Почему Матрену называют праведницей? Почему Солженицын называет Матрену праведницей? Почему писатель называет матрену васильевну праведницей

    Чтобы ответить на вопрос, почему Солженицын называет Матрену праведницей, необходимо обратиться к его рассказу Матренин двор. Матрена Васильевна была не просто добрым, но очень светлым, незлобивым, независтливым человеком. Все, что она ни делала: помогала ли соседям, работала ли в колхозе - было с искренним желанием помочь, принести добро и ничего не попросить взамен. Никогда и ни на что она не жаловалась, даже на несправедливую обиду, а, тем более, на свою нелегкую жизнь. Матрена жила в ладах со своей совестью, хотя это приносило ей много огорчений. Именно таких людей автор считал праведными, иными словами, ведающими правду, на которых держится наша земля.

    Не надо быть святым, чтобы тебя считали праведником. Надо просто соблюдать некие общечеловеческие правила поведения, не делать и не желать другому зла, не требовать от других благодарности или понимания, не обижаться, быть счастливым своей жизнью, какой бы трудной она не казалась со стороны. На самом деле сделать это не просто, но это удалось Матрене Григорьевой из рассказа Матренин двор. В трудную эпоху коллективизации, когда жизнь на селе была не сахар, он сумела сохранить человечность, сумела жить в мире с реальностью и при этом сумела сохранить в себе веру в бога. Вынужденная выживать, даже тайком вывозить торф, самое хорошее, но недоступное простому колхознику топливо, она не ожесточилась, не стала завистницей и даже спасать она бросилась прежде всего фикусы, которые были живыми.

    Видимо, ответ на этот вопрос кроется в первоначальном названии рассказа А.И.Солженицына - Не стоит село без праведника. Героиня этого рассказа Матрна прожила свою жизнь, как бы не для себя, то есть праведно.

    Произведение Солженицына Матренин двор очень интересно показывает жизнь Матрены, очень точно подмечены все стороны ее жизни. Такие люди и есть праведники, которые живут жизнью других, помогают другим своим участием. В моей жизни есть такие люди, их нужно ценить при жизни.

    Солженицын считал Матрену очень светлым человеком, о чем писал в своих произведениях. Она старалась искренне помочь людям и всегда приносила добро. Матрена никогда ничего не просила взамен. Как считает Солженицын, такие люди называются праведниками.

    У Солженицына вообще, на мой взгяд, было свое видение мира. Правильное или нет, каждый решает сам. лично я не люблю книги Солженицына, потому как не отношу его к Миссиям. Но читала его семитомник, помните такой, на дрянной бумаге, а мягком переплете?

    Так там один из томов был посвящен рассказам Солженицына. В сборнике был рассказ Матренин двор о сельской женщине Матрене, посвятившей жизнь другим. То есть, героиня вела праведную жизнь.

    Матрена Григорьева -60-летняя крестьянка деревни Тальново, не работала в колхозе по причине болезни. Она помогала людям, ничего не требуя от них. Она много работала, взяла на воспитание дочь любимого человека Киру, но никогда не жаловалась и сохраняла приветливость и бодрость духа. Она попала под поезд, когда пыталась спасти вещи на санях, но при этом не хотела, чтобы она была обузой. Ей никто не помог.

    Солженицын тем самым показывает истинный русский характер, который все может вынести, все стерпеть и ничего не требовать взамен, именно эти качества делают человека позволили писателю сказать:

    Для начала нужно вспомнить, каких людей называют праведниками. В православии так когда-то называли святых, которые прославились нравственными подвигами не в монастыре, а в мирской жизни среди обычных людей.

    А кроме того, так говорят о простых людях, не святых, о тех, которые всю свою жизнь живут согласно христианской морали, которые во всех своих мыслях и поступках руководствуются принципами справедливости, честности, помощи ближним. Такие люди добры, бескорыстны, смиренны, готовы прийти на помощь другому даже в ущерб себе.

    Именно такой предстат в произведении Александра Солженицына Матрна. Это простая женщина с нелгкой судьбой, всю жизнь прожившая для других. Это праведница, без таких как она невозможно представить русское село да и вообще Россию.

Почему писатель называет главную героиню праведницей в произведении Матренин Двор?

Ответы:

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться. Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое. Она добра и приветлива: "И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам... ” Но не только колхоз, а любая.. . из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”. “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся. В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других. “...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”. ” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Длянеё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.) Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого! Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

«Без праведника не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

А. И. Солженицын

Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своём жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться в их поступки и находить в них скромную, часто неяркую, но по-своему неповторимую, удивительную красоту.

Это правда: не место красит человека, а человек — место. И неважно, кто этот человек — прославленный герой, гениальный учёный или простая крестьян-ка, которая и говорит-то на непривычном для нас диалекте.

Живёт в деревушке Тальново пожилая женщина Матрёна Васильевна. Исто-рию знакомства и недолгого общения с нею поведал нам герой-рассказчик, человек трудной судьбы, школьный учитель Игнатич, ставший её квартирантом.

Наблюдательный и гуманный писатель (рассказ автобиографичен) открыл в Матрене такую человеческую красоту, что решил назвать свой рассказ о ней очень многозначительно: «Не стоит село без праведника». Здесь очень важно слово «стоит». Матренин характер понят как нравственный фундамент, на котором «сто-ит, держится человеческая жизнь, и не только в деревне.

А. И. Солженицын, продолжая прекрасные традиции русской классики, — вспомним некрасовских Матрёну Тимофеевну, Орину, мать солдатскую, безымянную жницу («В полном разгаре страда деревенская»), тургеневскую Лукерью («Живые мощи») и многих других, — воссоздаёт незабываемый облик, неповторимую индивидуальность. Перед нами, как живая, предстаёт прекрасная женщина-праведница, носительница настоящей, а не надуманной народности, не оценённая, не понятая ни родственниками, ни односельчанами.

Матрёна Васильевна необразованна, книг не читает, бесхозяйственна, даже не очень аккуратна, но какая это чистая, светлая душа! Как правдива, добра, как отзывчива, а главное — как бескорыстна!

Нелегко живётся больной одинокой старой женщине. Сена для одной-единственной козы накосить негде. Ещё труднее разживаться топливом: продавать торф местным жителям было «не положено», вот и приходилось женщинам собираться группами для смелости и носить торф тайком в мешках. Тяжело Матрёне. «Спи-на у меня никогда не заживает, — признаётся она постояльцу. — Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда». К тому же страшно: вдруг задер-жат или придут с обыском. Кто защитит?

Ведь одна-одинёшенька осталась она на свете: шестеро детей умерли младенцами, муж с войны не вернулся. Но эта обездоленная женщина забывает о себе, откликаясь на чужую нужду, и помогает людям всегда бескорыстно. Ни одна пахота в деревне, ни одна уборка урожая не обходились без неё. Ни родственницам, ни соседкам не могла она отказать в помощи, часто отставляя для этого собственные дела. А как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на скудной песчаной почве никогда такого не бывало.

Ничего не имея, Матрёна умеет щедро отдавать. Она смущается, волнуется, стараясь угодить своему постояльцу, отдельно варит для него «картовь» покрупнее — это лучшее, что у неё есть.

Многое о жизни Матрёны мы узнаём от неё самой. О своей жизненной трагедии — оборванной любви, смерти детей, гибели мужа — она рассказывает спо-койно, смирившись со своей участью, не ропщет на судьбу. Более того, находит в себе душевные силы, чтобы воспитать, вернее, напитать материнской любовью Киру — дочь человека, которого любила когда-то. Кире отдаёт она горницу, хотя нелегко решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. Для неё самой это означает конец жизни, но не жалко ей «горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда ни добра своего не жалела Матрёна никогда», ведь вся она — не для себя, а для людей. Ключ к пониманию характера этой удивительной женщины даёт она сама, объясняя, почему, не дождавшись с германской войны Фаддея, вышла замуж а брата его, Ефима: «Мать у них умерла... Рук у них не хватало». Способность сострадать — высшее проявление человечности, и этой способностью Матрёна наделена с избытком.

Смирившись со своей судьбой, она живёт не как все: нарушает неписаные правила, сложившиеся устои трудной, а часто и жестокой деревенской жизни. Работая на других бесплатно, она не скопила имущества. Единственное в жизни пальто, перешитое из старой шинели, грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы — вот и всё.

Не оценили, даже осуждали её односельчане. «Не гналась за «обзаводом», — говорит золовка, — и не бережная, и даже поросёнка не держала... и глупая, помогала чужим людям бесплатно». Материал с сайта

Но те немногие, кто оценил чистую душу и человечность Матрёны, любили её. Сын Фаддея был очень привязан к своей тётке; безутешна после её гибели воспитанница Кира.

Погибла в результате несчастного случая... Да, это так, хотя это несчастье породили человеческая жадность, алчность, эгоизм — всё то, что самим своим существованием отвергала Матрёна.

Но праведники не уходят бесследно. Ведь если хоть одному человеку помогла эта жившая по совести труженица и бессребреница унять сердечную боль, очистить душу, значит, она уже праведница.

Матрёна оставила светлый след в душе Киры, своему постояльцу Игнатичу вернула веру в доброту и благородство.

Автор вовлекает читателя в размышления о том, что такое человеческая красота, которой была так щедро наделена Матрёна. «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей, — подчёркивает он. — Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему матрёна о своей жизни рассказывает игнатич
  • чем жизнь обделила обездолила матрену
  • найти п праведница матрена?
  • объясните слова автора: у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей
  • Почему автор называет Матрёну праведницей? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Трагизм жизни и судьбы Матрёны… Матрена – это главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». О судьбе главной героини нам повествует ее постоялец, который приехал в деревню, чтобы учительствовать. Здесь в Тальново он и поселился у старушки Матрены, которой было около шестидесяти лет. Из рассказа мы видим, что Матрена одинокая, но очень добрая, отзывчивая женщина. Она готова в любую минуту бежать на помощь к каждому нуждающемуся, бросив все свои дела.

У нее будет у самой зарастать огород, но она с удовольствием будет помогать на соседском огороде, при этом искренне радуясь их урожаю. Она жила бедно, каждый день ходила на работу, никого никогда не обсуждала, безвозмездно помогала всем и каждому. Не имея своих детей, она вырастила чужого ребенка, оставив ей в наследство половину дома и горницу. Именно воспитанница невольно стала причиной смерти Матрены, ведь, чтобы получить участок земли, нужно было что-то на нем построить, вот девушка и решает туда перевезти горницу. Как раз во время переезда, когда застряли сани на железнодорожном переезде, Матрена и погибает.

В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?

Отвечая на вопрос: «В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?», хочется сказать, что трагизм в самом времени, в котором родилась и жила эта женщина, которую автор называет праведницей, ведь, испытав столько горя, она не утратила своей человечности. Ее трагизм в нелегкой судьбе. Сначала война забирает жениха, затем и мужа. Сложное послевоенное время, голод, плохая медицина, а вернее, ее отсутствие, отнимает у нее ее деток, всех, а было у нее шестеро детей. Отсутствие зарплат, пенсии, тяжелый колхозный труд, соседское непонимание и осуждение. Все это вместе взятое и составляет трагизм жизни Матрены, которая к тому же еще и стала жертвой человеческой жадности, поплатившись за свою доброту и безотказность своей жизнью.

Рассказ очень интересен и знакомит нас с нелегкой жизнью прошедших времен, с жизнью людей в сложные годы.