Творческий ученический проект "вулканы". Вулканы (проект)

Содержание

1 . Введение.

2. Основная часть.

2.1. Вулкан - что это?

2.3. Строение вулкана.

2.4. Процесс извержения.

2.5. Продукты извержения.

2.8. Интересные факты.

2.9.Заключение.

3.Создание модели вулкана.

4. Список литературы.

1 Введение

В новогоднюю ночь 2014 года я получил очень интересный подарок: небольшая коробочка под названием «Вулкан». Это была модель вулкана, которую я должен был сделать своими руками.

Я заинтересовался этой темой, стал читать статьи про вулканы, расспрашивать маму и папу.

У меня возникли вопросы:

Почему происходит извержение вулкана?

Могут ли появиться вулканы там, где я живу, в средней полосе России?

Цель исследования:

Изучить и обобщить информацию о вулканах.

Провести анкетирование в классе на эту тему.

Выявить условия возможного возникновения вулканов в средней полосе России.

Построить действующую модель вулкана и провести эксперимент по извержению.

Приёмы и методы:

Спроси

Подумай

Прочитай

Наблюдение

Исследование

Анкетирование

Гипотеза

Предположим, что в ближайшее время могут возникнуть вулканы в Средней полосе России.

2 Основная часть:

2.1. Вулкан – что это?

Мне стало интересно, так что же такое вулканы и я начал искать разную информацию.

Всё началось с того, что я спросил у мамы и папы и получил такой ответ:

Из большой энциклопедии и компьютера я узнал, что:

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и расплавленной породы (лавы). Частицы пепла падают на землю, покрывая ее толстым слоем и спекаясь в легкий серый камень. За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы. Часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. Многие вулканы находятся на морском дне.

Но я на этом не остановился и решил посмотреть ответ на свой вопрос в толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф., где я отыскал, что:

Вулкан-
коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от
времени извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Вывод: Вулкан - это опасное природное явление.

2.2. Знакомство с тем, какие бывают вулканы. Опрос класса.

О том, какие же бывают вулканы я решил спросить своих друзей в классе.

Моя одноклассница Даша Ратина рассказала, что слышала из новостей о проснувшемся вулкане и поэтому она узнала, что вулканы бывают действующие и спящие.

А Кристина Морозова открыла большую энциклопедию и прочитала всему классу, что вулканы разделены на типы. Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Вывод: вулканы бывают действующие и спящие.

2.3. Строение вулкана.

Кратер – углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина – от десятков до нескольких сотен метров.

Жерло – канал по которому движется лава.

Магма – вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250 оС.

Скорость течения 300-500 метров в час.

В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.

Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -

Извержением.

2.4. Процесс извержения.

Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора , под ней находится вязкий слой горячей мантии , а в центре - твердое ядро . Земную кору называют литосферой , что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии - тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре - меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные - опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.

Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.

Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма - густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.

Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.

Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена - это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).

2.5. Продукты извержения вулканов.

Мне было интересно всё, что связано с извержением вулканов. Интересовался всем, что попадётся мне на глаза и вязано с вулканами. И вот однажды я увидел пемзу, которая хранилась у моей бабушки и которую она использовала в гигиенических целях. Бабушка рассказала мне, что пемза является продуктом извержения вулканов. Из интернета я узнал, что:

основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах.

Вывод: Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана.

2.6. Где распространены вулканы?

Тихоокеанское побережье Центральной Америки - одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.

Основные районы вулканической активности - , , , , , , , северо-западная часть , , , , , .

2.7. Вулканы тоже могут быть полезными. Анкетирование.

Могут ли вулканы быть полезными? За ответом на этот вопрос я снова решил обратиться к своим одноклассникам. С моей учительницей Еленой Владимировной мы подготовили анкеты для всех учеников нашего класса, и провели анкетирование.

Анкета для моих одноклассников:

Знаете ли Вы что такое извержение вулкана?

Да (12 чел.) ; Нет (0 чел.); Затрудняюсь ответить(0 чел.)

Является ли пепел продуктом извержения вулкана?

Да(10 чел); Нет (2 чел.)

Пепел является удобрением для почвы?

Да (10 чел); Нет (2 чел.); Затрудняюсь ответить(0 чел.)

Образуются ли на месте извержения вулкана полезные ископаемые?

Да (7 чел.) Нет (1 чел.) Затрудняюсь ответить(4 чел.)

Вывод: Все ребята нашего класса знают, что такое извержение вулкана, также практически все знают, что пепел является продуктом извержения вулкана и прекрасным удобрением для почвы. Поэтому, несмотря на опасности, люди всегда селились у подножия вулкана, чтобы использовать плодородную почву.

2.8. Интересные факты.

В погоне за ответами на свои вопросы, я наткнулся на множество интересных фактов, связанных с вулканами и их извержением.

Глубоко в земле, при температуре достигающей более 1000 градусов по Цельсию, горная порода плавиться, формируя магму. Она поднимается к поверхности Земли и извергает потоки лавы, которые формируют вулканы.

В
улкан Мауна - Лоа на о. Гавайи считается самым большим вулканом на земле. Его высота достигает около 10 километров над поверхностью моря, а объём - около 80000 кубических километров.

Самый большой вулкан Солнечной системы – Олимп на Марсе. Он достигает около 27 километров в высоту и около 520 километров в ширину.

Наряду с разрушениями вулканические извержения обогащают землю, поставляя в почву минералы и питательные элементы. При затвердевании, потоки лавы создают и формируют ландшафт.

Вулканы окрашивают закаты в фиолетовый и розовый цвета и это удивительно красиво.



3
.Создание модели вулкана. Демонстрация извержения бурлящей и кипящей лавы.

После того как я узнал столько всего нового о вулканах и их извержениях, я приступил к самому интересному, созданию модели вулкана. С помощью специальной формы и гипса я создал модель вулкана. Но было бы не так красиво, если бы я не раскрасил свой вулкан. Теперь всё готово к нашему опыту, для которого нам понадобиться пищевая сода, уксус, жидкость для мытья посуды и красная краска.

2
.9. Заключение.

Вулканы – очень опасное природное явление. Мне бы не хотелось, чтобы они возникли там, где я живу, в Нижегородской области. Как я выяснил в своей работе, вулканы происходят на границах плит, в местах их стыках. Обширное пространство России принадлежит к малоподвижным участкам земной коры. А наша Нижегородская область и вовсе находится на платформе, далеко от разрывов и границ плит. Следовательно, моя гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. В ближайшее время вулканы в Средней полосе России возникнуть не могут. На территории России вулканы расположены на полуострове Камчатка. Наиболее известны следующие вулканы в России: Шишель, Шивелуч, Толбачик, Кроноцкая сопка, Корякская сопка, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Карымская сопка и Ичинская сопка. http://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth17.php

5.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМЛИ
Секция: Основы наук
Автор:
Руководитель:
Бореев Евгений Константинович
3 класс
Муниципальное бюджетное

« Средняя школа №29»
Сокол Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №29»
2017 г.

План исследований
Однажды из новостей я узнал, что в Исландии извергался вулкан. Облако пепла,
выброшенное вулканом, повлияло на международное авиасообщение. Я задался вопросом,
вред или польза исходит от вулканов?


Методы:
­ Изучение специальной литературы и интернет­источников с целью углубления
знаний о вулканах и вулканической деятельности.
­ Обобщение изученной информации и оформление проекта.
­ Изготовление макета вулкана для проведения опыта с целью демонстрации
извержения лавы из кратера вулкана.
­ Выступление на школьном НОУ и перед учащимися параллели 3 классов с целью
распространения знаний из области географии.
Библиография:
Максимов Н.А. Физическая география: Учеб. для 5 кл. сред. шк. – 19­е изд.,
География. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю.
1.
перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
2.
Грюнберга, Н.П. Неклюковой «География. 6 класс», издание 2­е.
3.
grupy­izverzhenie­vulkana.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii­proekt­dlja­detei­podgotovitelnoi­k­shkole­

Введение…………………………………………………………………………3 стр.
Основная часть
Теоретическая часть……………………………………………………………..4 стр.
Практическая часть………………………………………………………………9 стр.
Заключение………………………………………………………………………10 стр.
Список литературы………………………………………………………………12 стр.
Приложения……………………………………………………………...............13стр.

6
Введение
«Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан.
Значит, проснулся грозный вулкан»
Наша планета Земля сказочная, изменчивая, она полна воистину удивительных
чудес. Но есть что­то более важное, нежели красота нашей любимой планеты. На планете
действуют четыре могучие силы, сформировавшие облик нашей планеты и
способствовавшие развитию жизни на ней.
Вулканы являются частью глобальной системы, которая неустанно перекраивает
наш мир. Как известно, вулканы хранят ключи к происхождению Земли, а также
поддерживают жизнь всей планеты.
Но природные катаклизмы разрушительны! Способно ли человечество смягчить
угрозу, исходящую от самой природы, изучив характерные особенности тех или иных
явлений.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что
вулканическая деятельность влияет на развитие планеты.
Цель исследования: расширить теоретические знания о вулканах, рассмотреть на опыте
процесс извержения лавы.
Задачи исследования:
 Выяснить, как образуются вулканы, что такое вулканизм, можно ли предотвратить
извержение вулкана.
 Узнать о процессе извержения вулкана и роли вулканической деятельности в
формировании лика Земли.
 Провести экспериментальный опыт по извержению вулкана.
Проблема: вред или польза исходит от вулканов?
Объект: вулкан
Предмет исследования: вулканическая деятельность
Гипотеза моего исследования: человек может повлиять на поведение вулкана,
предотвратить процесс извержения вулкана.

7
1.1. Образование вулкана
Теоретическая часть
В тех местах земного шара, где в результате землетрясений, образуются глубокие
трещины, магма из недр Земли поднимается вверх и изливается на поверхность, при этом
она теряет часть газов и превращается в лаву. Происходит извержение вулкана. Трещина в
земной коре, по которой поднимается расплавленная магма, называется жерло вулкана.
Застывая, лава образует на поверхности Земли вулканические конусы.
Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого
изливается лава, называют кратером вулкана (Приложение 1). После каждого нового
извержения вулканический конус становится больше и выше. Самый высокий действующий
вулкан Российской Федерации – Ключевская Сопка на Камчатке. Его высота 4 750 м над
уровнем моря.
Кроме действующих вулканов, которых на Земле насчитывается около 900, есть и
потухшие вулканы. Потухшими считаются такие вулканы, об извержении которых не
имеется свидетельств в истории человечества. Так, вершина Эльбрус (5 642 м), высочайшая
в Кавказских горах, ­ потухший вулкан. Таким же вулканом считается и Казбек. Ни в
древних преданиях, ни в летописях – нигде не говорится о том, что Эльбрус и Казбек
извергались. Видимо, это было очень давно.
Вулканы
Действующие
(которые извергаются, и
сведения об этом на
памяти человечества. Их
насчитывается 800.)
Потухшие
(об извержении не
сохранилось
никаких
сведений)

Уснувшие
(те, которые потухли,

вдруг
начинают
действовать)
Виды вулканов:
­ щитовые ­ почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей
жидкой лавой растекающейся на тысячи километров;
­ стратовулканы ­ по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё
круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы;
­ подводные ­ образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а
растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на
небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров;

8
­ конусообразные ­ ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают
выше 300 метров;
­ грязевые вулканы.
1.2. Вулканизм
Совокупность процессов и явлений, вызванных внедрением магмы в земную кору и
излиянием ее на поверхность, называется вулканизмом. Излившуюся на поверхность
магму называют лавой. Вместе с лавой при извержении выделяются различные газы, пары
воды, выбрасываются твердые продукты извержения (пепел, «вулканические бомбы»
массой до нескольких тонн).
В зависимости от условий и путей проникновения магмы на поверхность различают
три типа вулканических извержений.
Площадные извержения привели к образованию обширных лавовых плато. Наиболее
крупные из них – это плато Декан на полуострове Индостан и Колумбийское плато.
Трещинные извержения происходят по трещинам иногда большой протяженности. В
настоящее время вулканизм этого типа проявляется в Исландии и на дне океанов в районе
срединных океанических хребтов.
Извержение центрального типа связаны с определенными участками, как правило, на
пересечении двух разломов, и происходят по сравнительно узкому каналу, который
называется жерлом. Это наиболее распространенный тип. Вулканы, образующиеся при
таких извержениях, называются слоистыми, или стратовулканами.
Вулканизм, в основном связан с поясами высокой активности, со срединно­
океаническими хребтами, с границами плит.
1.3. Извержение вулкана
Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из
самых грозных и величественных можно назвать извержение вулканов. Во время
извержения содрогается земля, с гулом и ревом выбрасываются тучи раскаленного пепла,
превращая ясный день в темную ночь. Пол склонам вулканического конуса текут
раскаленные горные породы. Температура этих огненных рек превышает 1000 °С. Они все
сжигаю на своем пути. Могучие деревья, росшие у подножия вулкана, вспыхивают, как
спички. Были случаи, когда огненно­жидкая лава заливала селения и даже города,
расположенные неподалеку от вулканических конусов. Такое сильное извержение вулкана
произошло в 1985 г. в Колумбии.

9
Вулкан Везувий считался потухшим несколько тысячелетий. Но в 79 г. н. э. он начал
снова действовать. От подземных толчков рушились здания, из кратера сыпался
вулканический пепел, который засыпал поля, селения и даже города. Через некоторое
время из кратера хлынул мощный поток огненно­жидкой лавы, который медленно
спускался по склону вулкана, сжигая все на своем пути. В результате разыгравшейся
трагедии под слоем лавы и пепла остались города и множество селений, погибли десятки
тысяч людей.
Шли годы, и на поверхности уплотнившегося пепла и остывшей лавы образовалась
плодородная почва, разрослась пышная растительность, возникли новые поселения. Люди
и не знали, что под ними находятся погребенные города и села. В середине 18 века один
крестьянин, живший недалеко от Везувия, на дне вырытой ямы нашел голову мраморной
статуи. Люди заинтересовались: как она могла попасть в землю? Стали рыть глубже.
Нашли посуду, различные инструменты, домашнюю утварь. Отрыли стены одного дома,
затем второго. Вскоре от пепла и лавы освободили целую улицу. И глазам людей предстал
древний город Помпеи, который около 2000 лет был погребенным.
1.4. Горячие источники, гейзеры, цунами
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро­
водяные вулканы­гейзеры. Очень интересны их извержения.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Это
говорит о том, что там, на глубине, есть горячие горные породы. Они нагревают подземные
воды, которые в виде источников или фонтанов выходят на поверхность.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который
то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера,
вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются
на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем всё стихает, густой
белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определённые
промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздаётся страшный грохот,
вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и
вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная
струя; она поднимается на 30­40 м и рассыпается в воздухе ослепительной белой
мельчайшей пылью; водяные брызги ещё не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается
вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются всё выше и выше. Водяные
струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги,
поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные

10
облака пара окутывают водяные столбы; глубине раздаётся глухой удар, и в
сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Всё смолкает…
Когда ветер разнесёт густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды
воронка, покрытая серо­пепельными натёками. В глубоком канале вода стоит спокойно и
тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается
клокотание и шипение воды, чтобы закончится таким же величественным зрелищем.
Итак, источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар, называют
гейзерами. На Камчатке есть Долина гейзеров. В этой долине более 20 крупных гейзеров и
около 300 мелких. Всем крупным гейзерам даны названия. Есть, например, Первенец,
Коварный. Есть даже гейзер Буратино. Долина гейзеров – район заповедный. Здесь
запрещена охота, рыбная ловля, рубка леса. Делается всё, чтобы сохранить его
уникальную природу. Вода гейзеров и горячих источников используется для обогрева
домов, теплиц; используя эту воду, работает электростанция. Горячие источники есть
также в Исландии, Северной Америке, на Курильских островах.
Цунами в переводе с японского – «волна в бухте». Это волны гигантских размеров,
порожденные извержениями подводных вулканов, землетрясениями или моретрясением. В
открытом океане они почти незаметны для судов. Но когда путь цунами преграждает
материк или остров, волна обрушивается на сушу с высоты, достигающей 20 метров.
1.5. Роль вулканической деятельности в формировании лика Земли
Извержение вулканов можно наблюдать не только на суше, но и в океане. Вода в
океане над кратером такого вулкана вскипает, пенится, клокочет. Нередко после
подводного извержения в океане появляется новый остров. Это конус вулкана,
образовавшийся на морском дне и вершиной своей поднявшийся над водной поверхностью.
Со временем остров покрывается слоем почвы, на нем появляются растения, животные и
поселяются люди.
Почти половина всех вулканических конусов земного шара находится на берегах и
островах Тихого океана, образуя так называемое Тихоокеанское кольцо. Например,
Курильские острова, которые протянулись от Камчатки до Японских островов, являются
вершинами вулканических конусов в большинстве своем потухших подводных вулканов.
Но среди них есть и действующие. На этих островах десятки селений, города,
промышленные предприятия.
Вулканическое происхождение имеют некоторые горы, а также равнины,
образованные излившейся лавой. При извержении вулканов на земную поверхность
поставляется большое количество твердых веществ в виде застывшей лавы, пемзы,

11
вулканического туфа, а также водяного пара и газа. В настоящее время многие ученые
пришли к выводу, что вулканические водяные пары образовали значительную часть водной
оболочки Земли, а газы – атмосферу, которая впоследствии обогатилась кислородом.
Итак, вулканы сыграли важную роль в образовании земной коры, водной оболочки и
атмосферы.
1.6. Можно ли предсказать извержения?
Извержения вулканов сопровождаются большими жертвами среди населения.
Вспомним Везувий. При извержении вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 г. погибло от 60
тыс. до 90 тыс. человек. Взрыв вулкана Кракатау в 1883 г. стал причиной смерти почти 40
тыс. человек. От палящих туч, образовавшихся при извержении вулкана Ламингтон в
Новой Гвинее, погибло около 4 тыс. человек. Можно ли каким­то образом предвидеть
начало извержения и заранее эвакуировать людей, проживающих в зоне риска?
На этот вопрос в наше время можно ответить утвердительно. Предвестником
извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы,
продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы - наклономеры -
регистрируют изменение наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением
меняются местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из
фумарол. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в
которых ведётся непрерывное наблюдение за спящими вулканами, чтобы вовремя
предупредить об их пробуждении. На Камчатке уже в 1955 г. было предсказано извержение
вулкана Безымянный, в 1964 г. - вулкана Шивелуч, затем - Толбачикских вулканов.
Успех сопутствовал вулканологам Японии и Гавайских островов, где извержения также
были заранее предсказаны.
Иногда извержения начинаются неожиданно. 20 февраля 1943 г. крестьянин
Дионисий Пулидо работал на своём кукурузном поле на окраине деревни в Центральной
Мексике (штат Уаррапан). Вдруг на поле образовалась трещина, из которой начал
пробиваться дымок. Пулидо стал засыпать её, но рядом возникали новые, более крупные
трещины, которые уже нельзя было засыпать. Земля начала дрожать, послышался гул, из
трещин вырвались мощные столбы дыма, а затем раздались взрывы. Через сутки на месте
поля и деревни уже возвышался вулкан в несколько десятков метров высотой, а через
некоторое время он достиг уже 300 м.
Так же внезапно образовался вулкан на Канарских островах 18 ноября 1909 г., когда
фермеру и его сыну пришлось убегать от начавшихся на их поле взрывов,

сопровождавшихся выбросами раскалённого вулканического материала. Активная
вулканическая деятельность продолжалась 10 дней, а потом так же внезапно прекратилась.
12

Практическая часть
13
2.1. Подбор материалов и инструментов
Для проведения опыта нам понадобится:
­ пищевая сода (2 чайные ложки);
­ лимонная кислота (2 столовых ложки);
­ немного красной краски;
­ стеклянная колба или баночка,
­ пластиковая бутылка (высота около 7 см);
­ немного воды (50 мл);
­ скульптурный пластилин (черного цвета) и цветной пластилин;
­ поддоны;
­ емкость с ингредиентами для проведения опыта.
2.2. Создание макета вулкана в домашних условиях
Подготовка: изготовить макет вулкана
1.
Берем поддоны (мы взяли в качестве поддонов пластмассовые формы из­под торта),
склеили между собой;
2.
Пластиковую бутылку разрезаем на две половинки, с внутренней зауженной стороны
вклеиваем крышку (формируем таким образом дно поближе к отверстию бутылки);
3.
Склеиваем между собой разрезанные части бутылки;
4.
5.
Пластиковую бутылку приклеиваем к поддону;
Далее налепливаем скульптурный пластилин на пластиковую бутылку, чтобы
сформировать внешний облик вулкана (с одной стороны лепим вулкан «как бы с
внутренней стороны» для того, чтобы продемонстрировать вулкан в разрезе).
2.3. Ход проведения опыта
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике
размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в
окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно
выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в
химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Результат: когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки,
происходит химическая реакция.

Бужинская Екатерина и Фролов Никита

Однажды мы смотрели телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Нас заинтересовала эта тема, мы решили провести исследование этого природного явления. У нас появилась гипотеза : если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть, люди и вызывают извержения вулканов?

Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов, познакомить одноклассников с результатами работы.

Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Вулканы» Работу выполнили обучающиеся 4 класса МБОУ «Козинская СОШ» Фролов Никита, Бужинская Екатерина Руководитель: Шматко Е.В.

«…Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла…»

Миф из древней Греции По одной из легенд, в Древней Греции, жили злые, страшные великаны. Давным - давно их удалось загнать под землю, но однажды они восстали. Их предводитель Тифон вылетел из недр с яростным воем и оглушающим свистом. Темное пламя клубилось вокруг него, земля под его тяжестью стонала. Следом за ними выползли и иные чудовища. Смело атаковали их с высот Олимпа Зевс и его божественные дети. И тут началась такая битва, какой еще не бывало! Ходили ходуном земля, моря, небо!Зевс пускал в своих врагов смертоносные молнии, Артемида и Аполлон разили чудовищ стрелами, а Геракл бил их своей дубиной. Но боги и великаны были бессмертны, и потому убить друг друга они были не в силах. В конце концов Тифон обессилел и упал. Зевс схватил его и бросил в подземную дыру. Туда же убрались и израненные чудовища… В самом центре планеты, среди темного пламени, они готовятся к последней битве и время от времени пробуют свои силы. Вот тогда неожиданно взрывается какая-нибудь гора, летят с ее вершины вниз огромные камни, бежит расплавленная лава, обращающая в пепел все живое на своем пути.

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел.Появление вулканов вызвано движением вулканических плит. Вулкан-что это?

Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отражены в таблице. № Вопрос + - ? 1. Что такое вулкан? 8 1 1 2. Отличие вулкана от горы 8 2 3. Какие бывают вулканы? 2 6 2 4. Есть ли вулканы в космосе? 4 4 2 5. Почему люди живут рядом с вулканами? 2 6 2

Виды вулканов Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Лавовые пики - незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз. Стратовулканы - это высокие конусообразные вулканы, и их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком - мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней.

Типы извержений Гавайский тип -извержение протекает спокойно. 1.Пепельный шлейф 2.Фонтан лавы 3.Кратер4.Лавовое озеро 5.Фумаролы 6.Поток лавы 7.Слои лавы и пепла 8.Слой породы 9.Силл 10.Магматический канал 11.Магматическая камера 12.Дайка Вулканический тип -извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла. 1.Пепельный шлейф 2. Магматический канал 3.Дождь вулканического пепла 4.Слои лавы и пепла 5.Слой породы 6.Магматическая камера

На нашей планете более 600 активных вулканов. Полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кропотский. Самый красивый вулкан находится в Японии – Фудзияма. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Самое интересное

Вулканы есть и в космосе - на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе- самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера - самая вулканическая активная планета. Гора Олимп – потухший вулкан на Марсе. Вид космического вулкана в Космосе. Вид космического вулкана с Земли.

Почему люди живут рядом с вулканами? Ученые подсчитали, что возле вулканов живут около 500 миллионов человек. Почва вокруг вулканов обогащена питательными веществами и очень плодородна. Энергию из вулканов используют, перерабатывая,в энергию электрическую. Многие полагают, что вулканическая грязь, пепел, вода гидротермальных источников обладает целебными свойствами, а в Исландии посещают грязевые водоемы. Люди строят искусственные дамбы, чтобы отклонить потоки лавы.Вулканологи изучают поведение вулканов,стремясь защитить людей. Для предсказания извержений они используют наблюдения за изменением сейсмичности района, составом выделяющегося газа и деформацией поверхности земли.

Изготовление макета вулкана (пластилин,стеклянная бутылочка,картон) В подкрашенную воду добавили лимонную кислоту Тщательно перемешали деревянной палочкой. Наш эксперимент

Вывод: Исследовав данную информацию можно сделать вывод, что вулканы это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:







ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: рассмотреть устройство вулкана; изучить процесс извержения вулкана; изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления; создать модель извержения вулкана в домашних условиях.

















Глыбы и бомбы это сгустки расплавленной лавы, остывающие и затвердевающие прямо в полёте. Вулканическая бомба в Разрезе.


Пирокластические потоки Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч. Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч.


Подводные курильщики Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Курильщик на дне Черного моря Заключение Я узнал много интересного о вулканах: На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Мне стало интересно: Мне стало интересно: 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 2. Почему происходят землетрясения. 2. Почему происходят землетрясения.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Ленинского района Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Отдел образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 .

Что такое вулкан?

Исследовательская работа

Ученика 4 класса «Д»

Туркина Сергея

Руководитель:

Чеснокова М . А .

Екатеринбург

2014

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Что такое вулкан…………………………………………………………………. 3

1.1. Мифы и легенды о вулканах ………………………………………………… 4

Глава 2. Научные объяснения…………………………………………………………… 6

Глава 3. Классификация вулканов…………………………………………………... 8

3.1. Типы вулканов……………………………………………………………………..8

3.2. Типы извержений вулканов………………………………………………..9

3.3. Подводные вулканы…………………………………………………………….9

3.4. Грязевые вулканы……………………………………………………………...10

Глава 4. Расположение вулканов на Земле…………………………….……...12

Глава 5. Последствия извержения вулканов………………………….……….14

Глава 6. Интересные факты…………………………………………………….……….16

Глава 7. Вулканы на других планетах……………………………….……………..18

Глава 8. Исследовательская работа………………………………….……………..20

Заключение… …………………………………………………………………………………………..22

Список приложений………………………………………………………………….. .23

Список литературы ………………………………………………………………………………..24

Приложения… …………………………………………………………………………………………25

Введение.

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами,не замечая как губительно мы относимся к природе(вырубка лесов, модернизация промышленности, создание мегаполисов, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катаклизмами:

Землетрясения

Наводнения

Извержение вулканов

Смерчи

Особенно меня заинтересовало извержение вулканов. Много раз видел по телевизору в новостях и кинофильмах о извержении вулканов. И я решил подробнее изучить этот вопрос.

Поставил перед собой цель: Изучить жизнь вулканов.

Для решения цели были поставлены задачи

1.Выяснить происхождение вулканов.

2.Узнать легенды и мифы разных народов.

3.Изучить строение и разновидности вулканов.

4.Определить местонахождение вулканов.

5.Попробовать сделать действующую модель вулкана.

Выдвинута гипотеза: получить извержение вулкана в домашних условиях.

Методы исследования

1.Изучение книг и сайтов Интернета.

2.Проведение опыта, показывающего, как извергается вулканы.

ЧТО ТАКОЕ ВУЛКАН

Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент, Пангея, с одним океаном (Панталасса). Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части пазла, называемые тектоническими плитами. Состоящие из земной коры и части мантии, называемой литосферой, они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Например, на южноамериканской плите находится Южная Америка и часть Атлантического океана.

Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметным. Но это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы отмечены в истории своей разрушительной силой. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся, несмотря на разрушительную мощь.

Мифы и легенды о вулканах .

Еще в глубокой древности извержения вулканов повергали человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге. Что несет в себе эта аллегория? Описание извержения? По всей видимости, да.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Однажды молодой вождь спускался с холма на санях с костяными полозьями (полинезийцы не знали колеса). Старая женщина, встретившаяся на его пути, попросила одолжить ей сани и получила грубый отказ. Вождь был бы, наверное, более осмотрителен, если бы знал, что встретился с богиней вулканов.

Пеле в ярости топнула ногой. Немедленно Земля разверзлась, и раскаленные камни полетели вверх. Вождь, спасая свою жизнь, бросился к морю, а Пеле кидала ему вслед обломки горячей лавы. Даже в наши дни можно получить «подтверждение» этой истории, так как на побережье острова Гавайи действительно есть холм, на склоне которого виден длинный ряд небольших конусов, сложенных из камней, которые разъяренная Пеле бросала вслед невоспитанному вождю.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

В первом веке до нашей эры римский поэт Виргилий приписал причину извержения Этны телодвижениям титана Энцелада, который был ввергнут в недра горы Юпитером.

По-видимому, первым предложил наиболее правдоподобное объяснение вулканизма Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли. Под поверхностью Земли, утверждал он, есть огромная огненная река Пирифлегетон, из которой наружу через вулканические каналы изливаются огненные струи.

Греческий географ и путешественник Страбон, живший во II веке до нашей эры, описал извержение вулкана в Средиземном море. В результате этого извержения возник новый остров. Страбон высказал очень интересную мысль о том, что вулканы - своего рода клапаны, через которые выделяются подземные газы, и чем чаще мелкие извержения, тем меньше вероятность крупных. Это положение остается в силе и сегодня.

В I веке нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии. Современник Сенеки, Плиний Старший оставил потомству уникальные описания извержений. Сам он погиб в 79 году нашей эры во время катастрофического извержения Везувия, названного впоследствии в его честь плинианским. Все исторические справки об этом знаменитом извержении составлены племянником Плиния Старшего Плинием Младшим в письмах к Тациту.

Средние века можно считать шагом назад в познании вулканических процессов, так как в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения вулканы были воротами в ад, а звуки, которые издавал вулкан, - стонами грешников.

Первое no-настоящему научное описание вулканической деятельности было составлено английским послом при дворе Наполеона сэром У. Гамильтоном. Его письма президенту Королевского общества в Лондоне, в которых рассказывается о Везувии и его извержении, были опубликованы с богатыми иллюстрациями в 1774 году.

НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Общие сведения о вулканах. Современные ученые объясняют, что такое вулкан так:это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты,где магма выходит на поверхность,образуя лаву,вулканические газы.

В озникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение

Верхний слой - земная кора - имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70-90 километров, а в океанических областях заметно сужается до 7-10 километров. Основные породы, из которых состоит земная кора, - это окислы кремния, алюминия, железа, щелочных металлов. Под корой находится мантия. Она занимает около 82% всего объема Земли. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой мантии вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли и называется литосферой. Под литосферой находится астеносфера, в состав которой входят породы, находящиеся в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой представляет собой потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой также состоит из железоникелевого сплава, который, несмотря на высокую температуру, находится в твердом состоянии, что объясняется огромным давлением в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Масса расплавленной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Очаги магмы располагаются под земной корой, в верхней части мантии, на глубине не менее 50 км. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится вырваться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км.

На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия.

Классификация вулканов.

Изучив множество литературы мы установили,что вулканы классифицируются:

    Чилийские Анды

    6893

    Южная Америка

    Чилийские Анды

    6725

    Южная Америка

    Центральные Анды

    6159

    Южная Америка

    Экваториальные Анды

    5897

    Южная Америка

    Плоскогорье Масаи

    5895

    Африка

    Центральные Анды

    5821

    Южная Америка

    Мексиканское нагорье

    5700

    Северная и Центральная Америка