Урок литературы шекспир гамлет горечь осмысления. Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. Личные впечатления от прочитанного

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии

Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.

Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».

Это прекрасно, как «Гамлет»!

Работа у доски

Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.

2. Усвоение литературоведческих терминов

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

4. Р абота с текстом трагедии (I действие)

Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)

От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)

Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.

Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)

Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время

И трать его по мере лучших сил! -

А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...

Гамлет (в сторону)

Племянник - пусть; но уж никак не милый.

Король

Ты все еще окутан прежней тучей?

Гамлет

О нет, мне даже слишком много солнца.

Королева

Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,

Взгляни как друг на датского владыку.

Нельзя же день за днем, потупя взор,

Почившего отца искать во прахе.

То участие всех: все жившее умрет

И сквозь природу в вечность перейдет.

Гамлет

Да, участие всех.

Королева

Так что же в его судьбе

Столь необычным кажется тебя?

Гамлет

Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу

Того, что кажется. Ни плащ мой темный,

Ни эти мрачные одежды, мать,

Ни бурный стон стесненного дыханья,

Нет, ни очей поток многообильный,

Ни горем удрученные черты

И все обличья, виды, знаки скорби

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей, чем игра;

А это все - наряд и мишура.

Король

Весьма отрадно и похвально, Гамлет,

Что ты отцу печальный платишь долг;

Но и отец твой потерял отца;

Тот - своего; и переживший призван

Сыновней верностью на некий срок

К надгробной скорби; но вот явят упорство

В строптивом горе будет нечестивым

Упрямством, так не сетует мужчина;

То признак воли, непокорной небу,

Души нестойкой, буйного ума,

Худого и немудрого рассудка.

Ведь если что-нибудь неотвратимо

И спустя случается со всеми,

То можно ль этим в хмуром возмущеньи

Тревожить сердце? Это грех пред небом,

Грех пред усопшим, грех пред естеством,

Противный разуму, чье наставленье

Есть смерть отцов, чей вековечный клич

Вот первого покойника доныне:

«Так должно быть». Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я, с не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Тебя дарю. Что до твоей заботы

Вернуться для ученья в Виттенберг,

Она с желаньем нашим в расхожденьи.

И я прошу тебя, склонись остаться

Здесь, в ласке и утехе наших взоров,

Наш первый друг, наш родственник и наш сын.

Королева

Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;

Останься здесь, не езди в Виттенберг.

Гамлет

Сударыня, я вам во всем послушен.

Король

Вот любящий и милый нам ответ;

Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;

В согласьи принца, вольном и радушном,-

Улыбка сердцу; в знак чего сегодня

На всякий ковш, что Датчанин осушит,

Большая пушка грянет в облака,

И гул небес над королевской чашей

Земным грома откликнется: - Идем.

Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.

Чтение монолога Тамлета (сцена 3)

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!

Два месяца, как умер! Меньше даже.

Такой достойнейший король! Сравнить х -

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

Ее лица, о небо и земля!

Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,

Как если б голод только возрастал

Вот насыщения. А через месяц -

Не думать бы об этом! Бренность, ты

Зовешься: женщина! - и башмаков

Не иВНОсив, в которых шла за гробом,

Как Ниобея, вся в слезах, она -

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Скучал бы дольше! - замужем за дядей,

Который на отца похож не боле,

Чем я на Геркулеса. Через месяц!

Еще и соль ее бесчестных слез

На покрасневших веках не исчезла,

Как вышла замуж. Гнусная поспешность -

Так броситься на одр кровосмешенья!

Нет и не может в этом быть добра. -

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.

Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)

Горацио

Привет вам, принц!

Гамлет

Я очень рад вас видеть,

Горацио? Или я сам не я.

Горацио

Он самый, принц, и бедный ваш слуга.

Гамлет

Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,

Но почему же вы не в Виттенберге?

Марцелл?

Марцелл

Мой добрый принц...

Гамлет

Я очень рад вас видеть.

(К Бернардо)

Добрый вечер.

Так почему же вы не в Виттенберге?

Горацио

По склонности к безделью, добрый принц.

Гамлет

Мне этого и враг ваш не сказал бы,

И слух мой не насилуйте и вы,

Чтоб он поверил вашему извету

На самого себя; вы не бездельник.

Но что у вас за дело в Эльсиноре?

Пока вы здесь, мы вас научим пить.

Горацио

Я плыл на похороны короля.

Гамлет

Прошу тебя, без шуток, друг-студент;

Скорей уж - на свадьбу королевы.

Свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.

Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.

Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.

«Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву...»

Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)

Решает Гамлет?

(«Ах, я с таблицы памяти моей

Все суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет...»,

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»)

Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)

Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».) «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.

    Учебник/литература:

    Оборудование:

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания

    Опрос.

    1. Объяснение нового материала

    2. Слово учителя.

    1. Закрепление материала

    Работа с текстом.

    Ты впрямь любил когда—нибудь отца,

    Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

    Вывод:

    1. Домашнее задание:

    1. Выучить монолог наизусть.

    2. Стр. 68, вопросы 6-10.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему:" У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии" »

Тема урока: У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии.

Цель: Познакомить учащихся с личностью и биографией драматурга, историей создания трагедии «Гамлет».

Задачи урока:

    Формирование знаний об особенностях эпохи Возрождения, искусстве и литературе того времени, особенностях жанра классицистической трагедии. Помочь учащимся понять сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.

    Прививать интерес к творчеству художников и драматургов эпохи Возрождения.

    Развивать навык самостоятельной работы с текстом, критической литературой, умение работать над рефератом, развивать речь, логическое мышление.

Учебник/литература: Учебник литературы, Аникст А. «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Оборудование: Репродукции с картин художников эпохи Возрождения, текст трагедии.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Опрос.

Что означает термин «Возрождение»?

Каковы основные особенности культуры Возрождения?

В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.

Что означает понятие «гуманизм»?

Какие новые жанры появились в литературе?

    Объяснение нового материала

1. Выступления учащихся с рефератами по биографии Шекспира.

2. Слово учителя.

Почти все творчество Шекспира является подтверждением тому, что исторические реалии, которые мы находим в произведении, являются лишь фоном для описания человеческой драмы. В трагедии в качестве сюжета использована легенда о принце Датском, которая давно забыта, а образы, созданные Шекспиром, живут и будут жить. В чем же причина этого феномена? Наверное, в том, что герой мучительно старается понять, в чем смысл существования человека, если мир устроен так несправедливо.

    Закрепление материала

Работа с текстом.

Где происходит действие трагедии? (Дания, королевский замок Эльсинор)

Чем объясняют Горацио Марцелл появление призрака? (Приближение войны с норвежским королем Фортинбрасом).

Ради чего явился призрак? (Коварный Клавдий лишает его всего, призрак взывает к отмщению).

Ты впрямь любил когда-нибудь отца,

Отомсти за подлое его убийство

–Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

Можно ли во всем винить Гамлета? Прочтите монолог «Быть или не быть…»

Вывод: Гамлет попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести.

    Домашнее задание:

1. Выучить монолог наизусть.

2. Стр. 68, вопросы 6-10.

    Подведение итогов урока, оценивание

Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании».

Это предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенганом. Затем Фенгон женился на вдове убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца. Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился безумным. Поступки его говорили о помешательстве, но в речах крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлета. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался завлечь его в западню и заставить проговориться о своих истинных намерениях. Но Амлета предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (ставший прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира - Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлета с матерью. Но Амлет обнаружил его в углу под соломой, убил, а труп бросил на съедение свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.

Фенгон отправил Амлета в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира - Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландию, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну в праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгону он отрубил голову, исполнив, наконец, долг кровной мести.

В 70-е годы XVI века эту легенду пересказал французский писатель Бельфоре. А в 90-е годы XVI века в Лондоне была поставлена пьеса о Гамлете, которая не дошла до наших дней. Известно только, что в ней уже появлялся призрак короля-отца, взывавший к отмщению.

Шекспир написал свою пьесу примерно в 1610 году. Взяв за основу старинный сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главных вопросах жизни.

Каков Гамлет Самсона Грамматика? Умный, изворотливый, сильный, жестокий, способный не только бестрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этому Гамлету почти не ведомы нравственные муки, он - истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета состоит в том, что человек, обладавший сердцем и умом, сломался, увидев ужасные стороны жизни - кровосмешение, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, в любовь, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он и вправду чуть не сошел с ума от подлости окружающих. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда превыше всего ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя себя самого, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости: Материал с сайта http://iEssay.ru

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Возможно, Гамлет, как бывший студент Виттенбергского университета, помышлял о науке, об искусстве, о деятельности на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать - в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие - не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружающим (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкраниа и Гильденстерна - коварных льстецов, служащих Клавдию, и бестрепетно отправляет их на тот свет. Но, устраивая проверку самому Клавдию (сцена «Мышеловка»), Гамлет хочет убедиться в его вине. Не просто убить, но показать, что короля-братоубийцу ожидает кара. Гамлет не бездействует, он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь. Смысл знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать, убийцей стать или жертвой. Этот вопрос не мог стоять перед Амлетом древней легенды. Трагедия человека эпохи Возрождения, каковым был сам Шекспир и каковым он сделал своего героя, - расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить в соответствии с установками души.

Мужчина проявляется в отношении к женщине. В легенде у Гамлета не было возлюбленной. Герой Шекспира отталкивает от себя Офелию и губит ее: для него жизнь дороже любви и любимой женщины. Потом он жалеет и раскаивается. Потом он гибнет - не как борец за справедливость, а как обычная жертва придворной интриги. Вот и найдена разница. У Грамматика Гамлет - победитель, у Шекспира - жертва. Он не борется, а защищается. И виной тому - червь сомнения, проклятые высокие помыслы, преобразившие ум, но не сумевшие закалить душу. Шекспир показал нам, что люди, идущие впереди эпохи, зачастую становятся ее жертвами (вспомним Коперника и Галилея). Но без них человечество осталось бы во тьме средневековья, там, где Амлет Самсона Грамматика, не задумываясь, уничтожал и правых, и виноватых.

Краткое изложение повести, записанной Саксоном Грамматиком:

Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.

У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией . Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.

Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.

Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.

Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию . Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.

Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.

Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве .

После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре , который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году . Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Три элемента сюжета были изменены. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками. Король погибает не вместе с придворными. В конце пиршества он удаляется в опочивальню, принц следует за ним и убивает, отрубив голову .

Шекспир В.

«Гамлет»

Вопросы к уроку

Гамлет!.. понимаете ли вы значение этого слова! -- оно

велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это

вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком

или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…

Шекспир сделал историю ничем не примечательного легендарного Гамлета одной из самых глубоких трагедий человеческого духа, наделил героя мыслями и чувствами, общими для многих людей.

В жестокую средневековую легенду о кровавой мести Ш. вложил богатейшее содержание, наполнил ее глубокими раздумьями о жизни и смерти, о добре и зле, о силе и слабости человека, о борьбе разума и справедливости против зла, царящего в мире.

Личные впечатления от прочитанного.

1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?

2. Что такое драма?

3. Как в драме проявляются характеры?

4. О чем это произведение?

5. Только ли судьбу Гамлета раскрывает действие?

(Нет, но и судьбу окружающих лиц. У каждого своя история, полная драматизма. Т. о. трагедия - сплетение многих чел. судеб и характеров. Не только Гамлет, но и каждый второстепенный персонаж обнаруживает себя в действии. Это создает ощущение жизненности происходящего)

Живость и жизненность действия обусловлена богатством реакций персонажей на все происходящее . Герои реагируют не только поступками или словами, но и немыми реакциями.

# сц. Мышеловки: мы следим не столько за тем, что происходит на сцене, но и за реакцией короля и королевы.

# сц. Поединка между Гамлетом и Лаэртом - за реакцией всего двора: короля и королевы, Горацио.

Какова атмосфера трагедии?

Разнообразна и атмосфера трагедии: страх от встречи с потусторонним, юмор, страсть, тревога, напряжение, т. е. нет единства атмосферы, присущего др. произведением Шекспира.

Но самая главная черта «Гамлета» - наполненностьтрагедии мыслью. Ее носителем является прежде всего сам Гамлет. Т. о. Шекспир создал образ мыслителя.

6. Чем объясняется наше представление о высокой интеллектуальности героя?

(Тем, как остро он реагирует на драматизм ситуации, сразу одной фразой определяет существо дела, срывает маски, обнажает истинное положение вещей, испытует, осмеивает, осуждает. Каждую ситуацию трагедии именно Гамлет оценивает вернее всего и яснее всего. Это и показывает его как умнейшего человека.

7. Перечислите темы трагедии.

(Семья, любовь, дружба, общественные отношения, долг, месть, верность)

8. Можно ли назвать произведение политической трагедией?

(борьба за власть)

8. нравственная проблематика?

9. Социальные проблемы?

10.Философская?

(ставятся коренные проблемы Бытия)

10. Какая из проблем главная?

(социальная, т. к. главное - «порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить»)

11. Что является движущей силой действия? Что такое конфликт? Каков конфликт в произведение?

(Внешний и внутренний: не столько месть, сколько переживания героя. В средневековой саге главным было, как поступит герой. У Шекспира - что думает герой.

Поэтому трагедия Шекспира справедливо считается одной из самых философских трагедий во всей мировой литературе.

Но философия выражена в борьбе и переживаниях героев.

12. Смерть царит в этой трагедии. Кто умирает?

(Король, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, королева Гертруда,

Лаэрт, король Клавдий, Гамлет)

13. Как умирает отец Гамлета?

14. Что еще потрясло героя?

(отец умер от руки брата, мать поспешно выходит замуж за убийцу мужа)

Чтение монолога Г. «Быть или не быть».

15. О чем он?

(Это не перечисление своих бед, а рассуждение о страданиях, выпавших на долю людей простого звания)

Эти три факта стали для Гамлета страшным откровением о жизни, поколебали прежние представления о ней. Смысл его жизни - в вере в прекрасные идеалы и прежде всего в человека. Эту веру разрушили мать и дядя. Т. к. у Гамлета философский склад ума, то, когда он увидел зло так близко с собой, то вывод - «время вышло из колеи».

Гамлет осознает разлад между идеалами и действительностью, его охватывает острое чувство несоответствия между тем, какой жизнь должна быть и какою она является на самом деле.

Главный сюжетный мотив трагедии - месть.

17. Кто еще из героев оказывается в такой ситуации?

(Гамлет, Лаэрт и Фортинбрас)

18. Как ведут себя другие герои?

(Лаэрт - кровь за кровь; Фортинбрас - отказывается мстить за смерть отца.

Два противоположных отношения к закону мести.)

19. Как поступает Гамлет?

20. Одним из обвинений в адрес Гамлета является медлительность. Действительно ли Гамлет медлителен?

(Нет, он одно из самых действующих лиц пьесы)

21. Почему Гамлет не убивает Клавдия сразу? Во второй раз? В третий?

Главное, что мешает Гаслету - мысль о бесплодности бытия . Стоит ли бороться, если человек лишь «квинтэссенция праха»? Особое место в рассуждениях Гамлета занимают наблюдения над человеческой природой. Если его окружают люди, подобные Клавдию, Гертруде, Полонию, даже Офелия становится невольной пособницей Клавдия, то для кого же тогда бороться?

22. Каков идеал человека у Гамлета?

23. Одного достойного человека он все же видит. Кто это?

(Горацио)

24. Почему Гамлет не просит его о помощи?

(Не хватает способности к действию. Это мудрый созерцатель жизни, но не герой дела)

26. У кого из героев есть это качество?

(У Фортинбраса)

27. Как к нему относится Гамлет?

(Восхищается его решительностью и энергией, но он тоже односторонен: он человек действия, а не мысли. После его рассуждений Гамлет действует)

28. Анализ системы образов.

Можно ли назвать трактовку образов Шекспиром однозначной?

Клавдий;

Гертруда;

29. В чем, на ваш взгляд трагедия Гамлета? Можно ли его сравнить с Дон Кихотом?

(Гамлет не страдал безрассудством Дон Кихот, но поступил по-донкихотски, решив один на один сражаться со всеми несправедливостями общества. Эта задача непосильна ни для какого человека, как бы велик он ни был.)

Истинная проблема характера Г. связана не с его медлительностью, а с тем, что, живя в мире, где царит зло, он сам каждый миг находится в опасности подвергнуться всеобщей заразе. Даже когда он собирирается совершить акт справедливого возмездия, он попутно совершает и неоправданные жестокости.

30. Какие поступки Гамлета вы могли бы назвать жестокими и несправедливыми?

Как остаться чистым в обстановке, где зло неизбежно, - вот одна из больших человеческих проблем, возникающих в трагедии. Жизнь Гамлета трагична не только потому, что он окружен массой зла, о еще и потому, что перед ним все время идеал подлинной человечности, а он ощущает, что сам далек от него.

Это трагедия великих душ, трагедия людей высокой честности и требовательности к себе. Никто так не беспощаден к себе, как Гамлет. Все другие персонажи заняты самооправданием, только Гамлет предается самообвинениям.

Он стал для всего мира образцом человека великой совести, искателя истины и борца за справедливость.

Письменная работа:

Можно ли назвать Гамлета современным героем?

o Какого человека можно назвать Гамлетом?

o Есть ли такие герои в наше время? Если нет, то как изменился бы мир, если бы они были?

o Против чего они сейчас борются?

o С чем могли бы бороться?

o Есть ли смысл в их борьбе?

o Как их воспринимают окружающие?

o Какова их судьба?

o Действительно ли в мире всегда есть место подвигу?

ОБРАЗ КЛАВДИЯ

1. Можно ли назвать Клавдия злодеем?

2. Есть ли в нем положительные черты?

3. Что заставило его пойти на преступление?

4. Испытывает ли он угрызения совести? Раскаивается ли?

5. Можно ли оправдать его преступление?

6. Что вызывает особую ненависть к нему Гамлета?

ОБРАЗ ГЕРТРУДЫ

1. В чем двойственность характера Гертруды?

2. Была ли она причастна к смерти мужа?

3. Знала ли о преступлении?

4. В чем проявляются лучшая и худшая сторона характера Гертруды?

5. Какие ее поступки вам особенно не нравятся?

6. Как повлиял ее поступок на Гамлета?

ОБРАЗ ОФЕЛИИ

1. Каким вам представляется характер Офелии?

2. Какие хорошие черты проявляются в ней?

3. Почему Гамлет предлагает ей идти в монастырь?

4. Какие испытания пришлось ей пройти в жизни? Что стало причиной ее сумасшествия?

5. Остается ли Офелия прекрасной в своем безумии?

6. Что хотел сказать В. Шекспир образом Офелии?

7. В чем трагедия Офелии?

Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.

Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.

Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).

Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.

План урока:

  1. "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
  2. ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
  3. "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
  4. Трагедия и трагическое (теоретические сведения)

Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:

  1. Каким был Гамлет до начала трагедии?
  2. Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
  3. Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
  4. Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
  5. Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?

Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.

В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.

Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.

Вопрос студентам:

О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)

Что на это указывает?

Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.

Обращаемся к домашнему заданию.

Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?

Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.

Приведем примеры из текста:

Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.

Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.

Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?

Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.

Что усугубляет страдания Гамлета?

Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:

Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!

Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве" ,- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:

Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:

Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:

Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!

Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".

Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!

И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.

Чтение диалога Гамлета и призрака.

На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.

Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?

Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?

Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".

О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!

Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?

"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.

Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?

Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?

Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?

Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.

Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.

Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.

На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.

А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.

Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".

Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.

Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?

Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.

Какие действия предпринимает принц?

Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.

- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность ?

Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".

Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.

Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".

Образ Офелии

Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.

Расскажите об Офелии

Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.

Он стал с тобой делить досуг, и ты

Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье

Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.

Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.

Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии (Ш-1)

Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина ":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.

О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!

Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.

Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.

Белинский в названной выше статье писал: " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета

Согласны вы с такой оценкой?

Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.

Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)

Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")

В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.

Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?

В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.

Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?

Задание для самостоятельной работы:

Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".

Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?

Напишите сочинению на одну из тем:

"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").

"Он человек был:" (Образ Гамлета).

"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).

Женские образы в пьесах Шекспира.

Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.

"Вечные" темы в пьесах Шекспира.

"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).

"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).

Для аналитического чтения на уроке:

  1. Действие 1 сцена 2
  2. Действие П сцена 2
  3. Действие Ш сцена 1, сцена 4.
  4. Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.

В подготовке к уроку использованы следующие материалы:

  1. Аникст А.А. "Шекспир"
  2. Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
  3. Смирнов А.А. "Шекспир"
  4. Верцман И. "Гамлет" Шекспира".