Внимания и концентрации основные признаки. Функции и виды внимания

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть (дополненный и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про ), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте .
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и . Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть .
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что , больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

4.1. Внимание

Понятие внимания . Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.

Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Внимание может быть направлено на объекты окружающего мира (внешненаправленное внимание) или на собственные мысли, чувства, переживания человека (внутреннее, или самонаправленное, внимание).

Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов, большее или меньшее углубление в содержание психической деятельности.

Проявление внимания связано с характерными внешними проявлениями:

Имеют место движения приспособительного характера – специфическая поза всматривания, вслушивания, если внимание направлено на внешние объекты. Если же оно направлено на собственные мысли и чувства, то у человека наблюдается так называемый «отсутствующий взгляд» – глаза «устанавливаются на бесконечность», благодаря чему окружающие предметы воспринимаются неясно и не отвлекают внимания;

Все лишние движения задерживаются – для напряженного внимания характерна полная неподвижность;

При напряженном внимании дыхание становится более поверхностным и редким; вдох делается короче, а выдох удлиняется;

Когда человека что-то удивляет, это четко выражается в мимике внимания: здесь оно обнаруживается, как писал Ч. Дарвин, «…легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются… Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувства неожиданности»;

На основе двух критериев – соотношения внешней (поведенческой) и внутренней картин внимания – профессор И.В. Страхов выделил четыре состояния внимательности: действительная и кажущаяся внимательность и невнимательность. При действительной внимательности (невнимательности) отмечается полное совпадение внешней и внутренней картин внимания, при кажущейся – их несоответствие, расхождение.

Физиологические основы внимания . Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.

И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочноисследовательский рефлекс «Что такое?». Биологическое значение этого рефлекса состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. Данный рефлекс является врожденным и у людей, в нем ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей.

Этот механизм не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, развившегося в процессе трудовой деятельности и приобретшего новые условно-рефлекторные механизмы.

Изучая физиологическую деятельность мозга, русский физиолог А.А. Ухтомский (1875–1942) создал учение о доминанте. Доминанта – это господствующий очаг возбуждения, отличающийся большой силой, постоянством, способностью усиливаться за счет других очагов, переключая их на себя.

Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания.

Понять физиологическую основу внимания помогает и открытое И.П. Павловым явление очага оптимального возбуждения – очага средней силы, очень подвижного, наиболее благоприятного для образования новых временных связей, что обеспечивает ясную работу мысли, произвольное запоминание.

Виды внимания . Принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Слово «непроизвольное» в этом словосочетании имеет несколько синонимов: непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Все они помогают раскрыть его особенности. Когда говорят о пассивности, имеют в виду зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, подчеркивают отсутствие усилий для сосредоточения со стороны человека. Называя непроизвольное внимание эмоциональным, подчеркивают связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека.

Выделяются две группы причин, вызывающих непроизвольное внимание. В первую группу входят особенности раздражителя, когда сосредоточение сознания на объекте происходит в силу именно этого обстоятельства:

Степень интенсивности, сила раздражителя (громкий звук, резкий запах, яркий свет). В ряде случаев важна не абсолютная, а относительная интенсивность (соотношение по силе с другими раздражителями, действующими в данный момент);

Контраст между раздражителями (большой предмет среди маленьких);

Новизна объекта – абсолютная и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей);

Ослабление или прекращение действия раздражителя, периодичность в действии (пауза в речи, мерцающий маяк).

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Более длительное сосредоточение на объекте связывается с личностными особенностями человека – потребностями, интересами, эмоциональной значимостью и т. п. Поэтому во второй группе причин возникновения непроизвольного внимания фиксируется соответствие внешних раздражителей потребностям личности.

Произвольное внимание – это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.

Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – продукт социального развития. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развилась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий:

Осознание долга и обязанности;

Понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;

Привычные условия работы;

Возникновение косвенных интересов – не к процессу, а к результату деятельности;

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека;

Создание благоприятных условий, исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей. При этом надо помнить, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее.

Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается – ему становится интересно.

Кроме этого, выделяются еще сенсорное внимание, связанное с восприятием различных раздражителей (зрительное и слуховое); внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания человека; индивидуальное и коллективное внимание .

Свойства внимания . Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.

1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.

Состоянием, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, причиной которой часто бывает непосильная и чрезмерно обширная деятельность. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Например, при выполнении однотипных упражнений первые из них ученик делает внимательно, сосредоточенно, а дальше, когда материал уже достаточно освоен, интерес утрачивается, ребенок работает механически, устойчивость внимания страдает.

2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.

Внимание может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Объем внимания взрослого человека равен «магическому числу Миллера»: 7 ± 2. Он зависит от многих обстоятельств: степени знакомости объектов, связи между ними, их группировки.

Во вторую группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности и знакомости.

3. Динамические свойства внимания. Это прежде всего колебание – непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания, и переключение - сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой. Переключение может быть преднамеренным, сопровождающимся участием волевых усилий (при изменении характера деятельности, постановке новых задач), и непреднамеренным, протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий. Если внимание «соскальзывает» со штатной деятельности, это квалифицируется как отвлечение.

Одним из распространенных недостатков внимания является рассеянность. Этим термином обозначают совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные состояния. В частности, это так называемая мнимая рассеянность как следствие чрезмерной сосредоточенности, когда человек ничего не замечает вокруг. Она наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, – ученых, творческих работников. Истинная рассеянность представляет собой частую непроизвольную отвлекаемость от основной деятельности, слабость произвольного внимания, нарушение сосредоточенности. У людей такого типа скользящее, порхающее внимание. Истинная рассеянность может быть вызвана утомлением, начинающимся заболеванием, а может возникнуть и в результате плохого воспитания, когда ребенок не приучен к сосредоточенной работе, не умеет доводить начатое дело до конца.

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Внимание Одно дело - пользоваться своим воображением и совсем другое - настраиваться на что-то и разочаровываться. Не надо мечтать о чем-то совсем особенном, а то потом, когда все получится не совсем так, как вам бы хотелось, вы почувствуете огорчение.К примеру, не

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Внимание Задачи на внимание Кто скорее найдет все цифры от 1 до 90 (рис. 8.)? Проследите мысленно, без помощи ручки каждую из линий (рис. 9). Рис. 8 Рис. 9.

Из книги О технике актера автора Чехов Михаил Александрович

Внимание По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Внимание Ваше внимание помогает вам замечать реальность «здесь и сейчас», отсекая лишнее, беря в практику нужное, отслеживая себя и других.Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания.19. Попробуйте в течение дня записывать, о чем вы думаете и переживаете.

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

Внимание Искусство - это хореография внимания.Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности:

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ВНИМАНИЕ Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания.2. Свойства внимания.3. Развитие внимания. Управление вниманием.1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Внимание Концепция слежения, или наблюдения, кардинально отличается от концепции восприятия; в ней делается акцент на избирательных, подготовительных, организующих и мобилизующих действиях. Это не обязательно должны быть реакции, полностью определяемые природой

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Внимание Сила истории Вы понимаете, что достигаете большего контакта с аудиторией, когда рассказываете им историю, а не связку голых фактов. И достаточно подготовлены, чтобы излагать ее с выразительностью и убеждением. Это заставляет людей сидеть и слушать. Саймон

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Внимание В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

Внимание! Если вы хотели бы иметь краткое пособие по оригинальности, то эта книга явно не для вас!Но, с другой стороны, если вам все-таки придет в голову побродить по непроторенным дорожкам в компании с весьма сомнительной личностью, если вас не подведет чувство юмора и вы

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.1. Внимание Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

Виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание организует и регулирует функционирование познавательных процессов, связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Проявление внимания обусловлено:

Внутренними причинами - желания, потребности, чувства, намерения, установки, и т.п.

Внешними причинами – предметы, объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п.

Таким образом, внимание - это особое психическое явление, выражающее взаимоотношение между субъектом и окружающей действительностью, проявляющееся в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания позволяет осуществить отбор предметов для включения их в познавательную или в практическую деятельность.

Сосредоточенность внимания - это результат концентрации сознания на предмете с целью получения более полной информации о нем.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно, как:

Реакция на сильные раздражители: громкий звук, яркий свет, резкий запах;

Значимые для субъекта свойства и качества предметов и явлений внешнего мира;

Новый объект, впервые действующий на органы чувств;

Раздражители, соответствующие потребностям, интересам и установкам личности.

2. Произвольное внимание – возникает преднамеренно, при наличии волевых усилий, направлено и сосредоточенно на внешний предмет или умственное действие.

3. Послепроизвольное внимание – возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, а волевые усилия исчезают. Внимание поддерживается увлеченностью и осуществляется без особых затруднений, обеспечивая высокую продуктивность познавательной и практической деятельности.

4. Сенсорное внимание – возникая при действии объектов на органы чувств, обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

5. Моторное внимание – направленность и сосредоточенность внимания человека на движениях и действиях. Позволяет четко осознавать приемы и способы, необходимые в практической деятельности.

6. Интеллектуальное внимание – имеет внутренний характер, связано с направленностью и сосредоточенностью мысли, направлено на функционирование познавательных процессов, памяти, мышления, воображения.

7. Природное внимание – врожденная способность субъекта избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы.

8. Социально обусловленное внимание – результат воспитания и обучения, связано с сознательным избирательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

9. Непосредственное внимание – направлено на объект, соответствующий актуальным потребностям и интересам человека.

10. Опосредованное внимание – регулируется при помощи указательных знаков, жестов, слов, предметов.

Свойства внимания:

1. Устойчивость внимания - это его временная характеристика, промежуток времени, в течение которого внимание может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности.

2. Концентрация внимания - динамическая характеристика, степень углубленности человека в деятельность. Повышение и понижение в концентрации внимания зависит от характера деятельности и от отношения к ней.

3. Переключение внимания - преднамеренное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новыми целями и задачами, возникающими у субъекта в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть:

Полным и неполным;

Завершенным - внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности;

Незавершенным – внимание отчасти еще направлено на предыдущую деятельность.

4. Отвлечение внимания - результат непреднамеренного переключения внимания от деятельности на отвлекающие раздражители.

5. Распределение внимания - возможность одновременно заниматься несколькими видами деятельности, связана с приобретением личного опыта. Распределение внимания успешно при совмещении умственной деятельности с практической, труднее распределить внимание при выполнении двух видов интеллектуальной деятельности.

6. Объем внимания – количество стимулов находящихся в фокусе внимания одновременно. У взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2 – 3 объектов.

В зависимости от особенности внимания бывают:

1. Внимательные люди, способны сразу сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключать и распределять внимание, относятся к любой деятельности ответственно, способны к длительной и напряженной работе, отличаются большой помехоустойчивостью.

2. Невнимательные люди, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей, не могут сосредоточиться на выполняемой работе, их внимание импульсивно.

3. Рассеянные люди, в связи с невоспитанностью внимания не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются, делают все невпопад, ничего не замечают, что делается вокруг.

В результате высокой концентрации внимания у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность, может иметь место так называемая мнимая рассеянность. В силу этого, человек неадекватно реагирует на отвлекающие его воздействия.

3.5. Память и способы её развития.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующим воспроизведении поступившей на органы чувств информации.

Память – это важный познавательный процесс, обеспечивающий переход поступающей информации о внешнем мире к внутреннему интеллектуальному процессу – закреплению и систематизации полученной информации.

Память позволяет субъекту накапливать опыт для использования его в своей жизни, для осознания своей личности, для воспроизведения умений и навыков.

В психологии память называют мнемической деятельностью, по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины.

Функции, выполняемые памятью в познавательной деятельности:

1. Отбор и закрепление необходимой информации поступающей через органы чувств.

2. Накопление и сохранение полученной информации в сознании человека.

3. Воспроизведение информации, необходимой в данный момент.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание - процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, несущего важную информацию. Прочность запоминания связана с:



Избирательностью информации;

Деятельностью человека;

Наличием установки запомнить информацию;

Эмоциональным состоянием человека, возникшим в момент восприятия информации.

2. Сохранение – процесс закрепления, систематизации и удержания информации в сознании субъекта, имеет избирательный характер. Сохраняется длительное время:

Информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности;

Информация, связанная с потребностями, желаниями, интересами, поведением, целями и стремлениями.

Сохраняется полно и прочно вся информация, имеющая важное жизненное значение.

3. Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека, осуществляющийся через определенный промежуток времени.

Восстановление актуальной информации, может осуществляться в разных формах в виде:

Узнавания - наиболее простой процесс актуализации информации при ее повторном восприятии;

Воспоминания - это процесс восстановления информации, воспринятой ранее;

Припоминания - наиболее сложный процесс восстановления информации, для восстановления в полном объеме нужной информации, субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия;

Воспроизведения - сложный процесс восстановления информации в устной или письменной форме, во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п.

Узнавание, припоминание и воспоминание - это мнемические процессы, проходящие во внутреннем плане, про себя направленные на восстановление информации.

4. Забывание - этоцелесообразный процесс, может быть частичным или полным, постоянным или временным.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память - осуществляется без всякой цели, легко и свободно, связана с активной умственной или практической деятельностью, с применением жизненно важной информации.

2. Произвольная память - осуществляется всегда с определенной целью, направлена на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер, требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим она приобретает произвольный характер.

3. Кратковременная память – показатель ограниченности по объему при однократном предъявлении. Человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, картинок, с одного предъявления.

4. Долговременная память - показателем периода времени, в течение которого сохраняется информация.

5. Оперативная память – обусловлена определенной деятельностью, проявляется в ходе её выполнения.

6. Промежуточная память – обусловлена сохранением информации в течение нескольких часов, затем она переводится в долговременную память.

7. Образная память - обусловлена существующими в сознании представлениями, отражающими ранее воспринятые явления и предметы. Представления могут быть: вкусовыми, зрительными двигательными, слуховыми, обонятельными и осязательными. Так как на основе зрительных, слуховых и двигательных представлений, происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность, они имеют наибольшее значение в жизни человека.

8. Смысловая память – обусловлена усвоением смыслового содержания информации.

9. Механическая память - обусловлена дословным запоминанием, без логической обработки усваиваемой информации.

10. Эмоциональная память, обусловлена способностью человека помнить эмоции и чувства, переживаемые им раньше.

11. Двигательная память обеспечивает усвоение и успешное выполнение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений.

Основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта, правильная организация процесса запоминания, специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются связи, ассоциации. При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций:

1. Ассоциации по смежности - человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время.

2. Ассоциации по сходству - человек запоминает предметы, имеющие одинаковые признаки: величину, запах, объем, форму, цвет, и т.д.

3. Ассоциации по контрасту - запоминаются предметы, с противоположными качествами: длинный - короткий, круглый - квадратный, большой - маленький, белый - черный, толстый – тонкий, светлый – темный.

Специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала, включают следующие операции:

1. Ориентацию в смысловой структуре материала.

2. Расчленение и группировку смысловых элементов.

3. Установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную.

4. Закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

К приемам мнемических процессов относят:

1. Механические приемы - обусловлены многократным заучиванием.

2. Логические приемы - обусловлены установлением смысловых связей материала, обобщение, систематизация, выделения главной мысли, перевод информации в схемы, графики, пересказ своими словами и т.п.

3. Мнемотехнические приемы - вторичны, опираются на логически осмысленные связи между запоминанием материала и уже известным.

Метод группировки – предполагает смысловую группу из 7 ± 2 количества единиц;

Методы ритма и рифм. Благодаря ритму - рифма служит опорой для группировок;

Цепной метод - предполагает определенную взаимосвязанную последовательность образов;

Метод мест, известный как метод Цицерона. Мысленно представьте, что информация, необходимая для запоминания размещена в хорошо известном вам месте, например: в кабинете, своей комнате или дороге, по которой вы ходите каждый день.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (‑> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:

1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;

3) внимание послепроизвольное. В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально‑типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (‑> концепция формирования поэтапного действий умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ - одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания - это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.

ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (внимание сенсорно‑перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира.

ВНИМАНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (внимание интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания.

ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ‑> внимание внутреннее.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта - новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания - реакция ориентировочная.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) - возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально‑технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ВНИМАНИЕ (англ. attention ) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия , Эффект Струпа , Селекция информации ), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В . Вундт ); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание ); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа ) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?» . Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance ) и помехоустойчивости операторов .

Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию , возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.

В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.

В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. «идеального В.» (см. Викарные перцептивные действия ). В зарубежной психологии используется термин «аттенциональный рефлекс» ,или рефлекс Пилтза (Piltz’ s reflex ), для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело - важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое - с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы ).

В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора , Модель с фильтрацией ), которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: «Без В. для духа ничего нет… В. образует поэтому начало образования». См. Внимания объем , Инертность , Тахистоскоп . (Б. М.)

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ (англ. impairments of attention ) - патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют след. виды В. н.: сужение объема внимания , когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Такие В. н. наблюдаются как при состоянии утомления , так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

В. н., возникающие при локальных поражениях мозга, м. б. модально-неспецифическими ; проявляются они одновременно во многих видах психической деятельности, при восприятии раздражителей любой модальности. Данные В. н. характерны для тех случаев, когда у человека поражены лобные доли мозга и связанные с ними неспецифические структуры.

При поражении той или иной сенсорной системы возможно появление модально-специфических В. н., которые ограничиваются только одной модальностью. Так, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры - слухового внимания и т. д. Модально-специфические В. н. проявляются в виде невнимания к раздражителям определенной модальности. См. Гиперактивность детская , Неврозы , Внимания объем . (Е. Д. Хомская.)

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ (англ. attention span ) - один из первых показателей, которые пыталась измерить экспериментальная психология . Выделяются 2 основные традиции. 1. Интроспекционисты интерпретировали В. о. в терминах содержания сознания и определяли его как количество объектов, которые одновременно обладают атрибутом ясности. Так, в эксперименте Гленвилла и Далленбаха (1929) испытуемые сообщали, видят ли они предъявляемое скопление точек одинаково отчетливо или какую-то часть яснее. Т. о. измеряемый В. о. м. б. равен 18 точкам. 2. Более распространено отождествление В. о. с объемом восприятия (и даже с объемом кратковременной памяти): за В. о. принимается то количество объектов, которые м. б. правильно восприняты при кратковременном одновременном предъявлении. В. о. зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, опыта субъекта. При экспозиции зрительных стимулов в 0,1 с средний В. о. составляет ок. 7 отдельных объектов. При наличии смысловой связи или возможности группировки объектов В. о. возрастает. При этом упражняемость В. о. на разрозненные элементы ограничена, а на смысловые сочетания - высока. Величины В. о. будут существенно отличаться при разных задачах (определить количество элементов, назвать их, назвать их и указать цвет и т. д.). Подавляющее большинство экспериментов по В. о. выполнено на зрительном восприятии: при осязании помехой является различная чувствительность участков кожи, при слухе - маскировка одного звука др. при одновременном их предъявлении.

По меткому замечанию Р. Вудвортса, «то, что м. б. нами измерено, не является даже объемом восприятия. Это объем восприятия и сообщения о воспринятом». Действительно, измерение В. о. усложняется активным вмешательством процессов памяти , речи . В. о. м. б. определен и как площадь настройки ,что вытекает из одной трактовки самого внимания. Т. о., с теоретической т. зр., понятие В. о. достаточно спорно, что, однако, не мешает его использованию, напр., в психодиагностике . См. Внимание , Оперативное поле зрения . (И. А. Мещерякова.)

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ (англ. physiological mechanisms of attention ). Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективный прием информации . Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе ,включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры головного мозга . Корковая активация выражается на ЭЭГ (см. Электроэнцефалография ) в виде реакции десинхронизации и блокады альфа-ритма . При этом снижаются пороги ощущений и возрастает скорость протекания нервных процессов. Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ выявляет более тонкие механизмы мозговой организации внимания. В момент привлечения внимания к стимулу в ЭЭГ наблюдается как распад сложившей системы (снижение функций когерентности), так и формирование локальных функциональных объединений корковых зон, адекватных реализуемой деятельности (увеличение когерентности). Распад системы (генерализованная активация) преобладает в ситуации неожиданности, неопределенности (напр., при ориентировочной реакции ). Функциональные объединения структур под влиянием локальной активации формируются тогда, когда стратегия деятельности определена, и деятельность эффективно реализуется. Т. о., генерализованная активация в ответ на новизну обеспечивает непроизвольное внимание .

Избирательное активирование областей коры и их функциональное объединение под влиянием локальной активации, имеющей управляемый характер и находящейся под контролем лобных отделов коры, лежит в основе произвольного внимания .Лобные области, одна из функций которых - определение значимости информации и организация реакций на этой основе, по кортикофугальным связям регулируют восходящие активирующие влияния ретикулярных структур мезэнцефального, диэнцефального уровней, лимбической системы, которые избирательно активируют определенные области коры больших полушарий. Это обеспечивает эффективность деятельности в условиях внимания.

В онтогенезе по мере функционального созревания лобных областей коры возрастает регулируемость активирующих структур, совершенствуются механизмы локальной активации, определяющие развитие произвольного внимания. См. также Блоки мозга , Доминанта , Е-волна . (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Функции внимания.
Основные функции внимания - обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём-либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию -контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании , которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании . Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Виды внимания.
Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным , вынужденным , так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным . Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).

Основные свойства внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.
Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой - объёмом.
Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).
Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.