Война и мир эпилог первая часть. Читая классику. Лев Толстой "Война и мир". Эпилог. Женитьба Николая, управление имением

В 1813 году Наташа выходит замуж за Пьера. Они поселяются в Петербурге. Вскоре умирает граф Илья Андреевич Ростов. Николай сразу выходит в отставку и из Парижа, где он был с русской армией, возвращается в Россию.

Наследство обременено долгами, но Николай не отказывается от него в память об отце. Все кредиторы требуют от Николая уплаты долгов. Имение продается на аукционе, но этого не хватает.

Ростов снова поступает на службу и поселяется с матерью и Соней в маленькой квартире в Москве. Графиня, привыкшая к роскоши, не может отказаться от своих привычек, и Николай старается содержать мать так, чтобы она не поняла, насколько ему тяжело. Соня ухаживает за графиней, ведет хозяйство.

Ростов сознает совершенство Сони, ценит ее, но не может любить. Спасти Николая может только женитьба на богатой невесте, но брак по расчету противен ему. В Москву приезжает княжна Марья. Она навещает Ростовых, хотя чувствует неловкость из-за своего отношения к Николаю.

Ростов принимает ее холодно. Однажды он приезжает к ней с ответным визитом: на необходимости сделать это хотя бы из учтивости настаивала графиня. Николай видит, что доставляет княжне Марье боль, и ему это тяжело. Она понимает, что причиной молчания Ростова становится ее богатство.

Марья с болью говорит, что Николай лишает ее прежней дружбы, начинает плакать и хочет уйти из комнаты. Ростов останавливает ее, и один взгляд друг на друга решает их судьбу.

Николай женится на княжне Марье в 1814 году, и они уезжают в Лысые Горы, взяв с собой графиню и Соню. Ростов начинает заниматься хозяйством, и У него это отлично получается. Он хорошо узнал мужиков и ловко управляет ими, поэтому хозяйство процветает.

Николай иногда проявляет вспыльчивость и бьет крестьян. Такие поступки Ростова очень огорчают Марью. она плачет, и Николай чувствует стыд и раскаяние. у Ростовых и Безуховых много детей. Обе семьи живут в любви и согласии.

Наташа всю себя отдает мужу и детям. Безуховы часто гостят у Николая и Марьи. В 1820 году на Николин день Наташа ждет приезда Пьера из Петербурга, где у него дела, связанные с деятельностью общества, в образовании которого он принимал деятельное участие. Это общество будущих декабристов.

Пьер, Николай и гостивший в Лысых Горах Денисов в кабинете говорят о делах в государстве. Здесь же находится Николенька
Болконский, сын князя Андрея.

Разговор начинает Пьер. Он говорит, что дела в государстве идут скверно - воровство в судах, палочная дисциплина в армии, мучения народа - и что долг честных людей этому противостоять. Николаю не нравится позиция Пьера. Он говорит, что тайное общество, в котором состоит Безухов, - это зло, несущее опасность переворота.

Николай, несмотря на дружбу с Пьером, обещает пойти со своим эскадроном против него и его общества. Он будет их рубить, если прикажет Аракчеев. Затем в разговоре с Марьей Николай говорит, что погорячился.

Наташа во всем поддерживает мужа. Она не понимает всего, что делает Пьер, но душой на его стороне. Николенька Болконский думает, что его отец был бы наверняка согласен с Безуховым.

Во сне Николенька видит, как он с Пьером идет во главе большого войска. Его, Николеньку. ждет слава. Но движение войска останавливает дядя Николай. Во сне мальчик видит князя Андрея. Но отец не имеет формы, он «жидкий» «бессильный». Болконский ласкает и жалеет сына. Николенька обещает, что будет достоин отца.

«Прошло семь лет после 12-го года. Взволно­ванное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество, продолжали свое действие».

Толстой рассуждает о том, что множество слу­чайностей и совпадений сделали возможным то, что Наполеон пришел к власти.

Наташа в 1813 г. вышла замуж за Безухова. Это «было последнее радостное событие в старой се­мье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его рас­палась старая семья».

Перед смертью граф, «рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья - главную вину, которую он за собой чувствовал».

«Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тот­час же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денеж­ных дел через месяц после смерти графа совер­шенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования ко­торых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.

Родные и друзья советовали Николаю отказа­ться от наследства. Но Николай в отказе от на­следства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уп­латы долгов.

Кредиторы, так долго молчавшие, будучи свя­заны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его рас­пущенная доброта, вдруг все подали ко взыска­нию».

«Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по-видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери, теперь безжалостно наки­нулись на очевидно невинного перед ними моло­дого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.

Ни один из предполагаемых Николаем оборо­тов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все-таки неуплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кре­диторы, он снова поступил на службу.

Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за послед­нюю приманку жизни; и потому, несмотря на не­желание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвраще­ние к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, посе­лился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке.

Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Ни­колая было особенно дурно потому, что своими ты­сячью двумястами рублями жалованья он не толь­ко должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не за­мечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая то­го, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок-сюр­приз Наташе, Соне и тому же Николаю.

Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нуж­ды, в котором они находились. Николай чувство­вал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за все, что она делала для его матери, вос­хищался ее терпением и преданностью, но ста­рался отдаляться от нее. Он в душе своей как буд­то упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее».

«Положение Николая становилось хуже и ху­же. Мысль о том, чтобы откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не от­кладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого».

«Осенью 1814 г. Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.

В три года он, не продавая именья жены, упла­тил оставшиеся долги и, получив небольшое на­следство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.

Еще через три года, к 1820 г., Николай так уст­роил свои денежные дела, что прикупил неболь­шое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.

Начав хозяйничать по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным за­нятием. Николай был хозяин простой, не любил нововведений ».

К 1820 г. у Наташи «было уже три дочери и сын, которого она страстно желала, а теперь сама кор­мила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тон­кую, подвижную Наташу. Черты лица ее опреде­лились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого не­престанно горевшего огня оживления, составляв­шего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь».

«И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде».

Эта женщина полностью отдалась семье. «На­таша не следовала тому золотому правилу, проведываемому умными людьми, в особенности фран­цузами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прель­щать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необы­чайно сильное - пение. Она то, что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих ма­нерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все против­ное этим правилам. Она чувствовала, что те очаро­вания, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтиче­скими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.

Взбивать локоны, надевать роброны и петь ро­мансы для того, чтобы привлечь к себе своего мужа, показалось бы ей так же странным, как украшать себя для того, чтобы быть самой собою довольной. Украшать же себя для того, чтобы нравиться дру­гим, - может быть, теперь это и было бы приятно ей, - она не знала, - но было совершенно неког­да. Главная же причина, по которой она не зани­малась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов, состояла в том, что ей было совершен­но некогда заниматься этим».

«Предмет, в который погрузилась вполне На­таша, была семья, то есть муж, которого надо бы­ло держать так, чтобы он нераздельно принадле­жал ей, дому, и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.

И чем больше она вникала, не умом, а всей ду­шой, всем существом своим, в занимавший ее пред­мет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на од­но и то же и все-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно».

«Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных - графи­ни Марьи, брата, матери и Сони.

Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти больши­ми шагами из детской с радостным лицом и по­казать пеленку с желтым вместо зеленого пятном, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше.

Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность - она ревновала к Соне, к гу­вернантке, ко всякой красивой и некрасивой жен­щине - были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Ната­ша заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззре­нию жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивил­ся требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им.

Подвластность Пьера заключалась в том, что он не смел не только ухаживать, но не смел с улыб­кой говорить с другой женщиной, не смел ездить на обеды в клубы, на обеды так, для того чтобы провести время, не смел расходовать деньги для прихоти, не смел уезжать на долгие сроки, ис­ключая как по делам, в число которых жена включала и его занятия науками, в которых она ничего не понимала, но которым она приписывала большую важность.

Взамен этого Пьер имел полное право у себя в доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всей семьею. Наташа у себя в доме ста­вила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался - читал или пи­сал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать ка­кое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить же­лание, чтобы Наташа вскакивала и бежала испол­нять его.

Весь дом руководился только мнимыми пове­лениями мужа, то есть желаниями Пьера, кото­рые Наташа старалась угадывать. Образ, место жизни, знакомства, связи, занятия Наташи, вос­питание детей - не только все делалось по выра­женной воле Пьера, но Наташа стремилась угадать то, что могло вытекать из высказанных в разгово­рах мыслей Пьера. И она верно угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера, и раз, угадав ее, она уже твердо держалась раз избранного. Когда Пьер сам уже хотел изменить своему жела­нию, она боролась против него его же оружием.

Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пье­ру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был со­вершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. С следующим ребенком, несмотря на противодействие матери, докторов и самого му­жа, восстававших против ее кормления, как про­тив вещи тогда неслыханной и вредной, она на­стояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама».

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дур­ной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отра­жалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».

После приезда из Петербурга Пьер рассказал Денисову и Николаю последние новости. «Поло­жение в Петербурге вот какое: государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму (ми­стицизма Пьер никому не прощал теперь). Он ищет только спокойствия».

«… В судах воровство, в армии одна палка: ша­гистика, поселения, - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет, - говорил Пьер (как, с тех пор как существует правительство, вглядевшись в действия какого бы то ни было правительства, всегда говорят люди)». «Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна; когда все ждут неминуемого переворота, - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с ру­кой, чтобы противостоять общей катастрофе. Все молодое, сильное притягивается туда и развра­щается.

Одного соблазняют женщины, другого почести, третьего тщеславие, деньги - и они переходят в тот лагерь. Независимых, свободных людей, как вы и я, совсем не остается. Я говорю: расширьте круг общества … пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Пьер призывал к активной деятельности. Его идеи очень близки идеям декабристов.

Здесь искали:

  • эпилог война и мир краткое содержание
  • краткое содержание эпилога война и мир
  • краткое содержание эпилог война и мир
Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее (с мужем она, предполагая, что он ревнует ее к памяти князя Андрея, никогда не говорила о нем), и очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества. И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде. Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна. Наташа не то что любила уединение (она не знала, любила ли она или нет; ей даже казалось, что нет), но она, нося, рожая, кормя детей и принимая участие в каждой минуте жизни мужа, не могла удовлетворить этим потребностям иначе, как отказавшись от света. Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному. Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном. Мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью. — Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, — говорила графиня, — так что это даже глупо. Наташа не следовала тому золотому правилу, проповедоваемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное — пение. Она оттого и бросила его, что это было сильное очарованье. Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом. Взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа, показалось бы ей так же странным, как украшать себя для того, чтобы быть самой собою довольной. Украшать же себя для того, чтобы нравиться другим, — может быть, теперь это и было бы приятно ей, — она не знала, — но было совершенно некогда. Главная же причина, по которой она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов, состояла в том, что ей было совершенно некогда заниматься этим. Известно, что человек имеет способность погрузиться весь в один предмет, какой бы он ни казался ничтожный. И известно, что нет такого ничтожного предмета, который бы при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся до бесконечности. Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и все-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно. Толки и рассуждения о правах женщин, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, как теперь, вопросами, были тогда точно такие же, как и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их. Вопросы эти и тогда, как и теперь, существовали только для тех людей, которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его значение, состоящее в семье. Рассуждения эти и теперешние вопросы, подобные вопросам о том, каким образом получить как можно более удовольствия от обеда, тогда, как и теперь, не существуют для людей, для которых цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в каком случае не будет иметь семьи. Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание, а цель брака — семья, разрешается только тем, чтобы не есть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жен и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи, то есть одной и одного. Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что бы было, если б было другое. Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных — графини Марьи, брата, матери и Сони. Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше. Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им. Подвластность Пьера заключалась в том, что он не смел не только ухаживать, но не смел с улыбкой говорить с другой женщиной, не смел ездить в клубы на обеды так , для того чтобы провести время, не смел расходовать деньги для прихоти, не смел уезжать на долгие сроки, исключая как по делам, в число которых жена включала и его занятия науками, в которых она ничего не понимала, но которым она приписывала большую важность. Взамен этого Пьер имел полное право у себя в доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всей семьею. Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался — читал или писал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать какое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его. Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть пожеланиями Пьера, которые Наташа старалась угадывать. Образ, место жизни, знакомства, связи, занятия Наташи, воспитание детей — не только все делалось по выраженной воле Пьера, но Наташа стремилась угадать то, что могло вытекать из высказанных в разговорах мыслей Пьера. И она верно угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера, и, раз угадав ее, она уже твердо держалась раз избранного. Когда Пьер сам уже хотел изменить своему желанию, она боролась против него его же оружием. Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пьеру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был совершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. Следующим ребенком, несмотря на противудействие матери, докторов и самого мужа, восстававших против ее кормления, как против вещи тогда неслыханной и вредной, она настояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама. Весьма часто, в минуты раздражения, случалось, что муж с женой спорили подолгу, потом после спора Пьер, к радости и удивлению своему, находил не только в словах, но и в действиях жены свою ту самую мысль, против которой она спорила. И не только он находил ту же мысль, но он находил ее очищенною от всего того, что было лишнего, вызванного увлечением и спором, в выражении мысли Пьера. После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением.

«Война и мир » — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого , описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Это последняя часть романа - четвёртый том. Кроме того имеется эпилог, с кратким содержанием которого вы сможете ознакомиться на этой странице.

ВОЙНА И МИР. Том 4.

Слушайте роман Льва Толстого "Война и мир" том 4


Пересказ «Война и Мир» Том 4 Толстой Л. Н.


Смотрите так же:

ВОЙНА И МИР. Том 4. Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Спокойная, роскошная петербургская жизнь идет по-старому: «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги».

У Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения был вечер, цветком которого было чтение письма патриарха князем Василием. Князь Василий славился искусством чтения: он невпопад то понижал, то повышал голос, прикрывал глаза и завывал. Чтение письма имело политическое значение: на вечере присутствовало несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Новостью дня в Петербурге была болезнь графини Безуховой. «Все очень хорошо знали, что болезнь эта происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».
На следующий день разносятся известия о победе русских войск под Бородиным. Князь Василий с гордостью говорит о том, что всегда был уверен в том, что Кутузов — единственный человек, который способен победить Наполеона. Через несколько дней приходит известие о сдаче Москвы французам. Теперь все называют Кутузова изменником, а князь Василий говорит, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика».

Элен кончает жизнь самоубийством с помощью большой дозы лекарств. Официально же в обществе говорят, что она умерла от страшного припадка грудной ангины.

Нам, современникам, представляется, что в то время как Россия до половины была завоевана, все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его гибелью. В действительности же такого не было. Большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководствовались только личными интересами настоящего. И эти люди были самыми полезными деятелями того времени. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды.

А человек, играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения». «В армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное».

К числу таких людей относится и Николай Ростов. За несколько дней до Бородинского сражения он отправляется в Воронеж покупать лошадей для полка. В городе стоит оживление по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы. Николай производит фурор среди барышень своей непринужденной манерой танцевать, пытается волочиться за одной замужней блондинкой. На балу Ростов встречается с тетей княжны Марьи, которая приглашает его к себе. Княжна Марья живет у тети. При мысли о княжне Николай испытывает чувство застенчивости, даже страха. Он рассказывает губернаторше о своих задушевных мыслях. Ростов говорит, что княжна Марья ему очень нравится, что обстоятельства их встречи он не раз воспринимал как знак судьбы, но он связан обещанием кузине Софье. Губернаторша считает, что положение дел Николая не безнадежно, и обещает помочь.

Ростов приезжает к княжне Марье. Княжна, увидев милого ее сердцу Николая, сразу преобразилась. В голосе ее в первый раз зазвучали новые, женские грудные нотки; «ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица». Ростов «чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».

После свидания с княжной все прежние удовольствия для Николая потеряли свою прелесть.

Николай встречает княжну Марью в церкви и видит «трогательное выражение печали, мольбы и надежды» на ее лице. «Вот именно ангел! — говорил Он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил». «Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена, Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? Более мой! Выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» И Николай со слезами на глазах молится так, как никогда не молился. В этот момент Лаврушка приносит Ростову письмо от Сони, в котором она отказывается от обещаний Николая и дает ему полную свободу. Соня не сразу решилась на этот шаг. Графиня Ростова была одержима желанием женить сына на княжне Марье, Соня же была препятствием этом. Графиня всячески усложняет Соне жизнь, но, видя, что это безрезультатно, со слезами просит девушку, чтобы она, пожертвовав собою, разорвала свои связи с Николаем. Таким образом Соня отплатила бы за все благодеяния, которые сделала для нее семья Ростовых. Но Соня не может отказаться от смысла своей жизни — и решает навсегда связать себя с Николаем. Девушка видит, что князь Андрей и Наташа любят друг друга и, в случае выздоровления князя, поженятся. И тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Князю Андрею становится лучше, и Соня пишет письмо Николаю.

Пьера содержат вместе с другими подозрительными заключенными. Французы устраивают нечто вроде суда, главная цель которого — обвинить их в поджигательстве. Пьер чувствует себя ничтожной «щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины». Безухова приводят к жестокому французскому генералу Даву. Даву обвиняет Пьера в шпионаже, и Пьер понимает, что жизнь его висит на волоске. Он называет свое имя, говорит о своей невиновности. Даву и Пьер несколько секунд смотрят друг на друга, и этот взгляд

Спасает Пьера: они поняли, что они оба дети человечества, что они братья. Но тут Даву отвлекает адъютант, и Пьера, в числе других заключенных, ведут на казнь. Безухов понимает, что не люди приговорили его к казни, всему виной склад обстоятельств. Заключенных по двое отводят к яме, расстреливают, а потом закапывают. Заключенные не понимают, что происходит, и не верят тому, что будет. «Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее». Французы, закапывающие расстрелянных, бледны и испуганы, у них дрожат руки. Пьер должен идти в паре с фабричным, но того ведут одного. Безухов не может понять, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Пьер смотрит на казнь фабричного до конца, не отворачиваясь, как делал раньше. Он видит, как фабричный сам поправляет узел на затылке, когда ему завязывают глаза. После выстрелов Безухов подходит к яме и видит, как плечо расстрелянного судорожно опускалось и поднималось, но «уже лопатины земли сыпались на все тело». После казни один молодой французский стрелок не возвращается к своей роте, а, «как пьяный, шатается, делая то назад, то вперед несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело». В душе Пьера, после увиденного, «как будто была выдернута та пружина, на которой все-держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».

Безухову объявили, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. В бараке рядом с Пьером живет маленький человек, который сразу заинтересовывает Безухова. Пьеру чудилось «что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве», «в певчем голосе этого человека было выражение ласки и простоты». Солдата этого зовут Платон Каратаев, он угощает Пьера картошкой, расспрашивает о его семье. Платона искренне огорчает известие о том, что у Безухова нет родителей, нет детей. Каратаев рассказывает и свою историю: «как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты». Но Платон не огорчается, а радуется этому событию, ведь в солдаты должен был идти его брат, у которого пятеро детей, у Платона же детей нет. Пьер после общения с Каратаевым чувствует, «что прежде разрушенный мир с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Вся фигура Платона была круглая, голова была совершенно круглая, приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. Он всегда был чем-то занят: варил, шил, строгал, тачал сапоги, и только по ночам позволял себе разговоры и песни. Речь Платона пересыпана поговорками, полными глубокой мудрости. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать и к Каратаеву».

Узнав о тяжелой ране брата, княжна Марья едет к нему, несмотря на опасности в дороге, и везет ему сына. Княжна приезжает к Ростовым и, увидев Наташу, понимает, что это «ее искренний товарищ по горю, ее друг». В лице Наташи княжна Марья увидела «выражение беспредельной любви ко всему тому, что было близко любимому человеку, выражение жалости, старания за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им». И Наташа, и княжна Марья понимают, что князь Андрей скоро умрет. Он отчужден от земного мира, а весь обращен в «вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он ощущал всегда». Если раньше князь боялся смерти, то теперь он понимает, что «любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Княжна Марья и Наташа понимают всю значительность происходящего с князем Андреем и, после его смерти, плачут не от своего личного горя, а «от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, свершившегося перед ними».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Историки одним из важнейших событий войны 1812 г. признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю. Они приписывают славу этого гениального подвига различным людям. Но это движение не было никем не запланировано, а произошло само собою, т.к. русское войско, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.

Кутузов один понимал, что «зверь» под Бородиным был подбит, оставалось только выяснить, силен он или пет. А потому Кутузов все свои силы употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений. Но необходимость наступления русской армии выразилась в бесчисленном количестве признаков: изобилие провианта в Тарутине, сведения о бездействии французов, хорошая погода, продолжительный отдых русских солдат и т.д.

Случайно казаки обнаруживают, что левый фланг французской армии не защищен, и Кутузов, понимая, что он не может предотвратить «бесполезного сражения», «благословляет совершившийся факт». Казаки атакуют левый фланг французов и обращают их в бегство. Если бы они продолжали преследовать французов, то «взяли бы и Марата, и все, что тут было, Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал». Французы тем временем приходят в себя и принимаются стрелять. «Все сражение состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей». Но главный результат сражения заключался в следующем: «был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства».

Наполеон ни наградами, ни ужесточением дисциплины не может предотвратить гибели и распада своего войска. Узнав о Тарутинском сражении, французы решили наказать русских, и Наполеон отдал приказ о выступлении. «Шорох тарутинского сражения спугнул зверя, он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, но по знакомому старому следу».

Пьер уже четыре недели пробыл в плену, жизнь его полна лишений, но он радостно переносит свое положение. Всю жизнь Пьер искал согласия с самим собою,— он искал этого в масонстве, в рассеянии светской жизни, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. «И он сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Высшим согласием человека теперь Безухову представлялось отсутствие страданий, удовлетворение потребностей, свобода выбора занятий. Только здесь, в плену, Пьер оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, разговора с человеком, когда хотелось говорить.

Французские войска начинают выступление, с пленными обращаются очень плохо, отстающих было приказано расстреливать. Во время ночлега Пьера не пускают к пленным и он смеется, глядя на звездное небо: «И все это мое, и все это во мне, и все это я! И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками! В плену держат мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!»

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он думает о том, «ранен зверь смертельно или нет». Узнав о «безумном, судорожном метании войск Наполеона», Кутузов плачет и говорит дрожащим голосом: «Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей... Спасена Россия. Благодарю тебя, господи!»

Французские войска бегут, их ближайшая их цель — Смоленск. Ничто не может их остановить, Кутузов прекрасно это понимает и всеми силами стремиться противодействовать наступлению русских войск. Все же высшие чины армии хотели отличиться, а потому старались отрезать, опрокинуть французов и в итоге потеряли тысячи людей. Французское же войско продолжало свой гибельный путь к Смоленску.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

После Бородинского сражения французское войско перестало существовать. Это Доказало, что сила, решающая участь народов, лежит не в сражениях, не в армиях, а в духе войска. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Начинается партизанская война. Денис Давыдов учреждает первый партизанский отряд. Партизанских отрядов разной величины были сотни, они «уничтожали Великую армию по частям». Денисов решает вместе с отрядом Долохова напасть на французский транспорт с большим грузом кавалерийских вещей и русских пленных. Денисов посылает бывшего при его партии мужика Тихона Щербатова взять языка (т.е. человека из неприятельской колонны). В отряд приезжает офицер с пакетом от генерала, и Денисов с удивлением и радостью узнает в нем Петю Ростова. Петя просит Денисова остаться в его отряде.

В это время возвращается Тихон Щербатый, партизаны видят, как он удирает от французов, которые палят по ему из всех стволов. Выясняется, что Тихон захватил пленного еще вчера, но, т.к. он оказался «неисправный и даже ругался», Тихон доставил его живым до лагеря. Тихон пытается добыть еще одного «языка», но его обнаруживают. Партизаны смеются над Щербатым, «да его лицо сияет самодовольным весельем». Тихон — самый полезный и храбрый человек в партии. Он простой мужик, выполняет самую тяжелую работу, «никто больше его не открыл в случае нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».
Петя находится в счастливо-возбужденном состоянии радости, чувствует себя большим, Денисова, Тихона считает героями и хочет вместе с ними пойти в дело. Ужиная с партизанами, Петя беспокоится о пленном мальчишке Винсенте, которого русские называют Весентий, и просит, чтобы его покормили.

В отряд приезжает Долохов, и Петя вызывается ехать вместе с ним в лагерь противника. Они переодеваются во французское платье. Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно, напрямую выспрашивает французов об их количестве, о местонахождении офицеров и проч. Все проходит благополучно, Петя в восторге целует Долохова. На следующий день партизаны атакуют французов. Денисов просит Петю никуда не высовываться, но тот в азарте атаки забывает об этом и скачет под пули. Петя падает — пуля пробила ему голову. Денисов видя убитого Петю, вспоминает его слова: «Я привык есть что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь». «И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него».

В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был и Пьер Безухов.

Пьер провел в плену много времени, отношение французов к пленным становилось все хуже и хуже, ведь им самим уже нечего есть. Безухов узнает, что на свете нет ничего страшного. Он узнал,что как нет положения, в котором человек был бы счастлив и вполне свободен, так нет положения, в котором он был бы несчастлив и несвободен. Каратаев слабеет с каждым днем, и его убивают. «Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев».

Пьер приходит к мысли, что жизнь есть бог, а потому надо любить эту жизнь, какая она есть, со всеми страданиями и лишениями. Жизнь — непрерывное движение, умирая, человек сливается с богом.

Партизаны освобождают пленных. «Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его».

С начала морозов бегство французов получило трагический характер замерзающих и изнемогающих насмерть у костров людей.

Ввалившись в Смоленск, они убивали друг друга за провиант, грабили свои лее магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше. Каждый думает о собственном спасении.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Княжна Марья и Наташа после смерти князя Андрея не смели взглянуть в лицо жизни. Они полностью поглощены своей чистой печалью, признавать возможность будущего казалось им оскорблением памяти князя.

Первой к жизни была вызвана княжна Марья, ведь ей нужно было заниматься племянником, разбираться в отчетах. Наташа стала избегать всех, целыми днями сидела в углу дивана и «смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни».

В дом Ростовых пришло известие о гибели Пети. Эта душевная рана вернула Наташу к жизни, заставила ее забыть про личное горе.

Графиня находится на грани помешательства, и Наташа три недели безвылазно жила при матери, потому что только ее нежный, ласковый голос успокаивал графиню. «Через месяц после известия о смерти Пети графиня вышла из своей комнаты полумертвой и не принимавший участия в жизни — старухой». Наташу же душевная рана вызвала к жизни. «Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».

Между Наташей и княжной Марьей установилась страстная и нежная дружба. Они все время проводят вместе, говорят друг другу нежные слова. Дружба взаимно обогатила обеих: Наташа поняла и полюбила прежде непонятную ей добродетель, княжне Марье же открылась вера в жизнь, в наслаждения жизни.

В конце января княжна Марья с Наташей едут в Москву.

Русская армия измучена длительными переходами, и Кутузов понимает, что нужно только следовать на некотором расстоянии за французами и не давать сражений, т.к. враг и так побежден.

Русское командование же хочет отличиться, а потому дают сражения, берутся пленные. Кутузова обвиняют за ошибки, государь им не доволен. Такова «судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывает этих людей за прозрение высших законов». «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе». И народ, поняв это чувство, выбрал Кутузова, против воли царя, в представители народной войны. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасти и жалеть их».

Кутузов представитель русского народа, чувствует, что его роль в деле спасения и славы России сыграна. Кутузов не понимает, зачем нужно продолжать войну в Европе, и его место занимает Александр Первый. «Представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер».

Пьера после освобождения переполняет радостное чувство свободы. Если раньше он искал смысл жизни, то теперь понял, что ее нет и не может быть. Безухов, благодаря Платону Каратаеву, обрел веру в живого, всегда ощущаемого бога. «Теперь он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Окружающие сразу заметили изменения в Пьере. «Прежде он много говорил, горячился и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны». Располагала людей к Пьеру его новая черта: «признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубедить человека». Практические дела больше не приводили Пьера в ужас, в нем появился судья, решавший, что нужно, а что не нужно делать.

Москва тем временем наполняется возвращающимися жителями, начинается строительство. Пьер тоже приезжает в Москву, а, узнав, что и княжна Марья в городе, отправляется к ней. Рядом с княжной Марьей сидит ка-кая-то дама в черном, и Безухов думает, что это ее компаньонка. Каково же удивление и смущение Пьера, когда княжна Марья говорит, что дама в черном — Наташа. «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно», на Пьера пахнуло давно забытым счастьем, и он понимает, что любит Наташу. Княжна Марья и Наташа рассказывают о последних днях князя Андрея, о своих переживаниях. Они никогда ни с кем, даже друг с другом, не разговаривали об этом. Пьер счастлив от сознания того, что князь Андрей перед смертью смягчился и увиделся с Наташей.

Безухов же в свою очередь рассказывает женщинам о своих похождениях, о своих новых мыслях. «Он рассказывал об этом так, как он никогда еще об этом не рассказывал никому, как он сам с собой еще никогда не вспоминал об этом». «Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые стараются запомнить рассказ, чтобы обогатить свой ум; а то наслаждение, которые дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывание в себя всего лучшего, что есть в проявления мужчины»,

Княжна Марья с Наташей после ухода Пьера обсуждают произошедший разговор. Они сходятся в мнении, что князь Андрей и Пьер — особенные мужчины, а потому они были так дружны, и так любили друг друга. Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на его лице, замечает, что Пьер «сделался какой-то чистый, свежий, точно из бани — морально из бани».

Пьер после разговора долго не может заснуть и решает, что все сделать для того, чтобы Наташа стало его женой. На следующий день Безухов едет обедать к княжне Марье и видит, что Наташа стало такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. «Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое, странно-шаловливое выражение». Весь следующий вечер Пьер просидел в доме княжны, т.к. чувствовал, что не может уйти. Оставшись с княжной Марьей наедине, Безухов рассказывает ей о своей любви к Наташе, о том, что не представляет своей жизни без нее, и просит помочь. Княжна Марья говорит о своей уверенности в том, что Наташа полюбит Пьера, обещает все устроить, а пока советует Безухову поехать в Петербург. Весь следующий период Пьер живет в состоянии счастливого безумия, любовь переполняет его сердце, и он любит всех людей.

Княжна Марья, увидев перемену в Наташе, сначала огорчилась: «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его?» Но потом она понимает, что проснувшаяся в Наташе сила жизни неудержима, неожиданна даже для самой девушки, а потому упрекать ее не за что.

Княжна Марья рассказывает девушке о разговоре с Пьером, Наташа говорит, что любит его. Княжна Марья плачет: она счастлива за Наташу.

Война и мир ЭПИЛОГ

Война и мир ЭПИЛОГ краткое содержание.

Часть 1

С войны 1812 г. прошло 7 лет. Наташа в 13-м году вышла замуж за Пьера. В тот же год умер граф Илья Андреевич: слишком много ударов свалилось на его голову. С его смертью распалась старая семья. Денежные дела Ростовых совершенно расстроены, долгов вдвое больше, чем имения. Но Николай не отказывается от наследства, т.к. видит в этом выражение укора священной для него памяти отца. Имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов осталось все-таки не оплаченною. Чтобы не быть посаженным в долговую яму, Ростов поступает в Петербурге на солдатскую службу и живет с матерью и Соней в маленькой квартире. Николай очень ценит Соню, чувствует себя перед ней в неоплаченном долгу, но понимает, что «в ней мало того, что заставило бы его полюбить ее». Положение Николая становиться все хуже и хуже. Но мысль о женитьбе на богатой наследнице, как выход из сложившийся ситуации, была ему противна.

Княжна Марья приезжает с визитом к Ростовым, Николай встречает ее с «выражением холодности, сухости и гордости», всем видом показывая, что ему от княжны ничего не нужно. Княжна чувствует себя после этой встречи в неопределенном положении, ей нужно выяснить, что прикрывает Николай своим холодным тоном.

Николай под влиянием матери, делает княжне ответный визит. Разговор получается сухим и натянутым, но княжна Марья понимает, что это лишь внешняя оболочка, душа же Ростова по-прежнему прекрасна.

Княжне становиться понятно, что он так ведет себя из-за гордости: «он теперь беден, а я богата». «Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Осень 1814 г. Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы. Николай весь отдался хозяйству, главное в котором — работник-мужик. «Он учился у мужиков и приемам, и речам, и суждениям о том, что хорошо и что дурно», только сроднившись с ними, он начинает смело управлять хозяйством, которое приносит блестящие результаты. Мужики из других имений приходят просить, чтобы Николай купил их, и даже после его смерти в народе долго хранится набожная память о его управлении: «Хозяин был... наперед мужицкое, а потом свое. Но и потачки не давал. Одно слово — хозяин». С женой Николай сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища.

Соня живет в доме Николая, графиня Марья не может избавиться от злых чувств к ней. Наташа как-то объясняет графине Марье, почему у Сони такая судьба: в ней что-то не хватает, она «пустоцвет», а потому «у нее все отнялось».

У Ростовых трое детей, графиня Марья ждет еще одного ребенка. Наташа со своими четырьмя детьми гостит у брата, все ожидают возвращение Пьера, который два месяца назад уехал в Петербург. Наташа пополнела, расширела, теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову. «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красива и плодовитая самка. Очень редко теперь в ней зажигался прежний огонь», Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене. «Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семья, иметь мужа», удивляется, почему остальные этого не понимают. Наташа не ухаживает за собой, не следит за своими манерами, главное для нее — служение мужу, детям, дому. Наташа очень ревнива, требовательна к мужу, Пьер полностью подчиняется требованиям жены. Взамен этого он может располагать всей своей семьей, Наташа не только исполняет, но и угадывает желания мужа. Наташа всегда придерживается образа мыслей своего мужа. Пьер видел себя отраженным в своей жене и чувствует себя счастливым в браке.

Наташа больше не в силах выдержать разлуку с мужем, и, наконец, он приезжает.

Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что

все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду».

Николай обсуждает с женой произошедший разговор. Он считает Пьера мечтателем, Ростову же нет дела до того, что Аракчеев не хорош, у него хватает своих насущных проблем. Графиня Марья чувствует некоторую ограниченность мужа, знает, что он никогда не поймет всего того, что она понимает, и оттого еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любит его. Николай восхищен постоянным стремлением жены к бесконечному, вечному и совершенному.

Пьер говорит с женой о том, что его ждут важные государственные дела. Но Платон Каратаев, по мнению Безухова, одобрил бы не его карьеру, а семейную жизнь, т.к. «во всем желал видеть благообразие, счастье и спокойствие».

Николенька Болконский присутствовал при разговоре Николая с Пьером, и это произвело на него сильнейшее впечатление. Николенька обожает Пьера, боготворит его, своего же отца он представляет не в облике конкретного человека, а считает его неким божеством. И мальчику сниться сон. Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец — князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Часть 2

Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

Часть 1

Глава 1

События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

Главы 2-3

Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

Глава 4

Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

Глава 5

В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

Глава 6

Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

Глава 7

Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

Глава8

Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

Глава 9

Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

Главы 10-11

После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

Главы 12-13

Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

Глава 14

Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

Глава 15

Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

Глава 16

Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

Часть 2

Глава 1

Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

Главы 2-3

Главы 4-5

Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

Глава 6

Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

Глава 7

Главы 8-10

Глава 11

Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

Глава 12

Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

Конец

Итоги и выводы

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по эпилогу

Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3765.