Ромен роллан - биография, информация, личная жизнь. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото Возвращение во Францию

фр. Romain Rolland

французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед

Краткая биография

Известный французский прозаик, романист, публицист - родился в Южной Франции, в небольшом городе Кламси, в 1866 г. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.

После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.

Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.

Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.

Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.

В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.

Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой - горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким , бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.

На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, - «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.

Биография из Википедии

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн , Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху . Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир , Гёте, Л. Н. Толстой , Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires , 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

В 1915 году « , как дань высокому идеализму его литературное произведение и сочувствие и любовь к истине, с которой он описал различные типы человеческих существ».

Он также отметил, для его переписки с и влияния на Зигмунд Фрейд .

биография

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Благодаря своей пропаганды для «народного театра», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист, он обнял работу философов Индии («Беседы с Рабиндраната Тагора » и Махатмы Ганди). Роллан был под сильным влиянием Веданты философии Индии, в первую очередь благодаря работам Свами Вивекананды .

Требовательный, но робкий, молодой человек, он не любит учиться. Он не был равнодушен к молодежи: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, молодые люди. Но с реальной жизнью лиц, молодежью, а также взрослыми, Rolland поддерживается только отдаленное отношение. Он был прежде всего писателем. Гарантированный, что литература обеспечит ему скромным доходом, он ушел из университета в 1912 году.

Ромен Роллан был пожизненным пацифист. Он был одним из немногих крупных французских писателей, чтобы сохранить его пацифистские ценности интернационалистов; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против первой мировой войны в качестве Au-Dessus - де - ла - MELEE (1915), над схваткой (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовали индийской ненасильственной репутации лидера и двое мужчин встретились в 1931 году.

В мае 1922 года он принял участие в Международном конгресс прогрессивных художников и подписал «Основополагающее Провозглашение Союза Прогрессивной International Artists».

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и естественный живой экспериментатор Эдмунд Бордо Szekely основал Международное общество биогенных поощрять и расширять свои идеи интеграции ума, тела и духа. В 1932 году Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованной Мюнценберг . Rolland критика контроля Münzenberg предполагаемого над комитетом и был против него базируясь в Берлине .

Эссе является частью более общего движения на рубеже этого века в направлении демократизации театра. Revue был проведен конкурсом и пытался организовать «Всемирный конгресс по народному театру», и был открыт целый ряд народных театров по всей Европе, в том числе Freie Фольксбюня движения («Free народного театр») в Германии и Морис Pottecher в Театре ей Peuple во Франции. Роллан был учеником Pottecher и посвятил Народный театр ему.

Подход Роллана является более агрессивным, хотя, чем поэтическое видение Pottecher о театре в качестве заменителя «социальной религии» принося единством нации. Rolland обвиняет в буржуазию за ее присвоение театра, заставляя его скользить в упадок , и пагубные последствия его идеологического господства. Предлагая подходящий репертуар для театра своего народа, Rolland отвергает классическую драму в убеждении, что это либо слишком сложно, либо слишком статическое, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он предлагает вместо «эпический исторический театр„радости, силы и интеллекта“ , которая будет напоминать людям о ее революционном наследии и активизации сил, работающих на нового общества» (в словах Bradby и McCormick, цитируя Роллан). Роллан считал, что люди будут улучшены, видя героические образы прошлого. Влияние Руссо может быть обнаружено в концепции Роллана театр-как- праздничности , акцент, который показывает фундаментальный анти-театральный предрассудок : «Театр предполагает жизни, которые бедны и взволнованные, люди ищет в мечтах убежище от мысли Если бы мы были. счастливее и свободнее, мы не должны чувствовать себя голодными для театра [...] народ, который является свободным и счастливым нуждается торжества более чем театры,. , он всегда будет видеть в себе лучшие зрелища ».

Драмы Роллана были поставлены некоторые из самых влиятельных режиссеров ХХ века, в том числе Макс Рейнхардт и Пискатор . Piscator направил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана Придет время (Le Temps viendra , написанный в 1903 году) в Берлине Центрально-театра», который был открыт 17 ноября 1922 с музыкой K Прингсгеймом и сценографии от O Шмальгаузен и M Meier , Игра обращается к связи между империализмом и капитализмом, лечением вражеских гражданских лиц, а также использованием концентрационных лагерей , все из которых театрализованных через эпизод в англо - бурской войне . Piscator описал его трактовку пьесы, как «тщательно натуралистической », в результате чего он искал « чтобы добиться максимально возможного реализма в актерском и декора». Несмотря на overly- пьесы риторического стиля, производство было рассмотрено положительно.

романы

Самый известный роман Rolland является 10-томным романом последовательность Жан-Кристоф (1904-1912), который приносит «вместе свои интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию свой второй дом и становится средством взглядов Роллана на музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». Его другие романы Колас Брюньон (1919), Клерамбо (1920), Пьер и Люс (1920) и его второй многотомный роман-хроника, 7-томный L"âme Enchantee (1922-1933).

Академическая карьера

Печать из СССР, который в память о 100-й годовщины со дня рождения Ромена Роллана в 1966 году.

Он стал преподавателем истории в лицее Генриха IV , а затем в лицее Луи - ле - Гран , и член École française де Риме , затем профессором истории музыки в Сорбонне , и профессор истории в Эколь Нормаль Supérieure.

Переписка с Фрейдом

1923 увидел начало переписки между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Роллан, который обнаружил, что восхищение, что он показал, для Фрейда было взаимностью в равной степени (Freud провозгласив в письме к нему: «Что мне было позволено обменяться приветствием с вами будет оставаться счастливой памяти до конца моих дней. "). Эта переписка ввела Фрейд к понятию « океанического чувства » , что Роллан развился в его изучении восточного мистицизма . Фрейд открыл следующую книгу Цивилизации и ее недовольства (1929) с дискуссией о природе этого чувства, которое он упомянул был отмечено, к нему анонимному «друг». Этот друг был Роллан. Rolland останется большое влияние на работу Фрейда, продолжая переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году.

Список используемой литературы

Ромен Роллан в 1914 году, на балконе своего дома

Год Работа Заметки
1888 Amour d"Enfants
1891 Les Baglioni
1891 Эмпедокле
(Эмпедокл )
Неопубликованные в течение своей жизни.
1891 Орсино (игра) Неопубликованные в течение своей жизни.
1892 Le Dernier Procès де Луи Berquin
(The Last Trial Луи Berquin )
1895 Les Origines ей théâtre Lyrique Moderne
(Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, который выиграл приз от Французской академии
1895 Histoire де l"Opéra авант Люлли и др Скарлатти
(История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание докторской степени в Письмах
1895 Cur АРС picturae Apud Italos XVI saeculi deciderit Latin -языка тезис о снижении итальянской живописи маслом в течение шестнадцатого века
1897 Сент-Луис
1897 Арта
1898 Les Loups
(волки )
Исторический / философская драма
1899 Le Triomphe де ла Raison
(Триумф разума )
Исторический / философская драма
1899 Дантон Исторический / философская драма
1900 Le Отравление idéaliste
1901 Les Fêtes де Beethoven à Майнца
(празднования Бетховена в Майнце )
1902 Le Quatorze Juillet
(14 июля- День взятия Бастилии )
Исторический / философская драма
1902 Франсуа Милле
1903 Vie де Бетховена
(Жизнь Бетховена )
Novella
1903 Le Temps viendra
(The Time Will Come )
драма
1903 Le Театр дю Peuple
(Народный театр )
Семенное эссе в демократизации театра.
1904 La Монтеспан Исторический / философская драма
1904-1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов разделен на три Series- Жан-Кристоф , Жан-Кристоф Парижского и л Fin его плавание , опубликованный Каой де л Quinzaine
1904 L"Aube Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Le Matin
(утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 L"Подростки
(Подростке )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Ла REVOLTe
(Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Ви де Мишель-Анж
(Жизнь Микеланджело )
биография
1908 Musiciens d"aujourd"hui
(Современные музыканты )
1908 Musiciens d"Autrefois
(Музыканты прошлого )
Сборник статей и эссе о музыке
1908 La Foire-сюр-ла место Первый том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Антуанетта Второй том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Dans La Maison
(дома )
Третий том серии Жан-Кристоф à Paris
1910 Гендель
(Handel )
1910 Les Amies
(Друзья )
Первый том серии ла Fin дю плавания
1911 La Vie де Толстым
(Жизнь Толстого )
биография
1911 Le Buisson пламенный Второй том серии ла Fin дю плавания
1912 La Nouvelle Journée Третий том серии ла Fin дю плавания
1911 Жан-Кристоф: Dawn. Утро. Молодежь. восстание В английском языке, первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1911 Жан-Кристоф в Париже: на рынке. Антуанетта. Дом На английском языке, вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1915 Жан-Кристоф: Конец Поездки: Любовь и дружба. Неопалимая купина. New Dawn В английском языке, последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1912 L"Humble Vie héroïque
(The Humble Жизнь героя )
1915 Au-Dessus - де - ла Рукопашник
(над схваткой )
Пацифист манифест
1915 - Получил Нобелевскую премию по литературе
1917 Salut а ля рюс Révolution
(салют русской революции )
1918 Налейте l"Internationale де l"Esprit
(для международного Духа )
1918 L"AGE - де - ла - Хейн
(The Age Ненависти )
1919 Колас Брюньон Бургундская история и основа для Коласа Брюньона , оперы Дмитрия Кабалевского
1919 Liluli Играть
1919 Ле Précurseurs
(Предшественники )
1920 Клерамбо
1920 Пьер и Люс
1921 Страницы choisies
(Selected Pages )
1921 Л REVOLTe де машины
(бунт машин )
1922 Аннет и др Сильви Первый объем l"Âme Enchantee
1922 Les Vaincus
1922-1933 L"Âme Enchantee
(Очарованная душа )
Семь томов
1923 - Основана обзор Европы
1924 L"été
(лето )
Второй том l"Âme Enchantee
1924 Махатма Ганди
1925 Le Jeu де l"Amour и де ла Морт
(Игра любви и смерти )
Основание для HRA о Laske смрити , опер Яна Киккера
1926 Pâques Fleuries
1927 Mère и др филсов
(матери и ребенка )
Третий объем l"Âme Enchantee
1928 Леониды
1928 De l"Héroïque à l"Аппассионаты
(От Героическая к Страстный )
1929 Essai сюр ла загадочность де l"действие
(Изучение Mystique действий )
1929 L"Inde Vivante
(Living Индия )
Эссе
1929 Vie де Рамакришна
(Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Ви де Вивекананда
(Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 L"Évangile Universel Эссе
1930 Гете и др Бетховен
(Гете и Бетховен )
Сочинение
1933 L"Annonciatrice Четвертый объем l"Âme Enchantee
1935 Quinze анс в военных действиях
1936 Compagnons-де-маршрут
1937 Le Chant де ла ВОСКРЕСЕНИЕ
(Песнь Воскресения )
1938 Les Страница сухоцветы де Руссо
(Бессмертные страницы Rousseau )
1939 Робеспьер Исторический / философская драма
1942 Le Voyage intérieur
(Интерьер Voyage )
1943 La Cathédrale interrompue
(прерванной собор )
Тома I и II
1945

Роллан Ромен (Rolland Romain) (1866-1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L"Histoire de l"opra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragdie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Art, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).

Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Thtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1-10, 1903-1912). Главный герой книги - немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов - Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"vangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mle, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clrambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Роллан в Везеле (Франция) 30 декабря 1944.

Книги (1)

Жизнь Рамакришны

Знаменитый французский писатель Ромен Роллан считается одним из создателей жанра художественной биографии. Ему принадлежат жизнеописания Бетховена, Толстого, Микеланджело. В первые десятилетия XX века, когда средиевропейской интеллигенции еще только зарождался интерес к Востоку, Р.Роллан обращается к Индии, ее философии и культуре. Героем его книги стал сын скромного брахмана из бенгальской деревушки, известный всему миру под именем Шри Рамакришны (1836 - 1886).

Учение этого необычного религиозного мыслителя наложило отпечаток на все области общественной и политической жизни Индии. Более того, имя Рамакришны прочно вошло в культурное наследие всего человечества. Его идеям отдали должное такие гуманисты, как Махатма Ганди и Дж.Неру, Лев Толстой и Николай Рерих, Макс Мюллер и Ромен Роллан.

Комментарии читателей

Светлана / 14.11.2017 Это художественная литература. А все их "чудеса" - чистое фэнтези, навязываемое как правда. То же самое относится ко всем на свете "священным текстам". Это все равно, что "Житие Деда Мороза и Снегурочки". Люди, не верьте в богов, это глупо!

Наталья Ланг / 10.04.2015 Я пересмотрела несколько сайтов. Изучаю сейчас йогу. Историки индуисты на своих лекциях ссылаются на Ромен Ролана. В конце изучения каждый должен прочитать доклад по величайшим мастерам Йоги. Нужно отдать должное хорошему переводу на русский язык! Я веду речь о Рамакришне. На вашем сайте узнала, что есть в серии книга о Вивекананде.Спасибо. Прочитаю обязательно

Злата / 21.10.2014 А откуда такая уверенность в правдивости? Чтобы написать про таких людей, всегда приходится что-то добавлять от себя: никто их жизнь по часам не описывал.

Юрий / 20.07.2010 Его "Жан-Кристоф" и поныне одно из моих любимых произведений. Позже узнал, что он написал также биографии Рамакришны и Вивекананды, очень увлекательные и правдивые.

Ромен Роллан (фр. Romain Rolland). Родился 29 января 1866 года в Кламси - умер 30 декабря 1944 года в Везле. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) - «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.

После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со , приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идее «цель оправдывает средства». Ему более импонируют идеи непротивления злу насилием .

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, .

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Литературная деятельность Ромена Роллана:

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм и романтические черты Шиллера и . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждало его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом. В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия стае Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь стают главными темами творчества писателя. В отличии от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращает к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Л. Н. Толстой, Гюго и .

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итого творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.

Популярный французский писатель, музыковед и общественный деятель, живший на рубеже XIX-XX веков. В 1915 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Был хорошо известен в Советском Союзе, даже имеет статус иностранного почетного члена академии наук СССР. Одно из его самых известных произведений - 10-томный роман-река "Жан-Кристоф".

Детство и юность

Ромен Роллан родился в небольшом французском городке Кламси в 1866 году. Его отец был нотариусом. В 1881 году вся семья переехала в Париж, где герой нашей статьи поступил в лицей Людовика Великого, а затем в высшую школу Эколь Нормаль.

После ее окончания Ромен Роллан на два года отправился в Италию, чтобы изучать биографию и творчество великих композиторов, эта тема его увлекала на протяжении всей жизни, к тому же он уделял повышенное внимание изобразительному искусству.

С детства он полюбил играть на фортепиано, продолжил всерьез заниматься музыкой и в студенческие годы, для этого даже умышленно выбрал своей специальностью историю музыки.

Возвращение во Францию

После возвращения во Францию Ромен Роллан защищает в Сорбонне диссертацию. Она посвящена происхождению современного ему оперного театра, а также истории европейской оперы. В 1895 году он получает звание профессора истории музыки. После этого начинает читать лекции: сначала в Эколь Нормаль, а затем и в самой Сорбонне.

В 1901 году основывает музыковедческий журнал на пару с известным французским музыковедом Пьером Обри. К этому периоду принадлежат несколько его программных работ: "Музыканты наших дней", "Музыканты прошлого" и "Гендель".

Литературный дебют

В качестве писателя Ромен Роллан становится известен в 1897 году, когда он дебютирует в печати с трагедией под названием "Святой Людовик". Она становится основой так называемого драматического цикла "Трагедии веры", в который также вошли его произведения "Настанет время" и "Аэрт".

В годы Первой Мировой войны герой нашей статьи становится активным участником пацифистских организаций, набирающих популярность во всей Европе. Он публикует большое количество антивоенных статей, позже объединенных в сборники "Предтечи" и "Над схваткой".

Переписка с русскими классиками

Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе "Жан-Кристоф", о котором мы еще расскажем подробнее.

В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.

В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.

Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов "Суровая песня", "В те далекие годы", рассказов "На медведя", "Лесная ворожба", "Казенник", "Мельница", "Сердце художника". Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.

В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.

В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.

Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.

Личная жизнь

Писатель был женат на поэтессе Марии Кювилье, имевшей отчасти русское происхождение (ее отцом был русский дворянин). Для Кювилье это был второй брак. Ее первый муж - князь Сергей Кудашев.

Особенности творчества

В собрании сочинений Ромена Роллана сегодня можно встретить его основные произведения. К первым публикациям относится пьеса "Орсино", события которой разворачиваются в эпоху Возрождения, а заглавный герой демонстрирует в себе лучшие черты того времени.

В своих работах Роллан часто призывает к обновлению искусства. Этому посвящен сборник статей "Народный театр" 1903 года.

Еще одной попыткой реформы театральной сцены был цикл пьес "Театр революции", посвященный событиям 1789 года во Франции.

На биографическом материале

Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале. Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям.

Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия "Героические жизни". Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.

В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в "Жизни Микеланджело" описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.

"Жан-Кристоф"

Самый известный труд Роллана - роман "Жан-Кристоф", который он писал с 1904 по 1912 годы. Он состоит из 10 книг. Цикл рассказывает о творческом кризисе немецкого музыканта Жан-Кристофа Крафта, прототипом для которого становится сам автор и отчасти Бетховен.

Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет завершенный характер, собственную тональность и ритм, как в музыкальном произведении. В книге много лирических отступлений, которые придают ей дополнительную эмоциональность.

Главный герой Роллана - бунтарь, современный гений музыки своего времени. Описывая его эмиграцию, автор воссоздает судьбу европейского народа, снова пытается говорить о необходимости реформировать искусство, которое все больше становится объектом коммерции.

В финале Жан-Кристоф перестает быть бунтарем, но остается верен своему искусству, что главное для автора. Жизнь персонажа меняется в его поисках мудрости. Он проходит целую череду испытаний, пытаясь побороть свои страсти, подчинить себе жизнь и достичь истинной Гармонии во всем.

В 1915 году он становится лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, академики отмечают его возвышенный идеализм, любовь и симпатию, с которыми он создает всевозможные человеческие судьбы.

Обращение к эпохе Возрождения

В годы Первой Мировой статьи писатель вновь обращается к эпохе Возрождения. На протяжении четырех лет он пишет повесть "Кола Брюньон". Ромен Роллан в ней переносит место действия в Бургундию.

Его заглавный герой - талантливый и неунывающий резчик по дереву. Для него творчество и труд - две неотъемлемые составляющие жизни, без которых он не может себя представить. Если "Жан-Кристоф" был интеллектуальным романом, то это произведение подкупает многих своей простотой, поэтому остается одним из самых популярных у писателя.

После 1918 года в творчестве Роллана происходит настоящая эволюция. Только что закончившуюся Первую Мировую войну он воспринимает как банальный способ зарабатывания денег сильными мира сего. Этому посвящены его антивоенные статьи, объединенные в сборнике "Над схваткой".

Антивоенные взгляды лежат в основе памфлета "Лилюли", романа "Клерамбо", трагедии "Пьер и Люс". Во всех этих произведениях человеческие чувства и мирная жизнь оказываются в противоречии с разрушительной силой войны.

Философские труды Роллана

Писатель сталкивается с тем, что он не в состоянии примирить собственные революционные мысли с происходящими общественными преобразованиями, с его отвращением к войне. Поэтому он начинает пропагандировать философию Махатмы Ганди о насилием.

Среди его произведений 20-х годов нужно отметить "Махатма Ганди", "Жизнь Вивекананды", "Жизнь Рамакришны". Ромен Роллан приводит биографии этих выдающихся религиозных философов XIX века. Отмечает, что считает исторические формы христианства, ислама, индуизма только частными проявлениями устремленности к всечеловеческой религии.

К этому периоду относятся его статьи, посвященные Советскому Союзу. В частности, "На смерть Ленина", "Ответ К. Бальмонту и И. Бунину", "Письмо в "Либертэр" о репрессиях в России". Стоит отметить, что последняя статья относится к 1927 году. Несмотря на начавшиеся в России репрессии, до времен Большого террора Роллан продолжает считать, что Октябрьская революция стала величайшим достижением человечества.

Права женщин

Еще одно знаковое произведение Ромена Роллана - "Очарованная душа". Это роман-эпопея, который он пишет с 1925 по 1933 годы. В нем он обращается к социальным темам.

Главной героиней становится женщина, которая пытается отстаивать свои права. Ее сына убивает итальянский фашист, после чего она присоединяется к борьбе против "коричневой чумы". Это становится его первым антифашистским романом.

В 1936 году выходит сборник статей и эссе Ролана под названием "Спутники". В нем писатель останавливается на жизнеописаниях творческих людей и философов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения. Это Гете, Шекспир, Ленин и Гюго.

В 1939 году Роллан пишет пьесу "Робеспьер", которой завершает революционную тематику в своем творчестве. В ней он рассуждает о терроре, которому подвержено любое общество сразу после революции. При этом в итоге он приходит к его нецелесообразности.

В оккупации во время Второй Мировой войны герой нашей статьи работает над автобиографией "Внутреннее путешествие", которую завершает в 1942 году. Уже после его смерти выходит труд "Кругосветное плаванье" и масштабное исследование творчества Бетховена, которое известно под названием "Бетховен. Великие творческие эпохи".

Последняя книга писателя под названием "Пеги" выходит незадолго до его смерти. В ней Роллан описывает своего близкого товарища, редактора "Двухнедельных тетрадей", поэта и полемиста.

В посмертных мемуарах, которые увидели свет в 1956 году, можно проследить сплоченность взглядов Роллана в любви к человечеству.