Проблема патриотизма в войне и мире. Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир. Истинные патриоты на полях сражений

— это произведение, над которым автор трудился около семи лет, чтобы раскрыть в нем разные проблемы русской действительности. Все темы автор раскрывает на фоне ужасного события, которое осталось на страницах нашей истории и это война 1812 года. Это время стало большим испытанием для каждого русского человека, который не остался в стороне. У каждого заиграли патриотические чувства и каждый встал на защиту своей земли.

Патриотическая тема в романе Война и мир раскрыта очень хорошо, о чем аргументируя, напишем наше сочинение. Изучая работу писателя, мы видели описания сцен сражений, в том числе и описание битвы под Бородино. В них принимают участие защитники отечества, простой народ, в котором автор увидел скрытую нотку патриотизма. Как раз без простого люда вряд ли бы мы вышли победителями в данной войне. Но опасность, что нависла над страной, объединила всех. Единый патриотический порыв стер все границы и все различия. Нет здесь крестьян и крепостных, аристократов или простого люда. Есть патриоты в единстве своих желаний. Нельзя было отдавать страну врагу. Поэтому в каждом человеке разгорался внутренний огонь, благодаря которому русская армия одержала победу.

Здесь и простые мужики, что надели солдатские шинели и пошли на Наполеона. Это и патриоты в батарее Тушина, офицеры, простые солдаты, сам Кутузов, который показан Толстым представителем народной войны. Патриотический дух мы видим и в Пьере Безухове, в Андрее Болконском, в семье Ростовых и в подобных им. Писатель приписывает огромную роль Власам и Карпам, что жгли сено, а не оставляли или продавали врагу. Народ, объединившись с российским войском, победил и разгромил французскую армию, что наводила ужас на всю Европу. А патриотический дух, сплоченность, целеустремленность и желание победить, оказались сильнее всего. Об этом и свидетельствует поднятая тема патриотизма в романе Война и мир .

Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

А какую оценку поставите вы?


Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

В данном реферате исследуется тема народного патриотизма в романе - эпопее Л.Н.Толстого. Во вступлении дано определение жанра произведения и его особенностей. В основной части дан анализ изображенных в романе исторических событий 1805-1812 годов. На основе эпизодов из произведения показан патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, величие его подвига в Бородинской битве и в партизанском движении.В заключении говорится о том, что в великой эпопее Толстого идея справедливого мира торжествует над идеей захватнических агрессивных войн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература

Реферат

Тема народного патриотизма в романе –эпопее Л. Н. Толстого

«Война и мир»

План.

I Историческая тема в творчестве Л. Н. Толстого.

«Война и мир» - роман - эпопея. Особенности жанра.

II Тема народного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

  1. Изображение в романе исторических событий 1805 – 1812 годов.
  2. «Мысль народная» в романе.
  3. Патриотизм русского народа в борьбе с врагами.
  4. Партизанское движение Отечественной войны 1812 года.
  5. Подвиг русского народа в Бородинской битве.
  6. Кто же настоящие герои? (образы Тимохина, Тушина, Щербатого).

III. Главная идея романа – осуждение захватнических войн.

В конце 1863 г. Толстой начал работать над романом «Война и мир». Работа над романом отняла у Толстого свыше шести лет. «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько способными к работе, - писал он о себе в это время. – Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал». Первоначально роман был задуман как произведение о декабристе, который в 1856 году возвращается с семейством из ссылки «и примеряет свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». Толстого привлекало в декабристах чувство высокого гражданского долга и служение общественному идеалу. Работа над материалом настолько увлекла писателя, что он переменил свой план и постепенно перешёл к выводу, что писать нужно исторический роман из эпохи наполеоновских войн.

К этому Толстого побуждала собственная эпоха. Современные исследователи его творчества справедливо подчёркивают, что «историческая тема в творчестве Толстого была подготовлена всем предшествующим его развитием и событиями русской общественно-политической жизни», которая даёт объяснение и тому, «почему от эпохи 1825 года он продвинулся к эпохе 1812 года»

Эпоха 1812 года увлекала Толстого с ранних лет. Он живо интересовался героическими событиями той истории, слышал и записал рассказы некоторых участников войны 1812 года, хорошо знал документальную, мемуарную и художественную литературу о войне русского народа против Наполеона, в том числе произведения Пушкина, восхищался лермонтовским «Бородино», ставшим впоследствии, по признанию Толстого, «зерном» его «Войны и мира».

Но, понимая всё величие и значение 1812 года для России, Толстому, по его собственному признанию, «совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений».

Работа над романом потребовала от Толстого колоссальных усилий. «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические личности, - признавался писатель в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека…». В произведении были поставлены имевшие огромное значение проблемы, не потерявшие важности и для последующих поколений. Была создана национальная героическая эпопея и реалистический роман одновременно. Роман охватывает 15 лет из жизни России и Европы, до предела насыщенных грандиозными историко-военными событиями. В нём более пятисот действующих лиц, в основу многих художественных образов положены исторические прототипы.

Роман-эпопея – широко принятое жанровое определение произведения Толстого «Война и мир», бесспорно, заключает в себе многие важнейшие признаки эпопеи.

Полнота охвата бытия – от великого до малого, универсальность содержания – одна из главных черт эпоса – налицо в повествовании Толстого.

Книга слагается, в сущности, из множества картин мирной и военной жизни, каждая из которых у Толстого, помимо своего значения в системе целого, имеет и какой-то собственный, «самоценный» смысл.

Это стремление «захватить всё», как выражался сам Толстой, - вообще способ его художественного видения, мышления в «Войне и мире».

Исторические деятели (Александр I, Наполеон, Сперанский, Кутузов и многие другие), незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа. Толстой создал множество разнообразных типов, характеров, показал именно массу людей.

Но писатель представлял себе сотни тысяч людей – творцов истории – не как безликую массу. Он изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого – живые люди, настолько живые, что мы видим их лица, слышим голоса, проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. Мировая литература не знала подобного произведения. «Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника, - писал Толстой, - «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Изучая это грандиозное произведение, литературоведы назвали его историческим романом-эпопеей. Роман-эпопея повествует нам о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка событий в романе-эпопее даётся с точки зрения интересов всего народа.

Огромный жизненный материал в романе-эпопее объединён общим смыслом, что придает ему законченность и стройность.

«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль», - говорил Толстой. По его признанию, в романе «Война и мир» он любил «мысль народную», вследствие войны 1812 года.

Интерес к героической эпохе 1812 года не был случайным: недавнее военное поражение в Крымской войне всё более заставляло писателя задумываться над тем, что в русском народе заложены не только громадные нравственные силы, которые позволяют ему пережить катастрофу и подняться впоследствии на более высокую ступень общественного развития; в сознании Толстого русский народ облекался в главную историческую силу движения жизни России.

«Мысль народная» обуславливает единство всего произведения, пронизывает все его главы. Писатель считал, что лишь «одухотворённая мысль» делает «бессмертным истинно великие произведения человеческого ума и сердца». Изучая «Войну и мир», мы видим, как любимая мысль писателя живёт в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи.

«Мысль народная» пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение конкретных исторических событий, исторических деятелей, и обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика и жизненного поведения.

Главной идеей романа является осуждение захватнических войн и утверждение мира.

II том эпопеи посвящён описанию мирной жизни русского общества в период между 18007 и 18012 гг. Картины эти, вобравшие в себя тревожное ожидание и предчувствие первой любви, неповторимое очарование человеческого счастья, подобно медленной лирической части симфонии, предшествуют героическим главам III и IV томов, посвящённым грандиозным историческим событиям с их энтузиазмом народной борьбы в пору 1812 года. Кульминационным пунктом развития романа является Бородинское сражение, которое, по словам Толстого, «осталось навеки беспримерным подвигом». Толстой глубоко проникнул в суть исторического процесса и показал в последней стадии работы над романом, что главной силой, сокрушившей славу и величие Наполеона, был русский народ. Он рассказал о народной войне, которая «гвоздила» французов до тех пор, пока не уничтожила всё нашествие и в конечном счёте не довела Наполеона до поражения при Ватерлоо и заточения на острове Святой Елены.

Рисуя картины страшной для французов партизанской войны, писатель показывает всю мощь русского народа, «навалившегося» на врага. Денис Давыдов, по верному наблюдению Толстого, «своим русским чутьём первый понял значение того страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов». По мнению князя Андрея Болконского, победа зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нём, в каждом солдате». И это гордое ощущение своей правоты в борьбе с захватчиками, рождавшее в свою очередь уверенность в победе, этот грозный «дух народа», силу удара которого сразу почувствовали чужеземцы, явились для Толстого-баталиста основными мотивами при изображении событий при Бородино и последующих сражений.

Толстой подробно описал отступление трёх русских армий (Барклая, Багратиона и Тормасова). Армии Барклая и Багратиона разделяло пространство длиною 100 вёрст, в этот прорыв и устремились основные силы французов, поставившие целью разгромить их поодиночке, одну за другой. Пытаясь задержать продвижение французов, Барклай-де-Толли выслал навстречу им корпус Остермана-Толстого и кавалерийские части. В романе описан бой, который завязался в 60 км от Витебска, у Бешенковичей, осада и сдача Смоленска, рассказано, как отнеслись придворные круги к назначению Кутузова главнокомандующим, упомянут смотр войск, сделанный полководцем у Царёво-Займища. Кутузов понимал, что спасение России заключается в планомерном отступлении русской армии в глубь страны; однако, будучи хорошо осведомлённым о настроениях в армии, он отчётливо осознавал всю необходимость той истины, что для поддержания морального духа войска необходимо дать генеральное сражение. В романе описано историческое совещание у главнокомандующего в Филях после сражения при Бородино, оставление и пожар в Москвы.

После захвата французами Смоленска началась партизанская война, народ «спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось». Наполеон обвинял Кутузова в несоблюдении «правил войны». Толстой показал, что для русского народа война была не поединком фехтовальщиков, где требовалось выполнение «правил», а борьбой, где решалась судьба страны. «И благо тому народу, - замечает писатель, - … который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Народ начал партизанские действия самостоятельно, стихийно. Денис Давыдов первый узаконил их и придал организованные формы. Война приняла народный характер. «Партизаны уничтожали великую армию по частям… Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов».

Цели Отечественной войны ясны каждому ополченцу, крестьянину, солдату. Общее мнение выражает солдатик, встретившийся Пьеру в Можайске: «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Бородинская битва изображается как «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоревшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» обусловили победу русских.

Вспомним сцены на батарее Раевского. И молоденький офицерик, и Пьер, и краснокожий солдат – все охвачены общим чувством, хотя никто прямо не высказывает его.

В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека. Толстой утверждает, что русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии». На наполеоновскую Францию в этой битве «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Толстой рисует величие подвига борющегося народа и вместе с тем тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Мужики разорены. В огне пожарищ гибнут города и сёла. Больно смотреть на «поломанную, выбитую, как градом, рожь», на дорогу, проложенную артиллерией по пашне.

Вспомним отступление наших войск по смоленской дороге или преследование французов зимой 1812 года, какие тяжкие лишения вынесли на своих плечах русская армия, русские крестьяне! Людей «с изуродованными страданием лицами», «испуганных или обезумевших солдат», «бедствия народа и войска» - всё это правдиво рисует писатель. Но всё это он называет «страшной необходимостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя освобождения родной земли.

Солдаты, мужики, другие персонажи из народа появляются в различных частях произведения, действуют, высказывают свои суждения и исчезают. Каждый из них представляет индивидуальность, наделён конкретными чертами, и все вместе они дают представление о народе в целом, о его сложном диалектически противоречивом миросозерцании и деятельности. Слова Кутузова «чудесный, бесподобный народ» - это слова самого автора. Купец Ферапонтов вышел из мужиков и сохранил все особенности народных представлений о войне. Он убеждён, что французов не пустят в Москву: «Должно, наша взяла, сказано: не пустят. Значит, сила». Москва ассоциируется у него со всей Россией. Сообщение о сдаче Москвы порождает тревожную мысль о «погибели» России. Если уж Россия гибнет, то нечего спасать и своё добро. Ферапонтов кричит солдатам, чтобы забирали все его товары, чтобы ничего не оставалось «дьяволам». «Решилось! Расея! – крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась…» Толстой показывает, что среди купцов были и такие, кто старался сохранить своё добро. Таков гостинодворец с «выражением расчёта на сытом лице», просивший офицера защитить свои товары. Очень скоро крестьяне подмосковных деревень увидели истинное лицо своего врага: Карп и Влас отказались продавать французам фураж, взяли в руки оружие и ушли в лес. Во время войны 1805 года русская армия сражалась на чужой территории, кругом были чужие люди. Россия в этой войне не имела жизненных интересов, солдаты не знали, зачем погнали их в далёкие края. Старый холостяк Шиншин выражает свои мысли вопросом: « Зачем нас нелёгкая несёт воевать с Бонопартом…». Солдаты по – своему понимают надвигающуюся угрозу войны с Наполеоном: «Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунопартом война откроется». Немного поговорив о войне, они переходят к разговору об отдыхе и еде, которые ждут их после трудного марша. Солдаты изображаются Толстым не так подробно, чем офицеры. Они добродушны, веселы, не теряют духа, любят родную русскую песню, которая и на чужой земле также воодушевляет их. «Песенники, вперёд!» - послышался крик капитана. И перед ротой с разных сторон выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевала обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «То-то, братцы, будет слава нам с Каменским – отцом…». Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на месте «Каменским-отцом» вставляли слова «Кутузовым-отцом». Солдаты поют и «Ах вы, сени мои, сени!», опасность делает их более собранными и спокойными: «…Чем ближе… к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск». На передовой солдаты весело занимаются мирными делами: носят дрова и хворост, строят «балаганчики», чинят у костров одежду. «Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте по крайней мере половина отряда, а как будто где-нибудь на родине, в ожидании спокойной стоянки». Солдат Сидоров, коверкая русские слова, начинает лопотать «по-французски», и это вызывает в цепи такой смех, что смеяться начинают даже французы. «… После этого, - пишет Толстой, - казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам». В начале сражения под Шенграбеном Андрей Болконский видит на лицах солдат оживление: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» - говорило лицо каждого солдата и офицера. В минуту опасности солдатская масса ещё более сплачивается.

Перед Бородинским боем в армии всеобщее воодушевление. Ведь защищать нужно родную землю, Москву. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что вся армия, и он сам, и Тимохин относятся к французам, как к врагам, преступникам, пришедшим разорять их родные дома, разорить Москву. Солдатам органически присуще чувство воинского долга. Особенно обстоятельно Толстой описывает в Бородинском сражении действия артиллеристов. На батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление», солдаты без всякой паники заряжали орудия и стреляли, бодрость духа не покидала их в самые опасные моменты. Они «подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством». Некоторым из солдат страшно, но они шуткой скрывают свою тревогу. Так «краснокожий» солдат, который боялся смерти, полёт каждого снаряда на батарею сопровождал шуткой. «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила»; «Эх, нескладная», - говорит он о вражеском ядре, попавшем в колесо пушки и раздробившем ногу солдату. Один из артиллеристов, увидев присевшего под пролетавшим ядром мужика, иронизирует: «Что, знакомая?» Толстой пишет, что в Бородинской битве на наполеоновскую Францию «была наложена рука сильнейшего духом противника». Русские солдаты и офицеры показали в этот день своё моральное превосходство над противником.

На Бородинском поле в романе действуют тысячи людей, представители всех родов оружия. Все они создают образ коллективного героя. Характеристика некоторых персонажей коротка – из двух – трёх фраз, но она даёт представление о данном человеке, является необходимым штрихом в общей панораме напряжённой, несмолкающей битвы. В созданной писателем картине нет условных драматических эффектов, романтической приподнятости и патетики, всё просто, деловито, описание смерти соседствует с шуткой кого – либо из участников сражения. Изображённый Толстым мир находится в непрерывном движении, одно состояние сменяется другим. Но непреложной остаётся общность переживания, единое патриотическое чувство и цель.

Изображая войну, Толстой следует принципам, которые выработал в пору «Севастопольских рассказов»: он показывает не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжёлый труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий.

Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами пехотные полки, расстроенные под влиянием бессмысленного страшного слова «Отрезали!». «Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха». Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. Ещё со времён Измаила он знает, что такое рукопашный бой. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекающего за собой солдат, повлияло на ход сражения. «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Писатель показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запомнил Тимохина и назвал его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером». Видно, не в первый раз совершал истинно героический поступок скромный офицер.

Одним из наиболее значительных действующих лиц романа является капитан Тушин. С этим «маленьким грязным, худым артиллерийским офицером» читатель впервые знакомится в палатке маркитанта. Вторично он появляется на Шенграбенском поле, где батарея его заняла центральную позицию. Князь Андрей слышит разговор, доносящийся из балагана. Капитан Тушин говорит: «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы смерти из нас никто не боялся». Солдаты роты Тушина весёлые, бодрые, знающие своё дело «красивые молодцы». В разгар боя Тушин и его солдаты необыкновенно деятельны. Их чувства едины. «Солдаты… все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира». А он обращается к ним не как начальник, а как добрый друг. Своего любимого солдата он называет «дядей», любуется каждым его движением, к фейерверкеру обращается ласково: «голубчик», советуется с фельдфебелем Захарченко, к которому испытывает большое уважение. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. «Милая душа! Прощайте, голубчик,» - говорит он князю Андрею.

Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вспомним, как отдают честь начальству он и Жерков. Тушин с его слабыми, робкими и неловкими движениями делает это «совсем не так, как салютуют военные». Жерков же салютует «бойко, не отнимая руки от фуражки». Но в бою Жерков струсил, а Тушин показал себя настоящим воином. Недаром в том фантастическом мире, который под влиянием крайнего напряжения душевных сил сложился в его голове, «сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Внешне Тушин совсем иной, но такова сила его духа. Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, Победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нём, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная».

Дух народа – мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства воплощена Толстым в образе партизана Тихона Щербатого. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства порой настолько сильны, что Тихон становится жестоким, французы для него враги и только враги. Мы ещё не видим Тихона, но слышим, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну, ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз он появляется бегущим, мы следим, как он «бултыхнулся» в речку, «выбрался на четвереньках», «побежал дальше».

Он весь в порыве действий. Рассказывая, он «неожиданно и гибко лёг на брюхо», «быстро и легко вскочил», «размахнулся руками». Так же динамична его речь: «Один и навернись… Я его таким манером и сграбь… Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…».

Тихон Щербатый олицетворяет в себе качества, присущие всему русскому народу, с его силой, выносливостью, отвагой; фигура Тихона Щербатова с топором в руках как бы символизирует войну 1812 года в целом. Щербатый был несколько раз ранен, но не ходил в лазарет; ему было неизвестно чувство страха. «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать её, залезть в самую середину французов, пройти в день по 50 вёрст, все указывали, посмеиваясь, на Тихона: « Что ему, чёрту, делается…». Толстой показывает, что в ответственные для родины моменты активность людей возрастает; народ не только борется с внешним врагом, но и начинает думать о своём положении, осознает себя как силу.

Создавая образ народа – мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и его гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему «с своими простыми, добрыми и твёрдыми лицами». «Простота, добро и правда» - это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа. В этом образе Толстой открывает и единство, и противоречивость, и целостность, и многоликость.

Толстой считал войну 1812 года народной, понимая, что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчётливо выражена в беседе князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения. Вспоминая войны 1805-1807 годов, Болконский утверждает: «Мы «ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812 года он говорил совсем по- другому: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Работая над романом, Толстой напряжённо размышлял о роли народа в истории. Он пришёл к закономерному выводу, что главная сила России в народе. Народ - это все те, кто трудом добывает себе хлеб, лишён многих благ и прав в жизни, не получил образования, это подавляющее большинство нации, её суть, её основа. Толстой был свидетелем героизма русского народа в Севастополе, и это навсегда осталось в его сознании. Он убеждён, что войну 1812 года выиграл народ. В этом он оказался близок к декабристам и передовым деятелям этой эпохи. Эта же мысль пронизывает статью Герцена «Россия», в которой он писал, что Наполеон поднял против себя весь русский народ. Чернышевский подчёркивал, что русские дважды спасли Европу от ига монголов и «другого ига - французов и Наполеона». Добролюбов называл войну 1812 года народной.

«Война и мир» - великое героическо-эпическое патриотическое произведение, запечатлевшее подвиг русского народа в справедливой освободительной войне. Оно будет всегда сохранять это значение, вдохновляя и воодушевляя народы на защиту родной земли от иноземных захватчиков, на священную освободительную борьбу.

Осуждение несправедливых захватнических войн прозвучало уже в произведениях Толстого, написанных десятилетием раньше «Войны и мира». Пять лет писатель носил военный мундир, будучи офицером-артиллеристом действующей русской армии.

Принимая участие в героической обороне Севастополя в Крымскую войну 1853-1855 гг., он под вражескими ядрами и пулями писал рассказы, в которых навсегда увековечил беспримерную доблесть и мужество защитников города и в то же время показал войну не с парадной стороны, а, как он говорит, «в настоящем её выражении – в крови, страданиях, смерти».

Вот что говорит о ней один из самых главных героев «Войны и мира» капитан Тушин: «Война, по-моему, есть крайняя степень неразумности человеческой, есть проявление самой бессмысленной стороны человеческой природы: люди, не имея на то никакой причины, убивают друг друга».

Выражая мысли самого автора, другой из любимых толстовских героев князь Андрей с ненавистью говорит о тех военных, для которых «война-это любимая забава». Такие «герои», говорит он, «сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей… Полагая, что, чем больше побили людей, тем больше заслуга».

Есть только один-единственный вид войны, в котором князь Андрей находит возможным участвовать, – той войны, когда «решался вопрос жизни и смерти отечества». И эту войну Толстой и его любимые герои принимают как «страшное дело» и как «страшную необходимость». В незабываемой сцене ночного разговора с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей излагает свои мысли об беспощадном истреблении врагов, вторгшихся на русскую землю. В другом месте романа Толстой утверждает, что это сознание «лежало и лежит в душе русского человека» и что «всегда так будет».

Но в то же время во многих сценах романа Толстой изображает глубокое, исконное, подлинное миролюбие русских людей. Достаточно вспомнить трогательную заботу, которую проявил Петя Ростов о пленном французском барабанщике Винсенте, «жалком мальчишке», как звал его Денисов, «Весеннем», как ласково звали его солдаты.

Или вспомним о том, как Кутузов, обращаясь к солдатам под Красным, говорил, указывая на пленных французов, ставших «хуже нищих последних», что их «теперь пожалеть можно». Или вспомним слова Николая Ростова «Да здравствует весь мир!», которыми он приветствовал жителей австрийской деревни…

Наши современники, читая «Войну и мир», с особенным вниманием останавливаются на тех её страницах, где любимые герои Толстого решают проблемы, созвучные нашему времени. Когда перед Пьером Безуховым встал вопрос, что делать людям доброй воли перед лицом растущей опасности, он ответил на него так: «… Все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты. Вся моя мысль в том, что если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Действительно – как просто! Но и как трудно осуществить это единение людей доброй воли! «А я говорю, - настаивает Пьер, - возьмёмтесь рука с рукой те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя – деятельная добродетель».

Есть что-то необыкновенно созвучное в этих словах из романа Толстого тем страстным призывам объединяться и бороться против угрозы войны, с которыми в наши дни обращаются ко всем людям доброй воли участники движения за мир.

Нет нужды напоминать о том, что проблема войны и мира в нашу эпоху стала в тысячу раз страшнее, чем в эпоху Толстого. Но тем и дороги нам его герои, что они так же размышляли над ее решением, страстно желая всем людям мира, добра и счастья.

В одной из ранних редакций романа молодые герои «Войны и мира» обсуждают вопрос: «Каким образом устроить судьбу человечества так, чтобы права человека были признаваемы одинаково всем образованным миром и чтобы уничтожилась возможность войны между народами?».

В великой эпопее Толстого идея справедливого мира торжествует над идеей захватнической, агрессивной войны. И уже это одно это делает «Войну и мир» в высшей степени современной книгой, созвучной самым дорогим устремлениям передовых и прогрессивных людей нашего времени.

Библиография

1.Бочаров С. А. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»

2. Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Комментарий.

3. Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе.

4. Ломунов К. Н. Лев Толстой в современном мире.


Л.Н. Толстой говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах. В первом томе произведения автор рассказывает о войне с Наполеоном. После того как Австрия отказалась продолжать войну в союзе с Россией и Пруссией, над русскими войсками нависла угроза разгрома. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.

В этом сражении, патриотизм показывается на примере бесстрашного Долохова. Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». В этом поступке, я считаю, не показывается истинный патриотизм, потому что настоящий патриот не будет настолько гордится своим поступком, а так же стремиться стать героем.

Меня не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар сражения Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров было достаточно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, личные интересы.

Русская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», -- и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения -- Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и начали отступать. Казалось, все потеряно. Не в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад -- в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Исходя из его поступков, можно сказать, что Тимохин и есть истинный патриот своей родины.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему храбрых людей с огромным чувством патриотизма к своей родине.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

Роман «Война и мир» - великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.

Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом, «Я пытался писать историю народа», - говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, - это не только крестьяне, но и дворяне, те люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возможным для себя. Кто наступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухов, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигал лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все.

Толстой отмечает в русских людях Простое, норой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего.

То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли. На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали то опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево».

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду» И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники. Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему предлагали, а идет на передний край событий. Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении. Накануне сражений Андрей Болконский говорит: «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… и кто будет злее драться… Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у такого народа - великое будущее.

Вступление Патриотизм народа в произведении Наташа и Пьер во время войны Истинные патриоты на полях сражений Ложные патриоты в романе Заключение

Вступление

Тема патриотизма в романе ” Война и мир ” является одной из центральных. Не случайно ей посвящены почти два тома знаменитой эпопеи.

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе “при сознании общего несчастья”. Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала,

Насколько русские любят свое Отечество.

Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдает все товары солдатам и собственноручно поджигает свое имущество. “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!” – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждет депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы.

Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать.
Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: “Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу”. Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: “я не Иоанна д? Арк и не амазонка”.Москвичи покидали родной город, “потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть”.

Наташа и Пьер во время войны

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы”. Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины.

Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение “потребности жертвы и страдания” во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в “Войне и мире”, не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность “в длинном сюртуке на огромном толщиной теле”, “с сутуловатой спиной”, “с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице” – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой.
Толстой подчеркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов.

Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из нее собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает прием даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

“Лжепатриоты” находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости “сумел удержаться при главной квартире”. Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него “шифоньерочку” и туалет “с англицким секретом”.

И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрек на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъяренной толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Заключение

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе “Война и мир” необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор “Войны и мира” известен всему свету. Анатоль Франс писал: “Толстой – наш общий учитель”. Замечательные рассказы, повести драмы и три гениальных романа – “Война и мир”, “Анна Каренина” […]...
  2. Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им не нужно даже слов (обычный мотив лирики Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова с Соней, когда он назвал ее “Вы Соня”, “но глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты” и нежно поцеловались”, или реакцию Наташи на объяснение в любви князя […]...
  3. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” – величайшее произведение ми­ровой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В ро­мане более 600 действующих лиц. Судьбы героев просле­живаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно мирную жизнь […]...
  4. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он […]...
  5. Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Один из основных вопросов, который волнует Толстого, – вопрос о патриотизме. и героизме русского народа – рассмот­рен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на собы­тия сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о […]...
  6. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает о войне […]...
  7. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Оте- чественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как собы- тий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает […]...
  8. Патриотическая тема в романе-эпопее. Тема освободи­тельной войны 1812 г. вводит в повествование романа-эпо­пеи Л. Н. Толстого тему истинной любви к своей Родине. Страшные страницы истории проверяют на прочность каж­дого героя “Войны и мира”. На страницах произведения ав­тор показывает всю мощь порыва “скрытого патриотизма” русского народа. Истинный патриотизм. Помыслы всех истинных сы­нов своего отечества, вне зависимости […]...
  9. Как в романе Война и Мир раскрывается тема народной войны? В романе “Война и мир” Л.Н. Толстой раскрывает судьбу русского народа в условиях общенационального кризиса, во время Отечественной войны 1812 года. Война с Наполеоном изображается писателем как истинно народная война. Тол­стой говорит о том, что “скрытая теплота патриотизма” охва­тила людей самых разных социальных групп: солдат, кресть­янство, дворянство, […]...
  10. План Введение Любовь и герои романа Элен Курагина Андрей Болконский Наташа Ростова Пьер Безухов Марья Болконская Любовь к родине Любовь к родителям Введение Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, […]...
  11. Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции про­изведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также про­тивопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
  12. План Народ в романе ” Война и мир ” Образ народа в романе Заключение Народ в романе “Война и мир” Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и […]...
  13. Л.Н. Толстой – роман-эпопея “Война и мир”. В романе- эпопее “Война и мир” дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим […]...
  14. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль. Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и […]...
  15. Патриотизм – это любовь к своей родине. Он подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам. Думаю, эти слова давно уже являются прописными истинами. Считается, что […]...
  16. Мысль семейная в романе. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” определяет широту и разнообразие тематики произведения, на фоне которой одной из центральных становится тема семьи, т. к. именно она, по мысли писателя, является основой основ. Подробно изучает автор романа “анатомию” трех семей: Болконских, Ростовых и Курагиных. Семья Болконских. Л. Н. Толстой представляет […]...
  17. Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос […]...
  18. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне и мире” около шестисот действующих лиц. “Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать […]...
  19. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной […]...
  20. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа – все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. “Войну и мир” можно назвать поэмой […]...
  21. Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. Так, по словам Гегеля, “великие люди являются проводниками мирового разума…”. Однако в романе “Война и мир” Л. Н. Толстой, убежденный, что история есть “бессознательная, общая, роевая жизнь человечества…”, отрицает ведущую роль личности в историческом процессе, ибо, […]...
  22. Все герои романа ” Война и мир ” (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев […]...
  23. План Вступление Ростовы, или великая сила любви Болконские: долг, честь и разум Курагины, или мерзость пустого эгоизма Выводы Вступление Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, “золотого века” русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, […]...
  24. Великая Отечественная война 1941-1945 годов, естествен­но, стала главной темой для многих писателей и поэтов не только в 40-е годы, но и впоследствии. То по горячим следам, то в определенной исторической перспективе стремились рас­крыть судьбу родины и народа в это тяжелейшее время И. Оренбург, А. Толстой, В. Гроссман, М. Шолохов, Ю. Бон­дарев, В. Быков, А. Чаковский […]...
  25. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухова и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека представляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как Пьер), а кто-то, что для себя (как князь Андрей). Каждый по-своему понимает все счастье жизни. Андрей Болконский считает, что жить надо для себя, что каждый […]...
  26. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Патриотическая тема в романе Л. Толстого “Война и мир” Период войны – самое страшное, с чем сталкиваются люди. В этот час в каждом просыпаются и заостряются различные чувства, эмоции. Это момент испытаний, проявления патриотизма. Именно о таких событиях идет речь в романе “Война и мир” Л. Толстого. В начале […]...
  27. В “Бородине” с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. “Роковое” поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в юношеской лирике поэта, а от борьбы великого народа, отстаивающего свое право на свободу и национальную […]...
  28. План Война – испытание характера личности Художественный прием сравнения Олицетворение истинного патриотизма Ложный патриотизм в произведении Колоссальное прозаическое полотно ” Война и мир “, отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил […]...
  29. План Вступление Пьер Безухов и его путь Дружба Пьера с Андреем Болконским Любовь к Наташе Ростовой Вывод Вступление Прочитав знаменитый роман Льва Николаевича Толстого ” Война и мир “, я пережил много жизненных событий, испытал разные чувства вместе с его героями. Кто-то меня удивил, кто-то разочаровал, кто-то стал хорошим нравственным примером, а кто-то оказался даже […]...
  30. Роман “Война и мир” по прочтении оставляет неизгладимое впечатление. Толстой – не только замечательный писатель-хроникер, но и глубокий психолог. Исторические события, по свидетельствам современников писателя, изложены им понятно и достоверно, со знанием проблемы. А подготовка к работе, заметки самого писателя показывают нам то, что Л. Н. Толстой считал себя очень ответственным за компетентное написание романа, […]...
  31. Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является одной из ключевых во всей мировой художественной литературе. Однако несмотря на то, что в большинстве книг присутствует любовная интрига, каждый раз автор находит какой-либо новый поворот этой темы, ведь до сих пор любовь – это […]...
  32. План Вступление Характеристика Наташи Ростовой Характеристика Пьера Безухова Знакомство героев и развитие их отношений Любовь Наташи и Пьера Заключение Вступление В романе ” Война и мир ” Наташа и Пьер являются центральными героями. На их долю выпало множество испытаний, которые они должны были преодолеть, чтобы в конце произведения обрести личное счастье. Характеристика Наташи Ростовой Наташа […]...
  33. Работа над романом “Война и мир” продолжалась 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Он намерен был провести героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом. То есть роман должен был охватывать большой исторический период. Однако в процессе работы над […]...
  34. Философ, историк, художник, проповедник, моралист – и все это автор “Войны и мира”. Казалось бы, это роман, где наибольшее внимание уделено изображению представителей различных слоев дворянства. И тем не менее в нем автор и как философ, и как историк, и как художник, и как проповедник, и как моралист следует одному принципу: любой герой, каждая проблема, […]...
  35. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман “Война и мир” Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л. Н. Толстой также хотел показать жизнь народа во времена “войны и мира”. Писатель хотел показать жизнь людей, меняющуюся под влиянием внешних событий, […]...
  36. Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских […]...
  37. Замечательный советский писатель А. П. Гайдар в чудесной детской книге “Чук и Гек” говорит: “Что такое счастье, каждый понимал по-своему”. Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л. Н. Толстого тоже ищут свое счастье. В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Это тот маленький островок в жизни человека, на котором его всегда ждут, […]...
  38. Война является одним из основных конфликтов романа, так как именно она двигает сюжет, развивает события, не дает спокойной жизни героям. Война в романе всегда горе и смерть, а зачастую и бессмысленное страдание народа. Война и любовь являются главными противоборствующими силами произведения. Эти силы меняют судьбы героев, дарят им счастье или разочарование. И в тоже время […]...
  39. ­Любовь и война Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из ведущих мест. Во все времена к ней обращались великие поэты, писатели, эссеисты. Так и Лев Николаевич Толстой – фигура титаническая в масштабах мировой литературы, не остается в стороне. Практически все его произведения затрагивают вопросы любви – любви к матери, к Родине, к женщине, […]...
  40. Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное […]...