Презентация носов биография. Презентация на тему "николай николаевич носов". Обобщение знаний учащихся

Викторина по рассказам Николая Носова



Биографическая справка

Н. Н. Носов - детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

Родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. В 1932 г. окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.


Первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 г. в журнале «Мурзилка», первую книжку - «Тук-тук-тук» - в 1945 г. Затем появились сборники: «Весёлые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «На горке» (1953), «Весёлая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазёры» (1957), «Весёлые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965).

Н. Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина







Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.

Ж р о у к д а з к а з м а к к и а с р а


Правильный ответ

ж р о у к д дружок

а з к а з м а замазка

к к и а с р а карасик


Несколько изобретений и открытий, сделанных героями Н. Носова.

7. Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись?

8. Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке.

9.Из чего можно сделать электрический звонок?.

10. С каким оружием не страшна даже живая шляпа?


11. «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка?

12. А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные.

13. Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

14. Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…


«Доскажи словечко…»

«Живая …»

«Мишкина …»

«Три …»

«Федина …»

«Шурик у …»

«Про …»





Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды. А вам приходилось самим варить кашу? Рецепт от …….

Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если «не шалить и ничего не трогать»?

Насытились? Поговорим о поэзии, хотя надо бы наоборот. «Что ты рано в гости, Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!» Кто и по какому поводу читает эти стихи?


То они стихи читают, песни поют, то письма пишут: «Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно». Виноват шофер или нет? К чему они прицепились?

А иногда герои Носова пытаются даже колдовать: «Колдуй, баба, колдуй дед, Колдуй, серенький медведь!» Что они должны наколдовать? Кто произносит это заклинание?

А где встречается еще одно, можно так сказать, заклинание: «Никого убивать не надо. Животных надо любить».

Герои Н. Носова, как и все дети, любят играть. Во что? «Прихожу в комнату …. Батюшки! Все разворочено. Шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном!»

Слайд 1

Николай Николаевич Носов(1908 - 1976)

Слайд 2

Детство и юношество
Писатель и драматург Николай Николаевич Носов появился на свет в 1908 году 10 (23) ноября неподалеку от Киева в поселке Ирпень. Здесь же прошло все его детство. Поскольку отец был эстрадным актером, то родители небезосновательно полагали, что Николай пойдет по его стопам. Однако он предпочел скрипку, но очень скоро выяснилось, что учиться музыке нелегко, это вынудило Николая отказаться от своих планов стать музыкантом.

Слайд 3

Слайд 4

Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя»

Слайд 5

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Война и последовавшая за ней революция лишили семью стабильных заработков. Из-за этого Николаю пришлось с 14 лет совмещать учебу в гимназии с подработками. Помогая семье, он перепробовал множество профессий, начиная от продавца газет и заканчивая косарем. После окончания Гражданской войны гимназия, где учился Николай, была преобразована в школу-семилетку, которую он окончил в 1924 году. После этого он устроился чернорабочим на местный бетонный завод, а затем отправился в Бучу на частный кирпичный завод.

Слайд 6

В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное - любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», - говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.

Слайд 7

Литературное творчество С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова - «Ступеньки»

Слайд 8

Слайд 9

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них - сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965).

Слайд 10

Николай и Игорь Носовы - слаженный дуэт! Внук искусно подыгрывал деду в 1971-м, "вторит" деду и до сих пор - продолжая писать истории о Незнайке.

Слайд 11

Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени (1967). Орден Красной Звезды (1.10.1943) - за создание выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» и проявленный при этом трудовой героизм. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Сталинская премия третьей степени (1952) - за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1969) - за трилогию о Незнайке[

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Николая Николаевича Носова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов 10.11.1908 – 26.07.1976 советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист

3 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

4 слайд

Описание слайда:

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

5 слайд

Описание слайда:

Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим. В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

6 слайд

Описание слайда:

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова - «Ступеньки».

7 слайд

Описание слайда:

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» Н.Н.Носов с сыном Петром 1932г. Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

8 слайд

Описание слайда:

В 1947 году вышел сборник рассказов - «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга». В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году - «Прятки», в 1958 году - «Весёлые рассказы и повести».

9 слайд

10 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы - мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

Людмила Тюрина
Конспект занятия с презентацией «Николай Николаевич Носов»

Представляю вашему вниманию конспект НОД с презентацией для детей по знакомству с творчеством Николая Николаевича Носова . Представленный материал может быть использован в старшей группе детского сада как часть непосредственной образовательной деятельности или как полноценное занятие . Презентация включает в себя краткие биографические сведения о писателе, названия его наиболее известных произведений; в презентацию также входит текстовый и иллюстративный материал для ознакомления детей с рассказом "Живая шляпа" и небольшая викторина по изученному материалу.

Цель : познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова .

Задачи :

Образовательные : продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; помочь детям запомнить названия наиболее известных произведений Носова .

Развивающие : развивать умение внимательно слушать произведения художественной литературы; развивать умение адекватно воспринимать содержание произведения, оценивать поступки героев;развивать чувство юмора.

Воспитательные : воспитывать эмоционально-образное восприятие текста,

Интеграция образовательных областей :

художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Материал : иллюстративный материал, книги Н. Н. Носова , интерактивный комплекс, файл презентации .

Предварительная работа :

подборка книг и иллюстративного материала для знакомства с творчеством Н. Н. Носова ; чтение книг Носова перед сном и в свободное время; просмотр мультфильмов о Незнайке и "Бобик в гостях у Барбоса".

Ход непосредственной образовательной деятельности :

1. Организационный момент - загадывание загадки о Незнайке

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

Как вы думаете, о ком эта загадка? (О Незнайке) .

Верно. Истории о Незнайке и его друзьях написал детский писатель и сказочник Николай Николаевич Носов . (Слайд 2) .Это его портрет. Как вы считаете, почему он окружен книгами (Ответы детей) .

2. Беседа о Н. Н. Носове .

- Николай Николаевич Носов – известный детский писатель. Он говорил : «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний). Главное – любви к ним. И уважения.». Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки.

Его первая книга вышла в 1938 году.

Он написал множество книг : «Витя Малеев в школе и дома»

Слайды 4-9

Рассказы "Замазка", "Заплатка", "Затейники", "Мишкина каша", "Огурцы", "Фантазеры".

Слайды 10-11

По некоторым рассказам и сказкам были сняты мультфильмы и даже кино! Какие мультфильмы вы видели? О чем они? (ответы детей) .

3. Динамическая пауза.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться вместе с Незнайкой.

(Показываю карточки, на которых нарисованный Незнайка выполняет различные упражнения. Динамическая пауза проходит под музыку "Где водятся волшебники" из к\ф "Незнайка с нашего двора")

4. Чтение рассказа "Живая шляпа".

Теперь давайте познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова "Живая шляпа".

Слайды 12-17. Чтение рассказа с наглядным сопровождением.

5. Закрепление материала.

Ребята, Незнайка предлагает вам поучаствовать в викторине.

Слайд 18. Кто написал рассказ «Живая шляпа?»

Слайд 19. Какие еще рассказы написал Николай Николаевич Носов ?

Слайд 20. Какие мультфильмы по рассказам и сказкам Носова вы смотрели ?

Слайд 21. Какие истории Николая Носова вы любите больше всего? А почему? Расскажите!

Слайд 22. Молодцы!

6. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили?

Что вам показалось интересным?

Что вам больше всего запомнилось?

А что больше всего понравилось?

1 слайд

Урок литературного чтения в 3 классе Разработка учителя начального класса филиала МОУ СОШ с.Скорняково в селе Скорняково

2 слайд

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Сегодня ему было бы … лет. Жизнь и творчество Николая Носова

3 слайд

Н.Н. Носов почти сорок лет отдал благороднейшему делу воспитания девчонок и мальчишек. Его неустанный труд отмечен высокими правительственными наградами: Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской, Государственная премия СССР (за «Витю Малеева…»). В 1976 году Н.Носов умер. Он доверил нам свою самую главную тайну – веселые и умные книги. Он владел «золотым ключиком» к сердцам девчонок и мальчишек. Счастье – не в золоте, найденном на дне старого колодца. Тайна в человеке. В умении добывать и ценить знания, а главное, думать, жить честно, трудиться, ценить каждый день своей жизни, не растрачивая себя по пустякам. Читайте книги Н. Носова, постигайте мудрость героев, познавайте тайну Н.Носова.

4 слайд

Н. Носов испытал в жизни не одну профессию. Но свой выбор остановил на детской литературе. Писать начал в 1938 году. Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка» и назывался «Затейники». Именно с коротких рассказов для детей началась творческая дорога Н.Носова. Это удивительные рассказы – маленькие шедевры – в 2-3 странички, и каждый из них блестит, как яркая жемчужина. Потом появились повести: «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома». Рассказы и повести писателя – книги для детей и про детей. Герои Н.Носова – не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны. В письмах ребят – читателей к Н.Носову содержится обида: Почему все герои – мальчишки? Писатель отвечал, что, вероятно, лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

5 слайд

Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» - был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для всесоюзных детских изданий, таких как «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка» - о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят.

6 слайд

«Мишкина каша» - в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» - где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» - о школьниках, ставших пчеловодами.

7 слайд

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова: несмотря на достаточно обычный исходный материал – пионерские сборы, школьные уроки, разговоры учителей с учениками – в ней необычайно реалистично описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

8 слайд

Одна из его книг называется «Фантазеры». Иногда это слово употребляют как обидное, укоряющее: «Эх ты, фантазер!». Кто такой фантазер? Это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.

9 слайд

Николай Носов сам был редкостным фантазером. Как раз его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

10 слайд

Сказочная трилогия о Незнайке – второй этап творчества. Если в повестях и рассказах мы узнали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии Н.Носов выводит нас далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

11 слайд

В "Приключениях Незнайки" Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание "Незнайки в солнечном городе" вышло в свет в 1958 году - тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее... Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно, Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда - советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже - по-японски!

12 слайд

Третий этап – автобиографические повести: «Тайна на дне колодца» – так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

13 слайд

«Повесть о моем друге Игоре» (1970) еще называют продолжением традиции Корнея Чуковского (имеется в виду его повесть «От двух до пяти»). Игорь – это родной внук Николая Носова, за которым он наблюдал с двухлетнего возраста и записывал все интересные и смешные поступки, фразочки и размышления растущего пацаненка. Чрезвычайно увлекательное повествование! Это, по сути, художественный дневник дедушки Носова, каждая запись в котором – проявление любви к внуку и безграничного удивления… «Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, как мне казалось, не замечали другие!» - писал он.

14 слайд

И еще один, очень важный момент. Все книги Носова наполнены юмором - веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Веселой семейки" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"... Рассказы стали у ребят самыми любимыми, они издавались огромными тиражами, стоили гроши, потому что выходили в основном в тонких обложках.