Представитель реализма в литературе 19. Особенности реализма в русской литературе. Основные жанры реализма

Реализм

1) Литературно-художественное направление, окончательно сложившееся к середине XIX в. и утвердившее принципы аналити-ческого осмысления действительности, а также жизненно достоверного ее воспроизведения в художественном произведении. Главную свою за-дачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посред-ством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Реалисты стремятся проследить цепочку причин и следствий описываемых явлений, выяснить, какие внешние (социально- исторические) и внутренние (психологические) факторы повлияли на тот или иной ход событий, определить в человеческом характере не только индивидуальные, но и типичные черты, сформировавшиеся под влиянием общей атмосферы эпохи (вместе с реализмом возникает представление о социально обусловленных человеческих типах).

Анали-тическое начало в реализме XIX в. сочетается:

  • с мощным кри-тическим пафосом, направленным на изъяны социального устройства;
  • со стремлением к обобщениям, касающимся законов и тен-денций общественной жизни;
  • с пристальным вниманием к материальной стороне существования, реализующимся как в подробных описаниях внешности героев, особенностей их поведения, жизненного уклада, так и в широком использовании художественных деталей;
  • с исследованием психологии личности (психологизмом).

Реализм XIX в. породил целую плеяду писателей мирового значения. К ней, в частности, принадлежат Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Марк Твен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.

2) Художественное направление в искусстве (в том числе и в литературе), основанное на принципе жизненно правдивого отражения действительности. Утверждая важнейшее значение литературы как средства познания человеком самого себя и окружающего мира, реализм вовсе не ограничивается внешним правдоподобием при воспроизведении фактов, вещей, человеческих характеров, но стремится выявить закономерности, действующие в жизни. Поэтому реалистическое искусство использует и такие способы художественного выражения, как миф, символ, гротеск. Сам по себе отбор тех или иных явлений действительности, преимущественное внимание к определенным героям, принципы их изображения — все это связано с литературной позицией автора, его индивидуальным мастерством. Отсутствие какой бы то ни было предвзятости, подлинная художественная свобода помогали реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости. Характер человека раскрывается в связи с окружающей его действительностью, обществом, средой. Используемые нередко термины «социологический реализм» или «психологический реализм» грешат неточностью, так как порою чрезвычайно сложно определить, к какой именно разновидности реализма принадлежит творчество того или иного писателя.

3) Художественный метод, следуя которому худож-ник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства по-знания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действитель-ности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает на-правление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.

4) Литературное направление, в котором окружаю-щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей-ствуют в типических обстоятельствах».

Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и дру-гих аспектах его личности.

Общие для реализма черты: Материал с сайта

  1. Историзм мышления.
  2. В центре внимания — действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.
  3. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.
  4. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос-товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия-ние социальной среды на духовный мир человека, формирова-ние его характера.
  5. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру-гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель-ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит).
  6. В произведениях реализма представлены глубокие конфлик-ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель-ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло-жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию.
  7. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори-ческой обстановки — в разные эпохи он проявляется по-разному.

Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности — и к среде, обще-ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен-ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы-вать реализм XIX в. критическим.

Крупнейшими русскими реалистами были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов.

Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про-изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур-манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткая характеристика сентиментализма
  • краткий творческий путь пушкина
  • краткий рассказ об реализме
  • краткая характеристика реализма
  • классицизм в русской литературе определение кратко

Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов.

Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и - менее заметно - в драматургии.

Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова.

Чеховский мир включает в себя множество разнообразных человеческих характеров, но при всем своеобразии его герои схожи в том, что всем им недостает чего-то самого важного. Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но, как правило, так и не обретают искомой духовной гармонии. Ни любовь, ни страстное служение науке или общественным идеалам, ни вера в Бога - ни одно из прежде надежных средств обретения цельности не могут помочь герою. Мир в его восприятии утратил единый центр, этот мир далек от иерархической завершенности и не может быть объят ни одной из мировоззренческих систем.

Вот почему жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе социальных и этических ценностей, осмысляется Чеховым как пошлость. Пошлой оказывается жизнь, повторяющая заданные традицией образцы, лишенная духовной самостоятельности. Ни у одного из чеховских героев нет безусловной правоты, поэтому непривычно выглядит чеховский тип конфликта. Сопоставляя героев по тому или иному признаку, Чехов чаще всего не отдает предпочтения ни одному из них. Ему важно не «моральное расследование», а выяснение причин взаимного непонимания между людьми. Вот почему писатель отказывается быть обвинителем или адвокатом своих героев.

Внешне неострые сюжетные ситуации в его зрелой прозе и драматургии призваны выявить заблуждения персонажей, определить степень развитости их самосознания и связанную с ней меру личной ответственности. Вообще разнообразные нравственные, идеологические и стилевые контрасты в мире Чехова утрачивают абсолютный характер, становятся относительными.

Одним словом, мир Чехова - это мир подвижных отношений, где взаимодействуют разные субъективные правды. В таких произведениях повышается роль субъективной рефлексии (самоанализа, размышлений героев, осмысление ими своих поступков). Автор хорошо контролирует тональность своих оценок: она не может быть безусловно героизирующей или безоглядно сатирической. Как типично чеховская тональность воспринимается читателем тонкая лирическая ирония.

Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма - с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью и авторефлексией.

Щедро пользуясь частью чеховских находок, реалисты рубежа веков далеко не всегда обладали последним из упомянутых качеств художника. Там, где Чехов видел разнообразие и относительную равноценность вариантов жизненного поведения, его молодые последователи увлекались одним из них. Если Чехов, скажем, показывает, насколько сильна жизненная инерция, часто сводящая на нет первоначальное стремление героя измениться, то реалист горьковского поколения порой абсолютизирует сам волевой импульс человека, не проверяя его на прочность и потому подменяя реальную сложность человека мечтой о «сильных людях». Там, где Чехов предсказывал длительную перспективу, призывая по капле «выдавливать из себя раба», писатель-«знаньевец» давал гораздо более оптимистический прогноз «рождения человека».

Тем не менее чрезвычайно важно, что поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности. В чем же главные особенности реализма конца XIX - начала XX века?

Темы и герои реалистической литературы. Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков шире, чем у их предшественников; для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их варьировать тематику, вторгаться в прежде заповедные тематические пласты. В горьковском писательском окружении в это время был силен дух артельности: совместными усилиями «знаньевцы» создали широкую панораму переживающей обновление страны. Масштабный тематический захват был ощутим в заголовках произведений, составлявших сборники «Знание» (именно этот тип изданий - сборники и альманахи - распространился в литературе начала века). Так, например, оглавление 12-го сборника «Знание» напоминало разделы некоего социологического исследования: однотипные названия «В городе», «В семье», «В тюрьме», «В деревне» обозначали обследуемые сферы жизни.

Элементы социологической описательности в реализме - еще не преодоленное наследие социально-очерковой прозы 60-80-х годов, в которой сильна была установка на эмпирическое исследование действительности. Однако проза «знаньевцев» отличалась более острой художественной проблематикой. Кризис всех форм жизни - к такому итогу подводило читателей большинство их произведений. Важным было изменившееся отношение реалистов к возможности преобразования жизни. В литературе 60-80-х годов жизненная среда изображалась малоподвижной, обладавшей страшной силой инерции. Теперь обстоятельства существования человека интерпретируются как лишенные стабильности и подвластные его воле. В отношениях человека и среды реалисты рубежа веков делали акцент на способности человека не только противостоять неблагоприятному воздействию среды, но и активно перестраивать жизнь.

Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или пережившего духовную драму интеллигента. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Ho даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. «Пестрота души» русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал широко использовать в своих произведениях иностранный материал («Братья», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско»). Привлечение такого материала стало характерным и для других писателей (М. Горький, Е. Замятин).

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы. Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы.

Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века - И. Бунин и М. Горький.

Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Отдельные приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую, чем прежде, самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь, в то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. Углубилась выразительность в передаче подробностей зримого и слышимого мира. В этом отношении особенно выделялись И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев. Специфической особенностью бунинского стиля, например, была удивительная слитность зрительных и слуховых, обонятельных и осязательных характеристик при передаче окружающего мира. Большее значение писатели-реалисты придавали использованию ритмических и фонетических эффектов художественной речи, передаче индивидуальных особенностей устной речи персонажей (мастерское владение этим элементом формы было свойственно И. Шмелеву).

Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько «сила крика», интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей. Образный ряд произведений выстраивался на контрастах, подчас предельно острых, «кричащих»; активно использовались лейтмотивные принципы повествования: увеличивалась частота образных и лексических повторов.

Стилевая экспрессия была особенно характерна для Л. Андреева, А. Серафимовича. Она заметна и в некоторых произведениях М. Горького. В творчестве этих писателей немало публицистических элементов - «монтажная» стыковка высказываний, афористичность, риторические повторы; автор часто комментирует происходящее, вторгается в сюжет с пространными публицистическими отступлениями (примеры таких отступлений вы найдете в повестях М. Горького «Детство» и «В людях»). В рассказах и драмах Л. Андреева сюжет и компоновка персонажей часто бывали намеренно схематичными: писателя влекли универсальные, «вечные» типы и жизненные ситуации.

Однако в пределах творчества одного писателя редко выдерживалась единая стилевая манера: чаще художники слова сочетали несколько стилевых вариантов. Например, в творчестве А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева точная изобразительность соседствовала с обобщенно-романтической образностью, элементы жизнеподобия - с художественными условностями.

Стилевая двусоставность, элемент художественной эклектичности - характерная примета реализма начала

XX века. Из крупных писателей той поры только И. Бунин избежал в своем творчестве разностильности: и поэтические, и прозаические его произведения сохраняли гармонию точной описательности и авторского лиризма. Стилевая нестабильность реализма была следствием переходности и известной художественной компромиссности направления. С одной стороны, реализм оставался верен завещанным прежним веком традициям, с другой - начинал взаимодействовать с новыми течениями в искусстве.

Писатели-реалисты постепенно адаптировались к новым формам художественного поиска, хотя этот процесс проходил не всегда мирно. Дальше других по пути сближения с модернистской эстетикой пошли Л. Андреев, Б. Зайцев, С. Сергеев-Ценский, несколько позднее - Е. Замятин. В адрес большинства из них со стороны критиков - приверженцев прежних традиций нередко раздавались упреки в художественном отступничестве, а то и в идеологическом дезертирстве. Однако процесс обновления реализма в целом был художественно плодотворным, а его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.

«Бородинское сражение» - 3.Соотношение сил накануне сражения. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями. Взгляд Льва Николаевича Толстого на Бородинское сражение. В чем проявился народный характер войны? Наполеон Бонапарт. 5.Итоги сражения, следствие. План изучения нового материала. 4.Ход сражения. Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?

«Великие русские писатели» - Николай Алексеевич Некрасов. Узнайте сказку по картинке: Великие русские писатели: Родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове, Каменец- Подольской губернии. А. С. Пушкин. А какие ещё стихи А.С. Пушкина ты знаешь? В 1838 году начал писать стихи. Узнай стихотворение: Мороз и солнце; день чудесный!

«Премия по литературе» - Прозаик. Церемония проводится в Вашингтоне (округ Колумбия). ПЕН/Фолкнер (PEN/Fauklner). New York, Pantheon Books). Семейная сага. New York, Random House). ПЕН/Фолкнер существует с 1981 года. Церемония проводится в Нью-Йорке. Победителей в каждой номинации определяет независимое жюри из пяти человек.

«Маленький человек в литературе» - Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема «маленького человека» в творчестве Н.М.Карамзина. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России.

«Связи в литературе» - УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. 5. Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина. 2. 6.

Всего в теме 13 презентаций

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Презентация на тему "Реализм как направление в литературе и искусстве" по литературе в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит информацию о принципах, чертах, формах, этапах развития реализма как литературного направления.

Фрагменты из презентации

Литературные методы, направления, течения

  • Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения.
  • Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
  • Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
  • Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
  • Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
  • Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Принципы реализма

  1. Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
  2. Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
  3. Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
  4. Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:

А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

  • Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  • Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
  • Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

Черты реализма

  • Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
  • Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой:
    • внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени;
    • большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
  • Универсальность в изображении человека;
  • Социальный и психологический детерминизм;
  • Историческая точка зрения на жизнь.

Формы реализма

  • просветительский реализм
  • критический реализм
  • социалистический реализм

Этапы развития

  • Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
  • Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
  • Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Реализм в России

Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.

Особенности русского реализма:
  • Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
  • Выраженный жизнеутверждающий характер;
  • Особый динамизм;
  • Синтетичность(более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Реализм 18 века

  • проникнут духом просветительской идеологии;
  • утверждается прежде всего в прозе;
  • определяющим жанром литературы становится роман;
  • за романом возникает буржуазная, или мещанская драма;
  • воссоздал обыденную жизнь современного общества;
  • отразил его социальные и нравственные конфликты;
  • изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).

Критический реализм

Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).

Принципы критического реализма
  • критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды
  • человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами
  • предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)

Социалистический реализм

Социалистический реализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».

Принципы соцреализма
  • Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
  • Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
  • Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).