Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Способы:
1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура” .
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
- Агглютинация , то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
- Гиперболизация . Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
- Схематизация . В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
- Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.
Дайте определение понятий «темперамент» и «характер». Назовите три типа характера по телосложению (Кречмер). Охарактеризуйте четыре типа высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Как необходимо воспитывать детей с ярко выраженными особенностями темперамента?
Темперамент - врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.
Кречмер различает 3 типа характера :
1. Шизотимик - лептосоматическое и астеническое телосложение. Человек замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, с трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.
2. Циклотимик - пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью, человек реалистичен во взглядах, легко общается.
3. Иксотимик от греч. Ixos-тягучий - атлетическое телосложение. Спокойный, сдержанный, мало впечатлительный, мелочен, трудно приспосабливается к перемене обстановки.
Теория, разработанная И.П. Павловым , связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности.
Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:
Сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);
Сильный, уравновешенный, подвижный;
Сильный, уравновешенный, инертный;
Эту типологию И.П, Павлов связал стипами темпераментов. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы - у холериков; сильный, уравновешенный, подвижный - у сангвиников; сильный, уравновешенный, инертный - у флегматиков; слабый - у меланхоликов.
Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента. В частности:
Резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;
- холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;
- меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и новой обстановки;
- флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;
- сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.
Познавательная деятельность
Воображение
1. Понятие воображение. Значение воображения.
2. Физиологические основы воображения.
3. Виды воображения
4. Формы синтеза.
Понятие воображение. Значение воображения.
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать м совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.
Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти.
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Значение воображения. Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения.
Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика -критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой работе художника, музыканта, писателя.
Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их.
2.Физиологические основы воображения.
Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Виды воображения
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.
1. Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:
Непроизвольное илипассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».
Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными.
Характерными для сновидений являются:
Чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;
Невероятная причудливость связей и сочетаний образов;
Явная связь с насущными потребностями человека.
Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
2.По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.
Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.
Формы синтеза.
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...
Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т.д.
Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Московский Автомобильно-Дорожный
Государственный Технический Университет (МАДИ)
Факультет: «Энерго-экологический»
Кафедра: «Социологии и управления»
«Воображение и деятельность»
Выполнил: студентка Казначеева А.А.
Москва 2014
Введение
1.1 Понятие воображения
1.2 Классификация воображения
1.3 Операции воображения
1.4 Функции воображения
3. Анализ управленческой деятельности в связи с воображениием
Список используемой литературы
Введение
Цель данной работы состоит в понимании определений «воображение» и объяснение его предназначения в деятельности человека.
Объектом реферата является воображение как психический познавательный процесс.
Предмет реферата: влияние воображения на деятельность человека.
Для выполнения этого реферата поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятий « воображение» и «деятельность» и описать факторы, влияющие на него;
Рассмотреть и оценить механизмы воображения;
Очень часто мы слышим такие слова «воображение разыгралось» или «ну и фантазия у тебя» и считаем эти слова должными, не вникая в суть этих понятий. Но мало кто задумывался над тем, что воображение- это одни из очень важных психических процессов в нашей жизни, без которых не было бы оценки образов, представления и идей и что самое главное - люди бы не способны бы были к моделированию, пространственному воображению, а, следовательно, первобытные люди не изобрели колесо и не был бы возможен технический прогресс.
Тема моего реферата очень актуальна и я считаю, что и к тому же очень интересна: на свете не существует ни одного человека, который никогда не мечтал или не представлял в своей фантазии какие-либо события из жизни или некие объекты. Воображение играет большую роль в деятельности любого человека. Безусловно, данный вопрос очень важный и вызывает интерес не только у общественности, а так же и у ученых и исследователей. Немаловажно то, что проведено очень много экспериментов на данную тему.
1. Общая характеристика воображения
1.1 Понятие воображения
Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на основе новых представлений, отсутствующих ранее
Воображение - отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта.
Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.
Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических форм и идеалов.
1.2 Классификация воображения
Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное)- создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Более активный вариант грез - мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательно регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации. Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированное возникшей в сознании изобретателя). Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Артистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки). Продуктивное воображение (творческое) - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.
Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, т.к. содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Репродуктивное воображение (воссоздающее) - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных с другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем больше активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.
Характеристика отдельных видов воображений:
Сновидения - можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечты от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.
Особенности мечты:
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр. (рис 1)
Рис.1. Кентавр
Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).
1.3 Операции воображения
Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование.
Слияние - произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных разных объектов в одном образе. Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты.
Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные черты.
Акцентирование связано с намеренным усилием какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры. Другим способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что полностью игнорируются все специфические личностные качества.
Воображение тесно связано с другими сторонами психики - эмоциями, памятью, мышлением. Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания. Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, т.к. у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими желаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).
Роль памяти, знаний особенно видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.
Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.
Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербально) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7-8 лет существенно опережает вербальную у всех детей. Развитие креативности подтверждает сензитивность творческого мышления в схеме, т.к. вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.
Важным моментом является несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
1.4 Функции воображения
1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.).
5 Основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
2. Сфера управленческой деятельности в воображении
2.1 Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:
· информационно-аналитическую;
· мотивационно-целевую;
· планово-прогностическую;
· организационно-исполнительскую;
· контрольно-диагностическую;
· регулятивно-коррекционную.
Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования предприятия влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.
Функциональные обязанности директора предприятия:
несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав людей;
представляет интересы предприятия в государственных и общественных органах;
создает необходимые условия для организации работы на предприятии;
проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку кадров предприятия;
по согласованию с советом предприятия устанавливает надбавки к заработной плате персоналу;
несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом.
2.2 Управленческая культура руководителя
Управленческая культура руководителя предприятия представляет собой самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием. (рис.2)
КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рис.2. Компоненты управленческой культуры
Аксеологический компонент представлен группой управленческо-педагогический ценностей, которые имеют значение в руководстве современного предприятия. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология управления внутри предприятия предполагает решение специфических задач.
Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора предприятия раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгометричности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.
2.3 Анализ управленческой деятельности
Взаимодействие участников целостного управленческого процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. (рис.3)
ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рис.3. Виды управленческого анализа
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Параметрический анализ осуществляется директором предприятия и его заместителями. Параметрический анализ - это не просто констанция фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах управленческого процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению деятельности предприятия. Опираясь на данные параметрического анализа, руководителя предприятия в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, из данных официальных отчетов.
Процесс управления любой управленческой системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Управленческая деятельность целенаправленна.
Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.
3. Значение воображения в деятельности человека
Воображение очень облегчает работу человека, во всех сферах жизнедеятельности: начиная от каких-либо житейских ситуаций и заканчивая тяжелыми инженерными проектами и т.д. Поэтому, хотелось обозначить некоторые функции или предназначение воображения;
· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи и формирование внутреннего плана действий -- способности выполнять их внутри, манипулируя образами
Одна из основных функций человека. Любая задача, даже самая элементарная на наш взгляд - это тяжелая работа для нашего предсознания: прежде чем выполнить какое-то действие, мы моделируем его в своем сознании, при этом, не применяя практических действий. Мы можем представлять различные ситуации и манипулировать действиями и образами.
Пример: при моделировании какого-либо объекта или при построении чертежа, мы основываемся только на свое пространственное воображение, не пользуясь практическим материалом.
· регулирование эмоциональных состояний
Данная функция также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.
Пример: человек легко и с большим интересом занимается работой, которая ему очень интересна и близка и наоборот: без энтузиазма выполняет работу, которая ему не интересна и скучна.
· психодиагностические функции воображения
Используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической.
· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
· воображение помогает объединить прошлое, настоящее и будущее и даже выдуманную реальность в сознании человека, при этом сам человек может вспомнить или представить себе любой момент жизни, проанализировать его и даже исказить выдуманными событиями и т.д.
Пример: данный случай очень распространен среди детей, они очень часто придумывают и рассказывают несуществующие события из своей жизни: «страшилки» к примеру. Так же ложь обязана именно этой функции, т.к. ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна.
4. Роль воображения в познании и практической деятельности человека
Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность - мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.
К основным видам практической деятельности человека можно отнести: 1. Материальное производство, 2. Социально-политическую деятельность, 3. Научный эксперимент.
Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:
а) Практика является источником познания, т. к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т. к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,
б) Опосредованно практика является целью познания, т. к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира.
в) Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т. к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т. д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного - например, фантазию.
воображение познание управленческий культура
Во-первых, хотелось бы отметить, что тема моего реферата является очень интересной и актуальной и не на протяжении нескольких десятков лет этот вопрос всегда интересовал человечество.
Во-вторых, данный вопрос является очень информативным и в какой-то степени сложным и запутанным, так как психология человека, как сложного существа, априори не может быть простой и понятной на каждом этапе изучения.
В-третьих, значение воображения в деятельности человека очень велико и в этом мы убедились: невозможно сделать какой-либо труд, не представляя его себе и не зная конечного результата к которому мы будем стремиться.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным».
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., «Педагогика и психология»: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
3. Запорожец А.В. «Психология действия», Издательство: НПО "МОДЭК", 2000
4. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. - 120 с.
5. Карпов А.В. «Психология менеджмента», 2005
6. Козубовский В.М. Общая психология, познавательные процессы. -М.: Минск., 2008. - 356 с
7. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
9. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. -- 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
10. Петровский А.В., Беркинблит М.Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
11. Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. -- 2-е изд., испр. и доп. -- Мн.: Университетское, 1991. -- 342 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
13. Щербатых Ю.В. (профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института)
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Сущность мер и способов творческой самореализации личности руководителя и компоненты управленческой культуры. Основные факторы, характеризующие стиль руководства, его модели. Функциональные обязанности директора общеобразовательного учебного заведения.
презентация , добавлен 22.08.2010
Современная философия и идеология управления, теоретические аспекты формирования управленческой (организационной) культуры на предприятии. Пути совершенствования управленческой культуры ЗАО "Связной Логистика" в целях формирования стабильного коллектива.
курсовая работа , добавлен 08.02.2017
Изучение истории возникновения теории управления. Исследование подходов к управленческой деятельности, школ управленческой мысли. Анализ роли управленческой работы в обществе. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации.
реферат , добавлен 22.12.2014
Менеджер как главное звено организации, его основные права и обязанности, оценка роли и значения на современном этапе. Общие и специальные способности в управленческой деятельности. Исследование и анализ практической деятельности менеджера предприятия.
контрольная работа , добавлен 20.09.2013
Информационное и документальное обеспечение управленческой деятельности предприятия. Контроль исполнения документов управленческой деятельности предприятия. Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации. Документация по личному составу.
курсовая работа , добавлен 29.11.2011
Сущность, структура и функции управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. Принципы руководства ОУЗ. Проблемы и пути реализации ценностных ориентаций управленческой деятельности современного руководителя учебного заведения в СНО.
дипломная работа , добавлен 24.03.2012
Основные функции и административные обязанности руководителя, этапы управленческой деятельности и их характеристика. Права руководителя в рамках его непосредственных обязанностей. Понятие и порядок реализации руководителем делегирования полномочий.
реферат , добавлен 16.10.2009
Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.
курсовая работа , добавлен 26.06.2015
Исследование деятельности ООО "Кокон" - предприятия по производству светопрозрачных конструкций из металлопластика. Миссия и слоган организации, ее цели по SMART-принципу. Должностные обязанности руководителя отдела производства и его подчиненных.
курсовая работа , добавлен 17.07.2012
Понятие лидерства и руководства, их стили и виды. Авторитет эффективного руководителя. Понятие стресса, экстремальные ситуации при принятии решений. Основные стрессоры управленческой деятельности руководителя. Стресс-менеджмент, его роль и значение.
Лекция 5
Воображение
§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.
§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно воображение. Какую роль воображение играет в планировании управления деятельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовлетворения потребностей человека. Какова роль воображения в различных видах творческой деятельности человека.
§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на воображение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходящими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение человека. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жизни человека, вокруг него.
§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следует понимать под развитием воображения. Каковы основные направления развития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.
Понятие о воображении
Что такое воображение. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.
С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмотрим отличия воображения от названных выше познавательных процессов.
Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления. Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с одной стороны, об отличиях воображения как познавательного процесса от указанных выше других познавательных процессов, а с другой - об отличиях образов, рождаемых воображением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы будем говорить как о первых, так и о вторых отличиях воображения от восприятия, памяти и мышления.
Восприятие - это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие - это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия.
Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще.
Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случайными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.
Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.
Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.
Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем ответить на вопрос:
Каковы основные виды воображения человека. Таких видов у человека несколько. Это - пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображения в отдельности.
Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и воли человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать. Примерами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болезненных изменений сознания человека, например в бреду.
Активное воображение - это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.
Репродуктивное воображение - это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порождаемых им образах значительную долю фантазии. Так, например, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то отличается от оригинала. Репродуктивным можно также назвать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комбинации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаичную фигуру из предложенного ему набора элементов, то воображение такого ребенка будет репродуктивным.
Продуктивным называют воображение, порождающее совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение художника, писателя, инженера, которые создают новое произведение искусства, литературы или новую технику.
Роль воображения в жизни человека
Для чего человеку нужно воображение. Каковы основные функции воображения. Человек, по-видимому, является единственным из всех живых существ, обладающих активным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на вопрос о том, какую роль эти виды воображения играют в жизни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. Наверное, и они решают важную задачу в жизни людей. Ответить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.
Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо предмет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение художника, писателя, актера в момент начала их творческой деятельности), и тогда он обращается к своему воображению.
Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных предметов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки мебели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпринимает соответствующие практические действия.
В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия. Например, анализируя уже совершенные нами поступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображении представляем себе будущую ситуацию и различные варианты своего поведения в ней.
У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая - психотерапевтической. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии.
Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать (например, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмотреть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать определенные выводы о его психологии.
Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Представляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внутренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы находимся на морозе, мы начинаем ощущать холод.
1 Аутогенная тренировка - это метод практической психологии, включающий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эффективную психофизиологическую саморегуляцию человека.
Гештальттерапия - это метод групповой практической психологии, где воображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо человека присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование - это также один из методов психотерапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтических целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.
Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к использованию воображения. Эти случаи связаны с планированием и управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.
Какую роль воображение играет в планировании и управлении деятельностью человека. Когда человек планирует свою деятельность, он, естественно, пытается представить, как она может разворачиваться в будущем. Это будущее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении человека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на более длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.
В качестве примера планирования деятельности с участием воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представляет ее в своем воображении, прежде чем принять окончательное решение.
То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая какое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчитывая на то, что оно вызовет в обществе определенный резонанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития событий в будущем выступает как одно из профессионально значимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионального отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуальной деятельностью человека, то есть деятельностью, которой он занят в данный момент. Дело в том, что планирование человеком любой его деятельности, особенно целенаправленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управляемая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой деятельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.
Какова роль воображения в регуляции процесса удовлетворения потребностей. Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло таким образом, что у человека не было другого пути избавления от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовлетворения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.
К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в воображении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в каком-либо привлекательном для него месте, но не может сделать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовлетворена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.
Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недовольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальника, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манекену все, что хотели бы сказать или сделать реальному начальнику. Популярная психологическая теория, объясняющая жизненное назначение и содержание сновидений человека, утверждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символического удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворенных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней связывается существование специального защитного механизма 1 , который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потребность с помощью одного, весьма привлекательного, объекта, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее привлекательного, и при этом в своем воображении искусственно поднимает цену доступного для него объекта, одновременно обесценивая менее доступный объект. Известным литературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.
Какова роль воображения в различных видах творческой деятельности человека. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.
Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в воображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.
Во-вторых, первончальный творческий замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является именно ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.
1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям защитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению.
В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного художника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого художника, и оставить лишь то, что касается высокого технического мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Дали в ряд множества других, малоизвестных художников, которые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оцениваем достоинство автомобиля, в частности, по оригинальности его дизайна?
Воображение играет огромную роль особенно в жизни творческого человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе. Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заключается сущность творчества. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд. Английский ученый Г.Уоллес выделил стадии творческого процесса: 1. подготовка (зарождение идеи); 2. созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений); 3. озарение или инсайт (интуитивное схватывание искомого результата, т.е осмысление приходящее внезапно); 4. проверка.
Пример: 1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит бессознательная работа над задачей. "Я видел луну, поднимающуюся над тучей, которая напомнила мне белую сову. Я носился с этой идеей несколько дней, пока, наконец, не написал поэму о ней".
3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
В воображении актера в период работы над ролью возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В конечной игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство. Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. У актеров склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения – творческое моделирование образа. Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто лучайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах. Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.