Российская империя романовы. Дом романовых

В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России. Сабли эти были боевым оружием Минина и Пожарского. В 1612 году купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал русский народ встать на борьбу с польскими захватчиками, а возглавил народное ополчение князь Дмитрий Пожарский.

Осенью того же года первопрестольная была очищена от польских панов. После этого собрался Земский собор, который избрал на престол Михаила Фёдоровича Романова. Сам род Романовых происходил из рода царицы Анастасии (первая жена Ивана Грозного). В народе её любили и почитали за доброту и кротость. Любил её и сам грозный царь и сильно переживал после смерти жены.

Всё это и послужило причиной того, что представители русских земель, собравшиеся на Земский собор, сделали выбор в пользу 16-летнего юноши, являвшегося потомком Анастасии. Объявили ему об этом в Ипатьевском монастыре города Костромы. Так началось правление династии Романовых. Оно продолжалось 300 лет и превратило русскую землю в огромную и великую державу.

Царь Михаил Фёдорович (1613-1645)

Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Царь Фёдор Алексеевич (1676-1682)

Троевластие и царевна Софья Алексеевна (1682-1689)

Пётр I Великий (1689-1725)

Царь, а затем император Пётр I считается великим реформатором, превратившим Московское царство в Российскую империю. К его заслугам можно отнести разгром шведов, выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, бурный рост металлургической промышленности. Были преобразованы государственное управление, судопроизводство и система образования. В 1721 году русского царя стали именовать императором, а страну империей.
Подробнее читайте в статье Пётр I Романов .

Императрица Екатерина I (1725-1727)

Император Пётр II (1727-1730)

Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)

Иван VI и Брауншвейгское семейство (1740-1741)

Императрица Елизавета (1741-1761)

Император Пётр III (1761-1762)

Императрица Екатерина II Великая (1762-1796)

Император Павел I (1796-1801)

Император Александр I (1801-1825)

Император Николай I (1825-1855)

Император Александр II Освободитель (1855-1881)

Император Александр III Миротворец (1881-1894)

Император Николай II (1894-1917)

Николай II стал последним императором династии Романовых. При нём произошли Ходынская трагедия и Кровавое воскресенье. Чрезвычайно неудачно велась русско-японская война. В то же время в экономике Российской империи наблюдался подъём. На его пике началась Первая мировая война, закончившаяся революцией и отречением императора от престола. Манифест об отречении был подписан 2 марта 1917 года. Николай II отрёкся в пользу своего брата Михаила, но тот тоже отказался от власти.

Леонид Дружников

Романовы.
Существует две основных версии происхождения рода Романовых. По одной они выходцы из Пруссии, по другой из Новгорода. При Иване IV (Грозном) род был приближен к царскому престолу и имел определенное политическое влияние. Фамилию Романов первым принял патриарх Филарет (Федор Никитич).

Цари и императоры династии Романовых.

Михаил Федорович (1596-1645).
Годы правления - 1613-1645.
Сын патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой (после пострига инокиня Марфа). 21 февраля 1613 года шестнадцатилетнего Михаила Романова избрал царем Земский собор, и 11 июля того же года он венчался на царство. Был дважды женат. Имел трех дочерей и сына – наследника престола Алексея Михайловича.
Царствование Михаила Федоровича было отмечено бурным строительством в крупных городах, освоением Сибири и развитием технического прогресса.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676)
Годы правления – 1645-1676
Царствование Алексея Михайловича было отмечено:
- церковной реформой (другими словами расколом церкви)
- крестьянской войной под предводительством Степана Разина
- воссоединением России и Украины
- рядом бунтов: «Соляным», «Медным»
Был дважды женат. Первая жена Мария Милославская родила ему 13 детей, в том числе будущих царей Федора и Ивана, и царевну Софью. Вторая жена Наталья Нарышкина – 3 детей, в том числе будущего императора Петра I.
Перед смертью Алексей Михайлович благословил на царство своего сына от первого брака – Федора.

Федор III (Федор Алексеевич) (1661-1682)
Годы правления – 1676-1682
При Федоре III была проведена перепись населения и отменено отрубание рук за воровство. Начались строиться приюты для сирот. Была учреждена Славянско-греко-латинская академия, с допуском к обучению в ней представителей всех сословий.
Был женат дважды. Детей не было. Наследников перед смертью не назначил.

Иван V (Иван Алексеевич) (1666-1696)
Годы правления – 1682-1696
Принял правление после смерти брата Федора по праву старшинства.
Был очень болезненным и не способным к управлению страной. Бояре и патриарх решили сместить Иван V и объявить царем малолетнего Петра Алексеевича (будущего Петра I). Родственники со стороны обоих наследников отчаянно бились за власть. Результатом стал кровавый Стрелецкий бунт. В итоге было решено венчать на царство обоих, что, и произошло 25 июня 1682 года. Иван V был царем номинальным и никогда не занимался государственными делами. Реально страной управляли сначала царевна Софья, а затем Петр I.
Был женат на Прасковье Салтыковой. У них родилось пять дочерей, в том числе будущая императрица Анна Иоанновна.

Царевна Софья (Софья Алексеевна) (1657-1704)
Годы правления – 1682-1689
При Софье были усилены гонения на старообрядцев. Ее фаворит князь Голиц предпринял два неудачных похода на Крым. В результате переворота 1689 года к власти пришел Петр I. Софья была насильно пострижена в монахини и умерла в Новодевичьем монастыре.

Петр I (Петр Алексеевич) (1672-1725)
Годы правления – 1682-1725
Первым принял титул императора. При произошло много глобальных перемен в государстве:
- столица была перенесена во вновь построенный город Санкт-Петербург.
- был основан русский военный флот
- проведена масса успешных военных компаний, в числе которых разгром шведов под Полтавой
- проведена очередная церковная реформа, учрежден Святейший синод, упразднен институт патриарха, церковь лишена собственных денежных средств
- был учрежден Сенат
Император был женат два раза. Первая жена – Евдокия Лопухина. Вторая – Марта Скавронская.
До взрослого возраста дожили трое детей Петра: царевич Алесей и дочери Елизавета и Анна.
Царевич Алексей считался наследником, но был обвинен в государственной измене и умер под пытками. По одной из версий его запытал до смерти собственный отец.

Екатерина I (Марта Скавронская) (1684-1727)
Годы правления – 1725-1727
После смерти своего венценосного супруга заняла его престол. Самое знаменательное событие ее правления – открытие Российской Академии наук.

Петр II (Петр Алексеевич) (1715-1730)
Годы правления – 1727-1730
Внук Петра I, сын царевича Алексея.
Взошел на престол совсем молодым и не занимался государственными делами. Был страстно увлечен охотой.

Анна Иоанновна (1693-1740)
Годы правления – 1730-1740
Дочь царя Ивана V, племянница Петра I.
Так как после Петра II не осталось наследников, вопрос с престолом решали члены Тайного совета. Они и выбрали Анну Иоанновну, заставив подписать ее документ, ограничивающий царскую власть. В последствии документ она порвала, а члены Тайного совета были либо казнены, либо отправлены в ссылку.
Своим наследником Анна Иоанновна объявила сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича.

Иван VI (Иван Антонович) (1740-1764)
Годы правления - 1740-1741
Правнук царя Ивана V, племянник Анны Иоанновны.
Сначала при малолетнем императоре был регентом фаворит Анны Иоанновны Бирон, затем его мать Анна Леопольдовна. После восшествия на престол Елизаветы Петровны император и его семья провели остаток дней в заточении.

Елизавета Петровна (1709-1761)
Годы правления - 1741-1761
Дочь Петра I и Екатерины I. Последний правитель государства, являющийся прямым потомком Романовых. Взошла на престол в результате государственного переворота. Всю жизнь покровительствовала искусствам и науке.
Объявила своим наследником племянника Петра.

Петр III (1728-1762)
Годы правления - 1761-1762
Внук Петра I, сын его старшей дочери Анны и герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха.
За свое недолгое правление успел подписать указ о равенстве вероисповеданий и Манифест вольности дворянства. Был убит группой заговорщиков.
Состоял в браке с принцессой Софьей Августой Фредерикой (будущая императрица Екатерина II). Имел сына Павла, который впоследствии займет российский престол.

Екатерина II (урожденная принцесса София Августа Фредерика) (1729-1796)
Годы правления – 1762-1796
Стала императрицей после государственного переворота и убийства Петра III.
Время правления Екатерины называют золотым веком. Россия провела массу успешных военных компаний и приросла новыми территориями. Развивались наука и искусство.

Павел I (1754-1801)
Годы правления – 1796-1801
Сын Петра III и Екатерины II.
Был женат на принцессе Гессен-Дармштадской, при крещении Наталье Алексеевне. У них было десять детей. Двое, из которых впоследствии стали императорами.
Убит заговорщиками.

Александр I (Александр Павлович) (1777-1825)
Годы правления 1801-1825
Сын императора Павла I.
После переворота и убийства отца взошел на престол.
Одержал победу над Наполеоном.
Наследников не имел.
С ним связана легенда, что он не умер 1825 году, а стал странствующим монахом и закончил свои дни в одном из монастырей.

Николай I (Николай Павлович) (1796-1855)
Годы правления – 1825-1855
Сын императора Павла I, брат императора Александра I
При нем произошло Восстание декабристов.
Был женат на прусской принцессе Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина. У пары было 7 детей.

Александр II Освободитель (Александр Николаевич) (1818-1881)
Годы правления – 1855-1881
Сын императора Николая I.
Отменил в России крепостное право.
Был женат дважды. Первый раз на Марии, принцессе Гессенской. Второй брак считался морганатическим и был заключен с княжной Екатериной Долгорукой.
Император погиб от рук террористов.

Александр III Миротворец (Александр Александрович) (1845-1894)
Годы правления – 1881-1894
Сын императора Александра II.
При нем Россия была очень стабильна, начался бурный экономический рост.
Женился на датской принцессе Дагмаре. В браке родилось 4 сына и две дочери.

Николай II (Николай Александрович) (1868-1918)
Годы правления – 1894-1917
Сын императора Александра III.
Последний российский император.
Время его правления было достаточно сложным, отмеченное бунтами, революциями, неудачными войнами и угасающей экономикой.
Был под большим влиянием супруги Александры Федоровны (урожденная принцесса Алиса Гессенская). У пары было 4 дочери и сын Алексей.
В 1917 году император отрекся от престола.
В 1918 году вместе со всей семьей расстрелян большевиками.
Причислен Русской Православной церковью к Лику Святых.

Династии Романовых — русский боярский род, который носил фамилию Романовы с конца XVI столетия. 1613 год — династия русских царей, правившая более трехсот лет. 1917 год, март — отреклись от престола.
Предыстория
Иван IV Грозный, убийством своего старшего сына — Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей. Федор, его средний сын, был неполноценным. Загадочная смерть в Угличе младшего сына Димитрия (он был найден зарезанным во дворе терема), а потом и смерть последнего из Рюриковичей Феодора Иоанновича — прервала их династию. На царство пришел Борис Федорович Годунов, брат жены Феодора, как член регентского Совета из 5-ти бояр. На Земском Соборе 1598 г. был избран царем Борис Годунов.
1604 год — польское войско под командованием Лжедмитрия 1 (Григория Отрепьева), выступило из Львова к русским границам.
1605 год — умирает Борис Годунов, и Престол передается его сыну Феодору и царице-вдове. В Москве вспыхивает восстание, в результате которого Феодор и его мать были задушены. Новый царь, Лжедмитрий 1, въезжает в столицу сопровождаемый польской армией. Однако правление его было недолгим: 1606 год — Москва восстала, и Лжедмитрий был убит. Царем становится Василий Шуйский.
Надвигающийся кризис приближал государство к состоянию анархии. После восстания Болотникова и 2-х месячной осады Москвы на Россию из Польши двинулись войска Лжедмитрия 2. 1610 год — войска Шуйского были разбиты, царь был низвергнут и пострижен в монахи.
Правление государством перешло в руки Боярской Думы: наступил период «семибоярщины». После того как Дума подписала договор с Польшей польское войско были тайно введено в Москву. Сын царя Польши Сигизмунда III, Владислав, стал русским царем. И лишь в 1612 г. ополчению Минина и Пожарского удалось освободить столицу.
И как раз в это время на арену Истории выходит Михаил Феодорович Романов. Кроме него, на Престол претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек и Лжедмитрия 2 Иван, представители боярских фамилий - Трубецкие и Романовы. Однако избран был все-же Михаил Романов. Почему?

Чем подходил на царство Михаил Федорович
Михаилу Романову было 16 лет, он был внучатый племеник первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовой, и сын митрополита Филарета. Кандидатура Михаила устроила представителей всех сословий и политических сил: аристократия была довольна, тем что новый царь будет представителем древнего рода Романовых.
Сторонники легитимной монархии были довольны, тем, что у Михаила Романова имеется родство с Иваном IV, а пострадавшие от террора и хаоса «смуты» были довольны, тем, что Романов не был причастен к опричнине, казаки же были довольны, что отцом нового царя был митрополит Филарет.
Возраст молодого Романова также сыграл ему на руку. Люди в XVII столетии долго не жили, умирая от болезней. Юный возраст царя мог дать определенные гарантии стабильности на продолжительное время. К тому-же, боярские группировки, взирая на возраст государя, были намерены сделать его марионеткой в своих руках, думая - «Михаил Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден».
В.Кобрин пишет на этот счет так: «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». В действительности, для консолидации государства, восстановления общественного порядка, были необходимы не яркие личности, а люди, которые способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. «…Надо было все восстанавливать, чуть не сызнова строить государство — до того был разбит его механизм» — писал В.Ключевский.
Таким и был Михаил Романов. Его правление было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых различных сторон русской государственной жизни.

Правление первого из династии Романовых
Венчался на царство Михаил Федорович Романов 11 июля 1613 г. Принимая венчание, он обещал не принимать решений без согласования с Боярской Думой и Земским Собором.
Так и было на начальном этапе правления: по каждому важному вопросу Романов обращался к Земским Соборам. Но, постепенно начала укрепляться единоличная власть царя: на местах начали управлять подчиненные центру воеводы. Например, в 1642 году, когда собрание высказалось при подавляющем большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, царем было принято противоположное решение.
Самой важной задачей в этот период было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после «…смутного времени…» осталась под владением Польши и Швеции. 1632 год — после того как в Польше скончался король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, как результат — новый король Владислав отказался от притязаний на московский трон и признал Михаила Федоровича московским царем.

Внешняя и внутренняя политика
Наиболее важным новшеством в промышленности той эпохи стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме этого, были налажены дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупными центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля проходила через единственный порт Архангельск; в большинстве своем товары шли сухим путем. Так, активно торгуя с западноевропейскими государствами, Россия смогла добиться проведения самостоятельной внешней политики.
Стало подниматься и сельское хозяйство. Стало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому поспособствовало то, что сельское население Руси было разделено на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6% сельского населения. Согласно закону, они, сидя на государственной земле, имели право на ее отчуждение: продажи, заклада, передачи по наследству.
Как результат разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простых людей. Так, если за период «смуты» население в самой столице уменьшилось больше чем в 3 раза — горожане бежали из своих разрушенных жилищ, то после «реставрации» экономики, по словам К.Валишевского, «… курица в России стоила две копейки, десяток яиц — копейку. Приехав в Москву на пасху, он был очевидцем благочестивых и милостивых деяний царя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы.

«Наметился прогресс и в области культуры. Со слов С.Соловьева, «… Москва поражала великолепием, красотой, в особенности летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов». В Чудовом монастыре была открыта первая в России греко-латинская школа. Восстановили разрушенную во времена польской оккупации единственную московскую типографию.
К сожалению, на развитие культуры той эпохи наложило отпечаток то, что сам Михаил Федорович был человек исключительно религиозный. Потому самыми крупными учеными того времени считались исправители и составители священных книг, что, конечно, сильно тормозило прогресс.
Итоги
Основная причина того, что Михаилу Федоровичу удалось создать «жизнеспособную» династию Романовых, явилась его тщательно взвешенная, с большим «запасом прочности», внутренняя и внешняя политика, в результате чего Россия — пусть не полностью — смогла решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развивались промышленность и сельское хозяйство, укреплялась единоличная власть государя, налаживались связи с Европой и т.п.
Тем временем, действительно, правление первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. И все-же, это царствование знаменует собой период возрождения.

XVII век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской государственности оказалось под вопросом. Попыткам утвердить на троне новую династию (из бояр Годуновых, Шуйских) мешали бесконечные заговоры, восстания, даже природные катаклизмы. Дело усложнило также вмешательство соседних стран: Речи Посполитой и Швеции, которые на первых порах стремились заполучить сопредельные территории, желая в перспективе вообще лишить Россию государственной самостоятельности.
В стране нашлись патриотические силы, которые объединились в борьбе за независимость родины. Народное ополчение, под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина, с участием людей из всех сословий, сумело изгнать интервентов из центральных районов Московского государства и освободить столицу.
Земский собор, созванный в 1613 году, после долгих споров утвердил на престоле Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

РОМАНОВЫ - боярский род, в 1613-1721 гг. царская, с 1721 г. императорская династия.
Предком Романовых обычно считают Андрея Ивановича Кобылу - боярина великого князя московского Ивана I Калиты. По родословным спискам у Андрея Ивановича Кобылы было пятеро сыновей, и от него ведут свое начало Кобылины, Колычевы, Коновницыны, Лодынины, Неплюевы, Шереметевы и др.
До XV в. предки Романовых именовались Кошкиными (от прозвища пятого сына Андрея Ивановича - Федора Кошки), затем Захарьиными (от Захария Ивановича Кошкина) и Захарьиными-Юрьевыми (от Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьина).
Дочь Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева (?-1543 г.) Анастасия Романовна (ок. 1530-1560 гг.) в 1547 г. стала первой женой царя Ивана IV Грозного. Ее брат Никита Романович Захарьин-Юрьев (?-1586 г.) стал родоначальником Романовых. Эту фамилию носил его сын - Федор Никитич Романов (ок. 1554-1633 гг.), ставший патриархом (Филарет).
В 1613 г. на Земском соборе сын Филарета Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) был избран царем и стал основателем династии Романовых. К династии Романовых принадлежали также Алексей Михайлович (1629-1676 гг., царь с 1645 г.), Федор Алексеевич (1661-1682 гг., царь с 1676 г.), Иван V Алексеевич (1666-1696 гг., царь с 1682 г.), Петр I Алексеевич (1672-1725 гг., царь с 1682 г., император с 1721 г.); в 1682-1689 гг., при малолетних Иване и Петре, государством управляла царевна Софья Алексеевна (1657-1704 гг.). Династия Романовых правила в России до отречения Николая II от престола в 1917 г.

ЗАХАРЬИНЫ - московский боярский род, происходивший от Андрея Кобылы (ум. в сер. 14 в.), боярина великого князя Семена Гордого, и его сына - Федора Кошки (ум. в 1390-е гг.), боярина великого князя Дмитрия Ивановича Донского.
Родоначальник Захарьиных - внук Федора Кошки - Захарий Иванович Кошкин (?- ок. 1461 г.), боярин великого князя Василия II Темного. Его сыновья Яков и Юрий, бояре великого князя Ивана III, дали начало двум ветвям рода - Захарьиным-Яковлям (Яковлевым) и Захарьиным-Юрьевым.
Яков Захарьевич (?- ок. 1510 г.) с 1485 г. был новгородским наместником, в 1487 г. вместе с братом Юрием проводил розыск о последователях Новгородско-московской ереси; в 1494 г. участвовал в переговорах о сватовстве дочери Ивана III Елены с великим князем литовским Александром Казимировичем, участвовал в походах на Литву.
Юрий Захарьевич (?- ок. 1503 г.) в 1479 г. участвовал в Новгородском походе Ивана III, в 1487 г. сменил брата на посту новгородского наместника, проводил конфискации вотчин новгородских бояр, участвовал в походах на Литву. Наиболее известные представители рода Захарьевых-Юрьевых: Михаил Юрьевич (?-1539 г.) - окольничий (1520 г.), боярин (1525 г.), воевода, дипломат руководивший сношениями с Польшей и Литвой; в 1533-1534 гг. входил в боярскую группировку, фактически правившую Русским государством при малолетнем царе Иване IV, отошел от дел после бегства в Литву своего родственника И.В. Лятского-Захарьина. Роман Юрьевич (?-1543 г.) - основатель рода Романовых. Василий Михайлович (?-15б7 г.) - окольничий, затем (1549 г.) боярин, входил в Ближнюю думу Ивана IV, один из инициаторов опричной политики.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ
годы правления: 1613-1645
(12.07.1596-13.07.1645 гг.) – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
годы правления: 1645-1676
(19.03.1629-29.01.1676 гг.) - царь с 1645 г., из династии Романовых.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1676-1682
(30.05.1661- 27.04.1682 гг.) - царь с 1676 г.

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1696
(27.06.1666 - 29.01.1696 гг.) - царь с 1682 г.

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1725
(30.05.1672-28.01.1725 гг.) - царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г.

ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1725-1727
(05.04.1683-06.05.1727 гг.) - российская императрица в 1725-1727 гг., супруга Петра I.

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1727-1730
(13.10.1715-19.01.1730 гг.) - российский император в 1727-1730 гг.

АННА ИВАНОВНА
годы правления: 1730-1740
(28.01.1693-17.10.1740 гг.) - российская императрица с 1730 г., герцогиня Курляндская с 1710 г.

ИВАН VI АНТОНОВИЧ
годы правления: 1740-1741
(12.08.1740-05.07.1764 гг.) - российский император с 17.10.1740 по 25.12.1741 гг.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
годы правления: 1741-1761
(18.12.1709-25.12.1761 гг.) - российская императрица с 25.11.1741 г., младшая дочь Петра I и Екатерины I.

ПЕТР III (Карл Петер Ульрих)
годы правления: 1761-1762
(10.02.1728-06.07.1762 гг.) - российский император в период с 25.12.1761 по 28.06.1762 гг.

ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1762-1796
(21.04.1729-06.11.1796 гг.) - российская императрица с 28.06.1762 г.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.