1 слайд
2 слайд
Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…
3 слайд
В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.
4 слайд
Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.
5 слайд
Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.
6 слайд
Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.
7 слайд
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.
8 слайд
Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей
9 слайд
Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма
10 слайд
Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен
11 слайд
Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…
12 слайд
Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»
13 слайд
Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен
14 слайд
Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.
15 слайд
Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.
№1. Дмитрий Писарев «Базаров»Коренные свойства базаровского типа
В романе Тургенева идеи и стремления
молодого поколения отразились так, как
понимает их само молодое поколение…
Любопытно проследить, как действуют на
человека, подобного Тургеневу, идеи и
стремления, шевелящиеся в нашем молодом
поколении и проявляющиеся, как все живое, в
самых разнообразных формах, редко
привлекательных, часто оригинальных, иногда
уродливых.
Такого рода исследование может иметь очень
глубокое значение.
Задача жизненная, крупная и сложная.
№2. Дмитрий Писарев «Базаров»
… признавать их искренность –решительно необходимо. Эти люди могут
быть честными и бесчестными,
гражданскими деятелями и отъявленными
мошенниками, смотря по
обстоятельствам и по личным вкусам.
Базаров везде и во всем поступает
только так, как ему хочется или как ему
кажется выгодным и удобным. Им
управляют только личная прихоть или
личные расчеты.
Базаров и Онегин, Печорин, Рудин,
Бельтов – это «умные люди, не
уживающиеся с теми явлениями, к
которым без малейшего труда
привыкает масса».
1-ый тип: люди, не получившие
серьезного… отшатнувшись от массы,
остаются в пустом пространстве, не
зная, куда идти, зачем жить на свете,
чем разогнать тоску.
№3. Дмитрий Писарев «Базаров»
2-ой тип: люди, умные и образованные, у нихсоставлен свой идеал. У этих людей, за
недостатком твердости, дело останавливается
на словах.
3-ий тип: они сознают свое несходство с массою и
смело отделяются от нее … всем образом
жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им
нет дела. Здесь личность достигает полного
самоосвобождения, полной особности и
самостоятельности.
Вывод: у Печориных есть воля без знания, у
Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и
знанье и воля.
№4. Дмитрий Писарев «Базаров»
Базаров – человек жизни, человек дела,но возьмется он за дело только тогда,
когда увидит возможность действовать
не машинально.
Когда умер такой человек, как Базаров, и
когда его геройскою смертью…
произнесен приговор над целым
направлением идей, тогда стоит ли
следить за судьбою людей, подобных
Аркадию..?
№5. Дмитрий Писарев «Базаров»
Изучив характер Базарова, Тургенев понимает, что… герой«умрет как богатырь, которому негде повернуться,
нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого
полюбить крепкою любовью.
А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет
умирать.
Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти
Базарова.
…смысл романа вышел такой:
теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая
сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких
посторонних пособий и влияний выведут молодых людей
на прямую дорогу и поддержат их в жизни.
№1. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»
Главное действующее лицо, представительмолодого поколения, есть Евгений Васильевич
Базаров, медик, юноша, умный, прилежный,
знающий свое дело, самоуверенный до
дерзости,
но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки,
проникнутый самыми дикими понятиями и
нерассудительный до того, что его все
дурачат, даже простые мужички.
«Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен –
как камень, холоден – как лед и свиреп – как
тигр»
№2. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»
Вот каковы отцы! Они, в противоположностьдетям, проникнуты любовью и поэзией, они
люди нравственные, скромно и втихомолку
делающие добрые дела; они ни за что не хотят
отстать от века.
«высокие преимущества старого поколения пред
молодым несомненны»
«… молодое поколение! …и какое же сравнение с
умными, добрыми и нравственностепенными "отцами "»
Одни находят, что Базаров сам виноват в
своих несчастных отношениях к людям, с
которыми он встретился; другие утверждают,
что, напротив, эти люди виноваты в том, что
Базарову так трудно жить на свете.
Базаров есть лицо новое, которого резкие
черты мы увидели в первый раз.
…он изобразил в Базарове не одного из
представителей молодого поколения, а скорее,
главу кружка, порождение нашей оторванной
от жизни литературы (полемика
«Современник» и «Русское слово»)
Николай Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»
Базаров отрекается от благ этого мира, но онделает между этими благами строгое
различие.
«…он бережется не того, что может погубить
тело, а того, что погубляет душу»
Базаров вышел человеком простым, чуждым
всякой изломанности, и вместе крепким,
могучим душою и телом. Все в нем
необыкновенно идет к его сильной натуре.
Весьма замечательно, что он, так сказать, более
русский, чем все остальные лица романа.
Евгений Васильевич Базаров – новый тип литературного героя
I. Ситуация в России начала-середины XIX века.II. Новый герой – новое мировоззрение.
1. Онегин – Печорин – Обломов – Базаров:
а) интеллектуальная развитость героев;
б) цели жизни, убеждения.
2. Базаров – общественно полезный герой:
а) любовь к труду и наукам;
б) тревога о народе.
3. «Я нужен России… нет, не нужен..»
III. Неготовность России принять своего героя.
«Песнь торжествующей любви». Базаров и Одинцова.
I. Тема любви в русской литературе XIX века.II. Любовь Базарова и чувства Одинцовой.
1. «Это все романтизм, чепуха» – первая
встреча Базарова и Одинцовой.
2. Постепенные перемены в Базарове:
а) нервозность состояния;
б) кульминация – признание в любви.
3. Отношение Одинцовой к Базарову.
III. В любви Базаров – победитель.
«Мы прощаемся навсегда». Базаров и Аркадий.
I. Тема дружбы в литературе XIX века.II. Ведущий и ведомый.
1. Причины дружбы.
2. «Мягенький либеральный барич» (цель –
семья) и масштабные цели Базарова.
3. Почему герои «прощаются навсегда».
III. Кто личность более крупная в данной
дружбе.
Два поколения в романе Тургенева.
I. Конфликт поколений – извечное противостояние.II. «Отцы и дети в романе».
1. Старики Кирсанов и Базаров:
а) любовь к сыновьям;
б) стремление «не зарасти мхом».
в) поколение отжившее свое.
2. Деятели науки и прогресса:
а) стремление быть полезными стране;
б) ирония над старшим поколением;
в) любовь Аркадия к отцу;
г) любовь Базарова к родителям (не слово, дело).
3. Мнение М.Антоновича по данному вопросу.
III. Без отцов не было бы детей. / Взаимосвязь поколений.
«Схватка» Базарова и Кирсанова в романе.
I. XIX век – время перемен в России (возникновениенового мировоззрения).
II. Демократ и аристократ в романе.
1. Прием антитезы и контраста:
а) внешность;
б) польза для общества (принципы);
в) отношение к народу.
2. Смысл сцены дуэли в романе.
3 Нравственная победа Базарова.
III. Проигрыш Кирсанова – позиция автора.
Темы сочинений
1. Евгений Васильевич Базаров –новый тип литературного героя.
2. «Песнь торжествующей любви».
Базаров и Одинцова.
3. «Мы прощаемся навсегда». Базаров
и Аркадий.
4. Два поколения в романе Тургенева.
5. «Схватка» Базарова и Кирсанова в
романе.
«Базаров Отцы и дети» - План семинара. Боже мой! -Все? А.П. Чехов. Что за роскошь «Отцы и дети»! -В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем. Я с вами не согласен, Евгений Базаров. Сложность и противоречивость характера Базарова. С.И. Мицкевич. П.П. Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
«Тургенев и Виардо» - О, сердце, сколько ты любило! Полина Виардо и Иван Тургенев. А возможности были... О, разум, сколько ты пылал!" А.Блок. Полина Виардо, 1843 год. Тургенев боготворит свою любимую женщину. "Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал. Против воли матери, без денег, еще неизвестный Европе.
«Жизнь Тургенева» - План урока. Я.П. Полонский. П.Ф.Соколов. Жизнь в Спасском-Лутовинове, плодотворная работа. 1818-1842 годы. М.Е. Салтыков- Щедрин. Виардо-Гарсиа. 1843. Усадебный дом и.С. Тургенева. Цель урока. На родине Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы…». Затем – поездки за границу. Русский язык. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
«Тургенев урок» - Якушкин Н. И. «Жизнь и творчество Тургенева». 1938г. Биография И.С. Тургенева. Содержание. Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Знакомство с историей цикла «Записки охотника». Писатель родился 28 октября в г. Орле. У костра несколько ребят. Рассказ «Бежин луг». Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское- Лутовиново.
«Тургенев стихотворения в прозе» - Лирический герой. «Двойной дневник» - заполните таблицу своими наблюдениями. Переживания, чувства. «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Близок к автору. Стихотворение, поэма. Стихотворения в прозе». Жанры лирики. «Senilia. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Образовательная – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.
- Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся.
- Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
Ход урока
Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий
всевозможные направления;
поклонник вечной красоты,
он имел гордую цель во временном
указать на вечное
и написал роман не прогрессивный
и не ретроградный, а,
так сказать, всегдашний.
Н. Страхов
Вступительное слово учителя
Сегодня мы, завершая работу над романом Тургенева “Отцы и дети”, должны ответить на самый главный вопрос, который всегда стоит перед нами, читателями, насколько глубоко проникли в замысел автора, смогли ли понять его отношение как к центральному герою, так и к убеждениям молодых нигилистов.
Рассмотрим различные точки зрения на роман Тургенева.
Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.
Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”
Проводится работа по группам, используя кейс к уроку. (см. приложение)
1 группа работает с кейсом по статье Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”
Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”
Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.
2 группа работает с кейсом по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.
Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.
Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.
3 группа работает с кейсом, составленном из отрывков из писем Тургенева к Случевскому, Герцену.
Молодежь середины 19 века находилась в положении, во многом сходном с вашим сегодняшним. Старшее поколение неутомимо занималось саморазоблачением. Газеты и журналы полны были статей о том, что Россия переживает кризис и ей необходимы реформы. Крымская война проиграна, армия посрамлена, помещичье хозяйство пришло в упадок, нуждалось в обновлении образование и судопроизводство. Удивительно ли, что молодое поколение утратило доверие к опыту отцов?
Беседа по вопросам:
Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?
Что такое базаровщина?
Существует ли она в наше время?
От чего предостерегает Тургенев личность и общество?
Нужны ли Базаровы России?
На доске слова, как вы думаете, когда они были написаны?
(Только мы – лицо нашего времени!
Рог времени трубит нами в словесном искусстве!
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее
гиероглифов!
Бросить Пушкина, Достевского, Толстого и проч. и
проч. с парохода современности!
Кто не забудет своей первой любви, не узнает и
последней!
Это 1912 год часть манифеста “Пощечина общественному вкусу”, так значит, идеи, которые высказывал Базаров нашли свое продолжение?
Подведение итогов урока:
“Отцы и дети” это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.
Выразительное чтение финального отрывка из романа.
Домашнее задание: подготовка к сочинению по роману.
Литература к уроку:
- И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987
- Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.
- Антонович М.А. “Асмодей нашего времени” http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml
- Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович). 900igr.net Презентация преподавателя литературы Колледжа МИД России Рябининой Е.Н.
2 слайд
Описание слайда:
С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.
5 слайд
Описание слайда:
Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
6 слайд
Описание слайда:
В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.
7 слайд
Описание слайда:
Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.
8 слайд
Описание слайда:
В 1862 году, в четвер-той книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечатель-ное Достижение Тургене-ва-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “База-ров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.