Тренев константин андреевич диалектика характера. Тренев константин андреевич. Награды и премии

Константин Андреевич Тренёв

Тренёв Константин Андреевич - прозаик, драматург, публицист.

Сын крестьянина-бедняка, бывшего крепостного. В поисках «вольной земли» семья перебралась с Украины на Дон, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово. Бедняцкая доля сурово коснулась детства и юности будущего писателя. Время, совпавшее с занятиями в Донском земледельческом училище и духовной семинарии, Тренёв вспоминал как годы «тоскующего одиночества». Неуемная тяга к знаниям и упорство помогли, однако, талантливому юноше получить превосходное образование.

В 1903 он окончил Петербургский археологический институт и духовную академию, а в 1921 еще и агрономический факультет Таврического университета. Октябрьская революция застала его в Крыму, сделав очевидцем германской оккупации, а затем и кровопролитной Гражданской войны. После установления советской власти Тренёв продолжал жить в Симферополе, учительствовал, работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата.

С 1931 навсегда поселился в Москве.

Начало литературной деятельности Тренёва относится к 1898, когда в газете «Донская речь» (Ростов-на-Дону) были напечатаны его первые бытовые очерки. В 1910-е он стал известен как автор «крестьянских рассказов». Лучшие из них («Затерянная криница», 1909; «Шесть недель», 1911; «На ярмарке», 1912; «Мокрая балка», 1913; «Батраки», 1916) привлекали не одной лишь достоверностью фактов, но и еще более - гражданской активностью художника, который открыто осуждал все жестокое, косное, мрачное в окружающей действительности и поддерживал силы, способные, как ему верилось, изменить ее к лучшему. Как исторически оправданный и неизбежный финал векового противостояния хозяев и батраков нарисовал он крестьянский бунт, «мстящая динамика» которого отражала «обиду и злобу» бедняцких масс. Первая пьеса «Почему порвались струны?» (1910; позже переименованная в «Дорогины», 1912) была написана в традициях М.Горького («Враги»). Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915) подверглась запрещению цензурой за воинствующий критицизм.

Октябрьскую революцию Тренёв принял радостно, полагая, что наконец «прорвала плотину новая жизнь» и сбылась мечта о справедливом переустройстве российской действительности. «Народ в муках творит нечто новое и небывало прекрасное»,- писал он М.Горькому в 1921 (М.Горький и советские писатели. Неизданная переписка // ЛН. М., 1963. Т.70. С.445).

Первым значительным послереволюционным произведением Тренёв явилась пьеса «Пугачевщина» (1924), написанная в жанре народной трагедии и повествующая о бунте донских казаков во главе с Емельяном Пугачевым. Путь Пугачева на Голгофу прослеживается шаг за шагом - от первой встречи с будущими соратниками до восхождения на плаху в Москве. Тренёв показывал своего героя и как лихого вояку, и как умного вожака, но вместе с тем и как авантюриста «с огромной долей хлестаковщины», даже «яркого садиста», одержимого грешными страстями. Среди бунтовщиков тоже встречались далеко не идеальные люди, способные на предательство, ложь, жестокость. Однако само восстание оставалось в глазах писателя незапятнанным уже потому, что его высокие цели облагораживали участников, заставляя их подниматься над собственными слабостями во имя высокой общественной идеи. Именно эта вера художника в высшую гуманность справедливой народной борьбы сближала историческую пьесу с текущим днем. Премьера «Пугачевщины» состоялась в 1926 на сцене МХАТа при участии И.Москвина, А.Тарасовой, Н.Хмелева и других видных артистов. Ортодоксальная критика отнеслась к спектаклю негативно (не устраивала недостаточная «героичность» Пугачева и отсутствие в пьесе «рабочей массы»). Впрочем, и сам Тренёв остался не вполне доволен мхатовской постановкой, считая, что театр «споткнулся» на преувеличении трагизма пугачевского бунта. С успехом осуществил постановку «Пугачевщины» Александрийский театр в Ленинграде (Академический театр драмы им. А.С.Пушкина; в роли Пугачева - Я.Малютин, реж.- Л.Вивьен, И.Петров, А.Хохлов). Тренёв сообщал М.Горькому: пьесу поставили «очень неплохо - массово, страстно, ярко» (М.Горький и советские писатели. С.448).

В 1926 была завершена героическая драма «Любовь Яровая». Действие происходило в неизвестном провинциальном городе, где на протяжении одного-двух дней власть завоевывали то красные, то белые. Пьеса захватывала той особенной напряженностью, какая создается не развитием событий, а столкновением характеров. Тренёв явился одним из первых художников, кто начал изображать революцию в традициях классиков реализма. «Многоколесный механизм», как именовал Тренёв сложную систему образов этой пьесы, был подчинен утверждению революции как борьбы добра со злом. Революция притягивала к себе людей честных, бескорыстных, справедливых, а хищных, злобствующих, жадных отталкивала, разоблачала и боролась с ними насмерть. Высокую нравственную правду революции Тренёв доверил нести Роману Кошкину. «Товарищ красный комиссар просвещения» был нарисован как человек не очень грамотный, способный сочинить наивный манифест «О всеобщем фуксинировании образования трудящихся». Но суровая бескомпромиссность была его жизненным правилом. Не колеблясь, он рисковал собой, чтобы спасти из белогвардейского плена своих боевых друзей. И он же безжалостно расстреливал ближайшего помощника, узнав, что тот мародерствует. Особо видное место среди духовно близких Кошкину персонажей принадлежало матросу Фёдору Шванде, любимому герою писателя, характеру поистине народному, покоряющему каким-то по-детски открытым и немного лукавым «ликующим оптимизмом». Герой мечтает о справедливости «в мировом масштабе». Лагерь «белых» более всего походил в «Любови Яровой» на чудовищное торжище, где торговали всем - родиной и сахарином, офицерской честью и несуществующей собственностью. Особую нетерпимость проявлял Тренёв в отношении тех «интеллигентов», которые в жестокое военное время пытались нажить политический капитал фарисейскими призывами к милосердию, гуманности («либеральный деятель» Фольгин) или же, приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам, ревностно служили сначала красным, потом белым и наоборот («общественный деятель и журналист» Елисатов). Одиозная роль досталась в пьесе и некой Дуньке, бывшей профессорской прислуге. К финалу «Любови Яровой» ее образ превращался в своего рода шаржированный символ всего нечистоплотного, грубого, пошлого. Знаменитая реплика: «Пустите, пустите Дуньку в Европу!» - надолго стала крылатой фразой.

Сквозную лирическую коллизию пьесы образовали мучительные отношения любви-ненависти, сложившиеся между учительницей-революционеркой Любовью Яровой и ее мужем, белогвардейским поручиком Михаилом Яровым. Драму Любови Яровой Тренёв показал как драму жестокого разочарования, одновременно он раскрыл и нравственное преображение героини. Расставаясь со своей любовью (Михаил Яровой оказался не только бездушным политическим игроком, но и слабовольным, бесчестным человеком, предавшим свою любовь), героиня одерживала победу над своими прекраснодушными иллюзиями, но побеждала она «с глубокой раной в сердце» (К.Еланская). Первый спектакль «Любови Яровой» состоялся 22 дек. 1926 в Малом театре. Главные роли в нем исполняли такие известные артисты, как В.Пашенная, П.Садовский, Е.Гоголева. Постановка была одобрена критикой и названа «блестящей победой молодой драматургии и старого актерского мастерства на революционном участке нашего творческого фронта» (Правда. 1927. 15 янв. С.3). Анри Барбюс, посетивший московский спектакль в 1927, сравнивал настроение, царившее в зале, с «могучим дыханием свободы».

Тренёв прожил долгую творческую жизнь. В течение 1927-30 им было написано несколько произведений, посвященных популярной в те годы критике мещанства, предавшего завоевания революции ради меркантильных целей. Наиболее значительной среди них стала пьеса «Жена» (1928). Вскоре появилась драма «Ясный лог» (1931) о коллективизации в деревне, а немного спустя - две пьесы из жизни научных работников («Опыт», 1934; «Анна Лучинина», 1941). Неоднократно возвращался Тренёв и к своей излюбленной теме народно-освободительной борьбы. В 1936 он выступил с пьесой о революции 1905 - «Гимназисты», а в 1937 с пьесой о революционном Петрограде 1917-го - «На берегу Невы». Не терял писатель интереса и к далекому прошлому России, посвятив Отечественной войне 1812 две исторические драмы - «Навстречу» (1943) и «Полководец» (1945). В речах, статьях о драматургии Тренёв отстаивал реалистическое направление. Его последним и нереализованным замыслом было написание книги о Великой Отечественной войне. Про ее будущих героев он с нежностью и гордостью говорил: «Это дети моей Яровой».

«Любовь Яровая» оставалась непревзойденной творческой вершиной автора. Все последующие сочинения Тренёв не столь оригинальны, несколько рационалистичны, лишены былого пафоса и, главное,- смелого взгляда на жизнь. Действительность год от года становилась все более сложной и трагичной, вступая в противоречие с неколебимой верой писателя в непогрешимую праведность революции. Но отказаться от этой веры Тренёв не мог. По натуре своей Тренёв принадлежал к людям, не склонным менять убеждения, в особенности идеологические. Редкая цельность личности не только гармонировала с общим характером его творчества, но по-своему проявлялась даже во внешнем облике писателя; это был «человек рослый, сильный в кости, с большими красивыми руками работника, с крупными чертами лица, низким глуховатым голосом, с необыкновенным юмором, таящимся где-то в его усах» (Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957. С.708). Тренёв вошел в историю русской литературы преданным художником романтического взлета революции, не догадывавшимся, однако, о всей горькой правде этого исторического потрясения.

В.В.Бузник

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 511-513.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пьесы, статьи, речи. М., 1952;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1955;

Избранные произведения, в 2 т. / вступ. статья, сост. Е.Треневой. М., 1986-1987.

Литература:

Сурков Б. К.А.Тренев. М., 1953;

Диев 3.Л. Творчество К.А.Тренева. М., 1960;

Фейнберг Р. К.А.Тренев. Очерки творчества. М.; Л., 1962,

Живой Тренев: сб воспоминаний. Ростов н/Д., 1963;

Устюжанин Д.Л. Драма К.А.Тренева «Любовь Яровая». М., 1972;

Мущенко Е.Г. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С.166-180;

Неводов Ю.Б. К.Тренев и споры вокруг Любови Яровой // Проблемы развития советской литературы: межвузовский научный сборник. Саратов, 1980. С.86-105;

Лепилин А. Серафимович и Тренев. Кубань. 1982.

Тренев Константин

Тренев Константин Андреевич (1878—) — советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец — основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов — таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса — «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) — пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей — всей этой буржуазной накипи, положительные герои — инженер Грушин и его жена — изображены бледно и неотчетливо. В этом — слабость комедии.

Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки — Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. — «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса — о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, — в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием литературной деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».

Список литературы

Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. — Л., 1928 (т. I — «Владыка», т. II — «Мокрая балка»)

Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927

Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933

Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933

Пьесы, Гослитиздат, М., 1935

Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936

то же, Гослитиздат, М., 1937

Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. — Л., 1936

На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937

Константин Андреевич Тренёв
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Рассказ «На ярмарку» (1898)

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Константин Андреевич Тренёв (1876-1945) - советский прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Начальное образование получил в земской школе . В 1890-1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом . Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге . В 1901-1903 годах учился в . Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете .

С 1931 года проживал в Москве. В годы войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан , где проживал в г. Чистополь .

Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года. Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища . Его дочь Наталья вышла замуж за другого знаменитого писателя сталинской эпохи, П. А. Павленко . Их сын Андрей Павленко (1939-1970) был филологом, специалистом по Индонезии .

Творчество

Сочинения

  • - «Дорогины»
  • - «Владыка» (рассказы)
  • - «Пугачёвщина» (пьеса)
  • - «Любовь Яровая » (экранизирована в 1970)
  • - «Жена»
  • - «Ясный лог»
  • - «Опыт»
  • - «Гимназисты»
  • - «На берегу Невы» (пьеса)
  • - «Анна Лучилина»
  • - «Навстречу»
  • - «Полководец»

Театральные постановки

Экранизации

  • - «Любовь Яровая » (режиссёр В. А. Фетин , Ленфильм).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени ( - за пьесу «Любовь Яровая», редакция ).
  • орден Трудового Красного Знамени ().

Память о Тренёве

В память о советском драматурге в разных городах были названы села, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник:

    Памятник Треневу.jpg

    Памятник Треневу в Симферополе

Напишите отзыв о статье "Тренёв, Константин Андреевич"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • на сайте «Волчанск и волчане!»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Тренёв, Константин Андреевич

– Проходи, Изидора, Отцы ожидают тебя, – прошептал Север.
Я шагнула дальше – трепещущий воздух «раздвинулся»... Прямо передо мной стояли Волхвы...
– Я пришла проститься, вещие. Мир вам... – не ведая как должна приветствовать их, тихо сказала я.
Никогда в своей жизни не ощущала я такой полной, всеобъемлющей, Великой СИЛЫ!.. Они не двигались, но казалось, что весь этот зал колышется тёплыми волнами какой-то невиданной для меня мощи... Это была настоящая ЖИЗНЬ!!! Я не знала, какими бы словами ещё можно было это назвать. Меня потрясло!.. Захотелось объять это собой!.. Вобрать в себя... Или просто упасть на колени!.. Чувства переполняли меня ошеломляющей лавиной, по щекам текли горячие слёзы...
– Здравой будь, Изидора. – тепло прозвучал голос одного из них. – Мы ж а л е е м тебя. Ты дочь Волхва, ты разделишь его путь... Сила не покинет тебя. Иди с ВЕРОЙ, радная...
Душа моя стремилась к ним криком умирающей птицы!.. Рвалось к ним, разбиваясь о злую судьбу, моё раненное сердце... Но я знала, что слишком поздно – они пращали меня... и жалели. Никогда раньше я не «слышала», как глубоко значение этих чудесных слов. И теперь радость от их дивного, нового звучания нахлынула, заполняя меня, не давая вздохнуть от переполнявших мою раненную душу чувств...
В этих словах жила и тихая светлая грусть, и острая боль потери, красота жизни, которую я должна была прожить, и огромная волна Любви, приходящая откуда-то издалека и, сливаясь с Земной, затапливая мою душу и тело... Жизнь проносилась вихрем, зацепляя каждый «краешек» моего естества, не оставляя клетки, которой не коснулось бы тепло любви. Я побоялась, что не смогу уйти... И, вероятно из-за той же боязни, сразу же очнулась от чудесного «прощания», видя рядом с собой потрясающих по внутренней силе и красоте людей. Вокруг меня стояли высокие старцы и молодые мужчины, одетые в ослепительно белые одежды, похожие на длинные туники. У некоторых из них они были подпоясаны красным, а у двоих это был узорчатый широкий «пояс», вышитый золотом и серебром.
Ой, смотри! – неожиданно прервала чудесный миг моя нетерпеливая подружка Стелла. – Они ведь очень похожие на твоих «звёздных друзей», как ты мне их показывала!.. Смотри, неужели это они, как ты думаешь?! Ну, скажи же!!!
Честно говоря, ещё тогда, когда мы увидели Священный Город, он показался мне очень знакомым. И меня также посетили схожие мысли, как только я увидела Волхвов. Но я их тут же отогнала, не желая питать напрасных «радужных надежд»... Это было слишком важно и слишком серьёзно, и я лишь махнула Стелле рукой, как бы говоря, что поговорим попозже, когда останемся вдвоём. Я понимала, что Стелла расстроится, так как ей, как всегда, хотелось немедленно получить ответ на свой вопрос. Но в данный момент, по-моему, это было далеко не столь важно, как рассказываемая Изидорой чудесная история, и я мысленно попросила Стеллу подождать. Я виновато улыбнулась Изидоре, и она, ответив своей чудесной улыбкой, продолжала...
Мой взгляд приковал мощный высокий старец, имевший что-то неуловимо схожее с моим любимым, страдавшим в подвалах Караффы, отцом. Я почему-то сразу поняла – это и был Владыко... Великий Белый Волхв. Его удивительные, пронизывающие, властные серые глаза смотрели на меня с глубокой печалью и теплом, будто он говорил мне последнее «Прощай!»...
– Подойди, Чадо Света, мы прастим тебя...
От него пошёл вдруг дивный, радостный белый Свет, который, окутывая всё вокруг мягким сиянием, заключил меня в ласковые объятия, проникая в самые потаённые уголки моей истерзанной болью Души... Свет пронизывал каждую клеточку, оставляя в ней лишь добро и покой, «вымывая» собою боль и печаль, и всю накопившуюся годами горечь. Я парила в волшебном сиянии, забыв всё «земное жестокое», все «злое и ложное», ощущая лишь дивное касание Вечного Бытия... Чувство потрясало!!! И я мысленно умоляла – только бы оно не кончалось... Но, по капризному желанию судьбы, всё прекрасное всегда заканчивается быстрее, чем нам этого хотелось бы...
– Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора...
Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу...
– Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я.
– Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе...
– ?!..
– Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север.
– Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай...
– Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости.
Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться.
Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа.
– Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель.
– Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла...
Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал.
– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.

    Тренёв, Константин Андреевич - Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь

    Русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕНЁВ Константин Андреевич - Константин Андреевич (1876–1945), рус. писатель, драматург. Рассказы о дорев. деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героич. драме о Гражд. войне Любовь Яровая (1926; Гос. пр. СССР, 1941) социально ист. трактовка… … Биографический словарь

    - … Википедия

    - (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич Константин Андреевич Тренёв Памятник К.А.Треневу в Симферополе Дата рождения: 2 июня 1876(1876 06 0 … Википедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. Пьесы … Современная энциклопедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 1941)… … Русская история

Тренев Константин

Тренев Константин Андреевич (1878-) - советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием литературной деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».

Список литературы

Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - «Владыка», т. II - «Мокрая балка»)

Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927

Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933

Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933

Пьесы, Гослитиздат, М., 1935

Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936

то же, Гослитиздат, М., 1937

Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. - Л., 1936

На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/