Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" и "субъект". Разница между индивидом и личностью

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее единичное особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева


Личность, по мнению Р.С. Немова, - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Оллпорт определяет личности как реальную сущность каждого конкретного человек, уникального в своем своеобразии. По формулировке Оллпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. По Оллпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности.

Ближе всего к наиболее принятому в отечественной психологии понятие личности, данное Леонтьевым А.Н.

2. Чем отличается понятие «Личность» от понятия «Человек», «индивид» и «индивидуальность»?

Понятия «личность» и «человек» не тождественны. «Человек» определяет любое существо, принадлежащее к виду человека.

Индивид также не тождественен личности. Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

«Индивидуальность» - это более узкое понятие, чем «личность».

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

3. Заполните таблицу.

4. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждения к поступкам и деятельности?

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей и интересов субъекта. То есть потребности и интересы толкают личность на выполнение каких-либо действий. К поступкам могут побуждать также убеждения, склонности и идеалы личности.

5. Что такое способности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Задатки могут не преобразоваться в способности. Например, человек с врожденным слухом, никогда не слышавший музыку и не имеющий доступ ни к каким музыкальным инструментам, никогда не разовьет свои способности.

6. Какая существует зависимость между способности, умениями и знаниями?

Способности помогают быстрому формированию умений и освоению знаний.

7. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Приведите примеры у одного человека нескольких темпераментов: примеры маскировки темперамента (не менее двух).

По однократным проявлениям делать выводы о темпераменте человека нельзя. Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.

8. Как вы считаете, характер формируется в течение жизни, путем воспитания, или является прирожденным, неизменным?

Прирожденного характера быть не может, поскольку характер – это свойство личности, а не индивида. Характер формируется в процессе развития в течение жизни.

9. Может ли иметь сильный характер человек со слабым здоровьем?

Да, может. Примеров тому много: Т. Рузвельт – президент США, А.В. Суворов – русский полководец и т.д.

10. Всегда ли подражание говорит о слабохарактерности?

Нет. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. Оно встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый “содержательный” контакт. Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры : первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) индентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности.

11. Можно ли приобрести хороший характер в плохом коллективе?

Понятие «хороший» и «плохой» не отражают многообразие качеств характеров и коллективов. В определенном коллективе чаще всего формируется характер, соответствующий гласным и негласным законам коллектива, то есть характер помогает адаптироваться к деятельности в этом коллектива, поэтому скорее всего сформированный в условиях плохого коллектива характер будет отражать основные его черты.

12. Чем объяснить «бесхарактерность» многих талантливых людей?

Здесь нужно коснуться во­проса о соперничестве и столкновениях между отдельными сто­ронами человеческой личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами свойств личности. Если бы только было возможно, то, конеч­но, никто из людей не отказался бы быть сразу красивым, здоро­вым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, поко­рителем сердец и в то же время философом, филантро­пом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной обо­лочке. Поэтому нельзя требовать от человека, развившего свой талант, чтобы он обладал «сильным» характером, был хорошим управленцем, хозяйственником или полностью владел своими эмоциями. Стоит действи­тельно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие.

13. Как взаимосвязаны способности, темперамент и характер в личности и деятельности одного человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?

Характер формируется в том числе и под влиянием способностей и темперамента человека. В деятельности его эти качества также переплетаются. Так, например, люди разного темперамента, но с примерно одинаковыми способностями могут выбирать в своей деятельности разные пути. Например, музыкальный ребенок холерического темперамента будет с большей охотой слушать и исполнять громкую, яркую музыку, например, марш. А ребенок меланхолического темперамента будет склонен к спокойной, плавной музыке.

14. Опираясь на характеристику особенностей поведения представителей разного типа темперамента, определите тип темперамента любого литературного персонажа и докажите, используя примеры из произведения.

Надо сказать, что людей и героев книг с «чистым» темпераментом практически нет.

Если рассмотреть книгу и мультфильм про Вини Пуха, то можно увидеть, что ослик Иа-иа – типичный меланхолик. Он не контактен, углублен в себя, зациклен на собственных переживаниях, сильно сомневается в своей нужности коллективу. В противовес ему Тигра – яркий холерик, он скачет на хвосте и не стоит на месте, его жесты порывисты, эмоции ярки.

Определяя типы темпераментов героев романа А. Дюма «Три мушкетера», можно предположить, что Д`Артаньян – холерик, Атос – меланхолик, Портос ближе к сангвинику, а Арамис больше похож на флегматика.

Д`Артаньян очень порывист, высоко эмоционален и инициативен, он лезет в каждую драку и норовит устроить ее сам, здесь, конечно, сказывается и его юный возраст, но ведь именно в это время темперамент особенно заметен.

Портос эмоционален, но более сдержан, он радуется жизни, и любит ее во всех проявлениях. Он экстраверт и достаточно контактный.

Арамис выглядит не слишком эмоциональным, он довольно уравновешен и внешне спокоен. Кроме того, он довольно скрытен и не делится своими переживаниями и подробностями своей жизни с другими. На расспросы об этом отшучивается.

Атос углублен в себя, не склонен к откровениям с малознакомыми людьми, зато склонен к рефлексии, эмоционален и внешне довольно печален.

15. Является самооценка врожденной характеристикой? Назовите возможные пути формирования адекватной, завышенной и заниженной самооценки?

Самооценка не является врожденным качеством, а формируется в процессе развития личности и общения с другими людьми.

Адекватная самооценка формируется в благоприятной атмосфере при условии правильного воспитания, когда педагог/родитель адекватно реагирует на поведение ребенка, вовремя и правильно корректирует его, поощряет успехи.

Завышенная самооценка формируется тогда, когда ребенка только хвалят, заласкивают, не замечают его неправильного поведения, не помогают ему сформировать адекватное видение мира и себя самого.

Заниженная самооценка формируется в условиях, когда ребенка редко хвалят, внушают, что он не способен справиться с какими-либо задачами, не замечают, не ласкают его.

16. Почему в настоящее время наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни человека?

Потому что в современном обществе стоит проблема дефицита человеческого общения. С развитием техники и убыстрением темпа жизни люди стали редко общаться друг с другом полноценно, от этого возникает много проблем в семейной жизни и в воспитании детей.

17. Чувства как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах?

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов , отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям , и побуждая к деятельности по их удовлетворению, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов , идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества.

Список использованной литературы


  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб, 1999.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001.

  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МОДЭК, 2005.

  4. Бадмаев Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.

  6. Божович Л.И. Личность а ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1988.

  7. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2006.

Существует большое количество слов, похожих друг на друга, но имеющих разное значение. Многих начинающих психологов и людей, которые любят эту науку, интересует определение терминов, которые похожи на понятие «человек»: индивид, личность, одно и то же или есть существенные различия? Речь об этом и пойдет в статье.

Человек

Любому психологу важно понимать, в чем заключается отличие личности от индивида, знать их определения, уметь ориентироваться в данных понятиях. Чтобы полностью вникнуть в различия, необходимо сначала узнать, кто же такой человек. По определению, которое можно вспомнить со времен школы, человек - существо, которое стоит на высшей ступени эволюции, субъект исторической и общественной деятельности и общения. Понятие применяют, когда имеют в виду общие, имеющиеся у всех качества и способности.

Человек - существо биологическое и социальное. Антропогенез - наука о его происхождении, которая изучает процесс его появления и дальнейшего развития. Говоря о биологической имеют в виду его природу, которая находит проявление в анатомии и физиологии. Социальная характеристика человека - его место в общественной жизни, связь с обществом, его разум, ответственность, способность к труду.

Индивид

Итак, в чем состоит отличие личности от индивида? Индивид - единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами - конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.

Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):

  1. Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.
  2. Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутри него. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).
  3. Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.

Личность

Человек обучается, развивается, приобретает определенные навыки и качества. В этом заключается основное отличие личности от индивида: первое - это социальная сущность второго. Изначально словом «личность» называли маски, надетые древнегреческими актерами во время спектакля. Оно трактовалось как внешний образ, который использует человек во время исполнения своей роли. Так и сейчас: личность - отражение социальной принадлежности индивида.

Личности - ниша, занимаемая человеком, его общественная позиция. Зависит от возраста, пола, семейного положения, а также профессии. Один человек может иметь несколько статусов. Они бывают постоянными (женщина, дочь, жена, мать) и временными (пассажирка автобуса, покупательница, студентка). Этим характеризуется следующее отличие личности от индивида - индивидом человек рождается, а личностью становится на протяжении жизни.

Индивидуальность

Существует еще одно понятие, которое легко спутать с другими. Индивидуальность - свойство, отличающее каждого отдельно взятого человека. Проявляется в общении, поведении, профессиональной и социальной деятельности. Это совокупность тех свойств индивида, которыми наделен человек. Это уникальный, особенный человек с оригинальным набором психических, социальных и физиологических особенностей.

По мнению российского психолога и педагога В. И. Слободчикова, индивидуальность - отдельный оригинальный мир, который развивается без вмешательства других людей. Благодаря ей человек проявляет себя во всех сферах жизни, становится участником исторических и гражданских событий, воплощает в себе характеристики всего человеческого рода.

Удивительно, насколько многогранно может быть обычное, на первый взгляд, понятие «человек». Индивид, личность, индивидуальность - похожие, но неодинаковые слова, которые следует различать, если вы решили профессионально заняться психологией.