Сочинение по направлению: Разум и чувства. Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк) Высказывание эрих мария ремарк разум дан человеку

Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над другим в человеке зачастую заканчивалась плачевными последствиями.

Известный писатель Э.М. Ремарк утверждает, что подавление чувств – страшная беда, а жить одним разумом невозможно. И правда, множество примеров являются тому подтверждением; один из самых ярких, по-моему, судьба главного героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова. Его жизнь построена на четких, продиктованных разумом правилах, среди которых нет места любви или безрассудству. Посвятить себя науке, разрушить старое, построить мир заново! Взглянув на этого холодного молодого человека, сложно поверить, что он может думать о чем-то, кроме работы.

Однако встреча с госпожой Одинцовой переворачивает его мир. Любовь, почти животная страсть овладевает героем, и он оказывается в отчаянии из-за неспособности устоять перед нахлынувшими чувствами. Базаров переживает всё это очень мучительно. Внутренний конфликт персонажа рушит все негласные правила в его голове. В итоге он понимает: жить одним разумом нельзя. Это поражение приводит героя к не менее трагическому концу.

Как разум способен заточить чувства за каменную стену, так и чувства с неоправданной легкостью затуманивают наш разум. Что более страшно? На этот вопрос поможет ответить история Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир».

Этой девушке, искренней и эмоциональной, посчастливилось расти в любящей, обеспеченной семье. Она взрослела, не задумываясь о том, насколько сильно чувства овладели всем её существом. Анатоль Курагин – главный ловелас и повеса Петербурга, привлекательной внешностью и страстными взглядами моментально завладел сердцем Наташи, которая на тот момент уже была обязана князю Андрею. Привыкшая доверять воле чувств, героиня совершает предательство по отношению к жениху, очевидно, полагая, что поступает правильно. Позже Наташа сожалеет о содеянном, сожалеет так сильно, что душевные терзания чуть не сгубили её физическую оболочку. Чувства без голоса разума – неуправляемая стихия, неутомимо растущая и беспощадная. К счастью, Наташе удается вовремя это понять.

Я всегда относила себя к людям, ставящим чувства на второй план. Однако печальные события, настигшие тех, кто был под властью одного разума, или же одних чувств, заставляют всерьёз задуматься и пересмотреть приоритеты. Из судеб Евгения Базарова и Наташи Ростовой можно вынести для себя многое, но главное: разум и чувства не должны создавать внутренний конфликт, их задача - дополнять друг друга.

Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов. Таких, как например, правильное питание и соблюдение режима дня. Педантичность во всем приводит к тому, что люди, прислушивающиеся только к здравому смыслу, и четко просчитывают целесообразность своих поступков, нередко вызывают отвращение у абсолютного большинства. Они кажутся скучными и неинтересными, потому что постоянно знаешь, чего от них можно ожидать в следующую минуту. Подверженность эмоциям, возможность испытывать непредсказуемые чувства, и отличают человеческие существа от механических машин. Безусловно, есть и эпатажные личности, которые руководствуются в своем поведении только голосом сердца. Зачастую, это люди творческих профессий: музыканты, писатели, поэты, актеры, сценаристы. Их поведение иногда может быть вовсе не приличным из-за того эмоционального взрыва, который постоянно влияет на поведение этих натур.

Каждый человек должен сдерживать свои чувства, но не полностью скрывать их. Находя здоровую середину между беспокойным поведением и равнодушным подходом к любому событию, можно привлекать к своей персоне достаточное внимание со стороны окружающих, но при этом не выводить своих родных и близких из себя. Иногда для того, чтобы добиться расположения со стороны симпатичного объекта нужно первому показать свое отношение к этому человеку. Порой это может не найти ответной реакции, но становиться замкнутым и нелюдимым не стоит. На огромной планете найдется человек, который будет испытывать живой интерес к той или иной персоне. И это будет совершенно искренне. Важно позволить своей душе сохранить готовность к контакту: к дружбе, или к любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс

    В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени

  • Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль

    В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам

  • Кустодиев Б.М.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров

  • Сочинение Одиночество Евгения Онегина

    Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении

  • Образ и характеристика Константина Левина в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

1. В чем различие между честью и честностью?
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
4. Что значит идти дорогой чести?
5. Береги платье снову, а честь смолоду.

6. Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
7. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
8. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
9. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
10. Н. Гоголь «Тарас Бульба».
11. А.К.Толстой «Князь Серебряный».
12. Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
13. Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок».
14. М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
15. В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
16. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».
17. Н. Лесков «Человек на часах».
18. А..Куприн «Чудесный доктор».
19. А.Грин «Зелёная лампа».
20. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
21. В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
22. Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
23. В.Каверин «Картина».
24. В.Дудинцев «Белые одежды».
25. В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».

Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский)

Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно

незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души Чистая совесть 1) Ответьте на вопрос : как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать? 2) Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» ЧЕСТЬ верность Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» порядочность благородство души чистая совесть Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь»

Пословицы:

· Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.

· Честь чести и на слово верит.

· Честь по заслугам.

· Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

· Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. · Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

· Честь головой оберегают.

· Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

· Были бы деньги, а честь найдем.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· Честь тверда, в слове стойка.

· Не на кафтане честь, а под кафтаном.

· Каков есть, такова и честь.

· Честные глаза в бок не глядят.

Фразеологизмы

С честью выйти из затруднительного положения,

С честью выполните порученное дело

Честь и хвала!

делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>.

Живёт по чести, по совести

Честь честью, отдать честь; дело чести, долг чести, честь мундира, человек чести, честь по чести

Объясните, как вы понимаете значение этих фразеологизмов. Вывод (запись в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Как вы понимаете слово «бесчестие»? Подберите синонимы к данному слову (поругание чести, оскорбление, позор). Вспомните пословицы со словом «бесчестие» (За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья). Вспомните литературных героев, совершающих бесчестные поступки (Паратов из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», Арбенин из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский», Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Лазарь Подхалюзин и Липочка Большова из пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и др.) II. Работа над темой сочинения «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) Сформулируйте главную мысль сочинения (Надо жить по чести, по совести, не забывая, что, как сказал А.П.Чехов, «честь нельзя отнять, её можно только потерять»)

Задание: заполните таблицу Напишите вступление Подберите к своему вступлению тезис и аргументы. Напишите заключение, связав его с тезисами и вступлением.

Варианты вступлений

1. Мы живём в непростое время: санкции, кризис, инфляция... По официальным в России 84% населения живут за чертой бедности, 12% являются средним классом и 4% - элита, то есть те, кто имеет миллионы и миллиарды. Много ли среди них честных людей? «Некорректный вопрос», - скажете вы. А я задам другой вопрос: «Как они стали миллионерами и миллиардерами и задумываются ли они о том, что такое честь и бесчестие?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе. (68 слов)

Тезис 1

Богатство (большое богатство!) честным трудом не наживается.

Аргумент 1 : Сергей Сергеевич Паратов, главный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Тезис 2: В наше время, к счастью, есть люди, которые призывают нас, простых людей, жить по совести, по чести. К таким людям относится Дмитрий Сергеевич Лихачев. \

Аргумент 2: Статья Д.С.Лихачева «И пробил час.

Вариант заключения

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что люди, владеющие огромными богатствами (помните: 4% очень богатых россиян?), задумаются о тех, кто еле-еле сводит концы с концами, кому за день до пенсии не хватает денег на кусочек хлеба... Задумаются и займутся благотворительностью, как Савва Морозов, как Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.. Задумаются и вспомнят слово «честь»... (65 слов)

Вариант вступления

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас уже XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду». В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (56 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит.

Аргумент 1: Городничий Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тезис 2 : Во-вторых, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония.

Аргумент 2 : Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» .

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что современное общество заполонили люди, нечистые на руку, люди, думающие о своей выгоде и забывая об интересах других... Убеждён: нельзя торговать тем, что составляет честное имя человека, его внутреннее нравственное достоинство и чистую совесть... Нельзя! Никогда! Ни при каких обстоятельствах! И это должен понимать каждый! (60 слов)

Вариант вступления

Путь чести и путь бесчестия... Путь чести – это путь правды, справедливости, достоинства... Путь бесчестия – это дорога в никуда. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Зайдите в больницу... Зачастую там надо платить... за заботу и внимание, за высококвалифицированного врача... Продается то, что должно быть нормой... А гаишники?... А полиция?...А чиновники?.. Думаете, они, берущие взятки, богатеют? Внешне, наверное, да.. Но душа беднеет... «Грязные» деньги никогда не принесут счастья и радости... Сработает закон бумеранга: чья-то боль вернётся в дом взяточников... В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (89 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо,

становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам.

Аргумент 1 : Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Тезис 2: В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду».

Аргумент 2 : Алексей Иванович Швабрин и Петр Андреевич из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит злободневно, потому что в обществе всегда будут люди, достойный уважения, с незапятнанной репутацией, и люди, не имеющие чести. Изменить положение можно только вместе: выражая презрение подлецам, приспособленцам, карьеристам, мы заставим их задуматься над своим поведением и, возможно, измениться в лучшую сторону. Я надеюсь на это... (59 слов)

Вариант вступления

В России всегда чтили как олицетворение чести и незапятнанной совести таких великих людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Ломоносов, Александр Суворов, Михаил Кутузов. И всегда презирали воров, взяточников, разбойников, убийц – людей без чести и совести. Они, торгуя своим добрым именем, не задумывались о том, что будут прокляты. Приведу аргументы, доказывающие мою точку зрения. (58 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, человек, однажды обманув, предает сам себя: уважение самого себя и других людей вернуть очень сложно, надо доказать, что ты изменился, стал лучше, что больше не будешь лгать. Аргумент 1 : Нина, героиня Тамары Крюковой из рассказа «Единожды солгавши»

Тезис 2 : На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было

Аргумент 2 : Рыбак из повести В.Быкова «Сотников» (можно

противопоставить его с Сотниковым)

Вариант заключения

Завершая своё сочинение, хочу призвать всех людей задуматься над словами Вадима Панова, российского писателя- фантаста: «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего». Мы должны помнить об этом, потому что без чести мы теряем себя, теряем уважение окружающих, теряем уважение к самому себе... (56 слов)

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковике слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство души человека. Есть те, кто бравирует отказом от непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»?

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни и его роман «Бегущий за ветром».

Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа, и мы начинаем день за днём вместе с героем узнавать мир, светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу, объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни.

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь, интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.
Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять, что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Есть писатели, чьи произведения не утрачивают популярность десятки, а то и сотни лет. Одним из таких является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, представитель литературы потерянного поколения. Предлагаем вам подборку цитат из самых известных произведений Ремарка. Он писал обо всём: о любви, о жизни, доброте, о поступках, о женщинах. У нас вы найдете цитаты из Триумфальной арки, из Три товарища, из Жизнь взаймы и другие.

Особенность творчества Эрих Марии Ремарка – разрушение стереотипов. Наиболее значимым и масштабным считается роман На западном фронте без перемен. Это было первое произведение, написанное Ремарком. Он вошёл в трилогию романов потерянного поколения на ряду с произведениями Хемингуэя и Олдингтона. В нём автор высказал своё противостояние против военных лозунгов, обличив весь ужас войны.

Произведения Ремарка некоторое время были под запретом, их даже сжигали нацисты. Но правда взяла своё, и пришло время, когда творчество Ремарка было оценено по достоинству.

Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и ещё раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради неё. (Три товарища)

Женщины не высмеивают тех, кто их боготворит.

Одиночество легче, когда не любишь. (Три товарища)

Но иногда оно бывает не выносимым.

До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящие презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведёт к хорошему концу. (Три товарища)

Куда ни обернись, везде одно недовольство.

Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно. (Три товарища)

Жизнь дана для того, чтобы чему-то научиться.

Всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит её вечная мука. (Три товарища)

Ничто в этом мире не вечно.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой. (Три товарища)

Чем реже встречи, тем больше их ценишь.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил. (Три товарища)

Расставание делает из влюбленных врагов.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. (Три товарища)

Жить только разумом неинтересно, иногда нами должны руководить чувства.

Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя… (Три товарища)

Чем больше мы пытаемся что-то удержать, тем больше оно от нас отдаляется.

Всё проходит — это самая верная истина на свете. (Три товарища)

Всё мимолетно, ничего вечного нет.

Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть. (Три товарища)

Если нет интереса к жизни, значит нет того, кто бы вас удерживал на этом свете…

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак. (Три товарища)

Алкоголь отравляет желудок и мозг, табак — легкие, а люди — душу.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов. (Три товарища)

Глаза способны рассказать больше, чем слова.

Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать. И даже если нужные слова приходят, то стыдишься их произнести. (Три товарища)

Никогда не стыдись говорить то, что чувствуешь.

Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете. (Три товарища)

Сложно объяснить, что такое счастье, но у него определённо есть свой вкус.

Кто одинок, тот не будет покинут. (Три товарища)

Но и счастлив тоже не будет.

Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать. (Три товарища)

Каждый чувствует по-разному.

Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания — все это толчки, приближающие нас к концу. (Три товарища)

Как можно жизнь приравнивать к смерти, да ещё и с рождения?

Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче. (Три товарища)

Значит, есть ради кого жить.

Одевался я медленно. Это позволяло мне ощутить воскресенье. (Три товарища)

Воскресенье существует для того, чтобы люди могли никуда не торопиться.

Без любви человек — не более чем покойник в отпуске. (Три товарища)

Жизнь без любви всего лишь жалкое существование.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь. (Триумфальная арка)

Конечно же, боготворить!

Кто ничего не ждёт, никогда не будет разочарован. (Триумфальная арка)

Кто не требует от жизни многого, тот и малое будет ценить.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть. (Триумфальная арка)

Плывя по течению жизни, смотреть нужно только вперёд.

Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить. (Триумфальная арка)

Свободен, но несчастлив.

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки. (Триумфальная арка)

Любовь проверяется не словами, а делами.

Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете. (Триумфальная арка)

Тот, кто любит, «Я» заменяет на «Мы».

Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать. (Жизнь взаймы)

Закон притяжения действует, даже когда мы на него не рассчитываем.

Люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн. (Жизнь взаймы)

Страшно, когда смерть становится привычным явлением.

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика. (Жизнь взаймы)

К черту статистику, если уходят близкие.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе. (Жизнь взаймы)

Но это не повод для злорадства.

Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живётся. (Жизнь взаймы)

Иногда нужно просто плыть по течению.

То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. (Черный обелиск)

Зато, когда удаётся заполучить, сам недоумеваешь, чем оно казалось лучше…)

Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило. (Чёрный обелиск)

Чужое всегда привлекает больше своего.

В полночь вселенная пахнет звездами. (Чёрный обелиск)

Ночь имеет запах свободы, звезд и луны.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви. (Чёрный обелиск)

Да и ценить начинаешь только тогда, когда теряешь.

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения. (Возлюби ближнего своего)

И чем умнее, тем скромнее…

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет. (Тени в раю)

Если ум есть, его не приходится показывать, а тем более доказывать.

Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать. (Ночь в Лиссабоне)

Стереотип, что женщины многого не понимают уже давно устарел.

Просто счастливы нынче только коровы. (Время жить и время умирать)

Мой кот, кстати, тоже неплохо себя чувствует…)

Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, - в человеческих глазах. (На западном фронте без перемен)

В глазах отражается и внутреннее разочарование и недоумение от окружающего мира.

Ненависть — это кислота, которая разъедает душу; все равно — ненавидишь ли сам или испытываешь ненависть другого. (Ночь в Лиссабоне)

Ненависть — самый сильный яд.

Самый чудесный город тот, где человек счастлив. (Ночь в Лиссабоне)

А счастлив он там, где ему всегда рады.

О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет. (Тени в раю)

О счастье вообще стараются молчать, а вот несчастье демонстрируют всем.

Умирают всегда слишком рано, даже если человеку девяносто. (Время жить и время умирать)

Человеку никогда не помешает ещё пару десятков лет жизни…

Вам, должно быть, нелегко живётся, если вы всё ещё верите в справедливость. (Время жить и время умирать)

Вы везде её ищете, но нигде не можете найти?

Хорошо, когда есть сигареты. Иногда это даже лучше, чем друзья. Сигареты не сбивают с толку. Они молчаливые друзья. (Время жить и время умирать)

Сигареты успокаивают нервы, но убивают здоровье.

Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.

Главное в этой жизни — никогда не сдавайся.

Ещё ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает.

Пока все живы, всё можно исправить.

Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.

Чем больше ты скрываешь что-то, тем больше оно просачивается наружу.

Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на неё.

Женщина расцветает как цветок, когда ей говорят красивые и нежные слова.

Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Богатым любить намного легче.

перевод с немецкого
отбор цитат - Максим Малиновский

Она знала, что он ей скажет. Она знала также, что он будет прав; но какая в том польза, даже если знаешь, что другой прав? Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

И почему эти стражи здоровья обращаются с людьми, которые попали в больницу, с таким терпеливым превосходством, словно те младенцы или кретины?

Они мстят за свою профессию, - ответила Лилиан с ненавистью. - Если у кельнеров и больничных сестер отнять это право, они умрут от комплекса неполноценности.

От судьбы никому не уйти, - сказал он нетерпеливо.

И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, - только надежды и иллюзии.

Я верю в пользу запретного. Это тоже терапия, - сказал Клерфэ. - А вы не верите?

Для других не верю...

Поверьте мне, - сказал Рихтер, - шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого... от сомнений и тоски... это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни... смерти. Они помогают. А ведь большего мы и не хотим, правда?

Потом я хотела уехать, не попрощавшись, и написать тебе оттуда, но и этого я бы не смогла. Не мучь меня, Борис...

Не мучь меня, - думал он. - Они всегда так говорят, эти женщины - олицетворение беспомощности и себялюбия, никогда не думая о том, что мучают другого. Но если они даже об этом подумают, становится еще тяжелее, ведь их чувства чем-то напоминают сострадание спасшегося от взрыва солдата, товарищи которого корчатся в муках на земле, - сострадание, беззвучно вопящее: лава богу, в меня не попали, в меня не попали...

Дурак, - думал он. - Я делаю все, чтобы оттолкнуть ее! Почему я не говорю, улыбаясь, что она права? Почему не воспользуюсь старой уловкой? Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать. Неужели я это забыл?

Жизнь была для Лилиан чем-то великим, и смерть была чем-то великим - с ними нельзя шутить. Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе - результат неведения.

Превысить скорость, данную людям, еще не значит стать богом. Говорят, что только человеческий мозг способен изобрести средства, с помощью которых человек превосходит свою собственную скорость. Это неправда. Разве вошь, забравшись в оперение орла, не превосходит сама себя в скорости?

Она спускалась вниз с трибун, ряд за рядом. За ней следовало множество глаз, похожих на множество крохотных зеркал. Что же отражается в них? - думала она. - Всегда одно и то же. Пустота и те желания, которые испытывают эти люди. Потом она вдруг остановилась, словно преодолевая порыв ветра. На секунду ей показалось, что все окружающее исчезло, подобно пестро размалеванной, украшенной сусальной позолотой театральной декорации. Лилиан увидела голые колосники - остов этих декораций. На мгновение она как бы отрезвела. Но колосники продолжали стоять, и она поняла, что на них опять можно навесить любые декорации. Наверное, этого почти никто не знает, - думала она. - Ведь каждый человек живет при одной-единственной декорации; он свято верит, что только она существует на свете, не ведая, что декорациям нет числа. Но он живет на фоне своей декорации до тех пор, пока она не становится старой и потрепанной, а потом эта рваная серая тряпка покрывает его, подобно серому савану, и тогда человек снова обманывает себя, говоря, что наступила мудрая старость и что он потерял иллюзии. В действительности же он просто так ничего и не понял.

Лилиан услышала, как мимо трибун, подобно торпедам, просвистели машины. Теплая волна захлестнула ее.

Мудрость всегда молода, - подумала она. - На свете множество декораций, игра никогда не прекращается, и тот, кто видел голые колосники во всей их ужасной наготе и не отпрянул в испуге, - тот может представить себе бесконечное количество сцен с самыми разными декорациями. Тристан и Изольда никогда не умирали. Не умирали ни Ромео и Джульетта, ни Гамлет, ни Фауст, ни первая бабочка, ни последний реквием.

Она поняла, что ничто не погибает, все лишь испытывает ряд превращений. Лилиан казалось, что люди должны прочитать ее новые мысли; для нее мир стал вдруг подобен залу с ожившими золотыми статуями, которые забросили далеко к созвездиям слово конец, и это слово, мрачное и жалкое, кружит, забытое всеми.

Пока ты помнишь о беспрестанном падении, еще ничего не потеряно. Видимо, жизнь любит парадоксы; когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Ведь все это одни слова. Ими жонглируешь, когда не хватает сил идти дальше; потом их снова забываешь. Они похожи на всплески фонтана: к ним прислушиваешься какое-то время, а потом начинаешь слышать то, что нельзя выразить словами.

Платье - это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный.

Лилиан все это знала. Она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов. Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине; такие вещи казались Лилиан неопровержимыми, как химические формулы. Но она знала также, что в моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи.

Лилиан вдруг представила себе все, что еще произойдет между ней и Клерфэ; ей казалось, что она видит длинный коридор. Коридор становится все уже и Уже, и выхода в нем не видно. Она не может идти по нему. А пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови. Клерфэ уже не будет с ней таким, как прежде. Таким он может быть с любой другой женщиной, только не с ней. Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь; таков мрачный и безжалостный закон любви.

Место, где ты живешь, не имеет ничего общего с самой жизнью, - сказал он медленно. - Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.

Но когда тебе об этом говорят, все равно не помогает. Правда?

Да, не помогает. Надо это пережить самому. А то все время будет казаться, что ты упустил самое важное.