Презентация на тему гончаров по литературе. Иван Александрович Гончаров. Этапы биографии и творчества. Служба в качестве цензора

Иван Александрович Гончаров

Данченко Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЦО № 1828 «Сабурово»

г. Москва

«Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не соглашаться, но зато свой собственный становится умнее и яснее». «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не соглашаться, но зато свой собственный становится умнее и яснее». Л. ТОЛСТОЙ о романе Гончарова «Обломов» Детство «Обыкновенная история» «Фрегат «Паллада»» Фрегат «Паллада» И.А. Гончарову (перед кругосветным его путешествием): …Лети! И что внушит тебе природа Тех чудных стран, - на пользу и добро, Пусть передаст, в честь русского народа, Нам твой рассказ и славное перо! В.Г. ВЕНЕДИКТОВ Евфимий Васильевич Путятин Евфимий Васильевич Путятин (1803 – 1883) «Когда вспоминаю, что я был там, пробегу памятью по этим местам, вспоминаю небо, леса, воздух, ночи и то ощущение беспечного счастья, почти младенческой тогдашней радости, готов плакать от умиления: я делаюсь счастлив». Из письма Гончарова (5 ноября 1858 года). «Обломов» (1859) «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». И.С. ТУРГЕНЕВ. «Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа». (Н. ДОБРОЛЮБОВ. «Что такое обломовщина») «Обрыв» (1869) Гончаров и Тургенев «Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить Обломова». (И.С. ТУРГЕНЕВ) «Иногда мне бывает просто лень писать, тогда я беру… книжку Ивана Сергеевича: она так разогревает меня, что лень и всякая другая подобная дрянь улетучивается во мне и рождается охота писать. Но тут другая беда: я зачитаюсь... и вечер мелькнёт незаметно». (И.А. ГОНЧАРОВ) Русские женщины глазами Гончарова «Вдохновляясь вашей лучшей красотой, вашей неодолимой силой - женской любовью - я слабой рукой писал женщину, с надеждой, что вы узнаете в ней хоть бледное отражение - не одних ваших взглядов, улыбок, красоты форм, грации, но и вашей души, ума, сердца - всей прелести ваших лучших сил». И.А. ГОНЧАРОВ. «Обрыв». Вдумайтесь в современность и вневременность этих строк, посвященных женщине: Вдумайтесь в современность и вневременность этих строк, посвященных женщине: «Не манил я вас в глубокую бездну учёности, ни на грубый, не женский труд, не входил с вами в споры о правах, отдавая вам первенство без спора. Мы не равны: вы выше нас, вы сила, мы ваше орудие. Не отнимайте у нас, говорил я вам, ни сохи, ни заступа, ни меча из рук. Мы взроем вам землю, украсим ее, спустимся в ее бездны, переплывём моря, пересчитаем звезды, - а вы, рождая нас, берегите, как провидение, наше детство и юность, воспитывайте нас честными, учите труду, человечности, добру и той любви, какую творец вложил в наши сердца, - и мы твердо вынесем битвы жизни а пойдём за вами туда, где всё совершенно, где - вечная красота!» И. ГОНЧАРОВ. «Обрыв». При создании презентации использован материал из Интернета

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Детство Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

7 слайд

Описание слайда:

Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

8 слайд

Описание слайда:

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке- Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

9 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность.

10 слайд

Описание слайда:

закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. В середине XIX века начинается соперничество Российской Империи и Соединённых Штатов Америки за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кстати, США в ту пору в России было принято называть не так как сейчас, а несколько по-другому - Северо-Американские Соединённые Штаты, сокращённо - САСШ.

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «О») годаСимбирскекупеческому сословию «Обыкновенной истории» «Обломове»«Обрыве»


Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.»


Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. пансионатеМоскву Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта» Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:гуманитетаКарамзинДержавиным ДмитриевымОзеровымХерасковымПушкин«Евгением Онегиным» «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.Московского университета августе1831 годаэкзаменов Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.БелинскийГерценОгарёвСтанкевичЛермонтовТургеневАксаков


Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.1834 годауниверситет Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Новая встреча с ним окончательно укрепила эту решительность. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову- писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.университетаМоскваСанкт-ПетербургПетербург В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет:Николая Александровича МайковаАполлона Валериана Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.


Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:40-е годы Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика...В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В «романе» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведенииЛермонтова Гоголя1847 годаромане1847


Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь главные вехи этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.1852 годафрегате«Паллада»ПутятинаСеверной АмерикеАляскиРоссииЯпонией«Фрегат Паллада»Англия мыс Доброй НадеждыЯваСингапурГонконгЯпонияКитайЛикейские островаФилиппиныСибирь Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» () своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё И. А. Пушкиным в «Послании к цензору»:13 февраля1855 года1858 году XIX векацензораИ. А. Пушкиным «О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?» Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».1860 года«Обломов»


Расцвет творчества Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность члена совета по делам печати снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв».1859 годуобломовщинаОбрыв1862 годаНекрасованигилизмаматериализма социализмакоммунизма 1867 года


Расцвет творчества К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутолимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:апатию1868 году «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета». В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого Обломов, для третьего Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.




«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.депрессииП. В. АнненковуВолгеэтюдыМильон терзаний Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе» годавоспаления легких Александро-Невской лавры1956 годунекрологеОстровскомуСалтыкову


Пути, которые не выбирал Обломов. Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени". Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет. В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление обломовщина.


Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... Есть... "Обломовщина", отвечает наш герой. Царство крепостной России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.


Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, покапиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности.


Представим себе другой вариант. Обломов "пробуждается" ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и "уходит в революцию". Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия. Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма


Роман И. А. Гончарова "Обрыв" И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной историей", "Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня". Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе "Лучше поздно, чем никогда" "месье де Лень" с его мечтами о стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа "шестидесятникам" было более чем сложно. Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.


Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, "капитальны", поэтому их успех "невременен", то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет: отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени. Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника: "эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего времени". Эти слова были сказаны об "Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В. Лебедева: "Если "Обыкновенная история" - фундамент храма, "Обломов" - стены и своды его, то "Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным к небу".


Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в "Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в "Обломове" (это название образовано от фамилии помещика - единственный случай в трилогии), в Малиновке в "Обрыве", - везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это - умиление. И "теплый угол" в "Обыкновенной истории", и "благословенный уголок" в "Обломове", и "эдем" в "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества. Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь "отправной точкой" к следующим этапам развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в городе


Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова". Во-первых, эта "увертюра" появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было "Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как художественный и психологический приём. Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон- предсказание: недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии. Если рассматривать "Сон..." с психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом. Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам "заповедный" край обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают. Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.


С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в "землю обетованную" - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе". Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам: впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно в доме - рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он "не без смущения" ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина "в тесной, определенной раме, в которой приютился человек", а через некоторое время "Райский почти не чувствует, что живёт", потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке). Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, "составляют одно лицо, наследственно перерождающееся..." А трилогия - "одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, сна и пробуждения".


Роман «Обыкновенная история» (1847) Роман «Обыкновенная история» (1847) рассматривается подчас лишь как подступ к более сложным и многоплановым последующим двум. Тем более, что несколько схематичное построение романа облегчает подобную задачу: несложно увидеть в нем исходный чертеж для будущего полнокровного создания «Обломова». Но если же взглянуть на «Обыкновенную историю» как на завязь, из которой развилась вся романистика, как сгусток творческой энергии, что придал импульс всему творчеству Гончарова, то именно этот роман потребует самого пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже проявились все предпочтения Гончарова в выборе традиций, жанра, сюжета, героя и соответственно всех других элементов романа, при этом предпочтения столь определенные, что хотя они и претерпели в дальнейшем изменения, но не в той степени, чтоб изменилось само существо сделанного выбора. Одновременно в первом романе уже дала о себе знать не только свобода творческого выбора, но и его «несвобода», сказалась зависимость от рекомендаций, выдвигаемых временной ситуацией и авторитетами в искусстве.


При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы обычно выдвигались на первый план злободневные аспекты его произведений (за счет всех других). К примеру, в «Обыкновенной истории» только по прошествии десятилетий была акцентирована (на фоне привязанности романа к его эпохе) глубинная тема универсального характера. В романе «изображен вечно присущий человечеству разлад между идеализмом и практичностью, однако в явлениях, подмеченных в русской жизни», воспроизводится «двойственное течение жизни, столь же правдивое, как и бессмертные образы Сервантеса» (отсылка к упоминанию «Дон Кихота» в цитированном выше письме). В романе Гончарова была увидена такая «обыкновенная история», которая, повторяясь во все века, выражалась «в его (Гончарова) время в своеобразных формах русской общественной жизни». Контекст десятилетия справедливо был расширен до контекста веков.


Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей очевидностью, прежде всего, в судьбе главного героя. Александр Адуев юный провинциал 30-х годов, усвоивший характер чувств и манеру поведения популярных персонажей современной ему литературы (преромантической и романтической). Подражательность, вошедшая в само нутро молодого человека, определяет неестественность поведения, натужность речей, легко поддающихся осмеянию. Одновременно это «обыкновенный здоровый юноша, лишь находящийся в романтической стадии своего развития». «Книжная одежда» спадает с Александра по мере взросления вместе с наивностью и экзальтацией молодости. Так создается своего рода перемежающаяся двойная «подсветка» в гончаровском тексте: он прочитывается и как психологическое повествование о норме жизни в эпоху юности, и как комическая история заблуждений мечтательного русского провинциала конкретной эпохи. Но поскольку юность всегда склонна к предпочтению мечты трезвой реальности и везде легко рядится в «чужие платья», психологическая цельность гончаровского «человека на все времена» не подрывается всерьез уступкой конкретной «злобе дня».


Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно присущих человечеству» или обнаружение «своеобразных форм русской общественной жизни», в которые эти приметы облачились), остается предметом дискуссии до сей поры. Правда, сама тональность дискуссий коренным образом меняется. Утверждается, к примеру, что в романе «немногое связано с определенным моментом современной Гончарову социальной истории. Но, когда оно входит в роман, то служит только иллюстрацией основополагающих проблем человеческого существования или еще в большей мере стимулом, чтобы попытаться войти с ними в соприкосновение»

Писатель Гончаров

Слайдов: 16 Слов: 735 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Творческий и жизненный путь писателя Выполнил учитель М.А.Комарова 2009г. Цели: Задачи. Становление и формирование личности писателя. Мать писателя. Родился 18 (6) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Н.Н.Троегубов, крёстный отец. Роман «Обыкновенная история». Идеалы вечной дружбы увядают.Гибнут надежды на вечную любовь. Сотрудники журнала «Современник». Фото 1856г. Гончаров Тургенев Дружинин Островский Толстой Григорович. Фото конца 1870-х г. - Гончаров.ppt

Гончаров урок

Слайдов: 10 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 37

Секреты понимания И.А.Гончарова. Цель урока. На чем теперь сосредотачивает наше внимание И.А.Гончаров? Для чего писатель вводит данное описание? Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя? Алгоритм работы с текстом эпизода «Визитеры Обломова». - Гончаров урок.ppt

Иван Гончаров

Слайдов: 11 Слов: 467 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович –великий русский писатель. Родился 6 июня 1812 в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Мать-Авдотья Матвеевна была простая, но очень хорошая женщина. Обучение в частном пансионе священника Федора Степановича Троицкого. Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Триумфальное начало. В1845 Гончаров напряженно работал над романом - «Обыкновенная история». Фрегат «Паллада». Цензор-изгнанник. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Замысел нового романа «Обломов» сложился у Гончарова еще в 1847. - Иван Гончаров.ppt

Литература Гончаров

Слайдов: 31 Слов: 2133 Звуков: 0 Эффектов: 0

В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Дождь ли пойдет - какой благотворный летний дождь! Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания романа. Начало работы над романом относится к 40-м гг. Эпизод из неоконченного романа". Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Одним из ярких представителей русской литературы является Иван Гончаров. - Литература Гончаров.ppt

Жизнь Гончарова

Слайдов: 27 Слов: 854 Звуков: 0 Эффектов: 76

Иван. Александрович. Гончаров. Жизнь и творчество. 1812 – 1891 г. ГОНЧАРОВ БЫЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ РЕАЛИСТОВ ГОГОЛЕВСКОЙ ШКОЛЫ. В.Г.Короленко. План лекции. «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Дом в симбирске, где родился иван александрович гончаров. Симбирск середины Х1Х века. С фотографии. Авдотья матвеевна гончарова, мать писателя. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г. Николай Николаевич Трегубов. И. Гончаров. Воспоминания. Аннушка. Няня и. Гончарова. Автобиография. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 30-Е годы Х1Х века. Все свободное от службы время посвящал литературе. - Жизнь Гончарова.ppt

Творчество Гончарова

Слайдов: 24 Слов: 3071 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812- 15.09.1891). Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Словом, целое имение, деревня». Образование. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. И не уехал. Служба оказалась не очень обременительной. - Творчество Гончарова.ppt

Иван Александрович Гончаров

Слайдов: 14 Слов: 887 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Симбирск. Авдотья Матвеевна Гончарова. Николай Николаевич Трегубов. Училище считается образцовым. Маленькая ученая республика. Карьера. Начало творческого пути. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие. Возвращение к службе в департаменте. Обломов. Обрыв. Автор очерков. - Иван Александрович Гончаров.ppt

Личная жизнь Гончарова

Слайдов: 28 Слов: 2494 Звуков: 0 Эффектов: 43

Основные этапы жизни и творчества. Изящность и тонкость кисти. Иван Александрович Гончаров. Мысль. Участие. Образование. Пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Постоянное житьё. Начало творчества. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Жизнь. Петербург. Перемена. Десять лет. История. Расцвет творчества. Должность редактора. Гончаров. Роман. Последние годы жизни. Процессы. Болезнь. Я откровенно люблю литературу. Прочное место. - Личная жизнь Гончарова.ppt

Биография Гончаровв

Слайдов: 8 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 10

Гончаров иван александрович. Биография. Портрет работы И. Н. Крамского. Страницы биографии. Гончаров родился в купеческой семье. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Обломов и Захар. Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. «Обрыв». К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. «Обрыв» .Вера. После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Гончаров иван александрович (1812-91). - Биография Гончаровв.ppt

Биография Ивана Гончарова

Слайдов: 39 Слов: 2086 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Гончарова Авдотья Матвеевна. Трегубов Николай Николаевич. Пребывание Ивана Гончарова в частном заволжском пансионе. Пушкин посещает Московский университет. Дагерротип. Лето. Титулярные советники. Литография. Обыкновенной истории. Портрет работы. Статуэтка. Фотография. Смерть матери. Надворные советники. Должность цензора. Издание романа. Издание очерков "Фрегат "Паллада". Первый номер "Отечественных записок". Портрет работы Н.А. Майкова. Приказом министра народного просвещения. Министерство внутренних дел. Роман «Обрыв». - Биография Ивана Гончарова.ppt

Гончаров жизнь и творчество

Слайдов: 13 Слов: 597 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова. Дом в Симбирске. В одном из больших каменных домов, ближе к центру, жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками, домочадцами, прислугой. Кабинет И.А. Гончарова. Деревня в Симбирской губернии. Художник Н.И. Поливанов. 1850-е годы. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Гончаров боготворил свою мать. А.И.Гончаров. Художник Н.А.Майков. 1859 год. Рукопись романа “Обрыв”. Фрагмент. Фрегат “Паллада”. Буря в море. Много чудес видел И.А.Гончаров в океане за время своего плавания. - Гончаров жизнь и творчество.pptx

Жизнь и творчество Гончарова

Слайдов: 7 Слов: 45 Звуков: 0 Эффектов: 18

Сообщение по теме: «ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША». Иван александрович гончаров (1812-1891). Портрет И.А.Гончарова кисти художника Г. А. Горбунова. САНЯ ТРЕЙГУТ, воспитанница И.А. ГОНЧАРОВА. Фотография А.И. Деньера. Петербург. 1880-е гг. Семья трейгут. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Николай Николаевич Трегубов, крестный отец писателя. Е. В. Толстая. Портрет работы Н. А. Майкова. 1850-е годы. - Жизнь и творчество Гончарова.ppt

Иван Гончаров «Обломов»

Слайдов: 16 Слов: 1258 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Художественное мастерство И.А. Гончарова. Отечественные записки. Исследование. Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя. Сквозной мотив еды. Художественный прием. Обобщение. Творческое задание. Обломов. Фраза. Сцена исповеди. - Иван Гончаров «Обломов».ppt

Композиция романа «Обломов»

Слайдов: 17 Слов: 1436 Звуков: 0 Эффектов: 33

Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов». Обломов. История создания романа. Действующие лица романа. План романа. Особенности композиции романа. Значение «сна Обломова». Экспозиция романа. Завязка романа. Кульминация романа. Постпозиция романа. Эпилог. Роль пейзажа в романе. Покой. Язык романа. Роман в оценке критики. - Композиция романа «Обломов».ppt

Характеристика романа «Обломов»

Слайдов: 65 Слов: 4484 Звуков: 0 Эффектов: 0

Романы бывают интересные, бывают не очень, а бывают вечные. Символом нашего проекта является диван. Главные герои. Обломов. Жизнь. Жизненный круг Обломова. Ассоциативное восприятие. Штольц Андрей Иванович. Штольц. Цель. Ильинская Ольга Сергеевна. Ольга. Восприятие. Трофимов Захар Трофимович. Захар. Принципы. Пшеницына Агафья Матвеевна. Агафья Матвеевна. Любовь. Трудные вопросы. Хороший человек может быть лишним. К хорошим людям плохо относиться нельзя. “Обломов” - роман о любви. Тема любви пронизывает практически все произведение. “Обломов” нельзя в полной мере назвать романом о любви. - Характеристика романа «Обломов».pps

Герои романа «Обломов»

Слайдов: 14 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Главный герой романа. Обломов и его гости. Встреча со Штольцем. Любовь к Ольге. Сравнительная характеристика героев. Обломов. Штольц. Обстоятельства. Несостоятельность героев. Способы художественной типизации. Ретроспекция. Идейно-нравственный смысл образов. Добродушное отношение к Обломову. - Герои романа «Обломов».pptx

Сон Обломова

Слайдов: 17 Слов: 3885 Звуков: 0 Эффектов: 3

Иван Александрович Гончаров. Два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова. Обломов и Захар. Диалог. Сон Обломова. Отчего я такой. 1 часть сна. Штат и свита дома Обломовых. Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая. Мягкий ум. Какой рисуется жизнь. Сказка у него смешалась с жизнью. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым. О двух системах воспитания. Илья Обломов. Свет и тень Обломова. Проверка знаний учащихся. - Сон Обломова.ppt

Анализ сна Обломова

Слайдов: 19 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сон Обломова. Анализ эпизода. Что такое Обломовка. Детали-подробности. Лексика. Синекдоха. Синтаксическая выразительность. Повествование. Сказ. Синтаксические фигуры. Повествователь. Речь героев. Удивительный мир. Лексические средства. Моменты жизни. Илья Ильич. Обломов и «обломовщина». Онегин. -

1 слайд

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Этапы биографии и творчества. Солодченкова Ю.К Автор презентации Солодченкова Ю.К., учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО №133

2 слайд

3 слайд

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г.Белинский Мне житьё и писанье – не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным… Какое беспредельное и глубокое море – литература. …Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! И.А.Гончаров

4 слайд

Н.Н. Трегубов, крестный отец и воспитатель И.А. Гончарова. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя.

5 слайд

6 слайд

После коренной перестройки дома в Симбирске, в котором родился И.А. Гончаров, новые хозяева, братья Юргенсы, заказали для дома мраморную доску из чёрного гранита работы петербургского мастера Ботта с барельефем-бюстом писателя, выполненные скульптором Б.М. Микешиным и отлитым из бронзы в художествен-ной мастерской В.В. Гаврилова (Петербург). 16 сентября 1907 г. доска была торжественно установлена на углу дома в ознаменование места рож-дения И.А. Гончарова. Мемориальная доска на доме, где родился И.А. Гончаров

7 слайд

Дом-памятник И.А. Гончарову.Архитектор А.А. Шодэ Торжественная закладка дом состоялась в 100-летный юбилей писателя, 6 июня 1912 года и составила центральную часть тор-жеств, посвященных этой дате. В этом же году были проведены два конкурса на про-ект Дома-памятника. Несмотря на то, что недостатка в проектах не было, все они бы-ли отвергнуты. Для ускорения затянувшего-ся вопроса архивная комиссия решила по-ручить разработку проекта одному из город-ских архитекторов – Августу Августовичу Шодэ. 8 января 1913 году комиссия рассмот-рела и приняла предложенный архитекто-ром проект. Строительство дома-памятника было в целом завершено к 1915 году. Однако в связи с продолжавшейся мировой войной, большая часть здания была отдана под ла-зарет Всероссийского земского союза. В 1918 году в здании разместился Единый народ-ный музей, переименованный позднее в кра-еведческий. В настоящее время в доме-па-мятнике находятся краеведческий и художе-ственный музеи.

8 слайд

Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова Дом Гончаровых был построен в конце XVIII в. В конце XIX в. Новы-ми владельцами был надстроен тре-тий этаж и сделаны пристройки, из-менившие внешний вид здания. Стены гончаровского дома оказались вну-три нового дома, ряд комнат со-хранился практически без измене-ний. Музей размещается на первом этаже Дома-памятника И.А.Гончаро-ву, построенного в 1916 году на сред-ства, собранные по Всероссийской подписке, по проекту местного архи-тектора А.А.Шоде.

9 слайд

Вещи морского офицера. Фрагмент экспозиции, посв. Н.Н.Трегубову Письменный стол И.А.Гончарова

10 слайд

1 сентября 1913 года в Симбир-ске был установлен бюст-памя-тник П.А. Столыпину На доске постамента было начертано: "Столыпину - Симбирская губерния". В апреле 1917 года бюст был снят с пьедестала. 12 сентября 1948 года, в год 300-летия основания Симбирска, на освободившемся постаменте был установлен бронзовый бюст уроженца города – И.А. Гончарова. Автор памятника – член Союза художников СССР, скульптор А.В. Ветров. Памятник-бюст И.А.Гончарова

11 слайд

Памятник И.А. Гончарову, стоящего на улице его имени напротив дома, где он родился, был открыт в июне 1965 года. Писатель изображен в кресле, делающий запись своих наблюдений. Скульптура отлита из чугуна на Мытищинском заво-де художественного редким видом литья – итальянским методом по воску. Автор памятника – скульптор Л.М. Писаревский. Памятник установлен на пьедестале красного гранита.

13 слайд

14 слайд

В.Г.Белинский - русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник. А.И.Герцен - русский писатель, публицист, философ, революционер. Н.В.Станкевич - русский писатель, поэт, публицист, мыслитель. М.Ю. Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Н.П.Огарев - поэт, публицист, русский революционер.

15 слайд

Московский университет своё дело сделал; профес-сора, способствующие своими лекциями развитию Лермонтова, Белинского, Тургенева, Кавелина, Пиро-гова, могут спокойно играть в бостон и еще спокой-нее лежать под землёй. «Былое и думы» С начала 1832 по 1835 год Н.И.Надеждин, в звании ординарного профессора, читал в Московском университете теорию изящных искусств, археоло-гию и логику. В отличие от большинства профессо-ров того времени Надеждин не строил свой курс на сухих конспектах из известных учебников: его лек-ции были блестящими импровизациями, произво-дившими глубокое впечатление на слушателей.

16 слайд

А.С. Пушкин М.Т.Каченовский - профессор Москов-ского университета по кафедре русской истории, статистики и географии, по-том - российской словесности. Был сторонником идеи подложности «Слова о полку Игореве». Не умею выразить, как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира.

17 слайд

18 слайд

«Лихая болесть» (1838) «Счастливая ошибка» (1839) В альманахах «Подснежник» и «Лунные ночи»

19 слайд

Дом, в котором в течение трех десяти-летий жил и работал И.А. Гончаров Санкт-Петербург, Моховая, 12

20 слайд

«Обыкновенная история» (1844-1847) Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мне-ния слелись в её пользу.

21 слайд

Кругосветное путешествие 1852 - 1855 Адмирал Е.В. Путятин, командир экспедиции фрегата Паллада. Литография