Презентация на тему "микеланджело". Микеланджело Буонарроти презентация к уроку по мхк (9 класс) на тему Презентация на тему микеланджело по истории

, Микеланджело Буонарроти , Тициан – внесли в мировое искусство неоценимый вклад. Среди этих художников именно Микеланджело создал образы титанические, героические, мужественные и по форме, и по содержанию, по внутренней духовной силе.

Микеланджело Буонарроти

«Заслуга Микеланджело заключается в том, сколько страсти и порыва, сколько бури, боли и силы вложил он в свои произведения. Он придал искусству невиданный прежде динамизм и научился изображать то, что на самом деле изобразить невозможно – горение человеческой души, и вообще всё то, что невидимо и нематериально».

Священник Георгий Чистяков. Огнём объятая

Свою презентацию, посвящённую творчеству Микеланджело, я не случайно назвала «Титан». Называя имя Леонардо да Винчи, мы в первую очередь вспоминаем о его интеллектуальных способностях. Имя Рафаэля ассоциируется с гармонией. Микеланджело Буонарроти поражает, прежде всего, мощью своих творений. Красота, сила человека восхищали художника и вызывали желание воплотить эту красоту и мощь в образах и скульптурных, и живописных.

Красота, сила, мощь, энергия

Сила и мощь отличают даже женские образы Микеланджело. Взгляните на его Мадонн, на Сивилл из Сикстинской капеллы, на фигуры «Утро» и «Ночь» из капеллы Медичи. Сравните их с женскими образами Леонардо и Рафаэля. Что же говорить о мужских образах! Это титаны! Титаны не только внешне. Художник сумел выразить в этих творениях силу духа, энергию, способную изменить мир. Микеланджело прожил очень долгую жизнь, пережив своих великих соотечественников Леонардо и Рафаэля, нескольких пап, с которыми не всегда складывались отношения. Он часто вынужден был подчиняться папе римскому и творить не то, чего требовала душа. Мир менялся вокруг него, близилась эпоха барокко. И в творчестве Микеланджело появляются черты, не свойственные классическому искусству. Буря, бушевавшая в душе этого титана находит выражение в его титанических образах.

В моей презентации я сделала акцент на изобразительном ряде. Она поможет учителю проиллюстрировать рассказ о Микеланджело. Для тех, кто хотел бы больше узнать о жизни и творчестве этого титана, рекомендую список книг.

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов. К.: Искусство, 1970
  • Великие художники. Том 38. Микеланджело. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Волкова Паола Дмитриевна. Мост через бездну/Паола Волкова. М.: Зебра Е, 2013
  • Джулиан Фриман. История искусства. М.: Издательство «АСТ» Издательство «Астрель», 2003
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Издательский центр «Академия», 1998
  • Клиентов А. Микеланджело. Москва Белый город, 2003
  • Кристофанелли Роландо. Дневник Микеланджело Неистового. М.: «Радуга», 1985
  • Кушнеровская Г.С. Титан. (Микеланджело. Композиция) М.: «Молодая гвардия», 1973
  • Махов А. Микеланджело. Четырнадцать эскизов к фреске «Страшный суд». Москва «Лествица», 1995
  • Микеланджело. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имён в искусстве». М.: Издательский центр «Классика», 2002
  • Поэзия Микеланджело. Перевод А.М. Эфроса М.: «Искусство», 1992
  • Роллан Р. Жизни великих людей. М.: Известия, 1992
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004
  • Сто великих скульпторов/ Авт.-сост. С. А. Мусский. М.: Вече, 2002
  • Стоун И. Муки и радости. М.: Правда, 1991

1 слайд

2 слайд

Портрет Микеланджело. Гравюра неизвестного автора. Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу.

3 слайд

Оплакивание Христа (“Пьета”). (1498 – 1501 гг) Мать Иисуса Христа оплакивает только что снятого с креста сына. Горе матери, изображенной Микеланджело совсем юной, озарено красотой ее облика и лежащего на ее коленях бездыханного тела Христа.

4 слайд

Давид (1501 – 1504 гг) Этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом, уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы. Гордый юноша воспринимается как символ всей эпохи Возрождения, как гимн человеку.

5 слайд

Фрески Сикстинской капеллы в Риме 1508 – 1512 гг. Гимном человеку и его возрождению после средневековой ночи стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело изобразил и сотворение мира, и страшный суд, и библейских пророков. Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, так как все они взаимно согласованы. Это – великое достижение живописи Высокого Возрождения, доведенной Микеланджело до совершенства

6 слайд

Страшный суд. Фреска алтарной стены Сикстинской капеллы. 1535 – 1541 гг. Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Но по – прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные… Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю!

Микеланджело
Буонарроти

Микеланджело (полное имя - Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру, его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» - службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» - снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг.

После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

Слайд 1

Слайд 2

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАК АРХИТЕКТОР

Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия, Собор св. Петра в Риме и сикстинская капелла.

Слайд 3

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Собор Святого Петра католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско- католической церкви. Общая высота собора составляет 125м.

Слайд 4

ПЛОЩАДЬ КАПИТОЛИЯ

Площадь Капитолия в Риме - один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества; это первый градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного мастера. Микеланджело, работавший над этим проектом с 1546 г. до конца жизни, превратил это место в главный центр города.

Слайд 5

Сикстинская капелла

Сиксти́нская Капе́лла (итал. Cappella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь, в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. Ныне Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, которые расписывали в 1481-1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера по заказу Сикста IV. В 1508-1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. А в 1536-1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену - фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы, первым Конклавом, прошедшим в Капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр

Слайд 6

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАК СКУЛЬПТОР

Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: «…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи», имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика. Уже в 15-летнем возрасте Микеланджело настолько выделялся своими способностями, что Лоренцо Великолепный взял его под свое особое покровительство. Он поселил юношу в своем доме и «обращался с ним как с сыном». Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.

Слайд 7

СКУЛЬПТУРЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

«Давид» «Пьета́» «Страшный суд»

Слайд 8

Давид - мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом

Слайд 9

Сбылось давнее пророчество, которое услышала Мария от глубокого старика, встретившегося ей в Иерусалимском храме, куда она принесла своего первенца. Взяв Иисуса на руки, старик предсказал ему великое будущее и добавил, обращаясь к матери: «А тебе же самой душу пройдет меч». Эти слова удивили ее тогда. Теперь Мария понимала их смысл. Ее необыкновенный сын, воплощение доброты и милосердия, казнен как преступник. Она видела его позорную казнь, его предсмертные муки на кресте. Теперь бездыханное тело сына лежит на ее коленях, и душу матери пронзает великая скорбь.

Слайд 10

СТРАШНЫЙ СУД

«Страшный суд» - это прежде всего колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

Слайд 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса но и на всю дальнейшую мировую культуру.

Слайд 2

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАК АРХИТЕКТОР

Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия, Собор св. Петра в Риме и сикстинская капелла.

Слайд 3

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Собор Святого Петра католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско- католической церкви. Общая высота собора составляет 125м.

Слайд 4

ПЛОЩАДЬ КАПИТОЛИЯ

Площадь Капитолия в Риме - один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества; это первый градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного мастера. Микеланджело, работавший над этим проектом с 1546 г. до конца жизни, превратил это место в главный центр города.

Слайд 5

Сикстинская капелла

Сиксти́нская Капе́лла (итал.Cappella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь, в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римскогоСикста IV, отсюда и название.

Ныне Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, которые расписывали в 1481-1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера по заказу Сикста IV. В 1508-1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папыЮлия II. А в 1536-1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену - фреска «Страшный суд», по заказу папыПавла III. С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы, первым Конклавом, прошедшим в Капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр

Слайд 6

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАК СКУЛЬПТОР

Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: «…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи», имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика. Уже в 15-летнем возрасте Микеланджело настолько выделялся своими способностями, что Лоренцо Великолепный взял его под свое особое покровительство. Он поселил юношу в своем доме и «обращался с ним как с сыном».

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.

Слайд 7

СКУЛЬПТУРЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

  • «Давид»
  • «Пьета́»
  • «Страшный суд»
  • Слайд 8

    ДАВИД

    Давид - мраморнаястатуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории8 сентября1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом

    Слайд 9

    Пьета

    Сбылось давнее пророчество, которое услышала Мария от глубокого старика, встретившегося ей в Иерусалимском храме, куда она принесла своего первенца. Взяв Иисуса на руки, старик предсказал ему великое будущее и добавил, обращаясь к матери: «А тебе же самой душу пройдет меч». Эти слова удивили ее тогда. Теперь Мария понимала их смысл. Ее необыкновенный сын, воплощение доброты и милосердия, казнен как преступник. Она видела его позорную казнь, его предсмертные муки на кресте. Теперь бездыханное тело сына лежит на ее коленях, и душу матери пронзает великая скорбь.