО на нотном стане, его правописание. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи о нотах и нотном стане.

6.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

7. Игра на музыкальных инструментах.

8.Выход под марш.

21.03.

Тема: «Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение. наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой МИ, местонахождение ноты на нотном стане и её правописание.

4.Вспомнить стихи о нотах, закрепить местонахождения нот ДО и РЕ на нотном стане. Правописание нот.

5.»Музыкально – дидактические игры «У каждой ступеньки название», «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

28.03.

Тема: «Нотная запись».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ФА, местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Закрепить ноту ДО, РЕ, МИ. Вспомнить сказку о сове.

5. Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

04.04.

Тема: «Нотная запись»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти. Чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой СОЛЬ, местонахождение её на нотном стане, правописание.

4.Музыкально- дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент», «Громко – тихо», «Танец розы»

5. Ритмическая минутка: Прохлопать, проиграть ритм любой песенки.

6.Игра на музыкальных инструментах. Основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные.

7.Выход под марш.

11.04.

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Игровой, практический, наглядный, беседа, объяснение.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ЛЯ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4. Закрепление знаний о скрипичном ключе, нотном стане, о пройденных нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ, а также закрепить знания о долгих и коротких звуках.

5.Игры: «У зеркала», «Угадай кто мы», «лиса подслушивает».

6.Вспомнить название музыкальные инструменты и основные виды. Игра на музыкальных инструментах.

7. Выход под марш.

18 .04.

Тема: «Нотная запись», «Положение нот на нотном стане».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакоство с нотой СИ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Сказка – игра «Матрёшки», закрепление знаний о нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Дать понятия о роли музыки.

5.Творчество в игре на музыкальных инструментах.

6. Игры: «Хлопоты», «Мы ходили на концерт», «Раз два шагают доли».

7.Выход под марш.

25.04.

Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала».

1Тема: «Музыкальные и шумовые звуки».

2.Тема: «Высокие и низкие звуки».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти чувства ритма..

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о музыкальных и шумовых звуках, «Что шумит, что звучит». Вспомнить сказку «Про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

4. Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Угадай, кто тебя зовёт».

6.Вспомнить и закрепить понятия: композитор, исполнитель, дирижёр.

7. Выход под марш.

16.05.

Тема: «Громко и тихо».

Тема: «Мажор и минор»

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2. Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании, вспомнить сказку «Сеньор Мажор и сеньор Минор».

4.Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры «Громко-тихо», «Арлекин и Пьеро»,

6.Вспомнить музыкальные инструменты, основные их виды, прочитать стихотворение «Инструменты разные – все они прекрасные».

7.Выход под марш.

23.05.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Восходящее и нисходящее движение мелодии».

Тема: «Темп в музыке».

Тема: «Форте и пиано».

Программные задачи: Развивать мелодический и гармонический слух. Развивать внутренний слух, музыкальную память, чувство ритма.

Содержание работы: Закрепить знания детей о восходящем и нисходящем движении музыки, о темпе в музыке. Вспомнить сказку о Форе и пиано. Повторить основные жанры в музыке.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о звукоряде, вспомнить сказку о музыкальных ступеньках.

4.Прочитайте стихотворение « бабушка Нота по парку идёт», дать детям возможность раскрыть понятие «темп в музыке», поиграть в игру «Карусель».

5. Музыкально – дидактические игры: «Часы с будильником», «Долго коротко», «Как звучит», «Правильно неправильно», «Молодой дроздок».

6.Повторить с детьми основные жанры в музыке, послушать и определить на слух музыкальный жанр.

7.Выход под марш.