Рисование осеннее дерево и кусты старшая группа. Занятие по рисованию в старшей группе «Осеннее дерево. Материалы и инструменты

Способом «тычка» могут нарисовать дерево даже маленькие дети. Мастер-класс проводит Вера Парфентьева, читательница «Родной тропинки», учитель технологии, руководитель кружка художественного творчества для детей дошкольного возраста, участница нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!».

Для рисования дерева методом тычка Вам необходимы:

— краски гуашь,

— кисточки № 2, № 4,

— белая бумага для акварели А 4.

Это дерево будем рисовать сразу красками без предварительной прорисовки контура. Крона дерева будет состоять из 3-х ярусов разных размеров. Рисовать его будем следующим образом.

Пошаговое описание рисования дерева

Шаг 1:

В центре верхней части листа бумаги кисточкой № 4 желтой краской точечно нарисуем контурно в виде облачка верхний ярус кроны дерева. Кисточку при этом нужно держать вертикально. Рисовать необходимо кончиком кисточки, делая «тычки». Затем внутри контура методом «тычка» закрасим этот ярус.

Шаг 2: Отступив от первого яруса вниз ориентировочно 1 – 1,5 сантиметра, как и в первом пункте точечно прорисовываем второй ярус кроны немного большего размера, чем первый. Я говорю ориентировочно, потому что размер каждого яруса у всех будет абсолютно разный. Поэтому каждый маленький художник сориентируется в размерах относительно листа. Контур не должен быть идеально ровным и симметричным по краям относительно центра.

Шаг 3: Аналогично предыдущим пунктам внутри контура методом «тычка» закрасим второй ярус и нарисуем третий ярус. Заполним его внутри контура. Следим за тем, чтобы кисть постоянно была направлена вертикально.

Шаг 4: На все три яруса осеннего дерева нанесем точечно оранжевую краску. Наносим оранжевую краску в большей части с левой стороны в нижней части кроны, создавая более темные пятна, т.к. условно выберем освещение справа. Поэтому правая часть должна быть более светлой, чем левая.

Шаг 5: Так же методом «тычка» нарисуем под деревом траву вначале желтой краской, затем оранжевой.

Шаг 6: К источкой № 2 коричневой краской нарисуем ствол между ярусами. Причем рисовать его лучше снизу вверх, так как и растет дерево, постепенно сужая ствол к верхнему маленькому ярусу. Желательно взять краску двух оттенков: тёмную и светлее. Тогда на стволе будет выделяться фактура коры. Дорисуем веточки.

Шаг 7: Так как мы условно приняли, что свет на дерево падает справа, то жёлтой краской добавим тонкие линии по стволу справой стороны.

Хочу добавить, что с заданием справились дети разных возрастов. Некоторые выполнили рисунок осеннего дерева полностью самостоятельно. Другим я помогала сначала карандашом подрисовать контур и ствол.

Примеры детских рисунков осеннего дерева

Как нарисовать дерево: творческие задания для детей

— На какие две группы делятся породы деревьев? (Лиственные и хвойные)

— Назовите породы лиственных деревьев (Рябина, осина, тополь, липа, вяз, осень, клен, береза и другие).

— Какое дерево вы изобразили? Подумайте, можно ли изобразить хвойные деревья в этой технике?

— Попробуйте нарисовать сосну в этой технике? Как это можно сделать? ().

— Рассмотрите форму дерева. Одинаковы ли размеры кроны и ствола в верхней и нижней части? Чем они отличаются? Каким образом можно получить такой результат при рисовании дерева?

— Почему осень называют золотой?

— Прочитайте детям или выучите стихи про осень:

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далёкий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льётся,
Это время года
осенью зовется. (М. Ходякова «Осень»)

Следом за летом
Осень идет.
Жёлтые песни
Ей ветер поет,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву. (В. Степанов «Осень идет»)

Осеннее дерево можно нарисовать не только методом «тычка», но и в других техниках.Как это сделать — в пошаговых мастер-классах ниже.

Мастер-класс 2. Как нарисовать осеннее дерево акварельными красками с помощью соломинки

Из этого пошагового видео канала Art School Вы узнаете, как можно нарисовать дерево очень быстро и просто с помощью соломинки, кисточки и акварельных красок.

Мастер-класс 3. Как нарисовать осеннее дерево акварельными красками в технике «монотипия»

Мастер-класс 4. Как нарисовать осеннее дерево гуашевыми красками

Если Вам захочется нарисовать более реалистичное дерево — то для вас очень- очень подробный мастер-класс — урок рисования дерева.

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Цель . Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе; чувство восхищения ее красотой.

Развивающие задачи : развивать творческое воображение, фантазию, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Образовательные задачи : Учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, повторять названия осенних месяцев; соблюдать пропорции предметов при рисовании; формировать умение создавать сюжетные композиции.

Образовательная область : познание.

Интегрированные образовательные области : коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, здоровье.

Методы и приемы .

Методы : игровые, практические, словесные, наглядные, сюрпризный момент.

Приемы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения .

Демонстрационный материал : сюжетные картинки « Ранняя осень; картинка с изображением паутинки, игрушечный паук, образцы рисунка.

Раздаточный материал : Альбомный лист нарисованной паутиной, гуашь черная, белая, кисточка, подставка, салфетки, по две крышки от минеральной воды.

Словарная работа :

Обогащение словаря : дождь-дождик; птица-птичка; цветок-цветочек, лист-листочек; сентябрь, октябрь, ноябрь.

Активизация словаря : паучок, паутинка.

Предварительная работа : Изучение педагогом методической литературы, подбор музыкальных произведений на тему: «Осень»; подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с детьми иллюстраций об осени в городе и лесу; наблюдение его паутинки; подробное рассматривание паука - игрушки.

Структура занятия .

Организационный момент, сюрпризный момент, отправление в путешествие.

Знакомство с приметами осени.

Игры «Найди ошибку», «Скажи ласково».

Описание картинок.

Прослушивание песни «Осень».

Рисование на тему «Паучок» (нетрадиционная техника рисования).

Итог. Высказывание детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня необычно занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Попробуй отгадать в какое время года мы будем путешествовать.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает-

Когда это бывает?

Дети. Осенью.

О каком времени года стихотворение, которое я вам прочитала? - Как вы догадались, что это стихотворение об осени? - Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? - Сегодня мы поговорим с вами об осени.

Молодцы, правильно. Мы отправляемся в сказочный осенний лес. А теперь вокруг себя повернулись, дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (Звучит спокойная мелодия, шум леса.)

Мы уже знаем, что время года сейчас – осень. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь (показ иллюстрации), потом наступит октябрь (показ иллюстрации), и последний месяц осени – ноябрь (показ иллюстрации).

Давайте все вместе назовем осенние месяца

Молодцы! Сентябрь – это первый осенний месяц, ранняя осень. А вы любите играть? Сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный.

Игра «Исправь ошибки». Скажите, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно:

Ранней осенью тепло? - Правильно?

Люди загорают и купаются в сентябре? - Правильно?

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно?

Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно?

Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно?

Скажите, какое из двух предложений правильное: Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Молодцы ребята! Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. Купаться уже нельзя, потому что вода уже холодная. Люди надевают плащи, куртки, сапоги. (Рассказ сопровождается показом иллюстрации.)

Молодцы ребята! Следующая игра называется «Скажи ласково».

Туча - (тучка), лист - (листочек), солнце - (солнышко) и т.д.

Молодцы ребята посмотрите я вам картинки про осень приготовила. Кто же расскажет нам, какая она, ранняя осень. (Дети рассказывают по иллюстрации.)

Какая же красивая ранняя осень получилась у вас. Композиторы тоже восхищались этим временем года и сочинили музыку про осень. Давайте послушаем песню» Осень» и представим ее. (Прослушивание песни)

Вам понравилась эта песня? Смогли представить раннюю осень? Молодцы. А еще только ранней осенью паучки плетут много- много паутинок. Сегодня мы нарисуем паучка, но только необычным способом. А вначале разогреем наши пальчики.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены.
А за ним ходили детки. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове.
Ребята посмотрите, у вас нарисована паутинка, но чего-то не хватает. Правильно паучка. А паучка нарисуем крышкой от минеральной воды. Красим крышку черной гуашью и прикладываем к паутинке, точно по центру. Затем осторожно поднимаем остается черный круг. Крышкой чуть поменьше рисуем голову. Когда круги подсохнут, подрисовываем глаза белой гуашью, усики и 8 лап. Паучок готов. (Выполнение работ детьми)

Сегодня все молодцы, какие интересные паучки у вас получились, как интересно вы описывали раннюю осень.

Конспект занятия по рисованию нетрадиционной техникой

Тема: «Дождливая поздняя осень».

(Старшая группа)


Программное содержание:
    Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени. Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой. Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Предварительная работа:

    Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др. Рассматривание репродукций «Нахмурилась» (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке. Сбор и сушка осенних листьев, оформление гербария.
Материал и оборудование:
    Листы белой бумаги для рисования Акварельные краски, гуашь Простые карандаши Широкая кисть для смачивания бумаги Беличьи кисти №6, №2 Кусочки белой парафиновой свечи Баночки с водой, подставки для кистей, клеенка, салфетки

Ход занятия


1часть. Формирование замысла
Воспитатель предлагает детям взглянуть за окно, обращает внимание, что закончилась золотая осень. Все чаще небо заволакивают тяжелые серые тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень. Поэт М. П. Чехов так писал об этом времени: Все дождь и дождь. Повсюду лужи, На землю с крыши потоки льют. Что день, то пасмурней и хуже, И от осенней острой стужи Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы, Цветы озябли, не цветут, И на деревьях только слезы… Еще неделька – и морозы К нам грозно с севера придут.
Воспитатель обращает внимание на репродукции картин поздней осени и предлагает определить гамму красок, которую использовали художники при рисовании поздней осени (серый, коричневый, черный все темные цвета и совсем мало желтого, красного и др. ) Предлагает детям стать художниками и нарисовать красками свою позднюю осень с ненастной дождливой погодой.
Воспитатель показывает, новый прием рисования дождя: - Прежде чем начнете рисовать, я обучу вас одному простому, но очень интересному и необычному приему, которого вы еще не знаете. Я покажу как можно изобразить на бумаге дождь. Возьмем простой карандаш и на белом листе бумаги наметим косые струи дождя. Помните загадку «Долговяз в земле увяз». Не забудем отметить карандашом линию земли и нарисуем, как струи дождя льются с неба на землю.
- А теперь возьмем кусочек свечи - он у вас на столе - и проведем им, нажимая со средней силой, по карандашным линиям дождя. Воспитатель задает вопрос:
-Как же нам увидеть дождь на рисунке? Что нужно сделать? (раскрасить лист бумаги ).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно получить размытые тона для создания фона картины (прием тонирования бумаги по сырому). Воспитатель уточняет технику рисования по сырому: - Хочу напомнить вам прием тонирования по сырому. Лист бумаги слегка смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка, наносим так, чтобы границы краски соприкасались, доже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта. Воспитатель задает вопрос: -Какую гамму красок вы будете использовать при рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды? (серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю …) Воспитатель предлагает детям подумать: -Как можно изобразить с помощью отпечатывания сухими листьями голые деревья? (можно закрасить не весь засушенный лист, а нанести краску толстой кистью только вдоль его прожилок ).

Физминутка

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.


Воспитатель предлагает детям приступить к работе поэтапно:
    Набросок дождя простым карандашом и прорисовка дождя восковой свечой. Тонирование бумаги по сырому, используя темную гамму красок. Отпечатывание сухими листьями деревьев.
(Вовремя, самостоятельной работы детей, включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»).

3часть Анализ детских работ.

    Дети рассматривают работы. Дают названия своим картинам. Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована. Рассказывают, какими способами рисовали. Какими материалами пользовались Какое настроение вызывают рисунки детей.
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.
Мелкий, дремотный, без меры, Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит.. Жнивы, деревья и стены В мокрых сетях полутьмы Словно бы ждут перемены Чистой, веселой зимы!
- Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяет в нас радость скорого прихода долгожданной зимы. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.

Мастер – класс по рисованию для детей 5-6 лет: «Разноцветная осень».

Автор: Матвеева Алла Валериевна, воспитатель МБДОУ д/с к/в №18 п.Развилка Ленинского района Московской области.
Описание: Мастер-класс по рисованию на тему: «Разноцветная осень» для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью. Данная работа является интересным материалом для педагогов ДОУ и родителей при обучении детей творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования.
Назначение работы: композиция «Разноцветная осень» станет прекрасным оформлением уголка МБДОУ «Наш вернисаж», участником выставки «Осенний калейдоскоп», украшением раздевальной комнаты группы.
Цель: обучение детей созданию композиции «Разноцветная осень» с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью.
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой: «тычок» жесткой полусухой кистью. Учить располагать изображение по всему листу бумаги. Развивать мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетический вкус, чувство цвета и композиции. Закреплять приемы работы кистью: всем ворсом и концом кисти. Совершенствовать умение тонировать лист бумаги, используя технику: рисование «по сырому». Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Описание нетрадиционных техник рисования, использованных при выполнении данной работы:
- рисование «по сырому» - техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу;
- «тычок» жесткой полусухой кистью – кисть с жесткой щетиной опускаем в гуашь и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Осень – красивое время года . Оно всегда воспевалось поэтами и вдохновляло художников на самые прекрасные картины.
Как прекрасна осень
В пестром сарафане,
В чистом небе просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой березка
Золотою свечкой.
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Т.А. Шорыгина.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет создать осеннюю композицию на тему: «Разноцветная осень».
Для работы нам понадобится материал:
1. Бумага для акварели (формата А4)
2. Простой карандаш.
3. Клеенка для рисования.
4. Акварельные краски.
5. Гуашевые краски.
6. Кисти ворсовые №5, №3.
7. Кисть плоская с жесткой щетиной №12.
8. Стакан – непроливайка.
Предварительная работа с детьми: беседы об осени, рассматривание иллюстраций, картин, разучивание стихотворений, чтение произведений, загадывание загадок, рисование деревьев, проведение НОД по теме: «Осень».

Последовательность выполнения:

Подготовим весь необходимый материал для работы


Простым карандашом проведем линию горизонта (разделим лист бумаги на две части: небо и землю).


Ворсовой кистью (№5) затонируем лист бумаги акварельными красками синим и коричневым цветом, используя технику - рисование «по сырому».




Фон готов (см. примечание).


Далее работу продолжаем гуашевыми красками.
Белым цветом рисуем стволы берез, начиная концом кисти и постепенно нажимая на весь ворс.



Коричневым цветом рисуем стволы кленов, используя тот же прием рисования.



Концом кисти коричневым цветом рисуем кусты.



Работу продолжаем, используя технику «тычок» жесткой полусухой кистью
Желтым цветом обозначаем контуры крон берез.



Закрашиваем кроны желтым цветом.



Добавляем в середины немного зеленых пятен.


Красным цветом обозначаем контур крон кленов.



Закрашиваем кроны красным цветом



Добавляем пятна оранжевого и желтого цвета.



Оранжевым и красным цветом рисуем листву на кустах.

Продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе.

Совершенствовать умение рисовать акварельными красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге.

Развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка.

Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии.

Материал: листья, кисти, акварельные краски, бумага, посуда для мытья кистей, салфетки.

Ход занятия по рисованию в старшей группе

Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви.

(Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель)

Воспитатель:

Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.

А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?

Посмотрите, дети, у каждого на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Я вам предлагаю в память о красивой осени, ее красоте, нарисовать «осенний ковер». Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний ковер.

Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я. Давайте я вам покажу, как я это сделала. Выбираем три различных по форме листочки, теперь положим их на подставочку. Возьмем кисточку, обмакнем ее в желтую краску и покроем им обратную поверхность осеннего листочка (на обороте жилки четкие и рельефнее). Теперь возьмем осторожно тот листочек окрашенным боком на свой ​​лист бумаги. Сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз. Поднимем салфетку и посмотрим, что там у нас получилось. Настоящее чудо: листок как будто оставил нам на память свое фото - желтый отпечаток, точная копия его самого.

Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - красный, оранжевый, коричневый и продолжим печатать на своем листе бумаги создавая красивую композицию. Работать будем аккуратно, чтобы работа приносила удовольствие вам или тому, кому захотите ее подарить. А сейчас каждый садится на свое место.

Воспитатель:

А перед тем, как вы начнете работать, мы проведем разминку для пальчиков :

Вместе сделаем так:

Упражнение «Бабочки».

Воспитатель:

Вы размяли пальчики, а теперь давайте работать.

(Работа детей)

Какие замечательные рисунки у нас с вами вышли. А давайте на коврике выложим большой осенний ковер из наших маленьких ковриков.

Воспитатель:

Очень красивый у вас получился ковер, молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что вы листочки. Все вы осенние листочки, разноцветные и очень красивые. Но легкий прохладный ветерок сорвал вас с веточек деревьев и закружил в танце осеннего листопада. Вы поднимаетесь все выше и выше, ваши движения легкие, вам очень хорошо, спокойно... А сейчас вы падаете на землю, укрываете ее теплым покрывалом что будет согревать всю зиму...

Открывайте глаза вы прекрасно отдохнули.