Сцена свидания Печорина и княжны Мери (анализ). Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Сцена свидания печорина и мери

Глава «Княжна Мери» - центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор - Печорина и княжны Мери - логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение. Зачем? Только чтобы ему «не было скучно». Главное для Печорина подчинять все своей воле, проявить власть над людьми. После целого ряда рассчитанных действий он добился, что девушка

Первая призналась ему в любви, но теперь она ему не интересна. После дуэли с Грушницким он получил предписание отправиться в крепость N и зашел к княгине проститься. Княгиня узнает, что Печорин защищал честь Мери и считает его благородным человеком, она больше всего обеспокоена состоянием дочери, ведь Мери от переживаний больна, поэтому княгиня открыто предлагает Печорину жениться на ее дочери. Ее можно понять: она желает Мери счастья. Но Печорин ничего не может ответить ей: он просит позволения объясниться с самой Мери. Княгиня вынуждена уступить. Печорин уже говорил, как боится он расстаться со своей свободой, и после беседы с княгиней он уже не может отыскать в своем сердце ни искры любви к Мери. Когда же он увидел Мери, бледную, исхудавшую, он потрясен произошедшей в ней переменой. Девушка искала в его глазах хоть «что-нибудь похожее на надежду», пыталась улыбнуться бледными губами, но Печорин суров и неумолим. Он говорит о том, что смеялся над нею и Мери должна его презирать, делая логичный, но такой жестокий вывод: «Следственно, вы меня любить не можете…» Девушка страдает, в ее глазах блестят слезы, и все, что она может прошептать едва внятно, - «Боже мой!» В этой сцене особенно ярко раскрывается рефлексия Печорина - раздвоение его сознания, о чем он говорил ранее, что в нем живет два человека - один действует, «другой мыслит и судит его». Действующий Печорин жесток и лишает девушку всякой надежды на счастье, а тот, что анализирует его слова и поступки, признается: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее». Он «твердым голосом» объясняет, что не может жениться на Мери, и надеется что она сменит свою любовь на презрение к нему - ведь он сам сознает низость своего поступка. Мери, «бледная, как мрамор», со сверкающими глазами говорит, что она его ненавидит.

Сознание того, что Печорин играл ее чувствами, уязвленная гордость превратили любовь Мери в ненависть. Оскорбленная в своем первом глубоком и чистом чувстве, Мери теперь вряд ли сумеет снова поверить людям и обрести былое спокойствие души. Жестокость и безнравственность Печорина в этой сцене раскрываются достаточно наглядно, но здесь же раскрывается и то, как тяжело этому человеку жить по навязанным им самому себе принципам, как тяжело не поддаться естественным человеческим чувствам - состраданию, милосердию, раскаянию. Это трагедия героя, который сам признает, что не сможет жить в тихой мирной гавани. Он сравнивает себя с матросом разбойничьего брига, который томится на берегу и мечтает о бурях и крушениях, ведь для него жизнь - это борьба, преодоление опасностей, бури и битвы, и, к сожалению, Мери становится жертвой такого понимания жизни.

любовь Печорина к Вере - большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье» . Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь все - движение! Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов) .
Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «одну минут, еще одну минуту видеть ее…» , «.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья» . Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение» , «беспокойство» , «отчаяние» , «счастье» и глаголы «проклинал» , «плакал» , «смеялся» , «скакал, задыхаясь» .
Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: «Мысль… молотком ударяла мне в сердце» . Описание скачки, отчаяния героя, его слез - одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье - таков здесь герой.
Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, считая, что здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется «откровенно и грубо» . Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но но каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать» . А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княжна… вы знаете, . что я над вами смеялся! ..»
Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда Он увидел бледненькую, исхудавшую Мери. «… Еще минута, и я бы упал к ногам ее», - пишет герой.

В романе «Герой нашего времени» показан портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков. Главная роль отведена Печорину, но именно другие персонажи романа, с которыми ему приходилось пересекаться по жизни, позволяют лучше понять внутренний мир этого человека, глубину души.

Взаимоотношения Печорина и княжны Мери одна из ярких сюжетных линий романа. Они завязались непринужденно, закончившись стремительно и трагично. В очередной раз, показав Печорина, как человека с черствой душой и холодным сердцем.

Знакомство

Первая встреча Печорина и княжны Мери произошла в Пятигорске, куда Григорий был направлен после выполнения очередного военного задания. Княжна вместе с матерью проходила курс лечения минеральными водами Пятигорска.

Княжна и Печорин постоянно вращались в светском обществе. Общий круг друзей свел их на одной из встреч. Григорий подогревал интерес к своей персоне, намеренно дразня девушку, игнорируя ее присутствие. Он видел, что она обратила на него внимание, но Печорину гораздо интересней наблюдать за тем, как она поведет себя дальше. Он прекрасно знал женщин и мог просчитать на несколько шагов вперед, чем закончится знакомство.

Первый шаг сделал он. Печорин пригласил Мери на танец, а дальше все должно было идти по разработанному им сценарию. Ему доставляло небывалое удовольствие завлечь очередную жертву, позволив ей увлечься. Девушки влюблялись в красавца военного, но быстро надоедали и он довольный собой, с чувством полного самоудовлетворения ставил еще одну галочку в послужном списке любовных дел, благополучно забывая о них.

Любовь

Мери влюбилась по-настоящему. Девушка не понимала, что игрушка в его руках. Часть плана коварного сердцееда. Печорину было выгодно знакомство с ней. Новые эмоции, ощущения, повод отвлечь общественность от романа с Верой, замужней женщиной. Веру он любил, но быть вместе они не могли. Еще одна причина приударить за Мери, вызвать ревность у Грушницкого. Он был влюблен в девушку по-настоящему, но чувства оставались без ответа. Мери не любила его и вряд ли смогла полюбить. В сложившемся любовном треугольнике он явно лишний. В отместку за неразделенные чувства Грушницкий распустил грязные слухи о романе Печорина и Мери, испортив ей репутацию. За свой мерзкий поступок он вскоре поплатился. Печорин вызвал его на дуэль, где пуля достигла цели, сразив лжеца наповал.

Финал

После случившегося Мери стала любить Печорина еще больше. Она считала, что его поступок благороден. Ведь он защитил ее честь, дав понять, что ее оклеветали. Девушка ждала от Григория признаний, мучаясь от любви и охвативших ее чувств. Вместо этого слышит горькую правду, что он никогда не любил ее и тем более не собирался жениться на ней. Он достиг цели, разбив сердце очередной жертве его любовных чар. Она возненавидела его. Последней фразой, услышанной от нее, было

«…я вас ненавижу…».

В очередной раз Печорин поступил жестоко по отношению к близким людям, перешагнув через их чувства и растоптав любовь.

«Я два раза пожал её руку... во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова.

- Я дурно буду спать эту ночь, - сказала она мне, когда ма­зурка кончилась.

- Этому виноват Груш нищий.

- О нет! - И лицо её. стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку.

Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал её маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть.

Я возвратился в залу очень доволен собой».

В этой сцене как в капле воды отразился весь замысел Печори­на относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же велико­лепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реаль­ными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны «от противного», заставляя её сначала выдёргивать руку, а после отрицать свои слова. Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнаёт меру погружения княжны в предложенную им игру и подчёркивает, как нежелательное, имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утвер­ждением, важно было косвенно указать на соперничество Печори­на с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП- программирования, что Печорин на самом деле включился в борь­бу за её сердце.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (324)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (276)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (305)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (293)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (229)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (239)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (255)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Анализ эпизода.

Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)

Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”

Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой - Григорий Александрович Печорин открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”...

Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж старая княгиня Лиговская “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).

Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.

Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”

Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!..

Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...”

Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.”

Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул...