Проблемы затронутые в отцы и дети тургенева. Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в романе Тургенева. Базаров и Павел Петрович

Испытание любовью. Родители. Если задуматься: кто из героев тургеневского романа способен испытывать настоящую любовь? Любовь искреннюю, трогательную, готовую все отдать и ничего не требующую взамен? На память приходят родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками». Подобно Николаю Петровичу, они с нетерпением ждут на каникулы сына, которого «три года не видали». Но долго приходится им ждать. Сперва Базаров, как мы знаем, гостит у Кирсановых, затем, соскучившись, посещает с Аркадием губернский город. И даже после этого «катит» не домой, а в имение к заинтриговавшей его Анне Сергеевне. Дорогой Базаров вспоминает про свой «день ангела», а значит, дома его приезда чают больше, чем когда бы то ни было. «Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос… - Ну, подождут, что за важность!» В конце концов старикам приходится прислать за ним, будто ненароком, преданного Тимофеича. Из уст бывшего своего дядьки Базаров слышит заслуженный укор: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». В духе народного причитания обращается старик, «с крошечными слезинками в съеженных глазах», к любимому своему воспитаннику. «Ну, хорошо, хорошо, не расписывай. Скажи им, что скоро буду», - сурово обрывает Базаров старого дядьку. Неизвестно, скоро ли бы он выполнил свое обещание, если б не драматический разрыв с Одинцовой.

Сцена приезда под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Ведь Евгения дождалась матушка, Арина Власьевна: «И не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала». Отец, Василий Иванович, пробовал вести себя сдержанно. Однако и у него «и губы, и брови дергало, и подбородок трясся». Но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть <…>, виднелся какой-то смиренный укор». Спустя всего «три дня» (эти слова вновь и вновь повторяет потрясенный старик) Базаров «с натянутым зевком» просит отца снарядить обратных лошадей. «Ничего. До свадьбы заживет!» - снова отмахивается герой от переживаний близких. Потрясенный отец расценивает отъезд сына как предательство. Исчезла опора его бессильной старости: «Бросил, бросил нас <…>. Один, как перст теперь, один!» Арина Власьевна, «прислонив свою седую голову к его седой голове», напоминает горькую правду: «Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел…»

Но родители не могут долго сердиться. «Енюша» вернулся, да еще на шесть недель. То-то радость! Искушенный опытом старик «только что не прятался от него», чтобы не помешать. Арина Власьевна «соглашалась с мужем <…> и окончательно боялась с ним (Евгением) заговаривать». Такова внешняя хроника отношений Базарова с матерью и отцом, почти вплоть до финала. Она дала основание критику Максиму Алексеевичу Антоновичу утверждать, что «Базаров «ненавидит всех», начиная «от своих добрых родителей» - «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце» (статья «Асмодей нашего времени»).

И все же Базаров не лукавит, когда говорит Аркадию о любви к своим родителям. «Он все-таки понимает, что отец любит его», - отмечает десятиклассник в сочинении на тему «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - сыновья своих отцов» . «Евгений тоже любит своих родителей, но из-за своих убеждений, и перед собой, и перед Аркадием, говорит о них с пренебрежением». Сколько чувств прорывается в его радостном восклицании при виде отца: «Он, он - узнаю его фигуру. - Эге-ге! как он, однако, поседел, бедняга!» Готовясь уехать, Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении». Суровый нигилист скрывает, маскирует и это чувство. В первую очередь перед Аркадием. Ведь он только что сказал, да и показал всем своим видом, что радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. И вот в собственном домике «под соломенной крышей» он встречает тот же умилительный прием. Настойчивые, требующие ответного чувства порывы. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Здесь знают, что из деревьев он больше всего любит акации, а из кушаний - малину со сливками. Под отчим кровом он на всю жизнь - «Енюшенька».Остается одно - бежать. Нельзя «рассыропиться» перед безнадежно отставшими от жизни стариками. Перед отцом, который « в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей <…> - кутит, одним словом» и матерью, которой бы «родиться лет за двести, в старомосковские времена».

Пренебрежение «стариками» тем обиднее для них, что Базаров имеет основания не только любить, но уважать отца. В разговоре старший Базаров признается, что «тех-то в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (Василий Иванович значительно сжал губы) всех знал наперечет». Отставной лекарь имел право с достоинством «сжимать губы». В своей речи Василий Иванович иносказательно намекает на людей «четырнадцатого декабря» - членов Южного тайного общества (под руководством Сергея Муравьева-Апостола). Он их, несомненно знал, их радикальные убеждения разделял. И может быть, чудом спасся от каторги. В разговоре с Аркадием (сын не прислушается и не услышит!) можно поведать об опасной юности. Так Базаров проглядел в отце единомышленника. Не менее права имеет скромный Василий Иванович гордиться своей врачебной деятельностью в период «чумы в Бессарабии», за что «получил Владимира». Однако, ожидая приезда сына, «велел спороть ленточку». Базаров несправедливо смешивает почести ненавидимого им правительства и награду (заслуженную!) Родины за подвиг.

Внимание к родственным преданиям помогло бы Базарову ответить на важный для любого человека вопрос: почему я такой? Что унаследовал от многих поколений, от отцов и дедов? Пылкость передалась от отца, который в молодости склонен был к страстям и с краской на лице признается молодым людям в давнем увлечении карточной игрой. От него, по всей видимости, и неутомимое трудолюбие. А умение руководить людьми - уж не от деда ли передалось, что «при Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы»? «Врал, должно быть» - с недопустимым пренебрежением бросает Базаров. Лишь перед лицом смерти Базаров просит Анну Сергеевну осиротевших отца и мать «приласкать», «ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Но быть может, Базаров имел моральное право так поступать? Ведь он не просто гостит дома - он уединяется, чтобы заняться наукой, решает грандиозные задачи, готовит себя к великой миссии? Нет, - говорит нам Тургенев. Чем более велик человек, тем сильнее требования к его гуманности, человечности. На этом стоит русская литература. Вина Базарова в этом случае - неискупимая и страшная.

Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в романе Тургенева


Вечная проблема отцов и детей навсегда останется вечной. Мы редко можем найти общий язык с родителями, наши родители не находили общий язык со своими родителями, так же как и те, в свою очередь, со своими. Проблема и впрямь вечная. Своим произведением, Тургенев решил показать эту проблему такой, какой она есть на самом деле. Наиболее ярко проблематика отцов и детей выражена в шестидесятые годы. Это переломный период, в котором каждый живет в своей эпохе. Молодежь и старшее поколение не понимают друг друга и учат, как жить правильно, но не каждый выдержит эти нравоучения, ведь жить хочется, как нравится тебе, а не кому-то. В романе «Отцы и дети» показан именно этот переломный период. Тургенев не остановился на проблеме семейных отношений. Он писал о проблемах как семейных, так и общественных.

Своих героев, Тургенев, делает абсолютно разными. Внешне и душевно. У каждого есть свои взгляды и похоти. Мы можем найти некоторые сходства персонажей, но многие ответят, что различий гораздо больше. Так есть и в реальной жизни. Тургенев смотрит в душу каждого читателя. У каждого человека свой характер и душевное состояние. Кто-то более спокойный, а кто-то пылкий. Кто-то относится к себе пренебрежительно, а кто-то наоборот, делает все, что бы остаться вечно молодым. Жизнь каждого отличается так же, как и отличаются судьбы героев в романе.

В романе «Отцы и дети» идет речь о взаимоотношениях Базарова, который является, как он утверждает, нигилистом, с дворянином Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения внутри семьи Кирсановых и в семье Базарова. Как говорилось ранее все герои совершенно разные. Внешность каждого, передает их внутренний мир. Лишь главного героя романа, Евгения Базарова, можно отнести к отдельной группе людей. Выглядит он мрачным, спокойным и очень умным человеком, но внутри него бушует огромная сила, у него не отнять энергии. В то же время, он отторгнут от всего мира и не знает, что ему делать и каково его предназначение. Писатель заостряет внимание на ум героя. Он делает Базарова необычайно умным и внутренне богатым. Описание Павла Петровича абсолютно отличается от описания Базарова. Акцент писателя для этого героя падает на внешность. Павел Петрович красивый, знатный мужчина, в белой рубашке и лаковых полусапожках. Он элегантный и аккуратный человек, в своем прошлом знаменитая персона, о которой ходило много слухов. Типичный аристократ, который страдает от безделья и проводит свое время на праздниках и важных событиях. В отличие от Павла, Евгений Базаров приносит пользу обществу ежедневно. В романе Тургенева, отчетливо показаны проблемы двух данных героев. Пускай они не в родственных отношениях, но их случай показывает читателю всю сущность проблем разных поколений.

Если сравнить взгляды Кирсанова и Базарова на политические, рабочие проблемы, можно увидеть, что они имеют совершенно разные жизненные позиции. Павел Петрович не любит нового и заступается за уже устоявшееся. В это время Базаров вводит новинки и разрушает то, что так долго существовало. На вопрос с упреком Кирсанова «Что вы все разрушаете?», Базаров отвечает просто «Сперва нужно место расчистить».

Обычное дело, конфликт в семьях. Дети пытаются учить родителей жить по новому, старики же этого не понимают и защищают своих чад. В семье Базарова так же бушевали страсти. Он любит родителей и признает это, но в то же время, он не понимает их «глупую жизнь». Конечно, в первую очередь, Базарова отделяют от родителей его убеждения. Он не может подражать кому-то. У него свои взгляды и иная жизненная позиция. Мы можем посмотреть на еще одного героя романа «Отцы и дети», Аркадия, который во всем подражает другу, Базарову. Он живет не своей жизнью, думая, что делает лучше себе. Он живет принципами и убеждениями друга, презирает старшее поколение и делает вид, человека душевно богатого.

В любом случае, родители Евгения Базарова любят его и не обращают внимания на некоторые проблемы, которые царят в их семье. Даже после смерти главного героя, Базарова, родители делают вид, что ничего не происходило, и они были дружной семьей. Они приходят на его могилу каждый день и до последнего любят уже покойного сына.

В семье Кирсановых так же есть свои проблемы. Но можно ли считать их проблемы такими уж серьезными? Взгляды Аркадия и его отца были очень схожи. Они варились в одном котле, у них были одни позиции, но Аркадий делал вид человека умного, подражая своему другу. Таким образом, портил свои отношения с отцом. Много разногласий было в семье Кирсановых по поводу того, что Базаров плохо влияет на Аркадия. Позже, Евгений Базаров уходит из жизни и Аркадий мечется, что же ему делать. Теперь ему не кому подражать, и своих планов он не строил. Спустя некоторое время, он, наконец, находит свое предназначение, начинает жить своей жизнью.

Роман «Отцы и дети» обычная история про отношения поколений для классической литературы, но как её подал Тургенев? Замечательно, считаю я. Эмоции охватывают все тело читателя и от произведения невозможно оторваться. Меня цепляло не так много произведений, но это было лучшим из лучших. Мне кажется, эти проблемы не исчезнут, проблемы отцов и детей вечны. Тургенев для меня это гений слова. Он показал мне сущность большинства общества не только в этом произведении. Жаль, что во время, когда писался роман, Тургенева, поняли не все. Жаль, что писателя упрекали в клевете. Но для многих, он остается Гением с большой буквы до сих пор!


Поделиться в социальных сетях!

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые - люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых - по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах - всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже - из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он - «по медицинскому факультету»). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича - дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой - «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй - тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они - люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» - непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича - разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы - эпоха «безвреме­нья»). А для Базарова смысл жизни - в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути - «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», - так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры - Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах - и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей