Разряды союзов по функции. Зачем нужны союзы

Союзы оформляют два типа синтаксических связей - сочинительный и подчинительный, в зависимости от чего делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы поєднуть между собой однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. По характеру выражения смысловых отношений между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения союзы сурядності делятся на соединительные, противительные и разделительные.

1. Связующие /, и, да (в значении и), ни... ни, ни... ни: Песнями щедро перемытая, ушла в воспоминание снігоожать, и перестоялося лето, и тени усталостью лежат (Л. Талалай); Шануймося, друзья, на длинном возраста и щедрыми будем мы всегда в любви, пусть дети улыбаются нам в сповитку, летая в снах на рассвете (Г. Ткач).

2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато, однако: Любовь к народу - это служение народу, а не идея служения (А. Довженко); "Ложью, - говорят люди, - мир пройдешь, да назад не вернешься" (Г. Квитка-Основьяненко).

3. Разделительные или, или, или... или, ли... , то ... то, хоть... хотя, не то... не то, то ли ... то: Вот стелющиеся ветвистые, как скатерть зеленые левады. Кое-где по желто-зеленой скатерти разбросаны темно-зеленые кусты ивняка, то кругленькие, как будто м ячики, то островерхие, будто топольку (И. Нечуй-Левицкий); Мой сыночек разбойник: то ли кот, то ли собака - он ничего не боится - лезет драться (О. Олесь).

Подчинительные союзы соединяют подрядной части складнопідрядного предложения с главной, а значению они делятся на:

а) з"ясувальні (что, чтобы, ли, как, словно, будто, как будто): Разве не видите, что небо голубеет, солнце по утрам улыбается ніжніш, что вся земля в каком-то ожидании дивнім млеет и легче дышит, и смотрит ярче (А. Олесь); Наваживсь Вовку Льва попросить, чтобы старшиной до овец наставили его служить... (Л. Глебов);

б) временные (как, после того как, как только, только...как, еле, скоро, когда, пока, пока): Как шла домой в ржаном венке, радостно все поздравляли девушку стройную (П. Воронько); Когда созревают черника - начинай косить рожь (Род. творческим.);

в) цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы): Больших саможертовних усилия должна прилагать творческая интеллигенция, чтобы поднять самосознание наших современников, пробудить глубинную жизнь души, национальное достоинство и честь (А. Гончар);

г) причинові (потому что, оттого что, оттого что, затем что): Пока мне Бог сил даст и пока буду жить буду делать... Наша судьба работать, потому что и отдых наш потом без конца (А. Кобылянская);

г) условные (если, если, когда, как, чтобы, если бы): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет (Кол. Ушинский);

д) допустові (хотя, даром что, несмотря на то что): Хотя стояла только первая половина мая, солнце пекло немилосердно, по-летнему (В. Малик);

е) сравнительные (словно, словно, словно, словно, словно, будто, как будто, будто, якобы, как, что): Душа моя раскрыта для любви, как нива для сладкого зерна... (Т. Севернюк).

В функции союзов могут употребляться полнозначные слова, которые называются соединительными словами: кто, что, чей, который, где, куда, откуда. В отличие от союзов, которые не выступают членами предложения, соединительные слова выполняют роль главных или второстепенных членов подчиненной части сложного предложения. Например: / тем, сгинули в заре весенних лет, крестов поставить в свое время мы не сумели. Одна вечерняя приветствует их могилы, одна вечерняя вита их завещание (Г. Філянський); / сама она зсутилилась, чего никогда не было с ней раньше (А. Гончар). В первом предложении выделенное союзное слово выступает подлежащим, а во втором - приложением.

группа (название группы характеризует отношения)

некоторые примеры

1разряд. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(выражают синтаксические отношения между однородными членами предложения и частями ССП)

соединительные, ВЖ отношения перечисления

и, и… и; тоже, да (в Z «и»), также и др.

сопоставительно-противительные, ВЖ отношения противопоставления или сопоставления

однако, а, но, все же

разделительные, ВЖ либо отношения чередования событий, либо отношения взаимоисключения

либо, или, или… или, то… то,

не то… не то, либо… либо, то ли… то ли

градационные, ВЖ отношение между сопоставляемыми частями таким образом, что вторая часть оказывается более существенной

не только… но и,

не только… но даже

2 разряд. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(связывают придаточное предложение с главным в составе СПП)

временные

когда, как, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

изъяснительные

что, как, будто

чтобы, дабы, затем чтобы, для того чтобы

причинные

потому что, ибо, так как, из-за того что

условные

если, ежели, коли

уступительные

хотя, между тем как, несмотря на то что

сравнительные

как, будто, как будто, словно, точно

следствия

так что - один союз

пояснительные, они не нашли себе место ни в сочин., ни в подчин., поскльку совмещают в себе и те, и др. ZZ

то есть, а именно, как то

По характеру выражаемого z союзы

Структура союза (2 классификации)

    Простые/составные (неск. слов)

    Одноместные/ повторяющиеся (двуместные/многоместные)

Понятие о союзных словах

Помимо союзов связь между предложениями м. осуществляться при пом. СS. СSами называют относительные местоимения (мест.-сущ. кто, что, мест.-прил. какой, который, чей и др.), местоименное числительное сколько и местоименные наречия (где, куда, откуда, насколько, почему и др.).

В СSах совмещаются свойства знаменательных и служебных ЧР, поскольку они служат для связи слов в предложении и одновременно являются членами предложения.

В отличие от союзов, которые являются и морфологическим, и синтаксическим явлением, СSа - это ТОЛЬКО СИНТАКСИЧЕСКОЕ явление.

Приемы разграничения союза и союзного слова таковы:

    СS является членом Пия, следовательно к нему можно задать вопрос, а к союзу нельзя.

Вот подарок тебе, что (СS, = подарок) давно посулил.

    Союзное слово нельзя опустить, а союз можно.

    Если опустить союз, Пие превращается в бессоюзное.

Покажите всем, что эта серая грешная жизнь надоела вам (Чехов). =

Покажите всем: эта грешная жизнь надоела вам.

    На союз не падает логич. ударение.

    Союз можно заменить только союзом, а СS - только СSом:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.=

Деревня, в которой скучал Евгений…

Эти приемы помогают, но не являются универсальными.

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

Союз

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

План лекции

29.1. Союз как часть речи.

29.2. Классификации союзов.

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

29.4. Омонимия союзов и слов других частей речи.

29.1. Союз как часть речи

Союзы - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между членами предложения, между частями сложного предложения, между предложениями в тексте. По образному выражению М.В. Ломоносова, союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».

В зависимости от выполняемой функции союзы :

Связывают однородные члены предложения (Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. )

Связывают части сложносочиненного предложения ([Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка], но ]потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима]. )

Связывают части сложноподчиненного предложения ([У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени], (чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту). )

Связывают члены предложения внутри простого (Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? )

Связывают два предложения в тексте между собой (Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. )

Попробуйте самостоятельно выделить в каждом предложении союз. Если вы сделаете это верно, то слово окрасится в зеленый цвет, если нет - в красный.

1) Так я воспринимаю и слышу это слово.

2) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

3) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

4) Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ.

5) Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития».

Flash: Find_souz.swf

Чтобы правильно определять союзы, важно помнить о том, что союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними.

Функция оформления синтаксических связей сближает союзы с предлогами. Однако союз отличается от предлога большей свободой сочетаемости и более широким кругом выражаемых отношений:

Связующая функция союзов сочетается с функцией квалифицирующей: союзы выражают характер отношений между объединяемыми элементами. Именно указание на тот или иной тип синтаксических отношений является значением союза. По определению А.А. Шахматова, союзы - это «слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся слова, словосочетания или предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех или иных отношений, дающие смысл, раскрывающие значение этих сочетаний. Следовательно, союз имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания». Поэтому союзы изучаются не только в курсе морфологии как одна из частей речи, но и в курсе синтаксиса, без чего была бы невозможна характеристика синтаксических связей и синтаксических единиц.

29.2. Классификации союзов

Типы союзов по происхождению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (первообразными) (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Первообразными являются те союзы, которые не образованы от каких-либо других слов: а, но,и, да.

Производные союзы образуются:

- соединением непроизводных союзов (как будто);

- соединением союза со словом с обобщенным значением (до тех пор, в то время как);

- соединением указательного слова из главной части и простого союза (для того чтобы);

- от других частей речи (пока, хотя, чтобы).

Типы союзов по структуре

По структуре союзы могут быть:

- простыми (что, как, когда и др.);

- составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

Простые союзы состоят из одного слова (например, а, и, но, если, хотя).

Составные союзы состоят из двух или более слов и делятся на:

Одноместные (компоненты одноместных союзов расположены в непосредственном соседстве друг с другом, например, благодаря тому что );

Неодноместные (неодноместные союзы состоят из позиционно разобщенных компонентов, например, не только... но и ).

Типы союзов по употреблению

По употреблению союзы делятся на:

Одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.);

Повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.);

Двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.).

Найдите в предложении союз и дайте ему характеристику по трем классификациям.

Человек, живущий по сердцу, в согласии со своим внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и (непроизводный2, простой1, одиночный1 ) художник.

Для таких мастеров, как (производный1, простой1, одиночный1) Пришвин, мало одной жизни.

Я вернулся домой с таким чувством, как будто (производный1, составной2, одиночный1) видел хороший сон.

Не только страсть, но и (производный1, составной2, двойной3)самая жизнь замирает тихо, незаметно…

Звуки откладываются одинаково весельем, или грустью, или радостью, или тоской (непроизводный2, простой1, повторяющийся2).

Flash: Souz_charac.swf

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на:

- сочинительные (и, а, но, или и др.) - оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц;

- подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) - выражают зависимость одной единицы от другой.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на несколько разрядов:

Соединительные;

Противительные;

Разделительные;

Сопоставительные;

Пояснительные;

Присоединительные.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу примерами. Будьте внимательны: союзы перепутаны. Если вы неправильно выполните задание, союзы снова займут свою исходную позицию, если вы ошибетесь дважды, программа начнет вам помогать (как только вы допускаете ошибку, союз начинает мигать).

соединительные

противительные

разделительные

сопоставительные

пояснительные

присоединительные

также, тоже,

да (в значении и),

и...и, ни...ни

однако, же,

зато,

да (в значении но),

то...то,

не то...не то,

или...или,

либо,

либо...либо, то ли...то ли

не только...но и,

как...так и,

не столько…сколько

то есть,

или (в значении то есть),

а именно

да и,

а также

Соединительные союзы выражают отношения перечисления. - И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...

Разделительные союзы выражают взаимоисключение или чередование явлений. - Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.

Противительные союзы выражают различные оттенки противопоставления. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Двойные сопоставительные союзы совмещают перечисление с сопоставлением объединяемых компонентов. - Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием.

Пояснительные союзы связывают разные наименования одного и того же явления. - Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама.

Присоединительные союзы вводят добавление к основной информации. - Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? <...> Да и в сапогах в истребитель его не пустят!

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на несколько групп:

1. Временные союзы: когда, пока, едва, как только, прежде чем, после
того как, в то время как, перед тем как, до тех пор пока, по мере того как.

2. Условные союзы: если, если бы, если... то, раз, коли, кабы (союзы
коли и кабы являются устаревшими).

3. Причинные союзы: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого
что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, из-за того что.

4. Уступительные союзы: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая
на то что, даром что, пусть, пускай
(слова пусть и пускай сочетают свойства союзов и частиц).

5. Целевые союзы: чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

6. Союзы следствия: так что, в результате чего.

7. Сравнительные союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, чем, нежели.

8. Изъяснительные союзы: что, чтобы, как, будто.

2 9 .6. Омонимия союзов и слов других частей речи

Подчинительные союзы по своему происхождению связаны в большинстве случаев со знаменательными словами или с сочетаниями знаменательных и служебных слов. Так, союз хотя исторически связан с деепричастием от глагола хотеть, союзы пусть и пускай - с формами повелительного наклонения глаголов пустить и пускать; союз если возник путем сращения формы глагола есть (3 л., ед.ч. от быть) и частицы ли.

Историческое родство многих подчинительных союзов со знаменательными словами проявляется в нередких случаях омонимии союзов и слов других частей речи: например, раз - союз и существительное, пускай - союз и форма повелительного наклонения глагола, точно - союз и наречие.

Особенно важно учитывать омонимию союзов и так называемых союзных слов, то есть местоимений и наречий, выступающих как средство связи между придаточным и главным предложением.

В качестве союзных слов употребляются местоимения кто, что, какой, который, чей, каковой, какое, сколько, наречия где, куда, откуда когда, как, насколько, почему, отчего, зачем.

Омонимия союзов и союзных слов проявляется в словах что, когда и как. Как же отличить, к примеру, союз «что» от местоимения «что», выступающего в роли союзного слова? Необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Анализ по членам предложения.
  2. Пропуск анализируемого слова : такой пропуск зачастую возможен для союзов, для союзных же слов пропуск невозможен. Так, в предыдущем примере первое что можно пропустить, второе - нельзя
  3. Постановка логического ударения. Логическое ударение может падать на союзное слово, но не может падать на союз.
  4. Трансформация придаточного предложения с союзным словом в вопросительное предложение.
  5. Замена слова : союз можно заменить только синонимичным союзом, а союзное слово заменяется другим союзным словом, местоимением или существительным».

Рассмотрим все эти способы разграничения союза и союзного слова на конкретных примерах.

Союзное слово

Союз

Я знаю, что вы мне принесли.

1) Является членом предложения, к нему можно задать вопрос.

2) Слово «что» нельзя опустить.

3) Логическое ударение падает на слово «что».

4) Что вы мне принесли?

5) Я знаю: что-то вы мне принесли. Я знаю, кого вы мне принесли.

Таким образом, слово что играет в придаточном предложении роль дополнения и является местоимением, выступающим в роли союзного слова.

Я знаю, что вы принесли мне подарок.

1) Не является членом предложения. к нему нельзя задать вопрос.

2) Слово «что» можно опустить: Я знаю: вы принесли мне подарок.

3) Логическое ударение не падает на слово «что».

4) Трансформация предложения невозможна.

5) Союз «что» ничем в данном контексте заменить нельзя.

Таким образом, слово что является союзом.

Сочинительные союзы, в отличие от подчинительных, имеют омонимы не из числа знаменательных слов, а из числа частиц и междометий.

Так, омонимами союза и являются:

1) усилительная частица: «Овец-то и забыли!» (И.Крылов); «Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» (Н. Гоголь) ;

2) междометие, употребляемое в начале восклицательного предложения: «И, полно, что за счеты!» (И. Крылов) .

Омонимами союза а являются:

1) частица, выражающая вопрос или отклик на чьи-либо слова: «- А? Что? Что такое? - проговорил Сипягин, как бы просыпаясь» (И. Тургенев). Частица «а» используется также при повторе обращения: «- Барышня, а барышня? - начал опять городовой» (Ф. Достоевский);

2) междометие, употребляемое «для выражения удивления, злорадства и других чувств»: «- А, Чацкий! Любите вы все в шубы рядить, Угодно ль на себя примерить?» (А. Грибоедов); «А! так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его!» (Н. Гоголь).

Укажите только те предложения, в которых есть союзы, а не омонимичные им части речи (нажмите мышкой на номера этих предложений). В случае ошибки предложение начнет мигать и появится комментарий, обязательно его прочтите.

  1. 1. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа
  2. 2. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно. (Слово «который» никогда не бывает союзом, это всегда местоимение, выступающее в роли союзного слова.)
  3. 3. Я могу верно угадывать даже то, чего не знаю. (Слово «чего» является дополнением, его можно заменить местоимением «чего-то», на него падает логическое ударение, придаточную часть можно переделать в вопросительное предложение: «Чего я не знаю?» Следовательно, это местоимение в роли союзного слова.)
  4. 4. Пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
  5. 5. У ворот со львами стояла Женя, поджидая меня, чтобы проводить.
Дата: 2010-05-22 00:58:40 Просмотров: 4624

Понятие о союзе

СОЮЗ

1. Понятие о союзе.

2. Разряды союзов по функции.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Группы подчинительных союзов по значению.

5. Разряды союзов по образованию и структуре.

6. Разряды союзов по употреблению.

7. Союзы и союзные слова.

Союзы – это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями.

Нет тебя тревожней и капризней,

Но тебе я предался давно,

Оттого, что много, много жизней

Ты умеешь волей слить в одно.

Союзы указывают на определенные смысловые отношения между названными языковыми единицами. «Союз, – писал А. А. Шахматов, – имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное

обнаружение такого сочетания».

В. В. Виноградов подчеркивал, что союзы, «в сущности, запредельны морфологии». Но они не изолированы от других частей речи:

1) союзы могут образовываться морфолого-синтаксическим путем от других частей речи. Например, Я слышал, что вы вернулись (что – переходит из местоимения в союз); Ты такой же, как прежде (как – переход наречия в союз).

2) могут субстантивироваться: Не принимаю никаких но .

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

(или по характеру выражаемых отношений – Грамматика-70)

В зависимости от функционального значения все союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы указывают на относительную автономность, равноправность связываемых единиц: отцы и дети, белое или черное.

Подчинительные союзы указывают на зависимость одной единицы от другой и оказываются прикрепленными к придаточной части предложения:

Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила, не увядая...

Сочинительные союзы занимают автономную позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Они соединяют однородные члены, части сложносочиненного предложения и предложения в тексте:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Сочинительные союзы сформировались раньше подчинительных и вначале даже могли употребляться в качестве подчинительных.

Подчинительные союзы употребляются в сложноподчиненных предложениях, связывая придаточное предложение с главным:

Мне нравится, что вы больны не мной...

Нет в мире лета, если ты вдали.

Л. Д. Чеснокова указывает, что некоторые союзы могут выступать то как

сочинительные, то как подчинительные:

– хотя (хоть) (и) ... но

Он хотя и маленький, но вполне хороший (сочинительный союз: соединяет однородные сказуемые).



Хотя было поздно, но мы не спешили расходиться (соединяет части сложноподчиненного предложения: придаточное с уступительным значением и главное).

– если... то

Если мы пойдем на концерт, то билеты нужно купить заранее (подчинительный: связывает придаточное условия с главным предложением).

Если на суше страдали лишь частично от артиллерийского огня, то на корабле подвергались увечью исключительно от разрывающихся снарядов (сочинительный: имеет значение сопоставления, можно заменить союзом а ).

3. Группы сочинительных союзов по значению

Выделяются следующие группы сочинительных союзов по значению:

1) соединительные – и, да (= и), и... и, ни... ни, также, тоже (выражают отношения перечисления): Звезды меркнут и гаснут.

2) противительные – а, но, да (=но), зато, же, все же, однако (отношения

противопоставления, несоответствия): Слышал звон, да не знаешь, где он.

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

3) разделительные – или, либо, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли (отношения взаимоисключения или чередования):

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

4) сопоставительные – как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), не столько... сколько (В. В. Лопатин, И. Г. Милославский называют их градационными). Например: В Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

5) присоединительные – и, да и, да и то (служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания): Сестра хорошо готовила, да и шила неплохо.

6) пояснительные – то есть, а именно, или (выражают отношения пояснения): Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или понедельника.