Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия. Как устроен мемориал «Родина-мать Вид с родины матери

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

Скульптура «Родина-мать зовет» - это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она является одной из самых высоких статуй мира, о чем свидетельствует запись в .

Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте.

Сначала посмотрим, из чего сделана наша Родина-мать, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-матери. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.



Технические данные скульптуры. Скульптура сделана из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров (большая его часть скрыта под землёй). Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 000 тонн).

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость скульптуры поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают .

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

Крепление вертикальных тросов:

Крепление тросов правой руки с мечом:

За натяжением тросов следят специальные датчики:

А эта конструкция следит за колебаниями:

Лаз в правую руку скульптуры «Родина-мать зовет»:

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

Редкий шанс встать монументу поперек глотки:

«Добро пожаловать в голову», - говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

А это отличные фотографии периода строительства монумента:

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру - избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Скульптура "Родина-Мать зовет!" - основной монумент памятника ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде зачаровывает. Уникальная конструкция, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса, признанное чудо России. Таких памятников больше нет ни в нашей стране, ни в мире. А в момент строительства монумента о подобных технологиях строительства даже не знали, и многое придумывалось "на лету".
Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают даже не виды, а само ощущение от возможности побывать в таком месте.

"Мать-Родина" внутри не пустая, а с огромным количеством небольших помещений размером 3х3 метра, для устойчивости монумента весом в восемь тысяч тонн, который к тому же не прикреплен к с своему 2000-тонному 16-ти метровому фундаменту и держится как фигура на шахматной доске под силой собственной тяжести.

Внутри статуя пронизана стальными тросами, которые поддерживают жесткость скульптуры. Всего их 119 и каждый из тросов способен выдержать нагрузку в 60 тонн.

Периодически тросы подтягивают, изменяя напряжение. На каждом тросе установлены датчики, контролирующие его работу.

Вопреки домыслам, внутри статуи нет лифтов и других удобств - лестница на высоту 52 метра насчитывает 203 ступени и 11 ярусов.

На некоторых ярусах стальные тросы, удерживающие статую, заканчиваются и начинаются новые.

Информация со специальных датчиков, расположенных внутри статуи, стекается в единый информационный центр, расположенный также внутри статуи, и эта информация еженедельно снимается специалистами специализированного института, наблюдающего за состоянием монумента.

Наиболее сложные конструкции находятся на уровне груди статуи, где все те же стальные тросы удерживают громадное напряжение и стягивают руки монумента.

Больших технических помещений внутри статуи всего два - в районе груди и в голове "Мать-Родины!". Там же расположена сложнейшая аппаратура, учитывающая малейшие колебания железобетонной конструкции.

Один из самых распространенных мифов о величайшем монументе - после его открытия внутри потерялся человек - не больше чем красивая легенда. Конечно, при желании заблудиться там можно, учитывая огромное количество маленьких клетушек и проходов, но желание заблудиться должно быть крайне сильным. А вот лаз в правую руку монумента, несмотря на маленький размер выводит в огромное помещение, где вполне может поместиться легковой автомобиль...

Здесь же в окружении приборов мы оставляем сковывающие движения вещи.

Кстати громко говорить внутри статуи не принято. Видимо из-за эха...
Внутри статуи нет никаких деревянных конструкций. Это лишь следы старой опалубки, которые сохранили бетонные стены. Кое-где через почти полвека даже остались щепки.

Внутри монумента повсюду предупреждающие таблички, и на каждом ярусе находятся огнетушители, и порошковая система пожаротушения, которая к счатью не применялась. Да и вообще благодаря надежной эксплуатации ЧП за 47 лет не было.

Внутрь головы мемориала ведет узкий проход в районе горла. Достаточно полному человеку вполне можно повторить известную историю Винни-Пуха.

Зато в голове достаточно уютно и просторно. Даже есть возможность передохнуть и рассмотреть надписи, сделанные нашими предшественниками.

Развеивая еще один миф о монументе - внутри нет никаких смотровых площадок. Из скульптуры, помимо входа у подножия, есть всего три выхода для промышленных альпинистов, которые следят за внешним состоянием статуи. Один из них расположен в голове, а два других - в эфесе меча, который держит "Мать-Родина!".

Наш проводник открывает люк и у нас захватывает дух! Описать словами поражающие чувства нельзя! Это надо пережить!

Вид, открывающийся с рукотворного памятника на Мамаев Курган и Волгоград завораживает...

На руке огромное количество меток, отставленных промышленными альпинистами из группы "Высота 102". Надпись "REBUS" оставлена ими же, зачем - история умалчивает.

Волгоград с высоты птичьего полета - примерно 170-ти метров.

Не сделать фотографию на память в столь уникальном месте, было бы, по меньшей мере, просто глупо...

Хочется сказать слова благодарности за возможность экскурсии администрации музея-панорамы "Сталинградская битва".

Московский реставратор Вадим Церковников заявил: по его расчетам, катастрофа может произойти в любой момент. Однако волгоградские исследователи памятника уверяют, что это всего лишь - слухи. Корреспондент АиФ.ru Надежда Кузьмина встретилась со специалистами, которые осуществляют надзор за легендарной скульптурой «Родина-мать зовет!», побывала внутри памятника и узнала, можно ли сейчас быть уверенным в его безопасности.

Высота скульптуры 52 метра, с мечом - 87 метров. Вес - порядка 8 тысяч тонн. Страшно представить, что эта скульптура когда-нибудь может упасть. Однако смотрители памятника уверяют, что этого никогда не случится. За «Родиной-матерью» ведется постоянный надзор, который осуществляет один из лучших научно-исследовательских институтов в стране - Институт энергетических сооружений «РусГидро».

Все главные наблюдения сотрудники института проводят внутри скульптуры. Простому туристу попасть внутрь невозможно - нужно специальное разрешение.

«Соедините с ногой»

К памятнику «Родина-мать зовет» ведут 200 ступеней. Их ровно столько, сколько дней продолжался бой под Сталинградом, кардинально изменивший ход военной истории. Пока поднимаешься на самую вершину - 102 метра над землей - успеваешь разглядеть скульптуру со всех сторон. Так было задумано авторами проекта ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Евгением Вучетичем и Николаем Никитиным .

Смотритель открывает дверь, ведущую внутрь «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Сотрудник института Ирина Ротермель под контролем смотрителя памятника открывает дверь, которая ведет в сердце «Родины-матери». Вход расположен на значительной высоте, поэтому, чтобы подняться внутрь, необходима лестница. Дверь особенная - защищена от взлома и находится под прицелом видеокамер, так что хулиганам проникнуть в скульптуру не удастся.

«Родина-мать» внутри полая и состоит из отдельных ячеек. По такому же принципу построена и Останкинская телебашня в Москве. Ведь оба эти объекта проектировал один и тот же конструктор - Николай Никитин. Все идеи, которые ему удалось реализовать во время грандиозной стройки в столице, он перенес и на символ победы.

Внутрь скульптуры ведет узкая и очень крутая бетонная лестница, по которой можно подняться в комнату, где расположена аппаратура для наблюдения за здоровьем железобетонной женщины. Это собственная разработка ученых волгоградского научно-исследовательского института.

Внутри скульптуры невероятное количество ходов - в Волгограде шутят, что она- мечта сталкера. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Родина-мать» стянута канатами, - рассказывает директор волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений Геннадий Мажбиц . - Но они, как многие считают, предназначены не для устойчивости. Их цель - создать в скульптуре сжимающее напряжение и повысить долговечность бетона. Ведь бетон - материал, который не любит растягивающих напряжений, для того чтобы он не разрушался, нужна арматура, а чтобы он вел себя еще лучше, его надо предварительно сжать». Канаты внутри монумента появились не сразу.

«Телебашню строили ярусами - построили-стянули канатами, - поясняет Мажбиц. - «Родина-мать» же стояла какое-то время без них: пока их затащили, натянули, поставили на них датчики. Именно они определяют натяжение каната путем вибрации. Датчик срабатывает как молоточек, электромагнитным полем дергает канат, как скрипач - струны, и тут же автоматика переключается на измерение частоты. Человек приходит с ноутбуком, включает, замеряет показания, и компьютер показывает сразу, какой канат насколько натянут».

Раньше в скульптуре была проводная телефонная связь. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Такая проверка занимает примерно полтора часа и проводится еженедельно. Сегодня, благодаря электронике, это может выполнять один человек. В советское время, чтобы следить за скульптурой, нужен был целый штат. Для этого внутри «Родины-матери» была проведена даже телефонная связь: можно было позвонить по телефону, например в голову, ногу, эфес или меч.

К слову, по специальной лестнице можно подняться практически до самого кончика меча в руке «Родины-матери» - это почти 200 метров над землей. Но пускают туда только специалистов института и подготовленных альпинистов. Мне разрешили подняться до макушки железобетонной леди и посмотреть на город ее глазами.

Вид на Волгоград с высоты птичьего полета - вышка ВГТРК. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

52 метра над Мамаевым курганом, или 154 над землей

В голову «Родины-матери» ведет уже не бетонная, а металлическая лестница из прутьев, подняться по которой достаточно тяжело. Однако смотрители памятника делают это регулярно - необходимость. Нужно посмотреть, не попадает ли излишняя влага внутрь скульптуры и не увеличиваются ли уже имеющиеся трещины.

Правая рука с мечом. Видны отметки, которыми обозначены дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На самой макушке «Родины-матери» расположен люк, из которого можно выглянуть и посмотреть на руку с мечом и город. На руке заметны пометки, сделанные альпинистами, - эта часть тела уже подвергалась лечению. Как рассказывает директор института Геннадий Мажбиц, «Родина-мать», как и каждая женщина, нуждается в тщательном и контролируемом уходе. Так железобетонная леди пережила уже несколько «подтяжек» и серию «уколов молодости»:

«Конструкцию усиливали после нашего исследования, - говорит ученый, - поставили дополнительные канаты в шлейф и стянули канатом плечи. Железобетон также подвергся лечению - инъектированию. Специальными шприцами, под давлением был подан жидкий материал, который заполнил трещины и микротрещины, чтобы уменьшить конденсат и попадание влаги. В основном инъектирование проводилось изнутри, а снаружи его выполняли промышленные альпинисты».

Без специальной подготовки, как у промышленного альпиниста, подниматься на макушку «Родины-матери» страшно. Все колоссальные памятники, которые расположены на Мамаевом кургане, кажутся игрушечными, а люди - меньше спичечной головки. Зато Волгоград отлично просматривается на несколько километров - в утреннем тумане виднеются трубы завода «Красный октябрь», как на ладони Центральный футбольный стадион, который пока еще не подвергся реконструкции в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, колесо обозрения и даже скандальный «танцующий» мост. К слову, как это ни странно, у «Родины-матери» и моста оказывается очень много схожего.

Легендарный «танцующий» мост и скульптура на Мамаевом Кургане имеют похожие имел дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Спустя пару лет, после сдачи в эксплуатацию, у «Родины-матери» начал вибрировать меч. Такая вибрация угрожала не только его падением - под угрозой сохранности была вся правая рука.

«Он был сделан легеньким, из титана, весил тонн 11, - рассказывает Геннадий Мажбиц. - По тем временам - самый перспективный материал: прочность стали, а вес алюминия. Был придуман ряд устройств, чтобы снизить вибрацию меча, установлен демпфер, но в итоге меч просто заменили на более тяжелый из радированной стали. Что вибрация моста, что вибрация меча - физика одна и та же. В аэродинамике есть термин резонанс, когда при небольших воздействиях не очень удачно рассчитанная конструкция подвергается сильной вибрации. Точно также и мост подвергся вибрации».

Автографы внутри скульптуры. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На стенах «Родины-матери» можно встретить разные рисунки. Часть из них осталась после строительства. Когда солдаты убирали мусор из полой скульптуры, некоторые посчитали своим долгом оставить внутри памятника свои автографы. Другие надписи сделаны специалистами.

«Мы специально помечаем трещины, ставим на них маячки, - рассказывает специалист института энергетических сооружений Ирина Ротермель . - Пока ни один из этих маячков не дал трещину - значит, ухудшения нет, со скульптурой все в порядке».

Трещины внутри «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Тем не менее, в обществе периодически поднимаются темы по поводу возможного падения «Родины-матери» и ее опасности как для туристов, так и для всех волгоградцев. Московский реставратор Вадим Церковников когда-то возглавлял группу, которая занималась восстановлением скульптуры «Рабочий и Колхозница» заявил, что «Родина-мать» находится в критическом состоянии и может рухнуть в любой момент. По его словам, бетонная скульптура покрыта сеткой трещин, фундамент - подтоплен грунтовыми водами. Такие выводы он озвучил после исследования монумента на Мамаевом кургане. Заключение о плачевном «состоянии здоровья» монумента реставратор направил министру культуры Владимиру Мединскому .

Однако, местные ученые уверяют, что это всего лишь очередной миф.

Солнце пробивается сквозь тучи над Мамаевым курганом. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Упадет ли Родина-мать?

«Когда пахнет деньгами, то находятся иногда такие товарищи, которые будоражат общественное мнение и вбрасывают заведомо ложную информацию, - считает директор научно-исследовательского института Геннадий Мажбиц. - Можно назвать любую цифру и по-своему ее интерпретировать: безграмотно или с какой-то личной целью. Люди, которым глубоко копать не хочется, они особо не разбираются, нагнетают обстановку. Да, макушка головы сейчас отклонилась примерно на 22 сантиметра от своего первоначального положения, но крена в ней ровно треть, все остальное - изгиб. Изгиб связан, в том числе, и с натяжением канатов, которые как могли, так и поставили. Все остальное серьезного беспокойства не вызывает», - добавляет Геннадий Леонидович.

Сотрудники охранной группы монумента поясняют: «Все это не больше, чем проблемы возраста. У любой женщины есть возраст, и у строительной конструкции есть возраст. Считается, если железобетонная конструкция сделана надежно, в проекте нет серьезных просчетов, на всех циклах все было хорошо, то где-то примерно через 40 лет у неё начинаются проблемы, которые надо гасить нормальным ремонтом».

«Где вы видели человека, который родился, в преклонном возрасте умер, но никогда не болел? - замечает Геннадий Мажбиц. - Со скульптурами все так же. Надо лечить!»

Вид с макушки «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина


Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане установлен неслучайно. Это место особое, где каждый сантиметр земли пропитан кровью советских солдат. Ожесточённые бои за 102-ю высоту шли здесь 140 дней. И именно здесь после войны было решено увековечить подвиг советского народа. Внутри этого грандиозного монумента удаётся побывать немногим, но вездесущие блогеры проникают везде.


200 ступеней ведут к подножью монумента «Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган является местом захоронения 35 тысяч защитников города, а венчает мемориал памятник общей высотой 85 метров. Установлен памятник на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса скульптуры более 8000 тонн, а высота фигуры – 52 метра. Толщина стен скульптуры – около 30 сантиметров. Интересно, что статуя на плите стоит совершенно свободно, как шахматная фигура на доске.


Каждую неделю сотрудник ОАО «НИИЭС» поднимается на верх Родины-матери, чтобы справиться о её «самочувствии» - снять показания с датчиков, которые там установлены.


В отличие от статуи Свободы Родина-мать не предусматривает проведение экскурсий внутри. Внутренней отделки здесь нет. А после пожара в Останкинской телебашне сняли даже опалубку. Вентиляционной системы внутри скульптуры тоже нет, поэтому здесь летом душно и жарко, а зимой монумент промерзает насквозь, и на корпусе образуется наледь.



В трёх внутренних секциях монумента 99 канатов, которые протянуты от пяток статуи до уровня груди. На каждый канат приходится 60-тонная нагрузка. На каждом тросе установлены электромагнитные датчики, записывающие частоту колебаний. Специалисты снимают эти показания и контролируют натяжение.






Стальные тросы установлены и в руках монумента. Через небольшой лаз можно попасть в просторное помещение, а через него – в правую руку статуи. Ещё немного усилий, и можно попасть в меч. Правда, пролезть внутрь может только очень стройный человек, да к тому же в минимуме одежды.




По 3-метровой лестнице можно попасть к люку, расположенному на макушке Родины-матери. Буквально несколько шагов вверх и Волгоград, как на ладони.




Отдельно стоит сказать о мече. Изначально он представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Из-за высокой парусности меч раскачивался на ветру. Это привело к деформации конструкции, а металлические листы неприятно скрежетали. Из-за этого в 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное стальное. Оно стало несколько короче (28 метров, а не 33), и в нём были сделаны отверстия для для гашения колебаний от ветров и для уменьшения парусности.