Занятие обучение грамоте старшая группа буква ю. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ю

Организация: МБДОУ д/ с № 229

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Программное содержание:

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

Познакомить с буквой Ю и правилами её написания после мягких согласных звуков;

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Оборудование: иллюстрации осенней природы, магнитные доски, магниты, картинка «Солнышко», «Тучки», наборы моделей для звукового анализа, графическое изображение буквы Ю.

1.1. Орг. момент

1. Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

1.2. Ребята, мы наше занятие начнем с артикуляционной разминки.

Повторим чистоговороки

Ра- ра –ра – начинается игра

Лу-лу- лу – завели юлу

Рю-рю-рю- рисую зарю

Лю-лю-лю- очень мамочку люблю

ру – ру – ру продолжаем мы игру

1.3. Произношение скороговорки:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

1.4. Речь состоит(звуки (какие?, чем гласные отличаются от согласных,) слоги, слова, предложения, рассказ речь)

2. Составление рассказа про осень и запись его графически с использованием иллюстраций.(На улице большие лужи. Завяли лютики в саду.)

3. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЮТИК с использованием прищепок, моделей, счетных палочек, магнитов. С заменой звуков буквами

4. Знакомство с буквой Ю

Игра «На что похожа буква «ю»?

Стихотворения:

Палочку я начерчу,

В серединке поясок,

Чтобы вышла буква «ю»

Нарисую я кружок.

5. Нахождение буквы Ю , обвести ее пальцем, выкладывание

6. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения:

- «Замок» (раз – ладони вместе, два – пальцы в замок);

- «Лиса и заяц» (лиса крадется – все пальцы медленно двигаются по столу, заяц убегает – перебирая пальцами быстро двигаться назад);

- «Паук» (пальцы полусогнуты, медленно передвигаются по столу);

- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать крыльями пальцами);

Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми пальцами).

7. раскраска. Буквы Ю

8. Игра «Засели домик».

Я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.

В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).

Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, е).

Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)

Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).

Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.

Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите их. Затем буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

9. Хитрые буквы.

Дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких?) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)

Правило: после мягкого согласного звука ставим буквы Я,Ё, Ю

После твердого согласного звука ставим буквы А,О,У

10. Упражнение «Назови слова со звуком [Ю]».

11. Итог .

12.Оценка

Какие задания вам понравились больше всего? Чем мы еще занимались на занятии? Были ли у вас трудности в выполнении заданий? Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто.

Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили

Цель занятия: изучаем букву Ю, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ю, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ю по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Юбка Юнга Юпитер Юрта

  1. Юра — это имя мальчика. Юля — это имя девочки.
  2. Повтори: ЮРА, ЮЛЯ.
  3. Сколько слогов в слове ЮРА? ЮЛЯ?
  4. Какой первый слог?
  5. Сколько букв в этом слоге?

Буква Ю - гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Рассмотри букву Ю. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

На одной ноге кружится.
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная … (юла).

Любят хрюшки букву Ю:
Без нее не скажешь … (хрю).

Сказка про букву Ю

Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
- А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий… - обрадовался Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой,- сказал он в следующий раз.
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой веселый! - обрадовался Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу есть урюк,- сказал он в следующий раз.
- А разве колючки, которые мы едим, хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, они такие сладкие! - засмеялся Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте,- сказал он в следующий раз.
- Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? - спросила верблюдица.
- Конечно же, нет! - засмеялся Бюль-Бюль.
- И никогда не вырастет.

Загадки для детей на букву Ю

Пока верчусь, я не тужу,
Кружу - жужжу,
Жужжу - кружу.
(Юла)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)

Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
(Юла)

Пословицы и поговорки на букву Ю

Юноши думают о будущем, а старики о прошедшем.
Любишь кататься - люби и саночки возить.

Скороговорки

Юла возле Юльки
Крутится, поет.
Юле и Юре
Спать не даст.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Стихи про букву Ю для детей

Юла ютится под кустом,
Юлой юла вертится.
Но все-таки, заметьте-ка,
Юла - такая птица.
Чей нежный, тонкий голосок
Чист, словно скрипка, и высок.
(А. Пудваль)

Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля.
(В. Берестов)

Юра только сел на стул,
Ножки свесил
И заснул.
Юра очень утомился -
Целый день юлой
Крутился.
(Ф. Бобылев)

В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря, в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
(С. Маршак)

Юбку я для куклы сшила,
Кофту новую скрою.
Говорит мне кукла: «Мама!»
Значит, я для дочки шью.
(Г. Виеру)

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву Ю.
Это - южный ктототам.
Я его придумал сам!
(Б. Заходер)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель: закрепить понятие о букве Ю

Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Материал : демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с последней гласной буквой второго ряда это буква Ю. обозначающей два звука [у] и [йу].

Давайте всех букв второго ряда вспомним и повторим.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10.

Каждая такая буква второго ряда может обозначать как один, так и два звука:

Я - [а] и [йа],

Ю - [у] и [йу],

Е - [э] и [йэ],

Ё - [о] и [йо].

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:

В начале слова (яблоко, юрта. ,

После мягкого знака (обезьяна, льют. ,

После твердого знака (объявление, разъединять. ,

После гласной буквы (большая, моё.).

В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак.).

Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Юля

II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Ю, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом, в кармане пишут букву Ю.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: красную со звездочкой

Воспитатель: почему красную со звездочкой

Ответы детей : Потому что буква Ю, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йу].

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Ю поселяем ее справа в четвертом этаже, рядом с буквой У. А теперь, выполняем в своих тетрадях.

Воспитатель: Юля определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом

Юбка Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Ключ Ю

Юла Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Воспитатель : - Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)

Брюки Ю - гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Кастрюля Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Юля Ю - гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

5. Игра «Животные жарких стран»

Цели. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.

Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)

Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают -» страус, жираф и т. д.).

В заключение ребенок раскрашивает картинки.

6. Игра «Поход в зоопарк»

Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля, выполняет их звуковую и слоговую схемы.

По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Необходимы объяснения взрослого о правильном написании слов Юрой (либо Юлей).

Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению (.) и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя предлог как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения.

Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка.

7. Игра «Страус»(Изограф)

Цели и ход данной игры аналогичны описанным ранее

Итог

Сколько гласных букв в алфавите?

Какую букву мы изучали?

Буква Ю

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к Родине;

— воспитывать чувство гордости за то, что являешься гражданином России.

Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление

2. Развитие общей моторики

3. Развитие мелкой моторики

4. Массаж лица

5. Развитие мимических мышц

6. Развитие артикуляционной моторики

— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.

3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.

Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)

— Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.

— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

— Составление предложений к заданным схемам.

I V. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Я и прямо, я и боком, И с разбега, С поворотом, И на месте,

И с прискоком, И двумя ногами вместе.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Ознакомительная беседа о символике российского государства. Знакомство с флагом, гимном и гербом России.

Логопед: «У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны в знак уважения встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел».

Дети отвечают на вопросы по рассказу.

VI. Итог занятия и оценка работы детей . С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?

VII. Домашнее задание.

V Ш. Материал для закрепления вне занятий

1. Фонетические игры.

— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.

Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.

— Звуковой анализ слов типа цапля, сабля. Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

— Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. (Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.)

Коррекционно-образовательные цели:

  • познакомить с буквой «ю»;
  • научить детей четко произносить звук «ю»;
  • выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
  • определять позицию звука «ю» в словах;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание;
  • развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки сотрудничества;

Оборудование:

  • листики
  • картинки со звуком «ю»;
  • зеркала;
  • карточки;
  • буква «ю» ;
  • счетные палочки;
  • ежик с картинками;
  • игрушка юла;

Организационный момент

Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...

Когда это бывает? (Осенью)

Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.

Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.

Самомассаж.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

«Похлопаем ушками»

«Потянем ушки»

«Погреем ушки»

знакомство с новым материалом

Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки .
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю» .

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

артикуляционная гимнастика «трубочка»

Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

артикуляция звука «ю»

При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).

характеристика звука «ю»

Звук «ю» - гласный звук.

ловим звук «ю»

Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю» :
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...

позиция звука в слове

Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).

физминутка «листики осенние»

Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Игра с юлой.

В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!

(повторение):

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

Ах задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю).

знакомство с буквой «ю»

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.

итог

Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?