Самые большие в мире самолеты. Самые большие пассажирские самолеты в мире

С тех пор, как люди научились конструировать летающие аппараты, их стали использовать для перевозки тяжелых и габаритных грузов. За историю воздухоплавания было создано немало транспортным самолетов, которые впечатляют своими огромными размерами. В сегодняшней подборке мы представляем вашему вниманию 11 самых больших грузовых самолетов в мире.

11 ФОТО

Ан-225 на данный момент является самым большим самолетом в мире, он обладает сверхбольшой грузоподъемностью и может поднимать в воздух около 250 тонн. Изначально Ан-225 был разработан и построен для перевозки компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран».


Этот транспортный самолет представляет собой модифицированную версию Boeing 747, он был построен и используется исключительно для перевозки частей самолета Boeing 787. Особенностью Dreamlifter является его необычный внешний вид.


Грузовой самолет Super Guppy был выпущен в пяти экземплярах и на сегодняшний день из них используется только один. Он принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных грузов и частей космических кораблей.


Ан-124 — это тяжелый транспортный самолет военного назначения для дальних перевозок, самый крупный в мире из всех серийных коммерческих грузовых самолетов. Он был разработан в первую очередь для воздушной перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для транспортировки тяжелой военной техники. Грузоподъемность Ан-124 – 120 тонн. Техобслуживание самолета может производится только в специальном ангаре, построенном для компании-владельца Ан-124 из металлоконструкций (похожий принцип http://ctcholding.kz/uslugi/bystrovozvodimye-zdaniya/iz-metallokonstruktsij/promyshlennye-zdaniya).


Американский военно-транспортный самолет, второй по грузоподъемности после Ан-124. Lockheed C-5 Galaxy способен перевозить в своем грузовом отсеке шесть вертолетов или два крупных танка. Общий вес, который может перевезти самолет, составляет более 118 тонн.


Реактивный грузовой самолет для перевозки крупногабаритных грузов, который был разработан на базе серии Airbus A300. Основная цель создания A300-600ST – это замена транспортного самолета Super Guppy. Названием Beluga обязана форме корпуса, которая напоминает кита белуху. Грузоподъемность «Белуги» — 47 тонн.


Тяжелый транспортный самолет советского производства, самый большой турбовинтовой самолет в мире. В настоящее время самолет используется в ВВС РФ и украинской грузовой авиакомпанией “Antonov Airlines”. Грузоподъемность Ан-22 составляет 60 тонн.


C-17 Globemaster III – один из наиболее распространенных военно-транспортных самолетов ВВС США, используется по сегодняшний день. Самолет предназначен для перевозки военной техники и войск, а также выполнения тактических миссий. Грузоподъемность C-17 – более 76 тонн.


A400M Atlas был разработан и построен в качестве международного проекта для ВВС Франции, Германии, Италии, Великобритании и нескольких других стран. Представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет грузоподъемностью до 37 тонн.

Двухмоторный военно-транспортный самолет Воздушных сил самообороны Японии, созданный в качестве замены для самолетов Kawasaki C-1 и Lockheed C-130 Hercules. Грузоподъемность C-1 составляет 37 с половиной тонн.

Вконтакте

Однокласники

Авиации, как и многим сферам инженерной мысли, гигантизм не чужд.

Сегодня мы подобрали ряд самых крупных и впечатляющих самолетов, когда-либо поднимавшихся в воздух. Рассматривались не только сухие габариты, но и значение для мировой авиации, а также оригинальность конструкции и назначения.


Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами.

Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов.

Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Характеристики и размеры:

Длина: 33 м
Размах крыла: 63 м
Экипаж: 20 чел.
Количество пассажиров: 60-70 чел.
Макс. скорость в полете: 275 км/ч
Дальность полета: 1000 км
Макс. взлетная масса: 53 т


Hughes H-4

Hercules«Геркулес» до сих пор сохраняет громкие статусы самого крупного гидросамолета в истории и обладателя самого большого размаха крыла (98 метров), хотя создан был еще под руководством американского магната Говарда Хьюза во времена Второй мировой войны.

Портит картину несколько обстоятельств: предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику, «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре, причем деревянном.

Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов – относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит. В 1947 году деревянный «Геркулес» все же взлетел, однако от дальнейшего развития проекта отказались.

Характеристики и размеры:

Длина: 66,45 м
Размах крыла: 97,54 м
Экипаж: 3 чел.
Количество пассажиров: 750 чел. (предполагалось для металлической версии)
Макс. скорость в полете: 565 км/ч
Дальность полета: 5634 км
Макс. взлетная масса: 180 т


Ан-22 «Антей»

Первый советский широкофюзеляжный самолет, однако до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Первый полет – 1965 год, используется и сейчас в России и в Украине.

Характеристики и размеры:

Длина: 57,31 м
Размах крыла: 64,40 м
Экипаж: 5-7 чел.
Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников
Макс. скорость в полете: 650 км/ч
Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 225 т


Boeing B-52 Stratofortress

Легендарная «Стратосферная крепость» впервые поднялась в небо в 1952 году и до сих пор служит нуждам ВВС США. Один из крупнейших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, B-52 предназначался для доставки термоядерных бомб в любую точку СССР, однако со временем претерпел несколько модификаций и стал многофункциональным.

После начала эксплуатации использовался почти во всех военных кампаниях США, часто был задействован в проведении ядерных испытаний. Помимо бомб, обладает ракетным вооружением с лазерным наведением. Наиболее распространенная модификация – B-52H.

Характеристики и размеры (модель B-52H):

Длина: 48,5 м
Размах крыла: 56,4 м
Экипаж: 5 чел.
Количество пассажиров: только экипаж
Макс. скорость в полете: 1047 км/ч
Дальность полета: 16232 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 220 т


Lockheed

Гордость американских ВВС, разработан аэрокосмической компанией Lockheed. Совершив первый полет в 1968 году, стратегический военно-транспортный самолет C-5 в различных модификациях дожил до наших дней и в данное время продолжает эксплуатироваться американскими вооруженными силами.

Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, в Югославии, в обеих войнах в Ираке, а также в Афганистане. До 1982 года был крупнейшим грузовым самолетом в серийном производстве. Назначение – транспортировка военной техники и личного состава в любую точку земного шара.

На данный момент на вооружении ВВС США находится уже 19 самолетов новейшей высокотехнологичной модификации C-5M Super Galaxy (начало эксплуатации – февраль 2014 года). До 2018 года планируется довести их число до 52.

Характеристики и размеры (модель C-5M Super Galaxy):

Длина: 75,53 м
Размах крыла: 67,91 м
Экипаж: 7 чел.
Количество пассажиров: нет данных
Макс. скорость в полете: 922 км/ч
Дальность полета: 11711 км
Макс. взлетная масса: 381 т


Ан-124 «Руслан»

Самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире на данный момент. Предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Разработан в ОКБ Антонова, первый полет совершил в 1982 году. Сейчас используется как в России, так и на Украине, причем и в гражданских целях – например, для перевозок нестандартных и крупногабаритных грузов. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.

Характеристики и размеры:

Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Экипаж: 8 чел.
Количество пассажиров: 28 чел.
Макс. скорость в полете: 865 км/ч
Дальность полета: 16500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 392 т


Airbus A-380-800

Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Размах крыла – почти 80 метров, вместимость до 853 пассажиров. Разработан европейским концерном Airbus S.A.S., первый полет совершил в 2007 году, активно используется авиакомпаниями. В конструкции широко задействованы композитные материалы, чтобы снизить массу самолета. Своим появлением на рынке составил достойную конкуренцию устаревающему Боингу 747.

Характеристики и размеры:

Длина: 73,1 м
Размах крыла: 79,75 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1020 км/ч
Дальность полета: 15200 км
Макс. взлетная масса: 575 т


Boeing 747

Этот самолет хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Со времен своего первого полета в 1969 году, 747-ой оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером в течение целых 37 лет – вплоть до пришествия Airbus A380. Используется авиакомпаниями по всему миру. Легендарность этого самолета доказывается, впрочем, не только долгой и успешной «жизнью» его модификаций. В 1991 году Боинг 747 поставил мировой рекорд по перевозке пассажиров: в ходе боевой операции «Соломон» по вывозу эфиопских евреев в Израиль на борту 747-ого удалось уместиться и достичь точки назначения сразу 1112 пассажирам. Помимо прочего, этот самолет также использовался для перевозки космических кораблей программы «Спейс-Шаттл» от места производства к космодрому. Модификация 747-8I является самым длинным в мире пассажирским самолетом.

Характеристики и размеры (модель 747-8I):

Длина: 76,4 м
Размах крыла: 68,5 м
Экипаж: 2 чел.
Макс. скорость в полете: 1102 км/ч
Дальность полета: 14100 км
Макс. взлетная масса: 448 т


Airbus A300-600ST

Beluga«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.

Характеристики и размеры:

Длина: 56,15 м
Размах крыла: 44,84 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1000 км/ч
Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)
Макс. взлетная масса: 155 т


Ан-225 «Мрия» (Мечта)

Этот гигант нуждается в представлении еще меньше, чем Боинг 747. Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим (размах крыла – почти 88,5 метров, общая длина – 84 метра, или 25 этажей жилого дома) и тяжелым (способен подняться в воздух с общей массой до 640 тонн) самолетом из когда-либо созданных человеком.

Свой первый полёт Ан-225 совершил в декабре 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили, совместив возможности нескольких украинских предприятий, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях.

Характеристики и размеры:

Длина: 84 м
Размах крыла: 88,4 м
Экипаж: 6 чел.
Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз
Макс. скорость в полете: 850 км/ч
Дальность полета: 15400 км
Макс. взлетная масса: 640 т

На сегодняшний день самолёт считается одним из самых распространённых видов транспорта. Вопреки мнению, что летать на нём опасно, статистика в соотношении с автомобильным, железнодорожным и даже морским транспортом говорит об обратном.

В мире разработано более тысячи видов всевозможных летательных аппаратов. Лучшими из них считаются не только самые быстрые и технически оснащённые, но и самые большие и вместительные самолёты: грузовые, военные и пассажирские.

В топ-15 вошли и те самолёты, которые в данный момент бороздят наше небо, и те которые когда-то создавались амбициозными инженерами, но так и не нашли своё применение.

Открывает список один из самых старейших, но тем не менее больших летательных аппаратов. В 1929 году в Германии вышел в эксплуатацию пассажирский самолёт – лодка. Первое же его испытание стало рекордным полётом со 170 пассажирами на борту. Но из-за невысоких лётных характеристик, в 1936г. полёты прекратились. Длина лайнера составляла 40м., ширина размаха крыльев 48м., вес – 29т.

В 1952 году английскими инженерами был создан гидросамолёт – летающая лодка. В двух пассажирских палубах помещалось 105 человек. Самолёт имел 10 двигателей Bristol Proteus. Из трёх построенных самолётов, эксплуатировался только один, но и он, в общей сложности, выполнил 45 полётов, что составило около 100 часов. Впоследствии все три самолёта в 1967 году были разобраны на металлолом. Длина SR 45 составляла 42м ., размах крыльев – 70м., вес самолёта – 87т.

Год производства 1949. Крупнейший самолёт, когда-либо производимый в Англии. Изначально был рассчитан как сверхтяжёлый бомбардировщик нового поколения. Эксперимент вышел довольно затратным и неудачным, поэтому экземпляр в количестве одной штуки так и остался без продолжения. Длина самолёта составляла 54м ., размах крыла 70м.

Продолжает список самый оригинальный по форме грузовой самолёт, напоминающий кита Белуху. Французский летательный аппарат коммерчески не оправдал своё существования, поэтому после пяти выпущенных самолётов производство было свёрнуто. Длина самолёта 56м ., ширина размаха крыла – 45м., грузоподъёмность всего 47 тонн.

Советский летательный аппарат, обладающий внушительными габаритами. Носит титул самого большого винтового самолёта. 57 метровый гигант с 64м. размахом крыла с 1968 года и по настоящее время используется в ВВС РФ. Хорошо себя зарекомендовал в десантировании парашютным способом технику и вооружение. Машина изготовлена с четырьмя турбовинтовыми двигателями, мощность каждого двигателя 15тысяч л/с. Фюзеляж оснащен двух килевым оперением, а хвостовая часть оснащена большим грузовым люком. Оригинальная разработка самолёта Ан-22 в дальнейшем послужила образцом для многих модификаций. За 47 лет было произведено 68 самолётов, сегодня эксплуатируется всего 6 штук, в том числе 1 Украиной.

Ещё одно вместительное и пользующееся популярностью воздушное судно у авиакомпаний разных стран. Эксплуатация началась в 1995 году. Boeing 777 может выполнять длительные межконтинентальные перелёты (17т. километров), около 18 часов. Модификация этого самолёта стала первой, где традиционные бумажные чертежи заменили трёхмерную компьютерную графику. Вместительность гражданского авиалайнера составляет 300 человек, общая длина – 63м ., размах крыла – 65м.

Сконструирован в 1947 в США в количестве 1 штуки. Обладает самым длинным размахом крыла – 98м. Летающая деревянная лодка была произведена с целью перевозки 750 десантников. В конце 1947 года произвёл первый и единственный полёт, поднявшись всего на 21м. и пролетев 2км. В настоящее время Геркулес содержится как музейный экспонат. Длина неудавшегося летательного аппарата составляет 66,5м . Интересный факт – самолёт почти полностью сделан из берёзы, за что и носит прозвище «деревянный».

Второе название «Руслан». Состоит на вооружении Российской Федерации. Считается самым большим серийным грузовым самолётом. Создан совместными усилиями инженеров из России и Украины. Самолёт уникален своей выносливостью, отсутствием чувствительности к погодным условиям, а также, за счёт 24 колёсной базы, умением разгоняться и приземляться на грунтовых взлётно-посадочных полосах. Открывающийся люк находится как в хвостовой, так и в носовой части. Особенностью такой разработки является возможность одновременного, более удобного и быстрого процесса выгрузки и загрузки. Помимо большой грузоподъемности, на борту самолёта могут разместиться 800 солдат с полным снаряжением. Общая длина размаха крыла – 73,3м. Вес самолёта 180 тонн. На сегодняшний день произведено 55 аппаратов. Наибольшую популярность самолёт произвёл, когда в 1989 году с помощью «Руслана» было перевезено 140 тонн музыкальной аппаратуры группы Pink Floyd. Длина самолёта 69м .

Ещё один представитель французских разработчиков. Чётырёхдвигательный пассажирский, в некоторых модификациях, грузовой самолёт имеет размах крыла длиной 80м. Общая длина самолёта 73м ., высота 24м. Пассажирский вариант самолёта поражает своей вместительностью – более 850 человек одновременно могут лететь без пересадки на расстояние до 15т. километров. Этот гигант с весом в 280 тонн по праву занесён в книгу рекордов Гиннеса по количеству перевезённых людей. Один из самых дорогих самолётов имеет преимущество в расходе топлива – 3 литра на одного пассажира на 100км. полёта. Кстати, в последней, более улучшенной модификации принимали участие разработчики из Московского инженерного центра, их задачей стало проектирование бортового оборудование и упрочнение частей фюзеляжа. Интересный факт – при производстве такого гиганта необходимо проложить более 530км. электропроводов. В настоящее время выпущено 180 самолётов Airbus A380, эксплуатируется всего 150 штук.

Самый крупный двухмоторный самолёт предназначен для пассажирских перелётов на большие дистанции(дальность полёта колеблется от 10 до 17км.). Отличается от прежней версии 777-200 более длинным фюзеляжем. Внушительная вместительность авиалайнера (от 350 до 550 человек) делает его одним из самых коммерчески успешных. Количество выпущенных самолётов составляет 1385 штук – абсолютный рекорд. Длина самолёта составляет 74м ., размах крыла 71м, масса – 160т.

Чистый американец. Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, Югославии, Ираке и Афганистане. Характеристики грузового военно-стратегического самолёта впечатляют: общая длина – 75,5м ., размах крыла – 68м., высота – 20м., грузоподъёмность более 120т. Также как Ан-124 имеет возможность погрузки через носовую часть самолёта. За всё время производства было выпущено более 130 моделей. В данный момент в эксплуатации 62 самолёта.

Звание одного из самых больших пассажирских самолётов принадлежит французскому летательному аппарату с общей длиной более 76м и размахом крыла в 63,5м. Создан на основе А330. Отличительной чертой является наличие четырёх двигателей. Целью такого нововведения была необходимость дальних, межконтинентальных полётов. Модифицированный А340-200 укорочен на 5м., но зато дальность беспосадочного полёта увеличена с 12т. километров до 14т. Первый рекорд по протяжённости полёта с одной посадкой принадлежит именно А340 (длительность перелёта с одного места на другое составила 49ч.). Всего было выпущено около 400 самолётов А340. Первоначальная версия аппарата имела пассажирскую вместительность в количестве 260 человек, в последующих, более усовершенствованных и удлинённых самолётах вмещается до 400 человек (последняя серия Airbus A340-600 имеет длину в 75м.). С 2010 года в связи высокими ценами на топливо и конкурирующими самолётами производство А340 приостановлено. Несмотря на это, самолёт пользуется большим успехом у авиакомпаний.

Новейший, более улучшенный потомок Boeing 747, созданный в США. Самый длинный пассажирский самолёт в мире, переплюнул Airbus A340-600 всего на 125см., что составляет 76,25м . Также, в отличие от конкурирующих моделей, разработчики последней версии смогли снизить расход топлива на 11%, что значительно удешевляет себестоимость полёта. Версия грузового самолёта Boeing 747-8 самая коммерчески успешная, более половины всех мировых полётов приходится именно на эту модель. Пассажирский самолёт способен вместить на борт 470 человек. Инновационные разработки последних аппаратов включают в себя отдельные каюты с раздвижными шторками, развлекательное оборудование и даже кровати. Некоторые заказы на данную сборку имеют VIP персоны, в том числе президенты нескольких государств. Размах крыла составляет 68,5м. Вес грузового самолёта 190 тонн, пассажирского – 213. В списке самых больших самолётов занимает первое место по продажам. За пять с лишним лет выведено в эксплуатацию более 40 самолётов.

Детище российско-украинских инженеров, реактивный транспортный аппарат сверхбольшой грузоподъёмности имеет звание самого большого и вместительного самолёта в мире. Прототипом самолёта является Ан-124, больше известным как «Руслан». Размах крыла составляет 88,4м. Общая длина самолёта 84м . На сегодняшний день лишь один экземпляр находится в постоянной эксплуатации. Универсальный транспортный самолёт с возможностью крепления наружных грузов, изначально был сконструирован для перевозки частей космического корабля, имеющего особенные габариты. Грузоподъёмность данного аппарата должна была составлять около 250 тонн. Длина грузового отсека составляет 43м., ширина – 6,5м, высота 4,5м. Также Ан-225 отличается высоким удобством погрузки и разгрузки уникальных и габаритных грузов. Масса гиганта составляет 250 тонн. Множество мировых рекордов по вместительности и перевозке самых габаритных и тяжёлых грузов принадлежит этому самолёту.

КМ «Каспийский монстр»

Экспериментальный экраноплан разработан в России в 1966 году. Уникальный, самый большой в мире летательный аппарат, получил название «Каспийский монстр» после того, как его заметили американские спутники. До появления самолёта Ан-225, имел звание не только самого большого воздушного судна, но и самого тяжёлого. Самолёт предназначался для использования ВМФ. В постоянных попытках его модернизировать и улучшить, в течение 15 лет проводились тайные испытания, но в 1980г. из-за ошибки пилота, самолёт потерпел аварию и затонул. После этого, попыток воссоздать точную копию не предпринималось. Длина гиганта составляла 92м ., размах крыла – 38м., вес пустого аппарата – 240т., общая грузоподъёмность – 304т.

Во времена СССР советскими инженерами было спроектировано и воплощено в жизнь немало высокотехнологических устройств, которыми можно было гордиться. Но и сегодня, не желая отставать от зарубежных стран, в России разрабатывается проект по производству самолёта-амфибии БЕ – 2500. По задумке, длина такого аппарата должна составлять 115м, размах крыльев 125м., а грузоподъёмность свыше 500т.

Тенденции последних разработок обращены именно в ту сторону, где есть перспектива наиболее вместительного, экономичного и быстрого транспорта. Для этих целей лучшего изобретения, чем самолёт, пока не придумано. Остаётся только надеется, что главным условием для производства новых гигантов, всегда будет оставаться безопасность.

2016.04.16 by

Эти гиганты бороздят небесные просторы с легкостью и изяществом, и, глядя на них с земли, никто и не думает, что эти стальные птицы представляют собой такую громадную конструкцию, что высота хвоста одного из таких лайнеров - A-380 - составляет пять жирафов, поставленных друг на друга. Аэробус A-380 - это самый большой пассажирский самолет в мире, но речь в статье пойдет не только о нем.

"Боинг 747"

Среди пассажирских самолетов максимальный размер имеют Airbus A380 и Boeing 747. Это лайнеры, способные одновременно перевезти более пятисот пассажиров. В частности, борт A380 способен поднять в воздух 853 пассажира. До появления этого гиганта самолеты Boeing 747 длиной 70,6 метра и Boeing 747-8 длиной 76,25 метра (самый длинный пассажирский самолет) являлись самыми вместительными авиалайнерами в мире (максимальное количество одновременно перевозимых пассажиров достигало 600 человек). Boeing 747-8 более экономичен в плане расхода топлива, чем "Боинг 747", первый полет на котором состоялся 9 февраля 1969 года. Проектировщики первоначально планировали двухпалубную конструкцию воздушного судна, но верхняя палуба была укорочена вследствие технических проблем. Boeing 747 стал первым лайнером в мире, салон которого содержал два прохода между креслами. Этот самолет сертифицирован для полетов на трех двигателях, и если один из четырех выходит из строя, судно полноценно взлетает, летит и садится на трех оставшихся двигателях. При этом крейсерская скорость пассажирского самолета "Боинг 747" составляет 913 км/ч.

Гигант A-380

Гигантский двухпалубный «француз» - лайнер A380, первый экземпляр которого сошел с конвейра в 2005 году, - самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации. И действительно, его создателям есть чем гордиться - салон аэробуса А380 вмещает в себя 853 пассажира. На сегодняшний день уже построено и сдано в эксплуатацию более 110 машин. Ежемесячный объем производства этих лайнеров составляет 2,5 машины. Сегодня этими гигантами пользуются 20 авиакомпаний, самым большим флотом располагает авиакомпания «Emirates».

Крейсерская скорость пассажирского самолета A380 достигает 1020 км/ч. Каждый лайнер состоит из порядка четырех миллионов отдельных частей и компонентов, которые изготавливаются в тридцати странах мира полутора тысячами фирм-производителей и доставляются с помощью уникальной логистической системы, разработанной компанией Airbus, включающей в себя путь по воде, а также по воздуху и автотранспортом. Каждая стойка шасси выдерживает нагрузку порядка 260 тонн (200 легковых машин). Для сравнения с предшественником - площадь крыла самолета A380 равна полутора площадям крыла Boeing 747-400 и составляет 845 квадратных метров.

Самый большой пассажирский самолет в мире может оснащаться двумя видами малошумных двигателей: либо Rolls-Royce Trent 900, либо Engine Alliance GP7000. При этом A380 является самым экономичным лайнером в своем сегменте - расход топлива на перевозку пассажира на 100 км при компоновке салона в 525 кресел не превышает трех литров.

Размеры пассажирских самолетов впечатляют, площадь салона А380 составляет 554 квадратных метра. У лайнера имеются две палубы - основная, ширина которой является рекордно высокой - 6,5 метра, и верхняя с шириной 5,8 метра.

Объем воздуха в 1500 кубометров каждые три минуты заменяется системой кондиционирования, в процессе полета в салоне лайнера стоит приятная тишина, гул турбин практически не слышен.

Ими гордится Россия

А что же нам предлагает отечественный авиапром? Самый большой турбовинтовой самолет в мире - Антонов Ан-22. Его длина составляет около 60 метров, скорость полета - 580 км/ч. Первый лайнер был выпущен в 1965 году.

«Ту»

Легендарный Ту-134 - это пассажирский лайнер для полетов на средние расстояния, до 2800 метров. Он рассчитан максимально на 96 мест, его крейсерская скорость - 850 км/ч на высоте 11000 м. Ту-154 - самолет большей вместительности, в кабине трех классов размещается 158 человек, в экономклассе - 180. Максимальная скорость полета этого лайнера составляет 950 км/ч, и модификация Ту-154М способна преодолеть расстояния до 5200 км.

Ту-204 вмещает в себя 214 пассажиров, а крейсерская скорость чуть поменьше предыдущего «собрата» - 850 км/ч.

«Су»

Сухой «Суперджет»-100 - это не самый большой пассажирский самолет в мире, но он славен тем, что это первый российский лайнер, разработанный с использованием цифровых технологий. Он предназначен для полетов на расстояния до 3000 километров на малозагруженных авиалиниях. Максимальное количество пассажиров - 98 человек.

«Ил»

Говоря об отечественных самолетах, нельзя не упомянуть об «Ильюшинцах». Российские пассажирские самолеты, представленные этим КБ, имеют несколько основных видов, хорошо нам известных. Расскажем о каждом из них поподробнее.

Начнем с самого простого - «Ил-62», лайнера, который выпускается с 1971 года и предназначен для полетов на средние расстояния - до 10000 километров. Этот самолет вмещает в себя 198 пассажиров и пять членов экипажа. Его предельная скорость на крейсерской высоте составляет 850 км/ч.

Что касается самолета Ил-86, то он также предназначен для полетов на средние расстояния, кабина, содержащая два класса, может разместить в себе 234 пассажира, если самолет трехклассовый - то 314 человек. При этом клиентов обслуживают 11 бортпроводников. Самолеты оборудованы двенадцатью аварийными трапами и всеми необходимыми современными спасательными системами. Крейсерская скорость Ил-86 - 950 км/ч, расстояния, на которые он совершает полеты, не превышают 5000 километров при максимальной продолжительности полета в восемь часов.

Ил-96

Теперь о самом большом представителе семейства Ильюшина - аэробусе Ил-96. Он предназначен для полетов на большие расстояния. Триста человек в экономклассе и 262 пассажира в салоне трех классов - это цифра практически не отличается от предыдущей описанной модели этого семейства. Лайнер летит с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч и способен преодолеть расстояние до 12100 км. Его улучшенная «модель» - Ил-96М - вмещает в себя большее число пассажиров - до 435 человек в чартерном варианте.

Ближайшая перспектива, или Отечественные разработки

На сегодняшний день самый крупный российский авиапроект - это «Иркут МС-21». В его рамках планируется выпуск ближне-среднемагистральных пассажирских лайнеров. Сейчас компанией "Иркут" ведутся разработки и строительство, первые экземпляры самолетов по плану будут сертифицированы в 2016 году, тогда же начнутся летные испытания. Старт производства серийного масштаба МС-21 ожидается с 2017-2018 гг. На российском рынке пассажирских самолетов эти лайнеры должны сменить Ту-154 и Ту-204 и будут эксплуатироваться на внутренних и международных авиалиниях.

В рамках проекта разрабатывается не самый большой пассажирский самолет в мире, но создаваемое семейство авиалайнеров будет иметь в своем составе различные машины трех видов по длине и вместимости пассажиров - на 150, 180 и 210 мест. Модельный ряд будет содержать самолеты с увеличенной дальностью полета. Высота крейсерского полета судна составит 11600 километров, скорость, которую будет развивать лайнер, составит 870 км/ч, максимальная длина флюзеляжа - 39,5 метра. Экипаж будет состоять из двух человек.

Что касается хода работы, базой проекта является Як-242. Разработка нового крыла принадлежит компании «Гражданские самолеты Сухого», фюзеляжные работы ведутся непосредственно корпорацией «Иркут» и ОКБ имени Яковлева.

Предполагается, что новые лайнеры окажутся более экономичными за счет использования современных композиционных материалов, а также двигателей нового поколения. Самолеты будут оснащены редукторными турбовентиляторными двигателями «Пратт энд Уитни», в перспективе возможна установка отечественных пермских двигателей ПД-14.