Ты сам мастер панно презентация. Ты сам мастер. Методическое оснащение занятия

Дата публикации: 2016-10-21

Краткое описание: Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов. Идея необычного урока. На урок изобразительного искусства в 5 классе приглашается не писатель и не мастер, а ученики всего дев...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебычевская средняя общеобразовательная школа»

Выборгский район Ленинградская область

Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов.

учитель изобразительного искусства Путькина Галина Константиновна,

учитель химии Шам Ольга Афанасьевна

2016 год

Урок - основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства. В современных условиях работа учителя многообразна. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.

Непривычные формы используются в связи с ранее проведенными уроками. В моей практике преобладают итоговые формы: урок-откровение, урок-совершенствования, урок-отчет, урок обобщение, урок-путешествие, урок-экскурсия, творческий отчет, урок-конференция.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, опережающее обучение, знакомство с материалами с которыми ребята работают и историей их открытия, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

    использование коллективных форм работы;

    привитие интереса к предмету;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы;

    активизацию деятельности учащихся;

    при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

    более полное осуществление практической, воспитательной,

    образовательной и развивающей целей обучения;

    становление новых отношений между учителем и учениками,

учениками разного возраста,

    опережающее обучение;

    привлечение к проведению урока учащихся старших классов;

    знакомство с предметами, которые ребята будут изучать в будущем.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще, вселяют уверенность в свои силы и способности. Учащиеся становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Пример реализации нетрадиционной формы урока представлен ниже.

Вывод: Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, повысить качество технологического образования школьников.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Список литературы

    Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.;

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011.

    Рабочая программа «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство. 5 класс_ под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    СаНПиН

    Химический справочник «Интересное о веществах» Москва, «Просвещение» 2000.

    Химия 9 класс, О.С. Габриелян Москва, Дрофа, 2014

Сценарий нетрадиционного урока в 5 классе.

Тема урока: «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства».

Урок направлен на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству, где появляется необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие современных художественных материалов и техник, подготовленных учениками 9 класса.

Цель урока : обеспечение урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского с этапами опережающего обучения, которые проводят учащиеся 9 класса.

Задачи:

    повторить правила техники безопасности при работе с инструментами;

    познакомить с историей возникновения техники, строением и свойствами материалов, с которыми будут работать пятиклассники;

    обеспечить иллюстративным материалом, опытами для более детального знакомства с рабочими материалами;

    научить последовательности выполнения изделия в определенной технике;

    закрепить изученный материал;

    поблагодарить за работу.

Пятиклассники слушают мастера-наставника.

Роль мастера играет учащийся 9 класса. Каждый готовит свою тему мастер-класса для группы пятиклассников по плану:

    У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать сувенир из данного материала?

    Из истории: ________________

    Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно работать с материалом.

    Для работы нам понадобится:_______________

    Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

    Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практическая работа

Учащиеся 9 класса в роли мастеров разных видов современного декоративного искусства приглашают на мастер-класс пятиклассников. Мастера каждого направления предлагают свой мастер-класс отдельной группе пятиклассников. Формироавание группы. Демонстрируют свои творческие работы, знакомят учащихся 5 класса со строением рабочих материалов, историей их возникновения, совмещая это с практической иллюстрацией.

Ученики 5 класса выбирают предложенные различные художественные материалы для передачи собственного замысла, распределяются по группам попробовать себя в той или иной технике современного декоративно-прикладного искусства. На уроке они своими руками создают красивые декоративные вещи и узнают, как появились материалы с которыми они будут работать. Созданные сувениры оживят интерьер школы или их дома, наполнят теплом, но самое главное – они подарят радость всем, кто умеет по–настоящему ценить красоту. А самое главное эти работы могут стать подарком для родных и близких на празднике «День семьи», на последнем обобщающим уроке изобразительного искусства.

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника современного декоративно-прикладного искусства.

Девятиклассники самостоятельно подготовили следующие темы:

    Мастер-класс по квилингу.

    Мастер-класс топиарии.

    Мастер-класс «Соленое тесто».

    Мастер-класс оригами.

Пример мастер-класса топиарии .

Мастер-наставник : ученица 9 класса Корциганова Ангелина.

Загадка

Я белая как снег.
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Что такое бумага? Какая она?

Ответ пятиклассников :

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Мастер-наставник:

- Значит: Бумага - материал универсальный. Из нее делают книги, но и газеты, журналы, тетради, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Когда и как появился материал под названием – бумага? И из чего его делают?

Химик-консультант знакомит с историей возникновения материала .

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.

Затем на берегах Нила-реки, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезают на тонкие полоски и укладывают их друг на друга, смазывают клеем, проглаживают деревянной гладилкой, сушат на солнце и свертывают в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Его делают из шкур телят и овец. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома.

Наши русские предки в далёкие времена писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги костяным или железным писалом.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. На бумажную фабрику привозят бревна. Для бумаги используются: сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Чтобы бумага была белой, гладкой, плотной добавляют серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Химик-консультант знакомит со строением материала с помощью приборов (работают с микроскопом.)

Из чего же состоит бумага? Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой. Приложение 1(РИСУНОК 1. ) Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом. (РИСУНОК 2, 3, 4). Смотрим в микроскоп.

Проведение мастер-класса . Приложение 2(РИСУНОК 5-8) .

Подведение итогов. (Рефлексия) Приложение 3.

Фоторепортаж с мастер-класса. Приложение 4.(РИСУНОК 9-13).

Работы детей (РИСУНОК 9, 10).

Приложение 1

РИСУНОК 1. Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом.

РИСУНОК 2. Смотрим в микроскоп.

Приложение 2

Мастер-класс «Изготовление топиарии».

РИСУНОК 5. Наглядный материал. Работы мастеров девятиклассников.

РИСУНОК 6. Приёмы работы.

РИСУНОК 7. Последовательность выполнения изделия.

РИСУНОК 8. Работы мастера Корцигановой Ангелины, ученицы 9 класса.

Приложение 3

Урок ИЗО в 5 классе.

Тема: В гостях у мастера

Подведение итогов работы

(Фамилия Имя)

1. Достигли ли вы своей учебной цели?________________________________

2. Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

Шкала успеха

Плохо - - - - - - - - Отлично

    Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в технологической карте.

    Выставление итоговой оценки в дневник.

Приложение 4

Фоторепортаж мастер-класса ученицы 9 класса Анучиной Алисы

РИСУНОК 9. Ученица 9 класса Корциганова Ангелина - мастер топиарии.

РИСУНОК 10. Работа ученика 5 класса Мигаль Василия.

Фоторепортаж урока в 5 классе ученицы 9 класса Блиновой Анастасии

РИСУНОК 11. Мастер-класс по квилингу.

РИСУНОК 12. Мастер по квилингу Марина Коршунова, ученица 9 класса.

РИСУНОК 13. Мастер-класс оригами. Мастер Мария Брага, ученица 9 класса.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).

Открытый урок

по изобразительному искусству

«Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства»

(русская народная кукла)

5 класс

Провела: Петрова Е.В.

учитель изобразительного

искусства

с. Таптугары, 2018г.

Дата: 15. 05.2018 г.

класс 5

Учитель: Петрова Екатерина Владимировна.

Тема четверти: «Декоративно-прикладное искусство в современном мире».

Тема урока: «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» (русская народная кукла)

Цель: организация продуктивной творческой деятельности школьников, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладения приемами её изготовления.

Задачи:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с нитками.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

Осуществлять совместную практическую деятельность;

Анализировать свою деятельность;

Умение слушать учителя.

2.Предметные результаты:

Понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

Осваивать способы работы с лоскутом;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД:

Определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

Выявлять собственные затруднения;

Находить способы выхода из затруднений;

Организовывать свою деятельность;

Контролировать и анализировать собственную деятельность.

2.Познавательные УУД:

Искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

Конструировать новое знание;

Применять знание на практике;

Излагать свое мнение;

Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

3.Коммуникативные УУД:

Умение вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделие;

Уметь слышать товарища, не перебивать его;

Уметь отстаивать свою позицию.

Методы и формы обучения : рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок - творческая мастерская.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Материал и оборудование:

1. Технологические карты изготовления кукол.

2. Выставка тряпичных кукол.

3. Презентация.

4. Русские народные мелодии.

5. Ткань, нитки, тесьма, лента, вата, ножницы.

Межпредметные связи: технология, литературное чтение, русский язык, история, музыка.

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Практическая работа

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

1. Приветствие

2. Проверка явки учащихся

3. Проверка готовности учащихся к уроку

Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

У вас на партах лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними работать.

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет основной темой нашего занятия.

Загадка.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Учитель: правильно, это кукла. Но не простая кукла, купленная в магазине. Как вы думаете у ваших пра-пра-пра-пра бабушек и дедушек были игрушки?

А из какого материала они были выполнены? Ответы детей.

Учитель: Действительно, изготавливали кукол из различного материала это и остатки пряжи, солома и ткань. (Демонстрация кукол).

Учитель: Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня с вами на занятии? Посмотрите у меня есть волшебный сундучок, он поможет вам с ответом (открываю сундучок с лоскутами и лентами). Что можно сделать из этих материалов? (ответы детей)

Читаю стихотворение.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Показываю тряпичную куклу

Учитель: правильно, русскую тряпичную куклу из лоскутков и ленточек.

Учитель: назовите полностью тему нашего занятия: «Русская народная кукла».

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (Цели вывешиваются на доске)

(обучающиеся берут карточку «Я хочу» и записывают свои цели):

Я хочу узнать историю русской куклы, я хочу научиться делать народную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

Учитель: Правильно ребята. Нам предстоит познакомиться с историей русской тряпичной куклы. Ну а самое интересное для вас, вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы.

Учитель: Цель намечена.

Проблемный вопрос: Ребята, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.

3. Актуализация знаний.

Учитель: М. Салтыков- Щедрин утверждал: « Из всех существующих в мире загадок, тайна кукол – самая загадочная; Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

В процессе занятия вы должны достичь цели и разобраться в вопросах которые я поставлю перед вами.

1.Почему кукла была безликая?

2. На какие три вида куклы делились по – назначению?

3.Что символизирует кукла?

Учитель: Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. А кто знает что означает красный цвет?

Учащиеся: (Ответ) Красный цвет – жизнь, красивый.

Учитель: Правильно. И ещё считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

А сейчас мы прослушаем сообщение ученицы: «История тряпичной куклы».

Ученица: Самые ранние игрушки относятся ко 2 тысячелетию. Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, женские детали костюма. Кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках. Кукла символизировала продолжение рода.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Прослушав сообщение ученицы, можем ли мы ответить на поставленный вопрос?

1.Что символизировала кукла?

Ученик: Продолжение рода, т.к. кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил.

Учитель: Вот и решена одна из поставленных проблем.

Просмотр презентации.

По предназначению существовали: Куклы-обереги

Обрядовые куклы

Игровые куклы.

Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Также для игр обычно изготавливали кукол-закруток, причем вместе с девочками. Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Куклы-обереги. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Уже за две недели до рождения ребенка будущая мать изготавливала традиционную куклу-оберег Куватку и помещала ее в колыбель, чтобы кукла согрела ее. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. После обряда крещения куклу «Куватку» вешали над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка.

Тряпичную куклу « Берегиню» , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз, что зрячая кукла опасна для ребенка

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение, становились участниками многих ритуальных обрядов и

праздников. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда

Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками.

Куклу-масленицу делали накануне масленицы или в первый день масленичной недели в понедельник и должна она была оберегать семью в течение года. Затем, когда год проходил и наступала масленичная неделя, старую куклу, которая уже вобрала в себя всю плохую энергетику, всё плохое, что случилось в этой семье сжигали и делали новую куклу чучело. Его сажали в красный угол в избе, и вообще считалось, чем больше кукол сидит в красном углу в избе, тем счастливей пройдёт год в этой семье, в этой избе.

А сейчас прослушаем ваши сообщения

Зайчик на пальчик

Игрушка помощница мамы, чтобы малыш в ее отсутствие не плакал и не просился на ручки. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

«Кула - каша»

Кукла для девочки, помощница в приготовлении пищи, кукла дает девочке
понимание что такое хозяйка, не только какие у нее обязанности но и как
это - быть хозяйкой в доме, как правильно и четко распределять свои силы.
Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.

«Кубышка травница»

(кукла душевного комфорта, кукла здоровья)
По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.
А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке- не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

Учитель: Ребята, кто заметил одну особенность кукол?

Ученики: (ответ) Куклы не имеют лица.

Учитель: А почему куклу изготавливали без лица?

Ученик: Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух.

Учитель : «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Учитель: Итак, вот и решена вторая проблемная ситуация. Почему же так популярна была именно тряпичная куклу?

Ученики:

1.доступность материала: использовалось старое тряпьё;

2.быстро можно создать куклу.

Физминутка

Гимнастика для глаз.

6. Практическая работа

Учитель: Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

Учитель: я предлагаю вам выбрать, какую куклу вы хотите изготовить. Можно выбрать из ткани или пряжи.

Почему вы выбрали эту куклу?

Правила техники безопасности.

1.Ребята, с каким инструментом будете работать?

Ученик: Ножницами.

Учитель: Ребята, мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая с колющими, режущими предметами?

Обсуждение последовательности изготовления куклы.

Индивидуальное изготовление куклы – Берегини.

Учитель: Ребята, в каком порядке будете выполнять работу?

Ученики: (Ответы)

1. Скрутим скрутку из большого куска ткани;

2. Наденем на скрутку лоскуток. Обмотаем нитками – получим голову куклы.

3. Перетянем нитками талию.

4. Уголки ткани расправим и сделаем руки.

5. Нарядим куклу.

Самостоятельная работа

(выполняют работу под музыку)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Конечно же рассказать о всех русских кукол нам не хватит времени. Дома вы найдете информацию в сетях интернет или в библиотеке о других куклах и подготовите собщения. запишите домашнее задание.

8. Рефлексия .

Учитель: на столах лежат бусины, украсьте свою куклу красными бусами, если у вас все получилось, зелеными – вы испытывали небольшие трудности, синими – урок не понравился.

Учитель: друзья, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута?

Учитель: Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)

Учитель: Что вы можете рассказать об этой кукле своим родителям?

А для чего можно использовать эту куклу?

Кому можно подарить эту куклу?

(Ответы детей)

Учитель: Куклы ваши готовы,

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!Анализ кукол, оценки.

Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!

Спасибо за урок. Уборка рабочих мест.

Предмет: Изобразительное искусство и художественный труд

Класс: 5 класс

Предмет, класс

ИЗО, 5 класс

Тема

«Ты сам мастер ДПИ. Декупаж.»

Цель

Данный учебный проект позволяет показать взаимосвязь обычной жизни с миром искусства и способствует преемственности поколений.

Задачи проекта

В процессе подготовки и реализации проекта формируется художественная культура, эстетический вкус, патриотизм.

Познакомить с новым видом ДПИ, учить работать с материалами для декупажа, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к предмету.

Тип урока

Проектная деятельность.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Основные понятия и термины

Декупаж как вид современного ДПИ, история техники Декупаж, роль Декупажа в интерьере

Образовательные ресурсы

Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение»
Презентация «Декоративный сувенир». Клей, салфетки, кисти, картон, мелкая декоративная фурнитура.

Художественные материалы

1. Объект для декупирования.2. Ножницы.3. Салфетки с картинками для вырезания.4. Клей ПВА.5. Кисти.6. Карандаш и скотч.7. Различные лаки и краски для покрытия: водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги; акриловые краски - для окрашивания фона.8. Блестки.

Объект для декупирования: цветочный горшок

Планируемые результаты

обучения

Личностные Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные

Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. Учиться выполнять различные роли в паре и группе.


Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу.
Уметь организовать место занятий.

Предметные

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап мотивации и актуализации знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)

Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное закрепление.

Обеспечение закрепления, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Применение новых знаний. Творческая практическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы

Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.

Технологическая карта урока

Этапурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Методы и формы урока.

Время

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Метапредметные(УУД ):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

Индивидуальная форма организации урока.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? (Декоративно-прикладное искусство, народное искусство) слайд 2

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: « Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям?»

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

А что значит декоративное искусство? Слайд 3

Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Декоративно-прикладное искусство – является неотъемлемой частью повседневной жизни. Человек зачастую не обращает внимания на окружающие его предметы быта, которые представляют художественную и эстетическую ценность

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным. слайд 4

- Что было бы, если ДПИ перестало существовать?

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

слайд 5,6

Не показалось ли вам, что декорирование горшков и ваз упоминается нами больше, чем декорирование других предметов?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?

слайд 7

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения

Личностные

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

Познавательные:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные:

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Форма организации урока - фронтальная.

Дидактическая задача - применения знаний.

Метод - объяснительно-иллюстрационный

Постановка учебной задачи.

3

слайд 8

Определение проблемной ситуации.

- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

(горшки декорированные в технике Декупаж)

Знакомство с новой техникой Декупаж.



1)Составление плана

2)Выбор средств и методов выполнения

3)Распределение обязанностей

Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Предметные :

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Проблемный метод.

Индивидуальная работа.

«Открытие» обучающимися нового знания.

слайд 9

Словестно-иллюстрированный рассказ.

Слово декупаж происходит от французского

decouper - вырезать . Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Artepovera («искусство бедных»).

Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Существует два вида декупажа – прямой и обратный. Сегодня мы выполним обратный декупаж.

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала,

владение речью, умение выражать мнение.

Метод частично-поисковый.

Форма организации урока - индивидуальная

Первичное закрепление.

5 Слайд 10

1.Какой вид прикладного творчества мы с вами сегодня ВСПОМНИЛИ?

2.Что такое декорирование предмета?

3.Какие предметы можно декорировать? (примеры).

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

Познавательные: Анализ,синтез,обобщение, классификация.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные:

учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Метод обучения - словесный.

Прием рассуждений.

Динамическая пауза.

Мы немного отдохнём,
Встанем- глубоко вздохнём.

Презентация . Физкультминутка «Бабочка»

Слайд 11,12

Выполнение движений глазами в соответствии с презентацией

Личностные: переключение с одного вида деятельности на другой.

Фронтальная форма организации урока.

Творческая практическая деятельность.

Самостоятельная работа выполнение работы «Декупаж горшка.». слайды 13-18

Учитель проверяет организацию рабочего места.

Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает учащимся выполнять работу вместе с учителем.

Этапы работы:

    Обезжиривание поверхности (горшок, спирт, вата)

    Приклеивание салфетки на поверхность тарелки (клей ПВА, кисть, тарелка)

    Просушивание поверхности

    Нанесение двух слоев лака для защиты поверхности.

    Учителем предложены технологические карты урока, с указанием последовательности выполнения задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает. Тем самым, многократым повторением, закрепляются новые знания.

Учащиеся выполняют, предложенную

работу «Декупаж горшка.»

Познавательные: Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Регулятивные: Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Частично-поисковый метод.

Метод обучения - практический.

Дидактическая задача – творческая деятельность и применения знаний.

Домашнее задание.

Учитель записывает с учащимися в дневник домашнее задание: принести деревянную фото рамку, салфетки, бусины, тесемки, клей, инструменты для выполнения прямого декупажа (показывает какой должна быть рамка)

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные:

самоопределение.

Форма организации урока -индивидуальная.

Рефлексия деятельности.

Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Оставьте, пожалуйста, на память об уроке свое впечатление в виде цветка на доске: красный - у меня восторженное настроение, светлое, приятное, синий – своей работой я не совсем доволен.

Посмотрите, какой у нас получился букет!

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Метод обучения - словесный.

Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений.

Тест.

4. Уберите лишнее:

B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Тест для учителя.

1. Продолжите «Декупаж» - это

A. вид творчества с использованием спиц и крючка.; B. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки.

C. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

A. «Разрезать» B. «Клеить» C. «Рисовать»

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».

A. Обои. B. Салфетка. C. Пленка.

4. Уберите лишнее:

A. Декупаж – кракелюр. B. Объемный Декупаж. C. Декупаж – золочение. D. Декупаж – старение.

5. Выберите поделку в технике "Декупаж" (представлен ряд работ)A B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков.

1.Обезжириваем поверхность горшка. Для этого используем спиртовую салфетку.

Тогда покрытие будет равномерным.

2. Вырезаем рисунок из салфетки. Отделяем верхний слой.

3. Клей разводим с водой (1:3).

4. Вырезанный элемент рисунка накладываем на горшок и осторожно, кисточкой проклеиваем.

5. Движения кистью от центра к краям. Это позволит избежать складок и разрывов бумаги.

6. Оставляем горшочек сушиться. Затем покрываем двумя слоями лака.

Горшочек готов. Сажайте в него цветы и радуйтесь своим творческим достижением.

    Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

Задачи урока:

  • воспитывающая - осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая - закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая - развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

На доске: дата, тема, термины : «панно».

Зрительный ряд:

  • оформление классной доски - эскизы панно на различные темы.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ - презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организаторский момент:

  • проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
  • повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
  • оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах - это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.

Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.

Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.

Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.

Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.

На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.

Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по - разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.

Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное - смело фантазируйте.

Еще один вариант выполнения декоративного панно () - из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.

Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.

Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много - нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.

Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть - чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.

3. Закрепление изученного материала:

  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?

Физкультминутка.

  1. Практическая творческая работа:

Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли. Исполнение работы в двух вариантах.

  1. Из ткани, веревок, на картоне.
  2. На картоне, холсте, элементы из соленого теста.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.
  4. Подведение итогов совместной работы:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Словарь терминов.

Эскиз — предварительный рисунок.

Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).

Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.

Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.

Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.

Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).

Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).

Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

Просмотр содержимого документа
«Ты сам мастер. »

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

ИЗО 5 класс


  • познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
  • раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
  • развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;


  • «Праздничные гулянья»,
  • «Веселые посиделки» ,
  • по мотивам русских народных сказок , древних образов народного искусства – древо жизни , коня , птицы , матери – земли.

Сказочная птица

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.



  • мешковина или холст разных оттенков и фактуры,
  • кожа,
  • цветное сукно,
  • кусочки ткани, велюра,
  • веревки разной толщины,
  • бумага
  • клей ПВА.


Еще один вариант выполнения декоративного панно ( декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера ) из соленого теста.





  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»? Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ? Что такое панно? Что такое композиция? Как можно выделить основную часть композиции?
  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
  • Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?
  • Как можно выделить основную часть композиции?