Продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе.
Совершенствовать умение рисовать акварельными красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге.
Развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка.
Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии.
Материал: листья, кисти, акварельные краски, бумага, посуда для мытья кистей, салфетки.
Ход занятия по рисованию в старшей группе
Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви.
(Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель)
Воспитатель:
Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.
А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?
Посмотрите, дети, у каждого на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Я вам предлагаю в память о красивой осени, ее красоте, нарисовать «осенний ковер». Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний ковер.
Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я. Давайте я вам покажу, как я это сделала. Выбираем три различных по форме листочки, теперь положим их на подставочку. Возьмем кисточку, обмакнем ее в желтую краску и покроем им обратную поверхность осеннего листочка (на обороте жилки четкие и рельефнее). Теперь возьмем осторожно тот листочек окрашенным боком на свой лист бумаги. Сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз. Поднимем салфетку и посмотрим, что там у нас получилось. Настоящее чудо: листок как будто оставил нам на память свое фото - желтый отпечаток, точная копия его самого.
Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - красный, оранжевый, коричневый и продолжим печатать на своем листе бумаги создавая красивую композицию. Работать будем аккуратно, чтобы работа приносила удовольствие вам или тому, кому захотите ее подарить. А сейчас каждый садится на свое место.
Воспитатель:
А перед тем, как вы начнете работать, мы проведем разминку для пальчиков :
Вместе сделаем так:
Упражнение «Бабочки».
Воспитатель:
Вы размяли пальчики, а теперь давайте работать.
(Работа детей)
Какие замечательные рисунки у нас с вами вышли. А давайте на коврике выложим большой осенний ковер из наших маленьких ковриков.
Воспитатель:
Очень красивый у вас получился ковер, молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что вы листочки. Все вы осенние листочки, разноцветные и очень красивые. Но легкий прохладный ветерок сорвал вас с веточек деревьев и закружил в танце осеннего листопада. Вы поднимаетесь все выше и выше, ваши движения легкие, вам очень хорошо, спокойно... А сейчас вы падаете на землю, укрываете ее теплым покрывалом что будет согревать всю зиму...
Открывайте глаза вы прекрасно отдохнули.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №15 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
«Рисование однопланового пространства в осеннем пейзаже »
КОНСПЕКТ НОД
(старшая группа)
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Яковлева Н.В .
педагог МБДОУ д/с №15
г.Белгород
Цель:
Создание условий для творческого самовыражения детей через овладение базовыми средствами композиции.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление об изобразительном искусстве, о пейзаже и художниках-пейзажистах; о базовых средствах композиции;
Продолжать знакомство с сезонными изменениями в природе; с картинами русских художников;
Закреплять навыки чтения схем с элементами логоритмики;
Формировать навыки графического рисования, умения логической группировки;
Осваивать рисование пальчиками в технике «отпечатка».
Развивающие :
Развивать слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух, точность зрительного восприятия, способность к комбинированию и преобразованию;
Совершенствовать зрительно-пространственные представления (представлений о системе координат: «сверху - снизу», «спереди - сзади», «слева - справа»);
Устанавливать связи между реальными предметами, их символами и имитационными движениями;
Развивать кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений; мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia - ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений;
Способствовать созданию эмоционального отклика от проделанной работы и ее результатов.
Коррекционные задачи:
Актуализировать словарный запас;
Формировать обобщающую функцию речи;
Совершенствовать выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Развитие изобразительной деятельности и творческих проявлений : различать многоплановое и одноплановое пространство при рисовании пейзажа.
Изобразительно-выразительные умения : продолжать знакомство с понятием «композиция», формировать ориентацию в пространстве.
Технические умения : учить рисованию пальчиками в технике «отпечатка», продолжать освоение графического рисования ровных и изогнутых линий.
Оборудование : подборка осенних пейзажей русских художников; образец готового рисунка; раздаточный материал для игры «Пространство»; демонстрационные картинки с разноплановым пейзажем; таблицы технологии «Перекодирование»; палитра с гуашью; емкость для воды; сухие и влажные салфетки; бумага для рисования; черный маркер.
Предварительная работа : разучивание таблицы технологии «Перекодирование» «Листик клена»; повторение осенних признаков, красок осени; рассматривание репродукций с осенним пейзажем.
Музыкальное сопровождение: композиция « Листик Клёна» муз. О.Павловой, сл. Н.Яковлевой
Словарная работа: ливень, цветовая палитра, пространство, композиция.
Содержание организованной деятельности детей
Этапы | Приёмы | Время |
Этап актуализации субъективного опыта | 1.Двигательно-звуковая игра: Педагог говорит детям о том, что к нам в детский сад пришли гости. Они шагали прямо по листве (дети вместе с педагогом трением ладошек показывают, как шуршат листья ), спеша к нам, они перепрыгивали через замерзшие лужи (дети вместе с педагогом стучат ножками по полу )… Им так хотелось попасть в наш детский сад, что мелкий ноябрьский дождик их совсем не напугал (дети вместе с педагогом стучат пальчиками по столу ). И вот … гости среди нас, ура (дети хлопают в ладоши )! Попробуем их удивить! 2. Вступительная беседа: Ребята, мы с вами только что показали и озвучили многие осенние приметы. Давайте проверим? Мы шуршали листочками, значит, что произошло с природой? (Правильно, опала листва ). Замерзшие лужи говорят нам о чем? (О том, что на улице похолодало ). А барабанящий дождик? (Напомнил об обильных осадках ). А какие осенние приметы сможете добавить вы? (Дети добавляют ) | 2 мин 2 мин |
Этап изучения и применения новых знаний и способов деятельности | Технология «Перекодирование»: Педагог предлагает с помощью символов, звуков и движений запомнить осенние приметы (полустатичный вариант). «Приметы осени» Птицы улетают, ( Махи ладошками ) Листья опадают, ( Вращение кистями рук ) Звери засыпают, ( Имитация с наклоном головы ) Ливни заливают, ( Пальчики барабанят по поверхности ) Шапки одевают. ( Имитация с подниманием рук ) 4 . Беседа Педагог говорит о том, что Царевна Осень снова поменяла осенние краски. Он просит перечислить осеннюю цветовую палитру. «Мы с вами тоже сегодня будем художниками пейзажистами. Что они рисуют? (Пейзаж ). А что изображено на пейзаже? (Природа ) Всмотритесь в осенний лес, скажите перед вами одноплановый пейзаж или многоплановый? Как вы определили? (Нарисованы деревья не только впереди, но и сзади ). 5. Дидактическая игра «Пространство»: Педагог демонстрирует карточки с разноплановым пейзажем и просит детей назвать каждый. Педагог просит открыть конверты, достать элементы пейзажа. «Что перед вами (Елочки, домики и речка ). Попробуйте выложить пейзаж на своем листе так, чтобы крупные элементы под № 1 были впереди, мелкие элементы под №3 оказались на заднем плане, а средний (под №2) поместите посередине». | 3 мин 2 мин 3 мин |
Физразминка | Графическая кодировка в музыкальном оформлении: «Листик клена» Листик клена вниз сорвался . (Имитация с приседанием) Закружился над землей . (Имитация с вращением туловища) От ствола к стволу метался , (Наклоны к обеим ногам) И застыл, найдя покой . (Имитация с возвращением на места) | 2 мин |
Изучение и применение новых знаний и способов деятельности | Практическая работа «Ноябрьский пейзаж»: Педагог демонстрирует детям этап графического рисования: Обозначаем линию горизонта; Находим середину листа, где рисуем волнистую линию; Справа рисуем линию-крючок; Слева рисуем прямую линию. Дети выполняют показанные этапы. Окунаем указательный пальчик в желтую краску, оставляем отпечатки по бокам трех линий; Окунаем пальчик в красную краску, дорисовываем макушки на трех линиях; Окунаем пальчик в коричневый, дополняем линии листьями; Окунаем пальчик в зеленый, отпечатывая листву на переднем плане. *Как вариант педагог предлагает по желанию создать многоплановый пейзаж. | 10 мин |
Рефлексия | Педагог спрашивает, сколько планов имеет нарисованный пейзаж (Один). «Значит, пространство нашего пейзажа имеет одноплановую композицию ». «Пантомима» Дети в тематической пантомиме (в нашем случае осенние растения) должны показать результаты своей работы. Например: ветки растений вверх - довольны; веточки вниз - не довольны, закрыть лицо руками - безразлично. | 1мин |
Наталья Кочкарева
Занятие по рисованию в старшей группе «Осеннее дерево»
Тема : «Осеннее дерево » .
Цели : Закрепить навыки работы красками, учить правильно, держать кисть. Упражнять в умении рисовать дерево , ствол, ветки. Воспитывать самостоятельность, творчество.
Развивающие задачи : развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление;
Воспитательные задачи : Учить детей видеть красоту природы.
Интегрируемые образовательные области : «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Познание» .
Предварительная работа :
1. Наблюдения за деревьями осенью .
2. Рассматривания картин И. Левитана «Золотая осень »
4. Чтение стихотворений;
5. Подготовка к занятию .
Материал : альбомный лист бумаги, краски гуашь, баночки с чистой водой, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель :
Сегодня мы с вами погуляем в осеннем лесу
Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…»
Русские поэты Пушкин и Тютчев любили осень за «пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса» , за то, что осень с щедростью отдаёт нам богатства полей, садов, лесов. Да, это «первоначальная, короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…».
Воспитатель :
Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес ,поля в осенние ясные дни , подбирают яркие краски для своих картин. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев , жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.
Ребята, а вы хотите стать художниками?
Дети : ответ детей (да)
Воспитатель :
Присядьте за столы. Мы будем рисовать с вами осеннее дерево .
Показать и объяснить
Посмотрите, как я буду рисовать дерево . Сначала нарисуем ствол дерева . Ствол рисуем с макушки, кончиком кисточки, макушка тоненькая, а книзу ствол утолщается, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку. От ствола дерева отходят большие ветки, они все смотрят на верх. А от больших веток отходит много маленьких веточек. Их будем рисовать кончиком кисточки , чем больше веток, тем дерево будет развесистее и красивее.
Показ готового дерева .
Придвиньте к себе листы бумаги.
Приступайте к работе.
Дети приступают к рисованию .
Воспитатель :
Молодцы ребята, какие красивые получились деревья , но чего-то не хватает на них?
Дети :
Листьев.
Воспитатель :
Правильно. Пока подсыхает, краска мы с вами поиграем. Выходите ко мне и берите листочки.
Физминутка :
Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)
Головами зашумели (Хлопки)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Встали, покачали головой)
Воспитатель :
Вы отдохнули? (Ответ детей)
Садитесь на свои места. Подскажите мне, какими цветами надо рисовать осенние листья ?
Дети :
Желтым, красным, оранжевым.
Воспитатель :
Посмотрите, как я буду рисовать листики . Набираю желтую краску и примакиваю. Листочки могут быть на веточках, а может их, уже сдул ветер и они опали на землю. Теперь хорошо промою кисточку, наберу красную краску и примакиваю, у меня получаются красные листочки и также оранжевым цветом.
Дети приступают к рисованию .
В конце занятия воспитатель хвалит детей.
Вывешивает рисунки на доску.
Итог занятия : о каком времени года мы с вами говорили?
Какие цветом листья рисовали ?
Публикации по теме:
Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. ОСЕНЬ М. Геллер Для украшения группы я предложила ребятам сделать осеннее.
Рисование «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники (метод тычка) Интеграция образовательных областей: ХЭР;ПР;РР;СКР;ФР.
Программное содержание: учить любоваться красотой осенних листьев; упражнять в аккуратном пользовании клеем, аккуратном приклеивании; закреплять.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе «Осеннее дерево» Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечаток.
Тема: «Осенние дерево» (коллективная работа). Интеграция «Познание», «Художественное творчество». Цель: закрепить представления об осени.
Конспект занятия по рисованию пальчиками в I младшей группе «Осеннее дерево» Цель: - учить детей рисовать в технике «Рисование пальчиками».
НОД по рисованию в старшей группе
«Осеннее дерево»
Программное содержание:
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным
Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве
Оборудование:
Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы
Гуашь, салфетки, вода, кисти
Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)
Дидактическая игра «Художник по имени Осень»
Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»
Предварительная работа:
Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк
Рассматривание осенних иллюстраций
Чтение стихов об осени
Беседы с детьми об осени и осенних явлениях
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года…осень
Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)
2. Дидактическая игра «Художник по имени Осень» (по Лыковой)
Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.
3. Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».
4. Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?
5. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.
6. Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
7. Итог занятия:
Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)
Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (сюжетное рисование) в старшей группе на тему: «Краски осени»Выполнила:
Кучина В.А.
2013 – 2014 учебный год
Конспект НОД по художественному творчеству
(сюжетное рисование) в старшей группе на тему: «Краски осени»
Программные задачи:
Обучающие:
1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;
2. Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги;
3. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.
Развивающие:
1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.);
2. Закреплять умения и навыки работы с акварелью и кисточкой;
3. Развивать художественно-эстетические чувства и творческие способности.
Воспитательные:
1. Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;
2. Закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе;
3. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за изменениями в природе;
2. Беседа на тему: «Осень»;
3. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»;
4. Чтение стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила…»;
5. Дидактическая игра «Исправь ошибки природы» (на формирование лексического строя речи, например: наступила осень и подули тёплые ветры, распустились на деревьях листочки и т. д.);
6. Дидактическая игра «Скажи со словом «осенний» (на умение согласовывать существительное с прилагательным);
7. Рисование на тему: «Осеннее дерево».
8. Экскурсия в городской парк.
9. Подготовка фона на альбомных листах детей к занятию.
Словарная работа:
1. Закрепить понятия и пополнить словарный запас детей словами: погода, осень, «Золотая осень», «Осенний (красивый) ковёр», яркая листва, листопад;
2. Закрепить прилагательные, обозначающие признаки предметов, образование качественных прилагательных: красный, жёлтый, тёмно-жёлтый, оранжевый, голубое, ясный, осенний, солнечная, ветреная, дождливая, сырая, «голые», высокие, короткие, низкие, золотая.
3. Упражнять в образовании мн. числа глаголов, существительных и прилагательных: наступили осенние дни; на деревьях жёлтые листья, стоят голые деревья, улетают птичьи стаи.
4. Упражнять в поиске соответствующих понятий, выраженные глаголом и закреплять их в речи детей: желтеют, краснеют, опадают, вянут, летят, устилают, кружатся, сыплются.
^ Демонстрационный материал:
Несколько картин (репродукции) с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день, картинная трёхстворчатая ширма, 3-4 картонные фигурки мальчиков и девочек. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки.
^ Практический материал:
У каждого ребёнка альбомный лист с заранее закрашенным голубым цветом листа (небо) и нарисованной широкой полосой земли, (дети накануне занятия закрасили акварелью, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки.
^ Место проведения: групповая комната.
Ход занятия
Воспитатель:
Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
^ Дети:
Воспитатель:
Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени?
Дети:
На деревьях и кустах желтеют и краснеют, опадают, вянут, сыплются листья. Дуют сильные ветры. Животные готовятся к зиме и др.
Воспитатель:
По каким признакам мы узнаём осень?
Дети:
Улетают птичьи стаи в тёплые края. Часто ветреная погода. Почти все деревья стоят голые. Листья падают, летят и кружатся. Устилают всю землю осенним ковром. Наступает листопад. Кругом очень красиво и др.
Воспитатель:
Какая погода осенью?
^ Дети:
Дождливая, ветреная, холодная, сырая. В начале осени ещё много тёплых дней, а в конце уже становится холодно и др.
Воспитатель:
Русские поэты Пушкин и Тютчев любили осень за «пышное… увяданье», «в багрец из золота одетые леса», за то, что она с щедростью отдаёт нам богатства полей, садов, лесов. Да, это «первоначальная, короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…».
Ребята, вы видите, как поэты красиво отзываются об осени? И мы с вами давайте вспомним нашу экскурсию в парк. Как мы тоже любовались этой красотой! Кто скажет, какой тогда был день, погода?
^ Индивидуальные ответы детей:
Стоял ясный осенний день. Была солнечная погода. Был тёплый осенний день.
Воспитатель:
А какие деревья мы с вами видели в парке, одинакового ли цвета была листва?
^ Индивидуальные ответы детей:
На одних деревьях листья жёлтые, на других разные по цвету: красные, оранжевые, жёлтые, тёмно-жёлтые.
Воспитатель:
А только ли на деревьях были листья?
Дети:
Листья падали на землю, устилая её красивым ковром.
^ Затем воспитатель помещает несколько репродукций картин на доску и говорит:
Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.
А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться? (Да)
^ Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями. Повторить 2 р.)
Воспитатель:
Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний день.
Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.
Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают)
Какие будут деревья?
^ Дети:
Высокие, крупные, большие, длинные.
Как они будут выглядеть?
Дети:
Маленькие, низкие, короткие.
Воспитатель:
Чтобы успеть нарисовать 3-4 дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев, а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.
Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.). Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.
^ В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на доску и спрашивает:
Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?
^ Дети:
На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.
Воспитатель:
Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам? Дети:
Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.
Воспитатель:
Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?
^ Дети:
Золотая осень!
Воспитатель:
Таня, (Коля, Света) повтори!
Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.
Посмотрите, какой замечательный у нас получился парк! Эти маленькие девочки и мальчики захотели прогуляться по нашему парку. Им захотелось побывать в самых красивых местах. Но парк получился большой, и они не знают, как найти эти места. Кто поможет им найти такие красивые места?
(Воспитатель раздаёт желающим детям по одной фигурке и предлагает поставить их возле того места, которое он считает самым красивым местом в осеннем парке. Рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно привлекательно, какие растут деревья, какая на них листва, что ещё интересного есть в этом месте).
После занятия воспитатель прикрепляет несколько рисунков к ширме и предоставляет детям фигурки мальчиков и девочек для игры. Добавляет картонные деревья, кусты, или дети могут сами нарисовать их на вырезанных силуэтах, а потом прикрепить на подставки. Из строительного материала можно предложить сделать ограду, скамейки (обыгрывание сюжета).
Анализ:
Дети смогли передать в рисунках главное – то содержание темы, которое было задано в начале занятия. Ребята нарисовали деревья в парке и опадающие с них листья, располагая деревья в разных местах – одни ближе, другие дальше. Почти на всех рисунках летят птичьи стаи. Также некоторые дети успели изобразить в своих рисунках лавочки, тропинки. А кто-то даже нарисовал большую лужу, которую засыпали опавшие и уже грязные листья. Кто-то на голубом фоне неба нарисовал яркое согревающее солнце, используя средство гиперболизации с целью усиления впечатления (огромное или с длинными лучами солнце). Так дети представили природу в осеннее время года, красоту золотой осени.
Непосредственно была проведена большая предварительная работа перед сюжетным рисованием, что помогло расширить и уточнить представления детей. Это поспособствовало в процессе работы вызвать чувства у детей и передать глубже свои впечатления и представления об окружающем.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы (а именно золотой осени) дети использовали в своих рисунках такие цвета: жёлтый, оранжевый, красный (и его оттенки, коричневый, зелёный и др.). Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали ясный осенний день. Большую роль сыграл заранее подготовленный фон – небо и широкая полоса земли. Но некоторым детям с помощью изображения наклона деревьев в одну сторону или летевших листьев в одном направлении (используя технический приём вертикальных мазков кисточкой) удалось передать день в ветреную погоду осени. Так дети передали климатические особенности хоть и ясного, но уже холодного осеннего дня.
Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму - деревья с шатровидной и круглой кроной. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована. Прослеживаются перспективные изменения предметов в пространстве: то, что в натуре расположено далеко – нарисовано выше, и наоборот; предметы ближних планов нарисованы более крупно, а дальних – меньших размеров. Вся композиция заполнила весь лист. Рисунки выполнены аккуратно.
По этим рисункам можно сразу определить, что время года - осень. Кругом красиво – разноцветная листва, листопад. Это золотая осень! Таким образом, воспитатель смог увидеть и убедиться в том, что дети сумели составить композицию своего сюжетного рисунка.