Тест на знание детство толстого

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО». Тест



а) в)

а) несговорчивость; б) самонадеянность; в)

а) скучной и безрадостной; б) полной и содержательной; в)

а) Володя младше; б) в)

б) он может потерять место; в)


Вариант 1. Выполнил(а)_______________________

1. Почему повесть Л. Н. Толстого «Детство» назва­на автобиографической? а) автор пишет о своих близких; б) в повести изображена родовая усадьба графов Тол­стых; в) автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе.

2. Какова главная черта в характере Николеньки? а) несговорчивость; б) самонадеянность; в) высокомерие; г) склонность к самоанализу.

3. Какой представляется автору жизнь в дворянс­кой усадьбе? а) скучной и безрадостной; б) полной и содержательной; в) суетной и бездуховной; г) поэтичной и одухотворенной взаимной любовью.

4. Почему главный герой повести - Николенька, а не Володя? а) Володя младше; б) Володя не склонен так серьезно анализировать свои мысли и поступки; в) Володе было бы сложнее дать характеристику Ни­коленьки.

5. В чем причина волнения Карла Ивановича? а) он должен расстаться с детьми; б) он может потерять место; в) считает, что по отношению к нему были недоста­точно признательны


Вариант 2. Выполнил(а)_______________________

1. Почему Николенька плачет после того, как Ната­лья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность? а) он продолжает сердиться на Наталью Савишну; б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»; в) он понимает, что отплатить за обиду не удастся.

2. Почему Наталья Савишна отказалась от «воль­ной»? а) решила, что от нее хотят избавиться; б) очень сильно любила барышню; в) и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой в доме; г) понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.

3. Как связаны между собой события внутренней и внешней жизни героя? а) они описываются параллельно; б) Л. Н. Толстой не показывает внутренний мир пер­сонажа; в) события внешней жизни служат средством раскры­тия внутреннего состояния; г) события внутренней и внешней жизни взаимосвя­заны.

4. С какой целью Л. Н. Толстой так подробно опи­сывает бытовую сторону жизни героев? а) бытописание позволяет более глубоко раскрыть ха­рактер персонажей; б) автор стремится познакомить читателя с обстанов­кой в доме; в) Л. Н. Толстой с любовью описывает быт родной усадьбы

5. Что является главным в характере Николеньки? а) несговорчивость; б) самонадеянность; в) высокомерие; г) склонность к самоанализу.

ЭТАЛОН

1 ВАРИАНТ: 1 в; 2.г; 3 г; 4 б; 5 а. 2 ВАРИАНТ: 1б; 2б; 3г; 4а; 5г.

Тест по литературе Детство (Л.Н. Толстой) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдви­нутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диа­логов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вы­твердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что ре­шительно ничего не мог делать. Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать… Когда дошло дело до чистопи­сания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как буд­то писал водой на оберточной бумаге.
Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), уг­рожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью.
Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.
— Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? — сказал Карл Иваныч, входя в комнату.
— Как же-с, слышал.
Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» — и вслед за этим затворил дверь. Я вы­шел из угла и подошел к двери подслушивать.
— Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? — говорил Карл Иваныч с чувством.
Николай, сидя у окна за сапожной работой, утвердительно кив­нул головой…
— Да, теперь я ненужен стал, меня и надо прогнать; а где обе­щания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, — сказал он, прикладывая руку к груди, — да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с вырази­тельным жестом кинул на пол обрезок кожи. — Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал ненужен: оттого, что я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, — сказал он гордо. — Бог с ними! Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба… не так ли, Николай?
Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, как будто желая удостовериться, действительно ли может он найти кусок хлеба, — но ничего не сказал…
Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Повесть «Детство» входит в трилогию. Укажите название осталь­ных частей.

2. Что значит «учился порядочно»?

3.

Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов…

4. Как называется прием?

Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, как будто желая удостовериться, действительно ли может он найти кусок хлеба…

5. Как называется развернутое высказывание одного персонажа ли­тературного произведения («Да, теперь я ненужен стал, меня и надо прогнать…»)?

Задания с развернутым ответом

1.

2.

3.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как зовут героя-рассказчика? Укажите его имя и фамилию.

2. Кто такой дядька ?

3. Как называется значимая подробность в художественном тексте?

…сказал он, прикладывая руку к груди…
…при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи.

4. Как называется прием?

Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бума­гу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бу­маге.

5. Карл Иванович и Николай обмениваются репликами. Как назы­вается такая форма речевого взаимодействия героев?

Задания с развернутым ответом

1. Какие жизненные принципы Карла Ивановича раскрыты в дан­ном тексте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести Л.Н. Толстого «Детство» и по­вести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Чем похожи герои­-рассказчики?

Фрагмент повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

О да, я помнил ее (мать)!.. Но на вопрос высокого, угрюмого че­ловека, в котором я желал, но не мог почувствовать родную душу, я съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку.
И он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то неодолимая стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе.
И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже. Он все более убеждался, что я — дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем, и сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не на­ходит для этой любви угла в своем сердце, еще увеличивало его не­расположение. И я это чувствовал. Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, все ускоряя походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда мое сердце загоралось жалостью и сочувствием. Один раз, когда, сжав руками голову, он присел на скамейку и зарыдал, я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь неопределенному побуж­дению, толкавшему меня к этому человеку. Но он, пробудясь от мрачного и безнадежного созерцания, сурово взглянул на меня и оса­дил холодным вопросом:
— Что нужно?
Мне ничего не было нужно. Я быстро отвернулся, стыдясь своего порыва, боясь, чтоб отец не прочел его в моем смущенном лице. Убежав в чащу сада, я упал лицом в траву и горько заплакал от до­сады и боли.

Ответы на тест по литературе Детство (Л.Н. Толстой)
1 вариант
1. Отрочество. Юность
2. усердно (хорошо, прилежно)

4. сравнение
5. монолог
2 вариант
1. Николенька Иртеньев
2. слуга-воспитатель
3. деталь (художественная деталь)
4. сравнение
5. диалог

Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни для учащихся 5 класса ФГОС. Тест содержит 10 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек.

1. К основным возрастным периодам жизни человека относятся

1) детство
2) отрочество
3) юность
4) зрелость
5) старость
6) всё названное

2. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.

3. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) быстрый рост
2) дисциплинированность
3) вежливость
4) резкая смена настроений
5) быстрая утомляемость

4. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность ? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.

1) стремление всё делать по-своему
2) уверенность в своих силах
3) умение ставить цели и добиваться их
4) отказ от любой помощи
5) неподчинение требованиям взрослых
6) способность принимать важные решения

5. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?

1) верно
2) неверно

6. Правила поведения в обществе включают

1) умение общаться с другими людьми
2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
Укажите номер, лишний в этом перечне.

7. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сердечность
2) зависть
3) доброжелательность
4) сопереживание
5) высокомерие

8. Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери) .

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным?

10. Прочитайте отрывок из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и ответьте на вопросы.

«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества…
… все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы…»

1) Какие черты подросткового возраста отметил писатель?
2) Мог ли подросток решить вопросы, заинтересовавшие его? Найдите в отрывке подтверждение своему ответу и выпишите его.
3) Л.Н. Толстой — великий русский писатель. Какие ещё романы, повести, рассказы для детей вы знаете? Напишите их названия.

Ответы на тест Отрочество — особая пора жизни:
1-6, 2-младший и старший, 3-145, 4-236, 5-2, 6-3, 7-134, 8-3.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

2. Повесть «Детство» относится: а) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев; б) Володя Арсеньев; в) Гриша; г) Карл Иванович.

4.Повествование ведётся от лица: а) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча; г) автора.

5 . Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича: а) Библия; б) учебник арифметики; в) один том из истории Семилетней войны; г) Повести временных лет.

6. Сколько лет было сестрице Любочке: а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!» а) о Наталье Савишне; б) о Грише; в) о матушке; г) о папа.

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой: а) о бабушке; б) о Мими; в) о маменьке; г) о Наталье Савишне.

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер; б) Мауер; в) Мюллер; г) Миллер.

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал: а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: а) о Н.В.Гоголе; б) о Л.Н.Толстом; в) о Николае Иртеньеве; г) о самом Н.А.Некрасове.

Предварительный просмотр:

Вводный контроль 7 класс

Тест.

Л.Н.Толстой «Детство»

1.Повесть «Детство» относится к трилогии:

а) «Детство. Отрочество. Юность»;
б) «Детство. Молодость. Старость»;

в) «Детство. Юность. Зрелость»;

г) «Рождение. Детство. Отрочество».

2. Повесть «Детство» относится:

а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;

в) к приключенческой прозе;

г) к романтическим произведениям

3. Главным героем повести является:

а) Николенька Иртеньев;

б) Володя Арсеньев;

в) Гриша;

г) Карл Иванович

4.Повествование ведётся от лица:

а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
б) Николеньки;

в) Карла Иваныча;

г) автора.

5. Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича:

а) Библия;

б) учебник арифметики;

в) один том из истории Семилетней войны;

г) Повести временных лет.

6. Сколько лет было сестрице Любочке:

а) одиннадцать;

б) двенадцать;

в) девять;

г) пятнадцать

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…»

а) ложь;

б) неблагодарность;

в) корысть;

г) предательство.

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!»

а) о Наталье Савишне;

б) о Грише;

в) о матушке;

г) о папа.

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой:

а) о бабушке;
б) о Мими;

в) о маменьке;

г) о Наталье Савишне.

10. Как фамилия Карла Ивановича:

а) Бауер;

б) Мауер;

в) Мюллер;

г) Миллер.

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал

а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой;

б) он был очень расстроен предстоящей разлукой;

в) Володя дразнил его;

г) он вспомнил свой сон.

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»:

а) о Карле Ивановиче;

б) о Володе;

в) о Сереже Ивине;

г) о папа.

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами:

а) галстук;

б) лайковые перчатки;

в) серебряные запонки;

г) шелковый платок

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»:

а) галоп;

б) вальс;

в) мазурка;

г) кадриль.

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке:

а) Карлу Ивановичу;

б) матушке;

в) папа;

г) Володе.

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:

а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;

в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;

г) меняющийся внутренний мир главного героя.

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»:

а) о Н.В.Гоголе;
б) о Л.Н.Толстом;

в) о Николае Иртеньеве;

г) о самом Н.А.Некрасове.

Ответы

Промежуточный контроль 7 класс

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринёва;

д) Пугачёва

а) композиции

б) эпиграфов

в) вставных элементов

д) выбора героя

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй

б) граф Миних

в) Григорий Орлов

г) Екатерина первая

д) Елизавета первая

е) Екатерина вторая

4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.

б) портрет

в) эпиграфы

г) речевая характеристика

д) отношение других персонажей

е) вставные элементы

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

а) единственный женский персонаж повести

б) стоит в центре сюжета

в) носительница высокой нравственности и чести

г) дочь погибшего русского офицера

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

а) характеризует Гринёва

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва

г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй

в) Петруше Гринёву

г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров

д) Савельичу

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачёв 1) оренбургские генералы

б) Швабрин 2) Екатерина вторая

в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины г) песни

б) загадки д) пословицы, поговорки

в) сказки е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-

спросил он ласково». (А.Сумароков)

а) «Суд» г) «Незваный гость»

б) «Арест» д) «Мятежная слобода»

в) «Приступ»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а)проблема любви

б)проблема чести, долга и милосердия

в)проблема роли народа в развитии общества

г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич?

а)забитым, безгласным крепостным

б)послушным, рабски преданным своим господам

в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметить верное суждение. Литературный характер – это…

а)образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени

б)художественное изображение человека

в)персональные черты, присущие герою

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а)путь, дорога д)кинжал

б)могила е)виселица

в)буря, буран

г)орёл, ворон

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

а)ум, сметливость

б)лень, бездеятельность

в)удальство, широта натуры

г)склонность к пьянству

д)память на добро, благодарность

17. Чей это портрет?

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а)Марии Мироновой

б)Василисы Егоровны

в)Екатерины второй

г)Авдотьи Васильевны

Ответы:1г; 2б,в,д; 3абе;4а; 5бвг; 6а-3, б-4,в-1, г-2; 7бв; 8г; 9а-2,б-3, в-1; 10вгд; 11д; 12б; 13г;14а; 15авге; 16авд; 17в

Итоговый контроль 7 класс

Контрольный опрос

Вопросы, связанные со становление личности и взаимоотношениями людей

1.Как вы думаете, какого человека можно назвать личностью?

2.Что нужно сделать, чтобы стать личностью?

3.В какой степени детство и судьба влияют на личностные качества человека? От чего они еще зависят?

4.Каких правил нужно придерживаться в отношениях с другими людьми?

Вопросы, связанные с теоретико-литературным содержанием учебника.

5.Каких писателей вы заново открыли для себя в этом году? Какие новые стороны вы увидели в произведениях уже знакомых вам писателей?

6.Кто из литературных героев стал вам особенно близок? Почему?

7.С какими новыми литературными жанрами вы познакомились?

Вопросы, связанные с идеей и логикой построения учебника.

8.Объясните смысл эпиграфа к учебнику и эпиграфов к разделам.

9.Как вы понимаете смысл названия нашего учебника литературы – «Путь к станции Я»? Что помогает вам пройти этот путь?