Воспитание гуманизма и патриотизма. Ещё о патриотизме Любовь к отечеству преданность ему

К отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.- «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС , т. 37, с. 190) .

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. государств П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328-29) . Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо нам, великорусским сознательным пролетариям, национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107) . Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная отечества, гл. содержанием этого понятия становится - нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это - лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124) . В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности - советского народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС , 1974 , с. 120) . Идеи и социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свердлин?. ?., П. и обществ. , М., 1974 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПАТРИОТИЗМ

(от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков.

В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9 /10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85).

Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. и мир. Но буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны.

Высшая П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый , состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за , социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный ; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы.

Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАТРИОТИЗМ" в других словарях:

    патриотизм - а, м. patriotisme m. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. БАС 1. Безпрестанные экскламации, надутость, хвастливость, которая наиболее заметна, что нет нигде… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (греч.). Любовь к отечеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТИЗМ греч., от patria, отечество. Любовь к отечеству. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ура патриотизм, отчизнолюбие, любовь к родине, любовь к отечеству Словарь русских синонимов. патриотизм любовь к родине, любовь к отечеству; отчизнолюбие (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    - (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В… … Политология. Словарь.

    Патриотизм - Патриотизм ♦ Patriotisme Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм… … Философский словарь Спонвиля

    ПАТРИОТИЗМ, патриотизма, мн. нет, муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство… … Энциклопедия культурологии

    патриотизм - ПАТРИОТИЗМ, устар. отчизнолюбие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (от греческого patriotes соотечественник, patris родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям … Современная энциклопедия

- (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - «... Большая советская энциклопедия

  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris - родина, отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. см. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ, КОСМОПОЛИТИЗМ. Социологический словарь
  • патриотизм - сущ., кол-во синонимов: 10 верноподданничество 4 верноподданность 5 верноподданство 4 любовь к отечеству 3 любовь к родине 3 отечестволюбие 1 отчизнолюбие 3 преданность своей родине 1 преданность своему народу 1 ура-патриотизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • ПАТРИОТИЗМ - (от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. Советская историческая энциклопедия
  • патриотизм - -а, м. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Ленин, Ценные признания Питирима Сорокина. Малый академический словарь
  • Патриотизм - Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • патриотизм - орф. патриотизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • патриотизм - [< гр. земляк < родина, отечество] – любовь к родине, к отечеству. Большой словарь иностранных слов
  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Большой энциклопедический словарь
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ, а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. | прил. патриотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ -а; м. [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Толковый словарь Кузнецова
  • Патриотизм - Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Словарь по культурологии
  • патриотизм - патриотизм м. 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа. 2. разг. Преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо. Толковый словарь Ефремовой
  • патриотизм - Патриотизм, патриотизмы, патриотизма, патриотизмов, патриотизму, патриотизмам, патриотизм, патриотизмы, патриотизмом, патриотизмами, патриотизме, патриотизмах Грамматический словарь Зализняка
  • патриотизм - ПАТРИОТ’ИЗМ, патриотизма, мн. нет, ·муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова
  • патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Этнографический словарь
  • Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

    Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

    Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину - свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы - патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи.

    При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка Т.С. Мальцева, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга Г.А. Илизарова - в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    Анфиногенов Николай Яковлевич - первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); Сущенко Сергей Александрович - во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Родькин Евгений Викторович - за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Кравченко Григорий Пантелеевич - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович - за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

    Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы. Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

    Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

    В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины.

    О Родина! Парни, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

    Я только раз

    Использовал все связи -

    Чтобы попасть

    На фронт в семнадцать лет.

    Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

    В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

    армия флот вооруженный патриотизм

    Современные дети живут в мультинациональном мире. Вместе с родителями они путешествуют по разным странам и континентам, учат новые языки, приспосабливаются к новым культурам. Но очень важно помнить, что у маленьких россиян есть своя Родина - слово с большой буквы. Кто и как должен взрастить в подрастающем поколении патриотические чувства и как не «перегнуть палку» в этом весьма деликатном занятии?

    С чего начинается Родина?

    «Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое – Это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

    Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

    «Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая Советская Энциклопедия, 1969—1978).

    Каждый человек по своему понимает словосочетание «любовь к Родине», а каждая семья формирует свое уникальное видение страны как Отечества. Дети получают первые знания о своем государстве именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Посещает ли вся семья торжества по поводу государственных праздников, участвует ли в выборах органов власти – все это откладывается в голове наших детей и воспроизводится в последующие годы в социуме.

    Самый прочный фундамент здравого национального самоощущения строится в семье. Если отец постоянно подчеркивает негативные черты той или иной нации, мать мечтает жить за границей, а бабушка и дедушка ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни. В зависимости от социального опыта, негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом: от банального осквернения памятников истории до участия в радикальных националистических группировках.

    Здоровое национальное самосознание и уважительное отношение к людям других наций и народов позволяет ребенку самостоятельно понять, что для него значит родная страна и ее жители, как он будет относиться к отечественной истории, захочет ли он в будущем гордиться своей национальной принадлежностью.

    Картину мира для детей рисуют взрослые, поэтому в первую очередь необходимо следить за гигиеной речи и не позволять себе оскорбительного отношения к символам государственности, отечественной истории и национальным событиям. Например, если ко Дню Победы жители мегаполиса дружно вешают себе на одежду Георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать зачем, и, скорее всего, захочется повесить себе такую же. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

    Объясняйте ребенку, что происходит в стране доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 мая. Привлекайте детей к участию в городских субботниках – это поможет воспитать бережное отношение к природе; вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств, устраивайте детям учебно-развлекательные мероприятия, посвященные национальной культуре и творчеству – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам и национальной самобытности.

    Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Так, дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, смогут путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.

    Огромное влияние на становление личности ребенка оказывает, конечно, образовательное учреждение – детский сад, школа, лицей, затем колледж, университет. Те пробелы в патриотическом воспитании, которые не заполнила семья, может заполнить учебное заведение.

    Вы, как родитель, можете непосредственно влиять на организацию дополнительных мероприятий в школе. Обсудите с классным руководителем возможности посещения музеев, выставок, представлений, организуйте участие школьников в исторических реконструкциях или съемках исторических фильмов. Со своей стороны мотивируйте ребенка участвовать в школьных инициативах – сыграть роль в школьном спектакле о войне, нарисовать стенгазету о местной природе, сделать макет отечественной бронетехники и т.д.

    «Но» в патриотическом воспитании

    Во всяком деле нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей. Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Противопоставление «мы-они» рождает скрытую неприязнь. Если в течение жизни ребенку доведется столкнуться с конфликтной ситуацией с участием «нерусских», то неприязнь может перерасти в нетерпимость ко всей нации в целом.

    С другой стороны, именно в детском саду и школе дети могут получить первый (и самый запоминающийся) негативный опыт в плане национальной самоидентификации. Ребенка могут дразнить за принадлежность к определенному народу, указывать на характерные черты, свойственные той или иной нации, при этом, обидчики зачастую даже не понимают смысл оскорблений, а просто вторят тому, что слышали от взрослых. Задача учителей в подобных случаях – контролировать и наставлять. Грамотные педагоги и детские психологи умеют найти подход и к обидчикам (объяснить, привести пример, даже наказать) и к «жертвам» (поддержать, научить не относиться серьезно к обидным словам).

    Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления, покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных национальных групп (особенно тех, которые представлены в нашей стране), рассказывайте им об истории разных народов, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.

    Любовь к Родине, патриотическое воспитание – это часть развития личности маленького человечка, поэтому любые девиации в поведении следует отслеживать, а затем выяснять причину.

    Звонова Ольга

    Тема «Воспитание гуманизма и патриотизма в формировании личности», затрагивает не только нашу российскую молодежь, но и всю молодежь мира.Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
    Остановимся подробнее на понятиях патриотизм и гуманизм. Патриотизм (от греч. patri;tes - соотечественник, patr;s - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Гуманизм же (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
    В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
    Если в прошлом, в советские времена, для молодежи эти понятия играли немалую роль в формировании личности, то для нынешнего поколения они не столь значимы.
    Что же изменилось?! На самом деле, можно привести массу факторов. Прежде всего, это воспитание в семье и политическое состояние страны. Основная часть общества недовольна процессами, которые протекают в нашей стране, и поэтому они не акцентируют внимание своих детей на политической жизни общества. Если раньше Родина и сравнивалась с матерью, «ради процветания и благополучия» которой каждый мог жизнь отдать, то для современности, понятие Родины интерпретируется лишь как «место, в котором мы живем, развиваемся». Как таковая «истинная любовь к Родине отсутствует», отсутствует и интерес к политики. Сегодня, политическое состояние нашей страны желает лучшего. Основная часть молодежи не заинтересована в политике, утверждая «зачем принимать участие в политической жизни, если все равно ничего от нас не зависит».
    Двадцать первый век предстает перед нами весьма нелегким. Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Как уже было сказано раннее, это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием СМИ.
    Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы:
    обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
    обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа;
    органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий;
    зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
    опора на положительное;
    гибкость и вариативность.
    Воспитание учащейся молодежи на примерах истории, приобщение к опыту предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гуманизм всегда должны быть нормой общества.
    В осуществлении патриотического и гуманистического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому столь важным является разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы.
    Таким образом, в содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия - Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой - социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
    Политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что идеи в области формирования патриотизма и гуманизма будут, действительно, реализованы. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: политическая воля студентов и качественная смена политических элит.
    Огромным потенциалом формирования патриотизма и гуманизма, по моему мнению, являются:
    посещение краеведческих музеев;
    частые конференции, дебаты, лекции и конкурсы на тему «Родина и её развитие»;
    встречи студентов с людьми, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города, страны.

    Рецензии

    Анаит! Я полностью с вами согласна...
    Формирование гуманизма и патриотизма у детей-необходимо вскармливать еще с молоком матери...
    Но, сейчас многие современные мамочки переходят на искусственное вскармливание ребенка-это образно....
    Сейчас эта тема мало кого волнует, но часто и сейчас задают вопрос- откуда невежество,зло, вандализм и тд.
    Вы думаете, что молодежь будет присутствовать на этих лекциях, дебатах....? Аудитория будет пуста...!
    Все это воспитание необходимо закладывать в дошкольную и школьную программы, как было раньше. Вот тогда и будет результат этого воспитания!И привьем детям-Любовь к Родине, культуре и друг другу!