Виктор Михайлович Васнецов -
иллюстратор детских сказок
Подготовила ученица 3 класса Б
Тимакова Елизавета
Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в родился в 19 веке в русском селе Кировской области в семье православного священника, происходившего из древней фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище, затем в семинарии. Собирался стать священником.Брал уроки рисования у гимназического учителя.
С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
Виктор Васнецов создал много полотен на тему сказок. О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».
В.М. Васнецов Баба - Яга 1917г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова
В последние годы жизни художник
ушел целиком
в сказочную тему.
В это время
он создал
цикл картин
под названием «Поэма семи сказок»:
«Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», и другие
«Царевна лягушка»
Картина «Спящая красавица»
Васнецов В. М. Сивка – Бурка.
Дом – музей Васнецова (Москва)
«Иван-царевич и лебедь»
Я рассмотрела много картин. Но мне больше всех понравилась картина «Иван -царевич и серый волк»
Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев- великанов на фоне утренней зари. Серый волк (художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую) большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема.
Царевич тревож
Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о их взаимной симпатии.
В их сердцах зародилась любовь- намекает молоденькая яблонька, которая чудесным образом расцвела в самой чаще мрачного колдовского леса.
Виктор Михайлович Васнецов скончался на 79-м году жизни. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, обретшая покой на небесах. Похоронен в. М. Васнецов в Москве. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины художника «Витязь на распутье»: склониший голову и копьё всадник застыл в немой позе скорби.
Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.
Виктор
Михайлович
Васнецов
(1848 – 1926)
Выполнила
Сюзева Наталья
Федоровна
Русская история,
фольклор,
в конце XIX века
привлекали
особенное внимание
и интерес.
Исследователи начали всерьез изучать язык своего народа, его быт, собирать песни и сказания.
Баян
Родился В.М.Васнецов в уральской деревушке, затерявшихся среди непроходимых сказочных лесов. Здесь, наблюдая жизнь простых крестьян, он воспламенился любовью к народному искусству.
За водой
«Я жил в селе, среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался на посиделках при свете и треске лучины…». – писал В.М.Васнецов.
Аленушка
«Спящая царевна»
Спящая царевна
Своим творчеством Виктор Михайлович открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».
В образах этих витязей словно весь русский народ встал на защиту Отечества, заслонив собой родную землю. Художник сумел замечательно передать
характеры своих героев.
Благороден и храбр Добрыня Никитич,
Хитер и увертлив Алеша Попович.
Могуч и добр Илья Муромец,
«Сирин и Алконост. «Песнь
радости и печали»
На гладях бесконечных вод,
Вещает иго злых татар,
Закатом в пурпур облеченных,
Вещает казней ряд кровавых,
Она вещает и поет,
И трус, и голод, и пожар,
Не в силах крыл поднять смятенных …
Злодеев силу, гибель правых .
Теме вечной борьбы
добра со злом посвящено полотно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горыновичем».
Змей черной тучей навис над витязем, и, кажется вот – вот поглотит его.
Но смел и мужествен Добрыня. Во всей его осанке ощущается уверенность в победе .
«Витязь на распутье»
Каждому человеку приходится стоять на распутье. Сомнения одолевают, будущее страшит.
Перед таким же выбором стояла Россия в те годы. Царская власть или революция? По какому пути пойти?
Былина соединяет в себе исторические факты и поэтическую фантазию. Васнецову было близко и то и другое. Недаром он написал не только картины из русской истории, но и множество чисто сказочных героев.
«Иван царевич на сером волке»
«Снегурочка»
«Баба - яга»
Его сказочные образы написаны так подробно и реалистично, что кажется, будто художник увидел их в действительности.
В задорном танце Царевны-лягушки мы узнаем размах русской души.
«Царевна-
лягушка »
«Кощей Бессмертный»
Мрачное царство Кощея Бессмертного и сегодня еще пытается
прельщать юные души.
Царевна-Несмеяна с пренебрежением отворачивается от кривляний заморских поклонников.
«Несмеяна-царевна»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Художественное образование получил в лучшем учебном заведении России -Петербургской Академии художеств. В.М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства.
«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея) Центральным произведением стал большой холст «Богатыри», изображающий трех былинных героев- величественного Илью Муромца, порывистого, гневного Добрыню Никитича и простоватого Алёшу Поповича- на заставе, высматривающих врага.
«Витязь на распутье»
«Спящая царевна» (фрагмент)
«Ковёр-самолёт» (1830, Нижегородский художественный музей)
«Баба-Яга»
Одно из самых привлекательных произведений Васнецова – «Алёнушка» (1881) на мотив народной сказки. Этой картине мастер положил начало лирическо-сказочным мотивам.
«Иван-царевич на Сером Волке»
«Три царевны подземного царства» (1879 ГТГ, 1884 Киевский музей русского искусства)
Картины В.М. Васнецова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...
Слайд 2
- 3 (15) мая 1848
- 23 июля 1926 (78 лет)
Виктор Михайлович Васнецов (родился 3 (15) мая 1848 года - умер 23 июля 1926 года) - один из известнейших русских художников.
Слайд 3
Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
Слайд 4
Заречная слободка Берендеевка
Заречная слободка Берендеевка
Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"1885г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Когда Репин увидал декорации и костюмы В. Васнецова к опере «Снегурочка», то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
Слайд 5
Эскизы костюмов к опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка»
Виктор Михайлович Васнецов очень любил театр. Для весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка», поставленной в частном театре в московском доме С.И.Мамонтова, Васнецов не только сочинил эскизы декораций и костюмов,но исам исполнил роль Деда Мороза.
Слайд 6
Рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, даже спустя многие десятилетия лишь незначительно изменялся.
Слайд 7
Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта.
Слайд 8
Гусляры
Слайд 9
Снегурочка 1899 г.
Слайд 10
«Три царевны Темного царства» 1881 г.
Слайд 11
"Иван Царевич на сером волке" Дата: 1889 г.
Слайд 12
Царевна-лягушка 1918 г.
Слайд 13
Ковёр-самолёт 1880 г.
Слайд 14
«Алёнушка» (1881)
«Алёнушка» (1881)
Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.
Слайд 15
Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своём доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения являются национальным достоянием, отражающим героизм и душу русского народа.
Посмотреть все слайды
Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов Виктор Михайлович () Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями
Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию. Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно. Затем написаны «Нищие, поющие Лазаря», затем и многие другие жанровые картины, находящиеся в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее («Преферанс»), в Музее, бывшем Александра III, и в частных собраниях. В Историческом музее Москвы помещена большая композиция «Каменный век».
На работы во Владимирском соборе в Киеве приглашен профессором Праховым в 1885 году и проработал в стенах собора 10 лет. Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок. Участвовал также и на иностранных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г.), в Риме, в Мальмё (Швеция). За работы во Владимирском соборе получил звание профессора живописи. Васнецов Виктор Михайлович ()
По чертежам В.М.Васнецова исполнены некоторые архитектурные работы: церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы Васнецов Виктор Михайлович () фасад Третьяковской галереи
Несколько картин объединяет одна тема, посвящённая «Слову о полку Игореве» Васнецов Виктор Михайлович () После побоища Игоря Святославича с половцами
Васнецов Виктор Михайлович () "Баян" - одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время "Богатырей". Баян - имя певца из "Слова о полку Игореве", однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически. В.М. Васнецов. Баян. 1910Баян.