С первых фраз в вересаев вводит читателей. Московский государственный университет печати. Сравнения выражаются различными способами

Вопрос№24

Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

«С пер-вых фраз В. Ве-ре-са-ев вво-дит чи-та-те-лей в круг про-бле-мы.Раз-мыш-ляя о на-сто-я-щем пи-са-те-ле, он во вто-ром пред-ло-же-нии ис-поль-зу-ет (А)_____ («не на-блю-дать, ...а жить»). Автор подчёрки-ва-ет, что если пи-са-тель будет вести себя по-дру-го-му, то «...све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет». Этот троп — (Б)_____ уси-ли-ва-ет впе-чат-ле-ние от про-чи-тан-но-го. (В)_____ (пред-ло-же-ния 15—23) де-ла-ет текст живым. Такое син-так-си-че-ское сред-ство, как (Г)_____ (пред-ло-же-ния 11, 13) по-мо-га-ют ав-то-ру убе-дить чи-та-те-ля в пра-виль-но-сти вы-ска-зан-но-го те-зи-са».

Спи-сок тер-ми-нов:

  • 1) кон-текст-ные ан-то-ни-мы
  • 2) срав-ни-тель-ный обо-рот
  • 3) фра-зео-ло-гизм
  • 4) ана-фо-ра
  • 5) развёрну-тая ме-та-фо-ра
  • 6) об-ще-ствен-но-по-ли-ти-че-ская лек-си-ка
  • 7) во-прос-но-от-вет-ная форма из-ло-же-ния
  • 8) ци-ти-ро-ва-ние
  • 9) ряды од-но-род-ных чле-нов

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

(1)Труд-ное и за-пу-тан-ное дело — пи-са-тель-ство. (2)Пи-са-тель дол-жен не на-блю-дать жизнь, а жить в жизни, на-блю-дая её не сна-ру-жи, а из-нут-ри. (3)Между тем обыч-ная ис-то-рия жизни пи-са-те-ля та-ко-ва: уда-лась ему вещь, об-ра-тил на себя вни-ма-ние — и бро-са-ет преж-нюю ра-бо-ту, и ста-но-вит-ся про-фес-си-о-на-лом. (4)И вот че-ло-век са-дит-ся пи-сать не тогда, когда ему что-то нужно ска-зать, а тогда, когда нужно пла-тить за квар-ти-ру, шить жене паль-то. (5)И на гла-зах све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет. (6)И нет уж пи-са-те-ля. (7)На-чи-на-ю-щий пи-са-тель, если он ува-жа-ет свой та-лант и до-ро-жит им, не дол-жен «жить» ли-те-ра-ту-рой. (8)Чем угод-но до-бы-вай сред-ства к жизни, толь-ко не пи-са-тель-ством. (9)Придёт время, и то же пи-са-тель-ство самотёком нач-нет кор-мить тебя про-из-ве-де-ни-я-ми, на-пи-сан-ны-ми рань-ше.

(10)Не го-во-рю уж об этом, но пи-са-тель, ста-но-вясь про-фес-си-о-на-лом, сам вы-ры-ва-ет себя из жизни. (11)Обыч-ная те-перь для него среда — то-ва-ри-щи пи-са-те-ли, за-се-да-ния сек-ций, ре-сто-ран-чи-ки, клуб пи-са-те-лей. (12)Варка в соб-ствен-ном соку. (13)А потом куда-ни-будь вы-ез-жа-ет, ходит с блок-но-том и «на-би-ра-ет ма-те-ри-ал».

(14)Нужно в жизни жить, ра-бо-тать — ин-же-не-ром, вра-чом, пе-да-го-гом, ра-бо-чим.

(15)— Хо-ро-шо, а когда же тогда пи-сать? — спро-си-те вы.

(16)— Когда? (17)После ра-бо-ты. (18)В дни от-ды-ха. (19)В месяц от-пус-ка, — от-ве-чу я.

(20)— Много ли тогда на-пи-шешь?

(21)— И очень хо-ро-шо, что не-мно-го. (22)Всё, что тогда на-пи-шет-ся, будет пол-но-цен-но, нужно. (23)А так, по со-ве-сти ска-зать, взять почти у каж-до-го пи-са-те-ля пол-ное со-бра-ние его со-чи-не-ний — много ли по-те-ря-ет ли-те-ра-ту-ра, если вы-бро-сить из неё три чет-вер-ти на-пи-сан-но-го?

(24)Я за-ме-чал на себе в на-ча-ле ли-те-ра-тур-ной ра-бо-ты: каж-дый успех сни-жа-ет тре-бо-ва-тель-ность к себе, с каж-дым успе-хом на-чи-на-ешь пи-сать «легко». (25)И как в это время бы-ва-ет по-ле-зен же-сто-кий щел-чок — отказ ре-дак-ции, су-ро-вая встре-ча кри-ти-ки!.. (26)Про-си-те, то-ва-ри-щи, судь-бу, чтоб она была к вам по-стро-же и по-злее. (27)И тогда мы на-вер-ня-ка узна-ем на-сто-я-ще-го пи-са-те-ля.

(По В. Ве-ре-са-е-ву*)

* Ви-кен-тий Ви-кен-тье-е-ич Ве-ре-са-ев (1867—1945) , про-за-ик, ли-те-ра-ту-ро-вед, кри-тик. Цен-траль-ная тема твор-че-ства — рас-кры-тие идей-ных ис-ка-ний рус-ской ин-тел-ли-ген-ции.

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения

Прочитайте текст, заполните таблицу и выполните задания А28 - А30; В1 - В8:

(1) Трудное и запутанное дело - писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) - Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

(16) - Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, - отвечу я.

(20) - Много ли тогда напишешь?

(21) - И очень хорошо, что немного. (22) Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27) И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

(По В. Вересаеву)

* Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества - раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

А28. Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к прочитанному тексту?

1) Задача искусства - не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многообразия однородных жизненных явлений. (.)
2) Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда учёный или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию. (.)
3) В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. (И.-В. Гёте.)
4) Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени. (А. Иванов.)

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4-14.

1) повествование
2) описание
3) описание и рассуждение
4) рассуждение

А30. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы .

1) 2
2) 8
3) 11
4) 21

В1. Укажите способ образования слова ОТКАЗ (предложение 25).

В2. Из предложения 22 выпишите наречие(-я).
В3. Укажите тип связи слов в словосочетании НАВЕРНЯКА УЗНАЕМ (предложение 27).

В4. Среди предложений 10-14 найдите простое безличное предложение.

В5. В первом абзаце найдите предложение с обособленным обстоятельством.

В6. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 15-23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на место пропуска, пишите цифру 0. Перенесите в ответ цифры в том порядке, в котором вы вставили их в текст.

С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует _____ («не наблюдать, …а жить…»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «…свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп - _____ усиливает впечатление от прочитанного. _____ (предложение 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса.

Термины:

1) контекстные антонимы
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) анафора
5) развёрнутая метафора
6) общественно-политическая лексика
7) вопросно-ответная форма изложения
8) цитирование
9) ряды однородных членов

  1. Название модуля: «Диагностика чтения, письма и уровня языковой компетенции»

    Документ

    ... , дидактический или... уровня языковой подготовки . Данный подход... выполнением заданий : подчеркиванием определенных графем, восстановлением пропущенных в тексте букв; - группировка слов по ... Л. Д. Митюшина. Пособие по аудированию. «Аудирование на...

  2. Рабочая программа Никульшиной Валентины Анатольевны Первая квалификационная категория по учебному предмету «Литература» 6 «А» класс Базовый уровень

    Рабочая программа

    К уровню подготовки учащихся... по алго-ритму выполнения задания , выразительное чтение стихотворного текста ... Задание типа С1 ... Дидактическое ... регистраторам данных В... по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие . – М.: Дрофа, 2006 3. Кашкевич Н. В. Тестовые задания по ...

  3. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы

    Методические рекомендации

    ... по устранению типичных ошибок и изменениями включенными в проект документов ГИА 2011. В приложениях даны дидактические ... задания уровней А2, В1, В2. Отбор дополнительных учебных пособий осуществляется с учетом языковой подготовки учащихся и уровнем ...

  4. Спецкурс по математике для обучающихся 11-го класса адаптационная, учебная программа

    Программа

    ... уровня сложности, для качественной подготовки к выполнению заданий с развёрнутым решением С1 ... по заданиям ... Данный ... дидактическим средством для предлагаемого спецкурса являются тексты ... 96 с. Математика: пособие для подготовки к централизованному тестированию...

  5. Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ г. Пятигорск

    Методические рекомендации

    Время выполнения задания – ___________________ Текст задания : … Задание 2 Коды... уровню подготовки студентов, эффективность применяемых методов сочетание доступности и сложности материала использование оборудования, пособий , дидактического ...

Задание 25.

Художественно-изобразительные средства.

  1. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ (« пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.»

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

(12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.

  1. «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.

Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп - (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) анафора

5) развёрнутая метафора

6) общественно-политическая лексика

8) цитирование

9) ряды однородных членов

(11)Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(15)- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

(16)- Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

(20)- Много ли тогда напишешь?

(21)- И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

  1. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный».

  1. «Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7-12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) контекстные антонимы

4) ряды однородных членов

5) олицетворение

6) сопоставление

7) вводные слова и конструкции

8) просторечная лексика

9) риторическое обращение

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте...

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть?

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

  1. «Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложение 8), (Б)_____ (предложение 9), и такое лексическое средство, как (В)_____ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ в предложениях 36-37».

Список терминов:

1) эпитет

2) антонимы

3) восклицательное предложение

4) диалектизм

5) метафора

6) парцелляция

7) цитирование

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов

(8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость - на марки, на рогатки, да на что угодно. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги

(Зб)Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось.

  1. «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как (А)_____ (предложение 13), (Б)_____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как (В)_____ (предложения 21-22), и такого синтаксического средства, как (Г)_____ (например, предложение 6).

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) цитирование

3) ирония

4) лексический повтор

5) эпитеты

6) литота

7) жаргонизм

8) сравнительный оборот

9) риторический вопрос

(13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика».

(21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово.

  1. «С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) эпитет

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

(8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

  1. «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) антонимы

4) ирония

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

(8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

  1. Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, (А)_____ ("«сладкий плод» учения" в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как (Б)_____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности (В)_____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также (Г)_____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложении 15, предложение 16)».

Список терминов:

1) метафора

2) диалектизмы

3) лексический повтор

4) ряд однородных членов

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) цитирование

9) риторическое обращение

(2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

  1. «Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как (А)_____ (предложения 27 - 29, 37 - 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте (Б)_____ («враньё»). Такой приём, как (В)_____ («можно спокойно прожить» в предложении 31 - «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как (Г)_____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

Список терминов:

1) метафора

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление

(27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают - и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.

(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян.

(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет.


  • (4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека - жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

  • (5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.

  • (8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

  • (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий» или «Портрет».

  • (12) Школе исторического романтизма в её современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм.

  • (14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мёртвые души».

  • (15) Художественному бытописанию - «Старосветские помещики», «Коляска».

  • (16) Детектив? (17) Это - «Игроки».

  • (18) Водевиль? (19) Это - «Женитьба».

  • (20) Эссе? (21) Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».

  • (22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы

  • не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе.

  • (По С. Залыгину)

    • «С. Залыгин показывает безграничность сделанного Гоголем, используя приём беглого перечисления литературных направлений, в которых работал писатель. Динамику и ритм рассуждению придают (предложения 12-15, 16, 17, 18, 19, 20,21), (15-21). Чтобы привлечь внимание читателя,

    • Создать ощущение свободной беседы, автор использует приём

    • (таблица Менделеева – таблица человеческих образов»), скрытое обращение к читателю (предложение 8), мнение мнимого оппонента (предложение 13). Кроме вышеперечисленного предложенный текст несёт в себе точную информацию об особенностях творчества великого мастера. Этот серьёзный настрой на исследование создаёт чёткая структура доводов, достоверность приводимых примеров, использование

    • (персонифицирует, литературное направление, художественно-социологическое исследование, мистицизм, романтизм и т.п.)».

    • Список терминов: 1) сравнения; 2) эпитеты; 3) неполные предложения; 4) метафоры; 5) ряды однородных членов; 6) синтаксический параллелизм; 7) фразеологизмы; 8) морфемный повтор; 9) литературоведческие термины


    • 9. Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – гораздо старее научной биологии. (2) Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

    • (4) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться.

    • (7) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким,- пишет известный генетик ХХ века Феодосий Добжанский. – (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

    • (10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример – жизнь М.В. Ломоносова.

    • (12) Менее известна жизнь Д.И.Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет.

    • (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова И.А. Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги…

    • (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата.(20)Только это».

    • (По Л. Серовой)


    • «Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения. («генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и (предложение 10: «… поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий. Как способ доказательства в тексте используется

    • (предложения 8,9,19, 20). («разумеется», казалось бы» (предложения 9,10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте».

    • Список терминов:

    • 1) сравнительный оборот 5) термины

    • 2) метафора 6) вводные слова

    • 3) фразеологизм 7) экспрессивная разговорная лексика

    • 4) ирония 8) цитирование

    • 9) риторический вопрос


    • Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1)Трудное и запутанное дело – писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

    • (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда – товарищи-писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

    • (14)Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

    • (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

    • (16) – Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

    • (20) – Много ли тогда напишешь?

    • (21) – И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно.(23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

    • (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

    • (По В. Вересаеву)


    • «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует

    • («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет».

    • Эта усиливает впечатление от прочитанного.

    • (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

    • Список терминов: 1) контекстные антонимы; 2) сравнительный оборот;

    • 3) фразеологизм; 4) анафора; 5) развёрнутая метафора; 6) общественно-политическая лексика; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) цитирование; 9) ряды однородных членов


    Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) Санкт-Петербург: «Тригон», 2009.