Предложения повелительного наклонения в русском языке. Категория наклонения глагола. Наклонение, его формы и значения

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , да­вайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , да­вайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

1. Простое побуждение. Расскажи подробнее: время у нас есть.

2. Шутливо-ироническое побуждение. Кричи шибче, чтоб соседи услыхали.

3. Приказание. Оставьте это, не смейте…

5. Угрозу. Ты у меня пикни.

6. Команду. Постройся!

7. Позволение, разрешение. Поезжай, уж если тебя так тянет. Ладно уж, беги.

8. Пожелание. Будь здоров! Расти большой! Крепни и славься!

9. Призыв. Пионеры! Горячо любите Советскую Родину!

10. Совет. Старайтесь зимой спать не меньше восьми часов.

11. Предостережение, напутствие, напоминание. Берегите себя! Осторожно, не упади! Не разбей чашку!

12. Просьбу и мольбу. Не стреляйте в белых лебедей.

Особенности образования форм повелительного наклонения.

1. Глаголы с –ва давать даjут давай сохраняется –ва

2. Глаголы с корнем на и (бить, пить, - бей, пей). Основы не совпадают ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени.

3. Есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай

Вариантные формы высунь, высуни, лезь, полезай, высыпь, высыпи, уведомь, уведоми.

Употребление видов.

Совершенный вид Несовершенный вид

совет, просьба побуждение, приглашение


приказание (дайте)

частицы –ка, смотри

Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения.

1. Инфинитив. Встать!

2. 2 лицо простого и сложного будущего времени. Пойдешь, найдешь, передашь.

3. Прошедшее время. Поплыли!

Употребление форм повелительного наклонения в других значениях.

1. Сослагательное наклонение. Да будь я…(если бы я был) в условном или уступительном контексте.

2. Изъявительное наклонение. И блесни (блеснула) мне мысль.

3. Вынужденное действие субъекта, который обязан выполнить. Субъект недоволен. А мне расупутывай.

В форме императива кроме прямого значения могут использоваться в переносном значении.

1. Для выражения реального действия, которое невозможно или трудно осуществить (чаще разговорный, интенсивный контекст). Попробуй его поймай. Жди от него помощи.

2. Формы императива используются для обозначения действия, которое осуществлялось в прошлом. (тоже реальный объект = глаголу совершенного вида прошедшего времени). Частица возьми. А он возьми да и прыгни со второго этажа.

Обязательно обозначение трагического названия – называется драматическим императивом

3. Могут выражать предположительное действие. Форма повелительного наклонения употребляется в значении сослагательного наклонения (экспрессивный контекст). Знай я такое раньше – ни за что бы не согласился. Попросил бы меня по-хорошему.

4. Значение возможного действия. Она такая красавица, хоть картину с нее пиши.

Не все глаголы имеют форму повелительного наклонения. Ограничивает семантика глагола.

a. модальные – мочь, хотеть;

b. реляционные глаголы (глаголы отношения) значить, весить, состоять, принадлежать;

c. безличные глаголы – светать, не спится, хочется, рассвело;

d. глаголы, которые обозначают действие не лица, а только предмета – таять, кипеть, колоситься, зеленеть.

В контексте императивное значение может приобрести инфинитив. Но нельзя считать его формой императива, потому что императив выражается только интонацией.

Сослагательное наклонение

Глагольное семантическое значение предположительности действия:

· желательность

· возможность

· условность

Покататься бы на лыжах инфинитив + частица бы

покатался бы на лыжах -л + частица бы (выражается формой сослагательного

наклонения, 1 не сослагательное наклонение) в Не сделал бы я

без вашей помощи

2 Знал бы я об этом – лучше бы промолчал


усл. возм. и жел.

Форма сослагательного наклонения – условное по первому из значений, поэтому форма этого наклонения всегда аналитична.

Форма сослагательного наклонения – в наследство от древнерусского языка из формы на –л омонимична форме прошедшего времени + частица бы (из формы аориста)

Парадигма из 4 форм глагола:

М.р. знал бы

Ж.р. знала бы

Ср.р. знало бы

Мн. ч знали бы

Реализуется в форме рода и числа (история)

Не выражает значение времени. Частица бы не имеет закрепленного положения и даже сливаться с союзом.

Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Нам сказали, чтобы мы собирались в зале.

Формы сослагательного наклонения кроме прямого значения могут употребляться в переносном значении для выражения просьбы, т.е. значения повелительного наклонения (или совета). Помогли бы вы мне книги разобрать. (форма сослагательного наклонения – значение повелительное). Сходили бы вы к декану.

Частица бы может употребляться с инфинитивом или повелительным наклонением. Приди бы он раньше, знать бы мне раньше.

Такое употребление частицы бы выходит за рамки сослагательного наклонения

Изъявительное наклонение

Семантический признак – выражение реального действия.

В грамматике очень важное место занимает временное понятие, которое показывает отношение глагольного действия к моменту речи.

1. Лексические средства выражения временного значения сейчас, давно.

2. Синтаксические средства. Вот наш дом (нулевая связка есть).

На основе различных временных отношений сформировалась категория времени. Существует три отношения:

1. Действие совпадает с моментом речи;

2. Действие может предшествовать моменту речи;

3. Может следовать за моментом речи.

Каждое из времен имеет свою систему грамматических форм. Каждое время имеет свою внутреннюю парадигму. Прошедшее время противопоставлено непрошедшее время.

1). У прошедшего времени яркий формальный показатель –л, у будущего и простого настоящего формальных показателей нет.

2). Прошедшее время обладает наибольшей семантической определенностью. Временное значение прошедшего времени ярко выражено (идея предшествования). Формы прошедшего времени употребляются в прямом значении. Настоящее и будущее время употребляется в прямом, чаще в переносном (семантическое противопоставление).

3). Прошедшее время имеет все глаголы русского языка. А настоящее и будущее время ограничено видом.

Прошедшее время

Грамматическое значение связано с идеей предшествования. Форма прошедшего времени сложилась исторически от перфекта. В современном языке прошедшее время образуется от основы инфинитива возить – возил регулярное образование. ^

В некоторых глагольных формах используется ǿ прошедшего времени. Это непродуктивный способ:

1). глаголы на с, з. расти – рос (консонантная основа),

2). глаголы на чь печь – пек,

3). сти, зти нести – нес,

4). ну исчезнуть – исчез.

Прошедшее время в парадигме, состоит из 4 форм (род и число)

М.р. пошел

Ж.р. пошла

Ср.р пошло

Мн.ч. пошли

Глаголы несовершенного вида. Прямые.

1). регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся). Старик ловил своим неводом рыбу.

2). конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности. Я долго рассказывал о ней. Это имперфектное значение.

3). факт прошлого. На берегу моря высились небоскребы гостиницы. Аористическое значение.

Глаголы совершенного вида.

1. завершенное действие как факт прошлого, результат его неважен для настоящего, конкретное фактическое аористическое. Нас пригласили к столу. Рассказчик умолк. Дед прошел всю войну.

2. завершенное действие, но результат сохраняется в настоящем, важен для настоящего, оставил зримый след в настоящем (довольно много). Снег запорошил землю. Дерево зазеленело. Как вы посвежели. Перфектное значение.

Строгих границ провести нельзя.

Переносное значение.

1. В значении настоящего или будущего времени (экспрессивный контекст). Так тебе и поверили (значение будущего времени). Боялся я его, как же (значение настоящего времени).

2. Пошли (форма совместного действия). Взяли! Поехали!

Кроме нормативной формы используется экспрессивные формы.

1. Глагольное-междометные

Хлоп, мах, скок, стук, прыг, цап, щелк. Заинтересовался Шахматов. Называл их глагольно-междометными. Виноградов – к глаголу они обозначают внезапно глагольное действие, совершенное в прошлом.

Нет внутренней парадигмы – неизменяемая форма (нет лица, рода, числа)! Есть вид. Но глагольная сильная.

a. Вид и время

b. Управление существительным

c. Выполняет функцию сказуемого

2. Форма давно прошедшего времени. Это формы бесприставочных глаголов с суффиксами –ва, ива, -ыва, которые обозначают регулярное повторяющееся действие, в прошлом знавал, хаживал, говаривал, едал.

Только в прошедшем времени. Непродуктивный класс (очень активен в XVIII – XIX в.в.) остаток старины, как стилистическое средство.

Настоящее время

Это грамматическое значение, которое показывает, что деятельность совпадает с моментом речи. Только глаголы несовершенного вида.

Особенности: не имеет особого формального показателя, образуется от основы настоящего времени прибавлением личных окончаний. В парадигме 6 личных форм.

ед. ч мн. ч.

I служу служим

II служишь служите

III служит служат – косвенный показатель (у будущего времени)

Опора на вид

Значение настоящего времени. Прямое.

I. Настоящее актуальное (собственно настоящее) идея совпадения действия с моментом речи выражена ярко.

Вы хотите чаю?

Что ты делаешь? Я читаю.

Вы спите? Сплю.

Дождь идет.

В диалогах, с места события, репортаж, описание с натуры

II. Настоящее неактуальное. Действие не совпадает с моментом речи.

1. Чаще всего обозначает действие, которое очень часто повторяется, привычное, неограниченное во времени, нелокализованное. Дети обычно спят крепко. Он всегда все знает. Мед от простуды помогает.

Абстрактное настоящее (настоящее вообще) часто используется в обобщениях, афоризмах.

2. Может обозначать расширенное действие, оно шире момента речи, оно частично совпадает с моментом речи (давно). Я давно уж живу не сердцем, а головой. Несколько лет я собираю материалы статьи.

3. Постоянное действие, которое протекает без всякого перерыва или обозначают какие-то постоянные отношения (часто теоретические). Волга впадает в Каспийское море. Ребенок растет быстро.

4. В ремарках (в сценическом произведении) комментирующее. Сергей (Стоит. Задумчиво сидит, затем подходит.). Совпадает со сценическим временем.

5. Не деятельность, а способность что-то делать. Потенциальное действие. Варюша хорошо поет.

6. Используется при поэтическом описании, настоящее – преобразительное. Роняет лес багряный свой убор.

Переносное значение (очень часто).

1. В значении прошедшего времени (в художественной речи) для оживления прошлого времени. Настоящее историческое. Швед, русский, колет, рубит, режет. языкового контекста – частица бывало, вдруг. Вдруг слышу – кто-то в дверь стучит. Бывало выйдешь утром в сад.

2. В значении будущего времени. Для обозначении воображаемого или намеченного действия. Завтра я иду к врачу. Представьте, что вы приезжаете летом в Ленинград

Будущее время.

Действие следует за моментом времени. Имеют все глаголы, но различают по виду, синтетическую или простую.

Будущее простое – от основы настоящего времени путем прибавления личных окончаний. В парадигме 6 личных форм глагола.

Основные значения будущего простого времени.

1). Конкретное будущее (употребляется чаще всего). Значение единичного, неповторяющегося действия. Я вернусь, когда растает снег. Весной мы посадили сирень.

2). Абстрактное будущее. Повторяющееся действие (пословицы, поговорки). Что посеешь, то и пожнешь.

3). Переносное значение употребляется для обозначения события прошлого. Будущее историческое. Проведет, бывало, по струнам, и вздрогнет сердце.

4). Внезапное действие в прошлом. Стою, слышу, и вдруг как полыхнет!

Будущее сложное

1). Все грамматические значения – лицо, число, чисто аналитическим способом.

Конкретное значение после момента речи.

Абсолютное и относительное время

Абсолютное время определяется по соотношению с моментом речи. Выражается в простом предложении. Относительное – в сложном предложении.

Если время выд. от других ориент. при сопоставлении одного действия с другим – относительное время проявляется в придаточной части сложного предложения.

абсол. относит.

Он сказал, что жалеет о случившемся. Идея совпадения с действием основного глагола.

Он сказал, что долго жалел о случившемся. Идея предшествования.

Он сказал, что будет жалеть о случившемся. Идея последующего действия.

В сложном предложении два момента ориент 1)момент речи (абсолютное время), действия, временной план глагола главной части предложения. С ним связано употребление относительного.

Глагол тесно связан с производителем действия, это выражается формальными средствами, большинство в сочетании с субъектом в именительном падеже. Такие глаголы – личные (термин невыразительный, что могут присоединяться личные, сочетаться с личными. Я пишу, слушаю. Личным противопоставляются безличные глаголы, т.е которые не способны сочетаться с субъектом в именительном падеже. Но верится с трудом. Слышится, видится. Противопоставление личных и безличных глаголов. Личные глаголы имеют особую систему форм, которое выражает отношение глагольного действия к его носителю. Знаю, знаешь, знает – знала, знающий.

Личные глаголы могут использоваться в личной или родовой форме (противоречие в термине).

Личная форма глагола имеет в своем составе личное окончание, которое указывает на определенное лицо. Условно 3 лица:

Лицо говорящее у, ем, им

На собеседника ашь, ишь, ете, ите, и, ǿ

На лицо и предмет, не участвующее в разговоре ет, ит, ат, ят, ут, ют

1и2 – личное значение в прямом смысле, собственно личные, 3-предметное значение, форма сильно нагруженная. Каждая личная форма имеет систему значений. На значении обобщенном сформировалась категория чисто грамматическая, словоизменительная. Сформировалась исторически, почти без изменений, раньше была более широкая.

Спорные моменты

Имеет строгое формальное выражение, но вопрос о показателях лица спорный.

1. Широкое понимание категории лица В.В. Виноградов. Считал, что значение лица может быть выражено двояко: аналитически, т.е. с помощью личных местоимений и синтетически. При таком понимании категория лица распространяется на все глагольные формы, только в одних – аналитические, в других – синтетические.

Он считал, я считал – аналитические, я считаю, ты считаешь – синтетические.

Аналитизм выражают самостоятельные части речи.

Отражено у Шанского, Галкиной-Федорук.

2. Узкое понимание. Значение лица выражается только морфологические средства внутриглагольной формой. При узком понимании категории лица суживается сфера распространения. Выявляется только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и повелительном наклонении (грамматика-70, 80, школьный учебник). Категория лица имеет свою парадигму, которая состоит из 11 форм у совершенного вида и 17 форм у несовершенного вида.

Подарить буд. прост. повел. накл.

подарю/им подари/ите

подаришь/ите подарит (пусть)/ят

подарят/ят ФСД давайте

подарите

Основные значения личных форм

Форма 1 лица единственного числа.

1. Основное значение – указание на лицо говорящего.

2. Для обозначения субъекта вообще – обощенно-личное значение. Мыслю, следовательно существую. Чужую беду руками разведу. Не кланяюсь богачу – свой хлеб молочу.

Во множественном числе 1 лица.

1. Действие совершается группой лиц, в составе которго есть первое лицо.

2. В значении второго лица (! Переносном) для выражения участия. Почему не спим? Что читаем?

3. Обобщенно-личное значение (переносное). Поживем – увидим.

Форма 2 лица единственного числа!!! очень часто употребляется в: а) обобощенно-личном значении (афоризм), специализируется в узком значении. В карете прошлого далеко не уедешь. Врагов шапками не закидаешь. Пойдешь в науку, примешь муку.

б) в значении 1 лица. Весь день крутишься, как белка.

Форма 3 лица единственного числа:

1. Лицо, не участвующее в диалоге или предмет.

2. Безличное значение. На улице светлеет. Субъекта нет, но формальные показатели 3 лица. Пустая форма. Меня знобит.

3. Форма 3 лица множественного числа. !!! В неопределенно-личном значении. Без конца тебе звонят. Такие туфли сейчас не носят. О ребенке никто не заботится.

У личных глаголов 4 значения

1. определенно-личное

2. обобщенно-личное

3. неопределенно-личное

4. безличное значение

Личные формы глагола имеют разную функциональную направленность, наиболее сильная и частотная форма 3 лица, ее имеют все глаголы. !!! Формы 1 и 2 л. образуют не все глаголы. Часть глаголов имеет недостаточную парадигму.

1. Отсутствие 1 л. по фонетическим причинам висеть, убедить, победить (чередование)

2. Все безличные глаголы смеркается, живется, дышится

3. Глаголы, которые обозначают действие не лица, а предмета буксовать, звенеть, белеться, таять, колоситься, возникать.

В отличие от недостающих с избыточной парадигмой изобилующие: махать – машу – махаю (разг.), полоскать – полощу – полоскаю, полыхать.

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:

спросил, спросил бы, спроси

Первая форма - спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма - спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Третья форма - спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло. Эти отличия в значениях глаголов делят их на три склонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное .

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:

щенок грыз игрушку

щенок грызёт игрушку

щенок будет грызть игрушку

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам , то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:

бегал - прошедшее время

бегаю - настоящее время

буду бегать - будущее время

В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:

он бегал - мужской род

она бегала - женский род

оно бегало - средний род

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:

мы бегаем - 1-е лицо множ. число

ты бегаешь - 2-е лицо един. число

она бегает - 3-е лицо един. число

Условное (сослагательное) наклонение

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:

Я почитал бы, если книга будет интересной .

Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж .

Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят чтобы случились, без каких-либо условий:

Я попила бы чаю .

Мы позагорали бы .

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б) . Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам , а в единственном числе и по родам .

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:

Я попила бы чаю .

Мы бы позагорали .

Я бы с удовольствием сходил в кино .

При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы , например:

Мы отдыхали бы и веселились .

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:

  • приказы:

    сядь, встань, идите

  • советы:

    Сходите лучше в кино. Лучше обратитесь к врачу.

  • разрешение:

    присаживайтесь, проходите

  • пожелания:

    Сходим в парк? Съедим по мороженому?

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те , например:

сядь - сядьте

пиши - пишите

играй - играйте

Для обозначения вежливости, при обращении к одному лицу, используются глаголы множественного числа, сравните:

передай - передайте

Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка :

присядь - присядь-ка , передайте - передайте-ка

Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать ! Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

  1. Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется :

    копа ю (наст. время) - копай (повел. накл.)

    перекопа ю (буд. пр. время) - перекопай (повел. накл.)

  2. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется :

    сторож у́ (наст. время) - сторожи (повел. накл.)

    посторож у́ (буд. пр. время) - посторожи (повел. накл.)

  3. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак :

    ре́ж у (наст. время) - режь (повел. накл.)

    разре́ж у (буд. пр. время) - разрежь (повел. накл.)

  4. Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака прибавляется :

    по́мн ю (наст. время) - помни (повел. накл.)

    запо́мн ю (буд. пр. время) - запомни (повел. накл.)

Для образования формы 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-го лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет. Пускай читает.

Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Да пойдёмте уже! Да искоренится зло!

Для образования формы 1-го лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-го лица с особой интонацией (призыв к действию), например:

Идём на пляж!

Форма 1-го лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте :

Идёмте на пляж!

Давай пойдём на пляж!

Давайте пойдём на пляж!

Формы 1-го лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь , например:

хвались, умойся

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й , то на конце глагола пишется мягкий знак - ь , например:

спрячь , режь , встань

Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те :

спрячь ся, режь те, встань те

Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения - ляг - лягте, приляг - прилягте . Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.

1. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –и. Пример:...Тревогой бранной напои! (А. А. Блок).

2. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь, выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

3.Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д.

4. Общелитературной формой повелительного наклонения глагола ехать является поезжай, положить - положи, класть – клади, лечь – ляг, пойти- пойди.

Стилистические варианты

Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастий и деепричастий.

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.



Образование причастий

действительные причастия прошедшего времени страдательные причастия прошедшего времени при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола
Образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву: писать – писавший, решать – решавший. Образуется с помощью суффиксов -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убранный, застеленный, допитый). Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву: нести – нёсший, а также вытереть – вытерший, ушибить – ушибший.

Образование деепричастий

Деепричастия не образуются

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Варианты форм числа сказуемого отмечаются при подлежащем, выраженном словом или сочетанием слов со значением количества.

1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.

Единственное число сказуемого Множественное число сказуемого
Сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения (На столе лежит несколько тетрадей.) Подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами (Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика.)
Подлежащее имеет значение приблизительности (На собрании присутствовало около 50 человек.) Речь идет об известном, определенном субъекте (Нас провожали те самые две девушки, с которыми мы познакомились вчера).
в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени (Прошло несколько минут.) При количественном слове есть определение во множественном числе (Первые шесть дней прошли незаметно.)
Компоненты количественно-именного сочетания разделены (Детей у матери было пятеро). Есть однородные члены в составе подлежащего или сказуемого (Некоторые ребята уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу).
В составе подлежащего имеются слова со значением ограничения (В живых осталось всего несколько человек.) Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.
При подлежащем, выраженном сочетанием слова часть, много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе: Часть аудито- рий отремонтирована; Столько людей погибло в тюрьмах! Есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе: Кончились эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.
При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет. Наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе: Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя.
Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе, В платяном шкафу висело и валялось старье. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе. Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни.
При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы) с существительным, сказуемое предпочитается в форме единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы Наличие при подлежащем определений все, эти: Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.
При подлежащем, выраженном неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.
При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем - неодушевленном существительном, обычно употребляется в единственном числе: В деревне осталось несколько домов; Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое - глагол во множественном числе.

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в родительном падеже», сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили. На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют такие факторы, как активность или пассивность действия.