Сестры Бронте. Биография (на русском языке). Сестры бронте Средняя из английских писательниц сестер бронте

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши – вот о них сегодня и пойдет речь.

Встречайте: Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход! Что же они создали? Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии (в девичестве Бренуэлл). Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро. Мы обратим свое внимание именно на трех сестер.

Старшей из будущих была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм. Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем. Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Но давайте обратим внимание и на творчество сестер – ведь, несмотря на то, что росли сестры вместе, стиль их романов отличается – причем порой разительно!

Шарлотта Бронте

Будучи самой деятельной из трех сестер, именно она предложила им печататься, она же вела переговоры с издательством, а также поддерживала переписку с поэтом того времени Робертом Саути.

Относят к ярким представителям эпохи реализма и… романтизма. Да, в ее романах действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни (но не характера), умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Она со свойственной ей мелодраматичностью, нервностью, а порой и экзальтированностью, вкладывает в уста своих героев (хотя бы Джейн Эйр) размышления о месте женщины, ее угнетенности и равенстве людей.

Эмили Бронте

Эмили Бронте, в отличие от сестры, была очень замкнутой по характеру – у нее не было близких друзей, она могла неделями практические ни с кем не общаться, предпочитая написание стихов и прогулки на природе в одиночестве. Характеру девушки был свойственен мистицизм – и это, а также элементы готики она вкладывает в свой роман «Грозовой перевал». Читатели признавались, что чувствовали дрожь ужаса, листая его страницы… Да и сестра Шарлотта писала о «ужасающей, великой мрачности», которой полон роман. А он, что интересно – о любви. Но любви мистической, демонической, бурной, идущей рука об руку с местью, ненавистью, подлостью…

Энн Бронте

А вот Энн, несмотря на то, что была самой младшей в семействе, напротив – была удивительно реалистична: в ее романах (и в ее характере) нет ни экзальтированности Шарлотты, ни мистицизма Эмили – она пишет здраво, реалистично, показывая стороны действительности, о которых обычно молчали (по крайней мере в Англии того времени) – к примеру, о пьянстве и о том, на что способен пьяный человек; о разводе и уходе жены от мужа-тирана («Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»).

Три неприметных женщины из глуши, скончавшиеся так рано… Почему же мир до сих пор говорит о них? Чем они выделяются на фоне десятков немного похожих, но по сути совершенно других, ? Тем, что они осмелились Говорить – о месте женщины, о ее праве на выбор избранника и ее праве говорить, рассуждать, творить, занимать место в обществе, а еще они с удивительной глубиной передали психологию мужчин и женщин и в целом суть эпохи, в которой жили – ведь она включала в себя не только красивые балы и платья, но и многочисленные проблемы, о которых они позволили себе честно сказать.

О сестрах Бронте я могу говорить бесконечно. Да и немудрено, их биография покруче любого самого захватывающего романа будет. Свой первый отзыв я, как раз, посвятила здесь книге-биографии Шарлотты Бронте, перевода которой ждала много лет.

А так, это, наверное, и есть самый полный источник жизнеописания сестер. Написала ее Элизабет Гаскел, кто смотрел сериал "Север и юг" и "Крэнфорд" может иметь о ней представление. А теперь вернемся к знаменитым сестрам, по которым в Англии критической литературы и различных трудов почти столько же, сколько по Шекспиру и Диккенсу.

А написали-то они всего ничего в силу своей короткой и трудной жизнь. Самыми знаменитым, особенно у нас, в России, являются романы Шарлотты Бронте "Джен Эйр" и Эмили Бронте "Грозовой перевал", которые имеют огромное количество экранизаций. А сестер было целых три. Третью, самую младшую звали Энн и написала она два романа "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлфилд-Холла", последний тоже был экранизирован ВВС, но в силу того, что мне очень нравится сама книга, в экранизации мне совершенно не нравится главная героиня. Я до сих пор на них зла, что они кого-нибудь посимпатичнее не нашли. И дело даже не в красоте, просто поприятнее актрису. Вон, у знаменитой экранизации "Джен Эйр" с Тимоти Далтоном актриса, играющая Джейн совсем не красива (так было в романе), но очень приятна и полностью соответствует своей роли.

Итак, я опять отвлеклась. В литературе даже существует такое понятие как феномен сестер Бронте, то есть, совершенно непонятно, как в одной семье был не один золотой самородок, как это обычно бывает, а целых три. Вообще, у священника Патрика Бронте было пять дочерей и один сын. Две старшие дочери - Мария и Элизабет, судя по описаниям современников тоже были неординарными девочками, но, когда отец отправил их и следующих за ними по старшинству Шарлотту и Эмили учиться в пансион, который был описан во всех подробностях в романе "Джен Эйр", старшие девочки не выдержали, и ослабленные после болезней умерли. Подруга Джейн Элен Бёрнс как раз была прототипом старшей сестры Шарлотты Марии.

После этого ужасного события Патрик Бронте забирает Шарлотту и Эмили в Хаоурт, то есть туда, где они живут. И дети временно продолжают получать домашнее обучение. Вот их дом:

В один прекрасный момент Патрик покупает своему сыну Бренуэллу солдатиков, который тот делит с сёстрами и у детей рождаются целые миры в которых происходят различные захватывающие события, например королевство Ангрия. То есть, главным развлечением этих детей было сочинительство. Как жаль, что единственный брат Брэнуэлл оказался слабохарактерным и спился, иначе бы мы говорили о сестрах и брате Бронте. Кстати, это его портрет сестер, который по свидетельству Элизабетт Гаскелл, является самым точным:

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века.

Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.

Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.

В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей».

В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами.

В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр.

Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища.

24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров.

Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже.

На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти.

В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание.

После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами.

Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы.

В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.

Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами.

К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней.

Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.

В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений. Проблемы, поставленные в них, актуальны и продолжают волновать современного читателя.

Сёстры Бронте: Семейное проклятие
http://bagira.guru/literatory/semejnoe-proklyatie.html

История и жизнь английской семьи Бронте уникальна, и прежде всего тем, что все шестеро детей священника Патрика Бронте умерли раньше, чем их отец. Никто из них не дожил до 40 лет.
Писательница Эмили Бронте умерла, спасая брата

Из пяти сестёр Бронте три стали писательницами — классиками британской литературы.

Самой известной и дольше всех прожившей из них была Шарлотта, написавшая замечательный роман «Джейн Эйр», который до сих пор остаётся одной из самых читаемых книг в мире.


И не только читаемых: с 1934 года этот роман экранизировали девять раз. Но Эмили Бронте заслуживает ничуть не меньшего признания, чем её сестра. Её жизнь можно считать символом отказа от всего личного ради счастья близких людей.

Тяжёлый опыт
Эмили Бронте, автор несколько менее известного романа «Грозовой перевал», родилась на два года позже своей сестры Шарлотты, 30 июля 1818 года.
Изучая биографию семьи, невольно приходишь к выводу, что существует некая высшая сила, которая своим проклятием как будто компенсировала таланты, дарованные Бронте природой.



Отец семейства Патрик Бронте был священником. В первой половине позапрошлого столетия получение духовного образования зачастую становилось единственной возможностью для небогатого человека получить разносторонние знания в самых разных областях.

Он был низкого происхождения — начинал с работы ткачом. Но любовь к книгам привела его в духовное учебное заведение…


Долгие злоключения семьи начались в тот день, когда мистер Бронте с женой Мэри переехал в Хауорт, малолюдное местечко на севере Англии, где Патрик получил приход.


Случилось это в 1820-м. В том же году родился их последний ребёнок — дочь Энн. А уже в 1821-м от туберкулёза скончалась Мэри Бронте.
Смерть жены сломила прежде жизнерадостного Патрика. В 1824 году он, погружённый в глубокую депрессию, отдал четырёх дочерей из пяти (кроме самой младшей) в приют. Точнее, школу-интернат для детей духовенства.


Заведение представляло собой то, что сегодня относят к ужасам Англии 19-го века, неоднократно описанным в произведениях британской литературы. Над девочками в приюте глумились, содержали их в грязи и в голоде, заставляли ослабленных такими условиями детей выстаивать долгие церковные службы. Впечатления от пребывания в интернате легли в основу рассказа о страшном детстве главной героини в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Приют стал «прототипом» заведения Ловуд, где провела самые кошмарные дни своей жизни героиня книги…


За этот опрометчивый поступок Патрик заплатил очень высокую цену: спустя год в приюте разразилась эпидемия. Умерли старшие сёстры — Мэри и Элизабет Бронте. Шарлотту и Эмили, совершенно ослабленных болезнью, перепуганный отец забрал домой.
В бедном доме священника, оторванном от внешнего мира, дети, как ни странно, провели не самое несчастное детство.

Выдуманный мир
Три сестры и их брат Бренуэлл пристрастились к чтению — Патрик покупал много книг. Родителя радовало увлечение детей печатным словом, ведь он и сам был к нему весьма неравнодушен. В доме следовало соблюдать тишину — отец без конца читал духовную литературу и писал проповеди для прихожан. Но дети есть дети — им хотелось не только читать, но и развлекаться.


Младшие Бронте нашли для себя отдушину — в игре. Детей не тянуло на мрачное кладбище, которое простиралось прямо за их домом. Йоркширские вересковые пустоши тоже не настраивали на оптимистический лад. Так что отпрыски священника предпочитали игры под крышей. Сестры и брат придумывали сказочный мир, яркий и счастливый, истории из жизни которого они записывали. Кроме того, дети издавали собственный журнал.


Девочки писали в него литературные произведения, а мальчик рисовал иллюстрации. У Бренуэлла проявился яркий талант художника. Вообще, в семье именно сына считали самым одарённым. Возможно, потому что он был единственным потомком мужского пола. Сестры и отец относились к Бренуэллу с большим пиететом: Патрик не отдал своего единственного сына на учёбу вдали от дома и самолично дал ему обширное классическое образование.
А игра набирала всё новые обороты. Эмили Бронте была особенно близка с младшей сестрой Энн. С ней-то они и изобрели фантастический мир под названием Гондал. Населили его мистическими персонажами. Придумали захватывающие сюжеты из их жизни. Эмили настолько прижилась в воображаемом мире, что у неё не возникало желания как-то приспосабливаться к реальности. Исключительно в стенах отчего дома она чувствовала себя комфортно. Эмили ловко и деловито вела хозяйство. Если в семействе кто-нибудь заболевал, именно средняя сестра брала на себя заботы о нем.
Шло время.


Дочерям священника предложили закончить образование в пансионе Маргарет Вулер, который славился гуманным обращением с воспитанницами. Это заведение закончили Шарлотта и Энн. Сестры остались очень довольны обстановкой в пансионе и знаниями, которые там получили. Эмили покинуть родные места отказалась.
Отсутствие связей с внешним миром — кроме брата и сестёр, у Эмили не было друзей, — только стимулировало её фантазию и страсть к творчеству.

Без хеппи-энда
В 1846 году сестры Бронте решились показать людям плоды своего творчества и выпустили книгу стихов. Авторы назвали себя братьями Белл. В Викторианскую эпоху женщин-литераторов не очень-то одобряли.
Критики не оставили без внимания сборник. Особо они выделили творения Эллиса Белла — под этим псевдонимом выступила Эмили Бронте. Её стихи, несмотря на бодрый ритм, были наполнены отнюдь не оптимизмом:


Молюсь я не затем,
чтоб влезть
Своей молитвой в рай:
«Оставь меня таким,
как есть,
И мне свободу дай!»
К концу подходят
быстро дни —
Прожить их не спеши;
Что жизнь, что смерть —
всегда храни
Спокойствие души.

В произведениях Эмили чувствуется тоска по любви, которую ей не пришлось испытать…
Сестры мечтали открыть собственный пансион. И даже смогли собрать некоторое количество денег на реализацию этой затеи. Но их единственный брат Бренуэлл влюбился в хозяйку дома, где служил учителем рисования. Муж женщины разоблачил его и прогнал. После этой грустной истории Бренуэлл пристрастился к спиртному и опиуму. Жизнь семьи среди тихих йоркширских пустошей превратилась в настоящее мучение. Юный Бронте в короткий срок промотал все деньги, которые его сестры с таким трудом собирали.



Все трудности, сыпавшиеся на семью, Эмили переносила с поразительным стоицизмом и преданностью родным. Единственной отдушиной, оставшейся у неё, стало творчество. В 1847 году вышел роман «Грозовой перевал». Эта книга стала чем-то вроде манифеста писательницы. Герои произведения живут в мрачном, безнадёжном мире. И только после смерти они таинственным образом воссоединяются в любви.


В сентябре следующего года от туберкулёза, осложненного алкогольной и наркотической зависимостями, умер Бренуэлл. Сестры Эмили и Энн самоотверженно ухаживали за ним во время болезни. И конечно, заразились. В декабре 1848 года, в возрасте 30 лет скончалась Эмили. А в мае 1849-го за ней последовала 29-летняя Энн.


После смерти близких людей Шарлотта, ставшая к тому времени известной писательницей, ещё раз опубликовала роман сестры «Грозовой перевал». И теперь его встретили восторженно…
Несчастная Шарлотта вскоре также стала жертвой семейного проклятия: она ушла из жизни в марте 1855 года в возрасте 38 лет. Она — единственная из сестёр — была замужем.


Несчастный Патрик Бронте пережил свою супругу и всех детей. В письме другу он горько жаловался: «Я прожил так долго, что похоронил любимую жену и шестерых детей — всех, кто у меня был. Я любил их общество и разговоры с ними; многие из них были созданы достойными собеседниками для мудрейших и лучших.

Теперь их нет, остались только их образы и память о них…».

Мария Конюкова

«Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает».
Л. Болеславский


Богатство души и неукротимый дух — эти выражения приходят мне на ум, когда вспоминаю о сестрах Бронте. Шарлотта и Эмили — признанные классики английской литературы, а Энн, чей талант был не столь ярок, — признанная викторианская писательница. Об их жизни и творчестве были написаны сотни статей, было проведено множество научных конференций, на которых литературоведы неизменно пытались разгадать феномен такой «коллективной» одаренности, понять причины трагических судеб этих сестер и их раннего ухода из жизни.

21 апреля этого года исполнилось 200 лет со дня рождения Шарлотты Бронте. О выставке, посвященной этой выдающейся английской писательнице, мы уже писали в нашем блоге.

Несколько лет назад мне посчастливилось прочесть книгу Майи Тугушевой «Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества» (1982 года издания). Этот труд во многом основан на книге «Жизнь Шарлотты Бронте» Элизабет Гаскелл , которая сама была писательницей и лично знала Шарлотту. Так что вышеупомянутую книгу можно считать прижизненным свидетельством. К сожалению, эти книги, по большей части, посвящены лишь одной Шарлотте. А как же быть с двумя другими талантливыми сестрами? К моей огромной радости, удалось найти довольно объемный труд Екатерины Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте ». Как было написано в рецензии журнала «Терра — Книжный Клуб», «это историко-биографический роман и мистический триллер в одной книге». Книга посвящена всей семье Бронте и содержит множество реальных фактов из жизни этих замечательных людей, хотя и написана в форме художественного произведения. Пролог несколько затянут, но дальше начинается удивительное по своей силе и красоте повествование, которое захватывает и ни на минуту не отпускает.

Как многим известно, семья Бронте жила в городке Хауорте (или Гаворте в другом переводе), графство Йоркшир. В те времена, в 19 веке, в городе отсутствовали сточные труды, катастрофически не хватало чистой воды, плюс ко всему — сырой и ветреный климат. Средний возраст умерших в городе — 25 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что жизнь всех членов семьи, за исключением отца семейства, преподобного Патрика Бронте, оказалось такой короткой. Две старшие сестры Шарлотты, Мэри и Элизабет, умерли еще в детстве, измученными тяжелыми условиями обучения и проживания в школе для дочерей священников в Коуэн-Бридже, душещипательное описание которой можно найти в образе Ловудской школы в романе «Джейн Эйр».


Родители писательниц - Патрик и Мария Бронте

Однако несмотря на то, что все три сестры-писательницы ушли из жизни в молодом возрасте, им удалось достичь больших успехов в своем творчестве. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте : ее романы «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок», неизданный при ее жизни «Учитель» и немалое количество стихотворений получили известность далеко за пределами Англии и вошли в фонд мировой литературы.


Шарлотта Бронте. Портрет работы Дж. Ричмонда

Средняя сестра Эмили успела написать множество стихотворений и всего один роман, зато какой! — знаменитый «Грозовой перевал».


Эмили Бронте. Восстановленный фрагмент большого портрета работы брата писательниц Патрика Бренуэлла

Младшая Энн известна своими романами «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».


Энн Бронте. Портрет работы Шарлотты Бронте

Помимо дочерей у пастора Патрика Бронте был сын Патрик Бренуэлл , также не лишенный определенных дарований. Он писал стихи, прекрасно рисовал, но из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам его таланты не раскрылись в полной мере. Последующим поколениям он оставил лишь написанный в порыве вдохновения прекрасный портрет своей сестры Эмили и несколько других портретов своих близких.


Патрик Бренуэлл Бронте. Автопортрет

Как знают поклонники творчества сестер Бронте, семья жила довольно уединенно и небогато. Уныло и однообразно тянулись будни в «большой мрачной могиле с окнами», как называла Шарлотта свой дом. Среди развлечений для детей было доступно чтение книг и журналов, рисование, прогулки по горячо ими любимым вересковым пустошам и выдумывание различных сказочных историй. Шарлотта с братом придумали королевство Ангрию, где правил обаятельный, но коварный герцог Заморна. Воображение Энн и Эмили нарисовало Гондал, который они населили разными обитателями по своему усмотрению. В этих выдуманных мирах разгорались нешуточные страсти. «Мало кто поверит, — писала Шарлотта в своем дневнике, — что воображаемая радость может доставить столько счастья».

Позже сестрам удалось получить некоторое образование в пансионах Коуэн-Бриджа и Роу Хеда. Кроме того, Шарлотта и Эмили в течение полугода учились в Бельгии, в пансионе супругов Эгер. Все впечатления, полученные за время учебы, нашли отражение в их поэтических и прозаических опытах. Но еще большее влияние на творчество сестер оказала работа в качестве гувернанток. Такой труд был низкооплачиваемым, малоуважаемым в обществе, отнимал все время и не приносил никакой радости. Как писала Шарлотта в письме к сестре Эмили: «...ты видишь красоту вокруг — чудесные леса, и белые дорожки, и зеленые лужайки, и чистое небо, но не имеешь ни минуты, ни одной свободной мысли, чтобы ими насладиться. Дети находятся при мне постоянно. Об исправлении их не может быть и речи — я это быстро поняла...» Далее она пишет о незавидной доли гувернантки: «гувернантка в частном доме — существо бесправное, никто не видит в ней живого, наделенного рассудком человека и замечают ее лишь постольку, поскольку она выполняет свои тяжкие обязанности».

К счастью, сестрам не пришлось всю жизнь трудиться гувернантками. Окрыленные успехом от выпуска поэтического сборника Каррера, Элиса и Эктона Беллов (сестры взяли псевдонимы, чтобы издатели не догадались об их женской сущности), они решили попробовать свои силы в прозе. Все знают, каким выдающимся оказался результат их трудов.
Автор книги «Роковая тайна сестер Бронте» Е. Митрофанова детально описывает все радости и горести, которые пришлось испытать сестрам на их тернистом творческом пути. Из книги можно, например, узнать, что знаменитый роман «Джейн Эйр», оказывается, основан на реальных событиях. Недалеко от соседнего с Хауортом Лидса служащий одного почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого она считала законным супругом и от которого к тому времени уже родила ребенка, была другая жена. Эта история долго будоражила умы окрестных жителей и Шарлотта не преминула использовать ее как основу для своего романа.

Другой известный роман из наследия сестер Бронте, готический «Грозовой Перевал» Эмили Бронте — одно из самых великих и таинственных произведений в мировой литературе. Классик английской литературы Сомерсет Моэм включил эту книгу в десятку лучших романов мира. Как отмечают некоторые литературоведы, отношения мужчины и женщины в романе — это не просто страсть или нежная дружба, это мистический союз, который означает столь тесное единение двоих, как будто они обладают общей душой.


Дом-музей Бронте

Несмотря на то, что сестры так много писали о любви, только Шарлотта к концу жизни вышла замуж. Когда писательнице было 23 года, ей предлагал руку и сердце брат ее близкой подруги Эллен Нассей. Шарлотта решительно отказала. Были также и другие претенденты. Дочь пастора обычно отвечала что-то вроде «не думаю, что смогу составить ваше счастие», на самом же деле испытывая страх, что замужество помешает ее литературной деятельности. В 1854 году, в возрасте 38 лет, Шарлотта все же приняла предложение помощника своего отца, викария Артура Белла Николлса. Но уже в следующем 1855 году состояние ее здоровья резко ухудшилось. И 31 марта 1855 года, в праздник Пасхи, известная английская писательница скончалась, будучи беременной. В свидетельстве о ее смерти причиной значился туберкулез, однако, как предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и истощения, вызванного тяжелым токсикозом. Многие исследователи творчества писательницы отмечают, что она не была счастлива в браке. Николлс был вполне достойным человеком, но весьма ревниво относился ко всему, что отнимало у него внимание жены — к ее творчеству. Незадолго до смерти, Шарлотта Николлс грелась у камина и вдруг сказала мужу: «Если бы мы не сидели тут вдвоем, я бы, наверное, сейчас писала». И, бросившись наверх, вернулась с рукописью и стала читать ее вслух. Когда она закончила, ее супруг сурово заметил: «Критики скажут, что ты повторяешься». «Я переделаю, — с готовностью отозвалась она, — я по два, три раза принимаюсь за роман, прежде чем остаюсь довольна». Но этим планам не суждено было сбыться.

Книга Е. Б. Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте» представляет собой результат масштабного исследования, проведенного писательницей. Этот биографический роман — это как встреча со старыми друзьями: добродушной, гордой Шарлоттой; свободолюбивой, стойкой и загадочной Эмили; кроткой и смиренной Энн. В процессе чтения настолько проникаешься характерами персонажей, что становится очевидным, что в образах Шерли и Кэролайн из романа «Шерли» Шарлотта изобразила своих любимых сестер — Эмили и Энн, к тому времени уже покинувших этот мир.


Екатерина Борисовна Митрофанова

Роман «Роковая тайна сестер Бронте» написан в стиле, подражающем стилю самих сестер, очень живо и эмоционально. Подобно самой Шарлотте, исследователь ее творчества иногда впадает в патетику и повторяет одни и те же чересчур высокопарные выражения. Например, бросается в глаза слишком частое употребление довольно редкого слова «предвечный» в выражениях «предвечные силы», «предвечный страх», «предвечная исповедь» и других. Автор берет на себя смелость в высказывании причин столь раннего ухода сестер из жизни. В книге говорится о семейном проклятии, которое наложил на весь род Бронте некий Чарльз Лонгсборн, отец Ричарда Лонгсборна, некогда добивавшегося руки тети сестер Элизабет Бренуэлл. Тетя ему отказала, так как любила другого человека, якобы отца семейства Бронте, а Ричард от отчаяния отказался от семейных привилегий и места в парламенте, выбрав судьбу простого пастора, чтобы максимально походить на своего соперника, преподобного Патрика Бронте. За это его отец проклял своего сына и весь род Бронте.

Несомненно, что подобная гипотеза является всего лишь плодом воображения писательницы. Всем исследователям давно известно про нездоровый климат Хауорта и уровень медицины того времени, когда даже диагностика заболеваний была на очень низком уровне, не говоря уже про их лечение. Читая о жизни этой семьи, возникает ощущение, что сестер Бронте мало заботила материальная сторона жизни. Несмотря на проблемы со здоровьем, бедность и неудавшуюся личную жизнь, они находили утешение в общении друг с другом, в бесконечном саморазвитии и литературном творчестве. А ведь как писал А. Кони, «только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета».

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов