Ввс малайзии. ВВС Малайзии в боевых действиях на Борнео - bmpd

На малайзийском острове Лангкави 21 марта открывается авиасалон LIMA 2017. Об одной истории, связанной с малайзийским следом в российской торговле оружием, попросила рассказать заместителя директора .

Открытие 14-й Международной выставки авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2017 - хороший повод вспомнить об особой роли Малайзии в постсоветской истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами и о том значении, которое имели немногочисленные контракты с этой страной. По сравнению с Индией и Китаем Малайзия закупила немного российской техники, но ценность малайзийских контрактов в другом: именно на этом рынке Россия нанесла поражение США, которые были и остаются мировым лидером по экспорту вооружений.

На рубеже столетий Малайзия занимала специфическое место на рынке вооружений стран Юго-Восточной Азии. В период правления одного из самых замечательных азиатских лидеров конца ХХ века Мохаммада Махатхира страна совершила феноменальный рывок в своем социально-экономическом развитии и стала одним из ярких «азиатских тигров».

Экономические успехи создали солидную базу для проведения амбициозной и во многом уникальной военно-технической политики. Ее отличительной особенностью стала демонстративная диверсификация оборонного импорта: Малайзия стала одним из немногих действительно открытых и конкурентных рынков продукции военного назначения.

Рынок вооружений работает иначе, чем рынок гражданской продукции. В первом случае огромное, часто решающее значение имеет политический фактор, который проявляется по-разному. Это может быть зависимость от гарантий безопасности со стороны страны-экспортера вооружений (как в случае с нефтяными монархиями Персидского залива), языковая и цивилизационная близость (как у США и Великобритании) или принадлежность к одному военно-политическому союзу (как среди членов ).

Именно в силу политического фактора прямые столкновения России и США на рынке вооружений, вопреки распространенному мнению, случаются нечасто. Покупатели российской и американской продукции военного назначения обычно не пересекались, хотя в последнее время ситуация меняется, и США все активнее проникают на традиционные российские рынки. Тем не менее эпизоды прямой конкуренции российских и американских предложений бывали, и случались они именно на открытых рынках. Например, недавно США одержали верх на проводившихся в Индии конкурсах на закупку боевых и тяжелых транспортных вертолетов.

В Малайзии исход борьбы дважды за десять лет решался прямо противоположным образом, причем в обоих случая речь шла об истребителях, которые считаются одним из самых чувствительных с военно-политической точки зрения товаров.

Первого успеха Москва добилась в 1994 году, когда королевские малайзийские ВВС решили разделить заказ новых истребителей между Россией и США. Законтрактовав восемь американских F-18D Hornet, малайзийцы приобрели и 18 российских МиГ-29N. Решение о закупке российских истребителей было принято несмотря на ожесточенное противодействие США, которые задействовали весь арсенал своих дипломатических, разведывательных и лоббистских усилий. Весьма вероятно, что именно этот беспардонный прессинг стал одной из причин пророссийского выбора. Купив русские самолеты, Малайзия продемонстрировала многовекторность внешнеполитической ориентации и приверженность национальному суверенитету, а также доказала способность принимать независимые политические решения.

А вот победу истребителей Су-30МКМ десятилетие спустя определили техническое совершенство этого ультрасовременного на тот момент боевого авиационного комплекса и маркетинговая активность российских экспортеров. В августе 2003 года Россия и Малайзия подписали контракт на 18 Су-30МКМ на сумму более 900 миллионов долларов с поставкой в 2007-2009 годах. При этом российский истребитель в ожесточенной трехлетней борьбе одержал победу над очень сильным и опасным соперником - американским многоцелевым истребителем F-18F Super Hornet.

Триумф Су-30МКМ до сих пор остается уникальным эпизодом в истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. На рынке боевых самолетов это единственный случай чистой победы российского предложения над американским. В техническом отношении решающий вклад в успех Су-30МКМ внесло сочетание нескольких элементов:
* мощнейший радар с фазированной антенной решеткой;
* двигатель с управляемым вектором тяги, благодаря которому самолеты Су-30МКИ/МКМ стали первыми в мире серийными сверхманевренными истребителями;
* уникальное сочетание большого радиуса действия и значительной боевой нагрузки.

В борьбе за этот важный контракт россияне применили новаторские для того времени маркетинговые технологии. Авиационный комплекс подвергся серьезной кастомизации - то есть адаптации под индивидуальные требования заказчика. Системы израильского производства, поставка которых в мусульманскую страну была невозможна, заменили российским и французским оборудованием. Например, вместо израильского подвесного контейнера целеуказания Litening, который несет Су-30МКИ, на Су-30МКМ был интегрирован французский Damocles. В целом доля российского оборудования на малайзийской версии по сравнению с индийским вариантом Су-30МКИ выросла.

Интересно, что Малайзия выбирает в основном двухместные истребители. В длительных боевых миссиях, особенно над безориентирной местностью, два члена экипажа лучше решают задачи, чем один. Подтверждает этот тезис выбор еще одного самолета этого семейства - Су-30СМ - в качестве единственного нового истребителя наземного базирования для авиации ВМФ России.

Важную роль в продвижении Су-30МКМ в Малайзию сыграл факт налаженного серийного производства этой машины, причем не только в России, но и в Индии. В 2003 году никто не мог предположить, какой успех ожидает семейство Су-30МКИ, никто не знал, что суммарный заказ на эти машины превысит 470 единиц и выпуск будет продолжаться еще более 15 лет. Но уже тогда ВВС Индии начинали эксплуатацию Су-30МКИ товарной партии, заказанной в 1996 году, а на заводах корпорации HAL начиналась подготовка к производству 140 этих истребителей в соответствии с лицензионным контрактом, подписанным в декабре 2000 года.

Наличие двух линий сборки по определению повышает устойчивость послепродажного обслуживания, к тому же у Малайзии с Индией вполне дружественные отношения. Альтернативный России источник запасных частей стал дополнительным фактором в пользу выбора Су-30МКМ.

Победа Су-30МКМ закрепила российские позиции на малайзийском рынке боевой авиации и продемонстрировала, что у России есть предложение не просто конкурентоспособное, но и превосходящее прямой американский аналог. В дальнейшем именно малайзийский вариант Су-30МКМ стал базой для создания наиболее современной модификации истребителей этого семейства - машины с индексом Су-30СМ, который сейчас массово закупается ВКС и морской авиацией ВМФ России, а также поставляется Силам воздушной обороны Казахстана.

Высокие качества истребителя Су-30МКМ неоднократно демонстрировались малайзийскими летчиками в ходе учений, в том числе международных. Самолеты заслужили самую высокую оценку наблюдателей, включая весьма профессиональных и пристрастных.

Так, в апреле 2012 года оснащенные радаром с АФАР модернизированные истребители F-15C из состава 18-го авиакрыла ВВС США в течение двух недель проводили совместные маневры с различными малайзийским истребителями. По итогам тренировок командир 18-го авиакрыла ВВС США генерал Мэтт Моллой оценил возможности Су-30МКМ так: «В полете они показали потрясающую маневренность при выполнении основных боевых маневров (

В настоящее время ВВС Индии завершают выработку технических требований к модернизации парка своих Су-30МКИ. По всей видимости, самолеты получат более мощный двигатель АЛ-41Ф1 и новое бортовое оборудование. Поэтапной модернизации также подвергнется радар «Барс», который в перспективе получит активную фазированную антенную решетку.

Радикальное повышение мощи Су-30МКМ может быть обеспечено также благодаря интеграции авиационного варианта российско-индийской ракеты BrahMos, испытания которой вышли на заключительный этап. Сочетание платформы Су-30МКМ и этой дальнобойной сверхзвуковой ракеты придаст ВВС Малайзии качественно новый потенциал, причем не только противокорабельный, но и в части совершенно новых возможностей поражения критически важных наземных целей. Проведение этих мероприятий позволит приблизить эффективность истребителей к уровню самолетов пятого поколения.

фото Peter de Jong

Состоящие на вооружении Военно-воздушных сил Малайзии истребители МиГ-29N останутся важным компонентом системы ПВО страны, заявил командующий ВВС Малайзии генерал Рослан Бин Саад. Как сообщает «Нью стрэйтс таймс» со ссылкой на заявление генерала, на текущий момент решение о замене МиГ-29N, которые состоят на вооружении с 1990 года, пока не принято.

По его словам, командование ВВС намерено тщательно изучить возможности существующего парка МиГ-29N с целью определения перечня необходимых работ для гарантированного обеспечения в перспективе этими самолетами задач по защите воздушного пространства страны.

Как заявил генерал Рослан бин Саад в ходе празднования 57-й годовщины ВВС Малайзии, первоначально имелись планы постепенно снять МиГ-29N с вооружения и заменить их другими многоцелевыми боевыми машинами. Однако впоследствии было принято решение провести модернизацию самолетов с целью расширения их боевых возможностей до уровня истребителей, состоящих на вооружении других стран.

Как ранее сообщал ЦАМТО, в марте этого года компания ATSC (Aerospace Technology Systems Corporation) заявила, что намерена совместно с РСК «МиГ» представить правительству Малайзии предложение о проведении модернизации парка истребителей МиГ-29N.

По заявлению генерального директора ATSC Фадзара Сухада (Fadzar Suhada), предложение о модернизации следует за двухлетней стадией оценки, проведенной ATSC совместно с РСК «МиГ» для определения направлений модернизации самолетов, которая будет выполнена исключительно этими двумя компаниями в рамках программы передачи технологий.

Модернизация существенно продлит срок эксплуатации 18 МиГ-29N. Обосновывая логичность принятия этого предложения, глава компании заявил, что проект модернизации более рентабелен для малазийского правительства по сравнению со снятием истребителей с вооружения.

По оценке Ф.Сухада, МиГ-29N – хорошая платформа, и после 20 лет эксплуатации самолет еще не достиг половины срока службы в 4000 летных часов. В рамках модернизации истребитель будет оборудован системами последнего поколения и сможет применяться еще в течение 4000 летных часов.

Программа МиГ-29NM (модернизированный) включает установку новой РЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ» в варианте FGM-229, стеклянной кабины пилотов, совместимой с аппаратурой ночного видения, топливных баков, увеличивающих радиус действия на 30%, модернизированного комплекта вооружения, который сделает самолет сопоставимым по возможностям с Су-30MKM. Последний включает ракеты Р-77 и Р-27 класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и ракеты Х-31П класса «воздух-земля».

21 марта в Малайзии на 14-й Международной военно-морской и авиационно-космической выставке LIMA 2017 состоялась мировая премьера выступления пилотажной группы "Русские витязи" на новых истребителях Су-30СМ .

Как рассказал ТАСС ведущий летчик авиагруппы полковник Андрей Алексеев, "Су-30СМ - это великолепный самолет, поэтому в нашей программе на выставке много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности".

Особый интерес к полетам "сушек" на выставке связан с тем, что этот самолет является дальнейшим развитием линейки истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии.

Массовая "тридцатка"

Многоцелевые истребители Су-30СМ в количестве восьми единиц российская авиагруппа получила осенью 2016 года от их производителя - корпорации "Иркут" (входит в ОАК). За короткое время летчики освоили программу показательных полетов, в которую были включены новые элементы. Их выполнение стало возможным благодаря сверхманевренности "тридцатки". На выставке LIMA 2017 полеты выполнила четверка Су-30СМ.

Ранее авиагруппа "Русские витязи", образованная в 1991 году, выступала на одноместных истребителях Су-27 и двухместных Су-27УБ. На этих самолетах пилоты неоднократно демонстрировали свое мастерство на выставке в Малайзии.

"Русские витязи" - первая в мире пилотажная группа, летающая на тяжелых истребителях, которые сохраняют боевые возможности серийных самолетов. Минобороны России закупает Су-30СМ с 2011 года для оснащения Воздушно-космических сил (ВКС) и морской авиации ВМФ РФ. Государственный заказ превысил 110 самолетов, свыше половины которых уже передано в войска.

Согласно оценке российских военных аналитиков, Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России . Военные рассчитывают последовательно наращивать возможности этой машины за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.

С 2015 года Су-30СМ также поставляется Казахстану - ближайшему союзнику России по региональному военно-политическому союзу. "Иркут" также продолжает экспортные поставки истребителей Су-30МК и оказывает индийской корпорации HAL содействие в производстве этих самолетов по лицензии.

Новая тактика

Су-30СМ открывает новые возможности в тактике воздушного боя, заявил ТАСС на летном поле после завершения первого демонстрационного полета четверки "Русских витязей" на LIMA 2017 командующий Военно-воздушными силами (ВВС) - заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Генерал особо отметил выступление на авиасалоне пилотажной группы "Русские витязи" и то, как наглядно были продемонстрированы элементы сверхманевренности самолета.

Иностранные операторы истребителей семейства Су-30 также высоко оценивают данный самолет. Эти машины могут стать важным фактором, объединяющим ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в области военно-технического сотрудничества с Россией, заявил в эксклюзивном интервью ТАСС министр обороны Малайзии Хишамуддин Хусейн.

По его словам, Малайзия может стать стратегической точкой для укрепления сотрудничества России и стран ЮВА.

Министр также высоко оценил развитие российского оборонно-промышленного комплекса.

Стоит отметить, что пилоты Королевских ВВС Малайзии также выполняют на LIMA 2017 показательные полеты на истребителях Су-30МКМ производства корпорации "Иркут".

ВВС Малайзии на требуемом уровне поддерживают боевую готовность истребителей Су-30МКМ, сообщил главком ВВС страны генерал Хедж Эффенди бин Буанг.

Главком малайзийских ВВС сделал это заявление на выставке в связи с тем, что национальная программа по закупке новых истребителей сталкивается с финансовыми трудностями. "ВВС Малайзии в настоящее время формируют оптимальный подход к данной программе", - отметил бин Буанг.

Согласно данным справочника Military Balance 2017 , издаваемого Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS), в составе ВВС Вьетнама имеется 35 истребителей Су-30МК2, в составе Королевских ВВС Малайзии - 18 Су-30МКМ, а в составе ВВС Индонезии - два Су-30МК и девять Су-30МК2.

Николай Новичков, Дмитрий Федюшко

В столице Малайзии г. Куала-Лумпуре находится много туристических достопримечательностей, а таксисты знают маршруты движения с открытыми глазами. Но есть здесь и не менее интересные места, о которых турагентства почему то умалчивают а дорогу приходится переспрашивать по несколько раз.

Когда мы попросили отвезти нас в Музеи Королевских вооруженных сил Малайзии, то таксист сначала доставил пас к зданию Министерства обороны и у офицеров уточнял маршрут. К сожалению, в этот музей мы так и не попали, он в настоящее время закрыт на реконструкцию.

А в музее ВВС мы оказались совершенно случайно. Расстроившись, мы с напарником решили съездить в экзотический парк бабочек. По дороге я случайно увидел указатель MUZIUM TUDM и на английском: RMAF museum. На обратном пути из царства бабочек мы попросили таксиста завернуть в сторону указывающей стрелки.

Музей Королевских ВВС Малайзии находится па окраине столицы на территории когда-то бывшей основной базы военно-воздушных сил. Конечно, по своим размерам и количеству экспонатов он сильно уступает нашему монинскому музею, но здесь можно увидеть то, чего нет, наверное, больше нигде.

Сразу за воротами музея посетителей встречает английский учебно-тренировочный самолет Provost. Название не случайное, в переводе с английского «provost» - это ректор в некоторых английских учебных за ведениях. Вот и эта машина верой и правдой служила для обучения летчиков Королевских малазийских ВВС начиная с 1961 г. в учебно-тренировочной школе, которая располагалась на базе в Куала-Лумпуре (там где сейчас разместился музей). На летной работе в Малайзии Provost прослужил до 1972 г., после чего продолжал «работать» в качестве «педагога» до начала 1980-х гг., только уже на земле. На таких самолетах отрабатывались практические навыки авиамехаников.

По пути на площадку и к ангару, где расположены другие натурные экспонаты музея, можно заглянуть в две крытые галереи, где хранятся документы об истории создания национальных ВВС увидеть макеты всевозможных самолетов второй половины XX пека, независимо от того, были они в Королевских малазийских ВВС или нет. Кроме того, тут представлено различное авиационное и наземное оборудование начала 1950-х и. На стенах одной из галерей написаны фамилии командиров всех авиаэскадрилий Королевских малазийских ВВС с момента их формирования и по настоящее время. С учетом того что посетителей в музее немного (не сравнить с толпой зевак в KLCC, как называют местный торговый центр, расположенный в основании двух знаменитых башен-близнецов), можно не спеша изучить любые экспонаты Тем более что в галереях работает кондиционер.

На стоянках п в ангаре музея имеется полтора десятка различных летательных аппаратов в окраске национальных ВВС.

Один из интересных образцов, представленных в музее, - пассажирский Twin Pioneer, бортовой помер FM1001. Он стал первым самолетом, приобретенным правительством Малайзии в начале 1958 г. с намерением создать Королевские ВВС. Самолет прибыл в Малайзию 17 апреля 1958 г. и был официально получен тогдашним министром обороны страны Тупом Абдулом Разаком. Через неделю премьер-министр Тапку Абдул Рахман Путра Ал-Хадж дал самолету официальное название «Раджа Уоли» в честь орла, который был обнаружен в этой стране.

Пассажирский Twin Pioneer «Раджа Уоли» - первый самолет ВВС Малайзии.

Особенность самолетов типа Twin Pioneer заключалась в том, что они могли взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах длиной всего 300 ярдов. Такие аппараты закупались для перевозки VIP-персон и высоких правительственных должностных лиц. Это делалось в соответствии с концепцией, согласно которой Королевские малайзийские ВВС не являлись боевыми.

«Раджа Уоли» прослужил в Королевских малазийских воздушных силах 10 лет (1958–1967) и при этом налетал более 2500 ч. и совершил не менее 5300 посадок. В последние годы службы этот самолет экипажи 1-й эскадрильи Королевских малазийских ВВС сентиментально называли «верным стариком». А в музее эта машина оказалась в ноябре 1974 г.

В составе ВВС Малайзии были еще и самолеты Single Pioneer, но о них чуть ниже.

На открытой площадке находятся еще несколько интересных образцов, которые мне, к сожалению, не удалось идентифицировать, и никаких пояснительных надписей возле них не было.

Это двухмоторная летающая лодка, двухмоторный транспортный самолет и четырехмоторный пассажирский самолет. В транспортник можно зайти и осмотреть оборудование его пилотской кабины и грузовой кабины. Надо заметить, что внутри самолеты менее ухожены, чем снаружи. Это относится ко всем экспонатам куала-лумпурского авиамузея.

Чуть в стороне налетном поле стоят знаменитые реактивные истребитель «Сейбр» и палубный штурмовик А-4 «Скайхок». Точно такие же самолеты можно увидеть и в ангаре музея. Кроме них там демонстрируемся еще парочка вертолетов конца 1950 - начала 1960-х гг. Одни из них - английский «Уосп». Такие вертолеты применялись англичанами во время конфликта в районе Фолклендских островов.

Истребитель F-86 «Сейбр» австралийской сборки.

Легкий санитарный самолет Single Pioneer.

В этом же ангаре стоит британский Harvard с опознавательными знаками Британских королевских ВВС. Эти машины в конце 1940 - начале 1950-х гг. использовались британскими ВВС для борьбы с коммунистами в джунглях Малайзии. Позже четыре таких самолета были переданы для обучения местных летчиков. С самолета Harvard связана и первая жертва малазийских ВВС. На таком самолете в ноябре 1950 г. погиб первый малазийский пилот Аллан Леонг. демонстрируемый экземпляр в 1993 г. был выменен в США на канадский CL-4IG Tebuan, которые имелись в ВВС Малайзии. В музее самолет экспонируется с 1994 г.

Канадский реактивный учебно-тренировочный CL-41G Tebuan здесь тоже имеется. Королевские малазийские ВВС в 1966 г. заказали 20 таких самолетов, их поставка в страну началась в следующем году. Из CL-41С были сформированы 6-я и 9-я эскадрильи Королевских малазийских ВВС, базировавшиеся в Куантане. Там самолеты несли службу до июня 1986 гю и задействовались для подготовки летчиков начиная от первых полетов до обучения тактике боя, в том числе и с использованием вооружения, что являлось последним этапом подготовки к переходу на самолет СF-5 (вариант американского истребителя F 5 Freedom Fiqhter). А вот самого CF-5 в музее пока нет. Наверное, еще летает.

За CL-41G расположился и уже упомянутый Single Pioneer. Этот маленький самолетик создан той же шотландской компанией, что и Twin Pioneer. только немного раньше. С августа 1953 г. такие самолеты из состава британских ВВС действовали над джунглями Малайзии, а его уникальность состоит в том, что он мог взлететь с площадки длиной всего 75 ярдов, а приземлиться на полосу длиной в 66 ярдов Первый Single Pioneer на службу в малазийские ВВС поступил в самом конце 1958 г. Эти самолеты использовались для перевозки раненых и больных, для чего два задних сиденья снимались, а на их места ставились носилки. В Королевских малазийских ВВС Single Pioneer «трудились» до 1967 г.

Конечно, нельзя не упомянуть истребитель F-86A «Сейбр». Самолеты этого типа являлись основными противниками для наших летчиков в небе Кореи в начале 1950-х гг. Там наши пилоты разглядывали их через перекрестия прицелов, а в музее в Куала-Лумпуре «Сейбр» можно осмотреть спокойно, даже исследовать то, что у него внутри в ангаре стоит самолет со снятой обшивкой.

Представленные в Малайзии F-86 не американской сборки. Они были выпущены в Австралии по лицензии. Десять самолетов были переданы в Малайзию в 1969 г. с австралийской базы ВВС в Баттеруэрте. «Сейбрами» в Малайзии укомплектовали 11 эскадрилий, где самолеты несли службу до 1975 г.

И еще об одном необычном экспонате музея ВВС. Под навесом стоит старенький британский бронеавтомобиль Ferret, никаких надписей рядом с ним нет, пояснений, как и зачем он оказался в музее ВВС, тоже. Мне вспомнилась одна любопытная деталь. В авиамузее в Кургане (см. «ТиВ» № 11/2005 г.) под крылом Ил-14 стоит 76-мм пушка Зис-3. Может, для охраны?

Так что, уважаемые читатели, если вас судьба занесем в далекую Малайзию в ее столицу, выделите час времени и заверите в MUZIUM TUDM, не пожалеете, тем более что вход бесплатный.

Учебно-тренировочный самолет Canadair CL-41G Tebuan.

Морской вертолет WASP.

Легкий пассажирский самолет de Havilland Dove.

Амфибия Grumman HU-16 Albatross.

Штурмовик McDonnell Douglas A-4PTM Skyhawk.

Военно-транспортный самолет De Havilland Canada DHC-4 Caribou.