Сообщение по литературе 5 кл афродита. Греческая богиня красоты. Значение имени Афродита в Древней Греции

Афродита (миф древней Греции)

До сих пор никто точно не знает, откуда появилась на свет прекрасная Афродита. Одни считают ее дочерью Зевса и Дионы, а другие уверяют, что красавица Афродита родилась из морской пены. Как будто, когда капли крови раненого Урана упали на землю, одна из них попала в море и образовала пену, из которой и возникла прекрасная богиня. Так и в имени ее слышится: Аф-ро-ди-та – пенорожденная. Но как бы то ни было, очень хорошо, что есть на свете Афродита – прекрасная, золотоволосая богиня любви и красоты. Афродита дарит счастье всем, кто ей верно служит.
Так дала она счастье художнику Пигмалиону, который жил когда-то на чудесном острове Кипр. Это был очень хороший художник, но была в нем одна странность. Он просто терпеть не мог женщин, целыми днями занимался любимой работой и жил уединенно среди своих великолепных скульптур.
Однажды он сделал из блестящей слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая, стояла она перед своим создателем. Казалось, что она дышит – так нежна и прозрачна была ее белая кожа. Казалось, что вот-вот затеплится жизнь в ее прекрасных глазах и она заговорит, засмеется. Часами стоял художник перед своим чудесным творением, и дело кончилось тем, что он горячо полюбил созданную им самим статую, как будто она была живым существом. Весь жар своего сердца отдал он своей любимой. Даже о работе забыл влюбленный Пигмалион. Он дарил безжизненной статуе великолепные украшения из золота и серебра, одевал ее в роскошные одежды. Приносил своей возлюбленной цветы и украшал ее голову венками. Часто Пигмалион прикасался губами к ее прохладному белоснежному плечу и шептал:
– О, если бы ты была живая, моя прекрасная, как я был бы счастлив!
Но статуя оставалась холодной и безучастной к его признаниям. Пигмалион страдал, но ничего не мог с собой поделать. Он перестал выходить из дома и проводил все время в своей мастерской. И наконец он решил обратиться к богам. Только они в силах помочь ему.
Скоро наступили празднества в честь богини Афродиты. Пигмалион заколол упитанного теленка с позолоченными рогами и, когда душистый ароматный дым заструился в воздухе, поднял к небу руки:
– О, всесильные боги и ты, златоречивая Афродита! Если вы услышите мои молитвы, дайте мне в жены девушку, столь же прекрасную, как моя любимая статуя!
Не успел он произнести слова молитвы, как ярко вспыхнул огонь на его жертвеннике. Это значит, что боги услышали его просьбу. Но выполнят ли они ее?
Вернулся художник домой и, как всегда, отправился в мастерскую. Но что же он видит! Пигмалион боялся поверить своим глазам. Случилось чудо! Его статуя ожила. Она дышала, ее глаза нежно смотрели на художника, а губы ласково улыбались ему.
Вот так всесильная богиня наградила художника Пигмалиона за его верность.

И, конечно же, у богини, дарящей людям любовь, не могло не быть страстного любовного романа. Именно Адонис, смертный земной юноша, стал главным персонажем легенды о бессмертной любви Афродиты…

Мир глазами Афродиты

Согласно легенде, прекраснейшая Афродита родилась из белоснежной морской пены близ острова Кипр. Именно за это ее прозвали «пенорожденной» и Кипридой. Бессмертная богиня любви, вечной весны и жизни царила над всем миром, и ни люди, ни боги не могли избежать ее власти. Неподвластны ей были лишь богини Гестия, Афина и Артемида.

В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников (Персефона была похищена, Гера – соблазнена, Деметра – изнасилована), Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты и будет часто обманутым ею. Богиня неоднократно изменяла ему с буйным, необузданным Аресом – богом войны.

Афродиту всюду окружали нимфы и хариты, к ней стаями слетались птицы и сбегались дикие звери. Тому, кто ее почитал, богиня дарила счастье любви. А тех, кто отвергал любовь, она карала.

Так покарала она и красавицу Мирру, мать того самого Адониса...

За непочитание разгневалась Афродита на дерзкую девушку и превратила ее в мирровое дерево. А так как Мирра была на сносях, Адонис, ребенок удивительной красоты, появился на свет уже из треснувшего ствола дерева.

Афродита положила малыша в ларец и отдала на воспитание Персефоне, владычице подземного царства. Адонис вырос крепким юношей, по красоте которому не было равных ни среди смертных, ни среди богов. Обе богини – и Персефона, и Афродита – влюбились в него, но когда Афродита потребовала вернуть ей Адониса, Персефона не пожелала расстаться со своим прекрасным возлюбленным.

Между богинями начался жестокий спор. Но Адонис предпочел Персефоне Афродиту.

Любовь и смерть

Ради Адониса Афродита забыла обо всем – и о своей красоте, и о светлом Олимпе. Целыми днями охотились они вместе в лесу, и богиня редко покидала юношу. Но счастье их длилось недолго…

Персефона, вознегодовав от ревности, отправилась к Аресу и рассказала о том, что его возлюбленная проводит время с простым смертным! Арес в ярости помчался в горы Ливана, где охотился в то время Адонис, и обернулся диким вепрем. Собаки Адониса напали на след этого огромного кабана, и юноша уже радовался богатой добыче. Заметив вепря среди кустов, он поднял копье, чтобы сразить зверя, но вепрь ринулся на него и смертельно ранил своими страшными клыками.

Узнав печальную весть, Афродита бросилась разыскивать любимого. Через мрачные ущелья, по крутым горным тропам неслась она, обезумев от горя, и острые камни и шипы терновника ранили ее нежные ноги. И там, где падали капли крови, вырастали алые, как кровь, розы. Наконец богиня нашла Адониса. Он лежал на траве, весь залитый кровью. Горько плакала Афродита над телом прекрасного юноши и превратила капли его крови в анемоны, чтобы память о ее возлюбленном осталась навсегда.

Душа Адониса отправилась в царство мертвых, но Зевс сжалился над Афродитой и велел Аиду и Персефоне каждый год отпускать Адониса на землю. С тех пор полгода проводит он в царстве теней, а полгода – на земле с Афродитой. И когда юный прекрасный Адонис возвращается к богине любви, на земле наступает весна, ликует вся природа.

Праздники в честь Адониса

Миф об Адонисе – одно из широко распространенных во многих древних религиях представлений об умершем и воскресшем божестве. Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.

Согласно Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адонису. Там также рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же присутствуют скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет.

В V в. до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании. В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Поздней весной и ранней осенью женщины сажали горшочках быстро распускающуюся и так же быстро увядающую зелень, так называемые «садики Адониса» – символ мимолетности жизни. По истечении восьмидневного срока их вместе с изображениями умершего Адониса выносили и бросали в море или в ручей.

В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Вдохновение в творчестве

В искусстве Адониса изображали юношей выдающейся красоты, обычно рядом с Афродитой, а иногда раненым или умирающим. К мифу о любви Адониса и Афродиты часто обращались художники Возрождения (Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе), нового времени (Пуссен, Канова, Торвальдсен) и писатели (Шекспир, Лопе де Вега, Лафонтен).

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Произведение было создано в 1554 году, когда король приехал в Лондон, чтобы жениться на английской королеве Марии I. И хотя сюжет картины не связан со свадебной темой, она потакала слабости короля, так как он любил лицезреть обнаженную натуру.

Тициан назвал эту картину поэзией – сюжет был почерпнут им из мифа, но приукрашен, как любят делать поэты. Художник изобразил кульминационный момент, когда Венера обнимает Адониса, не желая отпускать его. Но юноша равнодушен к ее страсти, ведь на рассвете он отправится на охоту, которая приведет к трагическому финалу. Неподалеку лежит спящий Купидон, а лучи уходящего солнца озаряют уходящий день.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но в его картине удержать прекрасного охотника Адониса старается Купидон.

Среди скульптур на данную тему наиболее известна «Гибель Адониса», находящаяся в Эрмитаже. Она выполнена из мрамора мастером Джузеппе Маццуола в1700–1709 годах. Юноша изображен в момент перед падением, после сильного удара зверя. Сложная поза Адониса и плащ передают динамику момента, а обработка материала – от шероховатой поверхности до полировки – усиливает декоративность скульптуры.

Легенда об Адонисе и Афродите вдохновила многих. И до сих пор, глядя на полотна с изображением этого мифического сюжета, испытываешь невольное восхищение. Эта любовь схожа с повестью о Ромео и Джульетте, но с более позитивным и, скорее, альтернативным финалом.

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Афродита ("Αφροδίτη, лат. Venus, Венера) – древнегреческая богиня любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере . Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды . Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея , в Спарте , Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду , она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или половых органов Урана , низвергнутых в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Афродита, плывущая по морю в раковине. Художник Дж. Беццуоли, 1830-е

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении чествовалась вместе с Посейдоном , а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса , рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер . Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею . Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты , Гименей , но прежде всех Эрот , в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель ) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, сладострастия и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид , или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой . Последнему мифу так же, как и суду Париса , особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.

Древние эллины почитали множество богов, среди которых была и прекрасная Афродита. Известно, что она входила в пантеон двенадцати верховных богов .

Согласно мифологии, существует несколько версий рождения богини красоты и любви. Так, в мифах древних греков можно найти информацию о том, что Афродита является — дочерью нимфы Дионы и верховного бога Олимпа . Другая версия – она дочь богини Артемиды и главного бога Зевса. Древние греки признавали родителями и богиню земли Гею, и бога неба Урана.

Чем она отличалась среди других богов в пантеоне?

Своей красотой богиня Афродита превосходила всех богинь в пантеоне. Отличалась она тем, что была единственной богиней, которая была изображена нагая. Неимоверной красоты она покоряла сердца не только богов, но и простых смертных мужчин.

Девушку зачастую изображали среди множества цветущих цветов, в окружении птиц и растений, рядом с дельфинами. Её главным атрибутом считался пояс – приносящий любовь и страсть, который она дарила женщинам с целью воссоединения сердец. Поэтому её ассоциируют с плодовитостью, красотой и любовью.

Афродита в мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают о том, что она была женой бога , который занимался кузнечным ремеслом. Муж богини не обладал особой красотой, и она искала утешение на стороне. Так, она влюбилась в бога войны . От него она родила детей. Гефест узнал об измене жены, и решил их проучить. Он выковал невидимые сети, и поймал в них свою супругу с Аресом.

Сердце богини красоты покорил и простой смертный юноша по имени Адонис. Он привил ей любовь к охоте. Однажды охотясь на вепря Адонис погиб. Женщина очень переживала смерть возлюбленного. На том месте, где падали капли крови Адониса, вырастали красивые белые цветы – анемоны. Зевс увидел, как она страдает по любимому, и попросил Аида – бога царства мёртвых, разрешить пребывать там Адонису зимой, а весной встречаться с любимой.

Эллины часто связывали Афродиту и , считая их женским и мужским началом жизни.

Богиня любви и красоты настолько понравилась древним римлянам, что они стали называть её Венерой. Известный римский полководец Гай Юлий Цезарь своё родство связывал с богиней Венерой.

Легенды рассказывают и о конфликте Афины с Афродитой из-за прядки. Первая уличила богиню красоты в посягательстве на её владения и полномочия. Девушка, не желая вступать в ссору с богиней войны, пообещала, что больше никогда не сядет за прядку.

Красивой богиней восхищались многие. Бог виноделия Дионис уже давно был влюблён в красотку. Но добиться её расположения было не так легко. От связи с Дионисом родился сын Приам, от которого отказалась мать из-за его уродства.

Мифы и легенды

  • Очаровательная богиня не терпела конкуренток, и когда услышала о земной красавице Психее, то решила с ней расправиться. Для реализации своего коварного замысла она подослала своего сына – Эроса. Психея полюбила Эроса, но он ушёл от неё. Не теряя надежды на то, чтобы возвратить своего возлюбленного Психея обратилась за помощью к матери Эроса — Афродите. В свою очередь она придумывала очень жестокие испытания, которые Психея успешно прошла. За заботу бог любви — Эрос просит Зевса подарить Психее бессмертие.
  • Чудесным образом красотки был очарован и Гомер. В своём произведении «Илиада» он упомянул про неё, когда речь шла о том, которая из трёх богинь: Афродита, Афина или Гера самая красивая. Гефест отдал яблоко Парису, и попросил рассудить женщин. Каждая их женщин предложила Парису своё. Он остановился на предложении Афродиты — заполучить любовь Елены Прекрасной. Отдал яблоко раздора Афродите. Она вместе с Парисом выкрала Елену и помогала их союзу. Так и началась Троянская война.
  • Бог моря Посейдон так же не смог устоять перед её красотой. Давно пытал к ней светлые чувства, но она не отвечала ему взаимностью. Желая, чтобы Арес её приревновал, богиня ответила на любовные чувства Посейдона. У них родилась дочь – Рода, которая стала женой бога солнца — Гелиоса.

Образ богини любви, изобилия и красоты также проник и в другие народы и культуры. Как бы её не называли, но она всегда ассоциируется с любовью, гармонией и красотой, которые соединяют любящие сердца и даруют им радость.

Образ божества в мировой культуре

Древнегреческая мифология очень глубоко проникла во все отрасли культуры. Образ богини очень часто можно встретить в литературе, скульптуре, живописи, музыке. Она представляет собой роскошь, плодовитость, является покровительницей влюблённых.

Эллины утверждали, что богиня имеет два образа: с одной стороны — она выступала покровителем возлюбленных, а с другой — жестоко расправлялась с теми, кто не признавал светлых чувств или игнорировал их.

Об её смерти ничего не известно. Считается, что она бессмертна.