Почему не сложились отношения Аси и Господина Н.Н? По повести Тургенева «Ася» (Тургенев И. С.). Опыт и ошибки в романах «Отцы и дети» и «Униженные и оскорбленные

Проблематика повести Тургенева «Ася». Критика

Повесть «Ася» была написана в 1858 году. В отличие от романа «Отцы и дети», в ней повествование ведется от лица героя - некоего Н. Н., а не автора.

Интересно Тургенев обходится и со временем в произведении: две временные точки зрения в повести то совмещаются, то расходятся, что помогает читателю увидеть разницу между героем молодым и нынешним, особенно в начале и в конце произведения.

У Лермонтова в «Герое нашего времени» автор удален из романа, но ему потребовалось три рассказчика для того, чтобы объемнее показать своего героя. Тургенев поступил иначе: рассказ Н. Н. о том, что с ним произошло, дает иллюзию достоверности, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», а необходимость в двух других рассказчиках отпадает из-за разницы в жанре: повесть все же предполагает более краткий формат, нежели роман. В «Асе» Тургенев прибегнул еще к одному приему: постаревший герой говорит о прошлом, и это создает иллюзию того, что читатель видит его молодым. Такая форма характерна скорее для рассказа или повести, чем для романа, где автор, как правило, дает масштабное видение жизни. Для романа позиция «всезнающего» автора выгоднее.

В «Асе» особенно важны пейзажи. Природа играет очень важную роль в жизни многих героев Тургенева. Здесь, в отличие от «Отцов и детей», природа является одним из героев повести: она влияет на то, как складываются отношения героя и Аси.

В отличие от героев романа «Отцы и дети», герои повести «Ася» - люди с тонкой душевной организацией, люди, которые чувствуют природу, отвечают душой на музыку, и даже запахи играют большую роль для них.

Главной загадкой произведения предстает Ася - самая энергичная из всех тургеневских девушек. Непредсказуемая, темпераментная, она ведет себя не как барышня круга Н. Н. Здесь в очередной раз проявляется тончайший тургеневский психологизм. Читатель стремится узнать, что стоит за ее эксцентричностью. Тургенев показывает Асю в смятении: она не может понять, что с ней происходит, а главное - как себя вести, как скрыть зарождающиеся в ней чувства.

В Гагине, как и в Н. Н., можно разглядеть черты русского героя, черты, которые уже встречались в Онегине, Печорине и частично в Павле Петровиче. Это образованные люди, светские, но с каким-то внутренним изъяном, которые не смогли реализовать себя в жизни. Когда Гагин показывает герою свои рисунки, читатель видит, что ни один из них не окончен.

Н. Н. начинает подозревать, что Ася не совсем сестра Гагину. И опять в произведении Тургенева присутствует неравная любовь: это уже встречалось в его романе «Отцы и дети», где Николай Петрович - дворянин в преклонном возрасте - начинает жить в гражданском браке с дочкой экономки Фенечкой. В «Асе» Гагин рассказывает, что Ася - «дочь моего отца и бывшей горничной моей матери», то есть ребенок от внебрачной связи.

Здесь отчетливо видны пушкинские мотивы. В «Евгении Онегине» Татьяна, любя человека, отказалась быть с ним, заботясь о его же благе, а здесь герой не решается любить Асю. У него происходит объяснение с Гагиным. Герой понимает, что не сможет любить 17-летнюю девочку с ее нравом, но поступает даже хуже, чем Онегин, ведь Онегин не любил Татьяну, а Н. Н. любит Асю, но просто не способен взять на себя ответственность. Н. Н. страдает, пытается отыскать Гагиных, это ему не удается, и жизнь проходит без Аси.

После разрыва герой недолго грустит, хотя в конце жизни он понимает, что «ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!». Он понимает, что Ася была самой большой любовью его жизни.

В финале повести есть перекличка с финалом «Отцов и детей», но в романе читателям была дана мысль о жизни бесконечной, о примирении, в том числе и автора с героем, а после прочтения «Аси» остается тягостное впечатление, горечь, разочарование.

После выхода повести «Ася» Н. Г. Чернышевский пишет критическую статью «Русский человек на rendez-vous». В ней он говорит, что в произведении нет ничего от русской жизни. Он называет Н. Н. Ромео, Асю - Джульеттой, говорит о том, как не похожа их история на историю шекспировских героев. Далее Чернышевский отмечает, что во многих русских романах, и в тургеневских в частности, мы встречаем такого героя - вроде хорошего, милого и благородного, но в решительную минуту отступающего. «Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем». Чернышевский рассуждает с позиции революционных демократов, оценивая, готов ли будет этот человек к решительным действиям. Он понимает, что к общественным действиям эти герои не будут готовы, говорит об их несостоятельности.

Далее критик рассуждает, сможет ли Ася встретить лучшего человека, и приходит к неутешительному выводу: «… едва ли встретится ей человек более достойный; в том и состоит грустный комизм отношений нашего Ромео к Асе, что наш Ромео - действительно один из лучших людей нашего общества, что лучше его почти и не бывает людей у нас». Лучший представитель, которой все равно оказывается ни на что не способен. В этом и заключается основной психологический феномен - такой же, как и в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Здесь искали:

  • какие проблемы в повести Ася поднимает Тургенев

Необыкновенная и красивая повесть Тургенева "Ася" повествует о чистой любви. Эта история имеет поэтическое обаяние, нежность и чистоту.

Господин Н.Н. и Ася случайно встретились за границей, она живет там со своим сводным братом. Автор не описывает внешность Аси. Мы видим ее как бы глазами господина Н. Н. Всю жизнь он жил в довольствии и достатке. Его устраивала размеренная и спокойная жизнь. И вдруг - Ася. Такая юная, милая и необычная девушка. Н. Н. не вдруг понял, что он влюбился в Асю. С первой встречи его тянуло к ней.

Чудачества Аси он воспринимает не как психические отклонения, а как искренность поступков, готовность к самоотречению. Не случайно в разговоре с Н.Н. она говорит, что хотела бы быть похожей на Татьяну Ларину. Образ Аси похож на ясный весенний день. Всё зеленеет, цветет и благоухает. Но где-то в дали вдруг появляется тучка, которая навевает тревогу.

Во всех произведениях Тургенева о любви есть какая-то тайна, трагедия, тень неразделенной любви. Есть тайна и у Аси. Ее родители, мать - крепостная крестьянка, отец - помещик, рано умерли. Живя в пансионате, она не получила приличного образования. Она сама узнает мир, иногда совершает странные поступки, из-за чего не может найти себе друзей.

Асе исполнилось семнадцать лет, и как любая девушка она грезит о любви, готова совершить подвиг во имя высокого чувства.

Любовь приходит к ней в образе Н.Н. Никогда раньше она не испытывала такой палитры чувств. Ей кажется, что жизнь наполнилась смыслом. Свое будущее она связывает с Н.Н., и оно видится ей светлым и наполненным любовью. Ей кажется, что они вместе будут совершать только добрые дела.

Но она ошибается. Н.Н. испугался своей любви, он оказался не готовым нести ответственность за любимую. Признание Аси напугало его, и он принимает решение уехать. Как часто Н.Н. потом корил себя за эту ошибку. Он так и не смог стать счастливым. Много лет он искал ее, но так и не смог найти свое потерянное счастье. В отличие от своего любимого Ася оказалась сильнее и взрослее и смогла навсегда уехать из города.

При прочтении тургеневской повести возникают вопросы о счастье. Возможно ли оно? Есть ли у счастья будущее? Мысль Тургенева: "У счастья нет завтрашнего дня..." звучит грустно, но это есть правда жизни. Но если у счастья нет завтра, то нужно жить сегодня, сейчас. И пусть это только краткий миг, но он есть в нашей жизни и сердце.

Вариант 2

Есть ли для счастья определенное время? Или же это нечто кратковременное, то за что нужно хвататься, наслаждаться, пока оно есть? На этот вопрос и отвечает главный герой повести И.С. Тургенева «Ася».

Повествование начинается с того, что уже немолодой мужчина, при неизвестных нам обстоятельствах, скорее всего в дружеской беседе, рассказывает историю, случившуюся с ним в юности.

Молодым человеком он путешествовал по Европе. Когда он был в небольшом городке Германии, он знакомится так же с русскими путешественниками: братом и сестрой. Понадобилось немного времени, чтобы он подружился с ними, и влюбился в девушку. Но Ася была сводной сестрой молодому человеку, у них был один отец, а вот мать ее была простой женщиной. Девушка, осознавая свое общественное положение, очень от этого страдала. И, когда она поняла, что влюблена в Н., отлично осознавала шансы на их брак. Неудачное объяснение, отложенное на потом решение признаться в чувствах главного героя, в итоге привело к тому, что брат с сестрой уехали в неизвестном направление, а главный герой хоть и пытался их найти, так этого сделать и не смог.

Возможно одна из основных трагедий данной истории в том, что счастье между Асей и Н. было возможно. Но сами люди либо этого не замечают, либо собственными руками его разрушают.

Вполне очевидно чуть ли не с самого начала взаимная симпатия героев. Светлое, сильное чувство зарождается в них обоих, но по сути дела недосказанность, банальное решение оставить дело на завтрашний день, уничтожает возможность этого. Сомнения героев в их взаимном будущем понятно, они вынуждены считаться с мнением общества, да и они молоды. Но как же горько от той мысли, что если бы герой, уходя от дома Гагиных, когда он осознал всем своим существом, что он любит Ася достаточно сильно, чтобы жениться, не смотря на ее происхождение, вернулся бы, они могли бы быть вместе. Одно решение, которое так повлияло на их судьбу.

У счастья нет прошлого, нет настоящего, оно существует только сейчас, в настоящее время. Главный герой через горький опыт осознал это. Даже спустя много лет, когда, казалось бы, он видел многое, и встречал много интересных женщин, он все равно помнит Асю. Эта та любовь, которая не повторяется, любовь всей жизни, то счастье, которое он так и не узнал.

Сочинение 3

Повесть Тургенева «Ася» красиво рассказывает о первой, чистой любви. Она содержит поэтическое обаяние и чистоту.

Двое молодых людей Господин Н.Н. и Ася знакомятся за границей, она путешествует со своим сводным братом. Внешность девушки автором не описывается. Мы видим ее глазами господина Н. Н. Он прожил жизнь в достатке. Его такая жизнь устраивала. И вдруг появляется Ася. Она была юная, милая девушка. Н. Н. влюбился в неё. С самой первой встречи он чувствует, что его тянет к ней.

Ася хочет быть похожей на Татьяну Ларину. Ася легкая, молодая, цветущая. В этом произведении есть тайна, которая лежи пятном на девушке. Она рано осталась сиротой, не получила достойного образования. Она сама идет по жизни, набивая себе шишки.

В рассказе Асе 17 лет, она хочет любви, готова на подвиги во имя любимого. В лице Н.Н. она находит любовь. Она ни к кому никогда не испытывала таких чувств. Для неё жизнь наполнилась смыслом. Она мечтает выйти за него замуж. Она надеется, что её чувство взаимно, но она ошиблась. Молодой человек пугается своей любви, он не готов к ответственности за любимую. После признания Аси, он уезжает. Потом всю жизнь он ругал себя за свою слабость. Он не нашел своего счастья.

Когда читаешь эту повесть невольно задумываешься, возможно ли, вообще быть счастливым. Бывает ли счастье потом или оно сиюминутное. Повесть учит тому, что не надо бояться своего счастья, а нужно идти навстречу ему, не думая не о чем. Потом может быть поздно.

Главная героиня повести была девушкой импульсивной, страстной натурой и влюблена в Н.Н. , но когда им пришлось объяснятся, он растерялся, чем ранил девушку, его показное равнодушие принесло несчастья им обоим.

В жизни обычно так и бывает. Тему несчастной любви затрагивали многие авторы XIX века.

Писатель хотел показать этой повестью, что надо обращать на свои чувства, и если ты встречаешь свою любовь, то надо делать шаг навстречу.

От счастья героев отделяло лишь одно слово, которое так и не было сказано. Он не смог рассказал о своих чувствах, отлаживал на потом, а этого не случилось. Он упустил свой шанс, потерял счастье своей жизни. Он хотел ей утром следующего дня во всем признаться, сделать ей предложение, но она не стала ждать, ночью она сбежала вместе с братом в неизвестном направлении. Герой искал её потом, но так и не смог найти её следов.

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…