Скрипка работы андреа амати. Великие мастера: Амати, Страдивари, Гварнери Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе

Амати, Страдивари, Гварнери. Три титана скрипичного дела. И на всех троих - одна, сводящая с ума, тайна: в чем секрет их инструментов? Что они знали, умели, делали такого, что их успех невозможно повторить? Даже сейчас, когда к услугам скрипичных дел мастеров не только передовые технологии, но и наука, ни один из них не может создать ничего подобного тем смычковым, что выходили из мастерских Кремоны на протяжении двухсот лет...

Загадочный секрет, который должен пролить свет на природу гениальности инструментов Амати, Страдивари и Гварнери, ищут уже давно. Примерно раз в два-три года все газеты словно бы заболевают, по цепочке передавая «бациллу»: «Раскрыта тайна Страдивари!» И всякий раз сенсация оказывается дутой. Старые мастера даже сейчас, в XXI веке, продолжают свято чтить цеховые традиции своего времени: секрет мастерства - только старшему сыну, а если того нет, то – в могилу... Но на старших сыновей, да и на сыновей вообще, к сожалению, не всегда удается положиться: на детях гениев природа отдыхает. Выручают внуки, но рано или поздно любая династия прекращает свое существование, унося с собой те осколки знаний, что сумела постичь сама.

Амати

На долю Андреа Амати выпала участь первопроходца: с его именем прочно связывают не только возникновение кремонской скрипичной школы как таковой, но и само появление скрипки. Ведь до нее бал правила виола, которая не собиралась уступать свое место под солнцем.

Но лавры создателя скрипки неправомочно приписывать Амати: первые подобные инструменты появились в Кремоне еще лет за 30 до того, как Андреа открыл свою школу. Но он улучшил форму скрипки, сделал ее легкой, изящной. Войдя в мастерскую Амати угловатой «девочкой-подростком», она вышла из нее прекрасной «женщиной» с особым характером и неповторимым голосом – чувственным, страстным и в то же время нежным, бархатистым, почти ангельским. (Будете смеяться, но этот ангелоподобный голос скрипки однажды - уже в наши дни - вызвал к жизни невероятную версию: якобы кремонские инструменты потому так хороши, что сделаны из остатков Ноева ковчега!) За этот-то дивный голос музыканты простили скрипке необходимость переучиваться, а композиторы - необходимость переписывать свои произведения.

Виола ушла с подмостков, и на сцене воцарилась скрипка: почти не изменившаяся со времен Амати. И сейчас, когда цены на инструменты с клеймом прославленного мастера стоят баснословных денег, невозможно поверить, что были времена, когда играть на скрипке запрещалось под страхом смерти!

Ни один из двух сыновей Адреа, как ни старался, не сумел повторить успех своего отца, хотя, безусловно, им-то он открыл все свои секреты. Да, они овладели искусством лютерии (скрипичным делом) в совершенстве. И все же старый мастер печалился: продолжать дело некому. Так и ушел 80-летний старик – с болью в сердце. Лишь через 16 лет после его смерти на свет появился Николо Амати – человек, который не только превзошел своего великого деда, но и выучил сразу трех выдающихся скрипичных дел мастеров. Это Якоб Штайнер, Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. О первом широкой публике почти ничего не известно – хотя вплоть до XVIII столетия его скрипки ценились выше всех. Он умер в 1683 году, в австрийском Инсбруке, помешавшись из-за преследований инквизиции. До наших дней дошли около 20-ти его инструментов – и все они шедевры. Но на Страдивари и Гварнери с Амати теперь спрос выше. Потому к ним и вернемся.

У Николо Амати был только один сын Джироламо, но искусство лютерии не давалось ему. Видно еще и поэтому Николо охотно брал учеников. К тому же заказов в мастерской было невпроворот, а эти мальчишки готовы работать бесплатно – лишь бы овладеть ремеслом. Скрипичных дел мастера хорошо зарабатывали, но рекомендация «ученик Амати» в десятки раз повышала стоимость их услуг.

Гварнери

В подмастерья в школу Николо Амати брали только тех, кто прежде обучился столярному делу. Отец Гварнери был резчиком по дереву, так что мальчик с юных лет знал все премудрости этого ремесла. Когда ему было всего 15 лет, он напросился в ученики к Николо. И еще 15 провел в его мастерской, работая за знания и еду, прилежно клеймя свои скрипки незамысловатым текстом: «Allumnis Nicolai Amati» - «ученик Николо Амати». К слову, иные посетители школы Амати так до конца жизни и оставались только «учениками», безликими работниками мастерской. Но Гварнери предпочел отправиться в самостоятельное плавание. В 1655 году он впервые сделал скрипку, гордо помеченную клеймом: «ex Allumnis Nicolai Amati» - «ех», то есть бывший ученик!

Высот, подобных тем, на которые поднялся учитель, он не достиг. Да, в финансовом отношении все было прекрасно: мастерская процветала. Но только за счет спроса на не слишком дорогие инструменты престижного – кремонского – происхождения. Гварнери убеждал себя, что это только «пока» - ведь сейчас у него другая задача: надо укрепить производство, поднять на ноги семью, а уж потом браться за высокое искусство. И если не он сам, то его сыновья точно сделают скрипки, которые запоют так, что старый Андреа Амати перевернется в могиле от зависти. Безусловно, это был искусный мастер. Но лучшие из его скрипок все-таки появились благодаря Николо Амати: когда последний был слишком занят и не мог сам взяться за индивидуальный заказ, он отправлял к Гварнери богатого посетителя, готового раскошелься на штучный товар.

Из трех сыновей Андреа двое стали скрипичными мастерами. Но со старшим – Пьетро – отношения не заладились, он покинул отцовский дом и уехал в Мантую. Младший Джузеппе стал достойным продолжателем дела Гварнери: он превзошел отца. Но истинный гений семейства родился в августе 1698-го – в год смерти основателя династии Гварнери. По иронии судьбы, в своей собственной семье Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери по прозвищу дель Джезу считался паршивой овцой. Гуляка праздный, повеса, пропойца. Из фамильной мастерской его выгнали с позором. То-то удивились все Гварнери, когда узнали, что их непутевого Бартоломео взял к себе в ученики не кто-нибудь, а сам Страдивари!

Страдивари

Страдивари было всего 11 лет, когда он пришел к Амати. Тот едва взглянул на Антонио и распорядился взять его посыльным. Несколько лет Страдивари пробегал по Кремоне – от поставщика дерева к мяснику, от мясника к молочнику, а потом обратно в мастерскую. Когда он первый раз пришел в мясную лавку с запиской от Амати, то очень удивился: вместо мяса ему вручили сверток с какими-то отвратительными кишками. И в еще большем изумлении принес он своему учителю старые деревяшки – они уже и деревом-то не пахли, на что они могли сгодиться?

Первым серьезным делом, которое поручили Страдивари, стало изготовление струн. Их делали как раз из тех кишок, некогда вызывавших отвращение мальчика. А теперь он безропотно вымачивал жилы ягнят в щелочном растворе и прилежно мотал на ус науку. Более всего для струн подходят жилы 7-8-месячных ягнят, причем лишь тех, что выросли в Центральной и Южной Италии. Ведь качество струн зависит и от района пастбища, на котором паслись ягнята, и от свойств воды, которую они пили, и от времени их убоя, и еще от массы факторов. Словом, сама природа участвует в создании скрипки! А без того, чтобы научиться слышать и чувствовать природу, искусство лютерии безжизненно. Антонио Страдивари – один из немногих, кто понял это. Отныне он, как и его учитель, заставлял петь дерево до того, как превратить его в инструмент. Его любимицами стали ели, выросшие в швейцарских Альпах: скрипки, сделанные из них, звучали так нежно, и в то же время так мощно...

В учениках Амати Страдивари проходил до 36 лет и только в 1680 году открыл свою собственную мастерскую. Женился, завел пятерых детей – благо, заказы на его скрипки поступали со всей Италии. Правда, все они были калькой с работ учителя – те же изящные формы, тот же желтый лак, тот же чарующий голос. Но заказчикам, казалось, того и надо было. Все шло хорошо, пока чума, пришедшая в Кремону, не отобрала у Страдивари и жену, и всех детей. На тот момент ему было 54 года: по меркам XVII века – уже старик. Да и по современным – не мальчик. Он заперся в своей мастерской и целые дни просиживал в одиночестве, не притрагиваясь к скрипкам.

Но однажды к нему пришел плачущий ученик: чума унесла жизни его родителей и теперь он сам должен зарабатывать себе на хлеб, потому не может продолжить обучение. Антонио пожалел ребенка – и оставил у себя. Увы, разочаруем читателей: в нечто выдающееся он не превратился, более того – даже имя его неизвестно. Но его визит пробудил Страдивари от забытья. Он взялся за работу с удвоенной силой. И именно теперь, разменяв шестой десяток, едва оправившись от страшной потери, он сумел превзойти своего учителя! Через 20 лет после того, как он покинул школу Амати, его скрипки, скрипки Страдивари, наконец, обрели свое «Я», у них появился свой голос, даже свой цвет – красный...

Самые лучшие инструменты он создал в период с 1698 по 1725 гг. Но наилучшие – те, из-за которых потом совершались кражи века, сходили с ума, и оставались без гроша в кармане, – были сделаны в 1715 году. Всего один год из 93-летней жизни отпустил Господь на создание шедевров.

Он снова женился, у него опять появились дети. Двое сыновей Франческо и Омобоно трудились подмастерьями у Антонио. Но как бы они ни старались, из их рук выходили «глухие» инструменты, прекрасные и безжизненные. Он оглядывался на других своих учеников – и понимал: некому продолжать традицию...

И тут ему в починку принесли скрипку – Страдивари внимательно осмотрел ее и увидел клеймо: «IHS», что значит «Иисус Христос Спаситель». Так подписывал свои работы Джузеппе Гварнери, которого Антонио недолюбливал: что это за скрипичный мастер, который больше времени проводит в таверне, чем в мастерской. Инструмент был грубоват и неказист, но, Господи, как же он звучал!

Сыновья роптали: зачем отцу понадобилось тащить пропойцу к себе в мастерскую? И только Антонио знал ответ: потому что он, Джузеппе Гварнери, как скрипичных дел мастер выше прославленного Страдивари! И ему есть чему поучиться у этого гуляки. Потому что на нем печать таланта, наложенная самим Творцом, не иначе...

Конечно, Джузеппе не изменился – как и прежде прогуливал все деньги, полученные за скрипки, пропадал на несколько дней. Но протрезвев – возвращался и принимался за работу. Страдивари снабжал его заказами: не из жалости, нет. Как можно жалеть того, кем восхищаешься, кому даже немного завидуешь? Просто упертый старик был уверен, что Джузеппе не имеет права простаивать: он обязан делать скрипки.

Со смертью Страдивари Гварнери лишился последнего союзника. Да еще и местный священник строчил на него донос за доносом: «Богохульник подписывает свои негодные инструменты именем Христа!» В конце концов, бедолагу арестовали. В тюрьме он и умер. И с его смертью закатилась слава кремонской школы...

Код ДНК

Этот подробный рассказ потребовался нам лишь для того, чтобы читатель сам мог сделать вывод: нет никакого секрета скрипок Амати-Страдивари-Гварнери. Лак, которым покрывали мастера свои скрипки, по своему составу практически ничем не отличался от мебельного лака кремонских краснодеревщиков. Плотность древесины тоже не играла особой роли. Судите сами. В руках сыновей Николо Амати и Антонио Страдивари были те же самые ели и клены, выросшие в особенно холодные для Европы 1570-1630 годы. Им – по праву рождения – были открыты все тонкости, все таинства искусства лютерии, однако это нисколько не помогло им! После смерти отца, Джироламо Амати закрыл знаменитую школу, просуществовавшую 150 лет. А сыновья Страдивари продержались еще некоторое время лишь на славе своего отца, а потом вынуждены были свернуть семейное дело. Печальная участь Гварнери вам уже известна.

Если где и искать разгадку кремонских скрипок, то в промысле Божием, отмечающих своим талантом избранных. Или – коли вам непременно требуется научно-обоснованная гипотеза – в природе ДНК. Возможно, «тайну Страдивари» откроют именно генетики, разгадав тот самый код, который превращает человека в гения.


Скрипка или акустическая скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны.


Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.


Первые пращуры скрипки появились в Европе приблизительно в 10 веке н.э. Это были фидель и ребеккака,Они ещё совсем далеки от вида нашей современной скрипки, похожие на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом. Фидель был похож формой на грушу, Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его частенько тоже кликали фиделем. Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен Европе. Смычки их имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, иногда музыканты держали инструмент, опирая его на плечо или грудь. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.


От ребеккакаа произошёл пашет, который получил своё название от того, что учителя танцев носили его в кармане (по-французски Pochette – карман). Ведь он был такой маленький, всего см, но имел громкий, резкий звук. Играли на нём, оперев инструмент в плечо, это было очень удобно - можно было одновременно показывать танцевальные фигуры ученикам из благородных аристократических семей. Фидель и ребеккака – это европейские дедушки скрипки. пашет


Всевозможные их модификации к концу 15 века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеккакае, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по- прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников Возрождения, потому что вплоть до 18 века её обожали в аристократических салонах за мягкий, нежный, матовый звук. В скрипке соединились форма фиалы, размеры фиделя и ребеккакаа и резкий звук пашета.


Аристократам она казалась простоватой, если не сказать вульгарной. Она звучала в среде простых горожан, ремесленников и крестьян. Но начиная с 17 века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в 18 веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу. Презренная простушка завоёвывает аристократический мир…


Великие мастера Страдивари, Гварнери, Амати, которые создали классическую конструкцию скрипки и прямой смычок, с жёстким креплением волоса, который держат ладонью вниз, что дало невиданную свободу виртуозности. Они умножили силу и полётность её звука, но убрали его резковатость, скрипучесть (не зря славяне назвали её скрипкой), превратив его в идеал неземной, волшебной красоты. Это и гениальные композиторы - скрипачи Корелли и Вивальди, написавшие для скрипки прекрасную нестареющую музыку, с каждым веком становящуюся всё прекрасней и современней. Последним, кто поставил в этой истории точку, вернее, большой восклицательный знак, был великий Паганини. Антонио ВИВАЛЬДИ Николо Паганини Скрипка Амати Арканджело Корелли


Анто́нио Страдива́ри или Страдива́риус (итал. Antonio Stradivari; декабря 1737) знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы.


Легендарное звучание скрипок германского мастера вызвано обработкой дерева против жучков. Клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов. Лак тоже имеет немалое значение. «Сложность химического процесса и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря», - говорит Нагивари.


Уходя к истокам создания первых скрипок, хочется отметить, что современное производство смычковых струнных инструментов не идет ни в какое сравнение с тем, как мастер «рожал» свою каждую скрипку еще в начале 16-го века. Самое интересное, что каждая скрипка имела свой «голос» и была уникальным творением рук человеческих. Сегодня купить скрипку такого уровня можно лишь на аукционе или выкупить из частной коллекции

Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.

Моя первая скрипка

МОЯ ПЕРВАЯ СКРИПКА
Мне выдали её в
музыкальной школе.
Скрипка была новая,
блестящая пахла хвоей
и лаком.
Поначалу мне страшно
было к ней
прикасаться, такой она
казалась нежной и
хрупкой.
Но со временем я к
ней привыкла.
Так началась наша
дружба!!!

История происхождения

Скри́пка - смычковый струнный
музыкальный инструмент. Имеет народное
происхождение, современный вид скрипка
приобрела в XVI веке, получила широкое
распространение в XVII веке.
Имеет четыре струны.
В качестве народного инструмента скрипка
особенно широкое распространение
получила в Польше, Украине, Румынии и
Югославии.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе

Гварнери....
Николо Амати обучал
скрипичному делу Антонио
Страдивари, скрипки которого
считаются непревзойденными
шедеврами скрипичного
мастерства.

Казалось, нехитрое дело:
Смычок, струны, корпус
неброский -
Умелец из дерева сделал
Его грубовато и просто.
Простой инструмент
деревянный,
А как зазвучал он чудесно!
Не зря полюбили славяне
Его задушевную песню.
Рождённый в любви и
надежде,
Смеялся, и пел он, и плакал:
В избе - грубоватый, как
прежде,
И в замке - сверкающий
лаком.

А мастер трудился, и стружка
Ложилась на пол завитком,
И струны звенели послушно
Под тонким изящным смычком.
Простые, умелые руки
Вложили в скрипичное соло
Живые, поющие звуки -
Почти человеческий голос.
В нём - все интонации речи,
И слёзы, и грусть, и улыбка...
И мир в восхищении шепчет:
“Ваше Величество Скрипка!”

Известно, что мастера очень придирчиво
выбирали материалы
Ходили по лесу и среди множества деревьев,
в первую очередь елей, выбирали “поющие”,
т.е. примечали, на какую ель чаще садятся
птицы, потом прослушивали докторской
трубкой, чтобы оценить певучесть.
Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И
не валили, а бережно опускали на землю.
Секрет изготовления инструментов хранили
в тайне и передавали от отца к сыну, от
мастера – к ученику. В оркестре скрипка
главный инструмент – царица самых
известных концертных залов.

Не торопливо, не спеша
Скрипичный. мастер скрипку ладит
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок
подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!
Н. Манушкина «Скрипка»

Такое необычное строение

ТАКОЕ НЕОБЫЧНОЕ
СТРОЕНИЕ
Создавалась
скрипка как аналог
человеческого
голоса. До сих пор,
даже на самой
современной
технике, не удалось
синтезировать
тембр
человеческого
голоса и скрипки.

Лев Толстой говорил

ЛЕВ ТОЛСТОЙ ГОВОРИЛ
"Если хочешь,
чтобы твои дети
выросли
хорошими
людьми, - научи
их играть на
скрипке".

Известные скрипачи
Антонио Вивальди (1678-1741) - венецианский аббат.
Композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач и
гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей
музыкальной истории XVIII-XIX веков
Иоганн Штраус (отец) (1804-1849) - австрийский композитор,
скрипач и дирижёр.
Иоганн Штраус (сын) (1825-1899) - австрийский композитор,
дирижёр и скрипач, признанный «король вальса
Леонид Коган (1924-1982) - советский скрипач еврейского
происхождения, педагог, профессор Московской консерватории,
народный артист СССР.
Владимир Спиваков (12 сентября 1944) - советский и российский
скрипач и дирижер еврейского происхождения, народный артист
СССР, основатель и руководитель камерно го оркестра «Виртуозы
Москвы

Композитор – гений: ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

КОМПОЗИТОР – ГЕНИЙ:
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
Видный представитель
Венской классической
школы композиции,
скрипач - виртуоз,
клавесинист, органист.
Он написал множество
сонат, концертов для
скрипки.

Владимир Спиваков

советский и российский дирижёр,
скрипач, педагог. Художественный
руководитель и главный дирижёр
Национального филармонического
оркестра России и
Государственного камерного
оркестра «Виртуозы Москвы»,
президент Московского
международного Дома музыки.
До 1997 года Владимир Спиваков играл на
скрипке работы мастера Франческо
Гобетти, подаренной ему профессором
Янкелевичем. С 1997 года музыкант играет
на инструменте работы Антонио
Страдивари, который передали ему в
пожизненное пользование меценаты -
поклонники его таланта.

НЕМЕЦКИЙ СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ DAVID GARRETT

Дэвид играет на двух скрипках: Антонио
Страдивари 1716г.(4,5 млн евро) и
Джованни Баттиста Гваданьини 1772г.
(приобрел в 2003 году за $1 млн).
Гаррет считается одним из самых
успешных звезд классической музыки в
мире, выпустил 10 альбомов, 2 миллиона
компакт-дисков было продано только
альбома "Encore". Дэвид имеет несколько
наград, среди них: Золотая Камера,
Золотая и Платиновая Пластины.

Почему Шерлок Холмс и Эйнштейн играли на скрипке

ПОЧЕМУ ШЕРЛОК ХОЛМС И ЭЙНШТЕЙН
ИГРАЛИ НА СКРИПКЕ
Занятия скрипкой отлично развивают
мозги. Играя на скрипке какуюнибудь пьесу, человек может
случайно решить некую сложную
интеллектуальную задачу,
Это свойство скрипки прекрасно
было известно Шерлоку Холмсу.
Согласно Конан Дойлу, сыщик играл
на скрипке, когда ему надо было чтото обдумать.

Пожалуй, самый известный физик -
Эйнштейн - был страстным скрипачом.
Он не раз говорил о том,
что если бы он не занялся
наукой, то наверняка стал
бы музыкантом. Занятия
скрипкой он не оставлял
всю жизнь, играя сонаты и
квартеты попутно с
совершением открытий в
науке.

Тихо плачет скрипочка Амати,
И печален этой скрипки лик,
Как бы ей до той стены добраться,
Этот зал прекрасен но велик.
Тонкий звук почти ещё ребёнка,
Пролетел сквозь золотистых груш,
Этот голос был такой высокий,
Словно вышел он из человечьих душ.
Страдивари, или друг Амати,
Были часто в роли палачей,
Не стесняясь знаменитой знати,
Получили имя скрипачей.
И летят по миру музыканты,
Грушевое дерево поёт,
И его знакомые раскаты,
Продолжают уходить в народ,
И гордиться скрипка чудной статью,
Рядом с ней поёт виолончель,
Страдивари, или друг Амати,
Заглушают нежную свирель.
Борис Межиборский http://www.stihi.ru/2013/01/31/12573 Скрипка…. То множество инструментов, порой, разительно отличавшихся друг от друга и популярных во всей Европе, неизбежно должны были создать нечто такое, что включало бы в себя все самое лучшее. То в одной, то в другой стране появлялись прототипы нынешней скрипки, зарождались национальные школы производства нового инструмента, появлялись первые виртуозы. Уже в XVI-XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии - Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из двадцати мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.
В Польше работали М. Добруцкий, семейства Гроблич и Данкварт. В Австрии и Германии Я. Штайнер, семейство Кдотц. Позднее выдвигаются французские мастера - Н. Люпо, Ж.-Б. Вильом; русские - И. А. Батов; чешские - Т. Эдлингер, Я. О. Эберле. Сведения о том, что наиболее ранние образцы профессиональной классической скрипки были изготовлены немецким мастером Каспаром Дуиффопругаром (Тифенбруккером) (ок. 1515-1571), работавшим в Лионе, недостоверны. Известно, что он делал виолы, гамбы, лютни. Возможно, что в последние годы он работал и над конструкцией скрипки, взяв за основу французский народный смычковый инструмент виелу, что могло содействовать появлению так называемой французской маленькой скрипки. Во всяком случае, до нас не дошло ни одной его идентичной скрипки. Так же не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской инструментальной школы Гаспара да Сало (Бертолотти) (1540-1609). Осталось всего восемь инструментов, приписываемых ему, но подлинность их весьма сомнительна. Первоначально Гаспаро да Сало учился игре на виоле в кафедральной капелле Сало, затем изготовлению инструментов в семейной мастерской у деда и отца. С 1562 года стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи (ок. 1523 - после 1574). Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Приписываемые Сало скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. Есть сомнения и о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав ее Уле Булю. Скрипка была инкрустирована Бенвенуто Челлини, вырезавшим головку ангела и фигуру сирены (скрипка хранится в Народном музее в Бергене). Судя по сделанным альтам, Гаспаро да Сало впервые воплотил классический образ инструмента - формулу обводов корпуса, выпуклости дек, их неравномерную толщину, применял двойной ус. Правда, корпус еще был достаточно массивный и пружина вытачивалась вместе с нижней декой. Звук его альтов - темный, матовый, приближающийся к виолам. Лак - темно-бронзовый. Но первыми, к классической, известной нам сейчас форме скрипки и альта приблизились мастера из семейства Амати. Амати - итальянская семья мастеров из Кремоны изготовлявшая скрипичные инструменты (виолончели и скрипки), первое упоминание о которой относится к 1097 году. Изготовивший свою первую скрипку в 1555 году Андреа Амати (1520-1578 годы) стал основателем кремонской скрипичной школы. На этикетках изготовленных им скрипок стояло имя Amadus. Именно ему приписывают изобретение дизайна современной скрипки. Исходя из сохранившихся на старинных картинах изображений скрипок, можно видеть, что еще при жизни Андреа Амати модель скрипки существенно отличалась от начавших изготовляться в Брешии и Кремоне инструментов.
Удивительно то, что считающиеся по сей день лучшими скрипичные мастера жили и творили в маленьком итальянском городе Кремона.
Почему именно Кремона? Север Италии? Посмотрите, какие знакомые по классическим произведениям места - Парма Ю Верона, Модена, Милан, Брешиа… Наверное, не зря именно в эти края помещали своих героев Стендаль и Шекспир… Промышленный север, несуществующей тогда Италии… А может, особенный воздух, характер жителей, породы деревьев… Сейчас уже и не угадать. Но именно в этом городе творили великие мастера - Амати, Страдивари и Гварнеги… Пожалуй, с кремонской школой могла конкурировать только школа скрипичных мастеров в Брешиа, расположенном совсем рядом. Считается, что именно у мастеров брешианской школы учился основатель династии Амати Андреа.
Считается, что именно Андреа Амати стал самым первым в мире мастером, который начал производить знакомые нам сегодня скрипки. Конструкция его скрипки стала популярной и завоевала беспрецедентный успех сперва среди музыкантов Кремоны в 16 веке, а затем и по всей Европе. Для изготовления своих музыкальных инструментов, - а он, кроме скрипок, делал альты и виолончели, - Андреа Амати использовал ель и волнистый клен. В 26 лет он начал ставить на инструменты свое собственное клеймо и вместе со своим братом Антонио открыл мастерскую. В это время по Европе пронеслась чума и его родители и сестры погибли от этой страшной болезни. Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии (который шел для весел гондол в Венеции) и ель (реже - пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Определил он и тон лака - более светлый, темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком. Самое же основное - изменение звучания скрипки. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок, легкость звукоизвлечения соответствовали эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике. Андреа работал над изготовлением инструментов для ансамбля "24 скрипки короля" Франции Карла IX. Для оркестра короля он изготовил в общей сложности 38 скрипок, в том числе дискантовые и теноровые. Часть из них сохранилась. Скрипки, которые он сделал, несут на себе герб короля Франции Карла IX. Сегодня самая старая из сохранившихся из этой коллекции скрипок сделана им в 1560 году. Андреа Амати умер в 1578 году и передал свои навыки своим сыновьям, Антонио и Джироламо. Его сыновья, Антонио Андреа (1555-1640) и Иеронимо (Джироламо) (1556-1630) продолжили дело отца и в дальнейшем работали вместе над изготовлением скрипок. Инструменты Амати имели характерный желтый цвет лака. До наивысшего совершенства довел модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын Иеронимо - Никола Амати (1596-1684). Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента. Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса («большая модель»), уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал - секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак - золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный. Конструктивные изменения позволили добиться большей силы и носкости звука при сохранении его красоты, серебристости, характерной «пряности букета», колористичности. Его инструменты до сих пор высоко ценятся скрипачами. Никола Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых - А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а также его сын - Иеронимо Амати (1649-1740), завершивший дело отца.
Очень образно взаимоотношения между Никола Амати, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери описали братья Вайнеры в своём романе «Визит к Минотавру». В книге чётко прослеживаются две сюжетные линии, связывающие средние века и современность. Драма великих мастеров, их поиски, раздумья, порывы. Прочитайте роман. Это и замечательный детектив и такая история о величии Духа и истории создания Чуда… Гарантирую, что вы не пожалеете. Именно этот роман заставил меня набрать в ютубе «скрипка страдиварии» и впервые погрузиться в волшебный мир, о котором я раньше ничего не знал… Николо улучшил конструкцию скрипки, которая ранее была принята, путем создания инструментов, имевших более сильный и динамичный звук. Сегодня изготовленных им инструментов осталось очень мало и они чрезвычайно ценятся за свою идеальную форму и мягкий тембр звучания, близкий к звучанию женского сопрано. Отличительной чертой скрипок, созданных школой скрипичных мастеров Амати, стала особая форма эфов. Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати - Николо, сохранилось очень немного - чуть больше 20. К сожалению, на Николо Амати дистанция оборвалась… Его сын, Джироламо, так и не достиг мастерства своих предков и не смог передать по наследству волшебный дар семьи Амати…. Но остались ученики, великие ученики. А еще, остались великие инструменты, с помощью которых, мы и сейчас можем слушать великую Музыку, падать и взлетать, умирать и рождаться заново…

Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1546 годом.

С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано).

Андреа Амати делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Его работы характеризуются большим изяществом и совершенством геометрических линий.

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто- желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати - Николо, сохранилось очень немного - чуть больше 20.

Скрипки Амати имеют приятный, чистый, нежный, хотя и не сильный, тон; скрипки эти небольшого размера, красиво отделаны, сверху и снизу значительно выгнуты, вследствие чего не имеют широкого и звучного тона.