Помощник режиссера в театре рассказала о закулисной жизни спектаклей и капризах актеров. Чем занимается помреж? Что делает помощник режиссера в театре

От нас зависят все удобства для работы актеров и режиссера, а также то, чтобы рабочий процесс был налажен, как часы. Все должно быть вовремя и на своих местах. По своей сути это, конечно, техническая профессия, но элемент творчества тоже присутствует.

Репетиционные обязанности

Помреж приходит за час до начала репетиции, следит, чтобы была вода, правильное количество стульев, необходимый реквизит. Нужно встретить всех актеров, а если за пять минут до репетиции кого-то из артистов еще нет, то надо срочно связаться с ними и узнать, где они и что с ними.

Бывает так, что мое присутствие во время репетиции не обязательно, но уйти домой я все равно не могу, потому что в любой момент что-то может понадобиться - деталь костюма или дополнительный реквизит.

После окончания репетиции я должна узнать расписание на следующий день или следующую неделю, чтобы всех потом оповестить. Помощник режиссера должен знать все. Где, что и когда должно стоять на сцене, какие костюмы нужно подготовить и в какое время. Постепенно к работе подключаются все театральные цеха: монтировщики, реквизиторы, бутафоры, поделочный и пошивочный цеха. Но они приходят постепенно, каждый на своем этапе, а помреж включен в работу над постановкой всегда.

Работа после премьеры

Наша работа продолжается и после премьеры спектакля. Перед каждым представлением помощник режиссера проверяет все технические приспособления на сцене на готовность, выставляет скорость поворотного круга, следит за расстановкой реквизита и его исправностью.

Актеры, конечно, помнят все свои перестановки и переодевания по сценарию, но координация всех театральных служб по ходу спектакля лежит на помреже. А это четкое взаимодействие с костюмерным цехом, реквизитным, монтировочным и световым.

Режиссеры разные бывают

Мне повезло в том, что только один раз мне попался очень сложный режиссер, но работать с ним мне ”посчастливилось” дважды. Он очень давил на меня, разговаривал на таких тонах, что поначалу я не могла понять, что вообще происходит. У меня развился комплекс, что я делаю все не так, и в итоге от постоянного нервного состояния я действительно начала забывать то, что должна сделать. Все время случались какие-то неприятности, не по моей вине, но за которые отвечать приходилось, конечно же, мне.

К премьере спектакля вся моя кровь была им выпита. Работая с ним, я потеряла немало здоровья. За все время моей работы я могу вспомнить только этот случай. С другими режиссерами, а их было много, всегда возникало взаимопонимание, некоторых из них я могу назвать золотыми людьми.

ТОП

Актеры - это дети

Актеры - это дети, а у детей бывают и капризы. Характеры у всех разные, настроение бывает хорошим, а бывает плохим. Если бы я была новым работником, то мне бы было тяжело, наверное, но так как работаю я уже давно, то знаю, в каких ситуациях, с кем и как надо разговаривать и какой найти подход. Когда-то надо быть построже, когда-то, наоборот, добрее.

Если что-то идет не так по ходу спектакля или репетиции, то актеры в первую очередь приходят с вопросами или жалобами к помрежу. Так что работаем плечом к плечу.

Еще и суфлер

У нас в театре был давний случай, который до сих пор все вспоминают. Одна замечательная актриса, будучи уже в солидном возрасте, иногда забывала текст пьесы. Сначала я подсказывала ей из-за кулис, но слух у нее был слабый. Тогда решили незаметно приспособить ей наушник.

Ситуацию спасало то, что в спектакле у главной героини имя было такое же, как у меня. Поэтому если во время представления актриса забывала текст, я подсказывала, но она все равно не слышала, то она могла прямо на сцене мне об этом сказать. Обращаясь как будто к главной героине она говорила: ”Маша! Я тебя не слышу!” или ”Машенька, говори громче”. Зрители, конечно, ничего не понимали, полагая, что так и задумано, но все актеры, режиссер и другие работники знали, что обращалась она именно ко мне.

Если меняется руководство

Внутренние изменения в театре меня обходят стороной, на меня они не влияют. Уволить никогда не угрожали, конфликтных ситуаций с художественными руководителями тоже не происходило. В театре каждый занимается своим делом, и если ты хорошо его делаешь, то это, как и в любой другой сфере, будут ценить и уважать.

Никакой рутины

В моей работе всегда все по-разному, все по-новому. Разные режиссеры, разные артисты, пьесы, жанры. Рутины нет, несмотря на то, что у меня только один выходной в неделю и даже уехать никуда не получается, потому что даже в свободное время меня могут вызвать. Совмещать эту должность с какой-то другой работой тоже невозможно, но я люблю театр и не хотела бы работать кем-то другим и в другом месте.

Должностная инструкция помощника главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник главного режиссера относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник главного режиссера назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность помощника главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.4. Помощник главного режиссера должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, других видов искусства, литературы;

Современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На помощника главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление организационного руководства творческо-производственной деятельностью труппы.

2.2. Анализ состояния артистического состава и внесение предложений главному режиссеру по составу и пополнению труппы, приглашению исполнителей для разового участия в спектаклях, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

2.3. Участие в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, назначении составов исполнителей в текущем репертуаре, обеспечивая рациональную загрузку артистов труппы в новом и текущем репертуаре.

2.4. Организационное обеспечение составления репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новых постановок, ведения учета репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала.

2.5. Участие в планировании текущего репертуара.

2.6. Рассмотрение и представление руководству организации заявлений артистов о разовой работе за пределами своей организации.

2.7. Участие в организации работы по повышению квалификации артистического персонала.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Помощник главного режиссера имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Помощник главного режиссера несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Что происходит на сцене за закрытым занавесом? Как идет подготовка к спектаклю, кто меняет декорации и почему в театре много так называемых «бойцов невидимого фронта» , чья работа очень важна, но остается «за кадром»? Об этих и других секретах закулисной жизни нам рассказала заслуженный работник культуры Карелии, помощник режиссера Музыкального театра Надежда Ивановна Уранова.

Во время первого спектакля, который я вела, меня охватила настоящая паника , все происходило, как в страшном сне! Поскольку получилось так, что репетиций этой постановки с моим участием в качестве помрежа не было, материал представлялся мне настоящей целиной. Не знаю, каким образом у меня получилось, но я все сделала правильно! С тех пор прошло больше десяти лет, и хотя теперь многие мои навыки доведены до автоматизма, каждый спектакль для меня неповторим и по-своему сложен.

Помощнику режиссера нашего театра, в отличие от помрежей , работающих с драматическими труппами, необходимо иметь музыкальное образование, так как балетные и оперные спектакли ведутся с помощью клавира, где отмечены все перемены, какие происходят в спектакле. Помощнику режиссера необходимы абсолютная сосредоточенность, внимание, четкость действий, от него во многом зависит, не произойдет ли каких-то сбоев, насколько артистам будет удобно, комфортно.

Помощник режиссера работает в тесном контакте с постановочными и техническими службами и актерским составом. До начала репетиции или спектакля я проверяю, в каком состоянии сцена, помыт ли пол; если на сцене холодно, то расставлены ли обогреватели. Выясняю, на месте ли артисты, все ли готовы к выходу, загримированы, одеты. Если кого-то нет, сообщаю об этом заведующему труппой. За полчаса до начала спектакля занавес опускается, а поднимается тогда, когда маэстро встал за пульт и взмахнул дирижерской палочкой, а артисты приготовились к первой сцене.

В работе помрежа неизбежны, пусть даже редкие, накладки и непредвиденные обстоятельства . По прошествии времени все это может выглядеть забавным, но в конкретных случаях я переживала до конца спектакля! В балетных постановках есть моменты, когда происходит полная вырубка света и артисты меняют хореографический рисунок. Однажды я не заметила, что первая линия, которую мне было плохо видно, еще продолжает движение, и дала команду включить свет. Или велела поднять занавес, когда мне показалось, что маэстро уже за пультом, а он еще только шел на свое место.

Следить за ходом спектакля мне помогает трансляция , на мониторе я вижу сцену, зрительный зал, команды передаю по рации и с помощью пульта. Когда впервые увидела пульт после реконструкции театра, то испугалась, что все очень сложно, а сейчас могу сказать, что работать с ним удобно. Связь со всеми службами обязательно проверяется заранее, как минимум, за полчаса до начала спектакля.

В театре много «бойцов невидимого фронта» — это монтировщики, осветители, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры. Все они хорошо выполняют свою работу, и все же я обязана знать, кто из них, что и когда должен сделать. Перед каждой ручной переменой декораций на штанкетах (они располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис,занавесов, задников и плоских декораций) связываюсь по рации с рабочими сцены.

Одна из самых сложных перемен - после первой сцены в балете «Щелкунчик» , когда происходит затемнение, опускается «лес», поднимается «кабинет», при этом действие не останавливается: оркестр играет, артисты танцуют. Помимо запланированных моментов может случиться и что-то неожиданное: на лифе у балерины оторвалась лямочка, перед выходом кто-то заболтался в гримерке — мне приходится следить буквально за всем.

Монтировщики декораций — это те сотрудники театра, с которыми помощник режиссера контактирует в первую очередь. Штат монтировочного цеха у нас небольшой, и зарплаты тоже невелики. Труд у рабочих тяжелый, есть и ночные смены. Между тем именно от них в определенной мере зависит качество спектакля, насколько все точно смонтировано. Каждая постановка имеет свой технический паспорт, и все делается в соответствии с ним.

Сложны перемены декораций между спектаклями: объемы очень большие, надо все снять и повесить что-то совсем другое. Декорации хранятся в специальных «карманах» за сценой, перед каждой репетицией или спектаклем тканевые обязательно отпаривают. Есть несколько видов декораций, например, есть полупрозрачный суперзанавес, создающий ощущение туманности, марева, нереальности, дали: часто его используют в начале спектакля.

В любой постановке большое количество световых перемен : скажем, в «Пиковой даме» их восемьдесят три, в «Травиате» - пятьдесят три, в «Евгении Онегине» около пятидесяти, и ни одной перемены нельзя пропустить. Я веду все спектакли, кроме «Черной курицы» и «Летучей мыши».

В Музыкальном театре Карелии два помощника режиссера ; в других подобных театрах их, как правило, больше. Когда к нам приезжают на гастроли труппы из других городов со своими помрежами, то всегда удивляются, как хорошо их встречают у нас, насколько внимательно относятся. В других театрах зачастую вообще никого не найти, а у нас все службы наизготовку, все показываем, объясняем.

Непростое время, тревожное, иногда даже конфликтное — когда ставится новый спектакль, артисты только вживаются в роль, выстраиваются мизансцены, появляются новые декорации, все будто заново притираются друг к другу. Однако не могу не отметить, что в целом в театре очень хорошая творческая и дружеская атмосфера, а это то, без чего невозможно создание удачных, талантливых, красивых и вдохновенных постановок.

Репетиция накануне спектакля отличается тем, что в зале нет зрителей , артисты работают без костюмов и грима. При этом на сцене всегда полноценные декорации и свет, и помреж тоже работает в полную силу. Режиссер, дирижер, балетмейстер и педагоги-репетиторы тщательно следят за действием, делают артистам необходимые замечания. Наверняка далеко не каждый зритель заметит, что балерина недостаточно плавно подняла руку, артисты выстроились не совсем ровно или в каком-то фрагменте оркестр замедлил темп, но в нашем театре стремятся к безукоризненности исполнения, к чистоте рисунка.

К балетной труппе у меня особое отношение. Это великие труженики, которые буквально живут в театре, особенно во время постановочного процесса. Приходят ни свет ни заря, особенно если с утра назначен урок, тут же отдыхают и кушают. Профессия травматичная, с физическими перегрузками, тогда как перед зрителем артисты балета всегда предстают легкими, невесомыми. Не раз видела, как, выбежав со сцены, балерина буквально падает, а спустя минуту вновь выпархивает к зрителям с улыбкой. Поэтому я всегда готова проявить к ним теплоту и нежность, порадоваться их успехам, по-матерински поддержать.

Оперная труппа Музыкального театра тоже высокого уровня , с большим потенциалом и желанием работать. Я всегда говорила, что опера — отражение нашей жизни, это то, что формирует мировоззрение людей. Поэтому когда собирается полный зал, когда он реагирует на действие, дышит, живет вместе с героями постановки, у меня радуется душа.

Качество спектакля и его успех во многом зависят от зрителей . Когда говорят, что во время спектакля идут две ответные волны, со стороны сцены и от зала, это чистая правда. Если зал равнодушный, холодный, тогда теплым, эмоциональным не получится и спектакль, даже если технически там все верно. Порой приходят неподготовленные зрители, которым сложно воспринимать оперу или балет, когда надо и чувствовать, и вникать, и думать, а не просто смотреть картинку, как в шоу-бизнесе. И все-таки благодаря таланту и преданности своему делу нашим артистам чаще всего удается пробудить людей, вызвать их отклик, завоевать доверие и, соответственно, получить отдачу.

Вот уже много лет я иду на работу, как на праздник, потому что театр - это мой второй дом, где все понимают, ценят, поддерживают и любят друг друга, каждый заинтересован в конечном результате: создании прекрасных спектаклей, которые порадуют зрителя.

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке телевизионных передач, выполняет творческие и организационные задания режиссера, участвует в разработке режиссерского сценария (экспликации), отборе изобразительного материала и компонентов передачи. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Подбирает кино- и видеоматериалы. Организует проведение киносъемок и контролирует осуществление проявки и печати киноматериалов. Осуществляет совместно с режиссером киномонтаж, подготавливает киноматериал для переписи на магнитную ленту. Организует проведение внестудийных видеозаписей и перезапись видеоматериалов на стандартную магнитную ленту. Обеспечивает перезапись фонограмм для последующей расшифровки. Проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита, а также иллюстративного материала. Расписывает совместно с режиссером экземпляры сценария и составляет схему работы камер. Проводит за видеопультом трактовые репетиции и видеозапись. Участвует в составлении монтажного листа, выполняет вспомогательные работы на монтаже передачи. Обеспечивает просмотр видеоматериалов, перезапись техдублей и сдачу передачи службе технического контроля. Оформляет документацию для сдачи передачи в Главную дирекцию программ (редакцию программ или отдел выпуска). Проводит передачи за видеопультом в прямом эфире. После прохождения передачи в эфир оформляет документацию для сдачи передачи в Телерадиофонд (видеотеку), возвращает использованные кино- и видеоматериалы в соответствующие службы и другие организации. Осуществляет учет видеорулонов со всеми выходными данными завершенных и текущих работ (эфирные, техдубли, исходные). Подготавливает необходимые данные о качестве и объеме выполненных технических услуг, фиксирует простои. Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных (радио-) передач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания телевизионных (радио-) передач; технические средства телевидения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, участие в съемках сложных передач;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ КИНОРЕЖИССЕРА

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке киносъемок, выполняет творческие и организационно-производственные задания кинорежиссера - постановщика и кинорежиссера фильма. Подбирает необходимый в процессе создания фильма литературный, иллюстративный и музыкальный материал, проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита. Содействует подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера - постановщика. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Обеспечивает качественное обслуживание съемок. Сдает заявки на технические средства и необходимые материалы и следит за своевременным их выполнением. Участвует в составлении монтажных листов, проводит под руководством кинорежиссера вспомогательные работы по монтажу фильмов. Оформляет документацию для сдачи кинофильмов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования к уровню киноматериалов; творческий процесс и технологию создания кино- и видеопродукции; технические средства для проведения киносъемок; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и маркетинга; нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, владение основами профессионального мастерства;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 5 лет, подготовка и проведение несложных съемок в качестве кинорежиссера.


АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА РАДИОВЕЩАНИЯ

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке радиопрограмм (передач), выполняет творческие и организационные задания режиссера. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Принимает участие в подборе участников и исполнителей, обеспечивает их явку на репетиции и запись, заказывает транспорт и пропуска. Организует и контролирует обеспечение студии необходимыми постановочными средствами. Выполняет вспомогательные работы на репетициях и записи радиопередач, ведет учет занятости участников и исполнителей передач. Составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Участвует в монтаже передач, организует прослушивание радиопередач. Оформляет производственный отчет, документацию на оплату труда участников и исполнителей передач. Организует подготовку и сдачу радиопередач и спектаклей в Телерадиофонд (фонотеку). Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню радиопередач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания радиопередач; технические средства радиовещания; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации сложных радиопрограмм (передач);

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации радиопрограмм (передач) всех видов и жанров, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке и создании телевизионных программ. Выполняет творческие и организационные задания звукорежиссера. Подготавливает акустические средства к репетиции, съемке (записи) студийных и внестудийных программ, а также для программ, идущих в прямом эфире. Совместно с режиссером и звукорежиссером определяет места нахождения участников программ в студии и на внестудийном объекте. Расставляет микрофоны, обеспечивает правильное перемещение их в процессе работы. Выполняет творческие и технические задания звукорежиссера. Совместно со звукорежиссером проводит телевизионные программы (передачи). Самостоятельно проводит несложные программы, а также проводит работы по несложным речевым, музыкальным и шумовым записям и их монтажу.

Должен знать: распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к повышению уровня телерадиовещания; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую на телевидении; технологию создания телевизионных программ; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное (музыкальное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности оператора звукозаписи не менее 2 лет;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента звукорежиссера не менее 3 лет, проведение несложных телерадиопередач в качестве звукорежиссера.


АССИСТЕНТ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в творческо - производственном процессе создания телевизионных программ (передач) и видеофильмов всех видов и жанров, выполняет творческие и организационные задания телеоператора. Участвует в разработке плана подготовки и создания передач. Обеспечивает расстановку камер и необходимую технику для проведения трактовой репетиции, съемки и прямого эфира. Осуществляет совместно с бригадой осветителей установку специального освещения, производит смену оптики на камерах. Следит за правильной эксплуатацией используемых телевизионных технических средств. При необходимости самостоятельно готовит и проводит съемку несложных телевизионных передач.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных передач; технические средства и технологию создания телевизионных передач; творческие методы построения и организации кадра; организацию операторского освещения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование и специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента телеоператора не менее 3 лет, проведение съемок несложных телевизионных передач в качестве телеоператора.