Презентация на тему современные направления западного искусства. Презентация на тему "современное искусство". Основные направления современного западного искусства

1.Модернизм ( франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - главное направление западного искусства XIX-XX вв. В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом , уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства , заменяемых системой знаков , максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание , обретая новую ценность как фактора физического - акустического - воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы , трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т.п.

2. Абстракционизм - направление в искусстве XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений, проявившее себя в живописи, скульптуре и графике. Сам термин «абстракционизм» свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 1910-х годах как анархический вызов общественным вкусам, в конце 40-х - начале 60-х годов это направление принадлежало к наиболее распространенным явлениям западной культуры.

В абстракционизме существуют два основных направления:психологическое (е го основателем считают В.Кандинского , в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего) и геометрическое (или интеллектуальное, логическое). Его родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представляющим в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) - в русле психологической тенденции - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, В.Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и обогатили ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.



3. Сюрреализм. К началу 1920-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения – сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм - сами стремятся причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925-26 гг.

Наиболее типичные сюрреалистические полотна создали бельгиец Р. Магритт и каталонец С. Дали. Эти картины представляют собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия , которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит французскому поэту и психиатру Андре Бретону . Огромное влияние на развитие сюрреализма оказало творчество З.Фрейда и его концепция психоанализа , где психика трактована как подчиненная непознаваемым, иррациональным, вечным силам, находящимся за пределами сознания. Глубинным фундаментом психики, влияющим на реальную, сознательную жизнь человека, по З.Фрейду, становится бессознательное . И, по его убеждению, бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью в сновидениях и искусстве, и именно в них открывается истинный путь познания «естественной сущности» человека.

К рубежу 20-30-х гг. сюрреализм проник в живопись других стран Европы - Англии, Швеции, Чехословакии, в 30-е гг. достиг Латинской Америки, Австралии, Японии, проявив себя не только в живописи, но и в скульптуре.

4. Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art - общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 году. Само же течение возникло в 50-х годах XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачей замены абстракционизма , так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себя новым реализмом , так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи . Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялся художественно-эстетическим статусом. В поп-арте вещь эстетизируется как предмет массового потребления , а произведение становится материализованной мечтой потребителя .

Среди разновидностей поп-арта выделяют оп-арт , характеризующийся широким использованием оптических эффектов, цветовых пятен, эл-арт с движущимися конструкциями и окр-арт с предметами, окружающими зрителя. Однако разновидности поп-искусства не отличаются друг от друга по смыслу. Стиль этот похож на стиль оформления товаров на витрине или рекламу. Поп-арт идеально подходит для «человека толпы», ориентированного на потребление, воспитанного на рекламе и средствах массовой коммуникации.

Тема XI. Культура в эпоху глобализации

Этапы глобализации.

Прежде всего, необходимо отметить, что глобализация - процесс, начавшийся отнюдь не в последние десятилетия, а разворачивающийся, по крайней мере, в течение последнего столетия.

· Первым этап глобализации - рубеж XIX-XX вв. Это была фаза активного распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе. Теоретиками первой волны глобализации стали Р. Кобден, Дж. Брайт, Н. Эйнджел, которые обосновывали идею о том, что основные внешнеполитические антагонисты Англия и Германия, являющиеся и основными экономическими партнерами, не станут участвовать в военных конфликтах друг с другом.Однако Первая мировая война опровергла эти предсказания, и глобализация как процесс была прервана.

· Вторая волна глобализации развернулась в 70-е гг., после двух мировых войн и Великой депрессии. Ее основными предпосылками стали революция в информатике и телекоммуникациях.

· Современный этап глобализации.Условиями его развертывания стали:

1. Распадение Советского Союза и системы стран социалистического лагеря, что привело к нарушению мирового паритета сил.

2. Развертывание информационной революци и, которое привело к формированию электронных экономик, электронных финансовых структур, электронных денег, электронных правительств.

3. Усиление к концу XX века роли ТНК в мировой экономики . Наиболее мощные из которых контролируют сегодня более 90 % прямых зарубежных капиталовложений в станах Запада и практически 100% инвестиций в экономику стран «третьего мира».

4. Глобализационным процессам способствует деятельность ряда международных организаций и институтов (среди них - МВФ, Всемир­ный банк и ВТО), которые должны поддерживать сложившийся в послевоенный период новый экономический порядок и не допускать перераспределения ресурсов и рынков сбыта между теми, кто входит в группу стран-лидеров и теми, кто стремится освободиться от экономической и политической зависимости, используя механизмы ускоренной модернизации.

5. И, наконец, это ставший очевидным к 90-м годам крах проекта модерна и идеологии Просвещения и вырождение его основного принципа рационализма в прогрессизм и технологизм. Это приводит сегодня к экологическим катастрофам, разрушению как пространства природы, так и пространства культуры.

Слайд 2

Цель работы

Познакомиться с новыми направлениями современного искусства 20- го века в России. Исследовать моменты биографии художников- ярких представителей современного искусства. Научиться анализировать шедевры современного искусства.

Слайд 3

Современное искусство- это…

Философия жизни Видение мира Ассоциация символа, как формулы самовыражения

Слайд 4

Направления современного искусства

Модернистские направления В 10-х гг. 20 в. в России развивается абстрактное искусство. Его представители считаются художниками мирового значения, основоположниками современного искусства. На русское искусство оказывают большое влияние кубизм, футуризм и конструктивизм.

Слайд 5

На творчество Малевича решительно повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного искусства, так называемый „супрематизм“. Художник комбинирует простые геометрические формы контрастных цветов (Супрематическая композиция), старается как можно более упростить свои картины.Малевич написал всемирно известный Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет - это сумма всех цветов, а черный - это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто-ничто“, „бытие-небытие“. Черный квадрат – это „дыра в бесконечность“. Казимир Малевич

Слайд 6

Василий Кандинский Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. После революции 1917 г. эмигрировал в Германию. В историю искусства вошел своими Композициями, например, Композицией № 7.

Слайд 7

Марк Шагал Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске, образ которого стал тематической основой его картин (Я и деревня). Рисует простых деревенских жителей, раввинов, клоунов, музыкантов. На его картинах повторяются фигуры животных (лошадь, осел, петух).Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, пишет картины в гротескно-символическом духе. После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создал витражи и мозаики в Иерусалиме, илюсстрировал Мертвые душиГоголя.

Слайд 8

Обратная сторона холста…

Автора узнают по почерку Леонид Кипарисов Родился в 1964 г. Профессиональную деятельность в сфере искусства начал в старших классах школы - карикатуристом областной газеты “Приокская правда”. В 1984 году, закончив три курса Ленинградского Электротехнического Института, оставил его, и в том же году поступил на художественно-графический факультет Ленинградского Педагогического института, окончил его в 1989 г. С 1987 г. участвую в выставках живописи в России и за рубежом.

Слайд 9

Слайд 10

Основные моменты анализа

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Современное искусство- зеркало сегодняшней действительности

  • Слайд 15

    литература

    Литература: Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004. Сокровища России. Введение в русское искусство. Издательство "Искусство", Москва 1995. Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998. Lepilová, K.: Oчерк русской культyры. OU, Ostrava, 1996. Manková, N.: Čítanka z dějin ruské kultury. Západočeská univerzita, Pedagogická Fakulta, Plzeň1998. Библиотека изобразительных искусств: http://www.artlib.ru/ Живопись: http://jivopis.ru/gallery/ Золотой архив Икон Древней Руси 11 - 16 век: http://staratel.com/pictures/icona/main.htm Русская живопись: http://staratel.com/pictures/ruspaint/main.htm

    Посмотреть все слайды

    Презентация на тему "Современное искусство" по изобразительному искусству в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с направлениями современного искусства 20-го века в России, а также исследовать моменты биографии художников - ярких представителей современного искусства. Автор презентации: Петрова Юлия, ученица 10 класса.

    Фрагменты из презентации

    Современное искусство - это…

    • Философия жизни
    • Видение мира
    • Ассоциация символа, как формулы самовыражения

    Направления современного искусства

    • Модернистские направления
    • В 10-х гг. 20 в. в России развивается абстрактное искусство. Его представители считаются художниками мирового значения, основоположниками современного искусства. На русское искусство оказывают большое влияние кубизм, футуризм и конструктивизм.

    Казимир Малевич

    На творчество Малевича решительно повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного искусства, так называемый „супрематизм". Художник комбинирует простые геометрические формы контрастных цветов (Супрематическая композиция), старается как можно более упростить свои картины.Малевич написал всемирно известный Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет - это сумма всех цветов, а черный - это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто-ничто", „бытие-небытие". Черный квадрат – это „дыра в бесконечность".

    Василий Кандинский

    Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. После революции 1917 г. эмигрировал в Германию. В историю искусства вошел своими Композициями, например, Композицией № 7.

    Марк Шагал

    Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске, образ которого стал тематической основой его картин (Я и деревня). Рисует простых деревенских жителей, раввинов, клоунов, музыкантов. На его картинах повторяются фигуры животных (лошадь, осел, петух).Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, пишет картины в гротескно-символическом духе. После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создал витражи и мозаики в Иерусалиме, илюсстрировал Мертвые души Гоголя.

    Леонид Кипарисов

    Родился в 1964 г. Профессиональную деятельность в сфере искусства начал в старших классах школы - карикатуристом областной газеты "Приокская правда”. В 1984 году, закончив три курса Ленинградского Электротехнического Института, оставил его, и в том же году поступил на художественно-графический факультет Ленинградского Педагогического института, окончил его в 1989 г. С 1987 г. участвую в выставках живописи в России и за рубежом.

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Слайд 19

    Описание слайда:

    Слайд 20

    Описание слайда:

    Слайд 21

    Описание слайда:

    Слайд 22

    Описание слайда:

    Слайд 23

    Описание слайда:

    Слайд 24

    Описание слайда:

    Слайд 25

    Описание слайда:

    Слайд 26

    Описание слайда:

    Слайд 27

    Описание слайда:

    Слайд 28

    Описание слайда:

    Слайд 29

    Описание слайда:

    Слайд 30

    Описание слайда:

    Слайд 31

    Описание слайда:

    Слайд 32

    Описание слайда:

    Слайд 33

    Описание слайда:

    Слайд 34

    Описание слайда:

    Слайд 35

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Нет-арт (Net Art - от англ. net - сеть, art - искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Нет-арт (Net Art - от англ. net - сеть, art - искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание.

    Описание слайда:

    (англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) - основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. (англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) - основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.

    Описание слайда:

    (graffiti - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare - царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. (graffiti - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare - царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской.

    Слайд 42

    Описание слайда:

    Слайд 43

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    (от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. (от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу.

    Описание слайда:

    (minimal art - англ.: минимальное искусство) - худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. (minimal art - англ.: минимальное искусство) - худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.

    Слайд 48


    «Искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм отражения действительности.





    Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал "уступить инициативу формам, краскам, цвету". Что такое абстрагирование?



    Что такое реализм? Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности. Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.



    Что такое авангардизм? Авангардизм - (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хеппенинг и др.).



    Что такое андерграунд? Андерграунд (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, означающее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название. В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.



    Что такое сюрреализм? Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: "сюр" по-французски "над"; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения "над" реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).



    Что такое модернизм? Модернизм (фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный) - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.



    Что такое поп-арт? Поп-арт (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания. Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве. Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.



    Что такое оп-арт? Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.



    Что такое кинетическое искусство? Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме. Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др. В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.



    Что такое гиперреализм? Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.



    Что такое реди-мейд? Реди-мейд (англ. ready made - готовый) - один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале. Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в годы применил М. Дюшан по отношению к своим "готовым объектам" (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.



    Что такое инсталляция? Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков. Инсталляция - форма искусства, широко распространенная в XX в.



    Что такое энвайронмент? Энвайронмент (англ. environment - окружение, среда) - обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.



    Заключение Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе. Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями. Однако при всей изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки – композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени. Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.