Методики определения готовности ребенка к школе. Рабочая тетрадь психолога. Ф.И.: Алмакаев Женя


ИСТОЧНИК: Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. - СПб: Иматон, 1999

Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.
Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.
Первый этап -групповой . Психолог проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (имеется в данном разделе сайта) и тест Бендер (см. ниже).
С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.
Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительномоторной координации детей.
Групповой этап исследования осуществляется школьным психологом, он является наиболее сложным. Время проведения исследования- примерно 30 минут.
Приготовьте для каждого ребенка отдельный двусторонний бланк формата А4 (стандартный машинописный лист). С одной его стороны должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона, с другой- тест Бендер. Для работы вам понадобится секундомер.

Следует, однако, отметить, что в последние месяцы в высшем образовании наблюдается новая тенденция, и потребность в педагогической подготовке будущих учителей среднего образования начинает обсуждаться. Педагогическое движение во Франции, которое было ориентировано до войны на поиски новых техник, возобновило активность еще в период освобождения. Идея о том, что педагогика должна все более и более основательно основываться на науке, он прогрессирует, пробился в умах. Позиция занята. Комиссия Ланжевена-Валлона в отношении методов обучения и обучения учителей публично поставила эти важные проблемы, так что кажется, что недавние административные меры, как правило, придают психологии видное место в обучении педагогов.

Далее попросите детей перевернуть бланк, так чтобы перед ними оказался тест Бендер. Покажите имправильное (книжное) расположение листа. Покажите детям на рисунок, приведенный вверху.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на рисунок вверху листа. Вот здесь внизу на свободной части листа (показать) постарайтесь перерисовать этот рисунок так, чтобы получилось очень похоже. Не торопитесь, здесь время не отмеряется, главное, чтобы получилось похоже».

Значение психологической подготовки учителей в начальном образовании сильно отличается от учителей средних школ, но также и неравноправных. Не говоря уже о текущем кризисе в наборе учителей начальной подготовки учителей, несомненно, что они не В большинстве отделов учителя, выходящие из обычных школ, составляют лишь меньшинство, а иногда меньшинство иногда смехотворно слабое в переполненных отделах, таких как Сена и Сена и Уаз. Поэтому необходимо набирать учителей, которые не получают профессиональную подготовку в колледжах подготовки учителей.

Анализ теста Бендер
Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительномоторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображенияобразца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Они составляют основу альтернатив, которые впоследствии могут стать титульными. Имея более высокий диплом или степень бакалавра, иногда даже несколько свидетельств о выдаче лицензии, они вступают в профессию, не знакомы с методикой преподавания, как учителя второй степени. Они больше не осведомлены о психологии ребенка, который не фигурируют в учебных программах их исследований. Они чаще, чем второстепенные учителя, приобретают образовательные понятия и практики, во-первых, потому что во время их замещений они проходят через многие школы и видят несколько способов обучения.

Второй этап - индивидуальное собеседование ребенка . Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Нелишне напомнить, что:
перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;
недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;
перед работой ему стоит предложить посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.
Индивидуальный этап исследования проводится по предлагаемой ниже методике. Необходимо ксерокопировать стимульный материал, увеличив его в два раза, а также приготовить для каждого ребенка
бланк фиксации результатов.

Они также работают под руководством и ответственностью директора школы, который часто является опытным учителем. Наконец, они должны провести несколько личных исследований, если они хотят стать постоянными, поскольку им тогда придется продемонстрировать профессиональные знания и культуру. Однако следует признать, что если экзамен, который они проходят, требует от них педагогической документации, то психология не заслуживает особого внимания. Эмпиризм - это всегда закон, эмпиризм, несомненно, отраженный и искаженный теоретические или доктринальные обоснования, но не менее отдаленные от науки.


На исследование вам понадобится примерно 15 минут.
Перед его началом ребенку ничего в руки не выдается. Педагог лишь фиксирует в бланке его ответы, обязательно отмечая номер используемого варианта задания.

Порядок предъявления тестовых заданий:

В последнее время в нескольких департаментах была проведена отличная мера, вдохновленная проектами Комиссии Ланжевена-Валлона: заместители принимаются на профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах, которые в зависимости от обстоятельств представляют собой регулярную подготовку учеников-учителей или ускоренное обучение. Таким образом, наступит время, когда все учителя начального образования будут посещать обычные школы, где они больше не будут обращаться к профессии, не сделав необходимого ученичества.

Психолого-педагогическое преподавание является одной из обязанностей руководителя школы. В дополнение к своим дипломам в литературном или научном обучении он получил ту же квалификацию, которая была санкционирована конкурсным экзаменом, что обеспечивает вербовку инспекционного персонала. Поэтому в принципе психологическое образование в нормальных школах должно быть четко определенным, то есть точным изучением самых современных понятий детской психологии. Три препятствия затрудняют получение, в обобщенном виде.

Задание 1. Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с интервалом в пол-секунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не крити
куя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя
искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было
трудное, и ты- молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2–3 слова).
Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)
1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или
2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или
3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или
4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.

Теоретически руководитель школы, которая является особенно квалифицированной, отвечает за психолого-педагогическое образование, и из-за его административной работы он часто приводит к тому, чтобы частично или полностью учителя не были специально подготовлены. Они, несомненно, прилагают необходимые усилия для развития своего учения, но, помимо трудности, которая всегда возникает при подготовке нового учения в тот момент, когда он должен быть дан, они не помещаются, часто при благоприятных условиях: библиотеки, лаборатории, курсы и конференции отсутствуют.

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Задание 2. Кратковременная зрительная память
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты
мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок- 25–30 секунд.
В бланке ответов отметьте крестиком все, что ребенок назовет правильно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще чтото увидишь». Обычно детям удается вспомнить чтонибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу. За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).

Поскольку главы учреждения не хватает, он получил психологическую культуру, в которой у нее нет ни досуга, ни средств для поддержания и совершенствования в ритме работы науки. И это второе препятствие, затрудняющее преподавание современной психологии ребенка. Наконец, сами программы выступают против тех, кто желает их соблюдать, серьезную трудность в интеграции результатов и методов психологической науки.

Нормальным школам с одним учебным курсом на один год предоставляется программа «Детская психология», которая, как можно сказать, мало учитывает методы или результаты психологическая наука. Каждый из ее пунктов представлен абстрактным образом: ничто не называется прямым наблюдением, интерпретацией особо отмеченного поведения. Нет вопроса о статистике или тестах или мерах. Термин «определение ментального возраста» четко обозначен, но это указание теряет большую часть своего значения, поскольку вся программа является лишь переносом классической психологии факультетов. восприятие, память, внимание, воображение, удовольствие и боль, эмоции, без возможности охватить нить, внутреннюю связь, которая соединяет различные элементы этой последовательности.



Задание 3. Интуитивный речевой анализ - синтез
Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты должен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а одно- неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его.
Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет
первое задание или не понимает, как это- найти лишнее слово,- разберите с ним пример: «астра, тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам.
Если при выполнении первого задания ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, притом,
что до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (см. задание №1), спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2–3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности. Курсивом выделены правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

И иногда даже сингулярные путаницы, как представляется, устанавливаются между наукой и технологией, между знаниями и приложениями, например, следующая формулировка: «Удовольствие и боль в ребенке», является неудачным примером ошибки, свидетельствующей о том, что наука является средством достижения технологии и ограничивает ее горизонт, делает учение науки потерять всю свою ценность культура и т.д. наконец, сам порядок различных глав доказывает незнание генетической и эволюционной точек зрения, которая характеризует современную позицию научной психологии, применяемой к ребенку.

Вариант 1
3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.
3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.
3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

Вариант 2
3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

Если первая глава посвящена «физиологическому развитию», ребенок, последовательность глав отражает наиболее традиционную позицию и все, что она подразумевает интеллектуальные предрассудки. Это прежде всего восприятие, внимание, память, воображение, которое вы изучаете.

Недостатки этой программы слишком очевидны, поскольку необходимо настаивать. Он отражает древние предрассудки, энергично сражавшиеся уже Руссо, что побуждает нас видеть в ребенке маленького человека, взрослого в сокращении. Кроме того, из формальной концепции «психологии способностей» он не способен, он представляет собой фрагментированное исследование ребенка. Существенный элемент ускользает от него, то есть к живому единству, и, наконец, предлагает «знание» в статичной форме, которая призвана быть окончательной и не направляет будущих педагогов к методам наблюдения, конкретная психология и, несмотря на ее озабоченность стерилизационным утилитаризмом, эта программа психологии имеет заслугу существующих и подтверждается тем фактом, что психология является незаменимым элементом в подготовке педагогов.

Вариант 3
3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.
3.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

Задание 4. Речевые аналогии
Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть».
Эти два слова както между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,- выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Ручка–писать»- как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»?
«Нож»,- выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайтезадания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Необходимо проводить прямое и методическое наблюдение, и программа должна включать «практическое введение», которое позволяет информировать будущих педагогов о том, как использовать наблюдения, сделанные поведением ребенка, Эти «практические упражнения» станут отправной точкой синтетического изучения психологического развития ребенка, исследования, которое обогатит чтение наиболее важных работ психологов современных журнальных статей, с тем чтобы молодые педагоги могли измерять сложность проблем и оставаться на связи с развивающейся наукой.

Пары слов
1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.
3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.
4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.

Задание 5. Произвольное владение речью

Задание 5.1. Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так,
чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Этот счастливый результат, какой бы желательной он ни был, может быть достигнут только при определенных условиях, первый из которых заключается в том, что новая формулировка программы позволит устранить всю двусмысленность в отношении ее целей и средств. которые предисловие к текущему тексту, опасно пытаются примирить непримиримое: они выступают за генетическое исследование методами научной психологии путем «использования понятий общей психологии, приобретенных в традиционной структуре факультетов».

Похоже, что такая позиция вряд ли может быть результатом ясных идей и верного метода мышления. Эта неопределенность отражена в самой разработке программы второго года, которая, подтверждая принцип генетической психологии, учиться во времени в последовательности отдельных фаз, характеризующихся, но, по-видимому, прерывистыми. Очень ясным признаком в этом отношении является дислокация исследования физического развития между фазой младенца, младенцем, вторым детством и т.д. Изучение ощущений и восприятия, ограниченное первыми тремя годами; формирование личности и характера, сведенных к периоду от тринадцати до восемнадцати лет.

Предложения
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 5.2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Кажется, редакторы программ еще не осмелились отказаться от своих старых формулировок или даже к способам мышления, которые склонны жертвовать ради ясности. Существенные элементы предмета исследования. Эта схематизация, какими бы удобными и упрощающими это ни казалось, все же противоречит заявленной цели изучения ребенка в его живом единстве методами современной науки.

Вторым условием для получения психологического образования является более педагогическая эффективность, заключающаяся в установлении более точных связей и гибкости, изучаемой между психологическими исследованиями, с одной стороны, и теоретическим и практическим обучением педагогических методов психологии, Учебные программы в их нынешней концепции не приглашают нас отмечать отношения между психологией и педагогикой, между наукой и технологией. Они представляют, с одной стороны, науку без прикладных программ, а с другой - эмпирическую технику, в которой средства обучения стремятся к их оправданию гораздо больше в природе различных дисциплин в отношении программ, чем в самом ребенке и потребности его развития.

Предложения
1) Оля.... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);
2) Вася... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание №5.3. Завершение предложений
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.
Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему:
«Придумай чтонибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.

Его цель состоит не только в том, чтобы удовлетворить любопытство, какое бы оно ни было законно, а скорее осветить технику, чтобы избежать ошибок, опасных для развития и баланса ребенка, понимать ситуации, адаптировать действие, предвидеть результаты. Учение о так называемых «специальных» педагогиках профессорами соответствующих дисциплин освящает неудачный развод психолого-педагогических учений.

Но это новое направление остается слишком робким. Реорганизация высших нормальных школ в психопедагогические институты, развитие экспериментальной психологии и педагогики. На факультетах будут предоставлены квалифицированные преподаватели для учительских колледжей, недостаток которых в настоящее время является одним из наиболее серьезных препятствий на пути повышения профессиональной подготовки преподавателей, и можно будет создать подлинную Экспериментальные классы, в которых психолог и педагог работают вместе для решения разнообразных проблем повседневной образовательной деятельности.

Предложения
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)
или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);
2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)
или «Мы тепло одеваемся, потому что...» (на улице холодно и т. п.);
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)
или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);
4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя...» (уже ходит в садик и т. д.).
За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки- 0,5 балла
(максимально 8 баллов).

Задание 6. Интуитивный визуальный анализ - синтез
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №5).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее).
Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно- назовите сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно.
Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок №1)
2. Цветы (ряд картинок №2)
3. Батон (ряд картинок №3)
4. Бумага (ряд картинок №4)
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально - 4 балла).


Задание 7. Визуальные аналогии
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №6).
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда
(показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что
нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально - 8 баллов).

Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).

Задание 8. Абстрактное мышление
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

Задание №8.1
Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из
этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано чтото такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Правильный ответ: электроплитка- картинка 2.

Задание №8.2
Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть чтото общее. Какую из нижних
картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди),
и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше
всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».
Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.
Правильный ответ: две ягодки- картинка 2

Задание№8.3.
Инструкция: «Какое слово длиннее- «кот» или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Задание №8.4
Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?».
Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально- 4 балла).

Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития ум ственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника- более 26 баллов,
низкий- менее 15 баллов.
Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок;
в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании - 5–6 баллов, а в 7м - только 2 балла.

Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики

Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки . Завершающим этапом является установление диагноза . Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А . И. и Курбатской Т. Б.):

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик .

При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно,

до 10 баллов - очень сильно.

Описание методик .

1. Методика А . Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Приготовьте 10 односложных , не связанных непосредственно между собой слов. Например : игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция : «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов ? Читаю»

Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка :

Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти .

Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция : «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении :

7 знаков оцениваются в 10 баллах,

6 …. в 9 баллах,

5…. в 7 баллах,

4…. в 4 баллах,

3…. в 1 балл.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок : круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания : ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.

Инструкция : «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.

4. Методика , выявляющая уровень развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины : от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.

Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.

Инструкция : «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке , каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5) . Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»

Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек , изображающих :

1. Мебель,

2. Транспорт,

4. Животные,

Инструкция : «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».

Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет .

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков) :

1. животные (среди них дерево,

2. мебель (транспорт,

3. игры (работа,

4. транспорт (дерево,

5. собачки (кошка,

6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,

7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю )

8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю ,

9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,

10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами) .

Инструкция : «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.

А. МАНЕКЕН (мальчик) . Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.

ИНСТРУКЦИЯ : "ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее". ОЦЕНКА :

10 6 - до 15с.

9 6 - до 20с.

8 6 - до 25с.

7 6 - до 3,0с

6 6 - до 40с.

Б. МЕДВЕЖОНОК.

Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. ИНСТРУКЦИЯ : "ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее".

ОЦЕНКА :

106 - до 20с. 56 - до 80с.

96 - до 30с. 46 - до 100с.

86 - до 40с. 36 - до 120с.

76 - до 50с. 26 - до 130с.

66 - до 60с. 16 - до 180с.

В. ЧАЙНИК.

Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.

ИНСТРУКЦИЯ : «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)

ОЦЕНКА :

10 б - до 35 с. 5 б – до 100 с.

9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.

8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.

7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.

6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.

Из трех полученных оценок высчитывается средняя.

8. Название цвета по показу.

Приготовьте 10 карточек различного цвета : красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите : «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

9. Исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.

А. Свистящих : с - твердое и мягкое, 3 - твердое и мягкое.

САМОЛЕТ - БУСЫ - К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА - ВОЗ

СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА - ВИТЯЗЬ

Б. ШИПЯЩИХ : Ж, Ш, Щ, Ч, Ц

ЦАПЛЯ – ЯЙЦО - НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА - КЛЮЧ

ЖУК – ЛЫЖИ - НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА - НОЖ

ШИШКА – КОШКА - МЫШЬ

В. Небных : К, Г,X,И

КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА - УХ А - МОХ

ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ

Г. СОНОРНЫХ : Р - твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое

РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ

РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ

ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

10. Методика Керна - Йерасека .

Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.

А. Срисовывание фразы "ЕЙ ДАН ЧАЙ".

Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза "Ей дан чай". Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.

ИНСТРУКЦИЯ : "ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также".

БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.

7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла- Каракули.

Б. Срисовывание точек. л

Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.

ИНСТРУКЦИЯ : "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где) .

10-9 баллов - Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

8-7 баллов - Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.

6-5 баллов - ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4-3 балла - Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.

1-2 балла - Каракули.

Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка , к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик .

ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно

до 10 баллов - очень сильно.