Технологическая культура врача. Технология как культурный феномен

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

♦ особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее - отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:

Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину , т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

  1. достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые Движения и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования;
  2. наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости», т. е. участка, на котором сконцентрировано все оборудование: инструменты, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться;
  3. хорошее естестве иное или искусственное освещение рабочего места;
  4. оборудование, предусматривающее быстроту, простоту и экономичность его обслуживания, удобную рабочую позу, снижение утомляемости и т.п.;
  5. соответствующие нормам воздухообмен, температуру и влажность.

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах. Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) - творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психологической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательное «живыми уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полноценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологии , являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. «Изготовление» и «доработка» конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.


Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства - экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план , в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.


На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства.

Практическая работа

  1. Составьте план-схему «Мое рабочее место».
  2. Определите эффективность какого-либо вида трудовой деятельности, составьте бизнес-план.
  1. Дайте определение и назовите основные компоненты содержания культуры труда.
  2. Что такое технологическая дисциплина?
  3. Каковы условия рациональной организации рабочего места?
  4. Как обеспечивается безопасность труда?
  5. Каким образом можно определить эффективность трудовой деятельности?
  6. Назовите факторы, способствующие повышению эффективности труда.

Слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Оче­видно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной дея­тельностью человека. Оно определяет место человека в приро­де и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура . Она определяет мировоззрение и самопонимание со­временного человека. Эта культура зародилась в недрах антро­пологической культуры. Человек - исследователь, систематиза­тор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверен­ности. Мир человека постепенно становился центром его вни­мания, сферой его достижений. Возникали новые представле­ния об отношении к природе, новые средства познания, кото­рые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в ес­тественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два мо­мента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широ­кие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится при­чиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недос­тупное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средст­вами (в том числе биотехнологическими) человеческая актив­ность диффундирует в сфере действия еще не открытых зако­нов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих зако­нов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы техноло­гические "организмы" - системы взаимозависимых компонен­тов, действия которых направлены на достижение целей, по­ставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотех­нологических реакций или ядерных реакторов - не сопостави­мы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для пони­мания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реаль­ность понимается как реляционная сеть, создаваемая челове­ком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на ос­нове телеологических рассуждений, функционального плани­рования и рационального осуществления запланированного. При этом все существующее представляется результатом целе­направленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызыва­ет к жизни, запланированному функционированию таких орга­низмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средст­ва-системы функционируют изначально рационально и целесо­образно

Стремление к систематизации, присущее технологиче­скому мышлению, наделяет системообразующие принципы ре­шающим значением. Современный человек убежден в том, что подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не мо­жет существовать. В данном случае технологическое мышление обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании спо­собности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой сто­роны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процес­сов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого- либо вида продукции в сфере производственной деятельно­сти . Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и дос­тупное определение. В ней он видел "отыскание способов про­изводства полезного из бросового, бесполезного" .

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе чел ыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)" . Сегодня можно говорить о всеобщей технологии Причем она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры ле­жит преобразовательная деятельность человека, в которой про­являются его знания, умения и творческие способности , т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промыш­ленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, до­суга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в соци­альном (широком) и личностном (узком) планах:

В социальном (широком) плане технологическая культу­ра - это уровень развития жизни общества на основе целесооб­разной и эффективной преобразовательной деятельности лю­дей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

В личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира

Технологическая культура является одним из фундамен­тальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельно­сти человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсаль­ные культур, оказывает влияние на все стороны жизни челове­ка и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и че­ловека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические по­следствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образова­ния подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятель­ности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают но­вые звучания основные вопросы этики, идет процесс формиро­вания техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстети­ка, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной дея­тельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий ма­териального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной дея­тельности.

Графически структуру технологической культуры можно представить следующим образом.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразова­тельной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного произ­водства и позволяющий ему эффективно участвовать в совре­менных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека.

«Технологическая культура производства у нас, к сожалению, недопустимо низка. И за это приходится платить не только деньгами, но и, к сожалению, человеческими жизнями». В.В. Путин

Касается ли это приснопамятной Чернобыльской трагедии, обрушения здания аквапарка в Москве, аварии на Красноярской ГЭС и (или) других техногенных катастроф – все это камни в огород строительного комплекса России.

Необходимое введение

Понятие «технологическая культура в строительстве» стало модным в России буквально недавно – со времен вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с легкой руки лидера нашего государства применяется везде и всюду, и почем зря.

Вот и недавно руководителя огромнейшего строительного холдинга СУ-155 обвинили «в низкой технологической культуре строительства». Во-первых непонятно, как можно обвинять человека в том, чего нет? Во вторых - а знают ли сами хулители, что такое «технологическая культура», в чем ее смысл и сущность, а также каковы ее требования?

Не редко понятия о технике и технологии вызывают даже у «ученых мужей» расхождения во взглядах, многообразие суждений и определений. На сегодняшний день дефиниций, а проще говоря, толкований понятия «технологическая культура строительства» китайские исследователи насчитали более 300.

О чем же это свидетельствует?

Прежде всего, следует сказать о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрез­вычайно широк. Китайские ученые, принадлежащие к философской школе инженерии Ли Бо-Цуна , предложили использовать вот этот, вполне разумное и, безусловно, приемлемое толкование термина:

«Технологическая культура строительства» есть прагматический уровень развития строительной деятельности на основе:

  • рационализации потока коммуникационной информации о строительстве, ее носителей и методики ее доведения до исполнителей;
  • формирования критериев технологического мировоззрения, приоритетов технологического мышления и стандартов технологической дисциплины;
  • внедрения научной организации проектного дела, производства и труда;
  • эффективного применения перспективных технологи, инновационных материалов, современной техники и оборудования;
  • комплексного инженерного обеспечения строительства, охватывающего все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов, в целях снижения стоимости, сокращения сроков и повышения качества строительства.

Происхождение термина «культура» и ее популярная структура

Само слово cultura известно со времен Древнего Рима и в переводе с латинского означает возделывание земли, обработка, уход, улучшение.

В современном обыденном сознании с культурой особо не церемонятся. Отождествляют ее с образованностью: образованный, значит культурный и наоборот. Примеряют ее к образу жизни – городской или деревенской. Оценивают по поведению: хам – антипод человека культурного. Верх понятия культуры – творчество и творческие личности.

В научном обиходе понятие «культура» относится к числу тех, смысл которых кажется очевидным, но трудно поддается точному объяснению. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное им. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Триединая сущность подходов определению культуры

Первый подход лежит в самой системе российского образования и воспитания. Культура зачастую представляется как область духовной свободы человека, сфера творчества поэтов, музыкантов и художников, но весьма редко – как преобразовательная деятельность общества и человека.

Такое понимание весьма популярно и в житейском массовом сознании home cultura (культурный человек) есть мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека.

Весьма распространенным и популярным в Европе и Америке является представление о культуре как о совокупности положительных ценностей, созданных человечеством в процессе развития. Попросту говоря о всем том полезном, нужном, хорошем, что было сделано как в сфере духовной, так и материальной. Такой подход к пониманию культуры называется аксиологическим (от греч. axios – ценный + logos – слово, учение) – теория ценностей.

Однако ценности понятия относительные. В нашу эпоху английский язык становится «новой латынью», «азбукой образования». В качестве международного языка английский выступает как «мак-язык» (англ. McLanguage – редуцированный, стандартизованный), без скрытых коннотаций и грамматических тонкостей. На английском «говорят» все компьютеры и это 80% информации на электронных носителях.

Ежедневно на нем общаются более 1,6 млрд человек. Основная масса английских текстов создается теми, для кого английский – вовсе не родной язык. Некоторые лингвисты предсказывают, что уже к началу XXII в. выйдет из употребления до 9/10 существующих ныне языков.

Основа понимания культуры, которым мы будем руководствоваться в нашей работе, находится в изначальном значении самого слова «культура» (лат. cultura – возделывание).

Это третий, так называемый технологический или деятельностный подход: он строится на понимании культуры как человеческой деятельности и ее результатов. Все, что создано человеком в отличие от подаренного природой, и сам процесс создания, мы будем называть культурой.

Технологический подход хорош тем, что позволяет легко определить, что относится к миру культуры, а что – нет. Например: естественным образом выросший пшеничный колос – явление природы, а хлебное поле над созданием которого потрудился крестьянин – явление сельскохозяйственной культуры; естественный овраг – природа, а выкопанный котлован для возведения здания есть проявление геотехнической культуры строителей.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения:

  • возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
  • образование, воспитание, развитие;
  • поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Технология как основа основ технологической культуры

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому, различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры.

Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. В первую очередь необходимо выяснить, в чем сущность технологической культуры? Для этого необходимо определить содержание понятия «технология».

Технология – понятие многозначное

Термин технология появился в XVIII в., хотя со времени возникновения человеческой общности люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинского слова techne – искусство, мастерство, ремесло и logos – наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как практическую деятельность человека и общества, а с другой – как науку.

Термин «технология» имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что «технология» означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы.

Современное понятие «технология» рассматривается в трех единых ипостасях.

  • Во-первых, это интегрированная область практических знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека.
  • Во-вторых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т.е. наука о способах преобразовательной деятельности человека.
  • В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности (таблица 1).

Таблица1. Виды технологий

Технологические революции и технологические уклады

На протяжении своей истории человечество пережило две технологические революции, связанные с радикальным изменением технологий производства. Первая – аграрная (сельскохозяйственная за 9,5–6 тыс. лет до н.э.), которая характеризовалась созданием технологий земледелия и скотоводства. Вторая – индустриальная (промышленная в XIX в.), завершившаяся появлением технологии конвейерного производства.

Вторая половина XX в. и начало XXI в. характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе, высоких, наукоемких, материалосберегающих и энергоэффективных технологий.

Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда – общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства – обществу «синих воротничков».

Термин «технология» стал прилагаться не только к описанию материальных преобразований, но и энергетических, информационных и социальных. Никого не удивляют такие понятия, как «социальные технологии» и «педагогические технологии».

Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства (в 3 раза с 1990 г. по 2010 г.). Этот рост продолжается и в настоящее время.

Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой населением.

Согласно прогнозам, к 2020 г. доля занятых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в развитых странах составит не менее 50% от общего числа работающих, а на заводах и фабриках останутся от 5% до 10% населения. Основным же средством существования становится обработка информации в той или иной форме.

В XXI в. подавляющее большинство населения будет трудиться в сфере обслуживания, включая просвещение и здравоохранение, и в области информации, науки и культуры. Даже на фермах и в промышленности больше тружеников будет заниматься обработкой информации, нежели возделыванием земли и работой на поточных линиях.

Ученые-экономисты полагают, что передовые развитые страны вступили в фазу VI технологического уклада. Наиболее простое определение технологическому укладу (ТУ) дал Ю.В. Яковец: «Это несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип».

Что это означает?

Начиная с промышленной революции в Англии, в мировом технико-экономическом развитии можно выделить периоды доминирования 6-ти последовательно сменявших друг друга ТУ, включая вступивший в настоящее время в фазу роста информационный ТУ.

I уклад (1785–1835 гг.) возник на основе развития технологий в текстильной промышленности и широком использовании энергии воды. Хотя в это время уже имелись паровые машины, но широкого применения они еще не получили.

II уклад (1830–1890 гг.) относится к эпохе ускоренного развития транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство) и возникновению механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

III уклад (1880–1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе применения стального проката, новых открытий в области химии.

IV уклад (1930–1990 гг.) появился как результат дальнейшего развития энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программное обеспечение для них, радары. Атом используется в военных и, затем, в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии.

V уклад (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

VI технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В рамках VI технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет совершенствоваться атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

Понятие о критических технологиях

Выступая на XIX экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Президент нашего государства В.В. Путин неоднократно затрагивал вопрос о технологиях, технологическом развитие страны и формировании технологического уклада экономики. В число «технологий, важных для будущего» наш лидер обычно включает технологии, используемые в энергетике, информатике и телекоммуникациях, в основных производственных процессах и области охраны окружающей среды, на транспорте, в процессах управления.

В США, странах ЕС и Японии такие технологии получили наименование «критических». Основные из них перечислены в таблице ниже:

Наименование технологического направления

Страна-лидер технологического направления
1. Технологии новых материалов США
2. Микроэлектронные технологии Япония
3. Оптоэлектронные технологии США, Франция
4. Лазерные технологии США
5. Радиоэлектронные технологии США
6. Компьютерные технологии США, Япония
7. Информационные технологии США, Япония
8. Ядерные технологии Россия, США, Япония
9. Технологии промышленного оборудования Германия
8. Технологии двигательных установок космических систем Россия, США
9. Технологии энергетики и энергосбережения Германия
10. Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов США
11. Биотехнологии Япония
12. Уникальная экспериментальная база США
13. Технологии обеспечения экологически чистой среды обитания Япония

*Таблица составлена по материалам аналитического обзора Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (ассоциация «МВТК»).

Как мы видим, процесс развития критических технологий в разных странах различен и неравномерен.

Одни страны – передовые в технологическом развитии, держат в своих руках основные технологии и обеспечивают себе устойчивое положение на международных рынках готовой продукции как гражданского, так и военного назначения. Это дает им возможность занимать доминирующее положение в мире. Другие – имеют стремление придать более динамичный характер своим национальным технологическим программам, направленным на сокращение отставания.

Являясь государствами передовыми в технологическом отношении, США и страны ЕС имеют приоритетные государственные программы по развитию «критически важных технологий», с помощью которых осуществляются регулирующие функции государства в сфере развития высоких технологий, и обеспечивается государственное финансирование концептуальных, базовых технологий.

Например, в США регулярно на уровне рассмотрения Конгрессом страны и последующего утверждения президентом формируется перечень «критически важных технологий», а затем из федерального бюджета выделяются необходимые средства для их развития.

В соответствии с принятой в 1976 г. в США «Концепцией национальной технологической безопасности», страна должна занимать ведущие позиции в области достаточно большого числа «критически важных технологий», – в целях сохранения способности выдвижения в безусловные лидеры на критически важных направлениях, обеспечивающих достижение национальных стратегических интересов.

Для осуществления необходимых исследований в США создан Институт критических технологий и, кроме того, каждые два года проводится широкомасштабная аналитическая работа, посвященная уточнению перечня выбранных приоритетов, но основной выбор остается за ведомствами министерства обороны (Пентагоном) и Министерства торговли.

Конгрессом США определена следующая градация важности систем военных критических технологий:

  • -часть первая «Технологии систем важных военных технологий»;
  • -часть вторая «Технология для оружия массового поражения»;
  • -часть третья «Разрабатываемые технологии».

Для справки: в 2013 г. по части третьей планировалось более 1,5 тыс. разработок. Наглядно это выглядит как 24 солидных книги, изданные Конгрессом США.

В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом, и не обладают тем же запасом прочности, как в науке.

Отстать в развитии критических технологий, являющихся основой технологической базы стран – означает отстать в общечеловеческом прогрессе. Именно на это рассчитывают США и их партнеры, вводя политику технологических санкций против России.

Общие начала технологической культуры

Технологическая культура определяет мировоззрение, самопонимание и самоорганизацию современного человека. Ведь под универсальными культурами мы понимаем системы общепонятных принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура

Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами.

Вторая универсальная культура – космологическая, расцвела в период средней природной цивилизации. Ее понятие сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями.

Понятия и определения третьей антропологической культуры характерны для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений.

Начинается активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры. Здесь стоит учесть два фактора.

Первый – вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывалые масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым.

Второй – среда обитания человечества – Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; укоренившееся в сознании «царя природы» потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

Особенности технологической культуры

Утверждение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito Ergo Sum) стало свидетельством прогресса в европейской философии Нового времени. Но в конце XX в. центр культурной динамики постепенно приобрел тенденцию сползания из духовной культуры в культуру технологическую. Процесс этот продолжается и поныне.

Идеолог технологической культуры Ли Бо-Цун придает утверждению Декарта новое значение – под его влиянием в китайской философии было сформулировано утверждение:

«Я создаю, Я использую вещи и, следовательно, Я существую».

Это выражается в том, что технология становится важнейшим фактором, определяющим развитие всех сфер культуры и общества в целом – от искусства и массовых коммуникаций, до бизнеса и политики.

Если духовная и социальная культура нацелены на создание идеалов и ценностей, то технологическая культура концентрируется на том, что и как надо сделать.

Современная технологическая культура сугубо рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами.

Технологическая культура носит в основном утилитарный характер. Ее главный принцип – польза.

Три основных компонента технологической культуры

Технологическая культура складывается из трех основных компонентов: техники, науки и инженерии.

Что мы знаем о роли техники в технологической культуре?

С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, и, следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.

С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Каков потенциал научного компонента в технологической культуре?

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.

Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук, и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук.

При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. Если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далеко стоящие друг от друга.

Каковы позиции инженерии в технологической культуре?

Термин «инженерия» заимствован из французского (ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому ingenium – ум, способности, изобретательность. В истории инженерами изначально назывались военные инженеры. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI в. в Нидерландах применительно к строителям мостов и дорог и отличало их от военных инженеров.

Уже от этого сочетания произошел термин «гражданская (строительная) инженерия», в настоящее время распространенный во многих языках мира. Под ним понимается профессиональная инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов.

Исторически традиционная область инженерной культуры – изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений.

Инженер от возникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии.

Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы ее традиционной сферы. Одним из проявлений этой тенденции в современных условиях становится проектирование больших технических систем, охватывающее разнообразные аспекты их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника).

Системное проектирование окончательно разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов – геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией, которая все больше становится средством решения проблем, возникающих в разных областях практики.

Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами.

Структура или 5 столпов технологической культуры

Понятия Определения
Технологичес­кое мировоззрение Составная часть научного мировоззрения, в основе которого лежит система технологичес­ких взглядов на мир (природу, общество и чело­века)
Технологичес­кое мышление Мыслительная способность человека к пре­образовательной деятельности по созданию ма­териальных и духовных ценностей
Технологичес­кое образование Организованный процесс и результат обуче­ния и воспитания с целью формирования готов­ности к преобразовательной деятельности
Технологичес­кая эстетика Эстетическое отношение к средствам, процессу и результатам преобразовательной дея­тельности
Технологичес­кая этика Способность оценить соответствие создавае­мых техносистем нормам этического партнерства

Бегло рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.

Технологическое мировоззрение есть система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения технологического мировоззрения заключаются в следующих постулатах.

На современный мир надо смотреть всесторонне, воспринимая его во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы. Каждый человек должен осознавать ответственность за последствия своих действий против природы и общества, а применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде.

Каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире, и не знать его – опасно и даже преступно, а выбор способа производства должен определяется не результатами деятельности, а социальными, экономическими, экологичес­кими, психологическими, этическими и другими факторами и последствиями его применения.

Технологическое мышление - это нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт. Оно предполагает комплексный, многоаспектный характер знаний.

Цель технологического мышления в познании и изменении окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств.

Технологическое образование подразумевает организацию процесса обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готов­ности человека к преобразовательной деятельности.

Структуру технологического образования органично составляют три модуля:

  • -технологические знания есть основной показатель готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Они базируются на общих базовых понятиях технологий и углубленном изучении отраслевых технологий;
  • -технологические умения это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний. Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и выбора различных технологических операций и творческих проектов.
  • -технологически важные качества это личностные возможности человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

Особо высоко ценится стремление к постоянному самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию.

Технологическая этика есть оценка создаваемых техносистем с позиции их соответствия нормам этического партнерства.

Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на разделы: биоэтику, информационную и коммуникационную этику, экономическую этику, инженерную этику, демографическую (или демологическую) этику.

Технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.

Технологическая эстетика или дизайн определяет эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.

Знания в области технологической эстетики (дизайна) носят сугубо специфический характер. В настоящее время выделилось целое научное направление дизайна, а профессия дизайнера очень и очень престижна.

Промежуточный вывод

Развитие понятия «технологическая культура» на прямую связано с потребностью изучения, анализа и воздействия на множество негативных для человека и окружающей его среды последствий непродуманного, а проще говоря, варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей.

Так, интенсивное использование человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств, то есть компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и других «дитяток» научно-технической революции на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что технологическая культура есть органическая часть общей культуры, которая стремится объединить достижения технических и гуманитарных наук, а также применять интегрированные принципы не только в целях изучению экономического, социального и общественного пространства, но и решать задачи по его активному обустройству в соответствии с целями общественного развития и самим смыслом человеческого существования.

Технологическую культуру необходимо оценивать и анализировать как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений. К великому сожалению хвалится здесь нечем. Достаточно сказать, что на производство одной пищевой калории в США расходуется 10 тепловых калорий, а в нашей стране – более 23 калорий.

При огромных стратегических ресурсах сырья и энергии России предстоит неизбежная технологическая перестройка, которая обусловлена низким уровнем современной технологической культуры, затрудняющим использование этих ресурсов.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека. Именно от наших знаний, умения и творческих способностей зависит и наше благосостояние и дальнейшее процветание нашей Родины.

Продолжение следует