Сытин иван дмитриевич - биография. Сытин иван дмитриевич - биография Типо литография сытина на пятницкой

Это производственное здание с фигурными аттиками и полукруглыми окнами - типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Но здесь использовали интересный элемент - завершение торцевой стены декоративной парапетной стенкой, которая также препятствовала распространению огня на соседние здания. Саму типографию Сытин создал в 1876 году.

Наша маленькая литография, открытая в 1886 году, росла, как молодое деревцо. Любо было смотреть, когда привезли и поставили первую маленькую машину. А когда машина пошла в ход и заговорила на своем веселом языке, все столпились вокруг и глядели и не могли наглядеться. Мы были, как фокусники в городе: всем было интересно взглянуть, как в этой маленькой мастерской машина фокусы делает и одну за другой печатает картины.
Но через три месяца мы поставили уже вторую машину, такую же веселую да ловкую, а через полгода - и третью…
Дело у нас спорилось и прямо кипело. Заказы были большие - только поспевай готовить, и очень скоро в нашей маленькой мастерской стало нам тесно. Купили мы дом на Пятницкой улице и переехали туда. Все наладили, оборудовали, поставили машины, но прошло немного времени - и опять нам тесно и опять пришлось открывать три маленькие добавочные мастерские… Теперь уже не приходилось вертеть машину руками: уже паровая машина работала. А через три года опять переехали - в наш второй дом и поставили первую ротационную машину… А скоро к ротационной машине добавили еще редкий экземпляр двухкрасочной машины, выписанной из Австрии для печатания отрывного календаря. Так и сдвинулись мы с места… С каждым годом мы все обрастали, и все чаще прибывали из-за границы новые и новые машины. Казалось, конца не будет этим машинам. Уже вокруг них образовался огромный человеческий муравейник, уже рабочие считались тысячами, а машины все прибывали. Уже немыслимо было соединить дело в одном месте, уже работа кипела в трех местах в Москве, а четвертое наладилось в Петербурге… И не какое-нибудь, а целый городок вырос вокруг наших машин.

В 1905 году типография стала одним из центров Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Ее работники отпечатали номер «Известий Московского Совета» с призывом начать вооруженное восстание. Главный корпус типографии сожгли, а сам Сытин спасся от ареста и пули в Петербурге. В огне погибло все оборудование и запасы бумаги, но уже через год Сытин восстановил производство.

Здесь поэт Сергей Есенин, живший тогда в Большом Строченовском переулке, в 1913 году работал подчитчиком - помощником корректора. В этом здании он познакомился со своей первой женой - корректором Анной Изрядновой.

После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году Сытину назначили персональную пенсию и выделили двухкомнатную квартиру на улице. А типографию на Пятницкой переименовали в «Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знамени Первую образцовую типографию им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР».

Говорят, что... ...в 1930-х в бывшую Сытинскую типографию на Пятницкой к своим приятелям зашел старый наборщик. Между прочим он сказал:
- В любой книге при желании можно обнаружить опечатку. Пусть самая незначительная, но она всегда найдется.
- Хорошо, а сколько времени тебе на это потребуется?
- Самое большее - час.
- Давай поспорим на литр водки. Мы тебе дадим книгу, и если ты в течение часа найдешь опечатку, мы тебе ставим литр. Если не найдешь, ты нам ставишь. Идет?
- Идет, - сказал старый наборщик.
Тогда молодые коллеги, посмеиваясь, открыли сейф и вытащили оттуда сверток. Это была уникальная книга - напечатанная в единственном экземпляре золотой краской на лучшей бумаге недавно принятая «сталинская конституция». Предназначался этот уникальный экземпляр для витрины в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Разумеется, там было выверено все до последней запятой. Старый наборщик тщательно вымыл руки, уселся за стол и развернул пергаментную бумагу... И не успели его приятели дойти до двери, как услышали голос старика:
- Постойте, постойте...
И он указал им на титульный лист, где в слове «ГосполиТиздат» вместо первой буквы «т» была напечатана буква «п»... Легко вообразить, что бы произошло, если бы «сталинская конституция» с подобной опечаткой попала на витрину выставки.

Я вспомнил эту старину, этот зародыш единения книгоиздателя и автора. Связь эта уже расширилась и укрепилась. Пожелаем, чтобы мысли И. Д. Сытина, высказанные им в его юности, были заветом для его многочисленных сотрудников в широко развивавшемся издательском предприятии.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 129–131.

М. Соловьев. И. Д. Сытин

Я знал И. Д. Сытина с 1877 года, когда он был еще заведующим книжной торговлей П. Н. Шарапова. В 1876 году в сентябре Сытин открыл в Москве литографию на имя П. Н. Шарапова на Воронухиной горе, близ Дорогомиловского моста, в доме Кравцова, куда я поступил в январе 1877 года в качестве рисовальщика по камню. Вначале производство было небольшое, литография имела помещение в три комнаты с одной литографской машиной. Небольшая квартира Сытина помещалась рядом с литографией, так что мы, мастера, имея тут же стол и квартиру, постоянно встречались с семьей Ивана Дмитриевича и чувствовали себя как бы членами ее благодаря доброму и заботливому отношению к нам супруги Ивана Дмитриевича Евдокии Ивановны. После занятий, по вечерам, иногда Сытин приглашал нас, мастеров, к себе, и за чайком обсуждались наши текущие и будущие дела.

Вставал Сытин рано, разрезал картины, завязывал их в пачки и увозил в город в лавку. Каждую свободную минуту он посещал литографию, обходил мастеров, смотрел, что сделано, указывал, что и как нужно делать. По вечерам, в общей беседе Иван Дмитриевич нередко посвящал нас в торговые дела, сообщал нам, что картины наши идут хорошо, покупателям нравятся, сокрушался, что мало разнообразия, но с одной машиной трудно было что-либо сделать большее.

Но вот объявлена турецкая война . Нужны стали военные картины и книги. С удвоенной энергией принялся Сытин за дело, приглашал художников для составления оригиналов. Усиленный спрос на картины заставил заказать новую литографскую машину.

Приходилось мне видеть Ивана Дмитриевича в лавке среди его покупателей. Покупатели были по большей части офени, не знающие, чем им торговать и что им нужно, многие из них были неграмотные и о достоинстве книги судили но обложке.

Отношения их к Сытину основывались на доверии, и частенько приходилось слышать, как офеня, обращаясь к Ивану Дмитриевичу, говорил: «Мне нужно товара на сто или на двести рублей, ты уж подбери мне книги и картины, пожалуйста, получше, ты ведь лучше знаешь, что мне надо». Он подбирал умело и многим даже отпускал в кредит, и офеня, уезжая в дальние города, разносил славу о Сытине по всей России. Для каждого покупателя находилось у Ивана Дмитриевича время поговорить о торговле, о том, какой товар где лучше идет. А то, бывало, идет с ними в трактир чай пить и угощает их, как хороших и добрых друзей. Офени так любили Сытина, что по приезде в Москву первым долгом спешили выразить благодарность ему лично от себя и от читателей провинциальной России, уплатить долг и сделать новый заказ.

Благодаря такому отношению офени шли без конца и дело книжное и картинное развивалось быстро.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 135–136.

Вл. Ив. Немирович-Данченко. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый Иван Дмитриевич!

Все культурные дороги устремлены к одной цели - к утверждению духовной красоты. По всем культурным дорогам, как бы ни были разнообразны их средства, идет непрерывная расчистка путей, запущенных невежеством, засоренных злоё волей темных сил, и на всех слышны отзвуки того, что творится на каждой в отдельности, везде чувствуется, как бьется у соседа пульс энергии, таланта, мучительной борьбы и радостных достижений.

И учреждение художественное, как всякое учреждение с просветительными целями, не может остаться безучастным к Вашему чествованию, когда подводятся итоги Вашей большой, трудной деятельности, Вашего полувекового служения печатному слову.

Принося свой привет Вам, глубокоуважаемый Иван Дмитриевич, Товарищество Художественного театра выражает искреннее пожелание здорового, свободного процветания делу, которому Вы отдали горячий, неустанный труд всей Вашей жизни.

Вл. Ив. Немирович-Данченко

Печатается по оригиналу (Архив И. Д. Сытина)

А. Южин. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич!

Больше, чем Вы думаете, артисты Малого театра, от имени которых я имею высокую честь Вас приветствовать, обязаны Вам и всей Вашей громадной культурной деятельности в области своего специального дела. Не только одну пользу, не только одни реальные блага знания и просвещения Вы даете народу в течение Вашей глубокоплодотворной 50-летней работы. Вы приблизили широкие массы русского общества к идеалу духовной красоты, которой мы служим, по мере наших сил и возможностей всю нашу жизнь по заветам лучших людей в этом старейшем культурном театре Москвы.

Всегда чутко, начиная с нашего прародителя Щепкина, мы на сцене Малого театра прислушивались к голосу народной отзывчивости, к тому, что происходило.

Незабвенный Островский сблизил широкие народные массы с тем избалованным театральным залом, который довольствовался раньше французскими мелодрамами и переводными водевилями.

Все глубже и глубже величайшие титаны русского искусства уходили в народную глубь и оставляли своим преемникам свои священные заветы. Вы, Иван Дмитриевич, с другой стороны стали действовать. Вы двинули Вашей необъятной, огромной деятельностью эти массы к вершинам света и красоты.

Вот за это долгое сотрудничество Ваше, за эту неоценимую помощь, глубоко чувствуемые каждым артистом, которые Вы оказали в слиянии Ваших задач красоты с потребностями народа, позвольте от имени всех моих товарищей по Малому театру принести Вам низкий поклон и горячий привет.

А. Кони. И. Д. Сытину

Пятьдесят лет трудовой деятельности - это, в сущности, целая жизнь. А жизнь прожить - не поле перейти. Да и поля бывают разные: на одно вступается беззаботно и идется по нему безмятежно, но в конце его не на что оглянуться - таким оно представляется однообразным и бесцветным. Путь по другому тяжел и требует не только твердого глаза, но и настойчивой воли. Он богат рытвинами и камнями, на нем легко споткнуться и, упав, безнадежно махнуть рукой на дальнейшее следование. Зато как иногда отрадно, пройдя последний путь, оглянуться назад и почувствовать, что это была не бесцельная прогулка, а тяжелый, но плодотворный труд, благодаря которому узенькая тропинка обратилась в широкую дорогу, по обе стороны которой колышется и зреет цветущая нива. Вы, Иван Дмитриевич, именно так прошли свое поле и можете со справедливой гордостью оглянуться сегодня назад, сознавая многостороннюю пользу, принесенную Вами распространением до самых глубин народной жизни Ваших изданий, служащих знанию, искусству и собирательному творчеству народного гения. Много усилий, борьбы и предприимчивости нужно было для этого, и можно лишь радоваться, что пятидесятилетие застает Вас бодрым и не складывающим оружие. Позвольте же вместе с душевным поздравлением выразить Вам искреннее пожелание, чтобы еще на много лет сохранилась эта бодрость и продолжалось Ваше служение просветительным целям. Очень сожалею, что продолжительная и упорная болезнь лишает меня возможности Вас лично приветствовать.

Ивана Сытина называли первым гражданином земли Русской. Вдумайтесь: он издал около полумиллиарда книг. Сытин владел девятью газетами и двадцатью журналами, включавшими такие известные, как «Вокруг света», «Русское слово», «День», «Нива», «На суше и на море». Сеть его книготорговых и писчебумажных магазинов раскинулась от Варшавы до Иркутска. В городах он откупил лучшие места для продажи газет. На станциях 28 крупных железнодорожных магистралей держал 600 киосков.

На рубеже XIX и XX веков не было в России ни одного барского особняка, ни одной крестьянской избы, ни ведомства, ни школы, где его имя не произносилось бы с почтением. Поскольку именно он, Иван Дмитриевич Сытин, первым в империи стал печатать книги ценой в 1 копейку. И вопреки ученым прогнозам и обывательской косности сотворил невозможное - встряхнул, растормошил глубинку, приохотил эту колоссальную инертную массу к чтению.

Сытин был всеохватен, как Бог. В 1901–1910 годах «Товарищество И. Д. Сытина» в прямом смысле слова завалило Россию своей продукцией. Одних лишь учебников вышло 369 наименований, числом 4 168 000 экземпляров. Духовно-нравственных изданий - 192, числом 13 601 000 экземпляров. Не перечесть лубков, букварей, календарей, словарей, беллетристики, публицистики, научно-популярных и детских книг.

Даже гибельная волна плебейского беспредела, накрывшая страну в 1917 году, не сразу ввергла в пучину ту могучую флотилию, которую этот честолюбивый самородок построил «с нуля» и повел к новым берегам. После Октябрьского переворота большевики национализировали головные сытинские типографии, закрыли газеты, в частности «Русское слово», за резкое принципиальное осуждение захвата власти в Петрограде. Оставив Москву, бесстрашный издатель пробился к Ленину, который, выслушав его, прищурился: «Все дела подлежат национализации, батенька!»

Сытин ахнул: «Мое дело - я сам! Может, вы и меня национализируете?»

Вождь улыбнулся: «Вы сможете жить и работать, как работали. И жилье вам оставим, и по возрасту пенсию дадим, если вы не против нас и намерения у вас искренние».

Сытин протянул Ленину свои мемуары: «Вот, извольте видеть - "Жизнь для книги"».

В Москву он вернулся окрыленный. Но в типографию, его типографию на Тверской улице, дом 18, Сытина не пустили: там уже печатались правительственные газеты «Известия» и «Правда». Для человека, который, как определил Моссовет, долгие годы «отравлял своими лубками русский народ», путь в общенародное будущее оказался закрыт.

«Я вышел из школы ленивым»

Сытин родился в 1851 году, в семье экономических крестьян Костромской губернии. Его отец, волостной писарь, попивал, уходил из дома, неделями где-то скитался и в итоге потерял работу. Ваня, старший из четырех детей, учился в сельской начальной школе, о чем вспоминал без восторга: «Школа была одноклассная, преподавание - полная безалаберность, временами строгость с наказаниями поркой, постановкой на колена на горох и подзатыльниками. Учитель появлялся в классе иногда в пьяном виде. В результате всего этого была полная распущенность учеников и пренебрежение к урокам. Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге...»

Университетского образования Сытин не получил. Двенадцатилетним подростком помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. Двумя годами позже его определили «мальчиком» в книжную лавку купца-старообрядца Петра Шарапова, издателя лубочных картинок.

«Я был велик ростом и здоров физически, - писал Сытин. - Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром - приносить с бассейна воду, из сарая - дрова, выносить на помойку лохань и отбросы».

Став правой рукой престарелого купца, Сытин в 25 лет выгодно женился на дочери кондитера Евдокии Соколовой и взял в приданое четыре тысячи рублей. Годы спустя аскетичная Евдокия Ивановна, будучи супругой миллионера, и не думала перестраиваться на буржуазный лад, не балуя ни себя, ни домочадцев. За обедом подавала щи, жаркое и компот. Ужин - из остатков обеда. Если хозяин хотел попить чайку, то шел в соседний трактир.

Итак, прибавив к приданому еще три тысячи взятых взаймы рублей, Сытин в 1876 году выписал из Франции новейший литографский станок и открыл близ Дорогомиловского моста собственную мастерскую. Заграничная машина сама красила листы в пять красок. До этого лубки раскрашивались вручную в три краски - иначе замучаешься. Но вознестись над уровнем подобных ему владельцев лубочных издательств Сытину помогла Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

«В день объявления войны, - вспоминал он позже, - я побежал на Кузнецкий Мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть ее, с обозначением места, где русские войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: "Для читателей газет. Пособие". Весь тираж мгновенно раскупили. В течение трех месяцев я торговал один. Никто не думал мне мешать».

В 1879 году, рассчитавшись с долгами, Сытин приобрел собственный дом на Пятницкой улице, где поставил уже два литографских станка. Дело быстро ширилось, сытинские лубочные картинки шли нарасхват.

От лубка к Пушкину

В 1882 году он образовал книгоиздательское и книготорговое товарищество «Сытин и К°» с капиталом в 75 тысяч рублей. А в следующем году открыл у Ильинских ворот на Старой площади в Москве собственную книжную лавку.

Своей известностью Сытин обязан отнюдь не редкому везению, не чуду, не тому, что стал символом коммерческого преуспевания. Он раз и навсегда покончил с тенденцией, согласно которой литература высокая была доступна лишь тонкой прослойке общества - грамотной и обеспеченной. Произведения русских классиков продавались исключительно в крупных городах и за баснословные деньги.

Литературно-художественный сборник, посвященный 50-летию издательской деятельности И. Сытина. Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1916 год

Читательские вкусы основной массы крестьянства питались изданиями иного сорта. Среди дешевых книжек, доставляемых в деревни ходебщиками-офенями, на первом месте стояли поминания заздравные и заупокойные, молитвенники и жития святых. Затем шла духовно-нравственная литература вроде «Смерти закоренелого грешника», «Толкований Апокалипсиса», «Страшного суда». Нарасхват шли сказочные повести: «Еруслан Лазаревич», «Бова Королевич», а также песенники, письмовники, сонники и календари. Находили сбыт исторические романы: «Параша-сибирячка», «Юрий Милославский», «Битва русских с кабардинцами».

«Какая страшная масса всякого печатного хлама разносится и развозится по всем концам Руси!» - возмущался крестьянин-самоучка Иван Голышев.

Сытин же отмечал: «Хотя работа над лубочной книгой и составляла мою профессию с детских лет, но все изъяны Никольского рынка я хорошо видел. Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы и как переплелись в нашем деле добро и зло, красота и безобразие, разум и глупость». Единственный из лубочных издателей, он решился вырваться из этой своей написанной на роду лубочности и вырвать заодно сограждан.

Затея упиралась прежде всего в экономические параметры: чтобы находить сбыт в народной среде, книге следовало оставаться очень дешевой. Доход лубочного издателя с рубля не превышал 10-15%. При таких размерах прибыли о привлечении к выпуску книг для крестьян профессиональных писателей и художников, получавших по 100 рублей за лист, не могло быть и речи. Чтобы увеличить гонорары в десять-двадцать раз, требовалось многократно поднять тиражи изданий. Впрочем, сама эта идея принадлежала не Сытину.

В один из осенних дней 1884 года в его лавку зашел молодой человек. «Моя фамилия Чертков», - представился гость и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Лескова, Тургенева и толстовские «Чем люди живы». Владимир Чертков, публицист, близкий друг Льва Толстого, спросил Сытина, не согласится ли тот издавать «более содержательные книжки для народа», причем обязательно в одну цену с дешевой литературой. Посредничество между авторами и Сытиным он берет на себя.

Книгоиздатель с охотой откликнулся, хотя понимал, на какой риск идет. Их совместное с Чертковым и поддержанное Толстым издательство «Посредник» на первых порах носило благотворительный характер. Авторы - Гаршин, Лесков, Григорович, Успенский, Чехов - считали долгом писать специально для «Посредника», не требуя гонорара. Однако спрос на их произведения был таков, что издание почти не покрывало затрат. Тем не менее Сытин продолжил начатое дело. В 1887 году он издал несколько десятков сочинений Пушкина общим тиражом в миллион экземпляров. В том числе восьмикопеечное однотомное собрание объемом в 975 страниц.

Эта и другие книги печатались мелким шрифтом на плохой бумаге, зато имели твердые переплеты.

Госиздат и Совнарком

«Кругом пустыня, девственный лес, - писал Сытин о состоянии книжного рынка образца 1880-х годов. - Все было окутано мраком бескнижия и безграмотности». Освоение пустыни он начал с создания сети распространителей. Издатель привлек к себе невиданным тогда новшеством - кредитованием. Избранным распространителям, зарекомендовавшим себя трезвыми и толковыми людьми, Иван Дмитриевич выдавал литературу авансом. Торговали они с коробов - Сытин не только целенаправленно формировал ассортимент короба, но и учил книгонош тому, как лучше раскладывать товар на прилавке.

Сытин действовал под негласным девизом «Дешево и качественно». Огромные тиражи позволяли не прибегать к займам. Смешные цены поражали современников. Известен случай, когда ему предложили издать полное собрание сочинений Гоголя по 2 рубля за книгу, пятитысячным тиражом. Сытин надвинул очки на лоб, быстро что-то высчитал на бумажке, потом сказал: «Не годится, - издадим 200 тысяч по полтиннику». Он покупал только новейшее типографское оборудование, привлекал к сотрудничеству лучших художников, наборщиков. Еще одной его находкой стали книжные серии. «Книгу надо выпускать не одиночкой, а группами, библиотеками... так ее скорее заметит читатель», - говорил он.

Свой бизнес Сытин укрупнял по всем правилам ведения рыночных войн. Неутомимо отслеживая конъюнктуру, безжалостно расправлялся с конкурентами, сбивая им цены, а затем и съедая их фирмы. Так он легко обанкротил и перекупил лубочное издательство Коновалова. Так выиграл непростую схватку у монополиста на рынке календарей Гацука. Так в 1914 году поглотил мощное издательство «Товарищество Маркса», после чего его годовые обороты достигли 18 миллионов рублей.

С «фабрикантом» Сытиным связаны события, типичные для тогдашних российских реалий. В 1905 году, подсчитав, что знаки препинания составляют около 12% набора, он решил платить наборщикам только за набранные буквы. Последовали ответные требования - сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату. Сытин уступил, но свой приказ насчет знаков препинания оставил в силе. Начавшуюся 11 августа стачку подхватили на других предприятиях. Как говорили после в петербургских салонах, Всероссийская стачка 1905 года произошла из-за «сытинской запятой».

Или вот сообщение газеты «Новое время» от 13 декабря 1905 года: «Сегодня на рассвете сгорела типография Сытина на Валовой улице. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей. В типографии забаррикадировались до 600 дружинников, преимущественно рабочих печатного дела, вооруженных револьверами, бомбами и особого рода скорострелами, называемыми ими пулеметами...»

В 1916 году Москва с помпой отмечала полвека книгоиздательской деятельности Сытина. В Политехническом музее издателя чествовал весь цвет творческой интеллигенции обеих столиц. Выпущенный по случаю иллюстрированный литературно-художественный сборник «Полвека для книги» подписали Горький, Куприн, Николай Рерих.

Отдельная история - о том, как Чехов подвигнул его на создание первой в России популярной массовой газеты. Вложившись в 1890-х годах в неприметную московскую бульварную газету «Русское слово», Сытин получил «Левиафана русской прессы» и «фабрику новостей». Тираж с 30 тысяч экземпляров вырос до 700 тысяч в 1916 году, редакция обзавелась сетью собственных корреспондентов в городах. Все происходившее в губерниях отражалось на страницах с такой оперативностью, что председатель Совета министров Сергей Витте изумлялся: «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства».

После октября 1917 года нишу Сытина как издателя массовой литературы заняло государство. Книгоиздатель, по его словам, превратился в «подотчетного исполнителя» Госиздата, который указывал «что печатать, в каком количестве и какого качества». Какое-то время он еще работал консультантом по вопросам снабжения при главе Госиздата Вацлаве Воровском, но болезни и старческая немощь постепенно брали над ним верх.

Сытинская типография на Пятницкой улице функционировала под его именем до 1920 года, издавая брошюры с коммунистической пропагандой. Затем ее переименовали в Первую государственную. В октябре 1927 года Совнарком назначил Сытину персональную пенсию в 250 рублей в месяц. До своей смерти от пневмонии в ноябре 1934 года великий книжник жил с семьей в крошечной квартире на Тверской.

Далее в рубрике Исследователь российской коррупции Елена Панфилова рассказала, что такое незаконное обогащение и какими методами борьбы с ним располагает современный мир