Российские знаменитости о Майкле Джексоне. Цитаты знаменитостей Цитаты знаменитостей о майкле джексоне

Филипп Киркоров:
«В первый раз мы делили с ним сцену на World Music Awards в 1999 году, после чего Майкл пригласил меня в Корею на тот знаменитый благотворительный концерт в помощь обездоленным детям, где он упал в люльке во время выступления и повредил ногу. Он лично приглашал участников на это шоу. Были Селин Дион, “Скорпионз”, Андреа Боччелли, Патрисия Каас… Мы летели в одном самолёте. Это был специальный рейс, большой бизнес-джет, где было только два класса - бизнес и первый. Сопровождающие и персонал летели в бизнесе, а все солисты были в первом классе. А первый ряд с четырьмя сиденьями, где находился Джексон, отгородили от остальных плотными черными занавесками. После взлета Майкл вдруг выскакивает из-за этих занавесок, сдирает их со словами: что, мол, вы меня отгородили от моих коллег? Дети его начали бегать по салону - два веселых малыша. А он посидел сперва с Патрисией Каас, потом с ребятами из “Скорпионз”, потом подсел ко мне. Мы поболтали с четверть часа. Он очень участливо расспрашивал меня, как в России дела, что происходит. Я понял из этого разговора, что он действительно очень искренне был озабочен проблемами детского благополучия в мире, образования, воспитания, сиротства. И когда мы с ним разговаривали, и я видел рядом с собой совершенно искреннего, трогательного и очень приятного в общении человека, то ещё раз подумал тогда про себя: сколько же про него гнусности и гадостей пишут, даже не представляя, каков человек в жизни на самом деле! После той поездки я стал его убеждённым сторонником и защитником, ни на минуту не сомневался в том, насколько далеки от истины и правды все те страшилки, которыми пресса пугала людей, изображая Майкла Джексона чуть ли не монстром и насильником». (Из материала Артура Гаспаряна)
Раймонд Паулс.
«Ему не было равных. И сейчас нет. Он был очень талантливым певцом и танцором! Пластика у него была от природы. Сейчас многие рэперы и другие музыканты пытаются ему подражать, но это всё, конечно же, не то».
Людмила Гурченко.
«И вообще я вам скажу, что после смерти Майкла Джексона мировая музыка остановилась в своем развитии!».
Леонид Якубович.
«Он гений просто - и все. Он сделал то, что практически невозможно, открыл новый жанр в музыкальном искусстве. В кино его можно сравнить со Спилбергом, который заставил нас не видеть разницы между компьютерной выдумкой и реальной натурой. Как к гениальному человеку к Джексону нужно относиться с совершенно особенных позиций. Меня сильно раздражает шумиха вокруг него – свинство это и неблагодарность!!!»
Чулпан Хаматова.
«Всё относительно, кроме Майкла Джексона».
Владимир Жириновский
«Майкл Джексон по праву считается Королем поп-музыки. Это человек, которому тридцать лет подражала вся мировая эстрада. Звезда, научившая танцевать всех современных «звездочек».
Миллионы слушали его песни во всем мире. А для нас, россиян, они стали еще и одним из символов постперестроечного времени, эпохи перемен. Всем нам было тяжело узнать о смерти этого великого человека.»

Георгий Гаранян (2003 год)
«Майкл Джексон – композитор с сердцем мироздания».
Иосиф Пригожин.
«Ушёл Король. Я думаю, нет и ещё долго не будет в мире поп-музыки артиста, хоть немного сравнимого по таланту и харизме с Майклом Джексоном. Сегодня, наверное, в каждом доме траур – ведь Джексона слушали еще наши мамы и отцы, теперь слушают его музыку и наши дети, он стал, в общем-то, членом каждой семьи. Стиль R’n’B, я считаю, был изначально создан именно Майклом. Это большая потеря для музыки и, боюсь, невосполнимая».
Тимур Родригез.
«Майкл Джексон - великий человек. Его творчество, его музыка, его клипы должны жить вечно. Потому что действительно такого артиста больше не будет, и чем больше мы обращаем внимание на то, что он делал, тем дольше он живет в наших сердцах».
Отар Кушанашвили
«Светлая память Майклу Джексону»

Как непривычно для шоу-бизнеса, но привычно для себя, я встал в шесть утра и, настраиваясь на чудовищный день, услышал про кончину величайшего артиста Майкла Джексона.
С этого времени и вплоть до сего момента я плакал с небольшими остановками, вызванными разговорами по телефону со своими детьми, которым я не хотел показаться слабаком (ведь у нас считается выказывание сантиментов чем-то непристойным). Мне пришлось прерываться, потом слезы продолжались…
Умер не просто музыкант, с Майклом Джексоном ушла эпоха. Эпоха, когда два мира соединились в одно с помощью участия всего лишь одного человека.
Майкл Джексон был, есть и, я так думаю, если даже это мой субъективный взгляд на вещи, единственный парень, так и не ставший полноценным мужчиной, потому что он был, есть и будет Питером Пеном даже после своей смерти.
Он единственный человек, которому удалось объединить два разрозненных мира, две полярные материи: физику и лирику, алгебру и гармонию, цифру и ноту. Нет ни одного музыканта, по калибру приближающемуся к нему. Если даже мои слова будут приятны за гиперболу, за гипертрофированное отношение к этой трагедии, я готов подписаться под каждым словом.
Если вы послушаете любой альбом Майкла Джексона, то такого количества песен, внушающих людям надежду на лучшую жизнь, вы не услышите больше нигде. Я не умаляю достоинств других музыкантов, которые могут служить такими же эталонами для других людей, но утверждал, утверждаю и буду утверждать: умереть в 50 лет от обезболивающих лекарств можно, потому что мир по своей сути – неблагодарная тварь.
Человек, подаривший такое количество воздушных песен миру и превращенный этим же миром в клоуна, посмешище и чучело, по-детски ощетинился, скрывался от людских взоров, потому что не понимал, за что именно его сделали объектом травли. Он принимал обезболивающие и теперь, будучи на небесах, гадает, от чего столпились все эти люди, которые раньше вытирали об него ноги.
Он ушел с сомнительной славой педофила; тогда как с первого дня началась травля в Америке и распространилась по всему миру, я не верил в эту нелепицу, потому что ребенок не может насиловать детей, так как он сам ребенок. И, может быть, он и был жертвой педофилии с нашей стороны – это мы насиловали Майкла Джексона, а не он наших детей.
Майкл Джексон лично для меня подтверждение известной истины – эта рукотворная музыка одновременно является нерукотворной. Человек, который поет так и который написал такие песни, не может быть плохим. Как не может быть плохим ни в одной своей строчке Иосиф Бродский.
Я провожу эту аналогию, предотвращая порыв гнева со стороны эстетов, как можно сравнивать Иосифа Бродского с Майклом Джексоном? Я говорю про двух людей из разных сфер, но которые схожи по масштабу личности: и тот, и другой свели ноль и бесконечность в одно целое, и тот и другой создавали произведения, из-за которых мне хотелось жить. Если вам не хотелось жить, и на вас не оказывали влияние ни стихи Бродского, ни песни Джексона – это ваша личная проблема, а моя проблема только в том теперь, что я осознаю, еще на одного хорошего парня стало меньше.
Даже не парня, а ребенка. Ребенок пришел сюда с одной «виной» – он родился гением, пел и сочинял гениально. И не понимал, почему в ответ на это, только теперь задним числом, как принято, оказывается не только в России, да и во всем мире, слышит аплодисменты и уже не сдавленное громкое «спасибо». Почему те же самые люди, которые пинали его в момент искусственного забвения, теперь дают интервью налево и направо всем радиостанциям и телеканалам, тогда как сам Майкл Джексон признавался в том, что его парализует страх смерти?
Вот откуда эти эксперименты. Он не хотел взрослеть, не хотел стареть, он просто боялся смерти. Что ж плохого он вам сделал? Он родился для того, чтобы поднимать настроение песнями, а его превратили в Николая Воронова американского образца.
Вы ему вменили в вину, что он нездоров. А он, правда, был нездоров, потому что горстями пил обезболивающее (Если бы вы хоть сколько знаете русский язык, корень слова «боль».). Он умер от боли, которую не выдержал. И слово «передозировка» здесь уместно только в том смысле, что боли было слишком много, и никакой дозы не хватило, чтобы ее заглушить. Даже распроданные билеты на последние мировое турне не спасли его от мысли, что он никому не нужен.
Вот почему моя версия, кажется мне самой убедительной. Он умер Питером Пеном – мальчиком, который подарил миру все, а в ответ только теперь у гроба получит чудовищную вереницу людей, которые не защищали его, не вставали горой, но теперь признают его гением.
Но для меня он был гением всегда.

Мартин Башир Майклу Джексону:
Мартин: Вы не хотите взрослеть?
Майкл: Нет. Я - Питер Пэн
Мартин: Но вы ведь Майкл Джексон
Майкл: Да, но в душе я - Питер Пэн.

Актер Майкл Мэдсен (снявшийся в одной из ролей в клипе Майкла Джексона You rock my world) однажды сказал мне: «Майкл Джексон был очень открытым и добрым человеком, но он показался мне самым одиноким и несчастным на планете. Сложно искренне дружить с кем-то и верить людям, если ты с пеленок живешь в мире лжи под названием „шоу-бизнес“».

Прошло шесть лет с того момента, как 25 июня 2009 года остановилось сердце Короля Поп-Музыки, а вместе с ним и весь мир. Я помню, в этот день почти все новостные каналы мира говорили только об этом, планета замерла. Магия, казалось, исчезла безвозвратно.

Эту статью я бы хотел назвать своим трибьютом, неким сборником фактов-скетчей и персональных размышлений о моем герое Майкле Джексоне, который объединил и вдохновил миллиард сердец и привил мне любовь к музыке с самого детства.

Я глубоко убежден, что большую роль в недугах Джексона сыграли масс-медиа. Они терзали его много лет, окутывая цинизмом, гипертрофируя недоказанные ни разу домыслы и псевдофакты. Пресса, словно бесчисленное количество безликих термитов, подтачивала его до тех пор, пока не превратила великого артиста в параноика, отшельника и затворника, который потерял доверие почти ко всем. Майкл стал заложником собственной славы, в оковах которой он прожил всю жизнь. Люди убивали его неприятием, они же его и воскресили после смерти. Эдакий флюгер Иуды. Мадонна на вручении наград MTV в 2009 году, предваряя выступление-трибьют Майклу, была наиболее честна. Она смело сказала, как и подобает королеве, глядя прямо в зал:

"Мы все отстранились от него, когда ему было тяжело. И вы все, и я. Мы были слишком заняты предвзятым осуждением вместо того, чтобы поддержать человека, равного которому не было и не будет в истории музыки. Никогда больше не будет второго Майкла Джексона. Не скажу, что мы были близкими друзьями, но был период, когда мы общались. Я как-то предложила ему прокатиться, а потом мы поехали домой смотреть фильм. Во время просмотра он вдруг взял меня за руку. В этом было столько невинности. "

Майкл Джексон и Мадонна

Мало кто знает, что на своем ранчо Neverland у Майкла Джексона было «дерево вдохновения». Он ловко взбирался на него и мог часами сидеть и смотреть вдаль, сочиняя песни. Некоторые из его суперхитов, например, Will You Be There, были написаны на этом самом дереве. В интервью Мартину Баширу, которое потом сыграло с ним злую шутку, Джексон сказал:

«Кто-то любит играть в футбол, кто-то в баскетбол, а я люблю лазить по деревьям. А вы разве не лазаете по деревьям в свободное время?» - спросил он Башира. Тот отрицательно покачал головой. «О! Вы многое упускаете» - подытожил Майкл. В тот период Королю Поп-Музыки было 44 года.

Всю свою жизнь он пытался вернуть детство, которое было безвозвратно украдено. И мало кто это понимал, называя подобные попытки как минимум странными. В рамках своей близорукости и консерватизма толпе было невдомек, что этот человек изначально не знал любви и получил множество психологических травм в детстве. Они не задумывались, что впервые Майкл отпраздновал Рождество в зрелом возрасте, и то благодаря стараниям Элизабет Тейлор. Мало кто задумывался о том, что проблемы взаимоотношений Джексона с противоположным полом заключались в том, что в его голове не укладывалось, как можно изменять женщине, если ты стал ее мужем. Он верил в святость брака и культ семейных ценностей, но постоянно видел противоположные примеры даже в своей семье. Согласно воспоминаниям одного из биографов певца, Рэнди Тараборелли, когда Майкл узнал, что его родной брат Джекки изменяет своей жене Энид с певицей Полой Абдул - он перенес это настолько тяжело, будто предали его самого. Он всегда жил в мире, где мужская измена считалась обыденной, и это отразилось на его восприятии. Однажды известный фотограф Франческо Скавулло сказал: "Майкл спросил меня: "Как ты ведешь себя, когда влюбляешься? Ты не боишься, что она с тобой, потому что ты можешь для нее что-нибудь сделать? " Я ответил: «Майк, ты не можешь всю жизнь прожить в таком недоверии. Ты должен попробовать поверить.» На что он сказал мне: «Я боюсь. Боюсь из-за того, что видел. Мужчины в моей семье не умеют обращаться с женщинами. Я не хочу стать таким, как мои братья.»


Jackson Family (частично)

Несмотря на неподражаемую энергетику, уверенность, с которой Джексон выступал, заставляя толпы людей терять сознания от одного только танцевального па, в жизни он был крайне застенчив и обладал хрупкой душевной конструкцией. Так Билл Брей, охранник Майкла, проработавший с ним тридцать лет, рассказывал: «Когда я познакомился с Джексоном, я понял, что он действительно потерял свое детство и не может смириться с этим. Несмотря на его талант в бизнесе, в нем есть странная уязвимость. Вам хочется подойти и обнять его, сказав, чтобы он берег себя. А я бы не назвал себя сентиментальным человеком».

Слишком занятая копанием в «грязном белье» пресса мало освещала другую сторону жизни великого артиста и филантропа. Малоизвестный факт: Майкл Джексон был инициатором создания «Универсального Билля о Правах Детей», содержание пунктов которого он определил сам. Эти пункты наглядно продемонстрировали, насколько точно Майкл понимал проблемы детей. Среди них были такие немаловажные темы, как: «Право быть любимым без необходимости зарабатывать эту любовь», «Право считать себя заслуживающим обожания (даже если у вас такая внешность, что любить вас может только мама)» или «Право знать, что ты представляешь уникальную ценность, даже если пока ничего не сделал в этом мире».


Майкл Джексон с детьми в Neverland

«Улыбка Майкла исцеляет душу»- писал Ури Геллер, «он обладал уникальной энергетикой. У него был великий талант подбирать слова, способные растрогать того, кому они предназначены».

Однако Джексон был человеком импульсивным, и, возможно, если бы не его соратники на пике карьеры, например, Джон Бранка, то мы бы никогда не увидели гениальнейший Thriller. Дело в том, что Майкл долгие годы был Свидетелем Иеговы, и старейшины настаивали на том, что все, что бы ни создавал Король Поп-Музыки, проходило их личный худсовет. В конце 70-х, а также 80-х Майкл Джексон беспрекословно верил в идеологию «Свидетелей» и показал старейшинам видео на только что отснятый Thriller. Последние возмутились и сказали, что отлучат Майкла, если этот short film увидит свет. Джексон позвонил Джону Бранка, который на тот момент вел его дела, преимущественно юридические, и буквально «приказал» уничтожить все копии Thriller. «Это никогда, слышишь, никогда не должно выйти в эфир»- нервно кричал Майкл в трубку. Бранка не спал всю ночь. «Как можно было позволить подобному шедевру, в который к тому же вложены огромные деньги, превратиться в пепел из-за этой блажи?»- вспоминал Джон. Бранка нашел выход. Он предложил Майклу написать перед началом Thriller фразу о том, что его содержание не отражает личные и религиозные взгляды Майкла. Джексон согласился, старейшины были удовлетворены. Позже Майкл скажет: «Благослови Бог Джона Бранка. Если бы не он, Thriller никогда не увидел бы свет». Если Thriller поменял мир музыкальных видео, сделав Джексона новатором в создании short films, позволив ему стереть расовые и стилистические границы в музыке, канонизировав MTV, то Billie Jean изменила музыку навсегда. Эта песня и по сей день остается одним из самым успешных синглов всех времен. Ежегодно на премии MTV вручается именная награда Michael Jackson Video Vanguard Award, что является одной из престижнейших премий в мире видеоклипов. Во время создания пластинки Thriller совместно с гениальным продюсером Quincy Jones, с которым они вместе записали еще два шедевра Off the wall и Bad возникали разные ситуации. Например, в самом начале работы над альбомом мало кто верил в то, что он продастся больше чем 3 000 000 копий.

«Пластинки сейчас очень плохо продаются, Майк»- говорили ему коллеги, а также глава звукозаписывающей компании и Джонс. Это заявление привело Джексона в бешенство. Он резко сказал: «Это будет величайший диск в истории, и если вы не верите в это, то нет смысла тратить ни секунды вашего времени.» В комнате повисла тишина, которую твердо нарушил Джонс: «Ок»- сказал он - «За работу!». Известно, что в этот период между Куинси и Майклом были весьма напряженные отношения. Джонс критиковал песню Billie Jean, не считая ее достаточно хорошей для этого альбома, однако Джексон категорически настаивал на том, чтобы этой песне уделили особое внимание, и оказался прав. Именно Billie Jean подняла альбом Thriller на вершину Billboard, где диск продержался 37 недель на первом месте. По сей день Thriller - самый продаваемый альбом всех времен и народов, культ и настоящая классика современной музыки, вдохновившая сотни миллионов людей, а также большинство сегодняшних суперзвезд. Thriller также стер раз и навсегда все расовые барьеры в музыке.


Майкл Джексон: Эпоха Thriller

Тандем Майкла и Куинси совершал чудеса, самые масштабные по эффекту в мире музыки. Джонс говорил: «Майк, слушай музыку, пусть она сама подскажет тебе, что нужно. Пусти Бога в комнату.» И MJ слушал. Работая до изнеможения, всегда неудовлетворенный результатом на 100%. Затем продолжал работать вновь и вновь, пока не добивался совершенства. При этом Куинси не был сторонником диктатуры в продюсировании. Он не навязывал свои взгляды, он, скорее, раскрывал в полной мере тот скрытый потенциал, который был заложен в тебе изначально. Заслуга Майкла и Куинси в том, что они перевернули стандартное представление о поп-музыке и позволили людям увидеть безграничность возможностей поистине великого творчества. Несмотря на то, что после альбома Bad, в силу ряда причин, пара никогда не работала вместе, теплые отношения между Джонсом и Джексоном сохранились до самого конца. Более того, после смерти певца Куинси неоднократно критиковал идеи о выпуске посмертных альбомов. Он говорил, что это кощунство, нельзя думать только о деньгах, и многие коллеги соглашались с ним, подчеркивая, что если бы Майкл был жив, он никогда не позволил, чтобы такие альбомы, как Michael и Xscape (последний продюсировали Timbaland, Darkchild, L.A. Reid и множество других великих людей), увидели свет. Майкл был перфекционистом и вряд ли был бы рад подобным «сырым» релизам. Однако цифры говорят за себя. Когда в прошлом году вышел последний альбом Xscape, он тут же возглавил британский чарт и попал на второе место в Billboard.


Майкл Джексон и Куинси Джонс

Многие годы звукорежиссером Майкла был Bruce Swedien - гений звука, мастер и волшебник, который всегда добивался неповторимого звучания. Это уникальный человек. Никто в мире не знает геометрию звука лучше, чем Брюс. Доказательством тому хотя бы служит его работа над пластинкой Майкла Invincible, записанной в 2001 году, которая объективно считается лучшей по звучанию в истории поп-музыки. До сих пор. Спустя 14 лет.

Изначально Джексон хотел записать свой хит Bad в дуэте с Prince, который в тот момент находился на пике своей карьеры, но общение у артистов не заладилось с самого начала. Они встречались, обсуждали проект. У Майкла и его менеджмента созрел отличный план: запустить rumor кампанию в прессе, мол, они с Prince злейшие враги, которые ненавидят друг друга, а потом, когда весь мир будет смаковать это и делиться на два лагеря, они выступят с официальным заявлением, что это всего лишь слухи, и представят клип на Bad, где, по изначальному сюжету, будут соревноваться друг с другом, выясняя, who"s bad. Prince не был в восторге от этой идеи, а после того, как услышал демо песни, отказал окончательно, сославшись на то, что и без него все у ребят получится. Когда Фрэнк Дилео (менеджер Майкла в те годы) спросил, что он думает об этом, Джексон равнодушно пожал плечами и ответил: «Цифры».

Между ними всегда была некая борьба и неприятие друг друга. Prince прислал Майклу коробочку с амулетами и перьями в подарок. Позже выяснилось, что она была заговорена мастерами Вуду, что привело Джексона в ужас. Prince считал Майкла занудой, а тот, говорил, что Prince, хоть и пишет неплохую музыку, но сам по себе злыдень и ужасно обращается с женщинами. «Кроме того актер из него никакой. Ничего из себя не представляет». Не слишком расстроившись, король поп-музыки исполнил песню Bad сам, а музыкальный short film на него снял великий Мартин Скорсезе. Кстати, в нем впервые на экране можно увидеть Уэсли Снайпса. Песня стала очередной революцией в мире музыки и привлекла огромное количество уличной аудитории.


Майкл Джексон: эпоха Bad

Альбом Bad продавался головокружительно, но повторить успех Thriller по продажам ему так и не удалось. Более того, на вручении премии Grammy в 1988 году в самой ожидаемой для Майкла номинации «Альбом года» он уступил одному из самых выдающихся дисков U2 - The Joshua Tree. Выпустив больше всех хитов в году и продав больше всех копий - Джексон ушел без этой награды, что, несомненно, повергло его в уныние, но ненадолго. Следующий супер удар под названием Dangerous поступил в продажу в 1991 году и стал самой успешной записью Майкла после Thriller. Помимо прочего Dangerous оказал самое знаковое влияние на всю современную R"n"B музыку, сильно изменив ее. Об обложке альбома ходило масса споров, многие таблоиды выискивали в ней скрытый смысл, прослеживался даже посыл причастности Джексона к illuminati. Автор обложки Mark Ryden рассказывал, что был очень вдохновлен клипом Майкла Leave me alone, что стало толчком для создания именно такого имиджа. «Это самый большой формат для обложки. Оригинал составлял около 90 квадратных сантиметров»- вспоминает Марк. «Если посмотреть на нее очень внимательно, то увидишь, что названия, тематика и message песен отображены на ней досконально. Ее создание заняло у меня несколько месяцев. Это была долгая, кропотливая и очень важная для меня работа».


Обложка альбома Майкла Джексона Dangerous

Одной из самых личных песен альбома является Who is it, видео на которую снял культовый Дэвид Финчер. Who is it пропитана метаниями, внутренними вопросами певца. В глубинах великолепной гармонии, новаторской музыки, захватывающей гипнотической мелодии и исполнения заточена глубочайшая драма одиночества в толпе многоликих людей, за масками которых невозможно различить искренность. Особенно в женщинах. Линия недоверия к женской любви в этом произведении настолько ярко выражена, что невозможно не прочувствовать всю эту пустоту разбитости в результате глубочайшего разочарования. В жизни Майкла Джексона, пожалуй, были четыре женщины, которых он боготворил: мама Кетрин, Элизабет Тейлор, Дайана Росс и Лайза Мария Пресли. И если Тейлор была для него ближайшим соулмейтом и опорой, а Росс - мамой в шоу бизнесе, то к Лайзе он, определенно, испытывал чувства другого характера. Они были похожи. Детство обоих прошло под светом софитов, оба не знали нормальной жизни, она его неподдельно понимала и боготворила, а он внимал ее советам. Именно она сказала ему однажды: «Майкл, спокойный сон дороже общественного мнения», именно она держала его за руку на краю пропасти. Этот паззл должен был сойтись. И он сошелся. Правда ненадолго, но, тем не менее, подарил Джексону и Пресли несколько счастливых лет. После смерти Майкла Лайза говорила, что Джексон не раз повторял фразу: «мне кажется, я закончу, как твой отец». Гимном их отношений стала песня, супер хит из альбома History - You are not alone, написанная для него R.Kelly. You are not alone - одна из лучших поп-баллад в современной музыке.


Майкл Джексон и Элизабет Тейлор



Майкл Джексон и Лайза Пресли

Майкл всегда хотел достучаться до людей, сказать им: «не осуждайте меня, я просто человек. Такой же как вы, я так же, как и вы, хочу просто любить и быть любимым», и он отправлял эти тонкие послания через свои чувственные песни. А как еще он мог это сделать? Но многие ли из нас умеют читать между строк? Огромная птица спускается на сцену, обнимая его крыльями в Will you be there, «before you judge me try hard to love me», умоляя, поет он в проникновенной Childhood, «when you"re alone and you"re cold inside» на обреченном надрыве он объясняет в Stranger in Moscow, более агрессивно пытается донести до понимания людей свою боль через Why you wanna trip on me, Scream и They don"t care about us и подытоживает это желание через глобальные темы о проблемах Земли в гениальной Earth song, а также гимнах добру We are the world, Heal the world и Man in the mirror. Если остановиться на композиции Stranger in Moscow более подробно, то, безусловно, она окажется самой личной песней, когда-либо созданной Джексоном. Рэнди Тараборелли рассказывал, что идея песни и видео изначально задумывалась как отражение сокровенности внутреннего мира певца. Он начал писать ее после первых гастролей в Москве. Этот мегаполис показался Джексону полным отождествлением собственной жизни. В его восприятии Москва осталась серым, бурлящим гонками городом бегущих куда-то людей, где ты чувствуешь себя самым одиноким в этой толпе. Рэнди рассказывал, что даже на пике карьеры Майкл иногда совершал прогулки с целью обрести новых друзей. Но безуспешно.

«Даже дома я чувствую одиночество»- говорил Джексон - «иногда оно настолько гложет меня, что я не могу справиться со своими эмоциями, запираюсь в комнате и плачу. Вы не представляете как это тяжело, найти настоящих друзей. Иногда я прогуливаюсь по окрестностям по ночам с надеждой кого-нибудь встретить, чтобы просто поговорить о чем-то отвлеченном, но каждый раз эти прогулки заканчиваются ничем».

Он завидовал людям, которые могут спокойно ходить по улицам, отовариваться в супермаркете (однажды его друзья закрыли один из них специально для Майкла, чтобы он мог имитировать шоппинг), встречаться, влюбляться, пройтись по парку. Величайший артист, мечтающий о простых вещах. Отшельник с сотнями миллионов сумасшедших фанатов, одинокий мечтатель, катающийся на «чертовом колесе» у себя в Neverland часами по десятому кругу, смотря в одну точку, затерянный среди сотен вечерних огней. Взрослый мужчина с душой девятилетнего мальчика, застрявшего во времени, который так хотел быть понятым. Человек, жаждущий искренности и неподдельного чуда в мире людей, которые всегда хотели у него что- то взять, прикоснуться, быть причастным к славе и деньгам, но ни разу не подумали о том, чтобы дать этому человеку хоть немного настоящей любви взамен. Безусловной. Открытой. Отсюда и покупка кукол в человеческий рост, которые он хранил дома, давая им имена и разговаривая с ними, в той же параллели парк чудес, любимое развлечение - перестрелки водяными пистолетами и дружба с Маколей Калкином. Дети - это, предположительно, та аудитория, с которой ему было комфортно, потому что они неподдельно искренни. «Если я проснусь и узнаю, что на Земле не осталось ни одного ребенка, я выброшусь с балкона незамедлительно.»- говорил Майкл. Желание этой искренности и детская среда, в которой он ее получал, и сыграло с ним злую шутку в мире корыстных, беспринципных и алчных взрослых, которые так и жаждали урвать хоть что-нибудь от этого «пирога», уничтожить и растоптать империю Джексона, как говорится, «by any means necessary». В конце концов, им это удалось. Но вряд ли когда-нибудь удастся окутать забвением то великое музыкальное наследие, которое оставил Король Поп-Музыки в своих песнях, видео, выступлениях. Невероятное, гениальное творчество, поселившееся в миллионах сердец навсегда. Этот необыкновенный человек изменил мир и подарил нам волшебство. А волшебство не умирает никогда.

  • 13555

Майкл Джексон не был одним из нас - скорее он был чем-то, что с нами случилось.
Алексей Цветков

Гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?
Александр Пушкин

У тебя должна быть эта трагедия, эта боль, чтобы черпать из неё. Это то, что делает клоуна великим. <…>

Важно то, чем заканчивается история.
Майкл Джексон (из интервью)

Мне трудно начинать этот текст. Не только потому, что трудно говорить о большом и не до конца еще осознанном событии в собственной жизни, но и потому, что мне необходимо адресовать его очень разным людям. С одной стороны, я вывешиваю это в сообществе знатоков творчества Майкла, с другой - мне хотелось бы, чтобы это прочли мои родные, которые, зная меня, немало удивлены и даже шокированы тем, что вот уже скоро год, как я по уши погружена в творчество чуждого и непонятного им человека.

И есть еще третья «аудитория» - я сама, которой этот текст нужен, может быть, больше всего, чтобы разобраться в себе.

Поэтому я заранее прошу прощения за то, что, в принципе, каких-то эксклюзивных вещей для знатоков творчества маэстро в этом опусе не будет. Просто рассказ о себе и изложение некоторых мыслей о маэстро, да будет мне позволено его так называть - мыслей, которые долго вынашивались и требуют оформления. Кроме того, как я ни пыталась как-то собрать воедино все то, что получилось выразить, ничего не вышло, потому что говорить можно бесконечно. Так что это и вправду записки, разрозненные мысли.

Начну с того, что мои музыкальные интересы всю мою сознательную жизнь лежали совершенно в иной области. Ни рок, ни тем более поп, ни вообще эстрада во всех их разновидностях никогда не являлись для меня предметом длительного и постоянного интереса. Это не значит, что я живу в вакууме: нет, нравится многое, та или иная вещь у того или иного исполнителя - очень многое у Beatles, у Элвиса, что-то у «Пинк Флойд» и даже у «Металлики» одна вещь, немало у Уитни Хьюстон, блестящие американские мюзиклы 30-70-х годов и, конечно, Фред Астер, французская эстрада и шансон 50-80-х в их лучших образцах, лет в 15 увлекалась БГ, но быстро охладела, хотя кое-что лучшее запомнилось, ну и поскольку родилась в 1974-м, то мимо рока перестроечной поры совсем пройти не удалось - многое люблю, но специально не ищу и не слушаю. Но в центре музыкальных интересов всегда стояло одно - авторская песня, которой собралась большая коллекция и которая во многом меня сформировала как личность. И на втором месте классика. Особенно с тех пор как влюбилась в оперу, где-то после 25 лет.

Любовь к русской авторской песне, по крайней мере во времена моей молодости, делала тебя частью определенной субкультуры. В ее рамках - масса интересного, в ее рамках создается чудесный круг общения, а высокая поэзия делается частью твоего Я, в ее рамках - теплый, уютный и понятный мир. И все же это - рамки. Психологические такие «рамки» (а может, это только я их чувствую), создавшие у меня, как мне теперь видится, суженное, упрощенное представление обо всем остальном музыкальном океане. Проще говоря, после того, как споешь много раз, допустим, стихи Тарковского или Пастернака, положенные на чудесную музыку Никитина, то на толпы сверстников, беснующиеся под слова Billie Jean is not my lover смотришь, мягко говоря, свысока. И они для тебя ничем практически не отличаются от фанатов какого-нибудь «Ласкового мая». Один черт - попса она и есть попса, а кто ее слушает - человек недалекий, думаешь ты, при этом искренне не считая себя снобом. И даже если при этом человек, который поет Billie Jean, или The way you make me feel, или Remember the time, или Black or White, или In the clozet, когда ты его видишь иногда на экране, приковывает внимание так, что нельзя оторвать взгляд, то ты все равно не можешь себе признаться, что тебе это нравится - как-то перед самой собой неудобно. А разбираться в этом глубже просто не приходит в голову. И кроме того, свою роль играет всегдашняя нелюбовь к толпе - а раз этот человек нравится такой толпе народу, то вообразить, что в нем может быть что-то стоящее, что-то глубокое, ну никак не возможно.

А потом он постепенно исчезает с экранов и всплывает на горизонте лишь из-за скандалов - то с внешностью, то с растлением малолетних, вечно закрытый какой-то маской. Все это так дурно пахнет, что отвращает окончательно. Так что к 25 июня прошлого года все, что касалось Джексона и моих от него ощущений, было прочно забыто. Однако к этому моменту я уже давно перестала вообще чем-либо музыкальным активно интересоваться, если не считать редких походов в оперу. Знакомое - приелось, а незнакомое не вызывало сильных эмоций и желания вникать.
Кроме того, я находилась в глубоком внутреннем кризисе, из которого не представляла, как вылезать. В марте, в довершение, я потеряла работу (была отправлена в неоплачиваемый отпуск), что со мной случилось впервые в жизни и додавило меня окончательно. Впереди не было никаких перспектив, ничего светлого, в 35 лет я оказалась на каком-то абсолютном нуле. И фактически, если бы не Майкл (а если уж совсем честно, если бы не его смерть, как это ни горько говорить), то я не знаю, что бы сейчас со мной было. Здесь уже говорилось, что Майкл многих вытаскивал со дна - что ж, значит я одна из этих многих.

25 июня.
В первые два-три дня, я помню, было удивление, сожаление, интерес к подробностям случившегося и вообще к его жизни. Главное началось позже, и тут большую роль сыграло то, что я много дней находилась дома одна - было лето, дочка отправилась отдыхать, а я по мере сил искала работу в Интернете. Я помню, как в первый раз, просто так, чтоб вспомнить, открыла его ролик на Ютубе - кажется, это был Smooth Criminal - и какой это был восторг! Какое волной хлынувшее свежее впечатление! И глубокое изумление. Изумление, и чем дальше, тем больше - и до сих пор по отношению к маэстро это главное, что я испытываю. Изумление перед тем, с чем и с кем в его лице встретилось человечество.

Посмотрев это в первый раз, оторваться я уже не могла, и с тех пор точно знала, что мне НЕОБХОДИМО разобраться - и в этом фантастическом творчестве, и в этой фантастической жизни. Правда, я тогда еще не знала, что в этом можно разбираться всю жизнь, и все еще не дойти до истины. Что самое интересное в мире для человека с гуманитарным образованием? Человеческие проявления, и среди них самое загадочные и самые интригующие - это проявления гениальности. А в лице Майкла мир столкнулся не с талантом и даже не с гениальностью в ее до сих пор известных формах - на этот раз кому-то там на небе вздумалось поселить гениальность в формы, до сих пор невиданные. И заставить эту гениальность реализоваться в материале и в сфере, где, казалось бы, никакой гениальности места нет - музыкальный шоу-бизнес и гений до сих пор были две вещи несовместные. Пока в мире не было Майкла Джексона, человечество знало гениальных писателей, художников, ученых, композиторов, скрипачей, танцоров. Знало поп и рок-звезд выдающегося таланта. Но никогда еще подлинный, самородный и универсальный гений не являлся к нам на Землю в облике поп-звезды - а несмотря на всю сложность его творчества, Майкл всегда жил жизнью звезды. В нем как-то парадоксально совмещалась простота и сложность, доступность и глубина - и в нем самом, и в его музыке. Такое пушкинское качество… Что лишний раз доказывает - если человек гений, то, в принципе, не суть важно, в каком материале он работает. Не могу тут не привести цитату из текста amor про танец: «Не голос и не технические навыки делают артиста настоящим чудом, не следование каким-то канонам и не принадлежность к каким-то высоким по умолчанию жанрам . Нет, чудо творится там, где харизма и правильно выстроенное выступление, которое даст максимальный заряд духовной энергии».

Нас посетил гений, реализовавший себя в сфере, где никто до сих пор не производил ничего подлинно гениального. Талантливого - много, интересного еще больше, но сокрушительно гениального - ничего. Вот то главное, что не устает меня привлекать и изумлять. Майкл Джексон - природно новое явление. Для человечества. Майкл Джексон - это свидетельство какого-то серьезного сдвига в истории и даже в самой человеческой натуре людей конца ХХ века, который будет осознан обществом когда-то очень нескоро. Однако верно и обратное - то, что его явление говорит о глубинном постоянстве human nature: в то время, когда мы привычно твердим о вырождении, об измельчании, об отсутствии гениев среди современников, и вспоминаем с ностальгией мастеров прошлого, среди нас кометой пролетает ярчайшая жизнь феноменального человека. А это значит, что люди остаются такими, какими и были всегда. В любых меняющихся условиях они находят и будут находить средства для выражения своего гения. Поэтому я сто раз согласна с тем, кто сказал, что Джексон - это Моцарт ХХ века. И дело совсем не в биографических совпадениях, как тут писали в сообществе, хотя их действительно очень много. Дело в типе личности и в той роли, которую он сыграл в истории человечества. Джексон - Моцарт ХХ века, так оно и есть, разница между ними только в том, что у людей изменились способы самовыражения: моцартовские оперы тоже когда-то были массовым искусством.

Когда поэт сказал «Джексон - это что-то, что с нами случилось», думаю, он это и имел в виду: Джексон - это что-то, что приключилось с человечеством. Это никогда раньше не виданное явление, пошатнувшее привычные рамки восприятия культуры. Вершина масс-культуры, прорвавшая ее рамки и вышедшая в совершенно иные сферы. Об этом уже писала amor , которую я снова процитирую: «Майкл Джексон - не попсовая фигура в принципе. Да, он работает в рамках популярной массовой культуры, но уровнем мышления он ей не принадлежит». Замечу, в скобках, что, собственно говоря, этому явлению место не на отстойных музыкальных каналах, которые мне по-прежнему чужды, а совсем в других местах, на самом-то деле. На телеканале «Культура», к примеру. И говорить о нем должны серьезные музыковеды, а не глОмурные девки на Муз-ТВ. Думаю, что очень скоро так и будет. Показали же на «Культуре» недавно концерт Стиви Уандера, а в 2009-м - концерты Пресли и Харрисона - так почему бы не показать, скажем, Иокогаму 87 года? Качество записи позволяет. Мы этого еще дождемся, дорогие сообщники:)

Но кроме творчества Майкла Джексона, была еще и жизнь Майкла Джексона- подстать творчеству. И его жизнь тоже «случилась с человечеством». Я не знаю, как это выразить четко, все, что я сейчас скажу - это только смутные представления, но другого тут ничего и не может быть: знакомство с его жизнью оставляет ощущение, что это не жизнь просто живого человека, нет, это некий текст - история, мистерия, трагедия - написанный или разыгранный кем-то свыше на нашем фоне. Мы все стали частью задуманной кем-то драмы - вдруг очень наглядно нам снова показали, что мир, да-да, театр, а люди в нем актеры, как сказал Шекспир.

Причем это такая драма, такой «текст», в котором масса аналогий с прошлым, совпадений и просто уникальных вещей.

Прежде всего это трагедия жизни гения - одновременно и банальная, и яркая, и печальная, и светлая. Сотни тысяч книг написано о судьбе гения среди общества, о конфликте поэта и толпы, мы читаем про это, мы пишем про это, мы смотрим про это спектакли и фильмы, мы слушаем про это музыку, но вот это происходит с нами - с нами со всеми, со всеми людьми, потому что 750 миллионов проданных дисков значат, что его знал и любил весь мир - и все повторяется.
Помните Лермонтова?

ПРОРОК

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Все повторяется с точностью - только на этот раз традиционный романтический конфликт реализуется не в рамках какого-то ограниченного круга людей или отдельной страны, а на фоне всей планеты. Всей Земли. «Пророка нет в отечестве своем», сказал Высоцкий - но на этот раз пророка не увидел весь мир, а не одно его американское отечество. Этого никогда не бывало до сих пор. И тем труднее было ему, одному, против миллиардов, страшных и в своем обожании, и в своем неприятии. При этом я не знаю, кем надо быть, чтобы постоянно говорить - я вас люблю, я люблю вас больше, и ведь говорить это от души. И столько добра делать от души.

Тут поначалу действительно думается, что перед нами не человек, а существо другой природы в похожей на человеческую обертке. Но позднее понимаешь, что такова была сущность и величина гения, жившего в нем. Мы не знаем, как тяжело нести в себе бремя такого таланта и как сильно он меняет и вытесняет привычные, понятные нам человеческие реакции. Помните, он говорил в интервью Баширу, что он всегда на сцене. ВСЕГДА НА СЦЕНЕ и не помнит себя вне ее, и не хочет быть вне ее. И даже спит только если ярко освещен - потому что «я закрываю глаза, и мне тепло, я вижу зрителей… я вижу выступление, я творю… - Ты живешь в воображаемом мире. - Да, и мне это нравится». Сколько раз он повторял, что будь его воля, он проводил бы на сцене 24 часа в сутки, он «спал бы на сцене» и не пожалел бы «ни об одной минуте». Я не знаю больше никого из артистов (ни в каких жанрах), кто утверждал бы подобное. «Все мне кажется чужим и новым», - сказал он в другом интервью в свои 24 года, когда говорил о моменте ухода со сцены. Он всегда жил в рамках своего собственного шоу. И он же в своей книге «Мунуок» с горечью говорил: «Моя жизнь напоминает кривое зеркало - с одной стороной, до предела раздутой, и с другой, до предела усохшей». Так что в этом смысле он действительно не был одним из нас, потому что любой артист когда-нибудь выходит из роли и становится самим собой, а он не выходил из роли. Его роль и стала им самим, в конечном счете, потому что он в нее вошел в свои пять лет. Вошел в образ и остался в нем. Его человеческое поглотил собственный громадный талант - практически полностью. Он пытался вырваться, он отчаянно хотел «хотя бы иногда побыть нормальным», но этого ему не могла дать его же собственная природа. Такой талант сжирает всю твою жизнь, почти не оставляя места для реализации в чем-то «нормальном», человеческом. Недаром он так хотел детей, недаром он так вцепился в них, не желая ни с кем делить, пытаясь, раз уж личная жизнь потерпела крах, хотя бы в этом побыть просто человеком, а не гением на своей одинокой вершине.

Конечно, он сто раз был неправ, когда всячески ограждал своих детей от их собственной матери. Конечно же, он тем самым их многого лишил, и оправдать его за это нельзя, да и не нужно. Но тут уж ничего не поделаешь - это гений, а гений не значит святой, скорее наоборот. И это я хотела бы подчеркнуть отдельно, потому что, судя по тому, что я читаю в инете, каждый подпавший под обаяние творчества Майкла проходит через этап полного и рьяного отрицания всех «странностей», которые ему приписывались, но затем, все же, каждый своим путем, с трудом приходит к более реальному взгляду на вещи. Так и должно быть, я думаю - Майкл Джексон тысячу раз достоин любви такой, как есть, со всеми тараканами, а не такой, каким его кому-то хочется видеть.

Обернемся в прошлое ненадолго и повспоминаем. Мольер женился на собственной дочери, но это не значит, что «Тартюф» - плохая пьеса. Достоевский был антисемит, игрок, эпилептик и вообще тяжелый человек, но «Идиот» - гениальный роман. А Майкл во многом напоминает мне князя Мышкина. Или вот Гоголь - больной на всю голову человек и абсолютный гений. А если вспомнить об отношениях писателя с собственным носом, или историю его смерти от того, что его залечили врачи… то тоже аналогию с Джексоном не провести трудно. Но пойдем дальше. Новеллу «Крейцерова соната» написал явно психически ненормальный человек. Эдгар По по нынешним меркам был бы педофилом и сидел бы в тюрьме. Пушкина кто только не называл придурком в его последние годы, а Лермонтов был совершенный монстр в нравственном отношении. Гойя был сумасшедшим глухим, а Свифт - угрюмым мизантропом и мрачным мистификатором. Ван Гог - шизофреник, отрезавший себе ухо. Мопассан - сифилитик. Мусоргский - алкоголик. Сальвадор Дали свое чистейшее безумие возвел в высокое искусство. Чайковский, Леонардо да Винчи - гомосексуалисты, а Верлен, Оскар Уайльд или Уитмен - не только голубые, но весьма эпатажные персонажи, вызывавшие крайне острый общественный негатив. Тот же Уайльд - еще одна похожая на Джексона судьба - тот же громкий успех, двусмысленная газетная слава, скандальный суд, слухи, папарацци, предательство близких, скорая смерть. Маяковский застрелился, Есенин пил горькую и повесился, Кнут Гамсун поддержал фашизм, Ницше и Вагнер были настоящие моральные уроды, о Набокове с его Лолитой и засекреченными архивами еще очень многое неизвестно. Или вот у меня в городе живет, гм, математический гений и совершенно ненормальный человек Григорий Перельман. В принципе, если продолжать, то не найдется, я убеждена, ни одного гения, который бы смог прожить полностью «нормальную» и положительную по общим меркам жизнь. Известный роман «Парфюмер» - отличная этому иллюстрация: главный герой - абсолютный гений, но при этом - серийный убийца. Как там у Пушкина: «А Буонарротти? Или это сказка тупой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?» Этим заканчивается трагедия «Моцарт и Сальери», и на вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство, автор не отвечает. Жизнь показывает, что совместимы. И все они - всегда - абсолютные эгоцентрики. Быть с ними рядом крайне тяжело.

Я бы даже сказала больше, и пусть меня закидают помидорами. При всем при том, что первое же близкое знакомство с подробностями скандалов о педофилии дает ясное представление о своре мошенников и вымогателей, которые таким образом нажились на маэстро, при всем при этом, если бы даже хоть что-то из их обвинений было правдой, то, по сути дела, это не изменило бы ничего. Это добавило бы, может быть, немного другой краски в его образ, но гений остался бы гением. И ничего с этим не сделать. Это не значит, что гениям позволено больше, чем другим. Нет, просто нужно принимать как факт то, что талант, как я уже говорила, отдаляет человека от всего нормального. Такова его природа. Поэтому я не склонна защищать Майкла от него же самого - то есть преуменьшать его странности или говорить, что он не совершал того или другого. В этом смысле он как раз НЕ особенный - великие таланты прошлого тоже не были нормальными в общепринятом смысле (тут можно поспорить о понятии нормы, но боюсь, так я уйду в очень далекие дебри). Так что Джексон в этом смысле подтверждает общую закономерность.

Что касается обвинений в его адрес, то мне, как человеку, который в этой теме всего год, на данный момент точно ясны всего три вещи. Что побелел он от витилиго, что пластики лица было хотя и больше, чем он сам признавался, но не так много, как думали все (отчет об аутопсии все расставил по местам), и что весь скандал о педофилии был абсолютным бредом и аферой мошенников, и в первом, и во втором случае. После того, как прочитаешь речь Мезеро на суде, вообще трудно понять, на что они рассчитывали, когда это затеяли. Ни одной подтверждающей экспертизы, ни одного вменяемого свидетеля, вообще ничего, кроме показаний семьи, не раз и не два ранее уличенной в мошенничестве, вымогательстве и лжесвидетельстве на судах. Я раньше удивлялась, почему присяжные были так единодушны, оправдав его - но почитав Мезеро, понимаешь, что иначе и быть не могло, потому что у обвинения не было вообще ничего. Nothing. Только дым, шум, скандал в СМИ и желание побольше заработать, наскочив на ранимого, непохожего на других человека врасплох, задавив его и сломав. А теперь вдруг обнаруживается, что обвинение фабриковало улики, и прокурор Снеддон вообще-то сам должен за это сидеть в тюрьме. Спохватились через 5 лет…

Но я не про это хотела сказать. Пусть эта тема будет нераскрыта. Меньше всего в этом посте мне хотелось бы разбирать гниющие свалки таблоидной грязи. Я хотела сказать только то, что все остальное, о чем говорили в связи с Джексоном - зависимость от лекарств, застенчивость, паранойя, мания величия, асексуальность и что там еще ему приписывали - все это, на мой взгляд, возможно. Правда это или нет, в каждом случае есть море разной информации за ту или другую точку зрения, что-то правда, что-то нет, что-то полуправда, а что-то четвертьправда. Окончательно никто ничего не знает, как мне кажется на данный момент. Но даже если допустить на минутку, что вообще все правда, то, опять же, сути его это не меняет и вполне вписывается в общую картину. Поэтому, например, описание его лечения в 93-м от лекарственной зависимости, выложенное

Артист, при жизни получивший титул Короля поп-музыки, не просто сочинил множество хитов, - он полностью изменил шоу-бизнес и массовую культуру. ELLE - о том, что сделало Джексона величайшей звездой XX века.

Танцы как обязательная часть образа поп-звезды

До Джексона многие поющие артисты танцевали. Но именно Джексон заложил новый стандарт для поп-артистов: мало просто петь, нужно обязательно двигаться. Не приплясывать в такт, не обходиться парой простых па, а именно танцевать. Благодаря Майклу в арсенале современных звезд хореография и сложные постановочные номера значат не меньше, чем умение петь - а порой даже больше. Пример тому - карьера Полы Абдул, талантливой танцовщицы, пригретой семьей Джексонов. Пола ставила танцевальные номера для группы братьев Джексон - Jackson 5, затем помогала Майклу и далее - Джанет Джексон. А потом неожиданно запела, да так удачно, что первые ее два альбома стали бестселлерами.

Дохлые вокальные способности не помешали Поле стать большой самостоятельной по-артисткой, правда, довольно быстро сдувшейся.

Лунная походка

Превратить один танцевальный пассаж в символ массовой культуры? Да, тех, кто был на такое способен, в истории шоу-бизнеса можно пересчитать по пальцам.

Джексон обесмертил «Лунную походку», а она, в свою очередь, за один вечер 25 марта 1983 года - когда артист впервые изобразил ее на концерте - сделала его не просто звездой, а суперзвездой. Придумал «походку» не Майкл, да он и не настаивал на авторстве. Поищите на YouTube черно-белую архивную запись с выступлением чечеточника Билла Бейли - в конце номера он демонстрирует «обратное скольжение», так это тогда называлось. Датирована пленка серединой 50-х. Фишку Бейли подхватили все, кому не лень, от Дэвида Боуи до персонажей модного фильма «Флэшдэнс». Но эпохальным Moonwalk стала благодаря Майклу Джексону. Чечеточник Билл Бейли не увидел, как его «обратное скольжение» вошло в историю - он умер в 1978-м, за пять лет до триумфальной премьеры «Лунной походки».

Дорогу чернокожим артистам

В 1982 году, когда вышел альбом Джексона Thriller, песен черных исполнителей почти не было в национальном хит-параде США. В ходу была расовая сегрегация - проще говоря, большой американский шоубиз чернокожих артистов особо не жаловал. Джексон сломал все барьеры. Сначала песенка The Girl Is Mine, дуэт с Полом Маккартни, попала в ТОП-20, открыв дорогу в чарты исполнителям с нетитульным, скажем так, цветом кожи. Затем и сам альбом залез на пятую позицию, что стало триумфом таланта и воли.

Клипы - это очень важно

Фанк и соул внедрились в попс

Выросший в негритянской семье, Джексон, разумеется, слушал родную, черную музыку - соул, госпел, фанк. Не он первым вывел эти стили за пределы черной культуры - в конце концов, за 20 лет до него блюз стал важной частью рок-культуры, а в семидесятые фанкт породил диско. Но то же диско было не более чем модой, тогда как Майкл пришел надолго. И сделал музыку, прежде жившую в основном в черных гетто, достоянием всего мира. Итог? Cегодня, наверное, процентов восемьдесят всех поп-хитов - это rnb, жанр, начало которого в его нынешнем виде было положено Джексоном.

Фрик№1

Джексон был человеком без определенного пола и расы. То есть он, конечно, являлся мужчиной, и миллионы поклонниц, терявших сознание на его концертах, мечтали о нем как о мужчине. Однако сам Майкл в этом вопросе пошел дальше, предвосхитив в какой-то степени нынешнюю революцию полов. Он не выпячивал свою мужественность и вовсе не был брутален. Не был он и женственным, - по крайней мере, нарочито. Джексон, активно упирая на сцене на секс-инстинкты, в реальной жизни был асексуалом, на интимные темы с журналистами не говорил, был застенчив и репутацию бабника не имел. Что касается цвета кожи, все эти истории про редкую болезнь витилиго, проблемы с пигментацией, постепенное осветление кожи, к началу девяностых превратили Майкла в существо без расовой принадлежности. Прибавим сюда бесконечные маски, в которых Джексон появлялся на публике, ранчо Неверленд, собственный зоопарк, дружбу с обезьянкой и многое-многое другое, и получим первого настоящего фрика-суперзвезду. Конечно, и до Майкла в шоу-бизнесе хватало странных героев, но все они по популярности с Джексоном и рядом не стояли. Короче говоря, без Майкла (которого великий философ Жан Бодрийяр назвал «гермафродитом в стиле Франкенштейна») не было бы никакой Леди Гаги.

Жизнь как реалити-шоу

Джексон был звездой и за пределами студий и концертных залов. Он превратил, сам того не желая, свою жизнь в реалити-шоу, в котором не было антрактов и передышек. Сон в барокамере, скандальная дружба с детьми, неясные браки, мечта стать Спайдерменом, покупка прав на песни The Beatles, вывешивание младенцев за окно, трогательные проявления гигантомании и мании величия - своими поступками Майкл обеспечивал стабильный заработок таблоидам, но эти странности были неотделимы от его музыкальных достижений. Задолго до появления соцсетей Джексон умудрился сделать так, что каждый его шаг тут же становился известным всем.

Немного цифр

Альбом Thriller вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый в истории музыки. Его тираж - 110 миллионов копий.

Также Thriller включен на вечное хранение в Библиотеку Конгресса США как «культурный шедевр».

We Are the World, благотворительный сингл, написанный Джексоном и исполненный 45 топовыми на тот момент американскими артистами, стал самым быстропродаваемым в истории США.

Носит титул самого успешного артиста в истории музыки

Получил звезды на Аллее Славы в Лос-Анджелесе в возрасте 26 лет, став на тот момент самым молодым артистом, удостоившимся такой чести.

Финансировал 39 благотворительных фондов - по этому количеству Джексон также попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Как и положено Королю, Майкл поддерживал отношения с представителями разных монархий. С принцессой Дианой он приятельствовал, а принцесса Монако, Стефания, подпела Майклу в песне In The Closet, вошедшей в альбом Dangerous.

Я такой же, как все . Порежусь — и пойдет кровь.

У меня одна из самых длинных музыкальных карьер в мире. И я страшно горд, что стал тем избранным, кому была дарована неуязвимость.

Я стал музыкальным ветераном еще тогда, когда был ребенком.

Все, кто стал звездой в детстве, проходят через один и тот же период страданий. В какой-то момент ты уже не тот очаровательный ребенок, каким был совсем недавно. Ты растешь, и это не нравится тем, кто вокруг тебя. Потому что они хотят, чтобы ты был маленьким вечно.

Мой отец был гениальным менеджером. А я хотел, чтобы он просто был отцом.

Я думал о структуре музыкального произведения с детства. Пожалуй, самое большое влияние на меня оказал Петр Чайковский. Если вы возьмете «Щелкунчика», то увидите, что каждая мелодия там — это хит, все до единой. И я подумал: «А почему в поп-музыке не может быть такого альбома, где каждая песня — это хит?»

Самый лучший способ научиться — это смотреть на то, как работает мастер.

Я всегда хотел создавать музыку, которая будет влиять на последующие поколения и вдохновлять их. Ну, в самом деле, кому интересно быть смертным?

Я никогда не говорил: «Я — Иисус». Но, наверное, какие-то параллели между Христом и мной все же есть. Может быть, я был послан сюда, чтобы нести благую весть через танец. Но у меня нет никакого комплекса мессии.

Почему вы не говорите людям, что я пришелец с Марса? Напишите, что я пожираю живых куриц и каждый вечер устраиваю ритуал вуду. Люди поверят всему, что вы скажете, потому что вы — журналисты. Но если я, Майкл Джексон, скажу: «Я — пришелец с Марса, пожираю куриц живьем, и каждый вечер у меня танец вуду», люди скажут: «Черт, этот Майкл Джексон безумец. Он совсем спятил. Теперь вообще ни одному его слову нельзя верить».

Если бы все те обитатели Голливуда, кто перенес пластическую операцию, решили бы в один момент уехать на каникулы, в городе не осталось бы ни одной живой души.

Чем больше звезда, тем больше лжи.

Людям кажется, что они знают меня, а мне кажется, что они ошибаются.

Мне нравится E. T. (персонаж фильма «Инопланетянин» Стивена Спилберга. — Esquire), потому что он напоминает мне меня самого. Кто-то из другого мира спустился сюда, на землю, и ему 800 лет, и он способен научить тебя мудрости и способен научить тебя летать. Это же великая вещь. Разве есть кто-то, кто не хочет научиться летать?

Я мечтательный и творческий человек. Господь дал мне определенные таланты. Ненавижу эту аналогию, но я в чем-то похож на Диснея — я талантлив, но не умею управляться с делами.

Я никогда не боялся выйти на сцену. Я чувствую себя там значительно комфортней, чем где-то еще.

В доме, полном людей, легче всего почувствовать себя одиноким.

Я всегда хотел немного внимания.

Если, приходя в этот мир, ты чувствуешь, что любим, и, покидая его, ты чувствуешь то же самое, то все, что произойдет между этими двумя событиями, поправимо.

Cамая сильная вещь в мире — это человек и его молитва.

Так хорошо быть живым.