Все в ней было еще молодо зелено. Литературные викторины. Женские образы Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины Сергеевны Локтевой в романе «Отцы и дети»

Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.

– Вот вам и моя Катя, – проговорила Одинцова, указав на нее движением головы.

Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку.

– Это ты все сама нарвала? – спросила Одинцова.

– Сама, – отвечала Катя.

– A тетушка придет к чаю?

– Придет.

Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.

Одинцова обратилась к Базарову.

– Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, – начала она. – Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь.

Базаров приблизился.

– О чем прикажете-с? – промолвил он.

– О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица.

– Я. Вас это как будто удивляет. Почему?

– Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение.

– Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.

Базаров поглядел на Анну Сергеевну.

– Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, – извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.

– Извините; как геолог, вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.

– Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.

Анна Сергеевна помолчала.

– И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? – промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. – Как же вы это без него обходитесь?

– А на что он нужен, позвольте спросить?

– Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.

Базаров усмехнулся.

– Во-первых, на это существует жизненный опыт; а во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Катя, которая не спеша подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова – и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.

– Деревья в лесу, – повторила она. – Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?

– Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.

Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.

– И вы полагаете, – промолвила Анна Сергеевна, – что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?

– По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.

– Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.

– Именно так-с, сударыня.

Одинцова обратилась к Аркадию:

– А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич?

– Я согласен с Евгением, – отвечал он.

Катя поглядела на него исподлобья.

– Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши.

Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х……я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги: старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты.

– Как вы почивали, тетушка? – спросила Одинцова, возвысив голос.

– Опять эта собака здесь, – проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: – Брысь, брысь!

Катя позвала Фифи и отворила ей дверь.

Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти…

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ

1. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И. С. Тургенев? (Орёл )
2. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева:

  • «Край родной долготерпенья -
  • Край ты русского народа!»? (К рассказу «Живые мощи»)

3. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев особенно ярко изобразил свою мать-помещицу ? (В произведении «Муму»)
4. Каким женским именем называлась первая книжка Тургенева? («Параша», рассказ в стихах )
5. Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское? (Предлогом для ареста и ссылки явилось опубликование некролога на смерть Н.В. Гоголя. Истинной причиной явилось недовольство правительства книгой Тургенева «Записки охотника» в 1847 г. )
6. Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника».
7. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря, он морщится и нюхает одеколон»? (Павел Петрович Кирсанов, роман «Отцы и дети»)
8. Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его? (Фома, по прозвищу «Бирюк», «Бирюк»)
9. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»? (Базаров Аркадию Кирсанову, роман «Отцы и дети»)
10. Кто дал такую характеристику Базарову: «...так болтал кое-что, язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает»? (Один из крестьян)
11. У кого на письменном столе находится серебряная пепельница в виде лаптя, - как воспоминание о родине? (У Павла Петровича Кирсанова в последние годы его жизни за границей)
12. Какая невеста «отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было», и вышла замуж за того, у кого «не только были часы - у него были лакированные полусапожки»? (Невеста Петра, слуги Кирсанова)
13. Кто послужил Тургеневу прототипом для образа Базарова? (провинциальный врач )
14. Имя какого героя является названием маленького зверька? (Хорь, рассказ «Хорь и Килиныч»)
15. Кто свою собаку именовал словом, означающим название профессии? (Помещик Полутыкин звал свою собаку Астроном. Рассказ «Хорь и Калиныч»)
16. Какого героя назвали именем насекомого? (Крестьянина Касьяна прозвали Блохой». Рассказ «Касьян с Красивой Мечи»)
17. Какой помещик, узнав, что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, «испугался не на шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный ответ, тотчас успокоился»? (Аркадий Павлович Пеночкин )

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ГЕРОЕВ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»?
ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?

1. «...боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль». (Отец Николая Петровича Кирсанова)
2. «...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата». (Николай Петрович Кирсанов )
3.
«...человек высокого роста в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». (Евгений Васильевич Базаров )
4. «...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». (Павел Петрович Кирсанов )

5. «Это была» молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и яркая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее... вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что она имела право прийти». (Феничка, жена Николая Петровича при втором браке)
6. Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался». (Губернатор города )
7. «...человек небольшого роста, в славянофильской венгерке... Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». (Сын откупщика Ситников)
8. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте...» (Авдотья Никитишна Кукшина )
9. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». (Помещица Анна Сергеевна Одинцова )
10. «...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами... она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». (Катя, сестра Одинцовой )
11. «...потертый и проворный старичок, с выцветшими желтыми волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съеженных глазах, неожиданно предстал перед Базаровым в своей коротенькой чуйке из толстого серо-сиреневого сукна, подпоясанный ременным обрывочком, и в дегтярных сапогах». (Тимофеич, приказчик отца Базарова)
12. «...высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца». (Василий Иванович Базаров )
13. «...кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке». (Арина Васильевна, его жена )

КТО ИЗ ГЕРОЕВ «ЗАПИСОК ОХОТНИКА»...-

1. ... «сватался за всех богатых невест в губернии и, - получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым»? (Помещик Полутыкин. «Хорь и Калиныч»)
2.
...так приготовлял пищу, что «мясо... отзывалось рыбой, рыба -грибами, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции»? (повар французской кухни помещика Полутыкина)
3. ...принес своему другу пучок земляники, так как ничего иного подарить не мог: был беден? (крестьянин Калиныч своему другу Хорю. «Хорь и Калиныч»)
4. ...рассказывает о том, что около плотины леший водится и что однажды барашек, подобранный на могиле утопленника, вдруг заговорил человеческим голосом? (Мальчик Илюша. «Бежин луг»)
5.
...«без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка»? (Мальчик Павлуша. «Бежин луг »)
6. ...утверждал, что ось у телеги сломалась только потому, что навстречу покойника несли? (кучер, который вез автора рассказа «Касьян с Красивой Мечи»)
7. ...считался образованным и культурным человеком, но спокойно, не повышая тона, отдавал приказание выпороть того или иного слугу, называя это «неприятностями деревенской жизни»? (Помещик Пеночкин. «Бурмистр»)
8. ...«не одной землей промышляет: и лошадьми промышляет, и скотом, и дегтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем... Умен, больно умен, и богат же, бестия. Да вот чем плох - дерется. Зверь - не человек; сказано: собака, пес, как есть, пес»? (Софрон. «Бурмистр»)
9.
...любит играть в карты, «но только с людьми звания низшего... Когда же ему случится играть с губернатором или с каким-нибудь чиновным лицом, - удивительная в нем происходит перемена: и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит... Даже проигрывает и не жалуется»? (Хвалынский. «Два помещика»)
10 ...«человек предобрый», хлебосол, а с крестьянами поступал, по его словам, «по-старому» и, услышав, как наказывают Васю-буфетчика, с удовольствием вторит ударам розги: «Чюк-чюки-чюк! Чюки-чюк!»? (Мардарий Стегунов. «Два помещика»)
11.
...по капризной барской воле перебывал во множестве всяких должностей и, наконец, стал рыболовом на реке, где нет рыбы? (Крепостной крестьянин Сучок. «Льгов».

Использованы рисунки участников Российского фестиваля детского художественного творчества – «И.С.Тургенев великий русский писатель». 190-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материал прислала : студентка филологического факультета 501 гр. Китав Оксана.

Вариант-1.

1.Какой барин "вступается за крестьян", но "говоря с ними, морщится и нюхает одеколон"?

а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.

2.Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".

а) Базаров - Павла Петровича б) Базаров - Ситникова в) Базаров - Аркадия г) Ситников - Аркадия.

3.Чей это портрет? "Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".

а) Катя Одинцова б) Дуняша в) Фенечка г) Авдотья Кукшина.

4.О ком из героев романа говорится? "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света".

а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова в) Фенечка г) Катя Одинцова.

5.Кому посвящается роман?

а) Н. Г. Чернышевскому б) Д. И. Писареву. В) Н. Н. Страхову г) В. Г. Белинскому.

6.Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?

а) зеркальная б) последовательная в) циклическая г) кольцевая.

7. Как вы понимаете термин "нигилизм"?

8. С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа "Накануне"?

а) Отечественные записки б) Москвитянин в) Новое время г) Современник.

9.Среди комических приемов в романе "Отцы и дети" Тургенев не использует:

а) прием несоответствия б) речевая характеристика героя в) гротеск г) ирония.

10."Тайный психологизм" Тургенева в том, что:

а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему.

в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.

Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?

а) Николай Петрович Кирсанов. б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.

2. Чей это портрет? " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".

а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.

3. Кто из героев так относился к любви: "По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо".

а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка.

4. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) Дворянство б) Мещанство в) Разночинцы г) Крестьянство.

5.Какова функция пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтическая б) эстетическая в) социальная г) философская.

6.Как вы понимаете термин "материализм"?

7. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха б) Ясная поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново.

8. Завязка романа состоит в сцене:

а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз.

9. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике?

а) деталь б) портрет в) внутренний монолог г) речь.

10. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни . Развернутая биография какого персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?

а) Павел Петрович,

б) Фенечка.

в) Матвей Ильич Колязин.

г) А. С. Одинцова.

Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Роман написан И.С. Тургеневым в 1862 году и посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Тургенев описывает жизнь российского дворянства изнутри, а мы сейчас смотрим на всё это извне спустя полтора столетия. Вот только было отменено крепостное право. Казалось бы, в романе это должно было отразиться, но всё как-то сонно, сыто и спокойно. Меня не покидало чувство хорошей зависти: как им повезло родиться дворянами, да ещё в такое тихое время. Каждый раз хотелось воскликнуть: «Нам бы ваши хлопоты, господа бездельники! Никуда-то вы и не торопитесь! И ни в какой работе вы не нуждаетесь»!
Помещик, Кирсанов Николай Петрович, владелец более двух тысяч гектаров земли! Это отец Аркадия, одного из главных героев романа. Николай Петрович повёз своего сына учиться в Петербург, где и прожил с ним «три зимы». Возможно ли такое в наше время? Аркадий учился в университете и там познакомился с Евгением Базаровым. Роман построен на том, что сын возвращается вместе со своим другом после учёбы в родные места. И тут происходят все эти разговоры и встречи нового поколения и старого. «Старого» беру в кавычки, ибо этому поколению всего лишь сорок семь лет от роду. Это поколение особенно не усердствует в труде, а так почивает на лаврах, как хорошо оплачиваемые западноевропейские пенсионеры в наши дни. Это в их-то сорок семь лет!
Друг Аркадия, Евгений Базаров, из небогатых дворян. Он «…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Этот человек отрицает все авторитеты. Он «…не принимает ни одного принципа на веру…». Дядя Аркадия, Павел Петрович, невзлюбил Базарова за его чрезмерное отрицание всего, за его нигилизм. Их общение заканчивается дуэлью, в которой Павел Петрович получает ранение.Он как бы изгоняет Базарова из именья, в котором тот уже живёт и «работает». У меня появилось чувство уважения к этому персонажу. Вот разговор Павла Петровича с Базаровым: «Вы всё отрицаете…вы всё разрушаете…. Да ведь надобно же и строить".
"Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить",- отвечает Базаров.
"... Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, - я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений». Так же Павел Петрович настаивает, чтобы его брат женился на своей сожительнице Фенечке, чтобы узаконил свои отношения, тем более, что уже есть плод их любви - маленький сын. Аркадий, эта чистая душа, отнёсся к «проделкам» своего отца весьма благосклонно. «..Но как же ты не сказал мне, что у меня есть брат? Я бы уже вчера вечером его расцеловал, как я сейчас расцеловал его».
Базаров представился мне этакой революционной бациллой, попавшей в здоровый организм. Всё-то он отрицает, многое его не устраивает. Интуиция писательского таланта Тургенева подсказывает, что такие люди, как Базаров, для России – это опасное явление. «Базаровы» были уже на подходе исторического времени. Их скоро в обществе станет много. И писатель находит такое решение: в романе Базарову нет продолжения. Его молодая жизнь неожиданно обрывается.
Аркадий вначале находится под влиянием Базарова, но затем отходит от нигилистских мыслей благодаря своей любви к Кате. Она разговаривает с Аркадием о Базарове:
«…Он хищный, а мы с вами ручные».
- И я ручной?
Катя кивнула головой.
...- Разве вы хотели бы быть хищным?
- Хищным нет, но сильным энергическим.
- Этого нельзя хотеть...Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нём это есть".
В романе удивительны описания женских образов. Здорово! Мастерски! Чувствуется, как глубоко знакома эта тема писателю. "Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух".
Образ Анны Сергеевны очень колоритен. Вот некоторые штрихи к описанию этой героини.
Аркадий приглашает её на танец. «Одинцова снисходительно усмехнулась.
- Извольте, - сказала она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сёстры смотрят на очень молоденьких братьев». Позже Анна Сергеевна знакомится с Базаровым.
« Странный этот лекарь! – повторяла она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы глупого французского романа, выронила книжку – и заснула вся чистая и холодная в чистом и душистом белье».
В романе писатель показал яркий образ любящей матери Евгения Базарова. Она не видела его три года и вот встречает своего единственного сына: «Дверь распахнулась и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания».
Время такое тихое, почти сонное. Не пришли ещё хищники в эти края.Только один человек отчуждён от всего и всё ему неймётся, пока не "уходит" совсем и навсегда. У всех остальных героев романа всё складывается хорошо: в один день Аркадий женится на Кате, а его отец на Фенечке. Одинцова тоже выходит замуж. Павел Петрович уезжает за границу.
Господа есть господа! У них ещё есть время жить целому поколению в достатке и без потрясений. Хищников пока совсем мало.

Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и
И.А.Гончарова "Обломов"
И.С Тургенев и И.А.Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чутьчуть сжатые плечи..." Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была "беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины
Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом". Агафья Пшеницына "была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию".
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: "Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!" Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины
Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.

Задачи и тесты по теме "Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети и И.А.Гончарова Обломов"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс