Значение имени адам. Адам: история персонажа

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург


Краткая форма имени Адам. Адамушка, Адя, Ада, Адаша, Эд, Эдди, Адамас, Адаш, Адамусь, Адась, Адаська, Адамка, Дамейка, Адамчык, Адамец, Адзик, Адук, Даме, Ади.
Синонимы имени Адам. Эдам, Адан, Адамо, Адем, Адэм, Эдем.
Происхождение имени Адам. Имя Адам еврейское, православное, католическое, иудейское.

Имя Адам древнееврейское имя, дословно означает «созданный из красной глины», позднее это имя стало нарицательным и стало означать «человек». Именно это имя носил самый первый человек, созданный Богом из глины. В исламе Адам почитается как отец всего человечества и первый пророк Аллаха, в Танахе – прародитель человечества. Согласно представлениям Каббалы Адам Ришон – это общее, совокупное творение, созданное Творцом и являющееся прообразом человека в материальном мире.

Адам не является богом или же полубогом, героем (как в античной мифологии). Адам был создан «по образу» Божьему и именуется «сыном Божьим», поэтому типологически сопоставляется с Христом. В православной и католической традициях Адам Первочеловек почитается наравне со святыми как родоначальник человечества. Также у католиков Адам является покровителем садоводов и огородников и портных. У православных Адама вспоминают 27 января.

Существуют варианты имени – Эдам, Адем, Адан, а также вариации перевода – «земляной», «красный». В имени Адам ударение можно поставить, как на первый, так и на последний слог.

В детском возрасте Адам очень морально раним, упрям, очень эмоционален, бывает неуравновешен. Внешне мальчик не похож на родителей. Мальчика всегда окружает большое количество друзей. Он любит заниматься спортом. Особенно из «зимнего» Адама может вырасти хороший спортсмен.

Повзрослев, он становится более спокойным. В качестве специальности мужчина чаще всего выбирает такие профессии как ветеринар, спортивный тренер, программист, художник, писатель.

Семейная жизнь мужчин с именем Адам складывается не всегда удачно. Они не могут найти взаимопонимания с матерью и женой. В то же время из Адама получается прекрасный, заботливый отец. Он очень хорошо относится к животным, любит отдых на природе. В молодости Адам часто увлекается женщинами и долго решается связать свою жизнь узами брака. По отношению к жене Адам очень ревнив, не даёт возможность руководить собой. Адам упрям и терпелив. Он часто помогает жене по хозяйству.

В «зимнем» Адаме часто раскрываются таланты художника или музыканта. Успеха в жизни они достигают с помощью решительных действий. «Осенний» Адам осторожен с выводами, уступчив, но в то же время расчётлив. Карьера для него не главное в жизни. К выбору работы он подходит очень обдуманно и осмотрительно.

Именины Адама

Известные люди с именем Адам

  • Адам (первый человек, библейский персонаж)
  • Адам Бременский ((ум. после 1081) северогерманский хронист, каноник и схоластик)
  • Адам Гальский ((1240 - 1282) старофранцузский поэт и композитор, известный также под именем le bossu d’Arras)
  • Адам Линдсей Гордон ((1833 - 1870) австралийский поэт и политик)
  • Адам де Фульда (монах из Франконии, музыкант и контрапунктист XV столетия, написавший трактат о музыке, хранящийся в страсбургской библиотеке, напечатан в книге аббата Герберта «Scriptores ecclesiastici de musica sacra», в 3 томах)
  • Адам Черниговский (Адам Зерникав) (прозелит православной церкви, из лютеран, живший в конце XVII века)
  • Адам Мицкевич ((1798 - 1855) польский поэт)
  • Адам Вейсгаупт ((1748 – 1830/1811) основатель ордена иллюминатов, тайного общества, ставившего перед собой просветительские и республиканские цели, профессор естественного и канонического права в университете города Ингольштадт (Бавария). Известный противник философии Иммануила Канта.)
  • Адам Ежи (Юрий) Чарторыйский (употребляются также альтернативные русские транскрипции Чарторыжский, Чарторыский) ((1770 – 1861) польский и российский государственный деятель, писатель, меценат; попечитель Виленского университета и Виленского учебного округа)
  • Адам Смит ((1723 - 1790) шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории)
  • Адам Ромер ((1566 - 1616) польский писатель; был священником и профессором в Кракове)
  • Адам Олеарий, Адам Ольшлегель ((ок.1603 - 1671) известный немецкий путешественник и учёный. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.)
  • Адам Эльсхаймер ((1578 - 1610) немецкий живописец)
  • Адам Дитрих ((1866 - 1933) русский архитектор)
  • Адам Кокошка ((род.1986) польский футболист)
  • Адам Фалькенхаген ((1697 - 1754) немецкий лютнист и композитор)
  • Адам Казимир Чарторыйский ((1734 - 1823) польский государственный деятель)
  • Адам Альберт фон Нейпперг ((1775 - 1829) австрийский фельдмаршал-лейтенант)
  • Адамо Маркори ((1763 - 1808) итальянский композитор)
  • Адам Афцелиус ((1750 - 1837) шведский ботаник)
  • Адам Опель ((1837 - 1895) основатель компании «Adam Opel GmbH»)
  • Адан Мартин ((род.1943) испанский политик)
  • Адам (Эдам) Болдуин ((род.1962) американский киноактер)
  • Адам (Эдам) Клейтон ((род.1960) басист рок-группы «U2»)
  • Адам Мусял ((род.1948) бывший польский футболист, защитник, футбольный тренер)
  • Адам Митчел Ламберт (американский певец, поэт-песенник и актер из Сан-Диего, Калифорния. В мае 2009 он стал финалистом восьмого сезона реалити-шоу American Idol. Он первый известный поп-артист, открыто заявивший о своей гомосексуальности в начале карьеры, который начал ее с главного лейбла в Америке.)
  • Адам Ржевуский ((1801 - 1888) русский генерал, участник Крымской войны)
  • Адам Битти Ганн ((1872 - 1934) американский легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904)
  • Адам Вишневецкий ((1566 - 1622) польский шляхтич и магнат. Поддерживал Лжедмитрия I во время Смуты, известен тем, что вместе с Константином Вишневецким (1564-1641) обнаружил Лжедмитрия I.)
  • Адам Верчёх ((род.1980) польский фехтовальщик, шпажист, серебряный призёр Олимпийских игр)
  • Адам Гринберг ((род.1939) кинооператор. Работал в Израиле и США. Самой известной его работой является «Терминатор 2: Судный день», за которую он номинировался на Оскар. Также был оператором многих фильмов с участием Арнольда Шварцнеггера. Первой его заметной работой стал «Терминатор». Именно с помощью его мастерства мы видим мир глазами киборгов (Т-800). Специализируется на фантастике и жанре саспенс.)
  • Адам Бутчер (канадский актёр)
  • Адам Дэвид Андерсон (музыкант известного британского дуэта «Hurts»)
  • Адам Мельхиор ((1575 - 1622) биограф XVII века, литературовед, преподаватель Гейдельбергского университета. Известный биограф немецких учёных, преимущественно богословов. Он напечатал биографии немецких учёных от 1500 до 1618 г., под заглавием «Vitae Germanor. philosophorum, theologorum, jurisconsultorum, medicorum», к этому изданию сделаны добавления в 1618 и 1620 гг. Этот сборник признается драгоценным для истории Реформации.)
  • Адам Михник (польский общественный деятель, диссидент, журналист, один из наиболее активных представителей политической оппозиции 1968-1989 годов. Главный редактор «Газеты Выборчей».)
  • Адам Джон Моррисон (американский профессиональный баскетболист, выступающий за команду Национальной баскетбольной ассоциации «Вашингтон Уизардс»)
  • Адан Нунес Дорнеллес ((1923 – 1991) более известный под именем - Аданзиньо; бразильский футболист, нападающий)
  • Адан Адольфо Бальбин Сильва (перуанский футболист, опорный полузащитник клуба «Универсидад Сан-Мартин» и сборной Перу, бронзовый призёр Кубка Америки 2011 года)
  • Адамо Боари (итальянский архитектор, автор Дворца изящных искусств)
  • Адамо Тадолини ((1789 - 1868) итальянский скульптор. Наибольшую художественную ценность имеют его мраморные изваяния мифологического содержания. Среди них «Ганимед с орлом Юпитера» (исполнен для князя Эстергази), «Похищение Ганимеда» (в Эрмитаже), «Вакханка» (в музее Боргезе, в Риме), «Язон» и др.)

Адам - первый человек, прародитель всего человечества. Обладал величайшим духовным уровнем, знанием сокровенной мудрости и даром пророчества . Адам и его жена Хава (Ева) были созданы Всевышним на шестой день Творения . Еврейская традиция считает днем сотворения человека первое Тишрея - день Рош аШана , еврейское Новолетие (Новый год). Слово «адам» стало нарицательным и означает в иврите само понятие «человек». А, например, слово «люди» в иврите произносится как «бней адам», буквально - «дети адама/человека». С другой стороны, «адам» - того же корня, что и «адама» - земля, почва. Ведь, согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Всевышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», как образно пишет Тора . Адам и его жена были помещены в Ган Эден - райский сад, «сад Эдемский». Однако, ослушавшись воли Творца, Адам и Хава были изгнаны оттуда. В Писании сказано, что Адам прожил 930 лет. Там же упомянуты 3 сына Адама и Хавы: Каин, Авель (был убит Каином) и Шет .

Сотворение первого человека

Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама ), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан , Берешит 1:26 ). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» (бара ) и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27 ). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон , Адерет Элияу 1:27 ).

Адам был сотворен на горе Мория , на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20 ). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7 ) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5 ). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар 1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10 ).

Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши ). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а ), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28 ). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б ). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» ().

Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139 ). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы : его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б ).

На пятый час дня Адам «встал на ноги» - и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б , Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27 ), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11 ).

На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19-20 ): одно из животных он назвал шор (бык), другое - хамор (осел), третье - сус (конь), четвертое - гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4 ). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20 ). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо - таково его имя» (Берешит 2:19 ) - т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4 ).

Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними - (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!» . Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21 ), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши ).

Сотворение Евы (Хавы)

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ). Первоначально человек был создан двуполым - «с двумя ликами» (Брахот 61а; Берешит раба 8:1 ). И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит 1:27 ). Его тело было создано так, что семя передавалось от его мужской половины к женской, и таким образом одна половина «помогала» другой при размножении. Но затем Творец отделил эту «помощницу» от Адама, чтобы она была «напротив него» (кенегдо ) и он мог бы соединяться с ней по своему желанию (Рамбан, Берешит 2:18 ). Виленский Гаон отмечает, что у двух «половин» первого человека была общая душа - нешама , и Творец разделил только их тела, но в отношении души они остались целостным существом (Адерет Элияу 1:27 ).

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость (Санхедрин 38б ). Они не скрывали своей близости и «не стыдились» (Берешит 2:25 ), поскольку выполняли повеление Творца: «Плодитесь и размножайтесь» (там же 1:28 ). Поэтому соитие «было для них подобно еде и питью, а органы близости - рту, лицу и рукам» (Сфорно и Альшейх , Берешит 2:25 ).

Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

Сад Эдена

На девятый час дня Всевышний поместил Адама и его семью в саду Эдена (Берешит 2:8; Брахот 34б; Пиркей дераби Натан 1:7 ). В этом месте, обладающем наивысшей на земле святостью, человек способен пророческим путем «постигать основы всего Творения» и «все тайны высших миров» (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

В саду Эдена Адам обладал абсолютным ясновидением: он воспринимал все, что происходит «от конца до конца Вселенной» (Берешит раба 12:6 ). Ему были открыты имена всех ангелов, серафимов и других обитателей высших миров, и он также знал, какую функцию во Вселенной выполняет каждый из них (Тикуней Зоар 57, 91б ). Ангелы прислуживали ему в саду и готовили для него пищу (Санхедрин 59б ).

Древо Познания и первый Грех

Поместив первого человека в саду Эдена, Творец повелел ему под страхом смерти «не есть от Древа Познания добра и зла », растущего посередине сада (Берешит 2:17, 3:3; Санхедрин 38б ). Помимо этого, Он дал ему еще шесть заповедей: запрет идолослужения , запрет проклинать Творца, запреты убивать, развратничать и грабить, а также повеление установить правосудие (Берешит раба 16:6; Дварим раба 2:25; Рамбам , Мелахим 9:1 ).

Однако, передавая женщине запрет относительно плодов Древа Познания, Адам, стремясь отдалить ее от греха, сделал «ограду закону»: он сказал ей от имени Творца, что запрещено даже прикасаться к этому Древу (Берешит 3:3; Авот дераби Натан 1:5 ). Это и привело к греху: когда женщина прикоснулась к Древу и увидела, что ничего страшного не произошло, она решила, что запрет не так уж серьезен, - и съела плод (Берешит 3:6; Авот дераби Натан 1:7; Берешит раба 19:3, Эц Йосеф ).

На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).

И как только он вкусил этот плод, в его сердце вошло дурное влечение (Раши, Берешит 2:25 ). Прежде он действовал в соответствии со своей природой и предназначением - подобно небесным светилам, которые выполняют волю Всевышнего, не руководствуясь в своих «поступках» любовью или ненавистью. Но у отведавшего плод Древа Познания пробуждалось стремление к выбору того или иного действия, которое представляется ему добром или злом. Теперь Адам мог по своей воле приносить зло и благо - как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9 ).

В Талмуде сказано, что в момент греха Адам «стал еретиком» и «вероотступником» (Санхедрин 38б, Раши и Эц Йосеф ), поскольку «нарушил волю Творца» (Берешит раба 16:1 ). Однако некоторые комментаторы говорят в его оправдание, что женщина дала ему плод в момент близости, когда он утратил контроль над собой; лишь поэтому уступил ее настояниям (Сфорно, Берешит 3:6 ).

Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8 ). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б ). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.

На суде Адам не только не раскаялся (Шохер тов 100 ), но и назвал косвенным виновником своего греха самого Творца, сказав Ему: «Женщина, которую Ты даровал мне, дала мне от этого дерева, а я съел» (Берешит 3:12, Радак; Авода зара 5б, Раши ). Но, согласно другой интерпретации, сначала Адам даже не подозревал, что плод, которым угостила его жена, был от Древа Познания: ведь он не обязан спрашивать, откуда жена взяла то, чем его угощает. И поэтому, оправдываясь перед Б-гом, Адам подчеркнул: «Жена, которую Ты даровал мне» - т.е., поскольку Ты дал мне ее для помощи и для пользы, а «с Небес не исходит зло», я не должен проверять каждый ее шаг. А, следовательно, согласно этой интерпретации, Адам совершил не намеренный, а невольный грех (Ор ахаим, Берешит 3:12 ).

Всевышний объявил приговор: теперь Адам будет зарабатывать свой хлеб «в скорби» и «в поте лица» - пока не «возвратится в прах» (Берешит 3:17, 19 ). Ведь даже если Адам, действительно, не знал, что этот плод - от Древа Познания, и преступил запрет неумышленно, - все же, как только он отведал запретный плод, «в него вошло дурное влечение, и он ел уже сознательно», понимая, что тем самым нарушает волю Творца. И поэтому он был наказан (Китвей Аризаль; Пардес Йосеф, Берешит 3:12, 76 ).

Последствия Греха

После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот (около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6 ). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, - из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).

Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот ). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни » (Берешит 3:22 ), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22 ).

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6 ).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б ), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф ). Они были изгнаны на гору Мория , так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92 ).

Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш (Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92 ), - и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5 ).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а ). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б ).

И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

Дети Адама

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

Затаив обиду, Каин […] нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ).

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ). Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества (Берешит 3:20, Раши ).

Адам - в числе величайших праведников

Адам стал патриархом и старейшиной юного человечества. В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» - Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34 ).

Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95 ), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава ), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль . После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем - в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама - книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б ).

Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху , прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо . Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 /1701/ году.

К Адаму восходит также ряд псалмов , включенных в книгу царя Давида [см. книгу Теиллим на нашем сайте ] (Бава батра 14б ). Это: «Мизмор шир лейом аШабат» (Песня на день Субботний), сложенная Адамом в первый Шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну обновил ее (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13 ) - а царь Давид включил ее в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма «Хакартани ватеда» («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).

В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах , который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1 ).

Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5 ).

Еще в саду Эдена, повелевая Адаму не есть от Древа Познания, Творец предупредил его, что он умрет «в день, когда поест от плода» (Берешит 2:17 ). Однако Творец не уточнил, имеется ли в виду «день Б-га», который равен тысяче лет, или обыкновенный день человека. И Адам, прожив 930 человеческих лет, умер в тот же «день Б-га», когда и был сотворен (Бемидбар раба 14:12; Раши, Теилим 90:4 ).

Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни - этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41 ).

Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот ). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот ).

Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы - в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам ).

И прародитель человеческого рода. Муж Евы , отец Каина , Авеля и Сифа . Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла .

Сотворение (Быт. ; )

Согласно второму параллельному рассказу (Быт. ; ), Бог вылепил человека (адам ) из «праха земного» (адама ), вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в Сад Эдемский (Быт. ).

Жизнь в Эдеме (Быт. )

Затем Бог образовал из земли всех животных и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот дал им названия (Быт. ), «но для человека не нашлось помощника, подобного ему » (Быт. ). Тогда Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину - Еву , которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » (Быт. ).

Грехопадение и изгнание из Эдема (Быт. )

Змей же, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог » (Быт. ), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла (Быт. ). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. ). Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. ). В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. ).

За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. ); женщине было определено «в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него » (Быт. ). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям «одежды кожанные» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят » (Быт. ). Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни , у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся » (Быт. ).

После изгнания из Эдема (Быт. - )

Существование Адама после изгнания из Эдемского сада в корне изменилось: он был обречён на полную страданий и тяжкой работы жизнь в поте лица. Теперь Адам жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. ).

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина . Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына - Авеля (Быт. ). В возрасте 130 (230) лет Адам произвёл на свет третьего сына - Сифа (Шета), который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа (Быт. ).

В апокрифах ТаНаХа

Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во Второй книге Еноха, которую тоже можно рассматривать как славянский апокриф. Единственный доступный нам сербский список второй книги Еноха, попавший на славянскую территорию вероятно уже в XI-XII веке, в своей пространной редакции (датируемой концом XV века), включает в себя рассказ Господа Еноху о сотворении первого человека:

Дальше по тексту данный апокриф рассказывает о славе и величии Адама, и даже называет его «ангелом» - очевидно, лишь в символическом значении. В этом эпизоде апокриф явно восходит к более старому устному еврейскому преданию, в котором ангелы, обманутые видимым величием Адама, принимают его за Бога и поклоняются ему: «В час, когда Святой, да Благословен Он, сотворил человека, ошиблись в нём ангелы служения и собирались пропеть перед ним „Свят, свят, свят“» .

Легенды о грехопадении

Четвёртая книга Ездры (I в. до н. э.) подробно останавливается на эпизоде грехопадения, возлагая всю вину на Адама и обвиняя его в том, что у него «лукавое сердце» .

  • νατολή - восток
  • Δ ύσις - запад
  • ρκτος - север
  • Μ εσημβρία - юг

Следует отметить, что данный акроним имени первого человека базируется на греческой транскрипции слова «Адам» , и невозможен в оригинальном прочтении на иврите. Легенда о творении человека в этом апокрифе значительно напоминает аналогичную историю из Таргума Псевдо-Ионатана , рассмотренную ниже.

В еврейской традиции

История сотворения и жизни Адама подробно освещается в аггадическом мидраше на книгу Бытие «Берешит Раба» (около III в.), а также в различных трактатах Талмуда .

Сотворение

Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира - верхний и нижний.

История о сотворении человека начинается словами Бога: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. ) Экзегетика иудаизма предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению , перед тем, как сотворить человека Бог совещается со своими ангелами . Классический комментатор Танаха , Раши (XII век) , делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша , на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку «если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями ».

Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: «Не твори», а другие говорили: «Сотвори». Милосердие сказало - создавай, потому что он творит милосердие. Истина сказала - не создавай, потому что весь он - ложь. Правда сказала - создавай, потому что он вершит справедливость. Мир сказал - не создавай, потому что он - сплошные раздоры. Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: «и повергнута была истина на землю » (Дан. ). Обратились тогда ангелы к Творцу: «Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: «истина возникнет из земли » (Пс. ).» Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите - человек уже создан

Берешит Раба, 8

Согласно другому варианту мидраша , Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии Мидраш Танхума , Всевышний обращается к Торе , чьи заповеди заступаются за человека. По мнению Нахманида , Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби Саадия Гаон (X век) и р. Авраам ибн Эзра объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш , в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) - тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.

По одному из мнений, приведенных в Талмуде , прах для тела Адама был взят Творцом из Вавилона , для головы - из Земли Израиля , а для остальных органов - из прочих стран.

«Таргум псевдо-Ионатана» (перевод Священного Писания, написанный на западном диалекте арамейского языка , и датирующийся по составу входящих в него фрагментов от I века до н. э. до VII века н. э.) вводит ещё одну легендарную подробность о сотворении Адама: Бог создал в теле человека 248 членов и 365 жил. Эти цифры имеют символическое значение и указывают на 613 заповедей Торы (сумма из 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей). Дальше «Таргум Псевдо-Ионатанна» рассказывает о материале для сотворения Адама, которым являлся прах с места будущего Иерусалимского храма , смешанный с водами от четырёх сторон света. Из этой смеси Бог создал человека «красным, смуглым и белым» .

После изгнания из Эдема

Мидраш Берешит Раба, продолжая историю Адама после его сотворения, тщательным образом разбирает и комментирует каждый ключевой стих Торы, добавляя к ним множество высказываний и легендарных повествований. Мидраш изображает Адама в виде гиганта, заполняющего собою весь мир и сидящего на троне. Адам, превосходящий своим совершенством все другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны. Но после грехопадения Адам утратил свои гигантские размеры - он стал ростом в 100 локтей, что позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в Эдемском саду .

В еврейской философии и мировоззрении

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

Влечение же к жене стало причиной телесного наслаждения, которое стало началом несправедливостей и преступлений. Символом наслаждения и является змей. Основные детали библейского рассказа не нужно понимать буквально:

Однако, как кажется, под садом подразумевается владычествующая способность души, которая исполнена, словно тысячами деревьев, множеством суждений, под деревом жизни - величайшая из добродетелей, богопочтение, благодаря которой душа приобретает бессмертие, а под деревом познания добра и зла - среднее разумение, посредством которого различается по природе противоположное

Маймонид

Фразу «Вы будете как боги (Элохим), знающие добро и зло » (Быт. ) Маймонид, вслед за Онкелосом , трактует как «И будете, как владыки…» . Это обусловлено тем, что слово Элохим на иврите может означать и Божество, и ангелов, и судей - правителей государств.

В «Шемона пераким» (гл. 8) Маймонид, вслед за Онкелосом и Саадией Гаоном , поясняет стих «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один (כאחד) из Нас (ממנו), зная добро и зло » (Быт. ) следующим образом: «…вот, человек стал единственным [в своем роде] (כאחד), от него (ממנו) [зависит] - познавать добро или зло» . Это прочтение отличается от обычного иной разбивкой фразы и иным пониманием слова - не «из нас» а «от него» . Таким образом, согласно Маймониду, этот стих говорит не об уподоблении человека Богу, а о свободе выбора между добром и злом, которая появилась у Адама после грехопадения .

По словам Маймонида, человек - единственное существо, творение которого разделено на два этапа: «И создал Господь Бог человека из праха земного» - наделение человека эмпирическим существованием; «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» - завершение творения человека во встрече его с Богом (ср. Пс. ). Эта мысль перекликается с сюжетом знаменитой картины Микеланджело «Сотворение Адама».

Маймонид отвергает воззрение, согласно которому чувственное восприятие возникает в результате грехопадения. Подобное воззрение, рассматривающее первоначального Адама как чисто духовное существо и грех как падение в материальный мир, характерно для неоплатонических и гностических интерпретаций рассказа об Адаме.

К толкованию рассказа о грехопадении Маймонид возвращается во второй части Путеводителя растерянных(II, гл. 30). Предлагаемая там интерпретация опирается на Мидраш и носит более выраженный аллегорический характер. Изгнание Адама из рая, где он мог протянуть руку и вкусить от Древа жизни, на землю, которую он должен обрабатывать в поте лица своего, служит предметом ряда аллегорических толкований, развиваемых последователями Маймонида на основании данных им намёков.

Средневековая философия

Многие средневековые комментаторы рационалистического направления полагали, что право и обязанность Адама вкушать от Древа жизни остается в силе после грехопадения.

Так, например, философ XIV века, Герсонид (р. Леви бен Гершом) толкует Быт. следующим образом: «Неужели Адаму была дана способность, которая делала его подобным высшим субстанциям („одному из нас“, подразумеваются Бог и ангелы), для того, чтобы он постигал добро и зло? Теперь же, когда ослушался и упустил задуманное Мной, разве может он исполнить то, для чего предназначен, - простереть свою руку и взять от Древа жизни, и вкусить от Древа жизни и обрести вечную жизнь? » Следующий стих (Быт. ) Герсонид объясняет так: именно для того, чтобы дать человеку возможность вкусить от Древа жизни, несмотря на то, что он утратил способность непосредственно постигать интеллигибельное (обрабатывать сад Эдема), Бог высылает его из Эдема обрабатывать землю - чувственные восприятия, и помещает на пути к Древу жизни сияние меча обращающегося и херувимов - воображаемые формы и эманацию Активного Интеллекта.

В Каббале

Согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В современной еврейской философии

Два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека начинаются с одного и того же момента - описания 1-го дня Творения. Из самого текста книги Бытие неясна длительность второго рассказа (то есть длительность пребывания Адама в Эдемском Саду). Согласно еврейской традиции, эти рассказы заканчиваются одновременно, и наступление Субботы соответствует изгнанию Адама из Сада. Иными словами, эти два библейских рассказа о Сотворении рассматриваются в качестве хронологически полностью параллельных и всё пребывание Адама в Саду, тем самым, происходило в 6-ой день Творения. Комментаторы объясняют, что два рассказа о Сотворении соответствуют двум сторонам мира и человека. Анализируя соотношения между двумя рассказами о Сотворении, р. Й.-Д. Соловейчик называет человека, описанного в Первом рассказе о Сотворении, «человеком природным» (ибо в Первом рассказе человек представлен как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во Втором рассказе о Сотворении - «человеком метафизическим», противопоставленным природе. Таким образом, каждый из этих рассказов даёт как бы свою «плоскую проекцию» сложного и многомерного человека.

Адам в христианстве

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но все это было утеряно им в грехопадении, и свою греховность он передал всем своим потомкам - всему роду человеческому; эта греховность искуплена «вторым Адамом» - Иисусом . В повествовании Корана об Адаме вместо змея фигурирует Сатана . Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством.

Адам в искусстве

Библейский рассказ об Адаме и Еве послужил основой для многих выдающихся памятников мирового искусства («Изгнание из рая» Мазаччо, «Сотворение Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и многие другие) и литературы (поэма «Потерянный рай» Дж. Мильтона, трагедия «Смерть Адама» Ф. Г. Клопштока и другие).

  • Зогар , Быт. 55б
  • Талмуд , Санхедрин 38б
  • Мидраш Берешит Раба, 17:4; Мидраш Бамидбар Раба, 19:3; Мидраш Кохелет Раба, 7:1 и др.
  • Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

    История появления

    Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

    На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

    В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.


    В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.

    Жизнь в Эдеме

    И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.


    Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

    Изгнание

    Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.


    Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

    Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».


    В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

    Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом , и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

    В культуре

    Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

    Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.


    В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».

    В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.

    Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».

    Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.


    Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика . А самым известным полотном стала фреска великого «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.

    Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.


    Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника - художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

    Экранизации

    Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

    «Библия» (1966)

    Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

    В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков (Каин) и Франко Неро (Авель).

    «Ной» (2014)

    Эпическая кинолента, созданная с в главной роли (актер играет ), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.


    Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

    • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
    • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
    • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
    • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли .