Застывшая мозаика стекла: делаем витражи своими руками. Как самому сделать рисованный витраж Рисование витражей

В данной статье предоставлена информация о том, как нарисовать витраж, основные принципы рисования на стекле и какие материалы нужно использовать. В настоящее время витраж используют в декорировании жилищных окон, дверей, а также фасадов мебели и расписывают стекла фоторамок, зеркальные поверхности.

Художественный мир развивается под влиянием непреодолимой тяги создавать что-то новое и завораживающее, краски сейчас существуют довольно разнообразные и позволяют имитировать обычной росписью красками по стеклу витражное произведение своими руками.

Необходимые материалы

Чаще всего разрисовать все подряд чешутся руки у опытных художников, но бывает так, что хочется сделать что-то красивое со стеклом, а рисовать нет художественных навыков.

Об особенностях красок, которые нужны для витражной росписи, нужно знать то, что они доступны в продаже любому обывателю. Эти краски очень жидкие по своей структуре, благодаря чему и создают эффект прозрачного цветного стекла. Также они быстро сохнут и многие из них имеют резкий запах.

Они могут продаваться в тюбиках с насадками, с помощью которых легко распределять краску по стеклу без потеков.

Если использовать кисти, то только синтетические, при этом надо запастись растворителем красок – жидкость для снятия лака или уайт спирит подойдет.

Самый главный момент в витражной росписи — нам понадобятся специальные контуры для витража, а именно густая краска в конусных тюбиках с тонким носиком, благодаря которым наносят очертания эскиза, создавая ограниченные части. В них заливается краска, которая не растекается, если нанести контур правильно без разрывов.

Узоры на стекле

Чтобы создать простые рисунки на окне, начинающим мастерам первым делом нужно заготовить картинки на бумаге. Их можно распечатать на принтере, тогда рисунки будут ровные. Если рисунок большой, его растягивают на несколько листов формата А4, а затем склеивают между собой. Совсем простые очертания можно нанести карандашом на куске обоев.

Рассмотрим пример росписи по стеклу с подробными фото, где присутствуют цветы.

Стекло при работе с витражными красками должно быть в горизонтальном положении. Если это удобно, вы можете снять дверь или окно и поместить на несколько стульев. Краска засыхает очень быстро, красить можно в летний день, но некоторые работы нужно делать не спеша, поэтому заранее обдумайте этот вопрос.

Работать желательно в проветриваемом помещении. Поверхность обезжиривается с помощью спирта и ваты. Шаблон помещается под низ стекла так, чтобы можно было удобно повторять линии. Можно приклеить его с помощью скотча.

Рисунок создается поэтапно, сначала наносятся все контуры и проверяется, чтобы не было не единого разрыва. Иначе краска убежит за границы контура и растечется, испортив вам все художеств.

Конечно, ошибки при работе со свеженанесенной краской можно удалить с помощью салфеток с растворителем или канцелярского ножа.

Подождите, пока подсохнет контур, теперь берем краску кистями и капаем посередине каплю. Стараемся быстро распределить краску. В росписи с множеством деталей разрисовывать лучше от центра к краям, чтобы не испортить ранее нанесение краски.

Витражная краска хоть и жидкая, но из-за способности быстро засыхать не позволяет растекаться равномерно, поэтому требуется некая сноровка, чтобы сделать это качественно без потеков.

Для закрепления результатов многие краски требуют термической горячей обработки, фен в этом случае прекрасно подойдет, хотя можно оставить на открытом палящем солнце.

Тематика росписи

Если в храмах и соборах древней Европы применялся духовно религиозный стиль сюжетных картин витража, то в наше время существует огромный выбор и индивидуальный подход к желаемому образу. Во многих стилях дизайна витраж отлично дополняет или разбавляет общую картину.

Многие дизайнеры прибегают к применению узоров на стекле, продолжая традиции и развивая витражную роспись как художественное ремесло. Для многих мастеров витраж стал хобби всей жизни.

Витражное мастерство не имеет границ в выборе рисунка. Это могут быть обычные геометрические узоры, в более консервативном стиле. Окно можно поделить на симметричные фигуры или на хаотичную мозаику собственноручно.

Витраж - это один из видов художественной росписи, в наше время он приобретает все большую популярность. Витраж на стекле абсолютно безопасен, и его можно выполнять вместе с детьми. Делается он при помощи акриловых красок. Чтобы выполнить данную работу, не нужно иметь никаких специальных навыков или умений. Необходимые цвета можно купить в любом художественном или строительном магазине. Роспись можно делать не только на прозрачных поверхностях, но и на дереве, пластмассе, керамике, металле или штукатурке.

Только факты

Название «витраж» произошло от латинского слова vitrum - «стекло», что подразумевает прозрачные узоры, картины или рисунки, сделанные на стекле или из цветного стекла.

Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых. Это так называемая живопись на стекле.

В России витражи появились только в 1820 году и назывались они сначала прозрачными картинами. Как раз в это время в Европе начиналось возрождение данного вида искусства после длительного забвения.

Необходимые инструменты для росписи акрилом

Если вы не знаете, как нарисовать витраж на стекле, мы вам расскажем. Необходимо подготовить следующие инструменты:

  • наиболее подходящий эскиз, выполненный на бумаге;
  • которое предполагается расписывать;
  • заранее подобранных оттенков (не важно, какую фирму вы выберете, главное, чтобы между нанесением слоев прошло не менее 12 часов, а перед первым мытьем 3-4 дня);
  • растворитель, желательно выбрать одной фирмы с красками;
  • металлический наконечник;
  • витражный контур;
  • ватные палочки;
  • зубочистку или тонкую палочку;
  • синтетические кисти.

После того как все подготовите для работы, можно будет приступать непосредственно к созданию вашего шедевра.

Выполнение витража акрилом

Итак, начинаем делать витраж на стекле аккуратно и никуда не торопясь.

На заранее подготовленный эскиз выкладывается стекло, края выравниваются, чтобы рисунок находился в нужном месте. Стекло нужно предварительно помыть и обезжирить, для этого можно использовать обычный уксус или спирт.

Чтобы линия, проделываемая контуром, была более тонкой, на него надевается специальный металлический наконечник. При помощи контура рисунок наносится на стекло. Движения должны быть достаточно уверенными, четкими и быстрыми, с легким надавливанием на флакончик. Для того чтобы краска лучше вытекала, а контур был немного объемным, наконечник необходимо держать под большим углом к стеклу. Контур надо наносить достаточно аккуратно, чтобы на рисунке не было разрывов, так как потом его надо будет заливать жидкой краской, и она может расплываться через прорехи.

После того как нанесение основного контура будет завершено, необходимо подождать, пока он высохнет. Потом приступаем к его заполнению. Техника заполнения контура настолько простая, что сделать это можно даже с ребенком. Для этого выбираются необходимые оттенки акриловых красок. При работе нужно помнить, что краски следует наносить на поверхность ровно столько, чтобы не превышать высоту контура. Если краска немного затекла на контур, переживать не стоит, после высыхания она станет прозрачной, и ваш промах будет уже не так заметен.

Делая витраж на художники часто желают получить плавные переходы или различные оттенки. Для этого необходимо смешать или растушевать несколько цветов. Это можно сделать обычной зубочисткой. Один из цветов наносится по с небольшим распределением к центру. Потом от центра к краям наносится второй цвет, который необходим для смешивания. Затем зубочисткой краска смешивается и выравнивается, чтобы равномерно распределиться по закрашиваемому элементу. Если при нанесении появились пузырьки воздуха, их можно легко убрать той же зубочисткой.

Маленькие хитрости

  • Во время работы не переживайте, что достаточно бледная и выглядит не так, как бы вам хотелось. После высыхания она немного потемнеет и станет намного прозрачнее.
  • Чтобы краска ложилась более равномерно, можно снизу слегка постучать по стеклу - она будет лучше растекаться.
  • С акриловой краской очень удобно работать не только на горизонтальных плоскостях. Ею также можно выполнять декорирование и даже сделать витраж на стекле двери, не вынимая его из рамы.
  • Чтобы рисунок выглядел немного объемным, используйте губку при нанесении чисто-белого колера.

Достоинства и недостатки

Витраж на стекле создается достаточно быстро, при этом работа не будет иметь подобных себе. Самым большим достоинством такой росписи будет ее практичность. Нарисованные витражи, в отличие от паянных, можно использовать для больших поверхностей, к тому же они не требуют вырезания отдельных кусочков стекла и их закрепления на эскизе. Поэтому, расписывая стекло акриловыми красками, вы получаете прочное и цельное изображение. К тому же витраж по стеклу, выполненный красками, можно вставить в стеклопакет, что значительно больше сбережет тепла, чем если в них вставить паяный витраж.

Роспись стекла намного легче вписывается в любой интерьер квартиры, в то время как паяным витражам необходима тщательно подобранная обстановка. К тому же расписанные стекла прекрасно пропускают свет, создавая легкий эффект калейдоскопа.

Другие виды витражей

Витраж на стекле с помощью красок является самым простым для выполнения в домашних условиях, однако существуют и другие виды и способы такой работы.

Самые распространенные из них:

  • классический паяный витраж;
  • витраж Тиффани;
  • фьюзинг;
  • матированный витраж;
  • витражи Plastic Lead;
  • витражи, выполненные в технике кастинг;
  • пленочный витраж, выполненный по технологиям SGO;
  • фацетный витраж;
  • моллирование;
  • комбинированный витраж;
  • витраж, выполненный травлением;
  • лазерная гравировка.

Если вы решили украсить стекло витражом, то прежде чем приступать к основной работе, потренируйтесь на небольших стеклах, так сказать, набейте немного руку.

Этот урок я подготовил по заказу Инны Филоновой. Ты тоже можешь тоже заказать у меня урок рисования. Перейди на , все подробности там. Мне нужно было сделать эскиз для витража размером 90 на 15. Задача сама по себе сложная, так как обычно мы рисуем в формате А4, то есть при соотношении ¾ грубо говоря. Тематику для витража я мог выбрать сам, это очень хорошо. Инна предложила либо морской пейзаж, либо дно с рыбками и кораллами, городской пейзаж, или африканскую саванну с животными. Я очень люблю рыбок, поэтому решил нарисовать морское дно с рыбками. Если тебе хочется попробовать другие темы, то смотри мои уроки про:

  1. (не сложный);
  2. (сложный);

Сам я рисую мангу и аниме, красками мне не приходится пользоваться. По сему, я решил обратиться к моей подруге художнице, которая часто делает витражи. Вот, что моя подруга советует читателям ДейФан’а:

  • Витраж из стекла делают только профессионалы. Это всегда ручная и очень трудная работа. Используя краски, вместо стекла, ты можешь создать имитацию витража. Но, если ты хорошо постараешься, тоже получится красиво;
  • Краски стоят не дорого, но они очень качественные. Рекомендую краски французской фирмы Pebeo или Kreul. Продаются любом магазине для художников, всегда есть в наличии;
  • Когда будешь обводить границы стекла на бумаге, помни, что нужно добавить еще 5 миллиметров с каждой стороны для рамки.
  • Если положить витраж в теплое место, краски высохнут быстрее. Но жди не менее 6 часов после завершения работы, чтобы они высохли;

Перед созданием витража тебе необходимо создать эскиз рисунка. Очень детальный рисунок делать не обязательно. Здесь важно только очень четко обвести контуры. Если размер твоего стекла меньше, чем размер бумаги, просто положи стекло на бумагу и обведи его контуры. Так ты получишь рабочую поверхность, на которой будешь рисовать. В нашем случае с Инной размер стекла 90 на 15. Такой бумаги у меня нету. Поэтому я делал рисунок на компьютере в фотошопе.

Я создал лист нужного мне размера и нарисовал эскиз: (он увеличится, если по нему жмякнуть, но будь осторожен, рисунок очень широкий) Этапы создания наброска на ДейФан’е я публиковать не буду. На эскиз ушло около четырех часов. Если ты захочешь нарисовать такой же, пиши мне в личку, скину тебе исходный файл. Далее нужно распечатать набросок морского дна с рыбками и положить его под стекло. Важно зафиксировать лист скотчем, или чем ни будь еще, так как процесс создания витража занимает много времени, и будет очень плохо, если линии разойдутся. Перенести с бумаги на стекло рисунок очень просто. Смотрим и переносим контуры на стекло. Важно обезжирить стекло с помощью спирта. Говорят можно просто помыть с мылом и протереть. Но я не уверен, что это сработает. Лучше используй спирт. Дальше наносим контуры на стекло. Это самый важный этап. Удели ему достаточно времени. Когда будет готов контур, нужно подождать пока высохнут краски. Обычно около трех часов. Осталось только заполнить рисунок витражными красками. А я раскрасил всех рыбок в фотошопе. У меня такие вот цвета: Ты можешь раскрасить их по-своему, если хочешь, или если у тебя нету таких цветов. А еще можно добавить в твой витраж других обитателей моря:

Витраж - способ декоративной отделки стекла и зеркала. Использование витражных картин в интерьере снова становится популярным и востребованным дизайнерским приемом. Существенный плюс технологии - возможность самостоятельно создать художественный шедевр, проявив свою креативность и сэкономив средства на работе профессиональных мастеров. Главное, грамотно подобрать рисунок, технику витража и не боятся фантазировать.

Витражи в интерьере

Многие виды искусства, используемые дизайнерами для оформления интерьера, имеют древнюю историю. Особое место среди них занимают витражные стекла. Считается, что техника зародилась, как только мастера научились делать стекло - в эпоху Древних Царств. В период Средневековья витражная «живопись» достигла пика популярности и применялась как незаменимый атрибут церковной архитектуры.

Витражные полотна, созданные специалистами, предполагают использование специальных сложных каркасов из металлических заготовок. Мастера-любители и те, кто только начинает познавать основы витражного искусства, применяют упрощенные техники создания «стеклянных» картин.

Сегодня мода на витражное оформление возвращается, и яркие вставки из стекла можно встретить в ресторанах, клубах, кинотеатрах, торговых центрах и жилых помещениях. Витражные изделия могут стать изюминкой или центральным акцентом интерьера квартиры.

Основные места применения витража в интерьере:


Использование витража в интерьере придает жилищу неповторимого, изысканного и элегантного вида. Этот вид декора не оставляет равнодушным никого.

Технологии выполнения витражей

Планируя декорировать комнату картинами из стекла, необходимо разобраться в особенностях различных витражных техник.

Наборный (классический) витраж - наиболее древний способ, используемый и сегодня при оформлении европейских соборов, храмов и помещений различного назначения. В наше время старинная технология практически не изменилась, но дополнилась новыми материалами и инструментами. Такой метод оптимален для витражных конструкций крупного размера.

Основные этапы создания классического витража:

  1. Изготовление эскиза.
  2. Раскладка узора из металлопрофиля (меди, латуни, свинца).
  3. Вставка в профиль вырезанных деталей из стекла.
  4. Спайка стыков стеклянных деталей.
  5. Художественная роспись витража.

Техника Тиффани позволяет создать витражи высоких эстетическо-художественных качеств. Используется опаловое стекло, обладающее необыкновенным внутренним светом и богатым разнообразием оттенков. Витражные картины Тиффани необычайно реалистичны и живописны - эти эффекты достигаются благодаря тому, что используются стекла разных размеров и фактуры.

Технология Тиффани основана на ручном методе сборке и является авторской работой, повторить которую сложно даже опытным мастерам.

Порядок создания витражей Тиффани:

  1. Разработка эскиза и разбивка его на несколько фрагментов.
  2. Вырезка деталей из стекла и их обтачка.
  3. Обмотка фрагмента по периметру медной клейкой лентой.
  4. Соединение фрагментов с помощью свинцово-оловянного припоя.

Фьюзинг - способ передачи изображения на стеклянные поверхности. Технологический процесс заключается в спекании деталей стекла во фьюзинговой печи. Это одна из самых сложных форм витража, выполнить которую в домашних условиях не получится.

Детали витражей могут наслаиваться друг на друга, принимать плавные, фактурные очертания или иметь четко выраженные границы. Это зависит от задумки мастера и нагрева печи.

На цельное стекло выкладываются цветные фрагменты стеклышек. Готовое полотно помещают в печь и прокалывают несколько часов. Чтоб стеклянные детали плотно держались и рисунок не утратил четкости, используют специальный термостойкий клей.

Пескоструйная обработка зародилась в 19 веке. С помощью абразива с поверхности стекла удаляется верхний слой. Использование шаблонов позволяет получить сложные изображения. Обработка стекла может выполняться с тыльной или фронтальной стороны, быть двусторонней, углубленной или поверхностной.

Заливная техника - имитация техники Тиффани (упрощенный вариант). Некоторые путают данную технологию с росписью стекла. Однако «заливные» витражи имеют рельефный контур, имитирующий металлическую протяжку. Использование технологии предоставляет большой выбор узоров и рисунков. Для работы применяются витражные краски, устойчивые к УФ-лучам, экологичные и безопасные.

Расписной витраж - самый популярный и простой способ переноса рисунка на стекло. Конечный результат напоминает художественную стеклянную картину. Особенности техники: выразительность изображения и оригинальность рисунка. Такую работу могут выполнять даже новички «витражного» искусства и дети.

Технология пленочных витражей - современный вариант создания псевдовитражей. Основан на тонировании стекла специальными пленками с последующим закреплением свинцовой каймой. К числу преимуществ метода относятся:

  • возможность использования листового стекла;
  • готовый витраж обладает меньшим весом и ровной поверхностью;
  • прочность - применение цельного стекла позволяет создавать витражи больших размеров.

Кроме перечисленных методов, мастера создают комбинированные, фацетные и 3D-витражи. В последнее время, для обустройства развлекательных центров, все чаще применяют фотопечать на стекла.

Выбирая витражный рисунок, следует учесть некоторые нюансы и советы специалистов:

Эскизы рисунков витражей. Создание своими руками

Начало работы над витражом - разработка эскиза. Витражи, силуэты, рисунки, схемы и подробные рекомендации можно найти в интернете.

Схематические рисунки в стиле витражей подобны детской раскраске, на отдельных фрагментах которой нарисованы цифры, стрелки и обозначения, упрощающие работу по «сборке» изображения. Чтобы сэкономить время на разработку трафарета достаточно скачать и распечатать готовый эскиз. Перенос рисунка на стекло выполняется специальным исчезающим маркером.

Более творческий процесс - создание красивых рисунков витражей своими руками. Рассмотрим несколько технологий.

Перенос изображения с открытки или рисунка

Для увеличения изображения до нужных размеров витража следует воспользоваться простым способом перевода картинок по клеткам. Порядок работы:

  1. Выбранную открытку расчертить клетками со сторонами не более 10 мм.
  2. Посчитать количество клеток и пронумеровать их по вертикали и горизонтали, как шахматную доску.
  3. Снять размеры стекла и перенести их на бумагу, например, на лист обоев.
  4. Длину и ширину стекла разделить на количество клеток открытки по длине/ширине соответственно.
  5. Расчертить лист - должно получиться то же самое количество клеток, только большего формата.
  6. В каждую клетку перенести увеличенное изображение с клетки открытки. Когда рисунок полностью перенесен, можно внести правки на свое усмотрение, подкорректировать контуры и расцветку.

Если соотношение будущего витража и сторон картинки не соответствуют, можно на эскизе расчерчивать не квадратики, а прямоугольники. В этом случае трафарет получится более широким или, наоборот, продолговатым.

Использование аппликаций для создания эскиза

Этот метод применяется при наличии крупных плакатных изображений, журнальных вырезок и т.д. Для этого старые обои надо положить на ровную поверхность (стол), сверху приложить стекло и обвести контуры будущего витража. Внутри контура начертить фон, где будут расположены вырезные детали.

На примере эскиз витража рисунок «цветы» состоит из ветки с розами. Схематично надо нанести линию ветки, расчертить линии фона, имитируя кусочки стекла традиционного витража. Красными кружочками отметить места пересечений веток и линий фона. В дальнейшем, эти элементы желательно прикрыть деталями эскиза.

По окончанию создания витражного трафарета на эскиз положить стекло и прорисовать контур. После того, как контур высохнет, аппликационный эскиз надо убрать и приступить к росписи витража красками.

Восстановление рисунка по памяти

В этом случае потребуется наличие навыков рисования. Эскиз удобно выполнять на большом полотне листа (обои) в следующем порядке:

  1. Простым карандашом сделать разметку контуров расположения фрагментов рисунка на полотне.
  2. Прорисовать детали рисунка.
  3. Если полученный результат устраивает, контуры эскиза можно прорисовать шариковой ручкой или фломастером, связывая элементы изображения в единое целое.

На готовый эскиз положить стекло и контурной краской навести предварительное изображение витража.

Контурные рисунки для витражей: требования к детскому творчеству

Для детей следует подбирать более простые рисунки, чтоб ребенок мог самостоятельно выполнить работу. Особое внимание уделяют обработке краев стекла - они должны быть хорошо отшлифованы. Выполнять витраж надо на прочном стекле, без осколов и трещин.

Самым маленьким художникам подойдет витражный набор, в который входят:

  • витражные краски;
  • черная краска для контура;
  • детские картинки на выбор;
  • трафареты рисунков, пленка, кисть и пошаговая инструкция.

Важно! Увлечение ребенка витражным творчеством вырабатывает усидчивость, креативность, развивает глазомер и фантазию.

Для детского творчества подойдут самодельные витражные краски, которые очень легко приготовить в домашних условиях. Достаточно взять тюбик клея ПВА, пару пакетиков пищевого красителя или краску гуашь. Красители смешать с клеем до получения равномерной консистенции и доведения краски до нужного оттенка.

Пошаговая технология создания расписного витража


Готовое изделие лучше покрыть акриловым лаком или прокалить в печи. Это повысить прочностные характеристики покрытия и дополнительно защитит краски от выгорания.

Витраж красками: рисунок на стекле своими руками

Как самому сделать рисованный витраж. (Занятие первое)

Занятие первое.

Эта техника намного проще, дешевле и доступнее классического витража.
Эта техника, по сравнению с классическим витражем, выигрывает во многом - кроме сил, времени и денег, еще и позволяет получать интересные эффекты, невозможные для витража классического - переходы цвета, например, смешивание цветов.
Можно рисовать и на вазочках, бутылках и любых других предметах, но это несколько сложнее.
Очень эффектно такой витраж выглядит на стеклах внутренних дверей.
Возможно сочетание техники росписи и витража, состоящего из наклеенных фрагментов цветного стекла.
Вот несколько образцов, выполненных на стекле в различной технике.

В самом простом случае на стекло наносится контур рисунка, повторяющий эскиз или картинку, подложенную под стекло. Затем контур заполняется специальными красками.
Есть техника росписи без контура и просто рисования на стекле.
Я пользуюсь красками на основе органических растворителей, они сохнут на воздухе и не требуют термической обработки (прозрачныe краски фирмы WAGO или фирмы Vitrail).

Для начала работы необходимы:

Набор красок, хотя бы 6-8 цветов, растворитель для них той же фирмы.
Набор кисточек.
Контур (консилер) - 2-3 цвета (черный, золотой, серебряный "DEСORfin Relief Paint").
Растворитель (ацетон) для мытья кисточек, смывания пятен на руках и окружающих предметах.
Обычное стекло, на котором Вы хотите рисовать витраж
Картинка, фотография или эскиз рисунка, который Вы хотите перенести на стекло.

Удобно использовать белые пластиковые крышечки для смешивания красок и мытья кисточек, ушные палочки для удаления капель краски со стекла, японский нож для срезания лишних линий контура (только после его высыхания!), пипетку для набора растворителя, вытные шарики для стирания следов краски и так далее. Кому как удобней.

В начале работы я покупала рамочки со стеклами (для росписи), часы, зеркала для декорирования, «пуговки» из цветного стекла в долларовых магазинах. Ненакладно, выбор большой и не жалко, если что-то испортишь.

Стекло для начала надо очень хорошо вымыть и потом стараться не хватать руками его поверхность, чтобы не оставлять «дактилоскопию».
Кладем чистое стекло (в моем случае вазочка - тоже из долларового магазина) на выбранную картинку.

Берем в правую руку контур, а в левую - ватный шарик, ватой будем снимать излишек контурной пасты с кончика тюбика в перерыве между рисованием отдельных линий. Иначе на стекле получится капля-клякса.
Обводим контур рисунка, разделяя области разного цвета. Стараемся наносить линию равномерной толщины, не прерывая ее.
При рисовании не касаемся кончиком тюбика поверхности стекла, держим его на весу, иначе получится двойная линия.
Если провели неправильную линию, оставляем до высыхания, потом срежем японским ножом.
Контур нигде не должен прерываться, иначе при рисовании краска вытечет.

Нарисовали?
Оставляем сохнуть на несколько часов, а лучше до завтра.

Удобно делать сразу 2-3 картинки, сегодня - контур, на следующий день - роспись.

Спасибо catstail за её мастер-класс.

Прежде, чем начать рисовать, мы должны решить, будет ли наша работа витражом для просмотра в проходящем свете (на просвет) или мы повесим ее на стену как картину.

Для витражей, предназначенных для кухонных окон или дверей, хорошо использовать геометрические рисунки, которые можно «позаимствовать» на сайтах витражных студий (например, http://www.anantiquemarket.com/stained_ glass_gallery.htm )
или нарисовать самим, пользуясь элементами орнамента.

Вот еще хорошая ссылка на русском языке "Как писать по стеклу"
http://www.artservice.ru/rus/interestin g/vetro2.htm

Небольшой витражик с любым рисунком красиво выглядит, если его повесить на окно.
Для витражей краски должны быть более интенсивными, чем для картин, для геометрических рисунков хорошо подходят краски чистых спектральных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). В этом случае мы просто заполняем краской участки, обведенные контуром. Для заполнения удобно пользоваться пипеткой.
Крнечно, можно рискнуть и рисовать витраж так же, как и картинку. Но эффект будущей работы непредсказуем.

Нарисовать имитацию витража, который будет служить картиной, несколько сложнее, зато интересней.
Дополнительного эффекта можно достичь, используя различный фон - бумагу или ткань различных цветов и фактуры, дерево и др. В зависимости от этого, меняется и впечатление от работы.

Хотите примеры? Их есть у меня. Вот так в зависимости от фона, выглядит одна и та же картинка.

На дереве

На белом фоне

На просвет

И последняя, где фоном послужила "золотая" бумага от конфет после того, как я перепробовала с десяток других вариантов

Важно!!!

Обеспечить хорошую вентиляцию - открыть окно, включить вытяжку или работать на балконе.
Выставить из помещения детей, кошек и склонных к аллергии взрослых индивидуумов.

Наконец, приступаем собственно к рисованию.

Для начала мы все выбрали небольшой рисунок. Лучше начинать с рисования на плоском стекле, так как выпуклая поверхность создает дополнительные трудности - краска стекает.
Набираем кисточкой из баночки краску выбранного цвета и смешиваем ее в белой (чтобы видеть цвет) крышечке от бутылки с другой краской до получения нужного тона.

Красок обычно хватает надолго (я пользуюсь одним набором третий год), поэтому особенно важно не загрязнять краски в баночках. Для каждого цвета используем свою кисточку (можно каждый раз мыть одну, но это неудобно, и ацетон испаряется, а мы им дышим).
Если выбираем чистый тон, то заполняем им поверхность внутри контура.
Когда поверхность большая, например, витраж для двери или окна, удобно пользоваться пипеткой, а не кисточкой. Краска растекается, и не остается следов от кисти.
Я смешиваю белую краску с небольшой добавкой желтой для получения кремового тона и кисточкой закрашиваю верхние лепестки ириса.

В другой крышечке разбавляю немного сиреневой краски растворителем (Кисточкой в банку с растворителем не лазить!!! Берем пипеткой). Точечными движениями наношу краску на края кремовых лепестков. Краска расплывается, так можно получать «мраморный» эффект.

Наношу сиреневую краску на центральную часть нижних лепестков ириса. Затем (другой кисточкой!) - синюю на края лепестков. Добавляю по капле растворителя (пипеткой) между этими красками, они смешиваются, как им заблагорассудится, но иногда получается интересный эффект. Можно добавить и третью краску - например, белую, если осталась в первой крышечке (Не выбрасывать же, в самом деле!). Вот тут - простор для фантазии.

Тут -то и случаются мелкие неприятности - краска потекла через край контура. Собираем ее палочкой с ватой на кончике. Потом после окончания работы можно протереть запачканную поверхность палочкой, смоченной в ацетоне.

На этом этапе можно чуть передохнуть, мотивируя тем, что эта часть работы должна подсохнуть. Можно пить чай и следить, чтобы кошачья шерсть, повсеместно летающая в воздухе, не прилипла к краске. Потом не отдерем.
Стараемся не задевать закрашенную поверхность.
Но если хотим получить эффект в виде прожилок или полосок, самое время повозить сухой чистой кисточкой по полу-высохшей краске. Надеюсь, что результат будет виден на фотографии.

На этом же этапе можно нанести на выбранные места капли растворителя (опять же пипеткой) и полюбоваться полученным эффектом.
Этот этап тоже предполагает разгул фантазии.

С листиками проще - на них никто не обращает особого внимания, поэтому рисуем их в последнюю очередь, когда время и терпение кончаются.

Закончили!
Моем кисточки в ацетоне, налитом все в те же крышечки, вытираем, выбрасываем все, на чем есть следы краски и ацетона. Иначе будет «благоухать» до завтра.

Оставляем наше произведение сохнуть в горизонтальном положении, как минимум, на несколько часов. И все это время любуемся своим произведением и изумляемся, какие мы талантливые. А раньше нам никто об этом не говорил.

Остается подобрать фон и рамочку. (Надеюсь, что Вы купили рамочку вместе со стеклом, на котором и рисовали).

Простой способ сделать оригинальную вещь состоит в комбинации рисованного витража и фрагментов окрашенных (цветных) стекол или других материалов.

Такое сочетание позволяет получать разнообразные эффекты за счет различного преломления и отражения света в бесцветном и окрашенном стекле.
Разноцветные стеклянные фрагметы (шарики, звездочки, фигурки животных и др.) можно купить опять-таки в долларовом магазине или в магазине для любителей рукоделия.

На примере декорирования вазочки посмотрим, как это делается.

В качестве элементов декора используем простые полусферы («пуговки») из цветного стекла.
Наклеиваем на поверхность бесцветного стекла эти фрагменты в соответствии с выбранным рисунком. Для наклеивания используем любой клей, подходящий для склеивания стекол и керамики («Цемент», «Момент», клей на эпоксидной основе).

Даем высохнуть.
Как и в случае росписи на стекле, контуром наносим рисунок.
Высушиваем.

Красками расписываем выбранные участки.
Самый простой результат выглядит так.

Или так