Презентация на тему васнецов снегурочка. Презентация Сочинение по картине В.М. Васнецова Снегурочка. Работа над репродукцией

краткое содержание других презентаций

«Изобразительно-выразительные средства» - Аллитерация (повторение согласных звуков). (О). У наших ушки на макушке! О! О? Ассонанс (повторение гласных звуков). Какой звук повторяется в данном фрагменте стихотворения М. Лермонтова? О!? Для чего?

«Сказка Attalea Princeps» - Что такое литературная сказка? Сказка о гордой и сильной пальме. Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая. Какие мысли возникают после прочтения сказки? Attalea Princeps. Цели урока: «Тогда ствол начал сгибаться. «Я и одна найду себе дорогу. Всеволод Михайлович Гаршин. «Лягушка-путешественница» «Сказка о жабе и розе». Урок литературы в 5 классе Учитель Фёдорова Т. В. Оранжерея.

«Некрасов Русь» - Николай Алексеевич Некрасов 10 декабря (28 ноября) 1821– 8 января (27 декабря)1878. С 1868 года место «Современника» в российской журналистике заняли «Отечественные записки». И.М. Прянишников. 1872. Н.А. Некрасов. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Журнал был куплен Некрасовым у Краевского. Веселая минутка. "Кому на Руси жить хорошо?" или что мы знаем о Н.А. Некрасове. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа № 1». М. Волконская. Худ.

«Литература сказки» - Сказки становятся первыми учителями, прививая понятия добра и зла. Встречи со сказками незабывемы. Что нравится моим современникам в сказках? Основополагающий вопрос. Выполнила ученица 5 а класса Давыдова Надежда Руководитель Петрова Н.П. с. Шемурша- 2010г. Исследовать жизнь и будущее сказки. Но нет на свете человека, который бы не любил сказки. Нужна ли сказка в 21 веке? Мудрые и добрые сказки. Сказка всегда таит в себе какой-то скрытый смысл.

«Снегурочка в музыке» - Скульптура А.Островского у МХАТа. Островский немало путешествовал. Усадьба Щелыково. А.Н. Островский «Снегурочка». - Плачи, причитания: В.М. Васнецов. Через год, в 1881, опера была закончена. Наиболее известен, как автор картин на сюжеты русских былин и сказок. - Заговоры.

«Есенин времена года» - Хороша ты, о белая гладь! На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. Заревая теплынь. Времена года в поэзии. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке. О лесная, дремучая муть! Как поэт, Есенин отличался величайшим даром и ярчайшим талантом. Сергей Есенин. Греет кровь мою легкий мороз. Погасло солнце.

Сочинение

по картине

В.М. Васнецова «Снегурочка»

3 класс

учитель: Артюх М.В.



Виктор Михайлович

Васнецов


«Три богатыря»

«Иван Царевич

на сером волке»


«Алёнушка»

«Ковёр-самолёт»


«Царевна-лягушка»

«Три царевны Тёмного царства»


Эскизы декораций В.М.Васнецова

к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

Снегурочка


«Снегурочка» 1899 г. Государственная

Третьяковская галерея г. Москва


Иван Есаулков

Непроглядный тёмный лес.

Вдалеке видна деревня.

Льётся лунный свет с небес.

Вид загадочный и древний

Берендеева страна

Волшебством к себе поманит.

Встала девушка одна

На искрящейся поляне,

Наслаждаясь тишиной,

Слыша дальний звук свирели, –

Это ночью под луной

Раздаётся песня Леля.

Спят и птицы, и зверьё.

Лес Снегурку окружает.

Настроение её

Вся природа повторяет.

Рядом ёлочки стоят.

Снег искрится под луною.

Ветки льдинками звенят

У берёз порой ночною.

А предчувствие беды

На душе тревогу сеет

И не пролегли следы

К деревушке берендеев.


  • Вступление.
  • Описание картины.

3. Мое отношение к картине


  • Вступление.

Что изображено на картинеВ.Васнецова«Снегурочка»?

Снегурочка, зимний лес.

2. Основная часть. Описание картины.

1. Как художник изобразил лес, природу?

Тёмный лес, ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени.

2. Какая Снегурочка?

Девушка, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки.

3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане?

В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, вдали, огоньки-светлячки деревеньки.


4. Как чувствует себя Снегурочка?

Страшно, одиноко.

3. Заключение.

Понравилась ли тебе картина? Чем?

Волшебная, загадочная, чудо, тайна.


Толковый словарь

C. И. Ожегова

ПАРЧА - плотная

узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. Прил. парчовый, -ая, -ое.


Слайд 1

"Снегурочка" - весенняя сказка

Слайд 2

Снегурочка – снежная девочка, персонаж русской волшебной сказки.
В.М. Васнецов «Снегурочка»

Слайд 3

Старик и старуха жили на свете одни и, чтобы хоть как-то смягчить свое одиночество, слепили зимой из снега куклу, которая неожиданно ожила и стала жить вместе с ними. Они относились к ней, как к внучке, и дали ей имя Снегурочка (Снегурушка, Снежурка). Летом, несмотря на возражения стариков, она отправилась с подругами в лес гулять, собирать ягоды и грибы и растаяла, оставив стариков неутешными.

Слайд 4

Мы вам песню про Снегурочку споем: Жили-были дед и бабушка вдвоем. Вот однажды на озябший на лужок Выпал беленький пушистенький снежок. Дед и баба, чтоб тоску свою забыть, Стали снежную красавицу лепить. Наводили брови черным угольком, Натирали щечки докрасна снежком. Были косы из пушинок из седых, А глаза из тонких льдинок голубых. Вдруг красавица вздохнула, ожила, Тонкой бровью удивленно повела. Дед ей сделал из сафьяна сапожки. Не простые – золотые каблучки, А бабуся дни и ночи не спала. В косы ленты ей атласные ткала.

Слайд 5

Дед и баба не одни теперь живут, Дочку ласково Снегурочкой зовут. Так была она счастлива много дней, Становилась все умнее и милей. Но пришли с весною солнечные дни, А Снегурочка под ивою в тени, Лишь гуляет по утрам да вечерком, А по алым щечкам слезы ручейком. Как-то девушки-подружки в лес пошли И костер из тонких веток развели, Стали прыгать через пламя высоко, И Снегурочка подпрыгнула легко. Над костром остался чуть заметный след, И Снегурочки на свете больше нет, Только в небе тихо облачко плывет, Только песня на земле о ней живет.

Слайд 6

А. Н. Островский

Слайд 7

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.
"Снегурочка. Весенняя сказка"
1873 г

Слайд 8

Действующие лица
Дед Мороз
Весна Красна
Снегурочка
Лель
Мизгирь
Купава

Слайд 9

Весна Красна Шестнадцать лет тому, как я для шутки И теша свой непостоянный нрав, Изменчивый и прихотливый, стала Заигрывать с Морозом, старым дедом, Проказником седым; с той поры В неволе я у старого. Мужчина Всегда таков: немножко воли дай, А он и всю возьмет, уж так ведется От древности. Оставить бы седого, Да вот беда, у нас со старым дочка – Снегурочка.

Слайд 10

В глухих лесных трущобах, В нетающих лядинах возращает Старик свое дитя. Любя Снегурочку, Жалеючи ее в несчастной доле, Со старым я поссориться боюсь; А он и рад тому – знобит, морозит Меня, весну, и берендеев…

Слайд 11

Снегурочка, беги от Леля, бойся Речей его и песен. Ярым солнцем Пронизан он насквозь. В полдневный зной, Когда бежит от солнца все живое В тени искать прохлады. Гордо, нагло На припеке лежит пастух ленивый, В истоме чувств дремотной подбирает Лукавые заманчивые речи…
Мороз:

Слайд 12

Бобылиха: Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем!

Слайд 13

Заречная слобода Берендеевка

Слайд 14

Моя беда, что ласки нет во мне. Толкуют все, что есть любовь на свете, Что девушке любви не миновать; А я любви не знаю; что за слово Сердечный друг и что такое милый, Не ведаю. И слезы при разлуке, И радости при встрече с милым другом У девушек видала я; откуда ж Берут они и смех и слезы, - право, Додуматься Снегурочка не может.
Снегурочка:

Слайд 15

Слайд 16

Снегурочка. Порадуйся со мной! Сбирала я цветы на Красной горке, Навстречу мне из лесу молодец, Хорош -пригож, румяный, круглолицый, Красен, кудряв, что маковый цветок… Отецкий сын, по имени Мизгирь, Торговый гость из царского посада…
Купава:

Слайд 17

Мизгирь: Люби меня, Снегурочка! Дарами Бесценными красу твою осыплю… Снегурочка: Любви моей не купишь

Слайд 18

Слайд 19

Царь: Берендеи, Кому из вас удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью, тот Из рук царя, с великим награжденьем, Возьмет ее, и лучшим гостем будет За царскими столами на пирах. На празднике Ярилы.

Слайд 20

Слайд 21

Весна: Снегурочка, дитя мое, о чем Мольбы твои?

Слайд 22

Снегурочка: Кругом меня все любят, все счастливы И радостны; а я одна тоскую, мама. Хочу любить…

Слайд 23

Слайд 24

Снегурочка: О милый, Прости меня! Чего-то я боялась, - Смешно самой и стыдно, берегла Какое-то сокровище, не зная, Что все, что есть на свете дорогого, Живет в одном лишь слове. Это слово: Любовь.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

Цель: Познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. Составлять текст по опорным словам. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.

Ход урока. Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.

1. Орг. момент. Подготовка к уроку.

Массаж подушечек пальцев "Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

Я зимой найду в лесу."

Упражнение на дыхание "Одуванчик")
2. Сообщение темы и цели урока.. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине.
3. Вступительная беседа. У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе... » ... говорил художник, когда стал взрослым.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка», «Три царевны Тёмного царства», «Снегурочка».

Интересна история создания картины «Снегурочка» В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает… Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви.

Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.
Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.

Физкультминутка.

На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но… словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

4. Беседа по картине

Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Снегурочка».

Что вас поразило больше всего?

Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? (Кисть художника воплотила на холсте, как на театральной сцене, очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

Опишите зимнее небо. (Редкие алмазные звезды сияют в сумраке небес)

Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках? (В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки деревенских изб)

Почему снег на картине голубого цвета? (Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу)

Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? (Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды.)

Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? (В тулупчике, в сапожках, в рукавичках)

5. Анализ музыкального произведения П.И.Чайковского «Снегурочка», стихотворения И. Есаулкова. Звучит музыкальное произведение.

Какое настроение передает музыкальное произведение П.И.Чайковского «Снегурочка»?

Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка».

Стихотворение И. Есаулкова 6. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

7. Словарная работа.

Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)

Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега)

8. Устное сочинение по картине.

9. Написание сочинений.

10. Редактирование текста.

11. Написание окончательного варианта.

Приложение

Варианты работ.

1.Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике - нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

2. «Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу. Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.

Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно".

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цели урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве В.М.Васнецова, учить “читать” картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным словам, учить соблюдать последовательность передачи текста, устанавливать связь между частями, учить проверять написанный текст, развивать интерес к русской культуре, наследию, развивать умение работать самостоятельно, в группах, развивать орфографическую зоркость, память мышление, внимание, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “В.М. Васнецов. Снегурочка”, учебник “Русский язык” 1 часть, 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Снегурочка”.

3. Подготовительная работа.

Учитель: Вы разделились на 3 группы.

1) “Мы – художники”. Подготовить сообщение о художнике В.М.Васнецове.
2) “Мы – музыканты”. Подготовить информацию о композиторе Н.А.Римском –Корсакове.
3) “Мы – корректоры”. Подготовить правила для написания сочинения.

Каждый выбрал свою группу самостоятельно.

Цель: обобщить знания ребят по экскурсии в Третьяковскую галерею.

4. Работа над темой.

Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

Учитель: Отгадайте загадки.

Учитель: Чтобы все узнать о Снегурочке, нужно отправиться в сказочное путешествие.

Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.

Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе - не было у них детей.

Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать?? - Давай сделаем, - говорит старуха.?

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

Смотрят - а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула - и из сугроба живой девочкой вышла.

В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить.

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. - Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну - глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: - Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

Учитель: А теперь ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

Дети: Сообщение ребят по группам.

1) “Мы – художники”.

Наша группа подготовила сообщение о русском художнике В.М. Васнецове (1848 – 1926). В Третьяковской галерее мы были на обзорной экскурсии. Экскурсовод познакомила нас с жизнью и творчеством В.М. Васнецова.

Вырос Виктор Михайлович в семье священника, в Вятской губернии. Первые уроки рисования давал ему отец, и они мальчику очень понравились, пробудили тягу к изобразительному искусству. В.М. Васнецов окончил Петербургскую Академию искусств. Нам понравились картины: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.

Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.

2) “Мы – музыканты”.

Наша группа узнала на уроке музыки о композиторе Н.А. Римском-Корсакове. Мы слушали увертюру к опере “Снегурочка”. Звучала таинственная, завораживающая музыка. Хотелось слушать еще.

Учитель: Спасибо! Вы нам помогли узнать новое о нашей героине.

5. Работа над репродукцией.

Учитель: Возьмите учебник, откройте учебник на странице 123 упражнение 238. На страницах учебника размещена картинная галерея. Найдите репродукцию В.М. Васнецова “Снегурочка”.

(Слайд 10-11)

Учитель: Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда она вышла?

Дети: Она вышла из волшебного леса.

Учитель: Как выглядит природа на картине?

Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.

Учитель: Используя опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.

Дети: Из леса вышла Снегурочка. На ней красивый наряд. На девушке парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки. Вся одежда жемчужно-серебристого цвета.

Учитель: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.

Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?

6. Работа над планом.

Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.

Подумайте, в сочинении должно быть три части:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.
  1. В.М. Васнецов.
  2. Снегурочка.
  3. Мое отношение к картине.

О них расскажут ребята, которые работали над темой “Мы – корректоры”.

Дети: Мы хотим рассказать о тех правилах, которыми пользуемся на уроках русского языка:

  • Прежде чем написать предложение, проговори его.
  • Записал, проверь.
  • Подумай, какое предложение будет следующим.
  • Не повторяй одно и то же слово, используй синонимы.
  • Вспомни орфограмму, запиши слово правильно.

Учитель: Спасибо, молодцы!

8. Физминутка.

Пускай снегами все заносит,
(руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)