Развитие литературы в 1920 1930 годы. Литература периода Великой Отечественной войны

Литературный процесс 1920-1950-х годов был искажен активной
регламентирующей политикой идеологизированного государства,
пытавшего управлять литературой. Декретом о печати 9 ноября
1917 года была отменена свобода слова, Резолюцией ЦК РКП(б)
«О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года отрицалась возможность
независимости творческой организации от государства, в
Постановлении ЦК ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы» 1925 года литература рассматривалась как участок партийной работы и должна была
отражать идеологию компартии. Унификация литературного процесса к
середине 1930 годов была закреплена проведением Первого съезда
советских писателей и декларацией метода социалистического
реализма как единственного творческого метода. Государственная
диктаторская политика проявила себя в репрессиях 1920-1940 годов
и трагических личных судьбах многих писателей. В середине 1950
годов Второй съезд Союза советских писателей пришел к отказу от
единого канона нормативной эстетики соцреализма. С конца 1950-
годов начался процесс возникновения различных литературных
течений.

Философские и социологические теории, повлиявшие на
литературный процесс, отличаются полярной направленностью.
Марксистско-ленинская философия была положена в основу
государственной идеологии советского человека. Она базировалась
на материализме, духовном нигилизме, классовой борьбе,
служении революционному долгу. Главной целью ее была
социальная переделка жизни. Путь построения новой, духовно
обновленной России предлагали философы, вынужденно
оказавшиеся в эмиграции, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков. Вслед за В.
В. Розановым, П. А. Флоренским, они развивали идеи православия,
русской религиозной мысли, славянофильские традиции и путь
России связывали с развитием духовно-
нравственных основ жизни.

Главной темой литературы 1920-1950-х годов, прежде всего в крупных эпических формах романа и поэмы, стало осмысление последствий грандиозной переделки мира и человека. В эпоху литературного нигилизма и антитрадиционализма классики ХХ века в прозе, поэзии, драматургии плодотворно развивали традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Поединок литературы и классовой диктатуры завершился победой литературы, создавшей в тоталитарный период эпохальные, итоговые произведения ХХ века.

Поэзия С. А. Есенина (1895-1925)

Лирика . Периодизация, поэтические сборники, основные мотивы,
жанровый состав. Эстетизация крестьянской культуры деревенской
Руси, воспроизведение глубинных архетипов русской души в
философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» и лирике 1910
годов («Я пастух, мои палаты...», «О красном вечере задумалась
дорога...», «Душа грустит о небесах...» и др.). Фольклорно-
мифологические и религиозно-философские основы творчества
Есенина. Концепция поэтического образа в статьях С. Есенина «Ключи
Марии», «Быт и искусство». Есенин и имажинизм. Декларация
имажинистов. Общее и различное в эстетике С. Есенина и
теоретиков имажинизма.

Трагедия разрушения «избяного космоса»: разлад человека и
природы, осознание гибели деревни и собственной гибели,
осуждение социального насилия в лирике конца 1910 - начала 1920
годов («Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Я последний поэт
деревни...», «Мир таинственный, мир мой древний...», «Песнь о
хлебе» и др.). Философские мотивы в лирике Есенина 1920-х годов: поиски гармонии с миром, размышления о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия и его вечных ценностях («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...»; «Цветы мне говорят - прощай...», «Несказанное, синее, нежное...» и др.). Патриотическая лирика: «Гой ты Русь, моя родная...», «Русь», «Запели тесаные дроги...»,«Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Любовная лирика: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой...», «Персидские мотивы».

Поэмы . Концепция национального характера, осмысление исторической судьбы России в поэмах «Пугачев», «Страна негодяев», «Анна Снегина». Пушкинские традиции в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек». Мотивы покаяния, жажда духовного очищения, преодоления двойничества.

Научная и учебная литература:

  1. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 1. Гл. 7. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 242-294.
  2. Куняев, С. Ю., Куняев, С. С. Сергей Есенин. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 595 с.
  3. Шубникова-Гусева, Н. И. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н. И. Шубникова-Гусева. – СПб.: Росток, 2008. – 479 с.
  4. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Чёрного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.: Наследие, 2001. – 687 с.
  5. Занковская, Л. В. «Большое видится на расстояньи…» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак / Л. В. Занковская. – М., 2005. – 292 с.
  6. Пяткин, С. Н. Пушкинская традиция в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» // Русская литература. – 2007. - № 2. – С. 157-173.
  7. Коптев, Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии С. Есенина // Русская речь. – 2012. - № 4. – С. 32-36.

После 1917 г. литературный процесс развивайся по трем противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям.

Первую ветвь русской литературы XX в. составила советская литература - та, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила выход к читателю. С одной стороны, она показала выдающиеся эстетические явления, принципиально новые художественные формы, с другой - данная ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и па место человека в нем, что нарушало законы живой литературы, вот почему этап с 1917 г. по начало 1930-х гг. характеризуется борьбой двух противоположных тенденций. Во-первых, это тенденция многовариантного литературного развития, а отсюда - обилие в России в 1920-е гг. группировок, литературных объединений, салонов, групп, федераций как организационного выражения множественности различных эстетических ориентации. Во-вторых, стремление власти, выраженное в культурной политике партии привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Все партийно-государственные решения, посвященные литературе: резолюция ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", принятая в декабре 1920 г., постановления от 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы" и от 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - были направлены на выполнение именно этой задачи. Советская власть стремилась культивировать одну линию в литературе, представленную эстетикой социалистического реализма, как она была обозначена в 1934 г., и не допускать эстетических альтернатив.

Вторая ветвь литературы рассматриваемого периода - литература диаспоры, русского рассеяния. В начале 1920-х гг. Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее национальной трагедией. Это была эмиграция в другие страны миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали - в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде - выдающиеся художественные явления.

Третью ветвь составила "потаенная" литература, созданная художниками, которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 1980-х гг., когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое советское десятилетие богато рукописями, отложенными в стол, отвергнутыми издательствами. Так было с романами А. Платонова "Чевенгур" и "Котлован" в 1930-е гг., с поэмой А. Т. Твардовского "По праву памяти" в 1960-е, повестью "Собачье сердце" М. А. Булгакова в 1920-е. Бывало, что произведение заучивалось наизусть автором и его сподвижниками, как "Реквием" А. А. Ахматовой или поэма "Дороженька" А. И. Солженицына.

Формы литературной жизни в СССР

Полифония литературной жизни в 1920-е гг. на организационном уровне нашла выражение во множественности группировок. Среди них были группы, оставившие заметный след в истории литературы ("Серапионовы братья", "Перевал", ЛЕФ, РАПП), но были и однодневки, появившиеся, чтобы выкрикнуть свои манифесты и исчезнуть, например группа "ничевоков" ("Группа - три трупа" - иронизировал по этому поводу И. И. Маяковский). Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе Петрограда и Москвы в первые послереволюционные годы - время, которое сами современники в шутку назвали "кафейным периодом". В Политехническом музее устраивались публичные диспуты. Литература становилась своего рода реальностью, подлинной действительностью, а не бледным ее отражением, поэтому-то столь бескомпромиссно протекали споры о литературе: они были спорами о живой жизни, ее перспективах.

"Мы верим, - писал Лев Луни, теоретик группировки "Серапионовы братья", - что литературные химеры - особая реальность <...> Искусство реально, как сама жизнь. И. как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать".

"Серапионовы братья". Этот кружок сложился в феврале 1921 г. в Петроградском доме искусств. В него вошли Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Лев Лунц, Николай Никитин, Константин Федин, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к "серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. Собираясь в комнате М. Л. Слонимского каждую субботу, "серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. Противоположные "серапионам" по эстетике и литературной тактике группировки настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Самой мощной литературной группировкой данного типа в 1920-е гг. была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

литература советская послереволюционная

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выборгский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Особенности развития литературы в 1920-1940-е годы

Выполнил курсант 61 группы

Шибков Максим

Выборг 2014 г.

Введение

Литература первых послереволюционных лет

Советская литература 1930-х годов

Литература периода Великой Отечественной войны

Развитие литературы в послевоенные годы

Заключение

Список литературы

Введение

1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.

С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.

С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.

Литература первых послереволюционных лет

В постреволюционной России существовало и действовало огромное количество различных групп и ассоциаций деятелей культуры. В начале 20-х годов насчитывалось около тридцати объединений в области литературы. Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества.

Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др.

Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.

Поэты группы «Кузница» широко использовали поэтику символистов и церковно-славянскую лексику.

Однако не все писатели входили в какие то ни было объединения, и реальный литературный процесс был богаче, шире и разнообразнее, чем это определялось рамками литературных группировок.

В первые годы после революции сформировалась линия революционного художественного авангарда. Всех объединяла идея революционного преображения действительности. Был образован Пролеткульт - культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата.

После Октябрьской революции в 1918 г. А.Блок создал свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

В 20-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла сатира. В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. Основные тенденции у всех авторов были едины - разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов; высмеивание бюрократического крючкотворства и т.д.

Сатира была излюбленным жанром В.Маяковского. Через этот жанр он критиковал чиновников и мещанинов: стихотворения «О дряни»(1921), «Прозаседавшиеся»(1922). Своеобразным итогом работы Маяковского в области сатиры стали комедии «Клоп» и «Баня».

Очень значимым в эти годы было творчество С.Есенина. В 1925 г. Вышел сборник «Русь советская» - своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая». Также в этом же году была написана поэма «Анна Снегина».

В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота».

Советская литература 1930-х годов

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

литература советская послереволюционная

Литература периода Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии литературы. Так же как и после революции, в годы Великой Отечественной войны невозможно было писать ни о чем ином, кроме того, что происходило в жизни страны. Основной пафос всего советского искусства времен Великой Отечественной войны - героизм народной освободительной войны и ненависть к захватчикам. Война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. Вновь зазвучали голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Пришвина.

В начале войны основной идеей художественных произведений была ненависть к врагу, затем была поднята проблема гуманизма (М.Пришвин «Повесть нашего времени»).

Ближе к концу войны и в первые послевоенные годы стали появляться произведения, в которых предпринималась попытка осмыслить подвиг народа («Слово о России» М.Исаковского, «Рубежи радости» А.Суркова). Трагедия семьи в войне стала содержанием до сих пор недооцененной поэмы А.Твардовского «Дом у дороги» и рассказа А.Платонова «Возвращение», подвергнутого жестокой и несправедливой критике сразу после его публикации в 1946 году.

Развитие литературы в послевоенные годы

Период конца 1940-х - начала 1950-х годов стал временем борьбы с инакомыслием, что значительно обедняло культурную жизнь страны. Последовал целый ряд идеологических партийных постановлений.

Значимым явлением литературы советского времени стало активное развитие литературного творчества народов СССР. Так, влияние на развитие литературы того времени оказало творчество татарского поэта Мусы Джалиля.

Наиболее значимым жанром советской прозы был жанр романа, традиционный для русской литературы. В соответствии с установками соцреализма главное внимание уделялось социальным истокам действительности. Поэтому решающим фактором в жизни человека в изображении советских романистов стал общественный труд.

В 1930-е годы в литературе обострился интерес к истории, увеличилось количество исторических романов и повестей. Движущей силой истории считалась классовая борьба, а вся история человечества рассматривалась как смена общественно-экономических формаций. Героем исторических романов этого времени был народ как единое целое, народ - творец истории.

Проза и поэзия

Ведущими жанрами эпоса в военное время стали очерк, рассказ, т.е. малые эпические формы. Важное значение приобрела публицистическая литература.

Развитие поэзии в 1920-1940-е годы подчинялось тем же законам, что и развитие всей литературы в целом. В первые послевоенные годы сохранялась полифония Серебрянного века, т.е. господство лирических форм. Очень сильны были тенденции пролетарского искусства (группа Кузница). В 1919 году с изложением принципов имажинизма выступили С.А.Есенин, Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др. Они утверждали, что противостояние искусства и государства неизбежно. Близок по духу многим российским поэтам, особенно поэтам-эмигрантам, в частности Марине Цветаевой, был один из крупнейших австрийских поэтов Райнер Мария Рильке (1875-1926).

В 30-е годы многообразные группировки были упразднены, и в поэзии стала преобладающей эстетика социалистического реализма.

В годы войны бурно развивалась лирика. Необычайно популярны были стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»), А.А.Суркова («Землянка»), А.А. Ахматовой («Мужество»). Очень характерной для того времени является судьба поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Он вместе с Н.Гумилевым, С.Городецким, В.Нарбутом и другими входил в объединение «Цех Поэтов» - школу акмеистов. О.Э. Мандельштам - поэт эволюционного типа. Для раннего творчества поэта характерно стремление к ясности, четкости, гармоничности выражения. Исследователи называют поэтику Мандельштама ассоциативной. Образы, слова вызывают ассоциации, которые помогают понять смысл стихотворения. Главная особенность его поэзии - ее самобытность, новаторство, открытие новых возможностей поэтического языка.

Драматургия и киноискусство

В начале 1920-х годов драматургия как таковая почти не развивалась. На сценах театров ставились классические пьесы. Советские пьесы начали создаваться лишь со второй половины 1920-х годов.

В 1930-е годы в развитии драматургии, как и всего советского искусства, преобладала тяга к монументальности.

Очень важной для культурной ситуации периода Великой Отечественной войны оказалась именно драма. В первые месяцы войны появилось несколько пьес, посвященных военной проблематику («Война» В.Ставского, «Навстречу» К.Тернева и др.). В 1942-1943 годах появились лучшие произведения того времени - «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, которые оказали влияние не только на культурную, но и общественную ситуацию.

Развитие киноискусства определило появление и развитие не существовавшего ранее вида литературно-кинематографического творчества - кинодраматургии. Она создает, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты (или перерабатывает ранее созданные) в соответствии с задачами их экранного воплощения. Крупнейшим советским кинодраматургом и теоретиком был Н.А.Зархи, который добился сочетания литературной традиции и экранных возможностей.

Заключение

Период 1920-х - 1940-х годов был тяжелым для развития литературы. Жесткая цензура, «железный занавес», однообразность - все это отразилось на развитии не только советской литературы, но и советского искусства в целом. Из-за проводимой политики в стране многие писатели несколько лет молчали, многие были репрессированы. Эти годы принесли такие литературные направления как акмеизм, имажинизм, социалистический реализм. Также, благодаря поэтам-фронтовикам и прозаикам, мы узнаем истинный дух русского народа, его единство в борьбе с общим врагом - немецко-фашистскими захватчиками.

Список литературы

1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 656 с.

2. http://античный-мир.рф/fo/pisateli/10_y/ind.php?id=975

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественная литература периода тоталитаризма. Великая Отечественная война в истории отечественной литературы. Советская литература в период "оттепели" и "застоя". Отечественная литература и "перестройка". Ослабление цензуры, реабилитация диссидентов.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2015

    Литература периода Великой Отечественной войны, условия ее развития. Основные принципы военной прозы. Положение литературы в послевоенное время. Поэзия как ведущий жанр литературы. Эпические приемы создания образа. Сюжетно-повествовательная поэма.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. Стихотворная публицистика, как наиболее развитая и широко распространенная разновидность литературной работы в период военных действий.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Исследование проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны. Решение о перебазировании научных учреждений на восток. Война через страницы писателей. Мужество и любовь в сердце солдата. Тема любви в песенном творчестве.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Американская художественная литература о женщинах в период Гражданской войны в США. Повседневная жизнь солдат и мирного населения в условиях Гражданской войны в США в отражении художественной литературы. Медицина эпохи Гражданской войны в Америке.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский индустриально-строительный техникум»

Методическая разработка урока литературы

для дистанционного обучения

по теме

«Особенности литературного процесса 1920 годов».



Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы

Мартынова Ирина Николаевна

Армавир, 2018

«Особенности литературного процесса 1920 годов».

Задачи:

Составить общую характеристику литературного процесса в России 20-хгодов;

Отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков

поэтического языка новой эпохи;

Развивать навыки конспектирования;

Развивать мыслительно-речевую деятельность, умения анализировать, сравнивать,

логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока : лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

2.Проверка домашнего задания.

«Жизнь и творческий путь М.Горького. Проблематика ранних рассказов М.Горького».

Работа в группах.

1.Расскажите о детских и юношеских годах Алексея Максимовича Горького.

(Родился 16 марта 1868 г. В Нижнем Новгороде в семье столяра. Отец умер рано, мать вынуждена было вернуться в дом своего отца. Детство прошло в доме деда Каширина Василия Васильевича, который его начал обучать церковной грамоте. Будущий писатель рос в атмосфере взаимной вражды всех со всеми. Большое влияние на формирование личности Горького оказала его бабушка, позже повар парохода, на котором работал юнгой Горький. Именно он привил интерес к книгам. В11 лет дед отдал Алексея в «люди». Скитаясь по стране Горький жил среди босяков в ночлежке, работал разнорабочим. С 1889 по октябрь 1892 гг. Горький пешком прошел от Астрахани до Бессарабии (Молдавия), от Крыма до Кавказа. Впечатления нашли свое отражение в ранних рассказах «Макар Чудра».В цикле рассказов « по Руси» Горький выразил свое отношение к миру).

1. В чем заключается новаторство ранних произведений Горького?

(М.Горький одним из первых соединил в ранних рассказах черты романтизма и реализма. Это явилось новым шагом в развитии русской литературы)

2.В каком году увидело свет первое романическое произведение Горького? Назовите основную идею этого произведения.

1.Какой из ранних романтических рассказов М. Горького поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей?

(Рассказ «Старуха Изергиль», опубликованный в 1895 г).

2. Какие важнейшие вопросы затронуты автором произведения в рассказе?

(Легенды о Ларре и Данко раскрывают смысл человеческой жизни. Данко олицетворяет добро, Ларра – зло. В образе Данко М. Горький выразил свою мечту о человеке, который тесно связан с народом и способен возглавить его на борьбу за свободу и счастье).

3.Что является главным в характере человека, за что его можно уважать?

(Главное значение имеет отношение человека к людям).

1. Почему тема «босяков» заняла особое место в творчестве писателя?

(Образы «босяков» в произведениях «Дед Архип и Ленька», «Бывшие люди», «Челкаш» «Коновалов» вызвали полемику в обществе.

Во время голода 1891 – 1892 крестьяне покидали деревни и отправлялись на заработки. В силу определенных обстоятельств они становились жертвами социальной несправедливости. Для писателя эти герои были носителями протеста против буржуазного строя, против унижения, лжи и несправедливости. Тема «босяков» была продолжена в пьесе «На дне».).

1.Как судьба Горького связана со статьей «Несвоевременные мысли»?

(Ленин наложил на неё арест и долгие годы она не была известна читателям. В статье отражены моменты обострения противоречий во взглядах писателя: о смысле русской революции, о роли интеллигенции в ней. Подмена и вытеснение культуры политикой стала трагедией для писателя).

1. В каком году вернулся Горький в СССР? Как прошли его последние годы жизни.

(Вернулся в СССР в 1931 году. Последние годы прошли под контролем государственных органов, поэтому о них известно мало).

2.2. Выставление оценок за домашнее задание. Подведение итога беседы с учащимися по творчеству писателя.

Слово преподавателя .

Алексей Максимович Горький внес огромный клад в развитие русской культуры. Многие писатели 20 века считали его своим учителем и наставником. Он прошел трудный жизненный путь, в жизни видел много горя, но сумел сохранить в себе высокие нравственные качества, сумел остаться человеком с большой буквы, стать замечательным писателем.

4.Погружение в тему урока.

Слово преподавателя.

Русская литература 20-х годов по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Долгое время читатели не представляли всей полноты картины того времени, так как целый ряд художественных произведений, не отвечавших официальным требованиям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, был изъято из литературного процесса.

4.1. Совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся в процессе обучения. Лекция «Особенности литературного процесса 1920 годов».

Слово преподавателя . В ходе лекции вам необходимо составить план –конспект.

План лекции

1. Общая характеристика литературного процесса.

2. Литературные группировки. «ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», «РАПП», «Серапионовы братья» и др.

3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

4. Расцвет русской драматургии.

5. Время поиска и эксперимента в литературе.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность

6. Развитие жанра русской сатиры в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

4.1.1.Особенности литературного процесса 1920 годов.

Долгие годы образ Октября 1917 года, который определял характер освещения литературного процесса в 1920-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Образы, создаваемые поэтами и писателями, были героическими, односторонне политизированными в честь павших за революцию и Гражданскую войну: рассказы о Ленине, о штурме Зимнего дворца, о героях Гражданской войны («Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А.Фадеева и др. Забыть эти события было невозможно.

Сейчас читатель знает, что помимо революции –«праздника трудящихся» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя» и страшные поэтические видения кровожадной Смуты.

Н.Клюев так охарактеризовал это трудное время в стихотворении «Пулемет»

Пулемет… окончание – мед…

Видно, сладостен он для охочих

Пробуравить свинцом народ-

Непомерные, звездные очи…

Начинается новый подход к трагической эпохе революции, Гражданской войны, 1920-м годам и литературному процессу этого периода. Это весьма противоречивый процесс взаимоотталкивания и притягивания людей, сотворения ими Родины.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и «эмигрантскую литературу (литературу русского зарубежья).

С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, Владислав Ходасевич и сразу затем Георгий Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются Иван Шмелев, Борис Зайцев, Михаил Осорг и н, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, но в 1922 «августовский культурный погром «стал сигналом начала массового гонения на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль».

В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: Максимилиан Волошин до 1932 г., Михаил Кузмин до 1936, Осип Мандельштам до 1938, Борис Пастернак до 1960, Анна Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей.

Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Юрий Тын я нов, Константин В а гинов, и др .

Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышалась в произведениях многих авторов.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране и в творчестве.

4.1.1. Закрепление первого блока темы в форме обобщения.

Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературе 1920-х годов?

-

4.1.2. Литературные группировки. ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», РАПП, «Серапионовы братья» и др.

В это сложное время по всей стране создавались различные литературные группы. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп?

Руководство правящей партии пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: «ЛЕФ» (Левый фронт искусства), «Перевал», «Конструктивизм или ЛЦК», «ОБЭРИУ» (Объединение реального искусства), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Серапионовы братья).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

Литературная группа «ЛЕФ» (Левый фронт искусства):

Возникла в 1922 г.;

Просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

Состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

- выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

- (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, .

Литературная группа «Перевал»:

Являлась марксистской литературной группой;

Возникла в Москве в 1923-1924 гг.;

Активно развивалась в 1926-1927 гг.;

Имела издательскую базу в виде журнала «Красная новь» и сборников «Перевал», которые выходили до 1929 г.;

В качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

В гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

Группа имела следующую литературную платформу:

Отстаивание свободы писателей от навязываемого им «социального заказа»;

Литературная группа «ЛЦК» или литературный центр конструктивистов»:

Возникла в 1924 г. на почве литературного направления -конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

В группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

имела следующую литературную позицию:
- целесообразность, рациональность, экономичность творчества;

Лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

Литературная группа «ОБЭРИУ» или Объединение реального искусства:

Являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

- была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

Преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;

- в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

«Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП) - самая мощная литературная организация:

Официально оформилась в январе 1925 года;

Входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.;

Печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал «На литературном посту», который сменил осужденный журнал «На посту»;

- ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения : объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения;

Ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию;

- «РАПП» эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины.

«Серапионовы братья»

Об ъединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из немецкого романтика « . Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

Теоретическая платформа: объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало своё безразличие к политичности автора, главное для них было качество произведения («И нам всё равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско».

Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др.

4.1.2. Подведение итогов второго блока темы. Обобщение.

По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

4.1.3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов этого периода создал новый подход к осмыслению многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.

Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции . Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Новокрестьянская поэзия.

Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.

В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры . Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.

Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество . Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.

Пролетарская поэзия.

Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев , В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы».

Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира . Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы» . Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов. В поэзии прокультовские настроения выражала группа «Кузница», созданная в 1920 г.

Основные жанры – гимн, марш.

В.Кириллов «Мы».

Мы, несметные. Грозные Легионы
Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.

Романтическая поэзия .

Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).

Н. Тихонов (1896-1979) возродил жанр баллады. Восемнадцатилетним он оказался в окопах Первой мировой войны. Демобилизовавшись, отправился на фронт вновь – уже в рядах Красной армии. Тихонову принесли известность стихи, составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно в этих ранних стихотворениях слышались отголоски библейских легенд, книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»

Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

Культурологическая поэзия .

Культурологическая поэзия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.

Поэзия с философской ориентацией.

Поэзия с философской ориентацией (Заболоцкий, Хлебников) провозгласили себя не только творцами нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и её предметов. Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.

Их творчеству свойственны гротеск, абсурд:

А бедный конь руками машет,

То вытягивается, как налим,

То снова восемь ног сверкают

В его блестящем животе

(Н. Заболоцкий, «Движение»).

Имажинизм.

Имажинизм (1918-1927) - в русской , представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании . Основное выразительное средство имажинистов - , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен , мотивы.

Печатный орган – «Советская страна».

Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.

4.1.3. Подведение итогов третьего блока темы. Обобщение.

Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов?

4.1.4. Расцвет русской драматургии.

После Октябрьской революции и последовавшего за ним установления государственного контроля над театрами возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии. Однако из самых ранних пьес, пожалуй, можно сегодня назвать лишь одну - Мистерия-Буфф В.Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных "агитках", терявших свою актуальность в течение короткого периода.

Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу, формировалась в течение 1920-х . В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина (« Виринея» ), А.Серафимович (« Марьяна» , авторская инсценировка романа « Железный поток» ), Л.Леонов (« Барсуки» ), К.Тренев (« Любовь Яровая» ), Б.Лавренев (« Разлом» ), В.Иванов (« Бронепоезд 14-69» ), В.Билль-Белоцерковский (« Шторм» ), Д.Фурманов (« Мятеж» ) и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.

Начал складываться жанр советской сатирической комедии, на первом этапе своего существования связанный с обличением НЭПа: « Клоп» и « Баня» В.Маяковского, « Воздушный пирог» и « Конец Криворыльска» Б.Ромашова, « Выстрел» А.Безыменского, « Мандат» и « Самоубийца» Н.Эрдмана.

Новый этап развития советской драматургии (как и остальных жанров литературы) был определен I съездом Союза писателей (1934), провозгласившим основным творческим методом искусства метод социалистического реализма.

4.1.4 . Подведение итогов четвертого блока темы. Обобщение.

Какие темы нашли отражение в драматургии 1920-х годов?

Какой метод был определяющим в советской драматургии?

4.1.5. Время поиска и эксперимента в литературе.

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны.

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы постреволюционного времени. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи . Гражданские войны принято называть братоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.

Это осознание прозвучало уже у Б. Пильняка «Голый год», М. Шолохова «Донские рассказы», А. Малышкина «Падение Дайра» И. Бабеля «Конармия», А. Веселого «Россия, кровью умытая». И сколько бы критики и исследователи ни искали в них оптимистического начала, книги, прежде всего, трагичны по описываемым в них событиям и судьбам людей.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия».

После Октябрьской революции Россию покинуло от полутора до двух миллионов человек. Они составили русскую эмиграцию за границей, которая являлась уникальным сообществом. Часть известных писателей также эмигрировала: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. Т. Аверченко и многие другие.

В среде русской эмиграции культурное развитие было иным, чем в советской России: были перенесены элементы культуры Серебряного века, которые соединились с нарочитой «русскостью». Начала формироваться так называемая литература русского зарубежья.

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называют его «королем смеха», и определение это абсолютно справедливо. Аверченко по праву входит в когорту признанных классиков отечественной юмористики первой трети двадцатого века. Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала «Сатирикон» Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного . Творческая установка Аверченко и «Сатирикона» в целом заключалась в выявлении и осмеянии общественных пороков, в отделении подлинной культуры от разного рода подделок под нее . В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

Несомненно, ведущее место в «сатириконском» направлении занимает творчество Тэффи, с именем которой связано выделение «русской» линии юмора.

Рассказы «Ностальгия» и «Маркита» относятся к эмигрантскому периоду жизни писательницы и написаны в 20-е годы во Франции, когда «русское беженство» вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и искать лучшей доли. Тэффи и сама прошла через все «прелести» эмигрантской жизни и знала о ней практически все. Подобно другим русским художникам, покинувшим родину после Октябрьской революции, она стала своеобразным летописцем жизни русских в изгнании . Сохранилась проблематика ее произведений, все так же заставлявших читателя взглянуть на себя как бы со стороны и увидеть свои пороки, но изменился общий взгляд на человека, став более мягким и понимающим. Тэффи сочувствовала товарищам по несчастью, хотя никогда не стремилась к их идеализации. Она не скрывала ни глупости, ни ограниченности своих персонажей, ни их нежелание почувствовать себя частью большого мира. Но, с другой стороны, в ее рассказах добавилось грусти, какой-то мягкости и понимания человеческих слабостей.

5.1. Подведение итогов пятого блока темы. Обобщение.

Что означает термин « Русская эмигрантская сатира»?

6. Развитие русской сатиры.

Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению. Тем не менее, в сатире начала двадцатого века прослеживается взаимодействие всех перечисленных школ.

В 1920-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира . В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Число выходивших тогда сатирических журналов достигало нескольких сотен. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. «Язык улицы» хлынул в изящную словесность. Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи.

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

М. Зощенко Рассказы

А. Платонов «Город Градов»

М. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

Основные тенденции развития сатиры в 1920 г. у всех были едины: разоблачение того, что не должно существовать новом обществе, созданном для людей, высмеивающих бюрократическое крючкотворчество.

6. Подведение итогов шестого блока темы. Обобщение.

Назовите основные тенденции развития сатиры 1920-х годов?

7. Рефлексия

Возвращаемся к вопросам, заданиям, анализируем свою работу.

8. Подведение итогов урока.

Вопросы и задания по теме урока

«Особенности развития литературы 1920-х годов».

1.Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературном процессе 1920-х годов.

2. По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

3. Сколько насчитывалось объединений и ассоциаций в области литературы в постреволюционный период России. Назовите методы и формы этих групп, их представителей.

4. Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов. В творчестве каких поэтов она прозвучала?

5. Расскажите о новых литературных направлениях в поэзии в 1920-е годы, их представителях. Каких позиций придерживались авторы в произведениях?

6. Какие темы нашли отражение в литературе постреволюционного периода?

Аргументируйте свой ответ.

7. Объясните термин « литература русского зарубежья» 20-х годов. Расскажите о её направленности и ярких представителей.

8. Назовите основные тенденции развития сатиры в 1920-х г.

10.Задание на самостоятельную подготовку домашнего задания .

2. Составить таблицу «Хронология жизни и творчества В.В.Маяковского – базовый уровень

3.Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос «Как события жизни В. Маяковского соотносятся с событиями, происходившими в стране?» - продвинутый уровень.

Учебник «Литература», ч. 2, автор Г.А.Обернихина, стр. 139-144