Проблема творчества и судьбы художника. Творчество в понимании Берлиоза

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он - олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом.

Обратите внимание, что впервые мы встречаемся с Мастером в психиатрической больнице, которая в романе названа «домом скорби». Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта - написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту - он выиграл сто тысяч рублей. Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством приходит к нему настоящая любовь - он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. «Ия вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась!» Начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу. «Мой бедный окровавленный Мастер!» - говорит М. Булгаков в пьесе о Мольере. По М. Булгакову, «окровавленность», тяжелые испытания - гарантия подлинности судьбы художника.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах («дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи»), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть. Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: «Словом, ад... О боги, боги мои, яду мне, яду...» Но этого мало. Они творят в условиях несвободы, и это кажется им вполне нормальным. Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение: недаром Берлиоз в начале романа отчитывает Бездомного, что он не сумел написать, как требовалось, заказанную ему религиозную поэму. Авторы эти (во всяком случае, многие из них, например Бездомный, Рюхин) прекрасно осознают, что таланта у них нет, они не верят в то, что пишут.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера. Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, - из восстановленной Боландом рукописи. Эта ситуация символична: «рукописи не горят», потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает («Как я все угадал!» - говорит Мастер).

Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого М. Булгакова. Теперь русская литература XX века немыслима, непредставима без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».

Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стра-не, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти.

В письме, адресованном Михаилом Булгаковым пра-вительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание от-стоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель.

Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя ста-ло последнее его произведение — роман «Мастер и Маргарита». Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти». В «Мастере и Маргарите» пи-сатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участво-вать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для Булгакова неприемлема.

Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает кни-ги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, с тем, что ранит чуткую душу романтика. Своим «золо-тым веком» он называет время, когда жил в этом подва-ле, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастер и Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том вре-мени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не при-меняясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь «правду говорить легко и приятно».

Но от действительности никуда не денешься. Она вор-валась в их мир вместе с газетными статьями, где убий-ственными приговорами типа: «враг под крылом редакто-ра», «ударим по пилатчине» было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.

Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении; вероят-но, над ним издевались. Об этом говорит пальто с оборванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Мар-гариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, — в су-масшедший дом. Мастер признается Воланду: «У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скуч-но, и я хочу опять в подвал». Недаром Воланд иронично замечает: «...человек, сочинивший историю Понтия Пи-лата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать? ».

М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной челове-ческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остают-ся тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, «вне света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

- «Рукописи не горят.» - с этой верой в неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. «Рукописи не горят.» - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда - романа «Мастер и Маргарита» И заклятие подействовало, предсказание сбылось Время стало союзником М А Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени, оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова». И всё-таки, почему «рукописи не горят»?

Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести?

Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения Мастер - историк, сделавшийся писателем Мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл

Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романа «Белая гвардия»

Судьба мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой

Божественной волей мастеру дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея мастером Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», мастер тем самым выполняет завет Бога но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Воланда, «чего ни хватишься, ничего нет» Мастер - человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших литературную ниву и считающих её



своей законной кормушкой, своей вотчиной Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает И они стараются его уничтожить Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает Он к этому не готов ненависть и злоба этих людей его угнетают К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа И мастер отчаялся, сломался

Мастер решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах неудивительно, что мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты Он возненавидел и роман, и себя самого Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!



Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни - о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным Члены МАССОЛИТа - бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить Так и произошло с мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества,- распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде Его современники отреклись от Бога - он им не нужен, как не нужен и роман мастера, и потому они так дружно набрасываются на него. Здесь мы наблюдаем явную параллель судьбы Михаила Булгакова и мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и удобного способа времяпрепровождения Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена повседневности

Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам Но многое в произведении приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений Изображая судьбу мастера, Булгаков в своём романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям Художник, который лжёт, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «Рукописи не горят.».

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту - главную героиню романа, которая, как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Так же, как и у Булгакова, явилась на свет "главная книга" Мастера - произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой книгой для Булгакова стал его роман "Мастер и Маргарита", который он писал в течение 12 лет - с 1928-го по 1940 год. Условия, в которых он создавался, были тяжелыми, но предназначение художника состоит не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: "Дописать раньше, чем умереть". Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.

Все, что пережил Михаил Булгаков на своем веку - и счастливое, и тяжелое, - все свои самые главные мысли он отдал роману "Мастер и Маргарита". И на свет появилось необыкновенное творение настоящего свободного художника.

В своем романе Булгаков противопоставляет Мастера, художника, творца и литературное общество Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в начало романа:

Вы - писатель? - с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я - мастер...

"Мастер", потому что слово "писатель" на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.

Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.

Как впоследствии выразился Воланд: "...их испортил квартирный вопрос..." Когда же в этом "логове" литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает "ад", в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, - ему отрезало голову трамваем! Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать "светом в конце тоннеля" для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы. Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он "угадан". Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.

Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: "Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать. И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Теперь, когда труд завершен, Мастер шокирован тем, как воспринимается редакторами его творение. Он и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.

И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на "попытку протащить в печать апологию Христа" была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать "антисоветский" роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.

Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться, что он поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, за что его посылают на казнь.

"Роман о Мастере" - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение с внешним миром, и ее восстановление в области потусторонней. Мир, противостоящий миру Мастера, - мир корыстной, косной, невежественной толпы, в которой с полным правом хозяйничают представители нечистой силы. Характер толпы остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за толпой в театре Варьете, говорит Коровьеву: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но это всегда было... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода - слова, мысли, чувства, действия - характеризует настоящую творческую свободную личность.

Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате - творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера - это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие "Мастера и Маргариты".

Понтий Пилат - могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он - раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.

В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои - дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его "пособники" из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.

Для Булгакова Берлиоз - самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз - писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.

Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это - плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем "Пилате", а "угадывал ", не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа - это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.

Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. "Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги". Маргарита "угадала" Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.

Разрушено это счастье было именно тогда, когда "ближние" уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.

"Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там". Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.

Есть в "Мастере и Маргарите" глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, "запечатанный" в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка, а значит, не терял свободы художника. В истории русской и мировой литературы этот роман не только свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, не только гимн нравственному и бесстрашному человеку - Иешуа Га-Ноцри, но и человеку творческому - Мастеру.

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И. А. Бунин
Если бы Архимед не открыл закон Архимеда, его бы (закон-то есть)открыл кто-нибудь другой. Вон Леонардо изобрел не то вертолет, не то подводную лодку и зашифровал, чтобы люди не использовали их для злых дел. А эти тайны открыл кто-то другой. Потом. Но никто и никогда так и не смог написать второй том “Мертвых душ”, который был уничтожен Гоголем. И Шолохов не смог повторить собственную вторую книгу “Поднятой

Целины”, убитую немецкой бомбой. Написал новую. “Рукописи не горят”… Неправда! Горят, и еще как горят! И неизвестно, что утрачено человечеством и какие имена забыты просто потому, что рукописи горят.
История романа без названия, написанного писателем без имени и даже псевдонима (Булгаков пишет слово “мастер” с маленькой буквы), – это олицетворение творчества и судьбы творца во все времена и у всех народов. Мне кажется, что именно об этом говорит нам удивительное сходство судьбы Иешуа Га-Ноцри и мастера. В обоих случаях – непривычные для времени (а творчество всегда непривычно) темы и мысли, в обоих случаях донос… Правда, Иуда из Кириафа сделает это за деньги, а критик Латунский скорее из любви к искусству. Правда, Иешуа будет бояться и просить прокуратора о милости, но не отречется ни от себя, ни от своих мыслей, а мастер, испугавшись, откажется от книги и сожжет ее, откажется от любви и женщины, откажется от самого себя и своего имени.
Меня смущает мысль, что прокураторы всех времен и народов лично могут симпатизировать творцам и пытаться их спасти, но всегда умывали и будут умывать руки. Такое впечатление, что человечество боится новых мыслей, одухотворенных чувством, боится поэтического слова. У Кюхельбекера, что ли, читаем строки: “Тяжка судьба поэтов всех времен”, – а ведь и пушкинский Кюхля отсидел четверть века в одиночке.
Что за создание неповторимого произведения искусства автор должен заплатить большую цену, в этом сомнения нет, и тот, кто боится этой цены, пусть занимается другим делом. Вопрос в том, имеет ли право художник предать свое произведение. Мне кажется, что героизм слабого человека, пошедшего на крест во имя права высказывать непривычное и желать пока еще странного, – движет вперед наш не лучший из миров и спасает человечество. Неважно, что на пергаменте не то, что говорилось устно: устную речь вообще не узнаешь на письме, все равно как не узнаешь свой голос на магнитофонной ленте. Важно то, что слова звучали, мысль билась в паутине слов, тщетно стараясь найти свое полное выражение. Важно то, что ты говорил, что тебя слушали и старались понять, кого надо любить и что ненавидеть.
Мастер, сжегший свою рукопись, отказался “поговорить” с читателями, оказался недостойным своего таланта и своего детища – романа, у которого нет названия. И добрые люди остались наедине со своими злыми делами, и именно это, а вовсе не квартирный вопрос, их испортило. Точнее, оставило такими, какими они были еще вчера.
Конечно, можно было бы еще много говорить о взаимоотношениях художника и общества, художника и государства, художника и его профессиональной среды, но мне это кажется уже вторичным. Главное же, по-моему, заключается в том, что мастер должен сознавать свою ответственность перед будущим, которое он уже увидел и непривычные черты которого изобразил, и понимать, что современники его не поймут и будут бранить именно за то, за что их дети славить. Если рукописи не сгорят. Если ты будешь защищать их как самое любимое на свете существо.
Судьба художника – это ответственность перед творчеством и непонятливыми людьми.

Проблема творчества и судьбы художника (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Related posts:

  1. “Рукописи не горят” – с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в...
  2. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. В бесконечно...
  3. Я погибаю вместе с тобой… М. А. Булгаков Уже само название романа Булгакова напоминает о таких известных произведениях, как “Ромео и Джульетта”, “Дафнис и Хлоя”....
  4. Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре...
  5. На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл...
  6. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить...
  7. Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа “Мастер и Маргарита”, то можно сказать, что это – роман-испытание. Каждый из героев, даже самый...
  8. Идеями христианства пронизано творчество многих писателей. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать “тайну человеческой души” без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле,...
Проблема творчества и судьбы художника (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)